Портрет Брюсов Валерий Яковлевич

В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом. Валерий Яковлевич Брюсов написал стихотворение «Портрет» в 1912 году.

Стихотворение Женский портрет Брюсов Валерий Яковлевич

Вслед за Началом Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась. Важен вклад Брюсова в теоретическое обоснование символизма и творчества в целом. Некрасовым, а позже М. Ю. Конечно, Серов был реалист, в лучшем значении этого слова.

Эта скандальная репутация настолько укоренилась, что когда в 1895 г. поэт собрал в отдельную книгу свои «несимволические стихи», в основном довольно традиционную любовную лирику, до самих стихотворений уже никому не было дела – достаточно было дерзкого названия – «Шедевры», чтобы расценить сборник как очередную выходку символистов. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник не указан 105 дней. Он сравнивал поэтическую мечту с волом, а поэта с ее погонщиком. Первые стихотворные опыты Брюсова были вдохновлены Н. А. К тому же ухудшилось здоровье, материальное положение было шатким.

Так у юного поэта зародился интерес к символизму, который показался ему языком, способным выразить новые чувства и переживания «конца века». Брюсов не был очень умен от природы, но был бесконечно образован, начитан и культурен. В него вошел сонет «К портрету Лейбница». («Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике). М., 1924).

/ Путь труда, как путь иной (Работа). Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению». В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189328 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов). Я стоял в зале Берлинского музея (то было еще его прежнее помещение, теперь занятое почти исключительно собранием чудовищно-безобразных мула-жей, опозоривающих едва ли не все лучшие создания мировой скульптуры), стоял в пестрой толпе, беспечно глазеющей на белокурую Афродиту, стыдливо потупившую глаза, – и чувствовал себя как бы государем, путешествующим инкогнито и узнанным некоей принцессой. Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее).

Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн. Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. Реальным подтекстом романа «Огненный Ангел» (1907 – 1908 гг. ) явилось описание непростых отношений любовного «треугольника» Брюсов – Белый – Петровская. Бодлера, П. Верлена, М. Метерлинка, Э. Верхарна, Р. Гиля и др. ), теоретик перевода (Фиалки в тигеле, 1905). Рассказ о том, как однажды дед видел самого Пушкина, произвел на маленького Брюсова «сильнейшее впечатление».

В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Одновременно с этим поэт вел активную педагогическую деятельность (в эти годы он читал курс лекций в университете Шанявского), а также готовил полное собрание произведений Э. Верхарна, с которым был дружен. В 1897 г. впервые выезжает за границу, в Германию. – писал молодой Брюсов. Так есть». Оба стихотворения Максимилиан Александрович считал «одами школяра-схоластика на заданную тему».

Анализ стихотворения 
Валерия Яковлевича 
Брюсова К портрету

Анализ стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова К портрету Лейбница

Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения38. В раскосости и скуластости – перекличка с Лениным. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»). Ему нужна была маска мэтра. Подражание в данном случае не было простым эпигонством, оно позволяло осваивать новый поэтический язык, прививать формальные новшества западных образцов русскому стиху.

Поначалу эта война казалась поэту последней («Последняя война», 1914 г. ), способной преобразить в лучшую сторону человеческую жизнь. Сборник поэта «Третья стража» явился настоящим событием в русской литературе. Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Вслед за Началом Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Купеческий сын, разоренный пожаром, он занимался сельским хозяйством, но главным делом своей жизни считал литературное творчество: писал стихи и прозу, однако профессиональным писателем так и не стал.

  1. Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
  2. Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
  3. Портрет Валерия Яковлевича Брюсова
  4. Описание картины «Портрет Валерия Яковлевича Брюсова»
  5. Биография Брюсова Валерия Яковлевича

Мережковским и К. М. Он начинает переводить символистов и подражать им. В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженикаисточник не указан 99 дней.

Миропольским выпустил три сборника "Русские символисты". Приход Октябрьской революции и ее размах не испугал поэта-новатора. Интересныисточник не указан 105 дней брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Повесть IV века» (1911–1912), «Юпитер поверженный» (опубликован в 1934) повести «Обручение Даши» (1913), «Рея Сильвия» (1914), «Моцарт» (1915) сборник рассказов «Ночи и дни» (М., 1913) пьесы «Путник» (1911), «Протесилай умерший» (1913), «Диктатор» (1921). Был удостоен звания народного поэта Армении. Романы «Гора Звезды» (1895–1899 опубликован в 1975), «Огненный Ангел» (М., 1908 2-е изд., доп., М., 1909) «Алтарь Победы. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь».

Осенью 1890 поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы). Он сравнивал поэтическую мечту с волом, а поэта с ее погонщиком. Прямота и честность были основными чертами его существа.

  1. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)
  2. Сергей Малютин — Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1913
  3. Интересные факты из жизни Брюсова Валерия Яковлевича
  4. «Громадные пакеты исписанной бумаги»
  5. Посвящение «Вечности и искусству»

Усы – как клыки, характерное французское en croc (закрученные кверху). Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Однако усталость, духовная и физическая, стала все чаще напоминать о себе. В «Автобиографии» Брюсов писал: «С младенчества я видел вокруг себя книги и слышал разговоры об умных вещах.

Будучи корреспондентом «Русских ведомостей», он провел там много месяцев. Художник ни разу не устраивал сколько-нибудь полной выставки своих полотен, на которой можно было бы сразу обозреть всю его деятельность или хотя бы ее значительную часть. Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым. После организации издательства Скорпион, которое стало выпускать новую литературу (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала Весы (1904 – 1909), ставшего рупором русского символизма. Лейбница, повлиявшую в дальнейшем на его эстетические взгляды).

  • Корреспондент, переводчик, профессор
  • Исторические романы и концепции
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Основные черты творчества Брюсова

В 1917 г. жизнь Брюсова, как, впрочем, жизнь любого из его современников-соотечественников изменилась. Руки вдоль тела – не Брюсов. Сейчас еще не время оценивать творчество Серова в его целом. Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»23.

Свое творческое становление Брюсов подробно описал в автобиографии (Из моей жизни). В 1913 г. он издал собрание своих сочинений в 25 томах. Все было в его словах крайне революционно (в смысле искусства)– да здравствует только новое и долой все старое. Эти события потрясли Брюсова и, конечно, повлияли на тематику и содержание его лирики.

  • Интересные факты из жизни Брюсова
  • Творчество поэта между двумя революциями
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4445. Он начинает переводить символистов и подражать им. Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910). Это все – смешно, но именно так я чувствовал тогда. В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где обучался на одном курсе вместе с известным историком литературы Владимиром Саводником26. На «субботах» Георга Бахмана, а затем и на собственных «средах» Брюсов начинает регулярно встречаться с московскими модернистами.

В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера тема личности и истории «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны и Верлена, с другой.

В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. Она стала более камерной, появились новые ее черты: интимность, задушевность, простота в выражении чувств (сборник «Все напевы», 1909 г. книга «Зеркало теней», 1912 г. ). Знакомство в 1898 г. с редактором этого журнала П. Бартеневым положило начало многолетней публикаторской, комментаторской историко-литературной деятельности Брюсова (работы о Ф. Тютчеве, А. Пушкине, Н. Гоголе). Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник не указан 105 дней, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Усы нападчика, шевелящиеся в гневе. Широта охвата ценимой Брюсовым поэзии была беспредельна.

Два следующих сборника, "Urbi et orbi" (Городу и миру, 1903) и "Stephanos" (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова. Сборник рассказов и драмы «Земля», «Зеленая ось» (М., 1907). В "Stephanos" поэт еще пристальнее вгляделся в реальность.

Брюсов открыто восхищается его талантами и человеческими качествами. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. «Его стих может звенеть бронзой и поражать величием, заставить сердце сжаться неопределенной сладкой печалью и заворожить вкрадчивым мелодичным многозвучием, пропеть свирелью и взорваться лихим гармонным перебором», – сказал о поэте В. Муравьев.

Портрет поэта Валерия 
Яковлевича Брюсова, 
Врубель, 1906

Венок. Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера тема личности и истории «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны и Верлена, с другой. В 1896 выпустил вторую книгу стихов Me eum esse (Это – я, датировано 1897). Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»). Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. Вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало».

Найти путеводную звезду в тумане. Преднамеренно взвешивая все составные элементы, добиваясь все более и более абсолютной законченности, Брюсов-поэт стремился «алгеброй гармонию поверить». В статье «О речи рабской», в защиту поэзии (1910) он выступил с критикой «младших» символистов, считавших поэзию формой «теургизма», религиозного служения.

После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Да. От сказок, от всякой чертовщины меня усердно оберегали. Чулков.

Новые темы принесла Первая мировая война и связанный с ней патриотический подъем. После закрытия «Весов» Брюсов в 1910 – 1912 заведовал литературно-критическим отделом журнала «Русское богатство», печатал статьи в новом символистском журнале «Аполлон». В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)49. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова14.

Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Сонет, посвященный немецкому ученому, тесно связан с другим стихотворением из цикла «Близким» – «К портрету Лермонтова». Издательство выпустило альманах «Северные цветы», с выходом которого символизм в России стал уже вполне сформировавшимся литературным течением, а В. Брюсов – его общепризнанным лидером. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог.

Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом Любимцы веков, посвященным истории и месту личности в ней. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты». Вершиной своего поэтического творчества мэтр символизма считал сборник «Венок» (1906 г. ). (Конец столетия)», в которой рассказывает о недолгом счастье знаменитого французского символиста с Матильдой Моте и затрагивает взаимоотношения Верлена с Артюром Рембо. Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи и Христу и Адонису и демонам» (из письма И. И. Ореусу-Коневскому 15 марта 1899).

На протяжении долгих лет «мэтр» русского символизма Валерий Брюсов был возмутителем спокойствия в российской литературе, в конце концов завоевав всеобщее признание как величайший мастер стихосложения и непревзойденный эрудит. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявлениях: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою») и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». В это же время работает над проблемами стиховедения (книга Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам, 1918 статья Звукопись Пушкина, 1923). Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник не указан 105 дней. Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»60.

«Венок завершил мою поэзию, надел на нее воистину венок», – писал он. В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова – Chefs duvre (Шедевры), в 1897 году – сборник стихов Me eum esse (Это – я) о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». Я был воспитан, в принципах материализма и атеизма». им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая – «В такие дни» (1921 г. ). Тогда поэт принял вызов и выпустил полностью обновленное издание «Шедевров», в котором на первый план выдвинул вещи максимально эпатирующие.

Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника. Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. Максимилиан Волошин (1877-1932), лично знавший Валерия Николаевича и не раз с ним встречавшийся, отрицательно относился к произведениям, в которых Брюсов обращался к «учителям мудрости». По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника14.

Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. Нелестные высказывания о «Данте» и «К портрету Лейбница» принадлежат литературному критику Юлию Исаевичу Айхенвальду (1872-1928), наибольшей популярностью пользовавшемуся в период расцвета русского модернизма, то есть с 1905 по 1917 год. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов».

Вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало». Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) оставил след во многих областях знаний – математике, логике, психологии, физике, философии истории, лингвистике, механике. Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи и Христу и Адонису и демонам» (из письма И. И. Ореусу-Коневскому 15 марта 1899). Этого мало.

От представления об искусстве как средстве общения он пришел к идее искусства как «постижения мира иными, не рассудочными путями» ("Ключи тайн", 1904 "Священная жертва", 1905). С 1900 по 1903 г. Брюсов – секретарь редакции «Русского архива». И сам он любил казаться загадочным. Одновременно с этим он активно печатался в московской газете «Русский листок», в журнале по оккультизму и спиритизму «Ребус», ас 1901 г. – в «Ежемесячных сочинениях» И. Ясинского и «Мире искусства», единственном в те годы журнале (после закрытия в 1898 г. «Северного вестника»), сочувствовавшем новым эстетическим веяниям.

Дед с материнской стороны А. Я. Бакулин был поэтом-самоучкой. Его литературные интересы становятся более разнообразными. Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Его литературные интересы становятся более разнообразными. Стихотворные сборники «Chefs doeuvre» («Шедевры».

Поэтическое творчество того периода тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х гг. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. В 1907 – 1908 в журнале «Весы» публиковался его роман Огненный ангел. Брюсов полемизировал также со статьей В. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905 г. ), утверждая, что субъективно честный художник может быть независимым от буржуазного общества. Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы.

Первое, негибкость, негнущесть, вплоть до щетиной брызжущих из черепа волос (бобрик). с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). И я вижу ее: это декадентство. Мне мало. Брюсов всегда с живой страстностью откликался на все важнейшие события современности. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»38.

В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно. Недаром А. Белый сказал о поэте, что тот «высекает свои стихи на мраморе и бронзе». Основным, то есть особо характеризующим Брюсова, была собранность, скованность. «Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). В 1885 в возрасте 11 лет он поступил во 2-й класс гимназии.

После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. М., 1895), «Me eum esse» («Это – я». А этим вождем буду Я. Да, Я. ». Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась. Таковы стихотворения Мир электрона, Мир N измерений, Явь (Meа).

Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстого. Напротив, он принял ее, поставив ей на служение свой талант организатора «новой культуры». др. )14.

Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. это впечатление имело значение для всей моей жизни», – вспоминал позднее поэт. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)52. Цикл Современность посвящен событиям русско-японской войны и первой русской революции. Однако уже через два года мнение Брюсова о ней изменилось («Тридцатый месяц», 1917 г. ). (1901), он постоянно развивал свою эстетическую теорию. С 1962 в Ереване проводятся филологические Брюсовские чтения.

В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов37).

Поэт, прозаик, драматург, критик, литературовед (теория стихосложения исследования о творчестве Пушкина – более 80 публикаций), переводчик, литературный и общественный деятель. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству». Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом "Любимцы веков", посвященным истории и месту личности в ней. Это трехчастная антология, составленная из переводов (поэзии П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка, А. Э. По, Лорана Тальяда) и подражаний. Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году.

Его произведения разбросаны по разным городам, вспоминаются только в перспективе лет. В 1907–1908 в журнале «Весы» публиковался его роман Огненный ангел. Стихи 1903–1905гг» (М., 1906), «Все напевы» (М., 1909), «Зеркало теней» (М., 1912), «Стихи Нелли. По Брюсову, революция была неминуема. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию. В 1917 – 1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года – отдел Российской книжной палаты). Он начинает переводить символистов и подражать им.

В 1894 – 1895 гг. В Stephanos поэт еще пристальнее вгляделся в реальность. Он был известен не только как поэт, но и как критик, переводчик (Ш. Новые темы принесла Первая мировая война и связанный с ней патриотический подъем. М., 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру».

Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты. Ивановым и Блоком, стал еще глубже и в конце концов произошел окончательно. Закончив университет в 1899 г., Брюсов полностью посвятил себя литературной деятельности. Они Её слышат.

В этом было даже что-то ребяческое. Торговля его не привлекала. Разрыв, наметившийся в 1905 г. между Брюсовым и символистами религиозно-теургического направления, после появления статьи Брюсова «О речи рабской, в защиту поэзии» (1910 г. ), направленной против мистического истолкования символизма Вяч. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года.

По-новому определяется и его взгляд на творчество. Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом Любимцы веков, посвященным истории и месту личности в ней. В Urbi et orbi в стихотворениях Работа и В ответ (цикл Вступления) Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом.

Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник не указан 105 дней. 1907), «психодрама» Путник (1911), трагедия Протесилай умерший (1913). Он публикует статью Вчера, сегодня, завтра русской поэзии, где намечает пути развития литературы создает историко-литературную антологию Сны человечества, попытавшись представить «все формы, в какие облекалась человеческая лирика». Иванова, – «новое открытие в царстве поэтических форм». По-новому определяется и его взгляд на творчество. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

Его литературные интересы становятся более разнообразными. Брюсов кидался на все и все, на что он кидался, он изучал необычайно основательно. Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1446. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтов, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11.

При этом Брюсов замаскировал свои опыты несколькими псевдонимами: каждый представлял особый темперамент и особое ответвление «нового искусства». Октябрьская революция явилась для Брюсова важным поворотом как в жизни, так и в творчестве. «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова. Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти.

Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. В 1893 году он пишет письмо (первое из нам известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник не указан 105 дней: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»35) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком».

Не таков Брюсов. – скрещивать руки. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству».

Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. Только у детей бывает такая пытливость, такая тяга узнать все. Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась. Первым литературным учителем Брюсова был дед со стороны матери, А. Я. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)33. В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором. Брюсов посвящает себя служению «новому искусству» и записывает в дневнике: «Что ни говорить.

Стихи 1919–1920гг» (М., 1921), «Миг. Брюсов же провозглашал искусство (и в частности, символизм) сферой свободного взаимодействия смыслов, не подчиненной ни науке, ни общественности, ни религии. Стихотворение Осеннее чувство (Гаснут розовые краски в бледном отблеске луны. ) варьировало мотивы Малларме и Бодлера, Самоуверенность (Золотистые феи в атласном саду. ) играло метафорами на манер Рембо, а Творчество (Фиолетовые руки на эмалевой стене. ) было примером «утаивания», характерного для «суггестивной» поэзии и т. д.

Первые стихотворные опыты Брюсова были вдохновлены Н. А. Некрасовым, а позже М. Ю. Лермонтовым и популярным в то время С. Я. Надсоном, сочетавшим гражданские мотивы с романтическим духом. В Любимцах веков и в подобных циклах из других сборников (Баллады в Urbi et Orbi Правда вечная кумиров в Stephanos Правда вечная кумиров и Приветствия в книге Все Напевы Властительные тени в Зеркале Теней и т. д. ) Брюсов-поэт говорил от лица исторических персонажей, героев древнегреческой и библейской мифологии, обобщенных героев, символизирующих определенную эпоху. Начиная с брошюры О искусстве (1899) и статьи Истины. Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение14. В остальном он умел как никто переключаться из одной поэтической атмосферы в другую.

Два следующих сборника, Urbi et orbi (Городу и миру, 1903) и Stephanos (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова. Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник не указан 105 дней его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Но несмотря на это, все свое время Брюсов посвящает работе. Книга Tertia Vigilia (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. Брюсов являлся и членом Моссовета. На «возмутителя спокойствия» обрушился поток жесточайшей критики. Превознося Лейбница, Брюсов называет его мудрецом, «создателем вещих книг», сравнивает Готфрида Вильгельма с древними пророками.

Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера тема личности и истории «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны и Верлена, с другой. С этих позиций он критиковал большевиков и в стихотворении «Близким» (1905 г. ). В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала.

Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)38. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе. Казалось, впереди – одна неизвестность. Бунин.

Он искал одного – верности тому, что есть. С посвящением Валерия Брюсова» (М., 1913), «Семь цветов радуги. Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 50 и— в особенности— «Огненный ангел». В этот период Брюсов деятелен и уверен в себе, он не только сотрудничает с русскими издательствами, но и является корреспондентом лондонского журнала «Athenaeum», читает лекции в Историческом музее и русском кружке в Париже.

Одновременно с третьим выпуском Русских символистов Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов Chefs doeuvre (Шедевры, 1895). В 1920 г. Брюсов вступил в коммунистическую партию. Формальные эксперименты отразились на поздних поэтических сборниках Брюсова: Последние мечты (1920), В такие дни (1921), Миг (1922), Дали (1922) и Mea (Спеши, 1924, опубл. В 1897 году Валерий Брюсов женился. В Любимцах веков и в подобных циклах из других сборников (Баллады в Urbi et Orbi Правда вечная кумиров в Stephanos Правда вечная кумиров и Приветствия в книге Все НапевыВластительные тени в Зеркале Теней и т. д. ) Брюсов-поэт говорил от лица исторических персонажей, героев древнегреческой и библейской мифологии, обобщенных героев, символизирующих определенную эпоху.

Брюсов солидно знал историю, математику и даже оккультные науки. Тогда же Брюсов начал читать русскую литературу «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского, до Лескова. » (до того он увлекался историей и естественными науками). Брюсов выступил и как драматург: ему принадлежат драма Земля (1904, опубл. Собственные стихотворения и переводы Брюсов писал ежедневно в свой определенный час, будто монах, становящийся на молитву.

В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)57. Произведение вдохновлено деятельностью великого немецкого ученого. В сборнике Me eum esse за прологом (Новые заветы), где речь шла о новых поэтических задачах автора, следовал цикл Видения, в котором, подключая контекст поэзии Бодлера и Малларме, Брюсов решал проблему соотношения земной жизни и небесного идеала. Форма головы – конус, посадка чуть кверху, взирание и вызов, неизменное свысока. Начиная с самого заголовка, Брюсов последовательно и сознательно конструировал маску – лирический образ того пропащего «декадента», циника и гордеца, которого хотела видеть в нем окололитературная публика.

Это была крепкая хватка, волевая и судорожная. Взяв на себя роль воспитателя нового поколения поэтов, в 1921 организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ). Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. Книга Tertia Vigilia (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. В Urbi et orbi в стихотворениях Работа и В ответ (цикл Вступления) Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом. Прекрасно играл в винт и преферанс интересовался спортом изучал языки (он мог отдаться изучению какого-либо языка специально для того, чтоб прочесть в подлиннике того или иного автора или перевести его произведения). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»14. А этим вождем буду Я. Да, Я. ».

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. По замечанию Валерия Яковлевича, «буйный век глумился» над гением. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я».

Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. По, Лорана Тальяда) и подражаний. По-новому определяется и его взгляд на творчество. Раньше с Врубелем встречаться мне не приходилось. В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию.

Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство». В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника Русские символисты, куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами) большая их часть была написана под влиянием французских символистов. В "Urbi et orbi" в стихотворениях "Работа" и "В ответ" (цикл "Вступления") Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом. С каждым днем портрет оживал под его карандашами.

Брюсов выступил и как драматург: ему принадлежат драма Земля (1904, опубл. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Брюсову будто бы были ведомы какие-то великие тайны творчества и жизни. Был удостоен звания народного поэта Армении. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. Русские символистыподверглись яростной критике, что создало его авторам скандальную славу.

В это время Брюсов знакомится с К. Бальмонтом и А. Добролюбовым, 3. Однако «постижение тайн» Брюсов не связывал с мистикой, чем противопоставил себя многим символистам. Лирика, поэмы, драма, повести, романы, стихотворные переводы, критические и историко-литературные статьи, ученые работы (особенно по исследованию текстов Пушкина) заполнили бы длинный ряд томов полного собрания его сочинений. – воскликнул он. В статье «О речи рабской», в защиту поэзии (1910) он выступил с критикой «младших» символистов, считавших поэзию формой «теургизма», религиозного служения. Дед с материнской стороны А. Я. Бакулин был поэтом-самоучкой.

В 1896 выпустил вторую книгу стиховMe eum esse (Это – я, датировано 1897). Родился 1 декабря 1873 в Москве в купеческой семье. «Ни одна наука не произвела на меня такого впечатления. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.

Топорная внешность, топором, а не резцом, но крепко, но метко. М., 1903), «Etefauoz. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верлена.

По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир». Лермонтовым и популярным в то время С. Я. Тогда же Брюсов начал читать русскую литературу «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского, доЛескова. » (до того он увлекался историей и естественными науками). Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова— всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества.

Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же). У него были хорошие знания в области латинской поэзии и поэзии французской (русскую он знал просто ослепительно). Ореусу-Коневскому 15 марта 1899). Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии. Что ни говорить, можно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя.

С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора). Необычность, новизна мысли или образа, оригинальность формы – вот что для Брюсова было необходимостьюЧувствую потребность подчеркнуть еще одно примечательное (и для многих, вероятно, неожиданное) качество Брюсова. Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты. Стихи 1920–1921гг» (Берлин Пг., 1922), «Дали» (М., 1922), «Меа» («Спеши». После закрытия «Весов» Брюсов в 1910–1912 заведовал литературно-критическим отделом журнала «Русское богатство», печатал статьи в новом символистском журнале «Аполлон».

Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые».

С 1962 в Ереване проводятся филологические Брюсовские чтения. Кроме того уже давно, после Пана, после Тридцати трех богатырей, после Фауста я был страстным поклонником его творчества (Демона мне на выставке не довелось видеть). Важен вклад Брюсова в теоретическое обоснование символизма и творчества в целом. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)47.

он издает три выпуска сборника «Русские символисты», впервые заявив о рождении школы символизма в России. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. А в 1896 г. вышел сборник «Это – Я», в котором шокирующая современников эротика в причудливом антураже, стремление к редкой экзотической рифме – все говорило о сознательно избранной литературной стратегии: поэт стремился не только разрушить привычные стереотипы восприятия, но и утвердить право художника на полную свободу творческого самовыражения.

В третьем выпуске Русских символистов было помещено брюсовское однострочное стихотворение О закрой свои бледные ноги, быстро обретшее известность, обеспечившее ироническое отношение к сборникам со стороны публики. Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. Стихи 1912–1915гг» (М., 1916), «Последние мечты» (М., 1920), «В такие дни. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905).

Он, без колебания, не заботясь о последствиях исполнял то, что почитал своим долгом. Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же). Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник не указан 105 дней (см.

Интересны брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии. Один из них – «Близким». В 1917 – 1919 гг. В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста).

Разочаровываясь в исходе войны и политике, Брюсов все глубже уходит в литературу и научную работу. Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. А вскоре началась Первая мировая война и Брюсов оказался на фронте. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник не указан 105 дней.

Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 года. При этом ученый не встречал понимания со стороны общественности. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». К этому моменту Брюсов – уже признанный «вождь» московских символистов, глава издательства «Скорпион», редактор журнала «Весы». В сборнике Me eum esse за прологом (Новые заветы), где речь шла о новых поэтических задачах автора, следовал цикл Видения, в котором, подключая контекст поэзии Бодлера и Малларме, Брюсов решал проблему соотношения земной жизни и небесного идеала.

Это трехчастная антология, составленная из переводов (поэзии П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка, А. Э. По, Лорана Тальяда) и подражаний. Стихотворения Фабричная, Сборщиков, Девичья и др. В Михаиле Юрьевиче поэт разглядел ту же заботу о людях, что была характерна для Лейбница: «Ты никогда не мог быть безучастным». На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Валерий, живой и любознательный ребенок, уже в четыре года умел читать. Осенью 1890 поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы).

А апокалипсическое видение поэмы Конь Блед (Stephanos) было созвучно настроениям «младших» символистов. Его работоспособность поразительна, а литературная продуктивность чрезвычайно высока. В 1919 г. он стал председателем Всероссийского союза поэтов, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института (1921 г. ), созданного по его инициативе. В 1899 г. через И. Бунина в одесской газете «Южное обозрение» публикует стихотворный цикл «Картинки Крыма».

Осенью 1890 поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы). Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). Он редко говорил иначе, как в кругу друзей, но иногда умел говорить с непобедимой увлекательностью. Воспоминания). Новый поэтический предмет требовал нового языка.

Айхенвальд считал, что о Лейбнице и Данте Валерий Яковлевич выразился «элементарно и бледно». Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты. Он дал нам пример трудолюбия, точности, добросовестности.

А первым журналом, открывшим свои страницы для «ниспровергателя основ», был «Русский архив». из цикла Песни окрашены разговорными интонациями и фольклорным звучанием. Символизм в России был признан существующим. Стихотворение Осеннее чувство (Гаснут розовые краски в бледном отблеске луны. ) варьировало мотивы Малларме и Бодлера, Самоуверенность (Золотистые феи в атласном саду. ) играло метафорами на манер Рембо, а Творчество (Фиолетовые руки на эмалевой стене. ) было примером «утаивания», характерного для «суггестивной» поэзии и т. д. Позднее Брюсов писал: «Я был всенародно предан отлучению от литературы и все журналы оказались для меня закрытыми на много лет».

будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу51.

Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Новый поэтический предмет требовал нового языка. Цикл Современность посвящен событиям русско-японской войны и первой русской революции. / Я хочу изведать тайны, / Жизни мудрой и простой, / Все пути необычайны.

Более значимым гражданским поступком Брюсова стал выпуск антологии армянской поэзии (1916) в тот момент, когда армянский народ подвергся жестокому геноциду. По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник не указан 105 дней. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием).

В. Ленин, процитировав его строчку, «Ломать я буду с вами, строить – нет. », назвал Брюсова «поэтом-анархистом». Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Слова вылетали с как бы припухших губ. Просветительская деятельность не ограничивалась чтением лекций. Задачей Февральской революции Брюсов считал лишь беспощадное уничтожение старого («Грядущие гунны», 1905 г. «Лик Медузы», 1905 г. ). Для широкой публики имя Брюсова надолго стало синонимом «декадента», «ниспровергателя основ», «не то шарлатана, не то помешанного».

Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Начала и намеки. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм». Либо перо, либо крест.

Из поэтических сборников в эти годы вышли "Все напевы" (1909), "Зеркало теней" (1912), "Семь цветов радуги" (1916), готовилась к печати "Девятая камена". Одновременно с третьим выпуском Русских символистов Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов Chefs d"oeuvre (Шедевры, 1895). Речь идет о «Данте» и «К портрету Лейбница». Умение мастера «ковать стихи» и «ковать идеи» придало его лирике пластичность и четкость.

Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Но у нас было много общих знакомых. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ). Из поэтических сборников в эти годы вышли Все напевы (1909), Зеркало теней (1912), Семь цветов радуги (1916), готовилась к печати Девятая камена Поэтическое качество этих книг уступает более ранним сборникам, хотя автору еще казалось, что он находится в творческом поиске. В Берлине я впервые увидел подлинные полотна Боттичелли (петербургское Поклонение волхвов я еще не умел ценить). Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник не указан 105 дней. Брюсов являлся и членом Моссовета40.

Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». Фофановым. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. В 1894 – 1895 Брюсов вместе с другом А. Л. И аккуратность у него, в его низкой комнате на антресолях, была удивительная» (И. Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря.

Каждое стихотворение в сборнике, по мнению Вяч. », 1903)39. Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины». Энциклопедически образованный человек, по словам М. Горького, Брюсов был «самым культурным писателем на Руси». Ум Брюсова не был быстр, но очень остер и подкреплен особой, брюсовской логичностью.

Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»). Это потому, что они были неделями счастья. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала Русский архив. Но Брюсова окрестили «декадентом» и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты.

Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры». посмертно). Но Брюсова окрестили «декадентом» и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты.

В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). Два следующих сборника, Urbi et orbi (Городу и миру, 1903) и Stephanos (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова. Гиппиус и Д. Мережковским, И. Буниным и И. Коневским. В 1920 вступил в РКП (б).

Значительного внимания критики удостоиласьисточник не указан 105 дней и повесть «Последние страницы из дневника женщины»53. Это яркий пример символистской прозы, где сквозь исторический план Германии 16 в. проглядывают конфликты, характерные для начала 20 в. исследуются сознание и подсознание современника, но в то же время поднимаются проблемы природы зла в мире, возможности спасения для человека и сохранения собственного «я».

Брюсов же провозглашал искусство (и в частности, символизм) сферой свободного взаимодействия смыслов, не подчиненной ни науке, ни общественности, ни религии. М., 1897), «Tertia vigilia» («Третья стража». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти».

/ Я хочу изведать тайны, / Жизни мудрой и простой, / Все пути необычайны. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов) любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 года. А апокалипсическое видение поэмы Конь Блед (Stephanos) было созвучно настроениям «младших» символистов. При этом Брюсов замаскировал свои опыты несколькими псевдонимами: каждый представлял особый темперамент и особое ответвление «нового искусства». Единственное, чего не терпел Брюсов, были проторенные дороги.

Свое творческое становление Брюсов подробно описал в автобиографии (Из моей жизни). И все же в нелегкие для него 1910-е гг. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). Это яркий пример символистской прозы, где сквозь исторический план Германии 16 в. проглядывают конфликты, характерные для начала 20 в. исследуются сознание и подсознание современника, но в то же время поднимаются проблемы природы зла в мире, возможности спасения для человека и сохранения собственного «я». Начиная с брошюры "О искусстве" (1899) и статьи "Истины", "Начала и намеки" (1901), он постоянно развивал свою эстетическую теорию.

В начале XX в. Русско-японская война и революция 1905 г. становятся темами его творчества. Приняв новую власть, он стал главой Комитета по регистрации печати (1917 – 1919), заведующим московским библиотечным отделом при Наркомпроссе (1918 – 1919), председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (1919 – 1921). В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». Брюсов посвящает себя служению «новому искусству» и записывает в дневнике: «Что ни говорить.

Она замыкала и строгие мысли и девическую застенчивость. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием).

В 1885 в возрасте 11 лет он поступил во 2-й класс гимназии. Вслед за Началом Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи и Христу и Адонису и демонам» (из письма И. И.

Родился 1 декабря 1873 в Москве в купеческой семье. Он не выносил только плохой поэзии. Вместе с молодыми литераторами С. Поляковым и Ю. Балтрушайтисом (на средства Полякова) он создал издательство «Скорпион» (1901 г. ), в котором печатались произведения сторонников «нового искусства». Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Волевой, наполеоновский, естественнейший — сосредоточенной воли жест. Но Брюсова окрестили «декадентом» и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»56.

будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова). В 1903 г. была издана одна из лучших книг Брюсова «Граду и миру». Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. При негодности данных – сильнейшее данное (не дано, дан). Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». поэт стал терять былую уверенность и прежние ориентиры.

Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д. С. Мережковским и К. М. Фофановым. Надсоном, сочетавшим гражданские мотивы с романтическим духом. Годы странствий). С виду Серов был угрюм и несообщителен, но способен был в иные дни быть неистощимо веселым и остроумным.

От представления об искусстве как средстве общения он пришел к идее искусства как «постижения мира иными, не рассудочными путями» (Ключи тайн, 1904 Священная жертва, 1905). Невозможность изгиба (невозможность юмора, причуды, imprevu (неожиданность)– всего, что относится к душевной грации). Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же).

Октябрьская революция явилась для Брюсова важным поворотом как в жизни, так и в творчестве. Помимо поэзии, это собрание включало два его романа – «Алтарь победы» (из жизни Рима IV в. ) и «Огненный ангел» (из жизни Германии XVI в. ), а также пьесы, рассказы и литературную критику. Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д. С.

стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. 1907), «психодрама» Путник (1911), трагедия Протесилай умерший (1913). Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба».

В 1893 вышла статья Д. С. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик».

В 1904 г. был создан ежемесячный журнал нового искусства «Весы», ставший лучшим журналом русского символизма. «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике27. Одновременно с третьим выпуском "Русских символистов" Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов "Chefs doeuvre" (Шедевры, 1895). Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д. С. Мережковским и К. М. Фофановым. Согласно характеристике Андрея Белого48, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»23.

Приняв новую власть, он стал главой Комитета по регистрации печати (1917–1919), заведующим московским библиотечным отделом при Наркомпроссе (1918–1919), председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (1919–1921). «Сколько нужно искусства, умения, чтобы перевод передал не только своеобразную форму подлинника, но и его неповторимый аромат. «Внешность Брюсова. В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где, кстати, обучался вместе с другим известным однокурсником— историком литературы Владимиром Саводником. Более значимым гражданским поступком Брюсова стал выпуск антологии армянской поэзии (1916) в тот момент, когда армянский народ подвергся жестокому геноциду.

Гордая голова с клином черной бородки и выступающими скулами была закинута назад. Его деятельность в этом направлении была энергичной и разноплановой. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Еще студентом он ездит в Крым, на Кавказ, посещает Ригу, Варшаву. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов42. Здесь даются образцы «научной поэзии», которая привлекала его еще с 1900-х (ее изобретателем был французский поэт, корреспондент Брюсова, Р. Гиль).

Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»источник не указан 99 дней33. В 1896 выпустил вторую книгу стихов "Me eum esse" (Это – я, датировано 1897). / Путь труда, как путь иной (Работа). Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)40. Символизм в России был признан существующим.

У нас нет даже ни одной обстоятельной монографии о Серове (приготовлена к печати и скоро должна выйти книга о Серове – И. Э. Грабаря). Символизм в России был признан существующим. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Впечатление от этого знакомства было ошеломляющим. Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918 – 1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919 – 1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года – заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе.

С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике32. – Надо выбрать иное. «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва14. Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты. Бакулин. Такие губы называют чувственными, – пожалуй, на сей раз эпитет был бы по существу. Однако «постижение тайн» Брюсов не связывал с мистикой, чем противопоставил себя многим символистам.

Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Книга "Tertia Vigilia" (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. «Ни разбросанные, как попало, кубические линии лица, ни несколько заспанные, но всегда просверливающие глаза, ни намеренная эластичность движений (он написал о себе, что он потомок скифов, как же можно было после этих строк потерять гибкость и упругость. ), – ничто из этого не было самым существенным в Брюсове.