Пластов Аркадий Александрович Сенокос

В 1946 году картины Аркадия Александровича Пластова Сенокос и Жатва экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее.

пластов аркадий александрович сенокос описание картины

Изумрудные луга. Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Женщина трудится в длинном светлом платье, на ее голове повязана косынка. Полоса деревьев как будто по кругу обрамляют большое поле. Все работают дружно, в ряд, очень умело, не нанося вреда друг другу острыми косами.

Женщина в простом платье и косынке — собирательный образ крестьянки тех лет. Позднее художник вспоминал: «Я, когда писал эту картину, все думал: ну теперь радуйся, брат, радуйся каждому листочку, радуйся — смерть кончилась, началась жизнь». Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле – "Сенокос" (1945). По мнению профессора В. П. Сысоева, картина «Сенокос» поражает живописными деталями, «которые были подняты на уровень одухотворённых, хорошо пригнанных частиц излучающих полноту беспредельной вещественной стихии, животворную силу земли и солнца, заставляющую поверить в необратимое торжество правды и справедливости».

  • Описание картины Аркадия Пластова «Сенокос»
  • Сочинение: описание картины Пластова "Сенокос"
  • Русский художник Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)
  • Сочинение по картине Пластова Сенокос 6 класс
  • Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)

Крестьяне целые дни проводили в поле, слаженно трудясь, подбадривая себя песнями. Вверху картины, над колхозным застольем и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. Продолжает сельскую тему картины «Колхозный ток» (1949) и «Ужин трактористов» (1951).

Но не брат ли он молодому человеку из "Завтрака на траве" Э. Мане. По мнению искусствоведа Натальи Александровой, вместе с полотном «Жатва» (холст, масло, 166 219см, Государственная Третьяковская галерея инвентарный номер— 2765021), созданным в этот же 1945 год, картина «Сенокос» составляла единый цикл.

Неизвестно, есть ли у этих людей праздничная одежда. Одеты они просто — вероятно, в свою обычную повседневную одежду. Картины его привлекают красотой и щедростью лета и одухотворенным трудом людей. После смерти И. В. Волшебный ковер солнечной поляны. Не все художественные критики приняли картину.

  1. Сочинение по картине Пластова «Сенокос»
  2. Художник Аркадий Пластов иего картина «Сенокос»
  3. Аркадий Александрович Пластов (1893–1972)
  4. Пластов Аркадий Александрович картины
  5. Описание картины Пластова «Сенокос»
  6. Сочинение по картине Пластова Сенокос
  7. Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)

Одеты они просто – вероятно, в свою обычную повседневную одежду. Высокая стена многоцветного разнотравья, прекрасная даль перелесков и неба2. Автор картины смог точно и реалистично передать то, что богатство природы также прекрасно, как и труд человека. Знал о Пластове, как об одном из самых самобытных мастеров цвета.

Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Сочинение по картине А. А. Пластова Сенокос. Пластов, словно создает животворящую музыку природы. Изнуряющий зной не мешал мастеру отправляться в поле, чтобы написать портрет комбайнера. Центровыми персонажами холста есть семья, которая косит траву.

Он отмечает метафоричность языка живописца— за самым древним сюжетом из сельской жизни, сенокосом, «за всей этой бурлящей радостью жизни», зритель того времени представлял страдания и смерть, которые преодолел народ в годы недавно закончившейся войны15. В самом конце стоит молодой парень, это их сын. Не надо писать красиво, надо писать правду и она будет прекраснее любых фантазий. Сенокос Пластова – это возвышенная ода родной земле, народу победителю, выстоявшему в кровавой схватке и одолевшему жестокого врага. Вот таким образом, глядя на живописное полотно «Сенокос», можно испытывать настоящее эстетическое наслаждение.

Художник вёз оба полотна в Москву из Прислонихи сам на подножке переполненного поезда, в пронизывающем холодом ноябре, как он писал жене: «на одной ноге, зацепившись одной рукой, не зная, что держать— себя или свёрток с картинами, который так и не успел привязать»22. Художник был разочарован полотном, на котором он попытался разместить столько «милых его сердцу подробностей», что не сумел найти их правильное соотношение9. Картина появилась на выставке «Великая Отечественная война» в том же 1942 году. Их сын, еще юноша, старательно повторяет движения за матерью. «Последнее полотно наполнено какойто особой теплотой, покоем мирного бытия.

  • Пластов Аркадий Александрович «Сенокос»
  • Описание картины Сенокос Пластова для сочинения, анализ произведения
  • Подобное сочинение описание картины Сенокос
  • Описание настроения картины Сенокос
  • Картины художника Аркадия Александровича Пластова

Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Какое-то время Пластов предполагал, что станет священником. А. А. Пластов – художник жанра социалистического реализма. Мы видим, что художник изобразил старожилу семьи, мужа, жену и их сына. Картина привлекла яркой красочностью.

В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». Нашлись «знатоки», утверждавшие, что так много цветов в лесу не бывает в конце июня, что тенденциозно подобраны косцы, они слишком близко находятся друг к другу, вот таким образом могут друг другу порезать пятки30. Красочное цветение природы созвучно атмосфере праздника. Они одеты легко – в широкие штаны, а отец и дед еще и в рубахах.

Неизвестно, есть ли у этих людей праздничная одежда. Березки и маленькие ели расположились прямо рядом с полянкой, где трудятся косари. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. И художник стремится наглядно показать это.

  1. 0 Пластов Аркадий Александрович картины

На картине «Жатва» изображено поле, где сидит дед с девочкой и внуком, рядом с ними собака, крестьяне кушают из большого котелка (на вопрос о сюжете Пластов однажды ответил: «Какой сюжет. На переднем плане паренек, который взрослел в годы войны. Главное, что все деревенские люди увлечены работой. Но народ победил, выстоял в жестокой схватке и одолел врага. Он снова начал собирать материал, но эту работу остановило начало войны. Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947).

Проходит еще несколько лет и картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 годах, приносит автору заслуженный успех. А за всем процессом наблюдают стройные березки, которые являются национальным символом. Июль, макушка лета, покос. Но страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин.

Июнь. Все надо успеть ко времени. Как и всё, что пишет А. А. Пластов, картины, в том числе и «Сенокос», наполнены любовью к Родине. Так, при заготовке сена часто на поле выходили семьями или селами. Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислонихе Симбирской губернии.

На картине нет ярких контрастов, отсутствует дисгармония. У них мальчик и получил свои первые уроки живописного мастерства. Пейзаж первого плана детально проработан. Хотя о грозных событиях истории, казалось бы, ничто не напоминает в картинах Пластова «Жатва» и «Сенокос» (обе — 1945, Третьяковская галерея, Москва), эти глубоко символичные полотна также посвящены Великой Отечественной. Далее рядом с ним стоит мужчина в ярко-синей рубахе.

Вот таким образом его картина вызывает лишь только восторженные и положительные отзывы. В бане", 1954). Его дед и отец были художниками-иконописцами.

Описание картины 
Аркадия Пластова 
«Сенокос»

Пластов – природный реалист. Художник-плакатист и искусствовед Игорь Долгополов о картине «Сенокос» писал: «Мы словно слышим, как звучит каждый цветок из этого тысячецветного букета и как звенят нежными аккордами сиреневые, голубые, лазоревые, бирюзовые, жёлтые, шафранные, пунцово-багряные, пурпурные и золотые колеры.

Лизонь утверждает, что в работах Пластова чувствуется «эротическое напряжение», но персонажи его картин как будто лишены плотского, сексуального начала. С этого времени А. А. В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) вернутся лишь человек 20. Мгновение, запечатлённое на картине «Сенокос», благодаря монументальности приобретает возвышенный смысл5.

Надо будет найти и прочитать. Вот откуда эти смелые яркие краски — от иконописной школы. Именно это дерево ассоциируется с красотами русской природы.

При этом полотно наполнено лирикой, а образы поэтичны4. Замысел «Сенокоса» существовал ещё до начала Великой Отечественной войны, но так и остался без воплощения на холсте8. Примечательно, что косят на картине женщины и подросток. И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-54), "Весна" (1954), "Лето" (1959-60), "Ужин трактористов" (1951). На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты погибших односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера: Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин и другие портреты односельчан. Вместе картины были представлены в 1946 году на I Всесоюзной художественной выставке.

Вся природа погружена в печаль, веет тревогой от низкого серого неба. О реакции зрителей на «Сенокос» на выставке Пластов писал: «Сам я недоволен то тем, то этим, а зритель, всякий вдобавок, восторгается и картину величает то гимном, то песней, то поэмой. В самом центре художник расположил женщину, хранительницу очага.

Скорее всего, они члены одной семьи. По мнению Долгополова, «Сенокос»— симфоническая поэма, гимн родной земле и народу, победившему в войне.

Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по-черному». Вот таким образом и участок для косьбы он взял себе и больше и сложнее. Скорее всего, они члены одной семьи. Самое противоположное было одинаково пленительным и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Вся семья усердно трудится на поле. Тоскливо воет собака, сидящая возле убитого хозяина.

Аркадий Пластов даёт понять зрителям, «что желанная пора ещё не наступила, как и прежде, повсюду властвует суровая необходимость, напоминают о себе жестокие последствия недавней войны»36. Искусствоведы предполагают, что это одна семья— старик с сыном, снохой и внуком». Еще не зажили раны, нанесенные войной, а время не успело притупить горечь от утрат. Жизнь продолжается. Сенокосную работу Пластов любил до самозабвения.

Он так пишет о замысле этого полотна: «Шум, толчея, гам, песни. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945). Он так же участвовал в сборе урожая, ремонтов домов или сенокосах.

Это безусловно натуралистический момент»31. Замысел был заброшен, к нему художник вернулся только в 1944 году1011. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. «Сенокосную работу я люблю до самозабвения, сам лет с семнадцати косец.

Хитрость моя, как видишь, удалась. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. К работе он привык с детства. Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому. После учебы в 1917 году он вернулся в родные пенаты и работал на натуре.

На нем только в черные широкие брюки. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос» Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь. Пластов картины писал с любовью к своим односельчанам. На живопись оставалось совсем немного времени, но крестьяне, заметив его талант, сами предлагали художнику отложить косу или серп, говоря: «Вали, пиши иди, пока руки не устали, рядок-другой и одни пройдем».

В 1912 году Пластов впервые приехал в Москву. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия – "Фашист пролетел" (1942). Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. Он одет в легонькую майку серого цвета, его тело дышит в нем легко, плечи уже успели загореть под лучами палящего солнца.

Но это в радость. В них нет физического контакта. К теме сенокоса часто обращался Пластов. Его полотна показывают, что человек является неотъемлемой частью вселенной. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Картина Сенокос была написана художником летом 1945 года.

На картине видно, что работает и стар и млад. Миг тишины. Да, вы знаете толк в работе». Благодаря Вашему рассказу узнал и полюбил его еще больше.

В эти тяжёлые годы у людей зачастую были одни валенки на всех и то хорошо, если были. Его произведения понятны и достаточно просты для восприятия. Первый мой эскиз на тему сенокоса я сделал лет двадцать пять— двадцать семь назад. После 3-х лет учёбы в сельской школе поступил в Симбирское духовное училище, затем в Симбирскую духовную семинарию.

Люди одеты просто, по-рабочему. Пластов гармонично распределяет на плоскости картины тёмные и светлые пятна. Нужно было возвращаться к мирным делам и заботам.

Мир гармонии и счастья. освоив в совершенстве труд косаря лет с семнадцати. С 1947 года он был действительным членом Академии Художеств СССР. Рассыпаются серебряной трелью под дуновением летнего ветерка миллионы листьев.

Там он продолжил свою работу художника, но и не забывал про тяжелую работу крестьян. Волосы русого цвета, на лице борода.

Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Сенокос – время, когда все работают очень слаженно и быстро. По мнению искусствоведа Татьяны Пластовой, художник соединил на одном полотне растения, которые не цветут одновременно и не встречаются на одной поляне. И. И. Филиппова отмечала, что в основе композиции картины лежит сопоставление диагонали (по абрису группы косарей в центре полотна) и вертикали (по направлению стволов берёз в правой части холста). На картине Пластова Сенокос мы видим семью, которая вышла на поле.

В своей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней»: «Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться. Она идет рука в руку с мужчинами. И нежный солнечный свет, переливаясь светлыми красками и оттенками играет на белоснежных березовых стволах. Он считает, что к пространству картин Пластова можно применить характеристику Аркадии автора книги «Словарь сюжетов и символов в искусстве» историка искусства Джеймса Холла: «Аркадия. Да и отход этюдов был громадный. Глядя на полотно, создается ощущение диалога старца с подростком: Как потрудишься, так и поешь. Картина показывает нам тяжелое послевоенное время, так как люди на картине худощавые и наполнены стремлением работать, чтобы благополучно пережить лютую зиму.

Однако первый опыт написать сенокос оказался не слишком удачным. Если вглядеться вдаль, то можно увидеть, что там тоже темнее лесная полоса. Видно, что их жесты очень схожи. Модернистская гордыня, поиски чего-то совершенно нового и невиданного были ему абсолютно чужды. Все так естественно просто и так значительно. Она близка к жанровой живописи. Учителями Пластова были такие известные мастера, как скульптор С. М. Волнухин, художники А. М. Васнецов, П. Д. Корин, А. Е. Архипов, Л. О. Пастернак.

Помню в 80-90-х было принято насмехаться над стилем «соцреализма». Сено будет просушено хорошо.

В эти тяжёлые годы у людей зачастую были одни валенки на всех и то хорошо, если были. Пасторальный рай, которым правит Пан (бог овец и рогатого скота) и который населён пастухами и пастушками, нимфами и сатирами, — все они пребывают в атмосфере экзальтированной любви». Ветер гнет тонкие березки, ветви которых покрыты золотистой листвой. Пластов сказал: «Нет.

Как будто слышишь звук косы («вжик-вжик») и падающей травы. Никифоров сопоставлял картину с фрагментом поэмы А. Т. Твардовского «Дом у дороги» изображающим сенокос29. Это можно объяснить только занятостью мужчин на других, более тяжелых, работах. В картине «Сенокос» воплотились надежды художника на лучшее будущее, вера в новое начало, в радость мирной жизни, наступающей после войны13. Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972) родился, прожил всю жизнь и умер в селе Прислониха Ульяновской области. Ситина).

В 1908 году Пластов стал учеником Симбирской духовной семинарии. Зрителя зачаровывает цветущая опушка березняка с его ажурными веточками. Но. Для обучения художественному ремеслу в 1912 году уехал из родного села в Москву. В 1912 г. юноша уехал в Москву. Скорее всего, это его сын.

Последствия войны Пластов незримо выражает в произведении: ряд косарей лишен, выбитых в сражениях, мужиков. Пространственное решение картины «Сенокос» строится на сопоставлении ближнего и дальнего планов. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Но тяга к искусству, как видно, не оставляла молодого семинариста.

Но в 1931 г. произошел пожар. На ее голове одет белоснежный платок. Прислушиваясь к зову времени, А. А. Одной из самых известных работ этого периода стала картина «Фашист пролетел» (1942, Третьяковская галерея, Москва). Аркадий Пластов «Сенокос» (1945) Холст, масло.

Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Они притаились среди обычной травы, которую скоро скосят. Однако при оптимистической тональности содержание картины не идеализировало своё время.

Одна из его картин, которая называется «Сенокос», раскрывает понятие крестьянского труда того времени. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому. На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Пластов почти всегда изображал своих героев во время работы.

Совсем другим, оптимистическим, настроением проникнута картина «Сенокос». Около них растут высокие стройные березы. Видно, что он прожил тяжелую жизнь. Если крестьянин проведет лето беспечно, он не выживет холодной и голодной зимой. В эту пору делаются различные заготовки на зиму и заготавливается сено для скота.

Они трудятся так четко, что становится ясно – они делают привычную работу. Так как сам он родился в семье таких же рабочих, то ему была близка данная тема. В картине нет ощущения радости труда, что свойственно довоенным работам Пластова. — Сидят и едят»)1.

Крестьянское святое семейство. Родился в 1893 году в Ульяновской области, с. Прислониха. Картина Аркадия Пластова «Сенокос» — одна из самых известных работ художника, которую он написал в 1945 году.

Очень интересный и искренний человек открывается. Его волосы и борода очень седы. Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок ("Витька-подпасок", 1951). Народ победил, выстоял, несмотря ни на что. 193 x 232 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжет картины «Сенокос» неотступно преследовал художника еще в 1930-е годы. Старик в белой рубахе, у него закатаны рукава.

Женские фигуры с мужскими объединяют лишь общий труд и его результаты. Но не сестра ли она красавицам из "Весны" и "Рождения Венеры" С. Боттичелли. Их труд тяжел, но находится в полной гармонии с природой.

Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году. Он жил в мире и любовался его красотой. В центре композиции усердно трудиться семья крестьян. Она прославляет простой труд и показывает его с идеалистической стороны. Много лет назад я начал собирать этюды сенокоса к будущей картине. Высокое небо. Но такие мастера, как Пластов поднимают этот стиль до таких высот, какие и не снились многим современным «постмодернистам».

Вот таким образом он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Так и хочется вдохнуть этот чистый, наполненный ароматом воздух полной грудью. Мощно звучат трубы белоствольных берез. Еще страшно болели раны и время не притупило горечь утрат ушедшей войны.

Буйство природных красок придает особый лиризм произведению. Сенокос. Зная это, многие крестьяне собирались группами, помогали друг другу. Позади них широкий, могучий и густой лес, он тянется до самого горизонта. Зрители, увидевшие полотно, не могли сдержать слез.

Здесь он обучался в мастерской И. И. Машкова, а также Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище. Исключением для Аркадия Александровича были годы учебы живописи в Петербурге и Москве. Художник выбрал самые яркие краски, которые мог выдумать человек. Штаны у юноши темного, а косу он держит уверенно и делает ею большой размах.

Темные перелески. После окончания художественного училища поступил на скульптурное отделение в МУЖВЗ. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть.

Из этого можно сделать вывод, что труд является для них привычным делом. Мы, словно слышим ветер и шелест листьев березы, запах только что скошенного сена и травы, сладкий аромат цветов, звуки поющих птиц и жужжание насекомых. Она одета в белое цветастое платье. Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее. "Из прошлого" (1969-70) – так и называется одна из последних крупных работ художника. Летом 1944 года художник работал над этюдами к картине, а весной 1945 года начал работу над самим полотном12.

Возможно, он пришел с фронта и теперь радостно работает, забывая об ужасах сражений. За частным он теперь стремился передать общее. Она тоже загорелая и готовая к тяжелому труду — война закалила и ее.

Например, старик с седыми волосами и с такой же седой бородой одет в светлую рубашку. На картине пестреют красные, фиолетовые и лиловые цветы. А. А. Пластов – художник, прежде всего, сюжетного жанра, хотя и занимался портретной живописью, а также работал над иллюстрациями к рассказам Л. Н. Толстого «Холстомер» и «Три смерти», выполненными акварелью и гуашью. Наверное, они встали с самого утра и по картине видно, что солнце уже высоко-высоко в небе. Небо чистое и голубое, но кое-где мелькают белоснежные тучки.

После обучения Аркадий Пластов решил не оставаться в Москве и вернулся в родное село, где и прожил до конца своей жизни (умер в 1972 году). За ним женщина, потом мужчина среднего возраста. Да и отход этюдов был громадный. Картина мне очень понравилась из-за своего яркого исполнения и сюжета. Мастерство живописца проявляется и в передаче материальности изображенных вещей: холодной тяжелой воды в ведре, ярко начищенного медного таза и т. д. В каждой детали картины видны приметы сурового военного времени.

Они усердно косят высокую и густую траву. На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Он с трудом держит косу, но от молодых людей он не собирается отставать. А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах ("Родник"), – не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из "Источника" Д. Энгра.

Частица рая на земле. Художник показал в картине буйные заросли пёстрых и ярких полевых цветов и трав. В свежих и сочных красках, которыми написаны листья на березах, яркие цветы, зеленые ели на опушке леса, в легких и сильных движениях косарей чувствуется радость и счастье, надежда на новую жизнь без войны.

Он уничтожил все его работы и наброски и этюды, созданные за сорок лет. Эта идеология оказалась созвучна собственным идейным исканиям художника5. Синеющие вдали дубравы. В воздухе парят шмели, бабочки, бронзовки. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше. В «Жатве» художник показал отдыхающих жнецов — старика-крестьянина и двух детей. В деревне, где не осталось здоровых молодых мужчин, все тяготы крестьянского труда легли на плечи стариков, женщин и детей. В деревне сенокос, как правило, начинался в середине лета — июле.

Очень интересно было прочитать выдержки из книги А. Пластова. Мрачное серое небо нависло над зеленеющими полями озимых.