Портрет Брюсова Валерия

В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом. На этой странице представлено стихотворение поэта Валерий Брюсов — Женский портрет. Скульптурный портрет ВалерияБрюсова. Валерий Яковлевич Брюсов написал стихотворение «Портрет» в 1912 году.

Валерий Брюсов — Женский портрет

В 1895-м здание с участком приобрел тут купец-обувщик Кузьма Баев. В Петербурге жена и сестра художника квартировали теперь вместе. За границу я попал впервые в 1897 г. Поездка моя ограничилась Германией: я побывал в Берлине, в Кельне, в Ахене, в Бонне и еще нескольких прирейнских городах.

«Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике27. Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. В его стихах все чаще звучала тема одиночества и самоубийства. Можно сказать, что этот журнал впервые объединил приверженцев символизма. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. В 11 вечера она застрелилась.

Валерий Брюсов — 
Женский портрет: 
Стих

Валерий Брюсов — Женский портрет: Стих

Поэзия Бальмонта не что иное, как «парфюмерный блуд», книги Леонида Андреева – «грязная слизь»: такими определениями будетляне, как называли себя первые русские футуристы, награждали творчество своих предшественников. При этом будущий поэт получил хорошее образование— он учился в двух московских гимназиях: с 1885 по 1889 год— в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей) и в 1890—1893 годах— в частной гимназии Л. И. Поливанова последний педагог оказал значительное влияние на юного поэта в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой16. Вот собрание сочинений Поля Верлена на французском языке, модернистские журналы «Весы» и «Мир искусства», оккультная литература – этими книгами XVII–XVIII веков пользовался Брюсов при написании наиболее известного его романа «Огненный ангел».

В каждом городе непременно есть свой Виктор-Эммануил и свой Гарибальди. В один из ноябрьских вечеров 1913 года Львова позвонила Брюсову и попросила приехать. Родители мало занимались воспитанием Валерия и мальчик был предоставлен самому себе большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», вот таким образом Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой чертовщины, меня усердно оберегали. Нельзя не вспомнить и о 82 брюсовских работах, посвященных Пушкину и литературе о нем, в которых творчество величайшего поэта золотого века рассматривается в том числе с точки зрения его политических, философских и исторических взглядов. Вот, например, разместившийся в центре комнаты дубовый стол. Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений».

Вы просто не знаете этой науки и потому не имеете права говорить, что ее нет. Врубель хотел созерцанием красоты и тайны «будить душу», а лидеры авангарда усомнились в ее наличии у толстокожих зрителей и действовали сильными средствами в обстановке, когда, как писал Дали, «всё, что тише взрыва, не доходит до слуха». В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры». «В первое мгновение я подумала, что вижу сатану. Молодые Судейкин и Ларионов предварительно подновили врубелевского «Микулу Селяниновича» — это исполинское панно открывало показ.

В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник не указан 86 дней. В резком отрицании преемственности они ничуть не уступали футуристам итальянским. Позже художница вспоминала: «Когда Брюсов упомянул об оккультной науке, мой муж заметил, что такой науки нет, а оккультизм есть дело веры: Вы верите, а я не верю. Еще в детстве он начал читать очерки, биографии и научные труды знаменитых ученых. Но за его глубоким интеллектом и умением безупречно себя подать окружающие видели порой некую сущность «без лица и названия». В той атмосфере безумия, которая была разлита вокруг, право, мне не трудно было по временам терять различие, где я подлинный: тот, который позирует и сейчас уедет, вернется в жизнь или другой, на полотне, который останется вместе с безумным и гениальным художником. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»).

Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник не указан 86 дней. Он. Сборник вышел в 1916 году в Москве под редакцией Брюсова. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение.

Навещавший Анну Александровну в 1920-е годы Александр Иванов пишет: «Кто шел к ней сперва лишь для того, чтобы познакомиться с сестрой знаменитого Врубеля, скоро находил в ней высокую человеческую личность, драгоценную саму по себе, не нуждающуюся ни в каком заимствованном свете. Брюсов являлся и членом Моссовета40. В 1897 году Валерий Брюсов женился.

Врачи чудом вернули ее с того света. Согласно характеристике Андрея Белого48, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»23. Показательны не только книги, но и картины, украшающие стены кабинета. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением.

Конечно, Серов был реалист, в лучшем значении этого слова. Авангард неистово рвался вперед, а Врубель тормозил, дорожа строгой дисциплиной пластики. Они Её слышат. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.

Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения38. И уж конечно не явился Врубель зачинателем «всех основ кубизма, конструктивизма и сюрреализма». Анна Петровна Остроумова-Лебедева, хорошая знакомая поэта, отдыхала вместе с Брюсовым в Балаклаве, где и занялась написанием его портрета. Я стоял в зале Берлинского музея (то было еще его прежнее помещение, теперь занятое почти исключительно собранием чудовищно-безобразных мула-жей, опозоривающих едва ли не все лучшие создания мировой скульптуры), стоял в пестрой толпе, беспечно глазеющей на белокурую Афродиту, стыдливо потупившую глаза, – и чувствовал себя как бы государем, путешествующим инкогнито и узнанным некоей принцессой. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)47.

Максим Горький называл его «самым культурным писателем России». Значительного внимания критики удостоиласьисточник не указан 86 дней и повесть «Последние страницы из дневника женщины»53. Потом пристрастился к морфию и Брюсов. Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Были слезы, конечно.

В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие».

Скульптурный портрет 
Валерия Брюсова

Скульптурный портрет Валерия Брюсова

Брюсова и зарождения традиции Брюсовских чтений. Глаза с тяжелыми веками, упорно злые, не отрываясь, пристально смотрели на меня. В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б).

Это был Пикассо». Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Эта часть экспозиции включает также конверты издательства «Скорпион» и журнала «Весы» с логотипами, выполненными художником Николаем Феофилактовым, рукописи Брюсова и Блока. После его смерти этот дом на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) перешел по наследству сыну Ивану, для которого в 1910 году и был перестроен. Собрание это красноречиво говорит о широте интересов Брюсова.

  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
  • Описание работы «Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова»
  • Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»
  • Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник не указан 86 дней. Ночью 9 октября Брюсов потерял сознание. В рукописном журнале «Начало», выходившем в третьем классе гимназии Креймана, Валерий, его редактор, публиковал свои стихи, там же увидело свет и его первое фантастическое произведение – повесть «На Венеру», написанная в подражание Жюлю Верну.

Здесь расположена та самая историко-литературная экспозиция «А. С. Начались оккультные сеансы. Перед нами изображения А. С. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Длинный большой нос, высоко отросшие волосы, когда-то постриженные ежиком.

  1. Сергей Малютин — Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1913
  2. Интересные факты из жизни Брюсова Валерия Яковлевича
  3. Портрет Валерия Яковлевича Брюсова
  4. Портрет Валерия Брюсова (конец 19 века)

Завершив книгу, писатель стал охладевать к Нине. Она же едва ли не осью жизни сделала преданность «Мишуреньке». Брюсов тогда увлекся творчеством французских поэтов-символистов и именно благодаря его эксцентричным эскападам «декадентский бунт-конца XIX века в России привлек к себе серьезное внимание общественности. Стояла, не шевелясь и пристально, злобно-насмешливо смотрела на меня. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое.

Без него справились. Раньше с Врубелем встречаться мне не приходилось. Хотя вообще настроен был миролюбиво, эксцессы поведения проявлялись гораздо реже, чем прежде. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов37). Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти».

Михаил Александрович Врубель, когда работал над портретом поэта, сказал, что глаза Брюсова похожи на «провалы в дымно-огненные бездны». «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва14. Его избранницей стала Иоанна Матвеевна Рунт, служившая гувернанткой сестер Валерия. Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). На следующий день гроб с телом Врубеля был установлен в церкви Академии художеств. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник не указан 86 дней.

  1. «Громадные пакеты исписанной бумаги»
  2. Посвящение «Вечности и искусству»
  3. Корреспондент, переводчик, профессор
  4. Исторические романы и концепции
  5. Творчество поэта между двумя революциями

Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Прямота и честность были основными чертами его существа. Кроме того уже давно, после Пана, после Тридцати трех богатырей, после Фауста я был страстным поклонником его творчества (Демона мне на выставке не довелось видеть). Их роману предшествовала сложная интрига. Анна Александровна отметила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться». Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию.

На его страницах увидели свет статьи Вячеслава Иванова, повесть Андрея Белого «Серебряный голубь», драма Александра Блока «Незнакомка», многие стихотворения символистов. – Как вы можете говорить, что такой науки нет. Редакции журналов и издательств играли значимую роль в литературной жизни того времени. Он даже пообещал Нине магическую помощь в возвращении возлюбленного.

«Захотелось получить род аттестаций от Парижа, явилась потребность как-то экспортировать то, чем была духовно богата Россия», — пояснял идею выставки принимавший участие в ее формировании Александр Бенуа. «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова14. Есть много выдающихся людей, которые признают оккультизм наукой изучают его. Как и «Мир искусства» когда-то, журнал «Аполлон» объединил писателей и художников, в редакции устраивались не только литературные, но и музыкальные вечера с участием Игоря Стравинского, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, проводились и художественные выставки. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ). В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник не указан 86 дней. Какой она была.

  1. Мистика и трагедия Валерия Брюсова
  2. Интересные факты из жизни Брюсова

Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство». Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11. Но добираться туда от Театральной площади было долго, неудобно и режим содержания там был строгий, вот таким образом окончательным пристанищем Михаилу Врубелю стала имевшая более свободный распорядок клиника Адольфа Эдмонтовича Бари на 5-й линии Васильевского острова, недалеко от Академии художеств. В начале 1900-х Брюсов увлекся оккультизмом и спиритизмом. Над проектом работал известный архитектор Владимир Чагин.

Портрет поэта Валерия 
Яковлевича Брюсова, 
Врубель, 1906

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». Но со временем Брюсов научился ладить с гимназистами. Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4445. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн. Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)57. Она тут неслучайна.

Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов15) но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, вот таким образом среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюля Верна и Майн Рида и научные статьи— словом «всё, что попадалось под руку»15. В это время в мастерскую вошел супруг Анны Петровны и разговорился с поэтом. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. В памяти Ольги Форш-Срезневской она осталась «прелестной старинной женщиной».

А потом «снова забывал о слепоте, бредил о великих замыслах и уверял, что перед новыми картинами все созданное им раньше покажется ничтожным». Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Работа не клеилась. Он умел через лицо подсмотреть душу и это ясновидение запечатлевал на своих портретах иногда с беспощадной жестокостью. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ).

Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 50 и— в особенности— «Огненный ангел». Но у нас было много общих знакомых. Ученице, которой Анна Александровна давала уроки немецкого языка, она запомнилась строгой и суховатой «фрау».

Пушкина, бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна, Ф. И. Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верленаисточник не указан 86 дней54. Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). Привели они, между прочим, к ситуации, которую не кто-нибудь, а сам Пабло Пикассо определил так: «Живопись кончилась, а художники остались».

Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник не указан 86 дней (см. Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. С рисунков и фотографий смотрят на нас «старшие символисты»: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский. Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». Одна этажерка здесь полностью отдана гению русской поэзии. Здесь при чтении мемуаров Судейкина патриотичные сердца должны затрепетать. Такова была реакция деятелей русской культуры на геноцид армян 1915 года. Вернулся в столицу, но болезнь прогрессировала.

Тютчева, И. С. Сестра знала: Врубелю это было бы больнее всего. Зал символизма открывают графические портреты Александра Блока (работы Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы, 1925), Андрея Белого (Леона Бакста, 1906) и Юргиса Балтрушайтиса (Леонида Пастернака, 1912).

На живопись Врубеля Дягилев, как говорится, делал ставку. Он отказался.

Анненский известный такими стихотворными сборниками, как «Тихие песни» (1904) и «Кипарисовый ларец» (1910), вошел в литературу, будучи уже зрелым поэтом, позднее других писателей-символистов. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»).

Неприметной, невеселой, волевой, на редкость образованной, чрезвычайно начитанной. В 1909 году «Аполлон» сменил «Весы» и «Золотое руно». В 1893 году он пишет письмо (первое из известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения21. Во время прогулки под ночным дождем сильно замерз, после чего занемог.

Переступая порог, посетитель тут же погружается в атмосферу Серебряного века. Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник не указан 86 дней, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Главным редактором появившегося в 1904 году ежемесячника «Весы» был сам Брюсов. Вот как описывает это «демоническое» ощущение от портрета Нина Петровская, жена и помощница владельца издательства «Гриф» Сергея Соколова, хозяйка литературного салона, принимавшая живое участие в богемной жизни начала ХХ века: «Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна испещренного иероглифами.

В Берлине я впервые увидел подлинные полотна Боттичелли (петербургское Поклонение волхвов я еще не умел ценить). В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу51. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник не указан 86 дней: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»35) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника14. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»14. Пушкин и русская литература Серебряного века». Но Львова не могла примириться с тем, что Валерий был женат.

Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189328 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов). Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в зажиточной купеческой семье. В них была угрюмость и злоба. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь».

Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»38. Заботы о похоронах взяла на себя свояченица Михаила Врубеля. «В последний сознательный день, перед агонией, — пишет Анна Александровна, — он особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал с благодарностью руки жены и сестры и больше уже мы с ним не беседовали: он мог только коротко отвечать на вопросы и раз только ночью, придя в себя, сказал, обращаясь к человеку, который ухаживал за ним: Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Михаил Врубель иногда досадовал на возню Нюты со всякими «нищими», на эту филантропию в духе близких ей и чуждых ему идей нравственного подвижничества, но глубоко уважал и просто с детства любил свою «мамашечку». Среднее образование Брюсов получил в двух частных московских гимназиях: Ф. И.

Он лежал совсем низко и говорил вполголоса: нужно изящно страдать». Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова).

Но он. Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник не указан 86 дней его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Брюсов на следующий день сбежал «по делам» в Петербург, затем в Ригу, э искренне любящая Иоанна Матвеевна сделала все, чтобы это дело как можно скорее замяли. Мне знакома каждая черточка этого лица, но какая перемена. Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»23. В студенчестве, в 1897 году, Брюсов женился. По Брюсову, революция была неминуема.

Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». И движение это не угасает. Во всяком случае у итальянцев какая-то страсть ставить памятники на всех площадях.

Огненный язык, заключенный в теснящий футляр черного сюртука. Он искал одного – верности тому, что есть. Трудно восстановить ее образ.

Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора14. В дни болезни художница увидела перед своим окном силуэт странного человека. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике32.

Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»источник не указан 80 дней33. Эта наука имеет в своей истории ряд доказательств. Знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу», содержащий призыв «сбросить Пушкина с парохода современности», – организующий центр зала русского футуризма, наиболее ярко отражающего художественные и идейные споры того времени. Это потому, что они были неделями счастья.

После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. Зато. Но как страшно он изменился. С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора). Две стороны бытия, пожирающие друг друга, – какой-то потусторонний намек». Особенно выразительна часть зала, представляющая фрагмент интерьера редакции журнала «Весы», находившейся в здании московской гостиницы «Метрополь».

У нас нет даже ни одной обстоятельной монографии о Серове (приготовлена к печати и скоро должна выйти книга о Серове – И. Э. Грабаря). В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. «По дороге, — пишет она, — я купила синих цветов с длинным стеблем, мне хотелось, чтобы были цветы, как на врубелевской картине» У гроба было столько букетов: розы, лилии, охапки сирени и такая масса венков, что «гробовщик стал уже беспокоиться, как их повезут ими была занята вся погребальная колесница». Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик».

Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. И, что не часто с ним случалось, прогадал. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта.

В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженикаисточник не указан 80 дней. Да не потряс, конечно, Врубель ни Пикассо, ни других парижских новаторов. Он, без колебания, не заботясь о последствиях исполнял то, что почитал своим долгом. Он разбогател, обзавелся семьей. Не таяло постепенно, нет, а исчезло вдруг, сразу, словно захлопнулась какая-то заслонка».

Особенно большое влияние сборник оказал на младосимволистов— Александра Блока, Андрея Белого, Сергея Соловьёва14. Приятную особенность итальянских городов составляет изобилие статуй. Читать маленький Валера научился практически самостоятельно еще в четырехлетнем возрасте. др. )14. Признание настигло его незадолго до внезапной смерти: молодые литераторы – участники журнала «Аполлон» объявили его своим учителем, он стал самым почитаемым поэтом старшего поколения. Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1446. », 1903)39.

Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»60. Валерий Яковлевич умер от сильнейшей простуды. Даже лекарства полумертвый Врубель ощущал эстетически.

Сейчас еще не время оценивать творчество Серова в его целом. Все формы вытянулись и углубились. «Огненный ангел» был посвящен Петровской.

И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)38. Его произведения разбросаны по разным городам, вспоминаются только в перспективе лет. Она была готова умереть, чтобы Брюсов с нее мог написать смерть Ренаты. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)49. Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение14. В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)33.

Грустно и неловко за эту триумфаторскую легенду и ее восторженные тиражи. Так есть». Тогда же он написал свое первое литературное произведение – комедию «Лягушка».

Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках. Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала.

В мучительном желании вернуть зрение он «придумывал разные аскетические искусы, отказывался от пищи, по ночам целые часы простаивал перед кроватью говорил, что в награду прозреет и глаза его будут из изумрудов». Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)52. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)40. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. Поэтесса звонила еще нескольким людям, но все были заняты.

В нем можно увидеть факсимильные листы рукописей поэта (это издание 1911 года было подготовлено великим князем Олегом Константиновичем, писавшим стихи, увлекавшимся музыкой и живописью он умер совсем молодым от раны, полученной в одном из сражений Первой мировой), прижизненные издания произведений Пушкина и копию знаменитого портрета работы Ореста Кипренского. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием).

Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. В качестве организаторов выступали в том числе Бенуа и Бакст, бывшие «мирискусники». У психиатра Усольцева относительно Врубеля вывод: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми».

Любовь Белого так и не вернули, но зато между Валерием и Ниной вспыхнула роковая страсть. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Живы одни глаза – провалы в дымно-огненные бездны. Креймана (1885-1889 годы) и Л. И. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Потом – чик и все пропало. Именно в это время он встретил писательницу и литературного критика Нину Петровскую.

Занимает она шесть залов, один из которых – Пушкинский. Фигура стояла во весь рост и лицо было чуть более натуральной величины. Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»56. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910).

Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Молодым в «родовом гнезде» выделили отдельную квартиру, которая превратилась не только в семейный очаг, но и в место сбора поэтов-декадентов. В нем находятся принадлежавшие поэту вещи.

С каждым днем портрет оживал под его карандашами. Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти. Анна Александровна не захотела говорить о менее красивых деталях немощи, заставлявшей ее брата мучиться и ворчать «хоть бы яду дали. ». Время от времени, рассказывает Иванов, видения абсолютно рассеивались и тогда Михаил Врубель ощущал всю глубину постигшего его несчастья.

Его глаз видел безошибочно тайную правду мира и когда его рука чертила рисунок или покрывала красками полотно, оставалось сказать: Так оно есть, так было, так должно быть. Это страшно. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. Брюсов здесь встает в один ряд с мистическими врубелевскими персонажами.

Петровская была замужем за издателем Сергеем Соколовым (Кречетовым), но состояла в своеобразной -духовной дружбе» с поэтом Андреем Белым. Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. Поэт же много говорил с ней о смерти и самоубийстве. Когда закрывали гроб, Анна Александровна стала на колени, как всегда покорная». Этот зал – нарочито эпатирующий, кричащий, провозглашающий полный разрыв с традицией.

Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». Это все – смешно, но именно так я чувствовал тогда. Врубелю был отведен отдельный огромный зал, где разместилось несколько десятков его произведений.

По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник не указан 86 дней. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). В 1907-1908 годах Брюсов писал исторический роман «Огненный ангел». Как почти всегда бывает в подобных случаях, «духовная дружба» переросла в нечто большее, причем со стороны Петровской.

Он начал отдаляться от Петровской и в роли ее утешителя оказался Брюсов. На нем – конверты с логотипами книгоиздательства символистов «Скорпион», а также искусно оформленная книга «Поэзия Армении». В художественной витрине зала представлены обложка для «Мира искусства», созданная Марией Якунчиковой, акварели Сергея Судейкина и Василия Милиоти, карандашные автопортреты Мстислава Добужинского и Леона Бакста. Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов».

И вдруг я узнала – да ведь это Брюсов. Разница в возрасте была велика. Когда его сверстники играли в войну или мяч, Валера увлеченно разглядывал географический атлас и представлял себя «то изобретателем воздушного корабля, то астрономом, открывшим новую планету, то мореплавателем, достигшим Северного полюса». Так продолжалось две-три минуты.

Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов42. Именно в этом доме великий поэт и провел большую часть своей жизни. Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. Лет в восемь он начал писать стихи и с их подборкой и письмом в редакцию в 1884 году Валерий дебютировал в детском журнале «Задушевное слово». Тогда он «жестоко страдал, горько жаловался жене и сестре на судьбу и плакал, что не может их видеть». Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. Перед рассветом на вопрос, что у него болит, Врубель ответил: «Ничего» Умер он тихо.

Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой».

Катя догадалась похлопотать, чтобы с покойного художника сняли маску (это сделал Петр Бромирский), ездила в траурный магазин, заказывала место на кладбище, оттуда поспешила на панихиду в академической церкви. Интересныисточник не указан 86 дней брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. Тут же и первые издания «новых поэтов»: сборник «Русские символисты» (1894), журналы «Северный вестник», «Новый путь», книга стихов Бальмонта «Под северным небом» (1894). Поливанова (1890-1893 годы). Открыла, например, поэту Владимиру Пясту, а через него — Александру Блоку ошеломившую их книгу Августа Стриндберга «Одинокий». Унизительной фазы превращения в бессмысленное подобие человека он не допустил, февральской ночью простудил себя, как пишет его сестра, «умышленным стоянием под форточкой» и получил воспаление легких, которое перешло в скоротечную чахотку. Брюсов молодился, написал книгу в духе Игоря Северянина и посвятил ее Наде.

Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга).