Питер Брейгель Старший Безумная Грета 1562

Картина Безумная Грета Питера Брейгеля старшего

1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

В написанный на пергаменте латинский текст введены пять страниц на португальском языке. В этом музее есть одно произведение, единственно ради которого следовало бы прийти сюда. Он любил жену Майкен и своих сыновей.

Конечно, некоторые результаты представлены уже сейчас. Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Все картины Питера Брейгеля этого периода творчества впечатляют сознанием достоверности происходящего и евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель.

В этом музее есть одно произведение, единственно ради которого следовало бы прийти сюда. Это правило, конечно, действует всегда, но здесь – как результат целенаправленных усилий. Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот. В картине «Игры детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») Брейгелем изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества.

Толпы живых устремляются в устрашающего вида лаз, на поднятой крышке которого тоже крест. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: «Триумф смерти» (Мадрид, Прадо), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), «Безумная Грета» (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), «Битва израильтян с филистимлянами» (или «Самоубийство Саула», Вена, Музей истории искусств).

Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. Своим главным предметом они сделали творческий процесс, попытавшись понять, что именно происходило в голове у художника, буквально посмотреть на картину изза его плеча.

безумная грета (Питер 
Брейгель Старший)

безумная грета (Питер Брейгель Старший)

Дулле Грит (Безумная Грета). Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). Но где же здесь Икар. Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем.

На таких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Обращение Павла», «Рождество», на гравюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. также Суета сует).

Ад начинается в человеческом сердце. Брейгель хорошо знал его работы, применив этот метод «опредмечивания» в «Стране лентяев» из Мюнхенской Пинакотеки. Во всяком случае именно об этом с нами хочет поговорить музей и та же фигура обнаруживается еще в двух вариантах на гравюре «Гнев» из цикла «Смертные грехи». Но её фигура комична.

Прозрачная сфера имеет множество символических значений, но в данном контексте, вероятно имеется в виду суетность жизни (известна фламандская пословица: Чтобы пройти сквозь мир, человек должен согнуться). Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. На этом основании картину относят к аллегориям Перевернутого мира (см. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он создал картину «Битва Масленицы и Поста», представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок.

Питер Брейгель Старший 
Безумная Грета 1562

Питер Брейгель Старший Безумная Грета 1562

Картина «Крестьяне у очага» датирована 1556 годом и 15 апреля, как если бы художник запечатлел событие, действительно имевшее место в его жизни. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Таким образом, в 1561—1562 годах Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композицию, которая в косвенной форме отражала конкретные общественные конфликты своего времени.

Двадцать девять листов заполнены миниатюрами с различными сюжетами, взятыми из Ветхого и Нового завета и из «Жития святых». На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище.

Питер Брейгель Старший 
«Безумная Грета» 
 (1562)

Питер Брейгель Старший «Безумная Грета» (1562)

Вместе с ними над бревиарием работал Ян Провост (1465—1529). Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Брейгель оказался свидетелем наиболее диких действий толпы. Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме.

Картина «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей» -- последняя картина Питера Брейгеля. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы («Сумрачный день», Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, музей Метрополитен). Неизвестно, послушалась ли рассудительная Майкен – но скорее всего – да. Изображение показывает искаженную интерпретацию поведения людей во время войны. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе.

Каждая из этих картин и особенно «Игры детей», является ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. Умерли родные, сгорел дом. Мы уже упоминали о разностороннем характере собирательства Ф. Майер ван ден Берга.

Различные пороки — скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. — воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках («Фламандские пословицы», 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. «Охотники на снегу» (нидерл.

Семь небольших миниатюр расположены на листах с текстом и изображают католических святых. Картина «Искушение св. Искусство великого художника из Гертогенбосха породило много последователей. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. И вместе с тем вы ясно чувствуете тот яд холодной горечи и отвращения, которым была полна душа мастера.

Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Так, в Несении креста многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена). Она поняла, что мир будто перевернулся вверх тормашками. Ад начинается в человеческом сердце. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график.

Безумная Грета ок 
1562, 117х162, Музей 
Майер ван дер Берг,

Безумная Грета ок 1562, 117х162, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен

Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в Притче о слепых (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В картине «Охотники на снегу» (или «Декабрь», Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. Его источник – эгоистическое сознание или безумие.

Полная противоположность этим картинам – Крестьянский танец (1568). Мы видим Грету, которая, не обращая внимания на все, что творится вокруг идет к своей цели. Они спят, дремлют или просто отдыхают, грезят, устремив мечтательный взгляд в облака. В прославленных Слепых (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. Только в согласии с природой, постигая ее могучий мировой ритм, может добиться успеха человек – иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного Икара. Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящено изображению природы, деревни и ее жителей безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ.

  1. Безумная Грета – картина Питера Брейгеля об ужасах войны
  2. «Безумная Грета» Питера Брейгеля Старшего раскрыла свои секреты реставраторам
  3. Питер Брейгель Старший — Безумная Грета
  4. Описание картины Питера Брейгеля «Безумная Грета»
  5. Безумная Грета (Сумасшедшая Мэг) — Питер Брейгель Старший

Но это не спасение: огромный ящик – словно мышеловка Смерти. Схожая тенденция прослеживается и в изображении библейских персонажей.

В серии картин Месяцы (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Музей Майер ван дер Берг, Антверпен. Одна из таких гравюр известна под названием «Большие рыбы пожирают маленьких» (внизу рисунка подпись на латинском языке: «Grandibus exigui sunt pisces piscibus esca», то есть дословно «Маленькие рыбы служат пищей для больших рыб»).

Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) совершенно закрывает его лицо. Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Земля кишит странными созданиями, которые проделывают нелепейшие движения. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

  1. Первую в истории масштабную ретроспективу Питера Брейгеля Старшего устраивают в Вене
  2. БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ, ПИТЕР (, ) ЧАСТЬ 1
  3. Картины на темы фламандского фольклора
  4. Энциклопедический словарь (2009) БРЕЙГЕЛЬ ПИТЕР СТАРШИЙ
  5. Художник Питер Брейгель Старший
  6. Питер Брейгель – Безумная Гретта

Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» -- обе в Музее истории искусств, Вена). Брейгелем восхищался Бертольд Брехт.

Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Питер Брейгель Старший «Безумная Грета» (1562) Дерево, масло. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. В статье «Эффект очуждения в сюжетных картинах Брейгеля Старшего» великий немецкий драматург пишет: «Если Брейгель и приводит в равновесие свои противоречия, он никогда их не сглаживает унего нет также разрыва между трагическим и комическим, трагическое несет в себе элементы комического, а комическое – оттенок трагизма».

  • Питер Артсен – Крестьяне у очага
  • Безумная Грета (картина) Информацию О
  • Общееколичествопросмотровстраницы

В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Влияние Иеронима Босха ясно чувствуется в творчестве Брейгеля. Сама земля служит им мягкой постелью. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Так из-под его кисти выйдет произведение «Безумная Грета» иногда встречающееся под названием «Сумасшедшая Мэг».

Безумная Грета – 
картина Питера Брейгеля 
об ужасах войны

И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии. На горизонте за пастухом (в котором можно увидеть намек на Доброго пастыря) видна ветряная мельница -- символ Фортуны.

1485-1524). Тут же имеется и история о женской эмансипации: «Безумная Грета», вооруженная мечом и в латах сражается с адским чревом, а рядом женщины побивают мужчин, которые на проверку оказываются монстрами. Как и все его картины, она очень яркая и жизнерадостная по колориту. Последний год кажется наиболее вероятным для времени ее появления.

Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Картина «Перепись в Вифлееме» -- яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. вы можете запросить все в системе с коробкой. В Королевском музее изящных искусств в Брюсселе находится одна из самых замечательных работ Брейгеля, которая называется «Падение Икара» (1558).

Некоторые приемы босховской живописи – большой размер холста и мелкий – фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля (Нидерландские пословицы, Игры детей, Безумная Грета, Битва Поста и Масленицы), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Антония» создана Хейсом в 1577 году и представляет собой великолепную по живописному выполнению копию композиции Босха, находящуюся в Лиссабоне. Впрочем, это всего лишь осколки истины, добытые с миру по нитке. Они заняты своим тяжелым трудом, который является каждодневным подвигом. Полные света и воздуха пейзажи Брейгеля – как и у его духовного наставника Босха – контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур, охарактеризованных остро схваченной позой, живым поворотом фигуры, социально типичной одеждой. Сохранились Вавилонская башня (1563) и Малая Вавилонская башня (ок.

В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Около 1564г, Антверпен. Одна из таких картин называется «Охотники на снегу». «Страна лентяев» -- сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. Под видом «Переписи в Вифлееме» (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в «Избиении младенцев» (1566, Вена, Музей истории искусств) — нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине. Однако это довольно узкое истолкование произведения.

Картина полна покоя и умиротворения. Мы уже упоминали о разностороннем характере собирательства Ф. Майер ван ден Берга. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. 1658) зритель ощущает, что художника увлекает именно их безликость.

Отсюда эпическая широта повествования. Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Картина Питера Брейгеля «Страна лентяев» является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов.

Картина с изображением нидерландских пословиц – «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», – включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. Из-за плохо читаемых последних трех цифр надписи картина датируется от 1562 до 1566 года. В залах музея находятся произведения современника Брейгеля— Питера Артсена. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в «смеховой культуре» (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности -- качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце». По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ -- «Крестьянский танец».

картина Безумная Грета, 1562. Собственно, обозначившаяся еще в начале века тяга к реалистической конкретизации творческого метода, слившись с глубокими философскими воззрениями художника, принесла грандиозные плоды. Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину. Есть в такой трагедии что-то особенное.

Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Изображённые Брейгелем персонажи не ужасаются, увидев виселицу, они давно к ней привыкли. Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой.

Двадцать девять листов заполнены миниатюрами с различными сюжетами, взятыми из Ветхого и Нового завета и из «Жития святых». Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Войны, зарева пожаров, разрушение и нищета обрушились на эту землю. Их укачивает легкий ветерок сиесты.

Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. В трактовке образов богоматери и Гавриила заметно влияние Герарда Давида. Взгляд художника оказывается на одной оси с заходящим солнцем. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. «Охотники на снегу» (нидерл.

Однако влияние Брейгеля куда шире. 117, 4 х 162 см Музей Майер ван ден Берг, Антверпен, Бельгия В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Простая бедная женщина по имени Грета потеряла все: семью, дом, нехитрый скарб.

На заднем плане справа вздымается стена адскогопламени. В XVI веке у него было немало последователей, в том числе Питер Хейс (ок. И это безразличие убивает. В «Самоубийстве Саула» открылся пылающий пейзаж на заднем плане – восстановить его нельзя, но в рентгеновских лучах видно, какой была работа на самом деле.

Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Картина «Крестьяне у очага» датирована 1556 годом и 15 апреля, как если бы художник запечатлел событие, действительно имевшее место в его жизни.

Обезумев от отчаяния, она собрала в узел последние вещи, прихватила чудом уцелевшую сковородку и, вооружившись подобранным у неизвестного погибшего мечом, бросилась прочь из порочного города, где охваченные страстями люди превратились в ужасных монстров. Даже год его рождения, 1525, взят довольно условно. Так проходили годы ее жизни, пока одна бытовая, казалось бы абсолютно незначительная, мелочь ни вывела ее окончательно из себя. Данная работа в некоторой степени превосходит фантасмагорию в творчестве Иеронима Босха. Не лучшая тактика для нападения.

В Безумной Грете (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Настоящим завещанием стали его картины. Примечательно, что «Обезьяны» – это само по себе брейгелевское размышление о том, что представляет собой работа художника. Он был приобретен в 1898 году на аукционе в Лондоне за 35 500 франков.

Художник в картине «Битва Масленицы и Поста» создает всеобъемлющую сцену народного веселья. Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей – насекомыми, паразитирующими на их коже). В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине Сорока на виселице (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает.

Выросший в низинных землях Голландии, Брейгель увидел Альпы и это его потрясло. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Jagers in de Sneeuw) — картина Питера Брейгеля Старшего. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников – Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Группа охотников, уходящих от переднего плана вглубь, вносит энергичное движение в заснувшую, затихшую природу. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр).

В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). В его картинах появляются новые ракурсы и новое пространственное ощущение. Питер Брейгель очень высоко ценил картину «Сорока на виселице» и завещал ее своей жене Мейкен Кук. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился.

1563). Венский Музей истории искусств представляет ретроспективу Питера Брейгеля Старшего слоганом «Лишь раз в жизни» и это тот случай, когда обычные рекламные эпитеты – грандиозный, беспрецедентный, неповторимый, – разом и уместны и недостаточны, чтобы описать масштаб события. Впрочем, в музее имеется еще одна работа художника—«Двенадцать пословиц», любопытная характерным для Брейгеля тяготением к фламандскому фольклору и так часто встречающемся у него стремлением к образному живописному воплощению мудрости народных изречений, правда преподанных со свойственным художнику острым юмором. Тот же принцип в основе картины «Игры детей» (в незаконченной серии «Четыре возраста человека») : перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы – своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина «Падение Икара» (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Сохранность произведений такова, что они едва ли смогут пережить еще одно путешествие. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок.

И хотя Брейгель находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны – между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Армия скелетов выставила щиты в виде гробовых крышек с крестами. Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. Очень ярко процесс создания работы показан на примере небольшой берлинской картины «Две обезьяны». Особенно – кража сковороды.

Под фигурами крупными буквами по-фламандски написано: Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах (предполагается позднейшее происхождение надписи). Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители – фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Одинокая, всеми покинутая и опустившаяся Грета как-то по утру не смогла отыскать сковороду, чтобы приготовить себе поесть. Он малозаметная деталь в замечательном пейзаже. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Обращение Савла Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Картина «Морской бой в гавани Неаполя» или «Неаполитанская гавань».

Для этого необходима была лишь решимость, а ее у Греты ее было с избытком. Но из-за своего масштаба миниатюра была неспособна уделять внимание личности человека. Словом, Грета решила объявить войну своей судьбе. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ванден Берг).

Но Брейгель видит в народе главное — энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия — и находит в наблюдениях над его «трудами и днями» разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Скорее, его заслуга и немалая, в том, что он прокладывает новый путь в искусстве. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом. Но на картине нет ни мифических существ, ни чертей, ни демонстрации людских страданий. Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета и также изобилует зловещими босховскими персонажами. Но, увы, подобные испытания не проходят даром: Грета лишилась остатков разума. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции.

Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, «Неаполитанская гавань» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), гравированные Иеронимусом Коком рисунки. Если вы сравните эту работу с «Кухаркой»в брюссельском музее, то станет ясной иная задача Артсена, здесь им решаемая. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей.

Мир спокоен и вечен. Картина «На пути в Египет» или «Пейзаж с бегством в Египет». Эти вопросы пока остаются без ответа. Их тела образуют приятную для глаз гирлянду. Приблизительно в середине 1540-х годов Брейгель переезжает в Антверпен, где обучается в мастерской у Питера Кук ван Альста, личного придворного живописца императора Карла V. Позже, переехав с семьей в Брюссель, он начинает работу над картиной, которая отобразила бы в саркастичной форме его личное отношение к происходящим событиям. Удается ли это ему сделать—это спорный вопрос.

Сюжет картины был наполнен личным осуждением человеческого безумия, алчности и жестокости. И название Нидерланды переводится как «низменные земли». Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568).

Он же сознательно упрощает не только выбор предмета изображения, но и его трактовку. Питер Брейгель, говорят, умел молчать. Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций.

Исследовательский инструмент для специалистов. На мосту происходит бессмысленное избиение друг друга охваченных тем же инстинктом женщин. Выше: что вы искали. Эти идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559 Берлин) и «Битва Масленицы и Поста» (1559 Вена, Музей) и особым образом в картине «Игры детей» (1559 Вена, Музей).

Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Фигура эта еще более причудлива, нежели Грета. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Хотя вряд ли это могло бы послужить успокоением для Греты осатаневшей от нищеты. Источник сюжета -- Евангелие от Матфея (15, 12-19).

Все было дико, несправедиво, неправильно. Все дело в том, что испанцы запрещали долгие народные гуляния, а фламандцы и голландцы всячески нарушали эти запреты и именно эту историю рассказывает Брейгель. Нидерландские пословицы. Искусство великого художника из Гертогенбосха породило много последователей.

Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив «Калек» (1568, Париж, Лувр). Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет). Все это рано или поздно исчезнет.

В Триумфе смерти (ок. Они спят в мире и покое -- вокруг дерева, на буйно разросшейся траве. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы (Сумрачный день) и напряженный ритм жаркого летнего дня (Жатва).

И все это – результат огромного труда многих тысяч людей. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Главного героя вы даже не видете. Простая бедная женщина по имени Грета потеряла все: семью, дом, нехитрый скарб.

Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода («Проповедь Иоанна Крестителя» «Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон «Обращение Савла» «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель «Несение креста») с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Семь небольших миниатюр расположены на листах с текстом и изображают католических святых. Притча о слепых Дурной пастырь Безумная Грета Разоритель гнезд Страна лентяев).

Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах» дал простодушно-наивное истолкование сюжета: Своей жене он отказал картину изображающую сороку, сидящую на виселице, где под сорокой он разумел сплетниц, которых обрекали на виселицу. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Время создания рукописи — 1500—1510-е годы.

В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. Борьба феодализма и католицизма. К тем же выводам приводят следующие картины художника «На пути в Египет» «Самоубийство Саула» и «Путь на Голгофу». Но было бы неверно видеть в серии картин «Времена года» жизнь одной природы.

В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Она слышала, что у него лучшие сковородки. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты.

Картина Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» имеет непосредственное отношение к театральному жанру фарса. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности. 1519— 1581). Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия целого, сами крестьяне – их обличье, характерные типы, повадки. Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва").

Так и на картине «Икар» Брейгеля. Крестьянин довольствуется простой одеждой жнеца. Или была готова в Антверпене ещё до переезда. Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель.

Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. Этот вывод очень важен для понимания целого ряда связей в искусстве того времени. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает.

Заглавный персонаж картины Питера Брейгеля Старшего «Безумная Грета» Открытие вызвало шквал дебатов о том, где художник воплотил эту адскую сцену – в Антверпене или Брюсселе. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ван ден Берг).

Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Он был приобретен в 1898 году на аукционе в Лондоне за 35 500 франков. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием Месяцы или Времена года, Охотники на снегу (Январь), Хмурый день (Февраль), Возвращение стад (Ноябрь) (все – Музей истории искусств, Вена), Сенокос (Июль) и Жатва (Август). Двенадцать миниатюр иллюстрируют календарь изображая как религиозные темы, так и жанровые. Тот же принцип в основе картины Игры детей (в незаконченной серии Четыре возраста человека): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы – своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. Брейгель сделал ее воплощением воинствующей скаредности.

На первый взгляд кажется, что художник изобразил ад. Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Другой пример – подробнейший дендрологический анализ досок «Пути на Голгофу», которому уделен целый зал.

Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. Брейгель, Питер. Изображение показывает искаженную интерпретацию поведения людей во время войны. Но для Брейгеля смена времен года — прежде всего свидетельство не «божьего промысла», а всемогущества природы, находящейся в процессе непрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. Впрочем, в музее имеется еще одна работа художника—«Двенадцать пословиц», любопытная характерным для Брейгеля тяготением к фламандскому фольклору и так часто встречающемся у него стремлением к образному живописному воплощению мудрости народных изречений, правда преподанных со свойственным художнику острым юмором. В её руке находится меч, а за поясом находится кинжал.

Причем, если тебе не покажут клюв и кончик крыла, сам ты этого никогда не заметишь. Долженствующие быть естественными движения людей тем не менее кажутся одеревенелыми, фигуры застыли в скованной неловкой позе, так как Артсен плохо владеет знанием внутренней взаимосвязи отдельных частей человеческого тела. В общем, «Брейгель» оказался выставкой сложной и по исполнению и по восприятию. 117, 4 х 162 см Музей Майер ван ден Берг, Антверпен, Бельгия В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. В серии картин «Месяцы» (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. В написанный на пергаменте латинский текст введены пять страниц на португальском языке.

Ведь если в Италии человек сравнивается со Вселенной и уже Пико делла Мирандола в своем трактате «De hominis dignitate» называет человека «микрокосмом», т. е. В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников – Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.

Эпоха, в которую жил Брейгель, была временем суровых испытаний для голландской нации: обрушившийся на страну конфликт с Испанией в начале 1560-х гг., повсеместные народные выступления, казни— такими предстают Нидерланды в работе «Безумная Грета». Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть имя отцово. В её жизни было слишком много горя.

В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. По существу, Брейгель берет реальный факт. В Безумной Грете (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Тот же принцип в основе картины Игры детей (в незаконченной серии Четыре возраста человека): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы – своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества.

Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). «Безумная Грета»— одновременно одна из самых известных и эмоциональных картин Брейгеля. 1525-1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах.

История знает тому немало примеров. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Около 1552 отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. Гармоничность его картин вытекает из уравновешенности целого и его частей. К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни.

В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. Реальность их -- в необычайно непосредственном ощущении духа времени. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». В прославленных «Слепых» (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Смерти не избежит ни царь, ни раб, ни праведник, ни грешник. Особенно сейчас.

Так образовалось «поликультурное общество», где особенно остро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве. В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) (Крестьянский танец, Крестьянская свадьба – обе в Музее истории искусств, Вена). Притча о Безумной Грете была чрезвычайно популярна в Нидерландах XVI века. Майкен (Марию), дочь своего учителя живописи, он полюбил еще девочкой, когда носил ее на руках. Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Приводя сведения о главном персонаже, первый биограф Брейгеля ничего не сообщает о том, хотелли художник таким образом выразить свое отношение к положению женщины в тогдашнем обществе. Таинственна жизнь и судьба Брейгеля.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Питер Брейгель Старший родился в маленькой брабантской деревушке. В картинах Битва поста и масленицы (ок.

Брейгель оказался свидетелем наиболее диких действий толпы. Таким образом, в 1561 – 1562 годах Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композиции, в косвенной, образной форме отражающие конкретные общественные конфликты своего времени. Кажущийся адом мир пылает, охваченный пожаром. Влияние Иеронима Босха ясно чувствуется в творчестве Брейгеля.

Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. Питер Брейгель в своей картине «Калеки» создает не аллегорию, не отвлеченный философский образ мироустройства, а в жестокой манере показывает трагедию отдельных людей, как назидание всему человечеству. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель).

Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками. Огромная обезображенная голова плодит всех этих персонажей. У подножия дерева спят блаженным сном школяр, подложивший под голову чистые листы бумаги (рядом с которыми лежит и книга), крестьянин с цепом, солдат с длинным турнирным копьем.

Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. Женщины рвутся к деньгам, валтузят друг друга кулаками. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Если вы сравните эту работу с «Кухаркой»в брюссельском музее, то станет ясной иная задача Артсена, здесь им решаемая. Также непонятно, как долго он работал над своими картинами.

Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. У Греты — тусклая кожа, беззубый разинутый рот, рваная юбка. Речь идет о картине великого нидерландского художника Питера Брейгеля Мужицкого «Безумная Грета». Море давало им возможность расширять свои земли, отвоевывая у воды каждый метр.

Есть и более тонкие нюансы: в «Деревенских танцах» можно рассмотреть фигуру шута и понять, что он сопровождает испанского аристократа, – невнятного мужчину в черном, выглядящего очень раздраженным. Например, почистив «Неаполитанскую гавань», реставраторы обнаружили, что сомнительная работа – одно из лучших произведений мастера, а не его школы. Они тянут в разные стороны и не могут ни выйти наружу, ни вернуться.

Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Десятки километров земляных дамб были сооружены вдоль берега. Один патрон – и не важно кто. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена).

Ключевым персонажем холста является женщина, которая одета в отрепье. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Земля кишит странными созданиями, которые проделывают нелепейшие движения.

Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Художник создал несколько картин на этот сюжет.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский художник и рисовальщик. Некоторые приемы босховской живописи – большой размер холста и мелкий – фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля (Нидерландские пословицы, Игры детей, Безумная Грета, Битва Поста и Масленицы), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559). С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе.

С одной стороны, Безумная Грета (правильнее, Грит) – это персонаж пьесы, которая в то время была популярна в Нидерландах и адская пасть, вероятно, напрямую взята из декораций, но с другой, возможно, что это еще и внебрачная дочь Карла V Маргарита Пармская, правительница Нидерландов. Особенно сейчас. Скелеты всего человечества бесчисленными способами вершат свой суд. В «Безумной Грете» (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте – такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Там же можно узнать, что пилить ствол нужно секторами (иначе не избежать деформаций), а доски соединять дюбелями и что брейгелевский дуб мог упасть только самостоятельно, так как орудий, чтобы спилить такую махину, просто не существовало. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

Башня была гигантским олицетворением тщеты. С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Или художник взял незаконченную работу в новый дом. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели.

Скептицизм, сарказм ирония, фарс. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Может, «Безумная Грета» была завершена за четыре – пять месяцев до конца года уже в Брюсселе. Название картины имеет некий символизм.

Она поняла, что мир будто перевернулся вверх тормашками. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Обращение Савла Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Брейгель передал трагизм реальной жизни того времени. Картина «Безумная Грета» появилась в собрании Майер ван ден Берга в 1894 году, будучи куплена через аукцион в Кёльне из коллекции Кристиана Хаммера в Стокгольме как произведение старшего сына художника Питера Брейгеля Адского, но уже в 1897 году была идентифицирована с работой самого великого Брейгеля, о которой в 1604 году упоминает в своей «Книге о художниках» нидерландский художник и писатель Карель ван Мандер. На картине окно в пейзаж и две прикованные друг к другу мартышки на подоконнике.

Они обручились за шесть лет до смерти Брейгеля. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Картина «Безумная Грета» появилась в собрании Майер ван ден Берга в 1894 году, будучи куплена через аукцион в Кёльне из коллекции Кристиана Хаммера в Стокгольме как произведение старшего сына художника Питера Брейгеля Адского, но уже в 1897 году была идентифицирована с работой самого великого Брейгеля, о которой в 1604 году упоминает в своей «Книге о художниках» нидерландский художник и писатель Карель ван Мандер. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты.

Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш -- небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами).