Плотогоны Картина

В 1962 году на выставке «30 лет МОСХа» на Манеже представляет картину «Плотогоны». В 1962 году на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже представил картину «Плотогоны». Хранящаяся в Третьяковской галерее скандально прозвучавшая в свое время его картина «Плотогоны» 1960–1961 года, за которую автор был на несколько лет исключен из МОСХа как «злостный формалист», стала не только визуальной формулой нового стиля, но и емким образным символом целой эпохи.

20558 Андронов Плотогоны картина живопись искусство открытка СССР чистая 1983 год

Пристрастие к русскому импрессионизму. Формулировка Владимира Серова (президент Академии художеств СССР в 1962 – 1968 годах. В неё погрузилось крестьянское сословие — некогда бывшее опорой России. «Суровостильцев» могла на деле вдохновлять лапидарность исполнения, характерная для самых именитых соцреалистов, которую на словах они спешили отрицать. В своем зрелом творчестве мастер ищет пути передачи на полотне не просто сюжета, а, скорее «состояния души».

Точнее, он фиксирует лишь одну его грань — мужественность и готовность к созидающему труду — и закрепляет ее за своими «типичными» персонажами. «Механическое повторение жеста Фонтаны, отнимающее у произведения семантическую глубину и подлинность, может стоять в одном ряду с трудом неквалифицированного и анонимного технического работника», – отмечает Энтони Уайт в монографии о художнике. Насколько «суровой» была «правда» молодых соцреалистов. Так появляются проникновенные пейзажи. И притом обладают достоинством как редкой психологической адекватности, так и типичности.

Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). «Автопортрет с Николой» – тот же человек поколения и сам Николай Иванович, но словно уже за порогом свершившихся перемен. Поиск типа «современного человека», по мнению современника, являлся главной задачей «сурового стиля», ведь картины Попкова и Андронова – это «тип молодого современника, человека гражданской совести. Тут следует обратить внимание на ряд моментов. Его картина «Плотогоны» (1961) стала одним из манифестов сурового стиля.

Нередко их вмешательство грозило лишить экспозицию самых интересных работ. Раз уж родился в верховьях Волги, не жди другой судьбы. "Плотогоны", 1959– 1961.

В конце 1950х его статус круто меняется: Пластова объявляют ведущим художником деревенской темы. Первые упоминания творчества Николая Андронова в прессе также, в общем, положительные. Близко к манере Пластова работают Владимир Стожаров и Владимир Гаврилов.

Описание картины 
Николая Андронова 
«Плотогоны»

Описание картины Николая Андронова «Плотогоны»

Ряд мастеров воспринимали формальные приемы (монументализма, например) поверхностно. Пес в программной картине «Плотогоны» (1958 – 1961), «замыкающий ряд персонажей, как бы копирует поведение своих хозяев» 4, подчеркивая решимость, волю, силу людей. кровоизлияние в МОСХ. Недавний «отверженный», «формалюга», как его величало масловское болото (мастерские на Нижней Масловке), возвращенный без лишнего шума в ряды СХ, он становился одним из лидеров московского творческого сообщества рядом с такими его руководителями, как И. А. Он продолжил духовную традицию русской живописи.

с А. В. Такие атаки на холст, частые и системные на Западе, в СССР производились крайне редко. СССР, 1979)– оба в Москве. Мощный культурный подъём, но не всё так хорошо.

Искусствоведы считают Андронова художником преимущественно трагедийного плана. Нужно понять, чего ему это стоило. Работал как монументалист– мозаики на фасадах кинотеатра «Октябрь» (совм. Портреты безупречно похожи, то есть близки изображенной модели.

Однако положительный отзыв Германа Недошивина в 1960 году о картине Никонова «Наши будни» сопровождается в журнале «Творчество» уточняющей сноской: «Картина Никонова, безусловно, страдает утрированием образов. Позднее, основное место в творчестве художника заняла картина-пейзаж, чему в значительной степени способствовало его частое посещение Ферапонтово и работа в окрестностях. Но к 60-м гг. В статье для журнала «Творчество» он хвалит полотно Никонова, а также вплетает в интерпретацию важнейшие для «оттепели» фигуры. Подчеркивает силуэты героев.

»Описание картины 
Письмо с фронта, 
1947, Лактионов

»Описание картины Письмо с фронта, 1947, Лактионов

Себе. В работе 1975 года «Ночное окно. Сильнейшее впечатление производит личность художника, запечатленная в его произведениях. Но в целом это значительное произведение». Герои не объеденены друг с другом.

Две композиции «Проводы» были среди крайне немногочисленных крупноформатных картин, которые Андронов исполнил в свой «послеманежный» период. К слову именно ему было поручено создать мозаику на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве (совместно с Андреем Васнецовым и Виктором Элькониным). Голос Андронова был весьма влиятелен в делах правления МОСХ. В первом номере журнала «Искусство» за 1956 год была опубликована его статья «О сущности и специфике прикладного искусства».

  • Картина Плотогоны, Николай Иванович Андронов
  • АНДРОНОВ Николай Иванович (Москва)
  • Новую трактовку личности рабочего дал художник
  • Художник Андронов Николай Иванович
  • Картина Николая Андронова (9 букв)

Официальная риторика тем не менее постепенно меняется. Потенциально они готовы «выйти из своих рамок» и выглядят органическими слагаемыми более крупных пространств, которые нетрудно вообразить: стол с фигурой – часть комнаты, внутреннее пространство избы так или иначе сопоставлено с природной средой вовне, фрагментарно взятый пейзаж легко представить частью широкой пейзажной панорамы. П. Филатчев. Форма проще, жестче, монументальнее.

Н. И. Андронов — один из представителей «сурового стиля» в советской живописи, возникшего как реакция на официальный социалистический реализм. Споры, впрочем, сопровождали их творчество и в конце 1950-х годов. Таким образом, недостатки иллюстраций проистекают из ориентации художников на «станковое» произведение.

  1. Суровые романтики и проза жизни
  2. Суровый стиль личности Андронова Николая Ивановича
  3. Плотогон Прохор Картузов (часть 1-я)
  4. Николай Андронов (Плотогоны, 1958—1961)
  5. Западноевропейская и антикварная живопись
  6. Декоративно-прикладное искусство
  7. Новую трактовку личности рабочего дал художник Николай Андронов в своей работе«Плотогоны»
  8. Одним из главных представителей сурового стиля в живописи Советского Союза считается Андронов

В то же время лояльные советской власти образца 1920-х группы художников, особенно беспредметных (конструктивисты, супрематисты, ранний «Бубновый валет»), остаются либо вне истории, либо упоминаются в качестве отрицательных героев с теми же характеристиками, что и в сталинское время. Холодно посверкивают из сумрака волчьи глаза. И. Нестерова.

Успев сделать несколько работ по заказу правительства Муссолини итальянец Лучо Фонтана начинает серию «Пространственных концептов» (1949 – 1968) – поверхностей с разрезами и отверстиями, сделанными при помощи ножей и шила. пр.

Полны глубокого покоя, некоторой сказочной таинственности пейзажи Е. И. Зверькова ("В лесном краю", 1974). Герои полотен «сурового стиля» – геологи (Павел Никонов), строители (Виктор Попков), ремонтники (Таир Салахов), рыбаки (Петр Оссовский) – всегда во множественном числе и идентифицированы через профессию, а не общественное положение. Художники разрабатывают новый, так называемый "суровый стиль" (термин искусствоведа А. Каменского) ибо именно в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной для предыдущих десятилетий парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов, укоренившейся манеры изображать борьбу "хорошего с лучшим", а также без иллюстративности, "литературщины", ставших почти нормой, т. е. Лишь позднее нам стало ясно, как абсолютно точно утверждает в своей недавней статье Л. В. Плоскостная композиция у художников «Бубнового валета» исходит, помимо прочего из мещанской фотографии на память. Учился в ИЖСА (1948-52) и МХИ (1952-54).

Он возродил технику изготовления красок из глины Бородаевского озера (на котором стоит Ферапонтов монастырь) и сам пользуется ими. Васнецовым и, конечно, Н. А. И нам. Представляет декларацию нового времени, нового человека. "Автопортрет", 1974 и др. ). «Суровый стиль» близок живописи группы «Общество станковистов» (ОСТ) и ее ярчайших представителей – Александра Дейнеки и Юрия Пименова.

  1. Его работы не воспринимались публикой
  2. Вместе с фильмом «Плотогоны» также смотрят
  3. Андронов Николай Иванович, художник
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. »Святой Николай (Николай Угодник), Неизвестный художник

Таким уверенно продолжал расти и крепнуть от выставки в выставке. Ему же принадлежит панно«Человек и печать», что находится в задании газеты «Известия» в Москве, созданное совместно с Андреем Васнецовым. Андронов Николай Иванович (р. Увлечение древнерусским искусством и творчеством Дионисия помогли мастеру найти новые идеалы и средства выразительности.

Т. Н. Насипову, А. В. Волкова, Н. И. Нестерову больше интересует городской пейзаж (Н. Художник не стремится передать пространство как иллюзию, а, преображая, одухотворяет его.

  1. »Снедь московская – Илья Иванович Машков

АНДРОНОВ Николай Иванович (30. 4. 1929, Москва– 10. 11. 1998, там же), рос. Это проповедь. Наконец, свое место в искусстве занял пейзаж "концепционный", т. е.

Картина Плотогоны, 
Николай Иванович 
Андронов

Противопоставление Пластова и Дейнеки становится общим местом художественной публицистики. Конечно, если он настоящий художник. И в самой формуле и в факте ее переработки на уровне художественной администрации видна зависимость от формулировок «старших братьев» и «родителей».

Т. Салахов. Советский художник (художница) и занимался своим делом относительно централизованного работодателя и заказчика – творческого союза, осуществлявшего процедуру оценки и признания результатов. Примером является творчество Гелия Михайловича Коржева (р.

Васнецовым, 1978, Гос. В 1966–1968 гг. "Ремонтники", 1963). Он подолгу жил и работал в вологодской деревне близ Ферапонтова монастыря. Николая Андронова считают основоположником так называемого сурового стиля в живописи. Это неправильное искусство выставляют в правильном окружении.

Он был одним из основоположников «сурового стиля». В 1974 г. он пишет одно из лиричнейших своих произведений, пронзительных по чистоте тона (хочется сказать: звука), – "Пушкин в Михайловском" ("Осенние дожди"). Он мечтал о картине, которая не была бы ни объектом, ни формой, не имела бы «ничего общего с буржуазным потреблением, красотой объекта на продажу». выступил с лаконически-монументальными по образному решению, напряжёнными по цвету произведениями, воплощавшими суровую героику трудовых будней (Плотогоны, 1961, ГТГ). Скалят жёлтые зубы бобры. Как и природа, человек возрождается в хороших делах, в своих детях он остается на земле.

Примерами этого могут служить "Вечер в старой Флоренции" Т. Н. Яблонской (1973), "Вечер" братьев Смолиных (1974), более ранние работы Д. Д. Жилинского "Семьяхудожника Чернышева", "Под старой яблоней" (обе – 1969), "Семья Капицы" (1979) наконец, групповой портрет Виктора Ивановича Иванова (р. В пару к нему ставится Аркадий Пластов, художник, которого в послевоенные годы критиковали за «импрессионизм, формалистически понятый».

В середине 1960-х годов, задолго до модных веяний, Николай Андронов открыл и полюбил «свой» русский Север. "Житие живописца Батенина", 1968 Л. Н. Кириллова. Параллельно с этим принципиально иное место, по сравнению со сталинской эпохой, занимают в картинах социалистического реализма рабочие и женщины. "Полярники", 1961 позже "Стачка", 1964 Т. Т. Салахов. Начало проблематизации этой сферы было положено Моисеем Каганом, автором труда по теории культуры «Морфология искусства».

Хотя инструменты и ремесло были в центре внимания профессиональных художников, осознающих постоянную необходимость классового подхода и отображения труда использование этих средств не рассматривалось как демократизирующая практика институтами контроля и распределения заказов потому, что советский художник, как тогда считалось, создает не произведения, а само общество (отсюда вопрос Хрущева скульптору Эрнсту Неизвестному в ходе столкновения в Манеже: «Почему вы так уродуете лица советских людей. »). Если до этого художественная продукция студии представляла собой экспрессионистские этюды, созданные в согласии с ретроспективистскими тенденциями оттепели, то включение физиологической жидкости в работу сближает ее с картиной-вещью в понимании Фонтаны и Джонса (или, вернее интерпретаторов их творчества). Калинин, В. Сидур и др. ). Художники «сурового стиля», к которым относился Андронов ощущали себя новаторами. Но вместе с тем признают — он внёс некую новизну в художественное искусство.

Ф. Никонов. Параллельно с возникновением «сурового стиля» происходит и широкомасштабное восстание прикладников в борьбе за независимость от логики сталинского холста и рамок станковой живописи. В цикле этом доминируют безлюдные пейзажи интерьеры «избы-студии», «сельские натюрморты» и меланхолические автопортреты («Автопортрет с тараканом», 1969, Краеведческий музей, Истра). Учился вИЖСА (1948–52), МХИ (1952–54) уФ. А. Художник создал особый мир, пространство которого наполнено символикой цвета и ритма. Неспроста в его семейных портретах, автопортретах возникают мотивы деревенской бани. Мочалов2, то было переосмысление идеализма молодости, надежд эпохи «оттепели».

Более того, они даже не общаются между собой. Нетипичная постановка фигуры спиной – смелая живописная декларация. Мы как бы проходим путь от пейзажа к автопортрету. Люди у Андронова получились похожими друг на друга. Возникает соблазн истолковать этот вектор творческих интересов мастера как спасительное бегство, в принципе совершенно понятное, от той травли, какой подвергала «левую» молодежь система Хрущева, Ильичева, Серова и иже с ними, тем более что Николаю Андронову от них досталось в полной мере.

Однако подлинной новацией стало именно полотно «Плотогоны». Во многих произведениях 1950 – 1960-х годов мы видим тип композиции, который предполагает размещение действующих лиц (или предметов) картины по прямой линии, горизонтально. И в создании этой особой живописной атмосферы решающие моменты, по признанию самого художника, – « происходящее в мире за и перед окном и черное или серое или какого угодно цвета, существо, которое, коснувшись белой поверхности бумаги, сразу определяет пространственный (а значит и цветовой) план следа своего прикосновения и бумага уже не белая и началась в ней жизнь, может быть и не от меня зависящая» 1. Подчеркнуто монументализированы.

Очевидны отсылки к искусству «Бубнового валета» и для искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, отмечающего у художников «сурового стиля» еще и «тяготение к монументализму и суровой правде». Собаки», 1971 «Пожар», 1973) и меланхолич. Правда, есть и характерные исключения из этого правила.

Альтернатива этому известная ныне как «суровый стиль», возникала прямо на глазах делегатов съезда. В статье «Современная тема – это главное. » редакция журнала «Искусство» пишет о картине «Строители Куйбышевской ГЭС» : «Конечно, картина эта не лишена недостатков. Член декоративно-прикладной секции МОССХ Евгений Рачев даже предложил выделить из Союза художников отдельный, независимый Союз прикладников, ссылаясь на опыт стран «народной демократии». Искусство обновлялось. Это картины «Монтажник» (1958), «Плотогоны» (1961), вызывавшие дрожь в людях власти, привыкших уничтожать как политических врагов всех, кто не дрожал перед ними.

"Автопортрет с кистью", 1966 В. В. Батенин. У мастера множество автопортретов-картин: "Работа окончена" (1971), "Павел, Игорь и я", "Мать и сын" (1970), "Ссора", "Приходите ко мне в гости" и др.

Андронов превращает рабочих в «типаж»: исчезает индивидуальность их образов, появляются мужественность и надежность, типичные для всех. Стынет кровь в жилах у плотогона, да делать нечего – молись и на Бога надейся. Практики Фонтаны и Джонса тоже регулярно описываются как насилие, вторжение в далекую от повседневной жизни сферу, попытка проткнуть эту сферу и выпустить из нее воздух (вернее, воздушную перспективу или самоценность художественных средств). Особое место в отечественном пейзаже тех лет занимает северный пейзаж. Он критикует так называемую тональную манеру, то есть академическую иллюстрацию: «Тональная (или тоновая) манера плоха в любых руках и плоха тем, что она обычно излишне черна (по тону она отрывается от страницы текста) что рисунки, как правило, делались слишком большими, чтобы параднее выглядели на выставках и при сильном уменьшении становились неясными, неразборчивыми что печатались они другим способом, чем текст и на другой бумаге (иногда и в другом полиграфическом предприятии. ) что таким образом абсолютно уничтожалась книга как цельный организм». "Наши будни", 1960 В. Е. Попков.

Расстрел демонстрации в Новочеркасске 1962 года и множество подобных случаев в других регионах СССР, описанных в монографии Владимира Козлова «Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе», свидетельствует о проблемах переходного периода от тоталитарной и популистской одновременно модели Сталина к послевоенной эпохе, обнаружившей нужду в экономической реформе. Недаром этот простой групповой портрет исследователи назвали "образом поколения". Художники возвращались из поездок с массой этюдов или уже готовых полотен. Изображены люди нелёгкой судьбы. Модорова. Точнее, пространстве-времени.

выделяются драматические пейзажи (Ночь в Солигаличе), серия остроаналитических автопортретов. М. Ромадина "Млечный путь", 1965–1969), И. М. Орлова "Летний вечер", 1973). Точно так же выставки «Бубнового валета» благодаря плотной развеске походили на одно продолжающееся на стене произведение. Лишая героев индивидуальности, художник не ставит задачей и проникновение в их психологию. Хрущёв сталкивается с сезаннизмом и другими новейшими экспериментами.

Оба художника занимались в студии Элия Белютина, возникшей около 1955 года и впоследствии названной «Новая реальность». 1925), его путь от триптиха "Коммунисты" (1957–1960), в котором через изображение единичного факта и вымышленного героя художник стремился передать суровое время "классовых боев", до картин "Егорка-летун" или "Беседа" (1975–1985): их трактовка вряд ли может быть однозначной, они как бы приглашают зрителя к размышлению. В. Е. Попков создает триптих "Ой, как всех мужей побрали на войну" ("Воспоминание. Это всегда ясно чувствуется в цветовом и тональном строе его пейзажей, а в отдельных случаях даже подчеркивается названиями работ, к примеру, «Сосны, которым рубили ветви, чтобы взять шишки на семена». Преподавал в Московском текстильном институте (1956-58).

Д. В. Все решительно отказывались от стереотипов. В качестве своеобразного синтеза тезиса о вредности «формализма» и антитезиса о наличии недостатков («парадности») выступает понятие о «творческой индивидуальности», которую должен иметь художник, а различия в манере и стиле разных советских художников становятся предметом отдельных статей. художник, д. чл.

Другой студент Белютина, Леонид Мечников, после столкновения студии с Первым секретарем ЦК Никитой Хрущевым на выставке «ХХХ лет МОССХ» в Манеже (1962), обводит карандашом то место, куда руководитель страны плюнул в разгар полемики с экспериментаторами. Его идеалы будут, несомненно, востребованы и новыми поколениями. И здесь уже приходится говорить о значительном расширении символических смыслов, которые обнаруживают предлагаемые автором визуально-пластические сопряжения. Один мужчина стоит спиной, но из-за техники написания это не сразу становится ясно.

Председателем Академии художеств СССР не мог стать художник, ушедший в сторону от тех формул социалистического реализма, которые сложились в предыдущую эпоху. Оба момента – желание надеть маску, переодеться в некоего персонажа и стремление создать произведение, у которого иллюстративные и сюжетные аспекты были бы менее важны, чем архитектонические, – характерны и для «сурового стиля». 1929), советский художник. с А. В.

И. Андронов. Порой даже точнее. В автопортрете "Шинель отца" (1972) мы видим пример тонкой художественной метафоры, соотнесение прошлого и будущего. Суровое, хмурое изборожденное морщинами задумчивое лицо, мощные руки мастерового (нередко он с пилой, топором, за ручной работой) – это не просто представление художника о себе, это образ творца и труженика: Николай Иванович Андронов придавал себе черты древнерусского старца, умудренного жизнью, причастного к судьбе праведников, живущего в мире созданных им самим рукотворных вещей и художественных образов и характерно, что он изображал себя с кистями и красками на фоне икон. В его образном мире пустеющая северная деревня постигается словно некое сердце России.

Собаки», 1971, Русский музей «Зимнее окно ночью», 1972, Музей изобразительных искусств, Архангельск «Пожар», 1973, Картинная галерея, Вологда). Этот посыл принципиально важен художнику.

Очень многообещающим было творчество рано погибшего Виктора Ефимовича Попкова (1932–1974). Еще более радикальная работа Джонса, «Картина, укушенная человеком» (1961), представляет собой покрытую воском поверхность со следами зубов, предположительно, самого художника. Пространство картины сакрально для соцреализма ибо она – дом высшей реальности, временное место жительства изображенных на ней персонажей и вместилище «должного» или, если воспользоваться формулировкой из статьи «О художниках-пачкунах», «подлинной действительности». Это понятно ибо искусство прежде всего исследователь человеческой души. Выезжая в свою летнюю студию в с. Ферапонтово (Вологодской обл. ), создавал плотные по цветовой фактуре, драматичные образы сев.

Впрочем, Прохор Картузов на судьбу не роптал и жизни своей вне великой реки не мыслил. Чего стоит его картина «Мёртвая лошадь и чёрная луна». П. Оссовский, А. В. Васнецов, Т. Ф. Нариманбеков, М. К. Аветисян и др. Один из фигурантов критической статьи «О художниках-пачкунах» в газете «Правда» 1936 года счастлив видеть полотна французских модернистов снова и надеется, что их освобождение из запасников станет свидетельством реставрации профессиональных навыков его молодости и что «настоящее искусство» одержит победу над продукцией станковистов сталинской эпохи. Ему удалось превратить рабочих в «типаж» и убрать индивидуальность образов.

Большинство упоминаний их работ в ранней периодике оттепели – негативные. В творчестве Андронова 60-70-х гг. В. Е. Попков пишет свою "Северную часовню" (1972). Промышленную необходимость того или иного предмета быта оценивали в торговом отделе при Моссовете, «где совершенно художников нет и где не смотрят на художественные качества». Завоевал известность картиной «Плотогоны» (1961, Третьяковская галерея), ставшей одним из изо- манифестов «сурового стиля» официальные по теме «трудовые будни» превратились здесь в образ гордого творческого самоутверждения Но все же основным руслом работы мастера оставалось станковое творчество, связанное с командировками и частными выездами в «глубинку» (Сибирь, 1960 Костромская и Вологодская области, 1960-е годы).

Связка формализма и космополитизма в эпоху оттепели смягчается, но не отменяется совсем. Они то воплощают тревогу и беспокойство, как в работах «Ночь в Солигаличе» (1971), «Зимняя ночь. 1924) "В кафе Греко"" (1974).

И в своем умозрении и в соответствующем ряде произведений мастера. Его работы не похожи на другие и вполне самостоятельны. Портрет часто вбирает в себя свойства других жанров или сам вторгается в них, что особенно заметно в автопортретах (как правило, они широко представлены на выставках 1960-х и позже 1970-х гг. ): в них поражает острый самоанализ иногда беспощадная ирония, безжалостность приговора самому себе. РАХ (1997). Мастер активно творил в 60-е.

В прессе появляются разгромные статьи, что, естественно, не может не огорчать мастера. Так как люди у Андронова всегда сегодняшние, а символы культуры влекут их и нас в глубины веков. К какому бы жанру ни обращался Попков, каждое его произведение звучит остросоциально.

Моральный ориентир. Образ собаки оказывается своего рода проводником мыслей живописца. Коварна и стремительна Волга в своих верховьях. Наиболее «левая» часть молодых художников знала и «Бубновый валет».

Тот же критик, хорошо знавший Андронова, прав, полагая, что: тема «проводов», не отпускавшая мастера с 1965 до 1995 года, стала его концептуальным ответом романтическому пафосу, «футуристическим интенциям» (Мочалов) «Плотогонов», рождавшихся на рубеже 1950 – 1960-х годов. 1962 год – выставка Новая реальность (Янкилевский, Неизвестный и т. д. ). Собаки – одни из любимых героев Андронова. Собаки» (1971), то олицетворяют умиротворение и покой, как в «Ночи во Флоренции» (1991), то становятся символом семейного уюта, как в полотне «Материнство» (1980).

Сама здешняя природа у Андронова начисто лишена идиллистичности. Этот период отмечен поисками новых художественных и эстетических идеалов. После нее довелось уже и лично узнать Андронова.

Например, картина Павла Никонова «Октябрь» (1955 – 1956), на которой изображены революционные солдаты на отдыхе в несколько условных петербургских декорациях, получила благословение пионера революционной темы Павла Соколова-Скаля. Не имея отношения к арсеналу производственных технологий рабочего и домохозяйки, эта работа тем не менее находится в одном ряду с практиками Фонтаны, который «отрицает тенденцию высокого модернизма к сублимации и игнорированию тела». Должен, признаться, что даже я, пытливый историк и мученик архивов, впервые услышал фамилию «Картузов» всего несколько лет назад, да и то случайно. Выстукивают погребальные песни красноголовые дятлы. В конце 50-х – начале 60-х гг. «Городская тишина обманчива.

Художники «второстепенных» жанров писали открытые письма, выступали на заседаниях СХ СССР, создавали теоретические статьи о форме и смысле своей деятельности. автопортреты («Автопортрет с тараканом», 1969). Николай Иванович Андронов был таким тонко чувствующим живописцем и его полотно «Ночью в мастерской (Джокки в мастерской)» (1972, Новосибирский государственный художественный музей), несмотря на скромные размеры и сдержанный колорит, останавливает зрителя, заставляет его окунуться в удивительный «андроновский» мир. Родители Прохора жили в одной из деревушек, коих так много в верховье Волги. Туда же засовывают Новую реальность.

