Плот Медузы Жерико
Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Жерико построил реплику плота с Медузы в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. «плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.
Жерико построил реплику плота с "Медузы" в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. Полотно Жерико «Плот Медузы» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание. Картина французского художника Теодора Жерико Плот Медузы1819 г. привлекла меня прежде всего своим сюжетом и страшной трагедией, которая легла в её основу. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью, соединив в одной картине мертвых и живых, надежду и отчаяние. «плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— magnum opus французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.
«плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824). Когда Жерико выставил «Плот Медузы» вСалонев1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. На полотне Жерико «Плот Медузы» нет героя, зато увековечены безымянные люди, страдающие и достойные сочувствия. В этой картине Жерико первым поднял перед романтиками тему человечности и продемонстрировал исключительную реалистичную манеру живописи.
Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
«Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Картина Теодора Жерико Гибель Медузы сразу же стала сенсацией. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. «Медуза» шла впереди «Эха». 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море.
На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца.
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
17июня 1816г. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы.
«Плот Медузы» (фр. «Но когда мы начнем присматриваться к тому, что натворил Мане в своей картине, мы поймем, что здесь огромное количество несоответствий, подсознательно беспокоящих и, в общем, не получающих внятного разрешения. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.
И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. «Плот Медузы» экспонировался на парижском Салоне 1819 года и получил неоднозначную оценку художественных критиков и публики. Жерико, прибывший в Англию, получил то, чего ему не хватало на родине – признание его произведения зрителями и критиками. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы».
- «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
- Самое интересное в виде мозаики
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
- Картина Теодора Жерико Плот Медузы
За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него.
Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. В сюжете картины не было ничего нравоучительного или возвышенного, все нормы и понятия академического искусства были попраны. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.
Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать. Это был бриг «Аргус». Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Несколько человек сошли с ума.
Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. «Плот «Медузы»» стал последним из законченных произведений Жерико. В 1818 году, когда Жерико работал над этой картиной, положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. И вот это сопоставление – очень энергичное и красивое – показывает тот ужас, который на самом деле стоит за историей Горациев и за этой картиной.
Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. В первую же ночь было убито 20 человек. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море.
- ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
- Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Предложения наших партнеров по Парижу
- Теодор Жерико картина Плот Медузы
Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины – полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).
На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. На плоту начались драки за доступ к воде. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Взрослую жизнь он начал с романа с женой своего дяди, что во Франции того времени могло повлечь за собой уголовное преследование. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира – но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.
- Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
- Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»
- Общееколичествопросмотровстраницы
На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета. Так.
Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель.
Из почти 150 человек в живых осталось десять. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае.
Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Мане историй не рассказывает.
И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1.
Есть на картине и ещё один друг Жерико. Он разрушил все представления о живописи и вызвал большие волнения среди любителей, ценителей живописи и самого художественного сообщества. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии.
Двигателем становится народ. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Это был взгляд несколько сверху. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова».
В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Продуктов у них не было. Живые и мертвые. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.
Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи.
147 людей оказались обречены на смерть. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент.
К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. они опубликовали записки об этих трагических событиях.
Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком. В1817г. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго.
В относительной безопасности была только центральная часть плота. Картина была закончена в июле 1819 года.
Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Среди работ художника много выдающихся произведений, но самая важная работа Жерико «Плот Медузы». Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.
Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. Да и видно ли его. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать.
Вскоре отстал и «Аргус». Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами.
После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании.
- Капитан даже не знал, где мы находимся. Во время шторма десятки людей погибли в борьбе за наиболее безопасное место в центре у мачты, где хранились скудные запасы провизии и воды, либо были смыты волной за борт. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал – оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. На восьмой день плавания пятнадцать человек, сохранивших силы и здоровье, решили столкнуть больных и слабых в море.
Художника всегда обуревали великие замыслы и на этот раз он решил художественным образом реконструировать те трагические события. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. А на плоту положение стало ужасным.
О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Один из критиков говорил: Да, это безобразие, но это безобразие провинции, а у Парижа свое безобразие. На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди.
А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Всех охватила паника. Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее.
Он внимательно прочитал их книгу, возможно, в его руки попало издание 1818 года с литографиями, достаточно точно передававшими историю пассажиров плота. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Некоторое время спустя полотно с переменным успехом демонстрировалось в Великобритании – выставку одной картины организовал предприниматель Уильям Буллок. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).
Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза». Затем поднялся шторм. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Художник не экспериментировал с цветами, доминирующим является коричневый, который дает различные оттенки темного и ужасающего характера.
Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. При высадке с корабля невероятная. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Не условных героев и не театральные жестикуляции хотел изобразить Жерико, а реальных людей, переживающих долгие дни страданий и лишений.
Как ни странно, картина «Плот Медузы», над которой в 1818 году работал Жерико, положила начало французскому романтизмуВеликий художник Теодор Жерико под впечатлением страшной катастрофы создал свое знаменитое полотно «Плот Медузы», где по-своему передал атмосферу бедствия. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина.
В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Вы можете увидеть на лицах страх и облегчение. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты.
Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Он назвал картины такого рода хоровыми. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».
И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Своей революционностью. Плот был оставлен на произвол судьбы. Картине предшествовала огромная подготовительная работа.
17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см.
Старик держит три меча. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус». Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Жерико питал надежду, что в стране с развитыми морскими традициями его произведение будет понято.
В самую первую ночь погибли двадцать человек. Эта картина потрясающе проста. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море.
– На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью.
«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне.
По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Здесь прослеживаются традиции барокко. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра.
Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину.
А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Колорит картины мрачен и темен внизу полотна, но к горизонту он светлеет, наполняя души надеждой. Ему интересно соединение цветов и фактур, а логическое сопряжение предметов и людей – дело десятое.
Что соединяет эти две неравные части композиции. Рельеф «Плот Медузы» украшает могилу художника. «Мане – провокатор. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Он приносил из морга разлагающиеся останки и не только рисовал их, но сидел, окруженный фрагментами тел, чтобы представить себе, каково было находиться там, на плоту.
Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия.
По мнению Батисье, Жерико не обращал внимания на критику, однако, как показывают обнаруженные позднее документы, он воспринимал негативные отзывы весьма болезненно. На четвёртый день в живых остались только 67 человек, многие из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших.
Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Их путешествие длилось не более четырех дней.
Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее.
Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Поводом для создания картины послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту. Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.
Художников она оскорбляла отсутствием четкой композиции и грубой, плотной пастозной живописью, которая передает материальность вещей, но не хочет быть красивой. Чтобы спасти команду, планировалось использовать шлюпки, но их вместимость не позволяла вывезти всю команду, вот таким образом было решено создать плот. Шомарэ не придал этому значения, а на следующий день, отвечая на недоуменные вопросы офицеров, промямлил, что накануне они вроде бы проплыли что-то похожее на мыс Блан.
В результате, во второй день несколько десятков человек было убито во время попыток занять безопасное место в середине конструкции или смыто за борт волнами. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Паника охватила команду, пассажиров и солдат. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель.
4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. Есть жертвы и есть убийцы. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
Картина «Плот Медузы» вызывает ужас. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Мане в то же время блестящий художник, обаяние красок которого, красок, очень парадоксально соединенных, заставляет зрителя не задавать себе очевидных вопросов. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки.
Предполагалось построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели. Картина была закончена в июле 1819 года. Предполагалось построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели. Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. 147 людей оказались обречены на смерть. Маленькая песчаная банка была четко обозначена на картах светлым пятном, однако плохо читавший морские карты Шомерэ умудрился загнать свое судно именно в эту часть акватории Атлантики.
Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Как ты можешь увидеть свободу. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами.
При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Но смерть для него, верующего человека, – это обетование вечной жизни, про которую мы не знаем. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Жерико был всецело поглощён работой.
Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Его должны были вести на буксире лодки.
1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Но ветер относит плот от корабля спасения. И она действительно была для того времени революционна. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует».
Обнажённые мертвецы на первом плане – обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти» – нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Художник родился в Руане в 1791 году. Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались).
К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. За это время большая часть людей погибла. Картина была создана вскоре после драматических событий, которые произошли во Франции в 1816 году. посвященной крушению фрегата «Медуза», произошедшему в 1816 году. Навеян он был вчерашним разговором с banshee про различные изображения смерти. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В техническом плане произведение выполнено превосходно.
И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. Плот скитался в море в течении 12 дней.
А все капитан Шомаре. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В-третьих, у многих картина вызвала восторг.
Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Само создание этой картины является исторически важным. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней.
В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов.
В Средиземном море недалеко от побережья Африки затонул французский фрегат «Медуза», на борту которого находились более 150 пассажиров. Это команда. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии.
Переделке подверглись две перекладины в центре плота, а сам плот был удлинён слева – таким образом создавалось впечатление, что люди сгрудились на той части плота, что ближе к зрителю. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Сюжет, легший в основу его полотна, был известен британской публике благодаря появившемуся в 1818 году английскому переводу книги Корреара и Савиньи. Здесь приходит конец их страданиям. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника.
Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр).
Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека).
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Все, кто был на лодках, спаслись. Рядом с живыми лежат тела мертвецов.
Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Когда Жерико выставил «Плот «Медузы»» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. После смерти художника в 1824 году картина была выставлена на аукцион и приобретена его близким другом, художником Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как представители музея в Лувре не готовы были пойти дальше 5000. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю.
Жерико был всецело поглощён работой. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Он познакомился с Корреаром и Савиньи, беседовал с ними, даже, вероятно, написал их портреты. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924).
«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Но модус изображения был общепринятым. Теоретически он должен был бы быть опытным и компетентным капитаномно загвоздка была в том, что пост капитана фрегата он получил в рамках политики раздачи должностейбывшим эмигрантам, которую проводили восстановленные на французском троне Бурбоны. Случилось это в 1816 году.
Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей».
Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». решила запостить историю создания одной картины. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед.
Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян.
Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». На борту было около 400 человек. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота».
По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю.
Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.
Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы.
Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Это был бриг «Аргус». Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев.
Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Трагедия, каннибализм, множество трупов Он подошел к делу крайне серьезно: кроме подготовки множества набросков и этюдов, он лично общался выжившими после крушения, тщательно выяснял все детали. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой.
Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. «Плот «Медузы»» — картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Неопытность капитана быстро дала себя знать.
«Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Сам плот почти упирается в раму картины. Утром 17 июня 1816 года во французскую колонию Сенегал отправилась экспедиция, состоящая из четырех кораблей, в числе которых был и фрегат Медуза.
– горячился он. В живых осталось лишь 15 человек. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.
Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Для работы в качестве натуры использовались в том числе тела больных из госпиталей и из морга. И они начали есть друг друга. Контрастное освещение с выхваченными из тьмы лицами и фигурами заставляет говорить о влиянии Караваджо в исполненном драматизма сплетении живых и мертвых тел видится нечто рубенсовское. Картина была закончена в июле 1819 года.
История XIX века становится театрально-мелодраматичной, она приближается к человеку и мы в состоянии теперь сопереживать не великим деяниям, а несчастьям и трагедиям. - Поймите же наконец. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Дюруа де Шомаре решил срезать, спрямить путь — отклоняясь при этом на 160 километров от намеченного маршрута.
По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». – как можно было разбазаривать государственное имущество. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов.
Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Выжившие могут видеть на расстоянии приближающееся судно. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Он решил добраться до берега на шлюпках.
Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. В настоящее время полотно находится в Лувре. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу.
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Использование светотени усиливает драматизма. На четвёртый день в живых осталось только 67 человек, многие из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма.
В чем сущность романтического мировосприятия. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались).
После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной».
К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров Медузы. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Очень близкий друг.
Жерико воссоздавал события через изучение доступных ему документальных материалов и встречаясь со свидетелями, участниками драмы. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.
Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось).