Полное Имя Грабаря

И похвалы были вполне заслуженными, ведь именно в это время Грабарь написал свои лучшие ранние пейзажи, среди которых «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и «Февральская лазурь». Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944 г. ). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И.

Ахеджакова: Галкин использует мое имя, чтобы посмеяться надо мной, над моей судьбой

Родился в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. Кроме живописи изучал в Мюнхене и архитектуру. По возвращении в Россию в 1901 году Игорь Грабарь вошёл в состав группы «Мир искусства», впоследствии он прославился в качестве художника, академика, главного редактора монументальной шеститомной «Истории русского искусства». Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является Февральская лазурь.

Капитальное важность имеют двухтомная книжка Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная автомонография Моя существование (1937). И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».

По его проектам в 1912 – 13 годах выстроен в Химках, около Москвы, целый больничный городок "Захарьинская больница". Он оставался на этой должности вплоть до 1925г. Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. В совдеповский отрезок времени Грабарь активно занимался живописью, с охотой обращаясь к пейзажу и портретам старинных русских людей (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность.

После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь. В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Выходные дни он проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке.

Владимир Эммануилович 
Грабарь: биография

Владимир Эммануилович Грабарь: биография

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников. В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей».

При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Она вступила в брак с Э. И. Грабарём в 1863 году. Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. Он рисовал педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников.

ГРАБАРЬ, этимология 
ГРАБАРЬ, ГРАБАРЬ 
этимология и происхождение

ГРАБАРЬ, этимология ГРАБАРЬ, ГРАБАРЬ этимология и происхождение

В Третьяковской галерее имеются картины: "Луч солнца" (1900), "Февральская лазурь" (1904) и "Неприбранный стол" (1907) в музее Александра III: "Сирень и незабудки" (1905) в коллекции В. Гиршмана в Москве "Сентябрьский снег" (1903) "Плакучая береза" (1904) и "Хризантемы" (1905) в коллекции И. А. С 1921 года он— профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937).

Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством иллюстрирует издание Нива. Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. После завершения проекта он хотел вновь заняться архитектурой, но пришлось выбирать между зодчеством и наукой: на тот момент он вел обширную работу над многотомной «Историей русского искусства». Начиная работу, он тут же вставал на место публики.

Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Морозова "Мартовский снег" (1904) в литературно-художественном кружке в Москве "Иней" (1906) в Национальной галерее в Риме "Утренний чай" (1904). Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств с 1892 года начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, а в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина. Активно работал как художественный критик (в журналах Мир искусства, Старые годы, Аполлон и др. ). Эммануил Грабарь был вынужден бежать в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей князя Сан-Донато П. П. Демидова, а через три года последовал за ними в Париж5.

«Фантастическая 
красота»: зимние 
пейзажи и натюрморты

«Фантастическая красота»: зимние пейзажи и натюрморты

Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря. Частная коллекция превратилась в музей европейского типа. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937 – 1943), Всероссийской Академии художеств (1943 – 1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).

Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (18711960), российский художник историк искусства, музейный участник. 113, 19531969). Государственная премия СССР (1941). Мастер мечтал, чтобы его творения в большей степени отвечали зрительским представлениям о природе. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства».

  1. Грабарь Игорь Эммануилович: биография, картины художника с названиями интересные факты
  2. Биография Грабаря Игоря Эммануиловича
  3. Игорь Грабарь: жизнь и творчество художника
  4. Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество
  5. Грабарь Игорь Эммануилович – биография
  6. Не только сестры, но и жены: Какую тайну скрывает полотно «Васильки» Игоря Грабаря

Брат И. Э. Грабаря. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9. московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи.

Государственная премия СССР (1941). Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина. В течение 1879—1880 гг. Руководитель издания первой научной «Истории русского искусства» (1909-16) монографии о русских художниках. В начале 1913г.

  • Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960)
  • Игорь Эммануилович Грабарь, картина «Февральская лазурь»
  • Значение ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  • Игорь Эммануилович Грабарь биография

Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства». Г. – редактор и один из авторов Истории русского искусства (т. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы (Ясный осенний вечер, 1923, Зимний солнечный день, 1941, – обе в Третьяковской галерее). Рябины и березы (1906 г. ) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов.

Он с увлечением принялся за проект. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой Война и мир, 1941, – оба в Третьяковской галерее М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево). Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. Он организовывал и участвовал в экспедициях в Новгород и Псков, по городам Поволжья, в Крым и на Кавказ. Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже.

  • «Сладостный, чудесный запах свежей краски»
  • Архитектор искусствовед и руководитель Третьяковской галереи
  • «Наш пострел везде поспел» или Обучение Грабаря
  • Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России
  • Игорь Грабарь – певец снега и инея
  • Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
  • Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями

(иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. Монументальный труд «История русского искусства» стал важным этапом в отечественном искусствоведении. Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. Грабарь предпринял путешествие по Северу России изучая старинную деревянную архитектуру. Первый выпуск «Истории» вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов.

Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников». Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова».

  1. О знаменитости:русский художник историк искусства, музейный деятель
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Игорь Грабарь картины с названиями
  4. Биография русского художника Игоря Грабаря

1–13, 1953–1969). Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале Мир искусства). В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею. В начале 1913 г. московской городской думой избран попечителем Третьяковской галереи.

Сурикова. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». В течение 1879—1880гг. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например иллюстрации к повестям Гоголя изданным в 1890-е годы).

  • Автор текста – Наталья Мамонтова
  • Краткое описание творчества Игоря Грабаря
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Поиск значения / толкования слов
  • История создания «Февральской лазури»

Переписка братьев показывает, что они были духовно очень близки друг к другу. в Россию переехали его жена с сыновьями. После этого события художник несколько месяцев не мог работать.

В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (19371943), Всероссийской Академии художеств (19431946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Полотно Осень. Грабарь писал: «Ведь потому-то я и вынужден был прекратить выпуск «Истории», что все негативы — до 20 000 штук — снятые под моим руководством, а в значительной степени и мною лично, были уничтожены.

  • Картина «Февральская лазурь» : описание и анализ
  • Краткая биографическая энциклопедия
  • Грабарь Игорь Эммануилович 1871-1960

Преобразования поддержали деятели искусства: художник Илья Репин говорил, что «была проделана огромная и сложная работа на славу галереи Павла Третьякова». Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. Владимир Эммануилович (1865-1956), российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря. Екатерина Захарьина, вдова знаменитого врача Григория Захарьина, предложила Игорю Грабарю возвести в их имении больницу-мемориал в память об умершем сыне.

Грабарь Игорь Эммануилович: 
биография, картины 
художника с названиями,

Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В. И. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. Автор не старается перенасытить полотно светлыми красками, а темные проталины и грязноватый снег говорят о скором приближении весны.

Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. 1 – 13, 1953 – 1969). В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». Учился в петербургской Академии художеств (18941896), в частности у И. Е. Репина, а кроме того в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вкупе с Ашбе школу, преподавал там в 18981901. Сотрудники музея провели перепланировку части залов, убрали щиты и перегородки. В письме к жене Валентине он говорил: «И вот теперь я организовал работы по расчистке всех циклов фресок и икон Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон Боголюбской Богоматери, Максимовской и Владимирской И должен сказать, результаты превзошли самые смелые надежды: мы уже сейчас знаем вещи, о которых недавно и не снилось Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать».

В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. С. Р-ва. Летом он пробует заняться пейзажной живописью. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».

Стены в залах галереи до прихода Грабаря были от пола до потолка загружены картинами, без какой-либо логики — «крошечные этюдики рядом с огромными холстами». Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Художник восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Основополагающие труды по теории и истории международного права. ---Игорь Эммануилович (1871-1960), российский художник и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947).

Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. При его участии вышла большая доля новой Истории русского искусства (тт. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ).

Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). Жизнь в лицее оказалась непростой.

Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Но эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую мне с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Он ушел с головой в живопись и рисование: «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры».

Он собирал архивные материалы по всей стране и практически не занимался живописью. С 1921 года он — профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт.

С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.

Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году. Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор) институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). В 1903 году художник переехал из Петербурга в Москву. 1-13, 1953-69).

По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и Мюнхене. Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты. Все лето занимался живописью» Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж» (1954). орденами, а также медалями. в Россию переехали его жена с сыновьями.

Выполнил также историко-революционные картины В. И. Ленин у прямого провода (1933) и Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина (1938 обе – в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8. Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н.

Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции. Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И. Шевченко.

– См. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». С начала 1890-х гг. Был членом объединений Мир искусства и Союз русских художников.

Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников.

Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). Мать Владимира Грабаря Ольга была старшей дочерью Адольфа фон Добрянского. Талант мастера проявился не только в живописи и графике, но и в архитектуре.

А именно такая природа играла для него насыщенными красками. С конца 1920-х гг. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

«Эта «История искусства» есть в сущности почти уже история русской культуры. Игорь всю свою жизнь не терял связи с братом Владимиром. В 1901 года Грабарь вернулся на родину. Многие часы посвящает рисованию с натуры. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». Директор института истории искусств АН СССР (с 1944).

Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Мастер играет с красками, стараясь передать свежесть и прозрачность воздуха и это ему удается. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). Вернувшись, поступил в мастерскую Репина, но пробыл там недолго и снова уехал в Мюнхен, где поступил в школу Ашбэ через год сделался преподавателем в этой школе.

Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Их обвинили в намерении отторгнуть Галицию от Австрии и присоединить к России. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя. Д. Зелинский», 1932).

Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. Два сына Ольги и Эммануила Грабарей— Владимир и Игорь- проводили своё детство в Вене, Будапеште, в имении Добрянского— деревне Чертижне у Снины и в Прешове, в Карпатской Руси.

Происхождение и место рождения Грабаря, его семейная история достаточно необычны.