Ведь в каждом автопортрете – без тени комплиментарности. Мы можем предположить, что на место примитива – лубка и городской вывески, которыми вдохновлялся «Бубновый валет», – пришел соцреализм в своей массе, превративший образ рабочего в часть массовой визуальной культуры. "Портрет композитора Кара Караева", 1960, "Портрет Д. Шостаковича", 1976 И. А. Серебряный. Особая значимость первых двух произведений объясняется, в первую очередь, тем, что они подверглись жесткой критике после выставки «XXX лет МОССХ» в московском Манеже.

Послевоенные художники Запада хотели вернуть картину в состояние невинности и погруженности в «реальное». «Я сидел в мастерской, когда Андронов работал, – вспоминал Григорий Анисимов. Для Фонтаны важной мотивацией служило превращение модернистской картины в товар. Отметим, что прорыв к «жизни» в противовес «иллюстративности» и «парадности» картины сталинской эпохи был одной из целей обновления советской живописи в 1950-е. Отказ от законченности картины для художника сталинского периода было немыслимо.

Посреди «уснувшей» мастерской, словно всемогущий владыка, высится темный мольберт, справа – холсты. Художник вместе со зрителем становится свидетелем той «сказочной» жизни, которая начинается ночью.

Заслуженный художник РСФСР (1978). Его размышления о жизни, России, земле не просто печальны, они безысходны. Страсть к переодеваниям в «рабочего», надевания его маски, созданной, по сути, предыдущим поколением, – искренняя, без снижения и иронии игра в труд.

провинции («Зимняя ночь. И, так же как и мольберт, этот старинный символ труда живописца, он полон ожидания. Хочется даже сказать так: отказавшись от посягательств на большую картину «манежных» выставок, Николай Иванович, монументалист по натуре, долгие годы все же писал некую грандиозную суперкартину, добившись в итоге, что она собралась воедино из множества лучших его живописных произведений. На сей раз результат голосования оказался в пользу кандидатуры, вызывавшей резкое осуждение «предержащих» и «правоверных». «Иные из бубнововалетских портретов начала 1910х годов образовывали в совокупности как бы некий серийный, то есть продолжающийся из картины в картину автопортрет всего сообщества, персонажами которого могли становиться и члены бубнововалетского окружения», – замечает Глеб Поспелов. А вот и ночной хозяин мастерской, встречающий нас на пороге.

Вокруг некоторых из этих работ, представленных на выставке 30-летия МОСХа ("Наши будни" Никонова, "Плотогоны" Андронова), развернулась жесткая полемика и искусство художников несправедливо получило резко отрицательную официальную оценку не только со стороны руководителя государства Н. С. Хрущева, но и в специальном постановлении пленума ЦК КПСС, принятом в 1963 г. "Суровый стиль" был порождением "оттепели" и свидетельствовал как будто бы об определенных шагах по пути демократизации общества. Позднейшая критика считает лучшими произведениями «сурового стиля» несколько картин. – У него было разгоряченное лицо человека, полностью поглощенного делом. Кроме того, процесс поиска сопровождался определенными живописными издержками. «Картина не есть подобие чего-то.

У представителей «сурового стиля» встречается и ориентация на автопортрет и портрет коллег в образе рабочих (так, например, Андронов в картине «Плотогоны» изображает художницу Наталию Егоршину). Ожидания чуда имя которому живопись. С горки мы видим избы, притулившиеся внизу. Позже искусствоведы скажут, чторешительные «деревянные» позы рабочих напоминают зрителю о монументальных картинах Петра Кончаловского и отсылают к образам итальянского кватроченто., но вовсе не творческая индивидуальность, осознающая себя таковою». рус. "Строители Братской БЭС", 1961 А. А. и П. А. Смолины.

Это маленький черный песик, Джокки, глаз которого не видно из-под длинной челки. Все линии написано чётко. Советская культура перемещает отвлеченность и абстракцию на нижние этажи художественного производства – в область иллюстрации, частной жизни, персональных изысканий. Первыми картинами, которые он написал по данной тематике стали «Строители Куйбышевской ГЭС» и «Монтажник».

Состоялась и выставка их «Группы семи», также вызвавшая большой резонанс. НеоОСТовская живописная стратегия. Возьмем крупнее. На этой выставки случайно побывал западноевропейский корреспондент, который написал небольшую заметку, что было шоком для Хрущёва (в Европе все об этом знают, а у нас нет. ). Отличительной чертой портрета является, пожалуй, некоторая подвижность его границ.

Для зрителя ощутима связь между тем, кто находится в горнице у окна, «ойкуменой» природы и этими храмами. "Автопортрет в красной рубахе", 1965 Н. И. Андронов. Их прозвали фабрикой уродов. Ф. Никонова, И. И. Андронова, В. Ф. Стожарова. Чуть зазеваешься, оступишься на скользком бревне и поминай, как звали.

Еще крупнее. Сарабьянов замечает в этом произведении скрытый драматизм. Также по-своему обращается Попков и к истории, к памяти. сочиненный, как у В. М. Сидорова в "Дне Победы" (1975): дом, дерево, человек представлены в простой устойчивой композиции, четко обрисованы эго только знак, символ, рассчитанный на ассоциации зрителя. Вот эта самая нравственная оценка сущего не покидала его.

Приблизим к себе их окна. Художники нового поколения игнорируют оппозицию между авангардом и китчем, описанную в знаменитой статье критика и теоретика Клемента Гринберга «Авангард и китч» (1939). Тальберг.

И в то же время это истинный шестидесятник, переживший светлые надежды молодости, эпоху последних генсеков и стоящий на пороге нового исторического сдвига второй половины 1980-х годов. Элькониным, 1967) и в интерьере изд-ва «Известия» (совм. К тому же он сформировался еще и в замечательного педагога. Васнецовым иВ. Б. У Попкова тема смерти трактуется по-пушкински, как "печаль", которая "светла". Проносятся мимо негостеприимные берега с чернеющими могильными крестами.

А вот фигуры, в том числе и женская, смотрятся несколько угловато. Благотворно сказалось и обращение к народным, национальным истокам искусства. их уже невозможно игнорировать. "Арбат", 1977).

Потому она, как все вещи, самозаконна». Выставки «принимались» (допускались к открытию) специально присылаемыми функционерами из партийных органов, городского управления культуры, служебной страстью которых было снимать со стен так называемые спорные вещи.

Попов, Б. А. Ему кажется, что «на переднем плане у костра вот-вот появятся фигуры двух великанов поэтов героического времени – Маяковского и Блока в страстном идейном поединке». Вдовы", "Одна", "Северная песня"), который стал живописным памятником всем вдовам, старым и молодым, не дождавшимся прихода своих мужей с полей сражений. Он недовольно ворчит и, чутко подняв треугольные ушки и отставив хвост, настороженно вглядывается в незваного гостя. Николай Иванович Андронов – выдающийся русский художник второй половины ХХ века. Есть у Николая Ивановича автопортреты на фоне икон.

Поначалу властью воспринимались несерьёзно, как курьёзы. Егоршиной. Работает также в области монументального искусства (мозаика Человек и печать в новом здании газеты Известия в Москве, 1977, совместно с А. В. Васнецовым Государственная премия СССР, 1979). «Автопортрет в музее». Неудивительно, что его многие работы просто не воспринимались как публикой так властью.

Этот прием «рельефно подчеркивает сконструированность иллюзии», которой является картина-пространство. К ним принадлежат, в первую очередь, «Геологи» Павла Никонова, «Плотогоны» Николая Андронова и «Строители Братска» Виктора Попкова. Его героями стали люди, по своей профессии привыкшие смотреть прямо в глаза любой опасности, не дрогнув, не усомнившись в собственной силе. – он как бы ставит диагноз. Есть в ней и известная сырость, незавершенность, некоторая схематичность.

Самый, пожалуй, знаменитый художник «сурового стиля» – Виктор Попков – учился у лауреата Сталинской премии Евгения Кибрика, бывшего ученика Павла Филонова и автора картины «Ленин приехал. » (1956). Стоит отметить, что Хрущев критиковал художников студии от лица народа в целом и пользовался, как и Джонс при создании «Картины, укушенной человеком», наиболее доступным человеку инструментарием. В США предшественник попарта Джаспер Джонс «вторгся в ранее нетронутое пространство чистой живописи», по выражению критика Люси Липпард, нейтрализовав разрыв между искусством и жизнью.