Портрет Анны Ахматовой Петров Водкин
Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой.
9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой
При этом мастер прекрасно понимал, что должен представить публике шедевр, вот таким образом возлагал на «Купание красного коня» большие надежды. Это придало полотну большую силу. Художник любит вводить в них зеркала, стеклянные или просто какие-нибудь блестящие предметы (самовар, никелированный чайник), позволяющие ему отдаться анализу сложной игры рефлексов, преломлений падающих и отраженных во внутренних гранях пучков света. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920). Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Натюрморты Петрова-Водкина хочется назвать не мертвой природой (они слишком для этого живы) и не спокойной жизнью (слишком уж они неспокойны), а скорее, описательно – предметными композициями.
И как его за это не покарали. Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923).
Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912). Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Кузьма Сергеевич полностью включился в бурную, горячую борьбу передовых сил за создание нового общества, новой культуры и искусства. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. А он каким-то непостижимым образом стал украшением.
Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Когда он завершил свою работу «Сельдь», был 1918 г. Коллеги подняли его на смех: «Водкин рисует селёдку. » А он ответил что-то несуразное: «Это паёк блокадного времени». Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. Альтман писал женщину футуристической эпохи, которой сродни урбанистический ритм писал в ней уверенность в себе, здоровье, почти акробатическую гибкость фигуры.
К сожалению, работа осталась незавершенной: Ахматова заболела и не пришла на пятый, заключительный сеанс. Простота и благородство портрета Анны Андреевны Ахматовой сродни ее лучшим стихам.
Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Работа говорила уже не только о прекрасной природе и радости жизни. В дальнейшем художник обучался у Серова в Москве, выезжал за границу – в Европу и Африку. Это полотно стало важным этапом к его главному творению – «Купанию красного коня». 1911 год.
В их живописи предстали самые разнообразные решения проблемы мертвой природы. Здесь ситуация усложнялась еще и тем, что Анну Ахматову писали и рисовали многие и Петров-Водкин невольно вступал в творческое соревнование, – например, с портретом работы Натана Альтмана. Поездка не состоялась.
Лето». При работе над картиной он вспомнил также итальянские фрески эпохи Возрождения, где часто изображались тонкие и изящные фигуры итальянок. Ему вообще надлежало остаться в Хвалынске и стать сапожником. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Строгий лаконичный силуэт оплечной фигуры. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур.
Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал изучал мастеров. семьи Г. С. Блоха, Санкт-Петербург), действительно обладающий истинным монументализмом – цельностью цвета и формы, не измельченной ненужными нюансами и подробностями, спокойствием, опирающимся на композиционную устойчивость.
Цветы и женская голова» (1921). Ваше имя стало некоей гарантией достойного содержания материла, который Вы представляете. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Это был долгожданный ребенок. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку.
12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности
Художник не успел дописать руки поэтессы. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. Чуть позднее Петров-Водкин создал картину «Играющие мальчики», где он во всей полноте применил трехцветную гамму – большинство работ в дальнейшем он писал красным, желтым и голубым. Одна из первых известных работ на госпитале в Питере. В искусствоведческой литературе уже не раз говорилось о том, что термин натюрморт неудачен, не отражает сути жанра, которому более соответствуют Stilleben, Still Life – тихая или спокойная жизнь (по-немецки и английски).
Живописная природа хвалынской земли привлекает художников и по сей день. Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень. Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия.
Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)
Он все более ясно стал понимать свою способность к монументальному обобщению всех отдельных частей в создаваемых им произведениях. Валентина Ивановна Бородина -прекрасный искусствовед, занимающийся большую часть своей жизни изучением и популяризацией творчества Петрова-Водкина. Разве бывает, чтобы у художника внезапно появилась аллергия на краски. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Превосходен Портрет Рии (1915, Кировский художественный музей), на котором изображена десятилетняя дочь близких друзей художника Ариадна Холопова. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника.
Петров-Водкин с честью вышел из этого испытания. Очень крупное (по крайней мере в два раза больше натуры) женское лицо с просто и выразительно моделированными чертами и пристально смотрящими на зрителя глазами, написанное в специфически водкинской гамме желтых тонов, кажется вырезанным с мудрой скупостью движений резца из единого куска крепкого дерева. Внешний аскетизм и предельная внутренняя собранность.
Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
Скрипка, прислоненная к окну, за которым виден покачнувшийся на пространственных осях пейзаж бесчисленных петербургских крыш и тесных дворов, своим изящно-артистичным силуэтом эстетизирует этот печальный мир и, в свою очередь, получает от него щемяще-минорную окраску (Скрипка, 1918, ГРМ). В его натюрмортах довольно часто встречаются букеты полевых цветов: «Утренний натюрморт» (1918), «Натюрморт с самоваром» (1920) и «Натюрморт. В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы». Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя.
А его дар пророчества. Держалась она очень уединенно». (3) И хотя на картине изображено, вероятно, утро, но «розовый горизонт» тоже можно видеть. Человек-парадокс.
«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. В этом же письме 30 июня – 1 июля, кстати, есть и такие строки: «Перед моими глазами горизонт исчезает в ночных сумерках, наряжаясь в розовую и голубую краски». Пристальное, в упор вглядывание позволяет живописцу проникнуть в самую душу своей темы и создать в небольшом и внешне непритязательном портрете образ серьезный и убедительный, лишенный внешней аффектации. Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида».
15 октября 1924 года она пишет Ахматовой из поселка Деражня Подольской губернии, где жила у сестры: «Спасибо, Аничка, за обещание приехать сюда, но извини, детка, совсем ему не верю. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Безусловно, творческий коллектив с полной отдачей поддерживает все начинания своего руководителя. А. Ф. Чудновского, Санкт-Петербург), портрет Н. Л (1922, Курская картинная галерея).
«Печальная красавица» (портрет Анненкова)
И как вообще «самый передовой пролетарский художник» в разгар репрессий открыто рассуждает о «вселенской иконописности» и, не таясь, переименовывает свою старую картину в «Петроградскую Мадонну». Наталья, . И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность.
Розовое скуластое лицо девочки с ярким румянцем, пунцовыми губами и желтыми волосами выступает на синем фоне. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой.
Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании.
«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
Картина – ибо это скорее картина, чем просто натюрморт, – пронизана единым напряженным чувством исходящим в равной мере от изображения скрипки и пейзажа за переплетом окна. Нет и тени плакальщицы и вещуньи.
Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Подростка, сидевшего верхом, Петров-Водкин писал со своего племянника. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года. В некоторые натюрморты Петров-Водкин вводит изображение собственных рисунков и акварелей, заново интерпретируя их сообразно духу данного холста (так до него уже делал Матисс) или палитры – словом, своего рода атрибутов искусства, окунающих зрителя в атмосферу мастерской художника. В основном это были образы советской женщины тех лет.
В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)
Меня вообще поразила картина Смерть комиссара, с убегающими с поля боя большевиками. Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей.
Единственный в мировой практике пример. Вся жизнь Петрова-Водкина состоит из «небывальщин».
Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)
Другой тип портрета, гораздо более мягкого и живописного, представляет Фектя (1916, Новгородский историко-архитектурный музей), где фигура мальчика нерасторжимо связана с ее пейзажным окружением. Розовый натюрморт (1918, ГТГ) весь пронизан светом, обливающим ветку яблони, рассыпанные плоды и стакан на столе. Первые наброски художник сделал на юге России, близ Камышина. В Петербурге его персональная выставка состоялась в 1909-м. Особенно охотно портретировал он жену и близких. вот – зарифмованная мысль о природе души и ее взаимосвязи- взаимодействии со своим земным носителем:Я вечность чувствую момента, Когда свое теряя «я», Привычные сместив акценты, Смотрюсь в глубины бытия. Скользнув душой в поток СознаньяТо ль духа, то ли естества, Меж берегов двух мирозданьяМысль созерцаю и Слова –Не как мои, совсем иные. Значение их – ощущаю я, Как бы пространства сквозь земныеСмыслы лучат они своя. И отраженье «я» второго, На чем божественного знак, То так волнующе суровоГлядит в меня, то нежно так. После смерти художника его имя было вычеркнуто из советского искусства. Ее силуэт выступает из космической синевы фона, словно источающего свет – свет «ахматовского» серебряного месяца, ярко стывшего над Серебряным веком и теперь становящегося все холоднее и бесприютней.
Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Центром ее стал пылающий, огнеподобный конь, вызывающий в памяти образы Георгия Победоносца на многих древнерусских иконах. Нельзя не отметить и своеобразное провидение Петрова-Водкина, будто предсказавшего «красную» судьбу страны. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку.
«Русская царица» (портрет Лянглебена)
Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Наконец, в 1970 году вышли новым изданием его автобиографические повести. Не так давно получил прописку в волжском городке фестиваль Хвалынске этюды.
Самый значительный из портретов Петрова-Водкина – Портрет Анны Ахматовой (1922, ГРМ). Появились тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены.
- Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет Анны Ахматовой»
- Описание картины «Портрет Анны Ахматовой»
- Анна Андреевна Ахматова в живописи
- Анна Ахматова и художники (Модильяни и другие)
- Художник из волжского городка Хвалынска
- Картины Петрова-Водкина: описание
- Самое интересное в виде мозаики
- Коллекция Государственного Русского музея
Петров-Водкин сразу занял место в первом ряду русских художников XX века. До блокады Ленинграда оставалось 23 года. Тревога» (1934). Примечателен портрет 1921 года известный под названием Желтое лицо (собр.
Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск. Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. Он вообще предпочитал полевые цветы садовым. Почему-то все были уверены, что родится мальчик. Для Петрова-Водкина это время пришлось на вторую половину 1960-х годов.
- Портреты Анны Ахматовой (23 июня 1889 — 5 марта 1966)
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – Портрет Анны Ахматовой (1922)
Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной». Тогда и появился пылающий образ лошади, напоминающий коня Георгия Победоносца. Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь».