Плот Медузы Лувр
Позже, французский художник по фамилии Жерико, проведя собственное расследование, пообщавшись с выжившими изучив тонны документации, создал свой шедевр «Плот «Медузы»», который по сей день экспонируется в зале 77 первого этажа галереи Лувра – Денон. Как бы посетитель Лувра ни был утомлен и пресыщен впечатлениями, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Плот Медузы был защищен хранителем Лувра, графом де Форбеном, который купил его от наследников Жерико после его смерти в 1824 для музея, где живопись теперь доминирует над своей галереей. Позже, французский художник по фамилии Жерико, проведя собственное расследование, пообщавшись с выжившими изучив тонны документации, создал свой шедевр «Плот «Медузы»», который по сей день экспонируется в зале 77 первого этажа галереи Лувра – Денон.
Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). В полдень он появился снова и на это раз взял курс прямо на плот. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море.
И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. Вскоре отстал и «Аргус».
Шомарэ был слегка удивлён исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». «Медуза» шла впереди «Эха». Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей).
Виконт Юг Дюруа де Шомереи был назначен капитаном фрегата несмотря на то, что едва приплыл через 20 лет. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». В чем сущность романтического мировосприятия. Несколько человек сошли с ума. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. В самую первую ночь погибли двадцать человек.
Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Согласно историку искусства Джастину Винтлу, «единственный горизонтальный диагональный ритм нас от мертвых в нижней левой части к проживанию в вершине». Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Картина была закончена в июле 1819 года.
Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.
Это привело к скоропостижной смерти, когда Жерико было всего тридцать три года. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
- МУЗЕЙ ЛУВРА, ПЛОТ МЕДУЗЫ КРЫЛО ДЕНОН ЗАЛ 77
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
- «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
- Самое интересное в виде мозаики
- Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр
Решив продолжиться, он предпринял обширное исследование, прежде чем он начал живопись. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее.
Плот скитался в море в течении 12 дней. Есть на картине и ещё один друг Жерико. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Ученик Дэвида, Антуан-Жан Грос, как Дэвид, представлял «грандиозности школы, неисправимо связанной с проигранным делом», но в некоторых основных работах, он дал равное выдающееся положение Наполеону и анонимным мертвым или умирающим фигурам. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». За это время большая часть людей погибла.
- Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Предложения наших партнеров по Парижу
- Картина Теодора Жерико Плот Медузы
- Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
- Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»
В живых осталось лишь 15 человек. Жерико, кажется, ссылается на это посредством заимствования от Фюзли. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона»— три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии.
Салон 1819 года изобиловал произведениями, прославляющими монархию главным жанром на нём был исторический, также широко были представлены аллегорические и религиозные сюжеты. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. Неясно, произошло ли это по чьей-то вине или просто канат не выдержал. Влияние не находится только в огромном масштабе Курбе, но и в его готовности изобразить простых людей и текущие политические события и сделать запись людей, мест и событий в реальной, повседневной среде.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Общееколичествопросмотровстраницы
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Переделке подверглись две перекладины в центре плота, а сам плот был удлинён слева— таким образом создавалось впечатление, что люди сгрудились на той части плота, что ближе к зрителю16. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов.
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.
Руки, ноги, головы обращены вниз, в этой части плота царит неподвижность мертвых и оцепенение живых – отца, застывшего над телом погибшего сына и сидящего рядом с ним безумца с пустым взглядом. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами.
Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков. Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее.
В первую же ночь было убито 20 человек. На двенадцатый день скитаний они были подобраны бригом «Аргус», но к этому времени в живых остались только 15 человек. В картине современники увидели аллегорию Франции эпохи Реставрации, погрязшей в коррупции и взяточничестве. На борту было около 400 человек.
Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. В некоторое время между американским художником 1830 года и 1826 года Джорджем Куком (1793–1849) сделал копию из живописи в меньшем размере, (130. 5 x 196, 2 см приблизительно 4 фута 6 футов), который показали в Бостоне, Филадельфии, Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия толпам, которые знали о противоречии, окружающем кораблекрушение.
Очень близкий друг. Это команда.
Отдел сохранения университета предпринял восстановление работы. Копли также нарисовал несколько больших и героических описаний бедствий в море, которые Жерико, возможно, знал от печатей: Уотсон и Акула (1778), в котором темнокожий мужчина главный в действии и который, как Плот Медузы, сконцентрированной на актерах драмы, а не красивого вида на море Поражение Плавающих Батарей в Гибралтаре, сентябрь 1782 (1791), который был влиянием и на стиль и на предмет работы Жерико и (1790-е), у которого есть поразительно подобный состав. В его настойчивости при описании неприятной правды Плот Медузы был ориентиром в появляющемся Романтичном движении во французской живописи и «положил начало эстетической революции» против преобладающего Неоклассического стиля. Возможно, были другие причины его популярности в Англии также, включая «степень национального самопоздравления», обращение живописи как аляповатое развлечение и два театральных развлечения базировалось вокруг событий на плоту, который совпал с выставкой и влез в долги от описания Жерико. «Пейзаж абсолютно меняет оптику.
Ничем не удерживаемые, шлюпки с капитаном и губернатором на борту устремились вперёд. Здесь нет центрального героя, свой замысел художник раскрывает через действия и эмоции каждого пассажира плота. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
Влияние живописи замечено в Делакруа Барк Данте (1822) и вновь появляется как вдохновение в более поздних работах Делакруа, таких как Кораблекрушение Дона Жуана (1840). По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли.
Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Было очень мало заметного движения его тела или рук.
Его боялись и избежали». Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Эта картина потрясающе проста.
147 людей оказались обречены на смерть. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. У живописи были пылкие поклонники также, включая французского писателя и искусствоведа Огюста Жаля, который похвалил ее политическую тему, ее либеральное положение (продвижение «негра», критический анализ ультрароялизма) и его современность.
Картина была облита волнами критики. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы.
Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
Трапп отмечает, что факт, что «100 грандиозных картин истории сам по себе, объявил щедрый правительственный патронаж», для кроме нескольких богатых конкурентов как Жерико, только одобренные крупнейшей комиссией могли предоставить издержки времени, энергии и денег, необходимых для обязательств этого вида. Веллингтон написал, что, «В то время как Жерико принес свой процентный доход в фактических деталях на грани поиска большего количества оставшихся в живых от аварии как модели, Делакруа чувствовал свой состав более ярко в целом, думал о его фигурах и толпах как типы и доминировал над ними символическим числом республиканской Свободы, которая является одним из его самых прекрасных пластмассовых изобретений».
Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. В 491 см 716 см (1639 1-дюймовых 2339 6 дюймов), это – живопись сверхв натуральную величину, которая изображает момент от последствия крушения французского военно-морского фрегата Mduse, который работал на мели недалеко от берега сегодняшней Мавритании 5 июля 1816. Законченный, когда художнику было 27 лет, работа стала символом французского романтизма. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Затем поднялся шторм.
Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами.
Тяжёлые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).
м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Флагманским кораблём «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруа де Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции.
На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Их путешествие длилось не более четырех дней. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей».
Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».
Вскоре отстал и «Аргус». Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Когда Жерико выставил «Плот «Медузы»» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. После смерти художника в 1824 году картина была выставлена на аукцион и приобретена его близким другом, художником Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как представители музея в Лувре не готовы были пойти дальше 5000. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей.
Однако ему пришлось во всём подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Своей революционностью. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее.
Клод Джозеф Вернет (1714–1789) создал много таких изображений, достигнув натуралистического цвета посредством непосредственного наблюдения — в отличие от других художников в то время — и, как говорили, связал себя с мачтой судна, чтобы засвидетельствовать шторм. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Запасшись в Санта-Крусе провизией, корабли продолжили путь. Ветер с силою рвёт парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Рядом с живыми лежат тела мертвецов.
Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие 1816 когда, когда фрегат «Медуза», курсирующий между Францией и Сенегалом, потерпел крушение в Атлантическом океане.
Он приносил из морга разлагающиеся останки и не только рисовал их, но сидел, окруженный фрагментами тел, чтобы представить себе, каково было находиться там, на плоту. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз.
В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.
Все это безумный художник сохранял до полного разложения. На плоту— измождённые, отчаявшиеся люди. Как ты можешь увидеть свободу. Но ветер относит плот от корабля спасения.
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Двигателем становится народ.
Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Освещение работы было описано как «Caravaggesque» после итальянского художника, тесно связанного с tenebrism — использование сильного контраста между легким и темным. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Гольфстрим (1899), американским художником Уинслоу Гомером (1836–1910), копирует состав Плота Медузы с поврежденным судном, зловеще окруженным акулами и угрожаемым водосточной трубой. Разразился и немалый политический скандал: в трагедии «Медузы» либералы поспешили обвинить королевское правительство, которое плохо подготовило экспедицию.
Как художник и рассчитывал, слухи и письмо подогрели общественный ажиотаж, картине забронировали выгодное место на уже открывшемся Салоне. На плот погрузилось большинство пассажиров и часть экипажа, а другая часть экипажа, сев в шлюпки, должна была буксировать этот плот идя на вёслах. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Он рос в то время, когда Франция была полна надежд, когда искренние патриотические, а затем драматические чувства захлестывали народ. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».
Картина была закончена в июле 1819 года. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Фигура переднего плана пожилого человека может быть ссылкой на Уголино от Ада Данте — предмет, который Жерико собрался рисовать — и, кажется, одалживает у живописи Ugolini Генри Фюзли (1741–1825), который Жерико, возможно, знал от печатей. Жерико был всецело поглощён работой. Продуктов у них не было. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти.
Картина изображающая кораблекрушение, которое произошло совсем недавно и имело большой резонанс, была явно провокационной, обличающей несостоятельность государственной власти. Проблема была в том, что шлюпок было всего шесть и в них помещалось только 233 человека из 392. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз».
Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
Да и видно ли его. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза»— он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту ещё были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. «Плот Медузы» — самое прославленное произведение художника и одно из знаковых полотен эпохи романтизма, было написано на актуальную тему, что явно нарушало каноны академической исторической живописи. И здесь начал жалобный спуск. В результате этого детали в больших площадях работы могут едва быть различены сегодня.
В 1793 Дэвид также нарисовал важное текущее событие Смертью Марата. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV.
Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота». Их, как и капитана «Медузы», находившегося в одной из шлюпок, уже волновала мысль лишь о собственном спасении— вот-вот могла нагрянуть буря. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет.
Публикация эта имела самый широкий резонанс. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию».
Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины – полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель.
147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Франция была поражена, что её просвещённые граждане могли опуститься до каннибализма, поедания трупов и прочих мерзостей (хотя удивляться тут, пожалуй, особо нечему— ведь пассажиры «Медузы» росли и формировались в кровавую эпоху революции и непрерывных войн). Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нём пятнадцать истощённых до последней крайности, полумёртвых людей (пять из них впоследствии скончались). Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».
К 18-му веку кораблекрушения стали признанной особенностью морского искусства, а также все более и более обычным явлением, поскольку больше поездок было совершено морским путем. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Судно на расстоянии отражает Бдительного стража от живописи Жерико.
Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. В настоящее время полотно находится в Лувре. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».
Согласно раннему британскому рецензенту, работа установлена в момент, когда «крушение плота, как могут говорить, полно». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Две других диагональных линии используются, чтобы усилить драматическую напряженность. Теоретически он должен был бы быть опытным и компетентным капитаномно загвоздка была в том, что пост капитана фрегата он получил в рамках политики раздачи должностейбывшим эмигрантам, которую проводили восстановленные на французском троне Бурбоны. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. В июне 1816 французский фрегат Mduse отступил от Рошфора, направляющегося в сенегальский порт Сент-Луиса.
Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. «Плот «Медузы»» — картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.
Плот был оставлен на произвол судьбы. Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. Характерно, что интерес к полотну Жерико усиливался в годы политических кризисов и революций. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному.
«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал – оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем.
Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Иосиф Бродский в своей нобелевской лекции прекрасно сказал, что настоящая трагедия – это не когда гибнет герой, а когда гибнет хор». И она действительно была для того времени революционна. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае.
Поводом для создания картины послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту. Мало кто увидел, что Жерико возвысил конкретную историю кораблекрушения до символа, сумел придать ей универсальность, представил как вечное противоборство человека со стихией, привнес в упорядоченный, строгий, статичный мир неоклассицизма свежее дыхание романтизма – порыв, движение, живое чувство. Хьюберт Веллингтон сказал, что, в то время как Делакруа был пожизненным поклонником Гроса, энтузиазм доминирования его юности был для Жерико. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира – но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. В числе спасённых на плоту были офицеры Корреар и Савиньи.
Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Условие человека, которое в более ранних работах, возможно, было характеризовано надеждой или беспомощностью, повернулось к «угрюмому гневу». В-третьих, у многих картина вызвала восторг.
Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. В основу картины легла история гибели фрегата «Медуза» в 1816 году, когда непрофессиональный капитан посадил судно на мель и, спасаясь вместе с приближенными в шлюпке, бросил на произвол судьбы плот со 150 пассажирами и членами команды. Влияние Жака-Луи Дэвида может быть замечено в масштабе живописи в скульптурной натянутости чисел и усиленным способом, которым описан особенно значительный «плодотворный момент» — первое осознание приближающегося судна —.
Согласно критику современного искусства и хранительнице Карен Вилкин, живопись Жерико действует как «циничный обвинительный акт неуклюжего злодеяния постнаполеоновского бюрократического аппарата Франции, большая часть которого была принята на работу от выживающих семей Ancien Rgime». Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Жерико питал надежду, что в стране с развитыми морскими традициями его произведение будет понято. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.
Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент.
Людовик XVIII посетил Салон за три дня до открытия и по сообщениям сказал»», свободно переведенный как «Господин Жерико, Ваше кораблекрушение не, конечно, никакое бедствие». 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Хотя мужчины изображенные на плоту, провели 13 дней по течению и перенесли голод, болезнь и людоедство, Жерико отдает дань традициям героической живописи и представляет свои фигуры как мускульные и здоровые.
После лондонской выставки Буллок принесла живопись в Дублин в начале 1821, но выставки, там было намного менее успешным, в значительной степени из-за конкурирующей выставки движущегося обзора, «Авария Медузы» Маршальской фирмой братьев, которая, как говорили, была окрашена под руководством одного из оставшихся в живых бедствия. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Когда наконец плот был замечен, в живых остались только 12 человек.
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Утром семнадцатого июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.
Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своём темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее.
Само создание этой картины является исторически важным. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Что соединяет эти две неравные части композиции. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Гойя также произвел живопись бедствия в море, названный просто Кораблекрушение (неизвестная дата), но хотя чувство подобно, состав и стиль не имеют ничего общего с Плотом Медузы. Тонкий колорист Жерико, в отличие от остальных своих работ, сделал ставку на тёмные монохромные оттенки, подчёркивающие трагическую атмосферу.
Я был поражен острым вниманием, с которым он исследовал модель перед трогательной щеткой к холсту. Это был бриг «Аргус». В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица.
По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». : удивил меня так же как его интенсивная промышленность. 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.
Это был бриг «Аргус». Таким способом предполагалось преодолеть те 160 километров, что отделяли людей от заветного берега. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней.
140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот.
В техническом плане произведение выполнено превосходно. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Всех охватила паника.
Плот Медузы плавит много влияний от Старых мастеров, от Страшного суда и потолка Сикстинской капеллы Микеланджело (1475–1564) и Преобразования Рафаэля, к монументальному подходу Жака-Луи Дэвида (1748–1825) и Антуана-Жана Гроса (1771–1835), к современным событиям. М. В. Тернера, Гюстава Курбе и Эдуарда Мане. «Мане – провокатор. «Плот «Медузы»» стал последним из законченных произведений Жерико. В 1818 году, когда Жерико работал над этой картиной, положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Маловероятно, что Жерико видел картину.
Гребцы выбились из сил. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Жерико был особенно впечатлен к 1804, рисуя Бонапарта, Навещающего Жертв чумы Яффы Гросом. Делакруа сказал, «Жерико позволил мне видеть свой Плот Медузы, в то время как он все еще работал над ним».
Но он почти всю жизнь прожил в Париже, воюя с тем искусством, которое уже умирало, воюя с искусством, которое идеализирует и говорит об общем, о прошлом, о прекрасном, не замечая современности. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. После 13 дней, 17 июля 1816, плот был спасен Бдительным стражем случайно — никакое особое усилие по поиску не было приложено французами для плота. 1 июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели.
В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. 17июня 1816г. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Вместо этого Жерико был награжден комиссией на предмет Святейшего сердца Иисуса, которое он тайно предложил (наряду со сбором) Делакруа, законченную живопись которого он тогда подписал как свое собственное.
Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Сам плот почти упирается в раму картины. Огромный холст со своим страшным (и позорящим французскую нацию) сюжетом не годился ни для дворца, ни для холла респектабельного дома.
Ад на плоту продолжался 13 дней: люди терпели штормы, голод и жажду, сходили с ума, убивали друг друга, выбрасывали в воду раненых, вялили на солнце и ели человечину. Ничто не отразило его. Из почти 150 человек в живых осталось десять. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.
На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке.
Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Сюжет картины основан на реальной трагедии.
Газеты писали, что толпы посетителей останавливались перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Он, губернатор Шмальц и старшие офицеры разместились в шлюпках. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Позади запертых дверей он бросился в свою работу.
Лишь экипаж одной шлюпки вновь попытался взять плот на буксир, но после нескольких неудач тоже покинул его. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924).
У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Свой опыт реконструкции событий на плоту Жерико аккумулировал в совершенную, глубоко продуманную композицию картины, в которой выверены каждый жест и каждая деталь. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Случилось это в 1816 году.
В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. В словах одного из выживающих членов команды, «От бреда радости, мы попали в глубокое отчаяние и горе». Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Судно, однако, прошло мимо. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Он назвал картины такого рода хоровыми. Влияние живописи может быть замечено в работах Эжена Делакруа, Дж.
2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Дальнейший важный прецедент для политического компонента был работами Франсиско Гойи, особенно его Бедствия военной серии 1810–12 и его шедевр 1814 года третьего мая 1808. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
В относительной безопасности была только центральная часть плота. Он, казалось, продолжал двигаться медленно, когда в действительности он выполнил очень быстро, поместив одно прикосновение после другого в его месте, редко имея необходимость пробежаться через его работу несколько раз. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Картина была закончена в июле 1819 года. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Жерико был очарован счетами широко разглашенного кораблекрушения 1816 года и понял, что описание события могло бы быть возможностью установить его репутацию живописца.
«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Их эмоциональные описания их событий в основном вдохновили тон заключительной живописи. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Жерико был всецело поглощён работой.
Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Романтизм был полностью ориентирован на современность. Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара. Такая вот трепетность к правдоподобию.
Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи».
Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Мане историй не рассказывает. Семнадцать членов команды решили остаться на борту основанного Mduse. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Казалось, что ничего особенного не должно произойти: лодки корабля сделают два рейса и вывезут всех пассажиров. Тут нет человека, которого ты жалеешь. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа.
На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. Его должны были вести на буксире лодки. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции.
Художников она оскорбляла отсутствием четкой композиции и грубой, плотной пастозной живописью, которая передает материальность вещей, но не хочет быть красивой. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.
Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Картина была закончена в июле 1819 года. В 1817 году они опубликовали записки об этих трагических событиях. Мутэр замечает, что есть «все еще что-то академическое в числах, которые, кажется, достаточно не ослаблены лишением, болезнью и борьбой со смертью». «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян.
Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36.
4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. В то время как Гюстав Курбе (1819–1877) мог быть описан как антиромантичный художник, его основные работы как Похороны в Ornans (1849–50) и Студии Художника (1855) должны долг Плоту Медузы. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы».
Транспортировать громоздкий тяжёлый плот оказалось крайне сложно. Но модус изображения был общепринятым. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски.
На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Но до Канарских островов всё-таки добрались благополучно.
Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Это было приобретено Лувром вскоре после ранней смерти художника в возрасте 32 лет. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал.
На борту фрегата было около 400 человек: новый губернатор колонии, чиновники их семьи, солдаты так называемого Африканского батальона. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Современный критик Франк Андерсон Трапп предположил, что объем показанной работы и реальный масштаб события указывает на стремление позади выставки.
Для хлеба насущного у экипажа плота было только мешок булочки судна (потребляемый в первый день), две бочки воды (потерянный за борт во время борьбы) и несколько бочек вина. «Медуза» шла впереди «Эха». 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Он беседовал с врачами, чтобы представить себе, как крайние лишения – голод, жажда, страх – воздействуют на тело и ум человека.
И они начали есть друг друга. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. В1817г. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. Обнажённые мертвецы на первом плане – обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти» – нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Решение разместить темнокожего мужчину на вершине состава было бы спорно и было выражением аболиционисткого сочувствия Жерико искусствовед Кристин Ридинг размышлял, что последующая выставка живописи в Лондоне была запланирована, чтобы совпасть с антирабовладельческой агитацией там.
Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Жерико воссоздавал события через изучение доступных ему документальных материалов и встречаясь со свидетелями, участниками драмы. Несколько английских и американских картин включая Смерть майора Пирсона Джоном Синглтоном Копли (1738–1815) — также окрашенный в течение 2 лет после события — установили прецедент для современного предмета. Художник родился в Руане в 1791 году. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).
А на плоту положение стало ужасным. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались).
Сам владелец приближался к своему концу и сосланный в Бельгии. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».
Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Для любой нации, ковавшей свое самосознание во время Наполеоновских войн, было исключительно важно осознать, что эта война есть часть вечной войны за свои ценности. Чтобы сделать хорошее время, Mduse обогнал другие суда, но из-за плохой навигации это дрейфовало от курса. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика.
Сенегала, людьми познавшими "сободу". Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Факт, что большинство чисел почти голо, он написал, явился результатом желания избежать «неиллюстрированных» костюмов. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Его выражение было абсолютно спокойно.
Там ее и можно увидеть сегодня, если кто-то доберется до 77 зала галереи Денон Лувра (1 этаж). 4884). Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. (В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).
«У Делакруа получается здесь то, чего почти никогда не получается у художников XIX века, все более реалистически мыслящих. Живопись имеет в глобальном масштабе 491 716 см (193. 3 282. 3 дюйма), так, чтобы большинство предоставленных чисел было в натуральную величину и те на переднем плане, почти дважды в натуральную величину, выдвинутом близко к плоскости изображения и толпящийся на зрителя, который вовлечен в физические действия как участник. Работа представляет в словах Кристин Ридинг, «ошибка надежды и бессмысленного страдания и в худшем случае, основной человеческий инстинкт, чтобы выжить, который заменил все моральные соображения и погрузил цивилизованного человека в варварство». «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
Старик держит три меча. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. После смерти художника картину выкупил на аукционе за 6 000 франков (Лувр не давал больше 5 000) друг Теодора Жерико, Дедре-Дорси. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Плот Жерико был звездой в Салоне 1819:" Это ударяет и привлекает все глаза» (Le Journal de Paris). «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Плот Медузы является живописью 1818–1819 французским Романтичным живописцем и литографом Теодором Жерико (1791–1824).
На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм.
В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Взгляды тех, кто ещё жив, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком появившемуся на горизонте кораблю.
«Плот Медузы» (фр. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Картина Сурикова здесь – яркое исключение.
Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). Жерико питал надежду, что в стране с развитыми морскими традициями его произведение будет понято. На этот же период приходится рождение полотна «Плот Медузы», которое было завершено в 1819 году. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания.
Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Выставка 2004 года в Институте Кларка Арта, Добрый день господин Курбе: Коллекция Bruyas от Музея Fabre, Монпелье, стремилась сравнить Реалистических живописцев 19-го века Курбе, Оноре Домье (1808–1879) и раннего Эдуарда Мане (1832–1883) с художниками, связанными с романтизмом, включая Жерико и Делакруа. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. От «Зачем ворошить старое» до художественных оценок, не всегда справедливых. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3.
Все, кто был на лодках, спаслись. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями.
Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». На четвёртый день в живых остались только 67 человек, многие из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Цель живописи состоит в том, чтобы говорить с душой и глазами, чтобы не отразить». 17 июня 1816 года небольшая французская эскадра— фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус»— отправилась из Франции в Сенегал.
По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». они опубликовали записки об этих трагических событиях. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. Много тел замусорили передний план, ожидая, чтобы быть отметенными окружающими волнами. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат.
Неожиданно канат, удерживавший на буксире плот, оборвался. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).
На плоту начались драки за доступ к воде. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперёд. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы.
Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Это был взгляд несколько сверху. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.
«Плот Медузы» экспонировался на парижском Салоне 1819 года и получил неоднозначную оценку художественных критиков и публики. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Есть жертвы и есть убийцы. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31.