Питер Брейгель Старший Вавилонская Башня

Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. 1 Известно, что два сына художника, Питер Брейгель Младший (1564-1635) и Ян Брейгель Старший (Бархатный) (1568-1625), в своем творчестве также обращались к теме строительства Вавилонской башни. Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший.

Наверное, одни из самыхизвестныхизображений Вавилонской башни, принадлежатнидерландскомухудожнику Питеру Брейгелю старшему.

История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего

Пропорции Башен, пейзажа и людей несоразмеримы между собой. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). Однако после 1500 г. ситуация резко изменилась.

Хубон с обшитыми золотым позументом полами и подпоясанный широким поясом, вместе с нагрудником – «сокращенным» вариантом рыцарских доспехов, также указывает зрителю, что он видит перед собой полководца. Брейгель показывает развитие строительной техники в композиции своей картины по диагонали. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней.

«он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Блудный сын» («Путник», «Странник», «Пилигрим») — картина нидерландского художника Иеронима Босха. ДоXVI века тема Вавилонской башни почти непривлекала внимания европейских художников. Диаметр ок.

Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Да и даже не одна. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. Самая ранняя из них не сохранилась. Различное членение дугообразных арок и окон вносит разнообразие в архитектуру Башни. Художник создал несколько картин на этот сюжет.

А на заоблачной вершине царит полный хаос. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды. С помощью деревянных колотушек и зубил рабочие обрабатывают каменные блоки. Обращенная к морю сторона не достроена даже до третьего этажа.

Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Чуть левее – более мощный. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам.

И Ясперс создает нежданную дефиницию: «мыслящий человек сам находился в развитии, которое и есть история» – эта искомая цельность тоже миф, смысл в процессе, так происходит и неизбежное «преодоление истории», она не принадлежит к совершенному – к безусловным вещам. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. себе все достоинства первого и второго: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Аллегорические изображения странника тщательно изучались, зрители искали намёки на опасности и искушения, на то, что следует делать в этой жизни, а от чего лучше отказаться. По мнению Р. -М. Картина обнаруживает заметное сходство с изображением на внешних створках триптиха «Воз сена». Первая часть – это город и чистая освещенная часть башни.

О скрытом антииспанском подтексте в работах Брейгеля пишет Ю. А. Тарасов7. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). Так существовала ли в действительности Вавилонская башня.

Эту границу можно увидеть, если обратить внимание, на выстроившиеся в одну линию контрфорсы постройки. Всё потому, что это полотно публикуется практически везде и всюду, начиная от книг библейского содержания и заканчивая учебниками для детей младших классов. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства.

Отождествляя испанцев с потомками Хама, проклятых Ноем, зритель картины Брейгеля видел тщету усилий по созданию испанской мировой державы ибо эти усилия шли вразрез с божественным провидением. В Европе подданный обычно опускался перед сюзереном лишь на одно колено. Есть лишь единственный намек в картине Питера Брейгеля на восточное происхождение царя.

Брейгель показывает нам в недостроенной верхней части внутреннее устройство Башни. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. В ее композиции отсутствует на переднем плане группа во главе с царем Нимродом. Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Это совпадение не может быть случайным. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио.

Питер Брейгель Старший 
"Вавилонская башня": 
описание картины

Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня": описание картины

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. «Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно.

Но нет гармонии и в самой башне. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу.

Картина Вавилонская 
башня Питера Брейгеля

Картина Вавилонская башня Питера Брейгеля

Вопрос о Вавилонской башне играл большую роль на экзамене для каменщиков средневековья и Ренесанса12. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.

Вспомним библейское сказание.

Та часть Башни, которая обращена к городу, кажется, построена лучше всего. иностранцев, к которым относились с подозрением. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера.

Конечно же, по своей величине никакие зиккураты не могут конкурировать с Вавилонской башней. Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Однако после 1500 года ситуация изменилась. Например, Антверпен (который изображен наполотне Брейгеля) был наводнен иностранцами.

Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Как тут невспомнить библейский сюжет. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»).

Картина Вавилонская 
башня: описание

Картина Вавилонская башня: описание

Чувство суеты, незащищенности итревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Люди находят смысл в искании единства исторического процесса, нужно преодоление той «разнообразной жизни», которая не могла быть приведена к единой истине и морали, единая история, цельный процесс. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. и Р. Хаген, доставляли в Антверпен кирпич и камень.

Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Картина очень реалистична и повествовательна.

Описание картины 
«Вавилонская башня»

Описание картины «Вавилонская башня»

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». На картине можно увидеть каменщиков, которые вытесывают ровные блоки для строительства, грузчиков, которые возводят эти самые блоки на носилках. По его мнению, слова (Бытие XI : 8) Священного писания в условиях, когда именно в Библии черпали подтверждение правоты своего дела борцы за свободу Нидерландов, попали на благодатную почву. В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей.

Но есть ли такая единая истина – и единая история. После отречения Карла V, сторонника умеренной эксплуатации Нидерландов, эти провинции достались в наследство Филиппу II, который узкой «испанской политикой» восстановил против себя Нидерланды6. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Художник дал ключ к подобной расшифровке сюжета (Венская картина), 39перенеся место действия из долины Сеннаарской на побережье Северного моря и нарядив в испанский костюм главного строителя Вавилона Нимрода, который, по Библии, «начал быть силен на земле» (Бытие X : 10).

Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. В этом городе-«базаре» с крупнейшим морским портом проживало около 1 тыс. Подобным же образом в композиции картины «Пляска под виселецей» художник использует воображаемую диагональ для раскрытия программной мысли13. Во время итальянского путешествия Брейгель некоторое время работал у Джулио Кловио в Риме.

Вавилонская башня, 
Питер Брейгель Старший, 
1563

Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший, 1563

Есть и другое объяснение. Но нет гармонии и в самой башне. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.

На венской и роттердамской картинах Брейгель дает свое монументальное видение архитектуры. То там, то здесь появляются новые заплатки и свежие кирпичные вставки. Эта стена своим чистым «фасадом» закрывает от жителей города безнадежно плачевное положение дел на другом конце Башни. Первый из них в настоящее время находится в Музее истории искусств в столице Австрии, а второй экспонируется на родине художника, в Музее Бойсманса-ван-Бёнингема в Роттердаме.

Обычно именно водными путями, пишут Р. -М. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Фигура в красном на переднем плане слева предположительно является автопортретом Босха.

«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля Старшего

У подножия башни расположился город с оживлённым портом. К королевским регалиям относится и скипетр в правой руке. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены.

У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. 1. Роттердамский вариант картины кажется более тяжелым и мрачным, чем вариант, хранящийся в Венском историко-художественном музее. Башня делит средний и дальний планы картины на две части. цию своей Башни, больше ориентировался на Римский Колизей. Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме.

3. Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня» Роттердам), башня абсолютно подавляла человеческое начало. К середине XVI в. назревал конфликт между Испанией и Нидерландами. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера.

Маленькая Вавилонская 
башня — Питер Брейгель 
Старший

Маленькая Вавилонская башня — Питер Брейгель Старший

По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Вторая половина – это недостроенная часть, граничащая с портом. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов.

лет назад. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами.

Представляется интересным, что, судя по некоторым деталям изображенного, Брейгель видит причины неудачи, постигшей столь «масштабный проект», не столько во внезапно возникших сверхъестественным образом языковых барьерах, сколько в ошибках, допущенных в процессе строительства. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Так образовалось «поликультурное» общество, где особенно ощущалась потребность в общении, прежде всего на религиозной почве. По их мнению, несколько хижин, размещенных на пандусе идущем по спирали к вершине Башни, отвечают требованию крупномасштабного строительства того времени, когда каждая гильдия или строительная бригада обзаводилась собственной «времянкой» на строительной площадке. В ситуации, когда людей не объединяла ни вера, ни единая церковь, когда католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству, росло всеобщее чувство незащищенности и тревоги. Посути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней.

Как тут не вспомнить библейский сюжет. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. Оборотная сторона створки «Несение креста». Эта находка выгодно отличает его работу от других. Нам кажется, что Брейгель в своих картинах умело объединяет многие из этих идей. Ритмично по спирали закручивающаяся рампа слегка отклоняется от линии горизонта.

Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Жаба на щите изобличает «войско Сатаны» — это символический намёк на всё злое, греховное. При этом из девяти этажей многие еще не достроены. Две группы на переднем плане связаны с неуверовавшим разбойником (слева) и с исповедующимся перед монахом благоразумным разбойником (справа). Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. 2.

Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Выше, на третьем этаже изображен тяжелогрузный кран – гигант, сочетающий в. Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». Это замечают Р. -М. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. 28 см Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей.

Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода – легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни и его свиты в левом нижнем углу картины. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Ведите познание от химии и истории к человеку.

Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. Натолкнуть его на идею создания подобного рода архитектуры могли и гравюры римских руин антверпенских художников и издателя Иеронима Кока, который выпускал их в своем издательстве «Aux Quatre Vents».

В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. С этого момента нидерландские художники настолько попадают под влияние темы Вавилонской башни, что буквально полностью ее монополизируют. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше.

Одна извозможных причин— экономический расцвет Голландии иурбанизация. Строители тратят много сил на поддержание здания-гиганта, но его разрушает время.

Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Внимание полностью концентрируется на архитектуре. 4. Несение креста» из Вены Христос-младенец с ходунками. «Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569).

При этом, преувеличивая его достоинства, Брейгель мог видеть Колизей своими глазами. Напротив, другие в гигантской Башне видят утопические черты некоего идеального города. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. Современники находили параллели этой непривычной ситуации как раз в библейском сказании о Вавилонской башне».