Портрет Ахматовой Альтмана

Это в определенной степени способствовало тому, что портрет Ахматовой получился горазда глубже по характеристике образа, чем другие портреты исполненные Альтманом. Одной из лучших картин Альтмана, написанных в дореволюционный период его творчества, является портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

Анна Ахматова сидит в правом повороте, в длинном синем платье. Богатейшая в мире отечественная военная история знает немало имен военных деятелей.

Почему-то все были уверены, что родится мальчик. Его жизнь была насыщена событиями и во многом ему сопутствовала удача. Художник Мартирос Сарьян не побоялся пригласить опальную поэтессу позировать для портрета в его московскую мастерскую. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) уже была прославленным поэтом.

Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Это цвет войны, цвет насилия и зла, не случайно военная форма и военное знамя многих стран, в том числе и США именно такого цвета (цвет-адмирал). Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) уже была прославленным поэтом. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия.

«Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Такой увидел Анну Ахматову Осип Мандельштам. Подтверждение тому, что война ведется захватническая – желтая накидка на плечах женщины. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки.

В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Использовал приемы супрематизма в цикле беспредметных картин (1919–1920).

Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. – 1970, Ленинград)Художник, график, скульптор, художник театра и кино. Родился в Виннице.

Любимый портрет 
Ахматовой кисти 
Натана Альтмана

Любимый портрет Ахматовой кисти Натана Альтмана

Интенсивный, типично льтмановский контраст желтого и синего в одежде, оттеняет матовую бледность кожи героини:И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка, Почти доходит до бровей Моя незавитая челка. Альтман, почти с натурной точностью запечатлел необыкновенный облик Ахматовой, столь поражавший современников и вместе с тем создал персонифицированный образ ее поэзии – отзвук мира «радости небывшей». Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. Держалась она очень уединенно». После разгромного доклада Анна Ахматова осталась абсолютно одна: некоторые знакомые перестали с ней общаться, а тех, кто хотел поддерживать отношения, она избегала сама, чтобы не навредить им.

Принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции (1918), в осуществлении плана монументальной пропаганды. Альтман Натан Исаевич (1899, Винница Подольской губ. Когда Альтман попросил Ахматову позировать ему, она согласилась, хотя уже была владелицей потрясающего рисунка Модильяни, который, однако, Альтман видеть не мог: Анна Андреевна, молодая жена Льва Гумилева, никому не могла его показывать. Синий цвет преобладает на этой работе Н. И.

1911 год. А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955) иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. Натан Альтман жил неподалеку, то ли в "меблированном доме Нью-Йорк", как позднее вспоминала Ахматова, то ли в меблированных комнатах "Княжий Двор", как вспоминал он сам. Николай Степанович, узнав о беременности жены, повез ее в Италию от сырой весны, от пронизывающих балтийских ветров.

В 1921 г. образ на портретах существенно меняется, в нем становится все больше трагизма, скорби и обреченности. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Этот портрет в 2013 г. был продан на торгах аукционного дома Sothebys за 1, 380 млн долларов. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Публиковал статьи по вопросам искусства.

Известный критик Л. Бруни писал, что "это не вещь, а веха в искусстве" Власть альтмановского портрета не только закрепила образ Ахматовой в сознании современников, но оказалась гипнотической и много лет спустя, когда уже существовали другие ее портреты, да и сама Ахматова была уже другой. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. В любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия.

Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. Художник не успел дописать руки поэтессы. Сказочно красив фон, который по своим формам напоминает драгоценные кристаллы. Альтман увлекался новейшими течениями в живописи. С 1936 работал в Ленинграде.

Нет и тени плакальщицы и вещуньи. В 1910–1912 работал в «Свободной русской Академии» (академия М. И. Васильевой) в Париже. В ту пору Анна Ахматова входила в группу поэтов-акмеистов.

Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916). По правой руке спускается большая часть желтой шали – капитал был сосредоточен в руках буржуазии, по левой же руке накидка спускается полумесяцем (финансовый беспредел и обман населения). Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников).

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Это был долгожданный ребенок. Такой предстаёт великая поэтесса и в портрете Натана Альтмана – одном из лучших произведений в творческом наследии мастера. Портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой, а также личного знакомства молодого художника с поэтессой в 1911 году в Париже и последующих их встреч в петербургском кабаре «Бродячая собака». Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь.

Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. И можно только догадываться о мотивах, заставивших Альтмана переосмыслить образ Ахматовой. Это один из лучших портретов Альтмана, один из тех, где его пристрастие к соединению несоединимого породило неожиданный эффект. Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность.

В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже. В таком смешении стилей есть и острота и эстетическая оправданность. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Помнили и через двадцать лет. Под левую ногу подставлен деревянный ящик-гроб, символ того, что народ вымирает.

Альтмана, этот цвет по структуре образа – указатель войны. 15 октября 1924 года она пишет Ахматовой из поселка Деражня Подольской губернии, где жила у сестры: «Спасибо, Аничка, за обещание приехать сюда, но извини, детка, совсем ему не верю. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку.

Иванов в альбоме художника в 1920 году. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя.

Фигура «Ночи» (портрет 
Модильяни)

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

Поездка не состоялась. Поскольку война ведется за собственность, то дубина народной войны под сиденьем табурета поделена на пять частей (пятерка – символ кулацкой собственности). Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору. Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж, сегодня малоизвестный.

Особенно плодотворной была его деятельность в театре – спектакль Е. Б. Вахтангова по пьесе С. Анского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921), сотрудничество с Государственным еврейским театром («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922 «Женитьба Труадека» Ж. Ромена, 1927). В 1928–1935 жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. В последующие годы сосредоточил свои усилия на графике – станковой (серия портретов современных писателей, 1926–1927) и книжной. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным.

Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Художник показывает нам образ женщины твердый, угловатый, холодный, замкнутый. И у них было много общего во взглядах на искусство, творчество, жизнь. Анна своих привычек не меняла, вставала поздно, строгому распорядку слепневского дома не следовала. Запах на платье Анны Андреевны мужской (на правую сторону), у женщины мужской запах и вырез в форме римской цифры V означает финансовую несостоятельность.

«Такая, какой ее 
знали друзья — поэты» 
 (портрет Альтмана)

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Пребывающая в состоянии хрупкого, тревожного покоя, печальная и молчаливая, Ахматова сидит, «словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно». Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907).