Портрет Анны Ахматовой Альтман

Одной из лучших картин Альтмана, написанных в дореволюционный период его творчества, является портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

В 1910–1912 работал в «Свободной русской Академии» (академия М. И. Васильевой) в Париже. Альтман Натан Исаевич (1899, Винница Подольской губ. Поскольку война ведется за собственность, то дубина народной войны под сиденьем табурета поделена на пять частей (пятерка – символ кулацкой собственности). Сказочно красив фон, который по своим формам напоминает драгоценные кристаллы.

Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву.

Богатейшая в мире отечественная военная история знает немало имен военных деятелей. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. 1911 год. Синий цвет преобладает на этой работе Н. И.

В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. Такой увидел Анну Ахматову Осип Мандельштам. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции (1918), в осуществлении плана монументальной пропаганды.

В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже. Почему-то все были уверены, что родится мальчик. В ту пору Анна Ахматова входила в группу поэтов-акмеистов. Завершив обучение в знаменитой Каче с высшими оценками в 1939 году, он по распределению попал в 55-й ИАП в Молдавии.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (ФОТО)

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Интенсивный, типично льтмановский контраст желтого и синего в одежде, оттеняет матовую бледность кожи героини:И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка, Почти доходит до бровей Моя незавитая челка. Альтман, почти с натурной точностью запечатлел необыкновенный облик Ахматовой, столь поражавший современников и вместе с тем создал персонифицированный образ ее поэзии – отзвук мира «радости небывшей». Использовал приемы супрематизма в цикле беспредметных картин (1919–1920). К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов.

Альтман увлекался новейшими течениями в живописи. Такой предстаёт великая поэтесса и в портрете Натана Альтмана – одном из лучших произведений в творческом наследии мастера. Портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой, а также личного знакомства молодого художника с поэтессой в 1911 году в Париже и последующих их встреч в петербургском кабаре «Бродячая собака». А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955) иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. После разгромного доклада Анна Ахматова осталась абсолютно одна: некоторые знакомые перестали с ней общаться, а тех, кто хотел поддерживать отношения, она избегала сама, чтобы не навредить им. Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Художник не успел дописать руки поэтессы.

И у них было много общего во взглядах на искусство, творчество, жизнь. Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907). Альтмана, этот цвет по структуре образа – указатель войны. Анна Ахматова сидит в правом повороте, в длинном синем платье. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Упорно мечтавший с 12-летнего возраста о том, чтобы стать военным летчиком, он сумел осуществить свою мечту только в 26 лет.

Натан Альтман, портрет 
Анны Ахматовой

Натан Альтман, портрет Анны Ахматовой

Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916). С 1936 работал в Ленинграде. Автором титров был Исаак Бабель. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Это цвет войны, цвет насилия и зла, не случайно военная форма и военное знамя многих стран, в том числе и США именно такого цвета (цвет-адмирал). В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С.

Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Нет и тени плакальщицы и вещуньи. В 1925 году съёмочная группа направилась на выбор натуры. В последующие годы сосредоточил свои усилия на графике – станковой (серия портретов современных писателей, 1926–1927) и книжной.

О рисунке пером Юрия Анненкова Е. Замятин писал: «Портрет Ахматовой – или, точней: портрет бровей Ахматовой. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь».

– 1970, Ленинград)Художник, график, скульптор, художник театра и кино. Родился в Виннице. Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору. Публиковал статьи по вопросам искусства. Пребывающая в состоянии хрупкого, тревожного покоя, печальная и молчаливая, Ахматова сидит, «словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно». Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку.

Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) уже была прославленным поэтом. Особенно плодотворной была его деятельность в театре – спектакль Е. Б. Вахтангова по пьесе С. Анского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921), сотрудничество с Государственным еврейским театром («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922 «Женитьба Труадека» Ж. Ромена, 1927). В 1928–1935 жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма.

Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж.

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

Держалась она очень уединенно». Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Под левую ногу подставлен деревянный ящик-гроб, символ того, что народ вымирает.

Подтверждение тому, что война ведется захватническая – желтая накидка на плечах женщины. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция.

Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Запах на платье Анны Андреевны мужской (на правую сторону), у женщины мужской запах и вырез в форме римской цифры V означает финансовую несостоятельность. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час». Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни.

Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». По правой руке спускается большая часть желтой шали – капитал был сосредоточен в руках буржуазии, по левой же руке накидка спускается полумесяцем (финансовый беспредел и обман населения). Художник показывает нам образ женщины твердый, угловатый, холодный, замкнутый. Поездка не состоялась. Это был долгожданный ребенок.

Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства.