Плот Медуза Жерико
На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818–1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. «плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— magnum opus французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. Потому и напишет Жерико «Плот Медузы».
Жерико построил реплику плота с «Медузы» в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. Жерико построил реплику плота с Медузы в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. «плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. На полотне Жерико «Плот Медузы» нет героя, зато увековечены безымянные люди, страдающие и достойные сочувствия. В этой картине Жерико первым поднял перед романтиками тему человечности и продемонстрировал исключительную реалистичную манеру живописи.
Потому и напишет Жерико «Плот Медузы». Полотно Жерико «Плот Медузы» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание. Картина французского художника Теодора Жерико Плот Медузы1819 г. привлекла меня прежде всего своим сюжетом и страшной трагедией, которая легла в её основу. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью, соединив в одной картине мертвых и живых, надежду и отчаяние. Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Когда Жерико выставил «Плот Медузы» вСалонев1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
Успех «Плот "Медузы"» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. В Средиземном море недалеко от побережья Африки затонул французский фрегат «Медуза», на борту которого находились более 150 пассажиров. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Никто не скажет, что годы, начиная с Великой Французской революции до утверждения империи Наполеона и поражения в его войне с Россией, были безмятежными.
По словам первого биографа Жерико, Луи Батисье, люди искусства, привыкшие к возвышенным и отвлечённым сюжетам, не оценили полотно. Кроме них, в Сенегал направлялся так называемый «африканский батальон», состоявший из трех рот по 84 человека, по слухам из бывших преступников. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.
- История одной картины – Плот Медузы Теодора Жерико
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
- 15 фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- ПЛОТ «МЕДУЗЫ» Теодора ЖЕРИКО (1791-1824)
- «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. За это время большая часть людей погибла.
Недаром именно оно ассоциируется с художником и приходит первым на ум, когда речь заходит о Жерико. Эта картина потрясающе проста. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
- Самое интересное в виде мозаики
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
Использование светотени усиливает драматизма. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент.
Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет.
- Картина Теодора Жерико Плот Медузы
- Легенды нашей эпохи Если мифы рождаются, значит, это кому-то нужно
- Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Предложения наших партнеров по Парижу
- Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
В самую первую ночь погибли двадцать человек. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Его должны были вести на буксире лодки. Паника охватила команду, пассажиров и солдат.
Своей революционностью. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас».
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Сенегала, людьми познавшими "сободу". По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами.
Есть жертвы и есть убийцы. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным.
Продуктов у них не было. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. В чем сущность романтического мировосприятия.
- Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»
- Теодор Жерико картина Плот Медузы
- ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
Восемь месяцев художник компоновал огромное количество эскизов в одну картину. Жерико, прибывший в Англию, получил то, чего ему не хватало на родине – признание его произведения зрителями и критиками. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы».
Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Чтобы образы были максимально естественными, умирающих он писал с умирающих в больницах людей, а умерших писал с казнённых. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Он назвал картины такого рода хоровыми.
Всех охватила паника. Все, кто был на лодках, спаслись.
Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. И она действительно была для того времени революционна. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».
Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Старик держит три меча. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Это был бриг «Аргус». 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Само создание этой картины является исторически важным.
При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Случилось это в 1816 году.
Выжившие могут видеть на расстоянии приближающееся судно. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев.
м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. На борту было около 400 человек. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии.
По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». При высадке с корабля невероятная. - Капитан даже не знал, где мы находимся.
Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Все это безумный художник сохранял до полного разложения.
Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Только через 11 суток обезумевшие от ужаса пассажиры увидели на горизонте спасательный бриг «Аргус». Здесь Жерико по-новому увидел своё произведение и решил тут же переделать нижнюю левую часть, которая показалась ему недостаточно убедительной как основание для пирамидальной композиции. Жерико был всецело поглощён работой.
Другой философ подчеркивал, что если в душах людей и сохраняется какая-то энергия, то только новое несчастье может вывести их из вялости. Как ты можешь увидеть свободу.
Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. В относительной безопасности была только центральная часть плота. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски.
Герой, обуреваемый эмоциями, в большинстве случаев не контролирует себя, отсюда различные конфликты с социумом и просто окружающим миром. Двигателем становится народ. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Капитан дал приказ всем покинуть корабль.
Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Продуктов у них не было. Художник родился в Руане в 1791 году. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись).
Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
Художник родился в Руане в 1791 году. Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус». Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Рельеф «Плот Медузы» украшает могилу художника. Обнажённые мертвецы на первом плане – обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти» – нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной».
Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. В первую же ночь было убито 20 человек. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода.
147 людей оказались обречены на смерть. Англичане, плохо знавшие современную французскую живопись, ошибочно причисляли его к представителям школы Давида. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Он мог бы так и остаться таким поразительно точным и изысканным оптическим аппаратом, если бы не создал свой последний шедевр уже в те годы, когда им владела смертельная болезнь». Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров.
Несколько человек сошли с ума. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. – горячился он.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. «Плот Медузы» экспонировался на парижском Салоне 1819 года и получил неоднозначную оценку художественных критиков и публики. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность.
На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. В результате, во второй день несколько десятков человек было убито во время попыток занять безопасное место в середине конструкции или смыто за борт волнами. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых.
Затем поднялся шторм. Поводом для создания картины послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту.
«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». «Плот Медузы» (фр.
В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Среди работ художника много выдающихся произведений, но самая важная работа Жерико «Плот Медузы». Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат.
Политическое развитие начиная с XVIII века поставило перед художниками необходимость визуализировать то, чего нельзя увидеть. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего.
Сюжет картины основан на реальной трагедии. Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза».
Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду.
Из почти 150 человек в живых осталось десять. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. А все капитан Шомаре. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой.
4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление – романтизм в живописи XIX века. «Плот «Медузы»» стал последним из законченных произведений Жерико. В 1818 году, когда Жерико работал над этой картиной, положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи.
м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины – полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота». Картина была закончена в июле 1819 года. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Но модус изображения был общепринятым. Тут нет человека, которого ты жалеешь.
Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Общественность более всего возмутило поведение экипажа и капитана, а также коррупционная составляющая истории. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Жерико находит плотника, который делал плот и заказывает ему уменьшенную копию, лепит из воска персонажей, которые будут изображены на картине, расставляя их на плоту. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. А на плоту положение стало ужасным. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Здесь прослеживаются традиции барокко. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.
Всех охватила паника. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Чтобы спасти команду, планировалось использовать шлюпки, но их вместимость не позволяла вывезти всю команду, вот таким образом было решено создать плот. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. На плоту начались драки за доступ к воде.
В январе 1824 года художник умер после мучительной болезни, так и не оправившись после неудачного падения с лошади. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке.
Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей.
Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина.
- Поймите же наконец. По мнению Батисье, Жерико не обращал внимания на критику, однако, как показывают обнаруженные позднее документы, он воспринимал негативные отзывы весьма болезненно. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию».
Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Стилистически она еще принадлежит к классицизму это стиль, ориентированный на Античность и на первый взгляд эта ориентация у Давида сохраняется. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира – но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз».
Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В техническом плане произведение выполнено превосходно.
Живые и мертвые. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Жерико был одним из первых в ряду европейских художников, практиковавших разработку изобразительного мотива в пластике. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).
Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом.
Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. 147 людей оказались обречены на смерть. Сам плот почти упирается в раму картины. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.
Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили. Это был взгляд несколько сверху. Есть на картине и ещё один друг Жерико. На отмели Арген в 40 лье от африканского берега фрегат «Медуза» потерпел крушение.
На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот».
За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.
Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля.
Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.
Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы».
Да и видно ли его. Его должны были вести на буксире лодки. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее.
Случилось это в 1816 году. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.
Он решил добраться до берега на шлюпках. Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Настолько близкий, что изображен на картине трижды.
Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Но ветер относит плот от корабля спасения.
Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет.
Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Очень близкий друг. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.
По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей».
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. – На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае.
Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения.
Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком. Романтизм был полностью ориентирован на современность. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему.
Подробности плавания выживших потрясли светское общество, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. В ту же ночь во время бури судно село на мель. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм.
Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота – тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.
Их путешествие длилось не более четырех дней. Это команда. А на плоту положение стало ужасным. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816года у берегов Сенегала.
Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Попытки снять корабль с мели были безуспешны.
40-орудийный морской фрегат. Полностью стиль сформировался, когда Жерико уже не было в живых, в середине 50-х годов 19-го века. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17.
Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном.
По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Вы можете увидеть на лицах страх и облегчение. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие (.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Кроме того, темное небо, предвещающее бурю и заходящее на западе солнце, укрепляет это впечатление. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.
Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы».
Фрагмент картины Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее. В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза».
Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал – оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Плот скитался в море в течении 12 дней.
Неопытность капитана быстро дала себя знать. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров.
Плот был оставлен на произвол судьбы. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Когда Жерико выставил «Плот «Медузы»» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. После смерти художника в 1824 году картина была выставлена на аукцион и приобретена его близким другом, художником Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как представители музея в Лувре не готовы были пойти дальше 5000. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.
Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».
Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме.
«Плот «Медузы»» — картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати1.
Здесь приходит конец их страданиям. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми.
Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». В настоящее время полотно находится в Лувре.
Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».
После смерти художника в 1824 году картина, вместе с другими произведениями и коллекциями Жерико, была выставлена на аукцион. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна.
Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет».
Все, кто был на лодках, спаслись. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.
А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины.
В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Картина была закончена в июле 1819 года. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Начальником всей экспедиции был Гуго Дюруа де Шомарей, который обманным путём взяточничества, по протекции, без должных знаний и квалификации, был назначен капитаном «Медузы». ), случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.
Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Картина «Плот Медузы» вызывает ужас.
Возможно, впрочем, что первоначально цвета были более интенсивны, а позднее краски сильно потемнели. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. Главное, что было в нем революционным, – это то, что он перестал идеализировать свою натуру и стал писать ее именно так, как видит или так, как полагал, что он видит». Мане историй не рассказывает.
Во-первых, формируется понятие свободы, о которой можно долго рассуждать и принципиальное нарушение всех правил, в том числе и на уровне эстетики. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. И у него появилась идея для главной картины своей жизни. И они начали есть друг друга.
Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Жерико позировал Эжен Делакруа, который также имел возможность наблюдать работу художника над картиной, ломающей все привычные представления о живописи. Картина была закончена в июле 1819 года. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.
Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924). «Мане – провокатор. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто.
В июне 1816 года от берегов Франции в Сенегал отплыл фрегат «Медуза». После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Сюжет картины основан на реальной трагедии. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы».
На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.
Теодор выбрал самый драматичный момент истории, когда пассажиры «Медузы» увидели «Аргус» и гадали, спасет их судно или нет. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. – как можно было разбазаривать государственное имущество. Вышло так, что они не заметили обрубленные тросы у самодельного судна и люди оказались выброшенными в открытом океане без продовольственных запасов и воды.
Что соединяет эти две неравные части композиции. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Утром 17 июня 1816 года в Сенегал отправилась французская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза», каравеллы «Эхо», флюта «Луара» и брига «Аргус». В живых осталось лишь 15 человек. Картине предшествовала огромная подготовительная работа.
Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Салон 1819 года изобиловал произведениями, прославляющими монархию главным жанром на нём был исторический, также широко были представлены аллегорические и религиозные сюжеты. В чем сущность романтического мировосприятия.
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза».
И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». Несколько шлюпок достигли пустынного африканского берега — их пассажиры направились через пустыню на юг и были спасены через две недели караваном, который возглавлял переодетый в мавра французский офицер несколько человек погибло во время марша через пустыню.
Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. Все эти настроения, сильные страсти, волновавшие всю страну, впитал в себя юный Теодор, который потом будет их воплощать в своих полотнах. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз.
«Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Жерико был всецело поглощён работой.