Портрет Брюсова Валерия Яковлевича

В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом. Валерий Яковлевич Брюсов написал стихотворение «Портрет» в 1912 году.

Анализ стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова К портрету Лейбница

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»). Свое творческое становление Брюсов подробно описал в автобиографии (Из моей жизни). Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года.

Наиболее полным сборником критических статей Брюсова являются «Далёкие и близкие». С 1917 по 1919 он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года — Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике32. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн.

  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
  • Описание работы «Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова»
  • Биография Брюсова Валерия Яковлевича
  • Сергей Малютин — Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1913
  • Интересные факты из жизни Брюсова Валерия Яковлевича
  • Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики. «Насколько Бальмонт со своими испанскими жестами казался буйным и страстным, настолько Брюсов был духовно загримирован под строгого и невозмутимого джентльмена. Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти.

В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова — Елена Краскова — скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов) любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895. «Ни разбросанные, как попало, кубические линии лица, ни несколько заспанные, но всегда просверливающие глаза, ни намеренная эластичность движений (он написал о себе, что он потомок скифов, как же можно было после этих строк потерять гибкость и упругость. ), – ничто из этого не было самым существенным в Брюсове. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника.

  1. Краткая биография Брюсова Валерия Яковлевича поэта
  2. «Громадные пакеты исписанной бумаги»
  3. Посвящение «Вечности и искусству»
  4. Корреспондент, переводчик, профессор
  5. Исторические романы и концепции

В 1919 г. Брюсов стал членом РКП (б). В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты» изданные в виде трех тонких брошюрок. Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы.

Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)33. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала Русский архив. Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием).

  • Интересные факты из жизни Брюсова
  • Творчество поэта между двумя революциями
  • Поэт в России – больше, чем поэт
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Основные черты творчества Брюсова

Брюсов солидно знал историю, математику и даже оккультные науки. В 1893 году он пишет письмо (первое из нам известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения. Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 годаисточник не указан 99 дней. Родители мало занимались воспитанием Валерия и мальчик был предоставлен самому себе большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», вот таким образом Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой чертовщины, меня усердно оберегали.

Портрет поэта Валерия 
Яковлевича Брюсова, 
Врубель, 1906

В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). Значительного внимания критики удостоиласьисточник не указан 99 дней и повесть «Последние страницы из дневника женщины»53. Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»).

Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же). Своего пика эти настроения достигли во время Первой Русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем — в стихотворении «Гунны» (1905) в 1906 Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти. Но Брюсова окрестили «декадентом» и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты.

Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова). Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве.

Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась.

Его литературные интересы становятся более разнообразными. В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность.

Передо мной стоял я сам со скрещенными руками и, минутами, мне казалось, что смотрю в зеркало. Дед с материнской стороны А. Я. Бакулин был поэтом-самоучкой. Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889) представляет собой статью в защиту тотализатора. В «Третьей страже» — также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верлена. Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова).

В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья». И аккуратность у него, в его низкой комнате на антресолях, была удивительная» (И. Сборник посвящён К. Д. Бальмонту, которого автор наделил «взором каторжника» и отметил так: «Но я в тебе люблю — что весь ты ложь». Борьба нелегка, стихи — прекраснейшие художественно и тяжёлые нравственно — всё с большим трудом выходят из-под пера поэта, — и Брюсов склоняется к пути в «Илион». Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение14. Согласно характеристике Андрея Белого48, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»23. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии извращённой половой любви есть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»).

В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. У нас нет даже ни одной обстоятельной монографии о Серове (приготовлена к печати и скоро должна выйти книга о Серове – И. Э. Грабаря). Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви.

Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Это все – смешно, но именно так я чувствовал тогда. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)40. В 1896 выпустил вторую книгу стиховMe eum esse (Это – я, датировано 1897). Венок. Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»23.

Биографы Серова расскажут впоследствии, как часто эта античная покорность долгу заставляла его совершать поступки, которые с житейской точки зрения казались безумными. В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором. В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал оперу. Прекрасно играл в винт и преферанс интересовался спортом изучал языки (он мог отдаться изучению какого-либо языка специально для того, чтоб прочесть в подлиннике того или иного автора или перевести его произведения). При этом Брюсов замаскировал свои опыты несколькими псевдонимами: каждый представлял особый темперамент и особое ответвление «нового искусства». Романы «Гора Звезды» (1895–1899 опубликован в 1975), «Огненный Ангел» (М., 1908 2-е изд., доп., М., 1909) «Алтарь Победы.

