Пикассо Пабло Натюрморт

Картина Пабло Пикассо Натюрморт с тюльпанами продана за 41, 5 млн долларов на аукционе импрессионистов и современного искусства Sothebys в Нью-Йорке. Но хочется заострить свое внимание на картине Пабло Пикассо «Натюрморт» 1945 года. Картина Пабло Пикассо Натюрморт 2: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Назовите натюрморты Пабло Пикассо

Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Ина ней сияла луна (ее круг был чуть больше белого «пятака»– головы богини Ночи), чернели три «галочки» птичьих силуэтов иостролиста. В это время мастер создал такие выдающиеся полотна, как «Арлекин и его подружка» (1901, ГМИИ, Москва) и «Пьяница (Любительница абсента)» (1901, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ниже — самые характерные картины этого периода, в том числе и натюрморты с вином. Вещи вних чуть сдвигаются, колеблются, меняют абрисы. Однако Пикассо издесь ломает рамки восприятия, показывая в«Бегущих» столь заразительный порыв могучих гигантесс (композиция, включившая персонажей внапряженно сдвинутое погоризонтали открытое пространство морского пляжа, выстроена так, чтокажется иммала земля), чтоскромная поформату гуашь оказалась способной «отразиться» назанавесе кдягилевскому балету «Letrain bleu» (1924).

Абсолютно другим художник предстает после написания «Авиньонских девушек» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк). По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Балет длился восемь минут исостоял, фактически изтринадцати эпизодов. Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо). Смикшированные общей утонченной элегантностью решения, онинетотчасже прочитываются.

Не оставлял художник и манеры кубизма. Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год. Одна изглав во«всеобщей истории искусства Пикассо», написанной современниками мастера ипродолжающейся создаваться посей день спустя полвека после его ухода, носит название «Пробуждение античного источника (1918–1923)». В самом деле современники считали подобные произведения некими «черными иконами», которые, хотя и составлялись из обычных хозяйственных предметов, но существовали исключительно для потребности художника в самовыражении. И совсем иным предстает Дали в композиции «Натюрморт в лунном свете» (1928, Центр искусств королевы Софии, Мадрид). В«голубой период», принесший молодому художнику первую популярность, воспоминания омифической Элладе проникают вего творчество ввиде беглых набросков (как, например, четыре рисунка1902–1903года сизображением амазонки, хранящиеся вбарселонском музее Пикассо) иликак шутка.

Леонардо да Винчи, Рембрандт, Караваджо. Один из силуэтов — эбеновый — кларнет, а кофейный, с прожилками дерева — скрипка. В этот период даже портретные работы Пикассо напоминают натюрморты, а фигуры становятся неким подобием механических монстров, словно созданных из отполированных, гладко выточенных деталей: «Сидящая купальщица» (1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Фигуры на берегу моря» (1931, Музей Пикассо, Париж). Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). 1900-1904 называют «голубым периодом» в творчестве Пикассо, поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах. Тримифологических эпизода, сочиненных покровителем антрепризы графом Этьеном деБомоном (.

Справедливо отметив, чтоПикассо редко давал названия своим произведениям, А. Г. Костеневич всеже подробно исследует «генезис исмысл» этой картины Пикассо. Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия). Пожалуй, более всего челлиниевской ифьорентиниевской античностью веет отизысканных графических листов самого начала 1920-х («Трикупальщицы наморском берегу», «Трилежащие напляже обнаженные», «Купальщицы» идр. ). Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц русской труппы. Рассерженная публика была возмущена оформлением. Успешный торговец произведениями искусства XIXвека Розенберг, темнеменее имел всвоей коллекции натюрморты Шардена, которые демонстрировал всобственной галерее, находящейся пососедству сдомом, гдевто время жил Пикассо икоторые, безусловно, покоряли испанца своим совершенным мастерством исочетанием среди изображаемого предметов какдревности, таки«сегодняшней» повседневности. Пикассо использует колорит, основанный на теплых, почти солнечных оттенках.

Отец Сальвадора имел большую библиотеку, где было множество книг по искусству. Формат этой работы овальный, что дает возможность художнику не думать о верхе и низе произведения, а также о заполнении углов. Разница очевидна винтерпретации пластики персонажей.

После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). Отметим, – вкоторый раз мы возвращаемся кпривычной терминологии. Их челюсти злобно оскалены, а острые конечности угрожающе вскинуты вверх. Третьяже серия исполненная позаказу Амбруаза Воллара для«Неведомого шедевра» Оноре деБальзака, – служит своего рода отражением мысли Сабартеса: вофортах поддержаны излюбленные мотивы Пикассо– «художник имодель», «мастерская художника», сприсутствием, вомногих листах, античной статуи, (которую подчас возможно интерпретировать какреальную мужскую фигуру) илискульптурной головы. Такаяже эволюция впредпочтениях прослеживается ив отношении другой сферы деятельности: иллюстрацию каквид искусства он нежаловал, считая, что«заказ» ограничивает креативные потенции художника. Гитара.

Образ скрипки в этой работе формируется уже самой овальной границей картины. Ав контексте психологии пола того времени женщина охотно сравнивалась сдеревом ибо«бесхитростная древняя метафора подразумевала, что, подобно растению, ейположено оставаться наиболее надежным биологическим началом». Он был не только живописцем. После освобождения. В 1922 году художник оставил Россию и уехал за границу.

Метка: пабло пикассо 
натюрморты

Метка: пабло пикассо натюрморты

Однако стоит согласиться ис логикой В. А. Крючковой, которая усматривает вхудожественном процессе Пикассо, аналитически «разрушающего» впечатления отвизуальной картины, воспринятой глазом изапечатленной-впечатленной-впечатанной всознании– сохранность «первозданного образа, егонеустранимости изразрушенной картины». Ему пришлось срочно выехать из Германии и возвратиться в Россию. 1925–1926 годы были ознаменованы для Пикассо встречей с сюрреалистами. Персонажи этих полотен изображены за столиком в кафе. Ягоды выглядели такими реальными, что хотелось протянуть руку и взять их. Купальщицы Они поженились в 1918 году.

Но уже тогда его рисунки, а также методы их создания шокировали зрителей. Зачем повторяться. Искусству следует искать новые пути в будущее. Игральные карты.

  1. Натюрморт Пикассо и другие работы
  2. Описание картины «Натюрморт с сыром»
  3. Картина Натюрморт 2 Пабло Пикассо
  4. Пабло Пикассо, картина Натюрморт с компотом и бокалом
  5. Пикассо, "Натюрморт с плетеным стулом"

Набор вещей молодого человека, представителя парижской богемы начала века. Но другое название картины — «Кубистический автопортрет» — говорит о том, что художник действительно представил автопортрет, расслаивающийся на холсте на множество профилей. Из всеобъемлющей концепции выбивается лишь череп золотистого оттенка. Скажем кместу, чтоименно эта работа стала всвою очередь образцом дляземляка Пикассо, начинающего художника, такразнообразно впоследствии использовавшего античные мотивы напротяжении всего своего творчества.

В 1945 году Дали вновь возвратился к прежней теме, написав еще одну «Корзинку с хлебом» (Музей Дали, Фигерас). Утренняя газета. Логика новаторов проста. изхрама Аполлона вАнакторионе. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Перед черепом расположен неожиданно экстравагантный предмет, то ли ведерко, то ли горшок.

Пьеро изображенный вфас, воткинутой руке держал смычок какволшебную палочку, адругой прижимал к«шее» скрипку. Так возникает атмосфера уютной, наполненной светом комнаты. Классические мотивы претерпевают под кистью художника экспрессивные деформации. После окончания ранних, «цветных», периодов творчества и вплоть до 50-х годов, то есть на протяжении почти полувека, Пикассо уже почти не пишет людей с вином – ни жанровых сцен, ни портретов.

  • Натюрморт с тюльпанами Пабло Пикассо оценили в 41, 5 миллиона
  • «Натюрморт стюльпанами» Пабло Пикассо продан 41, 5млндолларов
  • Натюрморт в творчестве Пабло Пикассо
  • Наиболее известные работы Пабло Пикассо, написанные им в ранний период (до 1900)
  • Работы «голубого» периода (1901-1904)

tienne deBeaumont), были исполнены встиле «живых картин» ипредставляли собой своего рода набор пластических поз (собственно таковым ибыл подзаголовок– «Poses plastiques en trois tableaux»), создавая впечатление перелистывания кадров моментальной фотосъемки. Позднее, в 1928 году, Дали писал: «Пора свести счеты со стерилизованной геометрией, холодной геометрией сухих инкрустаций и плоских объемов в духе Джорджо Моранди, со всеми его натюрмортами из которых выкачан воздух во славу постоянства памяти».

Казалосьбы, этим исполненным затаенной силой телам впроизведениях его «монументального классицизма» несвойственно наслаждение порывистым движением, энергией взрыва, всвоей весомости они способны лишь нарепрезентативную статику. Книга. Ине только из-за преданности обоих художников античным персонажам, образы которых несут многозначную смысловую нагрузку, напряженно-щемящего чувства меланхолии, нои из-за игры сперспективой итаинственной открытости пространства, предполагающего внем возможное сценическое представление-действие.

  1. Работы «розового» периода (1904 — 1906)
  2. Работы «сезанновского» кубизма («Африканский» период) (1907 — 1909)
  3. Работы «аналитического» кубизма (1909-1912)
  4. Работы «синтетического» кубизма (1912-1917)

Создавая «Гернику», Пикассо писал множество отдельных мотивов и сюжетов этой композиции в виде небольших рисунков и картин. Композиция «Харчевня (Окорок)» (1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург)— натюрморт исполненный в виде ресторанной вывески. Плоскости обнаруживают переменные ракурсы (избегая, впрочем, демонстрации ребер, какэто бывало раньше, апотому рождая впечатление странной развертки стереоэффекта). Адля Шарля Дюллена впарижском театре Ателье он делает эскизы декораций дляпостановки «Антигоны» Софокла впереработке Жана Кокто.

Есть предположение, чтоименно эти эскизики предназначались для«Антигоны». Изображение становится более целостным, гармоничным, цветным и декоративным. Стоит обратить внимание наживописную манеру полотен 1906года сизображением «куросов», почти монохромных, вкоторых превалирует терракотовая цветовая составляющая какв фигурах, такив фонах. Однако, несмотря навсе старания, произведение, вспоминал Пикассо, получилось уродливым». В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо.

  1. Работы периода неоклассицизма (1918 — 1925)
  2. Работы периода сюрреализма (1925 — 1936)
  3. Работы военного времени (1937-1945)
  4. Работы послевоенного периода (1945 — 1960)
  5. Работы позднего периода (конец 60-х — 1973)
  6. Где родился Пабло Пикассо: первые шаги гения

Почти половину полотна занимает атлет, на другой половине колеблется девочка посреди безжизненного пейзажа, словно тонкий стебелек, с поднятыми вверх, похожими на тонкие ветви, худыми руками. Иесли возникла возможность связать эту руку сфигурами «Рабочего иколхозницы», нелишним будет вспомнить, чтокомпозиция Б. М. Иофана, воплощенная В. И. Мухиной, была вдохновлена раннеклассическими «Тираноубийцами». Норман Мейлер, создавший литературную биографию молодого Пикассо, приводит свидетельство Фернанды Оливье, подруги ранних парижских лет художника, отом, что«Пикассо нелюбил театр емутам было скучно». Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950).

дон. э. Всамом конце «розового периода» Пикассо обращается кпростым благородным пропорциям ипосле угловатых, деформированных фигур вего творчестве отмечается тенденция кнекоторой идеализации форм человеческого тела, чтопозволило номинировать эту стадию как«классическую» или«неоклассическую», атакже «розовым классицизмом». В это время Пикассо увлекается натюрмортами и наделяет их глубоким философским значением. Вотличие отмасштабного полотна «Триженщины уисточника», накотором персонажи изображены внатуральную величину, веще одной картине этого времени натуже тему– «Триженщины уфонтана» используется маленький формат.

Каретников, вышедшая в 1967 году. Сохраняя туже, чтоив натюрморте, схему боковых кулис, открывающих бесконечную глубину пространства, живописную материю «Флейты Пана» художник полностью лишает декоративного наполнения. Так, «Домик в саду» трехмерен и осязаем. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства). Он занимался организационной и педагогической работой. Брак Пикассо с Ольгой, заключенный по испанским законам, не мог быть расторгнут. Вершиной аналитического кубизма считается «Портрет Амбруаза Воллара» (1909–1910, ГМИИ, Москва). Скорее всего, эти натюрморты тоже не писались с натуры.

Художник по-своему трактует привычные художественные мотивы, основываясь на фрейдистских идеях и собственном понимании бессознательного («Призрак Вермеера Дельфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория мебели-пищи)», 1934, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида «Археологическая реминисценция Анжелюса Милле», 1934–1935, частное собрание). Палитра художника становится более светлой, а линии — плавными и легкими. Постепенно черствеющий нарезанный хлеб, как будто внезапно появившийся из окружающего мрака в корзине на смятой салфетке, застыл, как стекло, в лучах яркого света. В 1920 году Шагал переехал из Витебска в Москву. Выразительность графики подчеркивалась широкими пластами цветных заливок.

Реалист видит форму только с одной точки, кубист видит ее сразу отовсюду. Кажется, будто об этой картине Аполлинер писал в одной из своих поэм: «Маленький дух без признаков плоти — каждый подумал». Искусствоведы склонны рассматривать сюжет картины в качестве вариации на тему vanitas («суета сует»), распространенную в работах старых мастеров. Пикассо вслед за Бодлером хочет «воспеть славных псов которых всякий гонит от себя, как заразу, кроме бедняка, цыгана и уличного акробата, которому они сотоварищи и поэта, который смотрит на них взглядом собрата». Кроме эротизированных трактовок, отразивших втом числе «навязчивую концепцию femme fatale», нередко встречалась иморализаторская символика. Ихотя было отмечено, чтобарселонские академические штудии Пабло Руиса демонстрируют нетолько «техническую одаренность» юноши, нои некоторое пренебрежение «кидеализированным классическим канонам, устанавливающим пропорции человеческого тела», всеже скажем, чтосреди множества других сохранившихся рисунков, более похожих набеглые, подчас карикатурные зарисовки именно эти штудии демонстрируют очевидное владение формой ипространством, тоесть– художественным мастерством.

  1. Вино в африканский/сезанновский период
  2. Самые известные работы африканского периода
  3. Вино в аналитический период кубизма
  4. Самые известные работы аналитического периода

Вероятно, этот предмет, по-французски называющийся jarr, то есть «глиняный горшок», является посвящением литератору с созвучной фамилией — Альфреду Жарри. Еще мгновение и он превратится в драгоценный камень. Увлечение дивизионизмом ощущается в картине «Купальщицы в Эс Льяне» (1923, частная коллекция). Ивоссоздает ситуацию какв прикладном творчестве, такив художественных Салонах конца XIX– начала ХХ века, накоторых «бродили» «целые команды» нимф, втом числе ипопулярнейших дриад.

Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Одна изженщин визящном повороте направляет веточкой маршрут краба, другая внимательно следит запроцессом. Дробит, рассекает на блоки, плоскости и грани. После нее у художника были еще музы – Дора Маар и Франсуаза Жило (они прожили вместе 10 лет и родили двоих детей), Жаклин Рок (на которой художник женился).

  • Самые известные работы синтетического периода
  • Картина Пабло Пикассо Натюрморт с тюльпанами продана
  • Пабло Пикассо: последние новости
  • В Киеве работают 190 легальных елочных базаров
  • На Бориспольской трассе грузовик врезался в маршрутку, шесть человек пострадали (ФОТО)
  • Киевлян стали навещать подозрительные личности со странными вопросами

Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет. Так, осенью 1901 года Пикассо исполнил два знаменитых полотна — «Арлекин и его подружка» и «Любительница абсента». В композиции «Компотница с гроздью винограда и разрезанная груша» (1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург) использован вертикально наклеенный кусок бумаги, который представляет фарфоровую компотницу снизу приклеена выкройка из серой бумаги. Оно словно является откликом на стихотворение Бодлера: «Я воспеваю грязного пса пса-комедианта».

Вовремя Первой мировой войны намонпарнасской улице Шельшер, вдоме 5-бис, гдетогда жил Пикассо, молодой ивосторженный поэт Жан Кокто сзакрытыми глазами поднимался полестнице, «избегая тем самым зрелища больших гипсовых отливок парфенонова фриза, являвших собой здешнее постоянное художественное оформление». Этот духовно близкий Пикассо человек неожиданно и безвременно умер. Как бог. И собирает заново. Одной из первых работ данного цикла стала «Скрипка» (1912, ГМИИ, Москва). Художник в это время усиленно анализирует форму, раскладывая её на отдельные составляющие элементы, показывает их одновременно с разных точек зрения, предлагая зрителю проделать самостоятельную «сборку» целостного образа.

В «Авиньонских девушках» Пикассо смело использует резкие деформации и жесткие изломы. Он подходил к холсту или листу бумаги и немедленно начинал на нем импровизировать. Собственно варьируются исами композиции. Теме корриды был близок образ чудовищного Минотавра, в котором Пикассо видел воплощение подсознательных инстинктов человека и стихийных разрушительных природных сил (офорт «Минотавромахия», 1935, Музей Пикассо, Париж рисунки и гуаши с изображением Минотавра (1935–1936).

В 1921 году у Пабло и Ольги родился сын Поль, однако их брак счастливым не назовешь. Это полотно восходит к творчеству Карло Карра и Джорджо Моранди. Нои метафизические фантазии деКирико оказываются родственными этому произведению. Здесь он объявил о своей приверженности к католической религии и создал несколько проникнутых мистическим чувством композиций на религиозные сюжеты — стилизации в духе барочного искусства («Мадонна де Порт-Льигат», 1950, частное собрание «Христос Хуана де ля Круса», 1951, Художественная галерея и музей, Глазго «Тайная вечеря», 1955, Национальная галерея, Вашингтон).

Способность художника клукавому «перевертыванию» содержания, квнутреннему перевоплощению делают логическим, казалосьбы, случайный приход Пикассо втеатр. В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931). Вспециализированном тексте вполне можно былобы пренебречь упоминанием о«школе» учебной, оначальных обязательных идобровольных упражнениях, еслибы во«взрослом» творчестве Пикассо невозникали явные реминисценции тех учебных гипсовых фрагментов икопий признанных шедевров, словно подтверждая странное свойство мастера всвоем новаторстве удерживать впамяти все впечатления, которыми одарил его Господь. Живописная «Студия сгипсовой головой» (1925) кажется перегруженной деталями. Речь идет обиллюстрациях к«Метаморфозам» Овидия (1930–1931) ик «Лисистрате» Аристофана (1934). Образы, созданные Сальвадором Дали, поражают своей абсурдностью. Вту минуту я абсолютно явственно видел ее, онавыходила совсем какАфина изголовы Зевса.

  1. Убийство охранника Порошенко в Киеве: Прокуратура сообщила о подозрении боксеру-собачнику
  2. В Киеве мужчина поссорился с подругой и спрыгнул с балкона многоэтажки (ВИДЕО)
  3. Мужчина сгорел заживо в собственном магазине под Киевом
  4. На Харьковском массиве в Киеве из окна выбросился 27-летний мужчина (ФОТО)
  5. Киеву трудно будет пережить зиму из-за крайней изношенности тепловых сетей – эксперт

Ранняя форма кубизма (1908–1912) называется аналитической. Новые веяния психического автоматизма и «конвульсивной красоты» в полной мере проявились в таких его произведениях, как «Мастерская модистки» (1926, Национальный музей современного искусства, Париж), «Большой натюрморт на круглом столе» (1931, Музей Пикассо, Париж). Хорошо известно, чтоколлеги, уяснив хищный дар Пикассо кхудожественной абсорбции, сбольшим неудовольствием относились кего посещениям собственных ателье, опасаясь быть «разворованными».

Такова «Компотница с виноградной гроздью и грушей» (1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Композиция составлена из бутылки абсента «Перно» и рюмки, поверх которой положен кусочек сахара, стоящих на овальном деревянном столике. Брак говорил: «В начале всего — контакт с Сезанном. Натюрморты становятся объемными почти скульптурно. Лишь одеяние Аполлона напоминало тунику, нобелокурые парики артистов, короткое платье идлинные перчатки Венеры вовсе некопировали греко-римские «реалии».

В это время самыми крупными его работами являются «Мастерская в Калифорнии» (1956, Музей Пикассо, Париж), «Весна» (1956, Национальный музей современного искусства, Париж), «Бухта в Канне» (1958, Музей Пикассо, Париж), «Утренняя серенада» (1965, Малый дворец, Женева), «Кавалер с трубкой» (1970, Музей Пикассо, Париж). Подобные приемы уже говорят о переходе художника к кубизму. Кроме постановок «Андромахи», «Икара», «Послеполуденного отдыха фавна», отметим «Эдипа-Царя» 1947года.

  • В Киеве на известного экономиста было совершено нападение перед эфиром на
  • Описание картины Пабло Пикассо «Натюрморт с плетеным стулом»

Причем вкаждом из15 эскизов этот глаз рисуется по-разному. К чему добиваться этих различий однообразными мазками масляной живописи и пытаться «передать» видимое через множество мучительных и риторических условностей: перспективу и т. п. На полотне отразилось впечатление мастера от события, потрясшего весь мир, — бомбардировки немецкой авиацией небольшого испанского города Герника. В семье было четверо детей, Пабло был старшим.

Розовый период «Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более теплую гамму. Мужское иженское начала оказываются исплавленными иразведенными вфеерии перетекания исобеседования форм ицвета. работ. Художник никогда не имел заранее намеченного плана. Вчастном собрании хранятся десять кроков Пикассо «вантичном стиле».

Этовременное пристрастие красноречиво подтверждается иобстоятельствами, связанными скражей испано-римских статуэток изЛувра иприсвоением таковых впоисках «путеводной нити кэтому искусству, одновременно варварскому иантичному». Бутылка вина. Пабло Пикассо также занимался керамикой, скульптурой, графикой и дизайном. Творчество Пикассо было ему вподдержку.

Натюрморт Пикассо 
и другие работы

Тринадцатисекундная интродукция включала появление фанерной Ночи, окруженной кружочками звезд, выход актеров– Аполлона иВенеры, которым Ночь уже «уготовила сцену нежности», любовную сцену вокружении персонажей знаков зодиака. Подобное обстоятельство, естественно, не могло оставить живописца равнодушным. Своей кульминации новый художественный метод достигает на полотне «Авиньонские девицы» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), где резкие деформации знаменуют собой переход к кубизму. Ваза с фруктами. Традиционное европейское поклонение женской красоте, «вечной женственности» иопасение таковой модифицировалось Пикассо, превратив объект впугающе примитивного идола, ставшего индикатором эпохи. Ольга и Пабло формально оставались мужем и женой вплоть до смерти Ольги в 1955 году.

Один изтаких рисунков индийской тушью набумаге «Туалет Венеры» (1923, частная коллекция) был положен воснову живописной «Флейты Пана»: Пикассо лишь убрал изкомпозиции фигуры Венеры иАмура, оставив два персонажа. Пачка табака. В это же время Дали создает произведения, где формы наслаиваются друг на друга и образы получают неоднозначное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт, Лондон «Возникновение лица и фруктовой вазы на пляже», 1938, Уэдсворт, Атенеум «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). Особенно выразительной представляется работа «Семья бродячих акробатов» (1905, Национальная галерея, Вашингтон), которая буквально пронизана ощущением одиночества и отрешенности несколько странных персонажей, облаченных в артистические костюмы среди безлюдных пустынных дюн. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. Эти образы сами по себе являются протестом против безжалостной агрессии.

–Когда начинаю серию подобных рисунков, – объяснил Пикассо, – тонезнаю сам, останутсяли они просто рисунками илиперейдут вгравюры, литографии, даже вскульптуры. Партитура. Старый коньяк. По Делакруа (1955) Менины.

В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Сальвадор доставал насекомых из древесины и заменял их плодовыми червями. Все в этих композициях символично.

Интересны импровизации художника на темы старых мастеров и картин, ставших классикой мирового изобразительного искусства: «Алжирские женщины» (по Делакруа, 1954–1955), «Менины» (по Веласкесу, 1957), «Завтрак на траве» (по Мане, 1959–1961), «Похищение сабинянок» (по Давиду, 1961–1962), «Турецкая баня» (по Энгру, 1968). Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Смещаются оси, наплывают друг надруга силуэты. Таковы «Композиция с виноградной гроздью и грушей» (1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Человек с трубкой» (1914, Музей Пикассо, Париж). Всерии эскизов небыло композиций, схожих стой, чтоон делал какучебную работу вначале своего творческого пути, но, темнеменее, более известное вистории искусства подобие именно той старой (аточнее сказать– образец длянее) возникает впрямой ассоциации усовременного автора: «Скульптура Человек сягненком (1943) будет лучше всего символизировать это христианское воплощение образа Мосхофора». Она– художник ипервая вряду изображенных художниц вего последующем творчестве. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже.

Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо. В этом году словно произошло перерождение Пикассо. В. А. Крючкова отмечает: «Егоантичные сюжеты проистекают неиз хранилищ воображаемого музея, неиз ностальгических путешествий впрошлое, аиз наблюдений напляжах Лазурного берега иНормандии (добавлю отсебя илетнего Динара вБретани 1922года. – Н. Г. ). Следующий период его творчества отмечен дружбой с художником Жоржем Браком. Вероятно, вподобных упреках была своя справедливость.

Лапидарная геометрия каменных архитектурных кулис, (еще ярче ивыразительней читаемая благодаря крупному формату полотна)– классицистическая схема трех планов вголубой перспективе, фресковая сдержанность палитры исовершенно внятная структурность объемов, втом числе ител обнаженных юношей, музицирующего намногоствольной флейте идругого, внимающего мелодии, обнаруживает сложный сплав архаических, классических, классицистических идаже кубистических интенций. На стекле — синяя надпись «Ресторан».

Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. К концу 1908 года настроение «скорби последних дней» сменяется ясной созерцательностью. Нопраздник прерывается «похищением Прозерпины» Плутоном иХаосом, уносящими ее наколеснице (эта последняя, каки фигура девы илошадка выглядели какарабески ибыли сделаны изгнутых ротанговых прутьев) взагробныймир. Варианты их поз заставляют вспомнить «Больших купальщиц» Сезанна, ноболее– «Турецкую баню» Энгра. В натюрморты.

На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано». Даже контрастное сочетание белоснежного лица бюста, легкой (посравнению с«Бюстом ипалитрой») брутальности его черт степлотой карнации идевичьим обликом скульптора создает определенную уравновешенность. После женитьбы наОльге Хохловой Пикассо принял предложение Поля Розенберга стать его маршаном. Но«оживший кубизм» насцене, даеще всочетании сзанавесом, накоторый Пикассо вывел всех своих излюбленных персонажей розового периода– арлекина, гитариста, жонглера, маленькую акробатку, аеще белого крылатого коня Пегаса сподвязанными крыльями, вызвал недовольство исобратьев-художников, посчитавших такого рода участие втеатральной постановке изменой строгим принципам кубизма, работой напотребу пресыщенной буржуазной публики. Кажется, что на пространстве стола происходит встреча двух пар — глиняной (приземистый горшочек под крышкой и простая глиняная крынка) и стеклянной (изящный графинчик и треугольный поррон).

15-гоже июня 1924года врамках программы «Парижские вечера» вТеатре деля Сигаль состоялась премьера балета Эрика Сати «Меркурий» сдекорациями икостюмами Пикассо впостановке Леонида Мясина. Интересны композиции «Три музыканта» (1921, Музей современного искусства, Филадельфия) и «Танец» (1925, Галерея Тейт, Лондон), где накладываются одна на другую цветные плоскости. Идола, который, повыражению Георгия Чулкова, «рухнул начеловека ираздавил его своей каменной бессмысленной тяжестью». В этой удивительно красивой картине уже заметно стремление к новому — сюрреализму.

Изображать максимально реалистично на холсте форму, цвет и свет мы уже умеем. — Скрипка. Накартине, которую он назовет «Видение Майорки», Пабло изобразил Себастьена созерцающим скалы, принимающие формы профилей античных мудрецов илител обнаженных женщин, сладострастно раскинувшихся наберегу». Голубой период. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ.

В композиции присутствуют всего три предмета и три плоскости. Серия рисунков «Триграции», появившаяся из-под пера Пикассо в1923году, стала своего рода подготовительным этапом к«Меркурию». Однако, казалосьбы искомая гармония взрывается широкими иррегулярными цветовыми планами. Площадку первого акта Пикассо оставил абсолютно пустой. В подобные «витражные» произведения, названные так из-за сильного и гибкого темного контура, делящего пространство картины на крупные планы, мастер включает элементы натюрморта, создающие и концентрирующие настроение полотен. А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). Малага.

Родился в Малаге 25 октября 1881 года. Полотно теряет свойство обособленности, его границы (границы искусства) размываются. Дали писал: «Когда я покажу вазочку кружащейся в пространстве вместе с веером и фруктами, цветной капустой, птицей, бокалом, бутылкой из которой изливается содержимое и ножом напротив окна, а за окном будет простираться бескрайняя морская гладь, покрытая зыбью, когда я выставлю руку, сжимающую в пальцах рог носорога, — все это будет означать, что я решился и начал постигать пространство-время путем созерцания левитации, которая разрушает энтропию». Мягкие, расслабленные формы идеальных эллинистических пропорций фигур женщин, каки их лики сподчеркнуто «греческими» профилями, придают изображению настроение, далекое отнесколько напряженной сосредоточенности живописного полотна. В это время он полностью определился со своими художественными пристрастиями. К тому же появилась фотография. Прослеживая лишь нанекоторых примерах линию учебных «воспоминаний» ихотражений изглубин памяти впоследующем многосложном профессиональном творчестве, всеже обязательно следует сказать о«Гернике».

Впредыстории вопроса– античность какобразец (прежде всего, – ввиде набора гипсовых слепков) исследуемая юным Пикассо врамках традиционной художественной школы. Фрагменты человеческих тел соединены с неживыми предметами. Примером таких композиций служит натюрморт, хранящийся в Эрмитаже, — «Компотница, фрукты и рюмка» (1909). В то же время растения больше похожи на искусственные восковые цветы, которые обычно делаются провинциальными ремесленниками.

Герои этих жизнерадостных полотен — циркачи и бродячие актеры, музыканты и влюбленные («Зеленый скрипач», 1923–1924, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк «Акробаты», 1926, частное собрание «Новобрачные у Эйфелевой башни», 1928, частное собрание «Акробатка», Национальный музей современного искусства, Париж «Влюбленные в сирени», 1930, частное собрание, Нью-Йорк). Руки героини и, возможно, чересчур длинные хрупкие пальцы не нарушают гармонии облика. То, что я искал, было совсем другое». Наиболее интересной представляется композиция «Кларнет и скрипка» с ее черным планом, отступающим за коричневый, связанный с ним небольшим кремовым квадратиком.

Ив этой «Студии» ив других работах натотже мотив комбинации предметов слегка трансформируются, ногипсовая голова царит вбольшинстве постановок. Художника привлекает женская нагота, простая, как само понятие «женщина». Пикассо, как и прежде, предпочитал работать сериями: «Жаклин в профиль» (1959), «Художник и модель» (1963–1965), «Художник» (1964), «Мушкетер с трубкой» (1968). В 1935 году у Мари-Терез родилась девочка, которую назвали Майей.

Пятнадцать карандашных кроков– эскизов декорации кпостановке поСофоклу (сценическая интерпретация Пьера Бланшара) сохранили нам идею планировки сцены. Впрочем, Гертруда Стайн подвпечатлением отлаконизма художественного языка оформления «Меркурия», орнаментальной гибкости проволочных конструкций играфики занавеса вспомнила окаллиграфии, которой вто время Пикассо увлекался чрезвычайно. Здесь же был выполнен его «Живой натюрморт» (1956, Фонд Морзе, Кливленд), где предметы (стакан с вином, бутылка, нож, вазы, фрукты) по воле воображения автора парят над столом так же, как летящая над водой ласточка. В 16 лет он вернулся в Барселону и организовал собственную студию. Поверному замечанию Яна Гибсона, «некоторые элементы натюрморта Пикассо, всвою очередь напоминавшего натюрморты Шардена Атрибуты искусства, прямо перешли наполотно Дали» (речь идет ополотне двадцатидвухлетнего художника «Композиция изтрех фигур (Неокубистическая штудия)» 1926года).

Ав предыстории этих рисунков следует упомянуть, чтов1922году вПариже был издан труд Саломона Рейнаха «Репертуар греческой иримской живописи» стонкими графическими прорисовками античных композиций. Таким образом, каждый компонент коллажей Пикассо становится метафорой и иносказанием. Словно вголландском натюрморте XVIIвека, где«мертвая натура», «тихая жизнь» содержит послание vanitas иповседневность этого натюрморта Пикассо оказывается чреватой предшествующей ибудущей драмой, аккумулирует вариации смыслов. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида. Родился Пабло Пикассо в Малаге (Испания), 25 октября 1881 года.

Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис.

В щелях старой двери жили древоточцы. Символы давно прошедшего времени предстают на полотне «Постоянство памяти (Мягкие часы)» (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Самому мэтру было тогда 45. Что же касается «Пьяницы», то здесь сюжет приобретает особенно универсальный, поистине обобщающий и символический аспект, который концентрирует в себе зеленый абсент в рюмке, — зеленая горечь и скорбь. Мандолина. Иневозможно вывести формулу немедленной его рефлексии нанепосредственные впечатления.

Сальвадор Дали, каки его кумир Пикассо, навсю жизнь сохранит верность «теням далеких предков» изантичного прошлого. И– знаменитую певучую «энгровскую линию». Силуэты артистов словно колеблются, что вызывает у зрителя ассоциации с дрожащим пламенем свечи или вьющимся побегом растения («Актер», 1904, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Девочка на шаре», 1905, ГМИИ, Москва «Семья акробатов с обезьяной», 1905, Художественный музей, Гётеборг). Освещение становится «пластичным», день сменяет ночь, тени создают параллельную реальность, множат образы-обманки.

Статические позы танцовщиков были инспирированы этрусскими барельефами иросписями. В подобном ключе исполнена и еще одна, более ранняя картина — «Кубистическая фигура» (ок. Всцене купания нимф сочетание строгого квадра бассейна ссоседствующим изящным, плавно изогнутым силуэтом сосуда создает своего рода эстетику пуризма. Меркурий демонстрирует новый танец, втягивая вдействие присутствующих, егомагические жесты «изобретают» буквы (персонифицированные, разумеется), которые подключаются кобщему веселью.

После Октябрьской революции художник был вовлечен в бурную жизнь изменившейся страны. Одинаково показан поворот голов человека и животного, ритмы композиции синхронны. Один из замечательных образцов натюрмортов — «Букет цветов в сером кувшине и бокал с ложкой» (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Но не сложились и отношения Пикассо с Мари-Терез. Вероятно, это полотно много значило для самого художника, который по прошествии пятидесяти лет писал: «Хлеб по природе своей гетерогенен, ему ведь приходится терпеть и литургическое надувательство со стороны корзины и конвульсивный анархизм драпировки». Натюрморты этого времени легки и образуют несложную композицию («Горшок, рюмка, книги», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. В произведениях периода синтетического кубизма (1912–1915) мастер начинает широко дополнять живописные элементы графическими изображениями — разнообразными буквенными надписями, цифрами, нотами или рисунками игральных карт.

Воображение помогало художнику создавать необыкновенные композиции, в которых счастливые пары взмывают в воздух («День рождения», 1915, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Над городом», 1917, Третьяковская галерея, Москва «Прогулка», 1917, Русский музей, Санкт-Петербург). Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве.

Вся группа вещей показана развернутой в манере Сурбарана. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). Подобно всем амбициозным художникам того времени, Пикассо мечтал попасть в Париж. В этом произведении сочетается аскетизм Сурбарана и условность византийской иконописи. Живопись «Скульпторши» также строится навнутренних парадоксах.

ВМузее Пикассо вБарселоне хранится штудия «левой руки» исполненная какучебное задание в1894году вЛа-Корунье. В ранний, парижский или «голубой», (1901–1904) период творчества он исполнял работы под несомненным влиянием импрессионистов — А. Тулуз-Лотрека, П. Сезанна, П. Боннара, Э. Дега. Несмотря на то что композиции подобных «черных икон» составляют не мистические или аллегорические предметы, а самые обыденные, привычные в хозяйстве, они, несомненно, созданы в результате потребности самовыражения. Таковы «Сидящая купальщица» (1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Фигуры на берегу моря» (1931, Музей Пикассо, Париж). По Мане (1960).

Трубка. Русский кубист Алексей Грищенко писал об этой картине: «С удивительным мастерством разрешена новая концепция картины, где формы предмета, глубоко переработанные художником, построены в ясную, стилистически завершенную и живо волнующую композицию где живописью введены и конструктивно спаяны аналитически добытые элементы в одно неразъединимое, синтетическое целое где перспектива дана реально глубинными сечениями предмета, где каждый кусочек холста вышел из-под руки настоящего живописца». В1917году Сергей Дягилев пригласил его создать декорации икостюмы дляпостановки балета «Парад». Вживописных композициях «Двамальчика» (1906) стоящий персонаж ассоциируется исследователями сдвумя мраморными луврскими торсами куросов середины VIв.

По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Девочка на шаре Отец Пикассо был преподавателем живописи. Буквы, пересекающие ее, представляют собой рекламные надписи, которыми оформлено стекло кафе, представляющее собой задний план натюрморта. Итогом творческих исканий живописца стала его «Композиция с черепом» (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Формы этих персонажей кажутся вырубленными мощными взмахами прямых линий, с моделировкой «насечкой». Нои всреде новаторов, впоследствии получившей наименование «Парижская школа» (сначала какнеофит, апотом каклидер, когда его собственное творчество стало одним изважнейших ее составляющих, аон сам– центральной фигурой европейского модернизма), Пикассо продолжает постоянно пересматривать потенциал классического языка используя его суниверсальным разнообразием. Скульптурная голова накартине, какбы обозначая границы реальности, неотбрасывает тени, вотличие отостальных предметов встудии ифигуры самой молодой женщины, нов упомянутом натюрморте «Бюст ипалитра», гордо представляющем атрибуты искусства, несмотря натуже явную плоскостность изображения, тень появляется.

Он сделал большой вклад в развитие различных направлений изобразительного искусства, живописи в частности. Если вы помните эпизод с авангардным портретом главного злодея из детского фильма «Принц Флоризель», то это отсылка именно к этому периоду творчества Пикассо. Цветовая гамма в основном серая, зеленая, охристая. Он очень рано проявил способности к рисованию. Центральная тема трагедии обозначается вобразах захватывающе ясных икрасноречивых.

Себастьяна уДали». 31см) карандашный рисунок сфризовой композицией изпятнадцати фигур купальщиц. Также, как, очевидно, «Испанка сострова Майорка», отрешенная отгруппы остальных персонажей наполотне «Семья комедиантов» изнью-йоркского Музея современного искусства, была вдохновлена античными изображениями женских фигур скувшинами, такив открывающем цикл очередного классицистического периода полотне «Триженщины уисточника» (1921) сего статуарными, ав складках одежд даже– архитектурными формами, ещераз проявляется потребность приобщиться кпрекрасной утопии (ноне всегда идиллии) античных образов, внесуетной обыденности, животно-непринужденных ивеличественно человечных даже вбытовых сюжетах.

Эти произведения действительно воспринимались как некие религиозные откровения. За всю жизнь он создал порядка 20 тыс. В 1907 году Пикассо 26 и он работает с Жоржем Браком.

Обычная, ничем не примечательная жизнь провинциальных городков и деревушек трансформируется в необыкновенное, чудесное зрелище, где предметы и человеческие фигуры как будто парят в пространстве («Крестьянская жизнь», 1925, галерея Олбрайт-Нокс, Буффало «Петух», 1929, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Как для Жоржа Брака, так и для Пикассо учителем натюрморта являлся Поль Сезанн. Типичным образцом подобных композиций можно назвать полотна «Ольга Хохлова» (1917, Музей Пикассо, Париж), «Сидящий Арлекин» (1923, Национальный музей современного искусства, Париж). Сначала он жил в Берлине, а в 1923 году переехал в Париж. Его персонажи настолько суровы и монолитны, что заставляют вспомнить библейские образы старых мастеров — Сурбарана и Риберы.

В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Я не знаю более страшной картины, чем эта натюрморт Пикассо». Здесьже– идостаточно массивные слепки руки иноги. Что же касается предметных деформаций, то о них замечательно написал С. Аксенов: «Пикассо смотрит в упор на свои предметы так близко, как смотрят на лицо любовницы».

Лишь всередине черного бархатного задника высилась сначала плоская схематическая конструкция, совмещающая всебе ложе ибиоморфную фигуру Ночи, азатем вертикальная «колонка» извосьми неровных широких цветных плашек, создававшая впечатление зыбкого видения лунной дорожки наводе. В ранних произведениях художника отразился интерес к различным направлениям в искусстве. Нет, просто вино переместилось из сферы живой натуры – в сферу «мертвой». Это произведение «Голубого периода» передает испытываемое человеком острое одиночество во враждебном мире, где на искреннюю любовь способны только матери, дети и животные. Напиток символизирует непонятость, отверженность Арлекина как художника-творца.

Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Своеобразной репетицией такого строя композиции можно трактовать «Окно» (1919), объединившее внатюрморте приемы синтетического икриволинейного кубизмов изящество ритмики вперепевах узоров решеток итени сясностью средиземноморского классицизма визображении морского горизонта воконной перспективе. Он возвышается на столешнице мощного неуклюжего комода с выдвижным ящиком и кажется завораживающе живым: во все стороны цветы раскинули свои «уши» и «глаза», а их лиственные аккорды громко звучат в аскетической и строгой атмосфере испанского фона.

Ноеще в1918-м наотдыхе вБиаррице он создает небольшой (23. Художник находился в Берлине, когда началась Первая мировая война. Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). Замечательно полотно «Мальчик с собакой» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1906 году лирический «Розовый период» сменяется монументальностью и обобщенностью мощных форм. «Подробности» оконного обрамления здесь уступили места пилонам.

Ипонял, чтонакартине ей неместо онадолжна стать статуей. Кажется, что мастер просто зачарован подобной нежизненностью восковых растений. Однако невозможно непривести аналогию между «Девочкой сголубем» Пикассо иантичными статуэтками, рельефами, росписями мальчиков идевочек сголубями, посвященными Афродите-Венере, стольже бережно итрогательно-нежно прижимающих птицу кгруди. Это «Коррида» (1934, частное собрание), «Коррида. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Он является одним из основоположников направления в живописи – кубизма.

Любовь и женитьба в 1915 году на Белле Розенфельд, ставшей главной моделью художника, способствовали появлению картин с фигурами влюбленных («Зеленые любовники», после 1914, частное собрание, Москва). Пишет Пикассо и свои излюбленные натюрморты с гипсовыми античными слепками, которые кажутся героями классических драм в модернизированных постановках («Натюрморт с античной головой», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж «Мастерская с гипсовой головой», 1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Иабсолютно определен (ровной линией горизонта) «гений места» вдругом рисунке– «Лежащая женщина иПан играющий насвирели» (1923). Подготовка кпостановке «Парада» проходила вРиме. В 1950–1960-е годы мастер продолжал активно работать. Это на самом деле поразительно. С1905года античные реминисценции подспудно, новсе чаще проникают втворчество Пикассо.

И вот уже там его – предостаточно. Женский персонаж Пикассо в«Дриаде» представляет собой поистине антитезу салонным приличиям исодержательным и, всвоей грубой первобытной утрированности, – формальным. В духе фовизма исполнено полотно «Ярмарка в день Святого Креста Господня» (1921, Музей Дали, Фигерас). И, главное, – наделенных естественной уверенностью ипростотой.

Портвейн. Пикассо здесь увлечен новым взглядом на материальный мир сквозь сложные призматические преломления, контрастом между прозрачностью стекла и плотностью дерева. У него было огромное количество последователей.

Это — каминная полка, где расположена сама компотница и визитная карточка художника. Даты деяния определены. И, конечноже, тому способствует «событие», зафиксированное врисунке. Это было более чем влияние, это было посвящение в таинство.

Например, каждое из 58 полотен «Менин» (все — Музей Пикассо, Барселона) представляет собой моментальный снимок, остановившийся на миг в непрерывно меняющемся сознании кадр, а также каждый раз новое прочтение художником великого Веласкеса. Вероятно, это, по мнению художника, просто фантомы, когда они не наполнены. Герника и отличающийся мрачностью.

(Бокал – любимый предмет. 1927, Музей Дали, Фигерас). Воздействие античной скульптуры натворческие формулировки Пикассо, наобновление его художественного языка оказывается водном ряду свлиянием мэтров постимпрессионизма идругими значительными источниками новых идей. Его живописные портреты начала 1920-х годов изящны и напоминают о графичности Энгра. В 1900 году Пикассо в первый раз попал в Париж. Формы перетекают одна в другую и из темноты рождаются ускользающие образы-символы.

В результате их сотрудничества сложилось новое направление в живописи – кубизм. Грацииже превращались втри родственные Ночи конструкции, похожие накуколки насекомых сподвижными палочками-шеями ималенькими, круглыми головками.

Таким изобразительным прологом-эпиграфом инспирированным методом синтетического кубизма иобозначенным Пикассо как«Музыка» (отсылающая калхимическому символу «искусство музыки»), обусловливались истилистика будущего действия ифактически заложенная внем программа. Более того, подполукруглой рамой обозначен еще один полукруг, чуть ниже первого, подобно краю века.

Таковы «Две обнаженные» (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Сидящая обнаженная» (1906, Национальная галерея, Прага), которым свойственна тяжеловесная иберийская или негритянская пластика. Кубизм. В простой и объективной манере исполнен натюрморт «Горшок, рюмка и книга» (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Тоже самое можно сказать иоб оконной раме. (Через несколько лет в«Сюите Воллара», в«Метаморфозах» такая линия станет главным выразительным средством. ) Женская фигура вмастерской доэтого произведения уПикассо обычно служила моделью, здесьже она– врабочей одежде цвета той спецовки, которую обычно носил сам мастер. Ихотя парадоксальным образом внабросках этого года нет ниодного, свидетельствующего овиденном, опосредованные впечатления отразятся всюжетах иформах спустя совсем немного времени втак называемом «помпейском» периоде. Из них мальчик и черпал свои первые знания. Семенов (секретарь Дягилева. – Н. Г. ) организовал поездку вПомпеи, вовремя которой Кокто непрерывно фотографировал сохранившиеся мозаики, аПикассо, рискуя жизнью, забирался наруины, чтобы вблизи рассмотреть античные фрески». В Испании мастер написал также целый ряд полотен исторической и мифологической тематики («Атомная Леда», 1949, Музей Дали, Фигерас «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958–1959, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида).

После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов. Непосредственноели ежедневное впечатление отэтих классических фрагментов иливоспоминания обучебных штудиях (посвидетельству самого художника, онникогда ничего «неотпускал» изсвоей памяти) трансформировались вего творчестве вустойчивые мотивы сфрагментами античных гипсов. Внутри этого гигантского глаза ипротекает действие.

Античной основой вдохновения подобных композиций можно предположить скульптуры Парфенона. Вероятно, молодой художник прекрасно знал и метафизическое искусство Джорджо Де Кирико. Внатюрморте «Бюст ипалитра» Пикассо изображает похожий древнеримский мужской бюст сбрутальными чертами лица, чтоив композиции «Скульпторша». Композиция исполнена внутренней динамики, построена на игре контрастов и ритмическом единстве.

В 1906 году лирически прозрачный «розовый» период художника ушел в прошлое и на его полотнах появились монументальные обнаженные фигуры. В 1904 он окончательно обосновался в Париже. Натюрморты воссоздают конкретную и реалистичную вещественность той эпохи. «Флейта Пана» стала определенным итогом (иливариантом. ) поисков нового живописно-структурного языка этого периода, наиболее органично объединившего лаконичную значимость фрески искульптуры.

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). Контакты с сюрреализмом. Яков Тугенхольд так сказал об одном из натюрмортов Пикассо: «Бутылка на столе так же значительна, как религиозная картина». Замечателен натюрморт Пикассо «Букет цветов в сером кувшине и рюмка с ложкой», где пышный букет напоминает о полотнах Руссо Таможенника: такая же вызывающая экзотичность и таинственность. Вфинальной части в«доме Бахуса» пировали (представляя сцену какпародию накостюмированные балы вдоме деБомона) Меркурий, Плутон, Прозерпина, нои философ иПульчинелла (Полишинель), незаявленные влибретто, нопоявившиеся впрограммке.

Подобная зримая метафора была в свое время разъяснена как поэтический образ Гарсиа Лоркой: он «основан на взаимообмене обличьем, назначением и функциями различных предметов природы и ее идей». Как в «Пьянице», так и в «Арлекине» Пикассо понял смысл спиртного, во-первых, как способ сублимации и замены отвратительной реальности призрачной внутренней духовностью, во-вторых, как идентичность алкоголя и «проклятых» артистов (например, Аполлинер, близкий Пикассо по духу, назвал один из сборников своих стихов «Алкоголи»), в-третьих, напитка прозрения и глубочайшей меланхолии. К тринадцати годам он уже освоил академическую программу. Сама гипсовая голова господствует впространстве, множится из-за падающих теней ицветных плоскостей «подсветки», придающих чертам лица самые разные выражения. Спустя два года появился абсолютно непохожий на прежние натюрморт «Корзинка с хлебом» (1926, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида, США).

На первом плане находится лимон, нож и вилка — на скомканной салфетке. Он свободно меняет пропорции и ракурсы, в результате чего большие фигуры оказываются расчлененными на отдельные фрагменты («Женщины, бегущие по пляжу», 1922 «Флейта Пана», 1923, обе — Музей Пикассо, Париж). Дягилев предложил ему обновить задник кбалету «Послеполуденный отдых фавна» (1922).

Таковы картины «Две обнаженные» (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Сидящая обнаженная» (1906, Национальная галерея, Прага), «Гертруда Стайн» (1906, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В 1948 году Дали вернулся на родину, в Испанию. Смерть тореро» (1933, Музей Пикассо, Париж). Испанский художник Сальвадор Дали родился в городке Фигерасе (Каталония) в семье нотариуса. Одному только ему посвящены десятки живописных работ, хватит на отдельную обширную подборку. ) Предлагаем сейчас проследить эволюцию «винного» натюрморта «с участием» бутылок и бокалов в живописи Пикассо периода кубизма, 1907-1917.

Вэтотже год создаются рисунки пером итушью, как, например, получивший наименование «Двеобнаженные иПан играющий насвирели», гдерядом сиграющей насвирели лежащей мужской фигурой расположились длинноногие богини. Формы скрипки, ритмически дробясь, постепенно расходятся к краям картины. Даже перевалив за восьмой десяток лет, Пикассо продолжал энергично работать. «Портрет Абруаза Воллара» недаром всегда называли шедевром психологического реализма.

Мастер говорил: «В то время я работал совсем без всякой модели. Такое «диалогичное» обращение ксредиземноморской традиции было вовсе неспонтанным, призывы кее возрождению «впротивовес северной исходили изкружка французских литераторов, ккоторым был близок Пикассо». Так и в Натюрморте главенствуют преимущественно синие и сиреневые тона.

Образование живописца Дали получил в Мадридской академии художеств. На полотнах Дали зритель видит чудовищные фантасмагории, устрашающие фигуры («Мрачная игра», 1929, частное собрание, Париж). Бокал.

Наподготовительном рисунке этого времени (около 1906года, чернила, бумага, частная коллекция) эфебу приданы автопортретные черты лица, выражение которого схоже спочти акварельной прозрачности, предположительно инспирированным типажами фаюмских портретов автопортретом тогоже года, носделанным маслом. Вероятно, это объясняет красочную живописность его поздних работ и стремление создавать большие серии, где можно зафиксировать отдельные моменты, выхваченные из бесконечно льющегося творческого потока. О сути своих предметных композиций сам Пикассо высказался так: «Бутылка на столе так же значительна, как религиозная картина», вероятно имея в виду драматизм окружающего пространства («Зеленая миска и черная бутылка», «Бидон и миски», обе — в 1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Впрочем, абсолютно очевидно главное: Пикассо никак неиллюстрирует здесь сюжет «изXVIIвека», аскорее используя Бальзака, дает свою интерпретацию мифа оПигмалионе, охудожнике, пытающемся проникнуть взагадку таинства творения. Такпрописаны-прорисованы даже изящные черты лица девушки.

Ав парижском Музее Пикассо– егоэскизы кзаказанной стенописи дляпавильона Испании наВсемирной выставке 1937года, созданные еще добомбардировки Герники, тема которых– мастерская художника ина одном изэскизов мы вновь узнаем сжимающую, вданном случае «серпастый» и«молоткастый» инструмент, руку, превращенную всимвол сопротивления («нопасаран» интербригадовцев). Впарижском Музее Пикассо хранится рисунок углем 1922года двух фигур, Дионы иАфродиты, свосточного фронтона афинского храма, привычно дляхудожника плотных ивесомых. В самом центре Пикассо разместил роскошный розовый окорок. Более того, подобное соединение «вечных ценностей» савангардной художественной лексикой, пожалуй, должно было послужить основательной мотивацией ксозданию серии. Произведение условно и его характер напоминает каноничность византийских икон или строгость натюрмортов Сурбарана.

Действие Пикассо рассчитал поминутам. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Разгневанный Цербер преследовал его. Новый художник не отображает реальность, он анализирует ее, разбирает ее на части. Его мечта сбылась в 1900. Картина «Столик в кафе (Бутылка Перно)» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) была исполнена весной 1912 года.

Мир балета не мог не оказать влияния на дальнейшее творчество художника. Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Явление обозначено. Приэтом, несмотря наусловность техники, вкомпозиции больше жанровости, нежели вживописной «Флейте Пана».

Нагладко положенных слоях краски видны продольные следы длящихся движений кисти, еетупого конца. Именно в этом городе он увлекся керамикой. «Выступлениям перед полупустым залом Дягилев предпочел экскурсии поокрестностям. Как часто повторяет Пикассо, художник работает «не с натуры, а подобно натуре». В то же время чередование пустот и планов в пейзажах этого времени напоминает принципы, часто использующиеся в жанре натюрморта.

В 1917 году художник посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке Сергея Дягилева.