Пикассо Любительница Абсента 1922

История одного шедевра: «Любительница абсента» Пикассо

Возможно именно он сидел за этим столом. В глазах читается чрезвычайная сосредоточенность на своих мыслях, на губах мелькает горькая саркастичная усмешка. Она задумчива и закрыта.

Весной 1914 годаПикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. На них газеты, спички, пустая бутылка. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. Непосредственной предшественницей «Любительницы абсента» послужила картина тогдашней звезды барселонского авангарда Рамона Касаса «Мадлен», привезенная им из Парижа (1892, музей Монтсеррат). Образ трагичен и одновременно чрезвычайно напряжён.

Картина «Абсент» просто преисполнена безнадежностью, которую в немалой степени усиливает блеклый колорит. Он сам охотно употреблял этот напиток, который вызывает в том числе и нарушения зрения. Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а самбокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Коническое основание бокала — шея.

Однако эта композиция не вполне удовлетворила художника. «Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название – «Аперитив». Во второй половине XIX века ее можно найти в работах Дега и Тулуз-Лотрека. Особое внимание может привлечь положение рук женщины.

Проблема алкоголизма, которая встала перед самим художником. В кафе «Четыре кота», где собирались молодые испанские авангардисты, часто обсуждались очень популярные во французском искусстве сюжеты, в частности, присутствие женщин в кафе («Интерьер кафе Четыре кота», Пабло Пикассо, 1899, частное собрание). Существует также предположение, что на своей картине Пабло Пикассо изобразил представительницу художественной богемы. Пикассо пока не переехал в Париж. Их объединяет одно – потеря надежды. Он взял свою прежнюю работу, относившуюся к 1900 году и, по-видимому изображавшую канкан (аналогией может служить – «Французский канкан», Пикассо, частное собрание) и замазал ее так, что случайно осталась только головка рыжеволосой танцовщицы.

Таким образом рюмка абсента на переднем фоне становится ключом к пониманию сюжета. Она вся съежилась. Картина находится в музее Ван Гога в Амстердаме, Нидерланды.

Любительница абсента, 
Пабло Пикассо, 1901

Любительница абсента, Пабло Пикассо, 1901

Оба одеты неряшливо, в особенности мужчина. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Она за ними не следит и они расставлены враскорячку. Картина необыкновенна по жестикуляции. Застывшее тело женщины только усиливает это впечатление.

Модель его разводит водой из бутылки, стоящей на соседнем столике. Какое-то тесное кафе на Монмартре. Эдгар Дега, автор картины «Абсент» изобразил своих друзей – актрису Эллен Андре (которая в жизни была вполне ухоженной женщиной, служила моделью и Ренуару и Жерве, танцевала в Фоли-Бержер) и художника Марселена Дебутена. Жест правой руки, обхватывающей плечо, Пикассо, по всей вероятности, позаимствовал у своего испанского современника Сантьяго Русиньоля, который воспроизвел подобный жест в «Морфинистке» (1894, музей Кау Феррат, Ситхес), показывая страдания женщины, сходяшей с ума.

Дебутен промотал свое значительное состояние известности как художник не получил и постепенно опускался. Их лица угрюмы. В 22 года его привлекает популярный сюжет, связанный с всеобщим увлечением абсентом. Столешница мраморная – это практично. В 1876 году часть импрессионистов отказались от посещения любимого кафе Курбе «Гербуа», где было слишком шумно.

Любительница абсента 
картина Пикассо

Любительница абсента картина Пикассо

Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. Кафе бедное: она сидит не на стуле (иначе была бы видна спинка), а на табурете. Коническое основание бокала — шея. Около мужчины высокий бокал с мазарганом. Весной 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. Новая композиция, несомненно, была связана с «Кафе в Арле» Поля Гогена, находившемся тогда в галерее Амбруаза Воллара. Картина написана осенью 1901 года в Париже и находится в Эрмитаже. Сколоченный из легких планок, «непрофессионально» сделанный подрамник снова пошел в дело.

Увлечение абсентом привело и к помрачению сознания в 1888 году, когда он отрезал себе ухо. Перед ней стоит, видимо, не первый бокал с мутновато-зеленоватым абсентом. Через окно виден уходящий человек. В своих грезах героиня чувствует себя комфортно. Во-вторых, колорит.

Они стали встречаться на пляс Пигаль в кафе «Нью-Афины». Во Франции предполагают, что впервые работа была выставлена на второй выставке импрессионистов под названием «Абсент». Тема одиночества изоляции и пустоты в кафе не нова. За спиной Любительницы стена, крашенная в два грязноватых цвета.

Описание картины 
«Любительница абсента»

Описание картины «Любительница абсента»

Картина до сих пор находится на этой исторической основе. Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. Этот напиток применялся, чтобы снять похмелье.

Во-первых, сюжет полностью обнажает психологию женщины. Он предоставлял зрителю вглядеться в те реалии, которые его окружали. Залог нескорого возвращения в реальность – полупустой бокал Напитка фей. Во взгляде отсутствует мысль, размышление, разум. Единственное украшение скудного интерьера – округлое зеркало в черной резной раме. Для картины «Любительница абсента» Пабло Пикассо нуждался в холсте, которого у него тогда, по бедности, не было.

Одна рука «Любительницы абсента» поддерживает подбородок – эта деталь перенесена из предыдущей пастели, а другая судорожно обхватывает плечо, так что вся фигура кажется сжавшейся в комок. Это дань моде. Пабло Пикассо подчеркнул эту особенность размытым окружением. Сразу видно, что мыслями женщина находится где-то далеко. Пабло Пикассо Любительница абсента (1901).

5 великих полотен, посвященных абсенту

Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre dabssinthe). Женщина загнанна в угол буквально и метафорически. Физиономически она не походит на двух прежних «любительниц». Простая, но изобретательная технология позволила добиться очень редкого живописного эффекта – особой матовости холста и сохранения его «зерна».

Он бывает здесь наездами из Барселоны. 73 x 54 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Он лаконичен.

Пабло Пикассо и 
его любительницы 
абсента

Пабло Пикассо и его любительницы абсента

Показать жизнь «красиво» художник не стремился. Это приводит к тому, что весь мир предстает в желтых тонах. Ее лицо сосредоточенно, ее взгляд как будто что-то изучает внутри себя. Холст, масло. Они имеет вид людей, отрешенных от действительности. На лице написано слабое подобие улыбки, сарказм, обреченность и усталость.

В 1887 году появляется картина Ван Гога «Натюрморт с абсентом». Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Лицо угловато, однако, обладает большей живостью, нежели остальная фигура, будто бы вылепленная из камня и неподвижно застывшая. Сама она словно галлюцинация, нечеткая и изменчивая. Он не смотрит на свою спутницу, его лицо одутловато от того, что он регулярно пьет. Ноги безобразно вытянуты вперед.

Картина «Любительница абсента» Пабло Пикассо имеет очень сильное эмоциональное воздействие. В ее лице читается жесткость и упрямство. Используя мотив Тулуз-Лотрека и Дега, Пикассо достигает в отличие от своих предшественников особой символической обобщенности и «знаковости» образа. Но в картинах молодого испанского художника еще пока не было чувства драмы. Дега поместил пару на наклонную плоскость.

Их уединенность подчеркнута композиционным построением. Место действия на картине Пабло Пикассо «Любительница абсента» обрисовано с исключительным лаконизмом. Средством послужила картина «Абсент». Над этим Пикассо просит поразмышлять самих зрителей.

Вторая рука, которая на картине непропорционально большая, обхватывает плечо. В богемном Париже двое страдают от одиночества, даже находясь рядом. Но в картине молодого испанца эта тема звучит с неведомым для его предшественников драматизмом, выраженным в емкой, лаконичной форме. Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а сам бокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы.

"Любительница абсента" 
Пабло Пикассо

"Любительница абсента" Пабло Пикассо

Здесь она отсутствует. Она никому не нужна, только абсент ее друг и утешитель. Даже при полном одиночестве вдвоем все же сохраняется внутренняя близость этих людей. Полотно лишено всего избыточного, лишнего.

Но интереснее другое. На столе стоит бутылка с водой и бокал с абсентом.

Любительница абсента, 
Пабло Пикассо

Любительница абсента, Пабло Пикассо