Новеллы Брюсова, описывающие современную жизнь («Ночи и дни», сборник «Земная ось», 1907), значительно слабее романов в них Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. Он сравнивал поэтическую мечту с волом, а поэта с ее погонщиком. «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те — более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва. Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д. С. Мережковским и К. М. Фофановым.

В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. Вслед за Началом Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов) любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 года. В 1900 в «Скорпионе» был издан сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), открывший новый — «урбанистический» этап творчества Брюсова. Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва14.

Он дал нам пример трудолюбия, точности, добросовестности. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Кроме того уже давно, после Пана, после Тридцати трех богатырей, после Фауста я был страстным поклонником его творчества (Демона мне на выставке не довелось видеть). Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189328 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов). Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие».

Он искал одного – верности тому, что есть. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстого.

В 1893 он пишет письмо (первое из нам известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения. Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство». («Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике). Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905).

Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 50 и— в особенности— «Огненный ангел». Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым. Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. – воскликнул он.

Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию. В 1917 – 1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года – отдел Российской книжной палаты). Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»источник не указан 93 дня33. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»). Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты».

Усы нападчика, шевелящиеся в гневе. Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». Стихотворение Осеннее чувство (Гаснут розовые краски в бледном отблеске луны. ) варьировало мотивы Малларме и Бодлера, Самоуверенность (Золотистые феи в атласном саду. ) играло метафорами на манер Рембо, а Творчество (Фиолетовые руки на эмалевой стене. ) было примером «утаивания», характерного для «суггестивной» поэзии и т. д. В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста). Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза).

И в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924 издан посмертно особенно характерно стихотворение «Дом видений» отличительной чертой последних сборников является наличие в них «научной поэзии» — «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924 и др. ) проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией. С посвящением Валерия Брюсова» (М., 1913), «Семь цветов радуги. / Путь труда, как путь иной (Работа). Все было в его словах крайне революционно (в смысле искусства)– да здравствует только новое и долой все старое. Но у нас было много общих знакомых. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)47.

Новый поэтический предмет требовал нового языка. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник не указан 99 дней (см.

После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. др. ). Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник не указан 99 дней. Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза).

Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтов, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера тема личности и истории «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны и Верлена, с другой. Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Urbi».

Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу51. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты».

Брюсов открыто восхищается его талантами и человеческими качествами. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник не указан 99 дней. Чулков. Русские символистыподверглись яростной критике, что создало его авторам скандальную славу. Сборник рассказов и драмы «Земля», «Зеленая ось» (М., 1907). В самых маленьких городках Генуэзской области, затерянных в горах, я встречал статую Колумба.

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник не указан 99 дней. В 1893 г. Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. (Конец столетия)», в которой рассказывает о недолгом счастье знаменитого французского символиста с Матильдой Моте и затрагивает взаимоотношения Верлена с Артюром Рембо. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм».

Два следующих сборника, Urbi et orbi (Городу и миру, 1903) и Stephanos (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова. С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора). В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. При негодности данных – сильнейшее данное (не дано, дан). В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)57. Слова вылетали с как бы припухших губ.

В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста). Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявлениях: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою») и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». Вскоре владелец текстильного предприятия С. А.

М., 1924). Тогда же Брюсов начал читать русскую литературу «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского, доЛескова. » (до того он увлекался историей и естественными науками). Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. Единственное, чего не терпел Брюсов, были проторенные дороги.

Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918 – 1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919 – 1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года – заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова14. М., 1895), «Me eum esse» («Это – я». Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи и Христу и Адонису и демонам» (из письма И. И. Ореусу-Коневскому 15 марта 1899). Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором.

Конечно, Серов был реалист, в лучшем значении этого слова. Он не выносил только плохой поэзии. 9 октября 1924 Брюсов умирает в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких.

стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Только у детей бывает такая пытливость, такая тяга узнать все.

Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». У него были хорошие знания в области латинской поэзии и поэзии французской (русскую он знал просто ослепительно). «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. (Конец столетия)», в которой рассказывает о недолгом счастье знаменитого французского символиста с Матильдой Моте и затрагивает взаимоотношения Верлена с Артюром Рембо.

Прошлое — груз «книг, статуй, гор, огромных городов и цифр и формул — груз, вселенной равный» не отпускает поэта, подавляет в нём волю. Его произведения разбросаны по разным городам, вспоминаются только в перспективе лет. Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). По замечанию Валерия Яковлевича, «буйный век глумился» над гением. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года.

Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Либо перо, либо крест. («Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике).

др. )14. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»56. Он начинает переводить символистов и подражать им. Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Во всяком случае у итальянцев какая-то страсть ставить памятники на всех площадях.

И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Стихи 1920–1921гг» (Берлин Пг., 1922), «Дали» (М., 1922), «Меа» («Спеши». Стихи 1912–1915гг» (М., 1916), «Последние мечты» (М., 1920), «В такие дни. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»38. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией.

Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Он находит возможным «возродить жизнь», получив свободу. Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики.

Брюсов являлся и членом Моссовета. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник не указан 99 дней, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. Значительное место в сборнике занимает историко-мифологичекая поэзия вдохновителями Брюсова являлись, как отмечает С. А. Венгеров, «скифы, ассирийский царь Ассаргадон, Рамсес, Орфей, Кассандра, Александр Великий, Амалтея, Клеопатра, Данте, Баязет, викинги, свойства металлов (. ), Большая Медведица».

«Внешность Брюсова. Гордая голова с клином черной бородки и выступающими скулами была закинута назад. Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом Любимцы веков, посвященным истории и месту личности в ней. магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве», — писал поэт.

Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой Советской Энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова). «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова. Максимилиан Волошин (1877-1932), лично знавший Валерия Николаевича и не раз с ним встречавшийся, отрицательно относился к произведениям, в которых Брюсов обращался к «учителям мудрости». В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б).

Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью исполненной самоотверженного труда. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». Стихи 1919–1920гг» (М., 1921), «Миг. Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры».

В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). Ему нужна была маска мэтра. Интересныисточник не указан 99 дней брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Превознося Лейбница, Брюсов называет его мудрецом, «создателем вещих книг», сравнивает Готфрида Вильгельма с древними пророками. Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов.

Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905) подтверждают, что подсознательно Брюсов — «песенник» растущей революции, недруг буржуазной культуры, готовый встретить «приветственным гимном» её свержение (при этом политические воззрения поэта были в середине 1900х близки к анархистским презирая буржуазную культуру, Брюсов полемизировал и со статьёй В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» партийность в литературе, по мнению Брюсова, ограничивала свободу художника). «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике27.

Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии. В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». М., 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру». с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). Первое, негибкость, негнущесть, вплоть до щетиной брызжущих из черепа волос (бобрик). Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). В сборнике Me eum esse за прологом (Новые заветы), где речь шла о новых поэтических задачах автора, следовал цикл Видения, в котором, подключая контекст поэзии Бодлера и Малларме, Брюсов решал проблему соотношения земной жизни и небесного идеала.

В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть.

В той атмосфере безумия, которая была разлита вокруг, право, мне не трудно было по временам терять различие, где я подлинный: тот, который позирует и сейчас уедет, вернется в жизнь или другой, на полотне, который останется вместе с безумным и гениальным художником. Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения38. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910).

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). С виду Серов был угрюм и несообщителен, но способен был в иные дни быть неистощимо веселым и остроумным. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника14. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием.

По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир». Произведение вдохновлено деятельностью великого немецкого ученого. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11. «Нужна краткая песнь, которая. С каждым днем портрет оживал под его карандашами. Освобождение от существующего гнёта поэт видит только в рабоче-крестьянской революции.

Речь идет о «Данте» и «К портрету Лейбница». Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Нельзя, однако, назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, — Брюсов выработал особую форму классического стиха — отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью иногда изысканностью) — вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний. В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении», за что был удостоен в 1923 звания народного поэта Армении, его имя носит Ереванский пединститут. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.

По-новому определяется и его взгляд на творчество. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни», 1923 — в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»). Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность.

Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1446. В это время появляется первая проза Брюсова. Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря.

И сам он любил казаться загадочным. Широта охвата ценимой Брюсовым поэзии была беспредельна. В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник не указан 99 дней. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу».

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазно-капиталистической культуры и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». В него вошел сонет «К портрету Лейбница». Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник не указан 99 дней. Он, без колебания, не заботясь о последствиях исполнял то, что почитал своим долгом. Брюсов являлся и членом Моссовета.

Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). Не таков Брюсов. В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию.

Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) оставил след во многих областях знаний – математике, логике, психологии, физике, философии истории, лингвистике, механике.

По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир». Одним из лучших сборников Брюсова является «Stephanos» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов). В каждом городе непременно есть свой Виктор-Эммануил и свой Гарибальди. В последние годы перед Брюсовым встают два пути — путь к новой мысли, дорога «грядущих дней», — и путь в прошлое, в «Илион» символизма, к достижениям предков, своим старым жизненным картинам, прежнему стилю. М., 1897), «Tertia vigilia» («Третья стража». Раньше с Врубелем встречаться мне не приходилось.

Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов42. Основным, то есть особо характеризующим Брюсова, была собранность, скованность. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ). «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). Оба стихотворения Максимилиан Александрович считал «одами школяра-схоластика на заданную тему». Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты. Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается.

Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она — ремесло имеющее важное воспитательное значение. В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы.

На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. Крестьянские образы возникают ещё в ранний — «декадентский» — период брюсовской лирики. Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. Брюсову будто бы были ведомы какие-то великие тайны творчества и жизни. Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»60.

Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. В Михаиле Юрьевиче поэт разглядел ту же заботу о людях, что была характерна для Лейбница: «Ты никогда не мог быть безучастным». Один из них – «Близким».

Сейчас еще не время оценивать творчество Серова в его целом. По Брюсову, революция была неминуема. И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (так, например из уст куртизанки с «эгоистической душой» исходят стихи, образовавшие целую книгу — «Стихи Нелли» (1913). Родители будущего поэта Матрена Александровна и Яков Кузьмич были увлечены идеями рационализма, активно пробивавшего себе дорогу в либеральные времена Александра II.

Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»14. Нелестные высказывания о «Данте» и «К портрету Лейбница» принадлежат литературному критику Юлию Исаевичу Айхенвальду (1872-1928), наибольшей популярностью пользовавшемуся в период расцвета русского модернизма, то есть с 1905 по 1917 год. В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верлена. Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. В остальном он умел как никто переключаться из одной поэтической атмосферы в другую. В молодости Брюсов занимался спиритизмом При этом Брюсов думал, что можно удачно сочетать оккультные знания и научный метод. – скрещивать руки.

Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. Годы странствий). Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами.

Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». Даже стихотворения о природе, коих в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» и т. п. ). «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова. В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова – Chefs duvre (Шедевры), в 1897 году – сборник стихов Me eum esse (Это – я) о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм.

Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявлениях: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою») и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». Брюсов являлся и членом Моссовета40. Родился 1 декабря 1873 в Москве в купеческой семье.

Поэт не сумел побороть себя, в корне изменить свои тематику, стилистику, сложившиеся в годы расцвета капиталистического мира. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов37). В раскосости и скуластости – перекличка с Лениным. Интересны брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi».

Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Старые «напевы» брали верх. Брюсов кидался на все и все, на что он кидался, он изучал необычайно основательно. Поэт из «пустыни одиночества» возращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его — разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и — будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»). В 1885 в возрасте 11 лет он поступил во 2-й класс гимназии. Брюсов не был очень умен от природы, но был бесконечно образован, начитан и культурен. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов».

В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника Русские символисты, куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами) большая их часть была написана под влиянием французских символистов. Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Усы – как клыки, характерное французское en croc (закрученные кверху).

Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». Воспоминания). Зажить Новой жизнью поэту так и не удаётся. В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженикаисточник не указан 93 дня. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Сонет, посвященный немецкому ученому, тесно связан с другим стихотворением из цикла «Близким» – «К портрету Лермонтова».

Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова — например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4445. Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению.

Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству». Такие губы называют чувственными, – пожалуй, на сей раз эпитет был бы по существу. И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)38. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»). Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы.

Это была крепкая хватка, волевая и судорожная. Основной круг его интересов в студенческие годы— история, философия, литература искусство, языки. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь».

Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему — лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. Айхенвальд считал, что о Лейбнице и Данте Валерий Яковлевич выразился «элементарно и бледно». Интересны брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает абсолютно иной Валерий Брюсов.

Руки вдоль тела – не Брюсов. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.

Поэт, прозаик, драматург, критик, литературовед (теория стихосложения исследования о творчестве Пушкина – более 80 публикаций), переводчик, литературный и общественный деятель. Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». По Брюсову, революция была неминуема.

Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). Стихи 1903–1905гг» (М., 1906), «Все напевы» (М., 1909), «Зеркало теней» (М., 1912), «Стихи Нелли. Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)52. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало».

Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. Великодержавное настроение времён Русско-Японской войны 1904—1905 (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы» (описывающий жизнь Древнего Рима) 1 и — в особенности — «Огненный ангел».

За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. За границу я попал впервые в 1897 г. Поездка моя ограничилась Германией: я побывал в Берлине, в Кельне, в Ахене, в Бонне и еще нескольких прирейнских городах. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. В Берлине я впервые увидел подлинные полотна Боттичелли (петербургское Поклонение волхвов я еще не умел ценить). Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник не указан 99 дней его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина».

Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием). В этом было даже что-то ребяческое. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. После организации издательства Скорпион, которое стало выпускать новую литературу (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала Весы (1904 – 1909), ставшего рупором русского символизма.

Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». Форма головы – конус, посадка чуть кверху, взирание и вызов, неизменное свысока. В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник не указан 99 дней.

В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Прямота и честность были основными чертами его существа. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русской общества), Алексея Толстого.

К началу 1890-х годов наступила пора увлеченности Брюсова произведениями французских символистов – Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках. Так есть».

Они Её слышат. После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. М., 1903), «Etefauoz.

Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 года. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)49. Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга.

Символизм в России был признан существующим. Это потому, что они были неделями счастья. Одновременно с третьим выпуском Русских символистов Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов Chefs d"oeuvre (Шедевры, 1895). Приятную особенность итальянских городов составляет изобилие статуй.

Стихотворные сборники «Chefs doeuvre» («Шедевры». Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь».

В Urbi et orbi в стихотворениях Работа и В ответ (цикл Вступления) Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом. Осенью 1890 поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы). », 1903)39.

Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», – вспоминал Брюсов) но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, вот таким образом среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюль Верна и Майн Рида и научные статьи – словом «всё, что попадалось под руку». бойких фельетонистов». Книга Tertia Vigilia (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годов. Волевой, наполеоновский, естественнейший — сосредоточенной воли жест.

Повесть IV века» (1911–1912), «Юпитер поверженный» (опубликован в 1934) повести «Обручение Даши» (1913), «Рея Сильвия» (1914), «Моцарт» (1915) сборник рассказов «Ночи и дни» (М., 1913) пьесы «Путник» (1911), «Протесилай умерший» (1913), «Диктатор» (1921). Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». / Я хочу изведать тайны, / Жизни мудрой и простой, / Все пути необычайны. При этом ученый не встречал понимания со стороны общественности. Похоронен мэтр русского символизма на столичном Новодевичьем кладбище.

Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтов, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Это трехчастная антология, составленная из переводов (поэзии П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка, А. Э. По, Лорана Тальяда) и подражаний. В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей.

Топорная внешность, топором, а не резцом, но крепко, но метко. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник не указан 99 дней: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»35) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты.

Я стоял в зале Берлинского музея (то было еще его прежнее помещение, теперь занятое почти исключительно собранием чудовищно-безобразных мула-жей, опозоривающих едва ли не все лучшие создания мировой скульптуры), стоял в пестрой толпе, беспечно глазеющей на белокурую Афродиту, стыдливо потупившую глаза, – и чувствовал себя как бы государем, путешествующим инкогнито и узнанным некоей принцессой. Сборники должны были создать иллюзию существования целого направления символистской поэзии в России. Она замыкала и строгие мысли и девическую застенчивость. Необычность, новизна мысли или образа, оригинальность формы – вот что для Брюсова было необходимостьюЧувствую потребность подчеркнуть еще одно примечательное (и для многих, вероятно, неожиданное) качество Брюсова.

Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн. В Любимцах веков и в подобных циклах из других сборников (Баллады в Urbi et Orbi Правда вечная кумиров в Stephanos Правда вечная кумиров и Приветствия в книге Все НапевыВластительные тени в Зеркале Теней и т. д. ) Брюсов-поэт говорил от лица исторических персонажей, героев древнегреческой и библейской мифологии, обобщенных героев, символизирующих определенную эпоху. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм». Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова— всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины».

Вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало». Невозможность изгиба (невозможность юмора, причуды, imprevu (неожиданность)– всего, что относится к душевной грации). Ум Брюсова не был быстр, но очень остер и подкреплен особой, брюсовской логичностью. Однако для меня было ясно, что Брюсов мог присоединиться к революционному воинству воистину нелицемерно. Бунин.

В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно.