Поклонение Волхвов Триптих Босха

Поклонение волхвов (триптих Босха)

Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной.

На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку.

Иероним Босх «Поклонение 
волхвов» 1505—1510, 
Музей Прадо, Мадрид

Иероним Босх «Поклонение волхвов» 1505—1510, Музей Прадо, Мадрид

Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь). На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько «синагогой Сатаны» — так катары называли Римскую церковь. Его ересь представляла собой средневековую форму древней дуалистической традиции, которая (как мы видели во введении) прослеживается от самых ранних мифов. Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге. Сюжет не нуждается в пояснениях.

Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы.

Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Босх пошел еще дальше. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. И для святого волхва, видимо, казался неуместен.

Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Их интерпретация как воинства зла, которое в конце времен обрушится на христианский мир, а не как отрядов волхвов, съезжающихся с трех концов земли, зависит только от того, видим ли мы в загадочном старике Антихриста или кого-то другого. Посреди на белом коне, видимо, восседает его предводитель – человек с негроидными чертами лица, в остроконечном колпаке, похожем на воронку и со скипетром в руках. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва.

также цв.

Реставраторы музея 
Прадо – о триптихе 
Босха Поклонение

Реставраторы музея Прадо – о триптихе Босха Поклонение волхвов

Все это дает нам ключ к дальнейший разгадке образа. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. нами и бесами.

Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами.

Позже, однако их репутация была восстановлена. Согласно Шарлю де Тольнэ и ряду других ученых, Босх использует данное изображение, чтобы увязать приношения волхвов с мессой. Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево. В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42. 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом.

Мы исходим из того, что человек в вертепе указывает на присутствие Антихриста, воплощенного в «папе римском» и окруженного духовенством. Здесь проколотые уши явно указывали на то, что третий волхв пришел из далеких земель, где нравы совсем иные. Но почему они принесли именно такие подарки.

Рецензии на книгу 
«Поклонение волхвов 
 (триптих Босха)»

Рецензии на книгу «Поклонение волхвов (триптих Босха)»

Нидерландские мастера того времени обычно изображали его, как и все древние города, в тогдашнем североевропейском стиле – с готическими шпилями и черепичными двускатными крышами. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. Легенда о мессе Св. Символы Страстей Христовых изображены над алтарем. В композиции Босха ангелы отсутствуют, а в церковные одеяния облачены волхвы.

В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. Т. 2). Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой.

Иероним Босх «Поклонение 
волхвов»

Иероним Босх «Поклонение волхвов»

Напротив, станет очевидно, что он был еретиком. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл. Двое из них забрались на соломенную крышу, третий вскарабкался на дерево, чтобы лучше видеть происходящее. В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись».

Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. За сценой внимательно наблюдают оборванные крестьяне, которые выглядывают справа из-за стены хлева, а чтобы лучше видеть, лезут на крышу и карабкаются на деревья. Центральная часть «Рождение Христа» (цв.

Поклонение волхвов 
— Иероним Босх

Поклонение волхвов — Иероним Босх

Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. они часто появляются в качестве зрителей. «Папа римский» на картине Босха находится в окружении группы людей в фантастических одеяниях. Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41. 2 и 4). Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов.

По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. В дверном проеме виден осел, традиционный голландский символ иудаизма и Ветхого Завета. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. Их действия обличают в них приспешников дьявола.

На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде). В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. 19:19. 2, см. То есть христианство заключено в тюрьму — «синагогу Сатаны» — так же, как Христос ограничен в рамках алтаря мессой святого Григория.

Бык, представляющий христианство и Новый Завет, находится внутри. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна.

В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен.

ил. Неслучайно искусствовед Эрвин Панофский, который в 1953 году выпустил масштабное исследование по истории нидерландской живописи XIV – XV веков, признавался, что не готов посвятить Босху отдельную главу. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.

Босх Иероним, картина 
Поклонение волхвов, 
6052 см, на холсте,

Босх Иероним, картина Поклонение волхвов, 6052 см, на холсте, с рамой 19-М819, на узком подрамнике

Это — страдающий Спаситель, охваченный силами зла. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Мы этого точно не знаем. Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее.

В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. 20:8. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). За ней мужчина и женщина, на которых напали волки.

С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано.

Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. ил. Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности. И так далее.

Что не так с этим 
«Поклонением волхвов»

Что не так с этим «Поклонением волхвов»

Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. На мессу указывает жертвоприношение Исаака, а также звезда из соломы под кровлей вертепа (об этой «звезде» речь пойдет позже). Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии.

Идентификация мессы и Рождества также присутствует в алтаре Пор-тинари (1475) Хьюго ван дер Гуса и в «Рождестве» (1515) Жана де Бира (Бирмингем). В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы.

Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар.

ил. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. В ней часто видят указание на проказу, сифилис, который как раз в 1490-х годах был занесен в Европу из Нового Света или другие кожные болезни. 5). А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан.

Напишите отзыв о 
статье Поклонение 
волхвов (триптих

Напишите отзыв о статье Поклонение волхвов (триптих Босха)

13:2 – 24. Еще дальше – беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической. Ее символика далека от обычного благочестия.

В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Еще в античном Риме возникло представление о том, что евреи, по сравнению с другими народами, особо подвержены проказе.

Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам. Три волхва – намек на этих трех царей. Валтасар в молитвенной позе преклонил колена.

Отрывок, характеризующий Поклонение волхвов (триптих Босха)

В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах (цв. 1) не соответствуют канону40. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв.

Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. Взгляд его насторожен. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.

Ван дер Вейден, 
триптих Распятие

Ван дер Вейден, триптих Распятие

ил. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб.

Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам. 9). У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур предаются странным играм и любовным утехам.

Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа.

  1. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  2. Жизненный путь, алтарь Воз сена
  3. Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  4. композиция Видения загробного мира
  5. Аллегория чревоугодия и любострастия
  6. Картинки и картины художников мира

Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. То и другое не слишком убедительно, хотя связь этого персонажа с силами зла несомненна— о ней свидетельствуют демоны, вытканные золотом на полотнище, свисающем у него между ног. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв.

Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери. 4). Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе.

Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.

И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму.

Волхвы изображены на фоне находящегося на переднем плане вертепа. Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года. Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом.

  • Каталоги выставок, коллекций, произведений искусства
  • Какие подарки волхвы принесли младенцу
  • Как выглядит хижина, в которой родился Иисус
  • Что происходит на дальнем плане
  • Как заключенные сбежали изСобибора
  • Словари и энциклопедии на Академике

Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Ересь в том, что у Босха волхвы поклоняются «культовым изваяниям». ил. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь.

Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. ил.

Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57. Но если Христу он был надет прямо на голову как орудие пытки, то у Антихриста колючие ветви безопасно обернуты вокруг тюрбана. Еретики-бегины иногда называли папу римского «дикий кабан»56. Один из них, стоящий в профиль, явно монах.

  • – ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ ТРИПТИХ БОСХА
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • – Иероним Босх – Подборка картин под музыку (/)
  • Разведопрос: Александр Таиров про Иеронима Босха
  • Прадо – Иероним Босх – Мадрид – Аудиогид –
  • Ван дер Вейден, Снятие с креста
  • Хуберт и Ян ван Эйки, Гентский алтарь (в закрытом виде)

ил. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. ил.

Ряд образов центральной части этого триптиха повторяются и в его правой части (цв. Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. А такая символика выглядела не слишком благочестиво.

16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.

Это особенно видно по изображению преисподней. По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв. 6). Христианская живопись традиционно представляла положительные образы волхвов.

  1. На зависть Эрмитажу: репродукции картин художников Северного Ренессанса можно увидеть в Иванове
  2. Видео: Американец поставил на пикап маленькие колеса от погрузчика
  3. Уикенд 26-27 января: реконструкция боев за Воронеж, военная пешая экскурсия
  4. Дефлорация с точки зрения психологии и антропологии
  5. Рожденные быть кумирами – Гороскоп дня

Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен. В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери.

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. Вертеп — традиционный христианский символ еврейской синагоги.

Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. – Тело Христово. На его тяжелом наплечнике Босх изобразил царицу Савскую, пришедшую с дарами к царю Соломону 3 Цар. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок.

Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5. Волхвы греховны, так как поклоняются ложным идолам ложной религии. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени.

  1. Испанское правительство призвало церковь не препятствовать эксгумации Франко
  2. Игорь Эйдман: Секта танкопоклонников
  3. Мнение: в России становится государственной новая языческая религия войны
  4. Ивановцам покажут самые точные копии Босха и Брейгеля