Портрет Екатерины 2 Левицкий

Мать Отечества: 12 символов, зашифрованных в портрете Екатерины Великой

К моменту написания полотна Екатерина находилась у власти 21 год. Действительно, мы можем найти некоторое сходство картин портретистов (см. Екатерина Алексеевна относилась к русскому художнику без особого интереса. Взгляд модели направлен на зрителя сверху вниз. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы.

Подлинным вдохновением дышит незаконченный холст. Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754).

Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку. Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735-1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783). Насмену старинным образам виконостасы помещали «благолепные» иконы нового письма.

Парадному портрету 
Екатерины в Ульяновском 
областном художественном

Парадному портрету Екатерины в Ульяновском областном художественном музее – 230 лет

Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом. Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях. Орел с оливковой ветвью воспринимался как символ просвященной, сильной и мирной России. Но портрет Екатерины стал настолько популярным (ныне он в собрании Русского музея), что Левицкий написал несколько его повторений, одно из этих полотен хранится в Третьяковской галерее. Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II.

П. А. рисунок 1а), который особенно нравился императрице. У ног Екатерины – книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию. Светлый хитон жрицы символизирует чистоту ее помыслов и дел лавровый венок и морской пейзаж с кораблями – военные победы и успехи на ниве дипломатии маки, сжигаемые на алтаре Фемиды, – неусыпное попечение о правосудии, а орел с перунами придает величественному образу черты сходства с Юпитером. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных.

Сочинение портрет 
Екатерины 2 Левицкий

Сочинение портрет Екатерины 2 Левицкий

А на рисунке Валентина Серова (1865-1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Любопытно, что на стенах зала, где разворачивается торжество, Якоби «развесил» картины екатерининского времени, в том числе аллегорические портреты императрицы кисти Торелли (в образе Минервы) и Левицкого (в образе жрицы богини Правосудия), хотя ни того, ни другого портрета в 1765 году еще не существовало. Родилась в немецком городе Штетине. Иносказания превратили изображение царственной особы в программу идеального правления. Павел Васильевич Кукольник (1795-1884) – историк, профессор Виленского университета ироничный, остроумный, неутомимый спорщик, он был блестяще образован, не чужд литературы.

Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833-1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же -в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина).

Екатерина 2 законодатетельница 
 (парадный)

Екатерина 2 законодатетельница (парадный)

Пурпурный цвет вВизантии был знаком императорского достоинства, вот таким образом виконе он означает величайшую власть. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Русь оказалась ввынужденной изоляции, многие иконописные центры пришли вразорение. Екатерина II Алексеевна (1733 – 1811)- императрица Всероссийская в 1762 – 96 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская (1729 – 1796).

Андрея Первозванного, а также красную ленту и крест ордена св.

Фото, рисунки и 
портреты Екатерины 
 Великой

Фото, рисунки и портреты Екатерины Великой

Одновременно на государыне можно увидеть царскую мантию, цепь ордена св. Среди них «Девочка в русском костюме», написанная в 1844 году восемнадцатилетним учеником Московского училища живописи и ваяния. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Виконописном каноне сохранены «античные» основы иконы: тело человека иземной мир остаются узнаваемыми, часто присутствуют следы портретности воблике святых, складки их одежд своим пластическим великолепием иногда напоминают лучшие античные скульптуры. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина).

Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. Екатерина II (урожденная принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) (1729–1796) происходила из обедневшего немецкого княжеского рода. Классическая теория искусства невысоко ценит портрет.

Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. То есть сюжет картины «Екатерина II – законодательница» не является воплощением фантазии одного только художника. Теперь же Микешин создал памятник самой Екатерине, но композиционное решение новгородского монумента, которое оказалось чрезвычайно удачным использовал и здесь. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено.

Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». При этом целый ряд его произведений вводил русское искусство в контекст передовых умственных движений эпохи.

Именно изНовгорода происходит большинство уникальных больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» идр. ). Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839). Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец. Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных.

Становление русской 
живописи: портрет 
века

Становление русской живописи: портрет века

Кукольника». Замысел картины принадлежал художнику, поэту и переводчику Николаю Львову. Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. Член Совета Академии художеств (с 1808). Автор многочисленных портретов современников. Рокотова (см.

Чаще всего шло обращение именно к греческой и римской мифологии. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722 – 1782). Но портрет Екатерины стал настолько популярным (ныне он в собрании Русского музея), что Левицкий написал несколько его повторений, одно из этих полотен хранится в Третьяковской галерее. Золотые нити-лучи (ассист) покрывают крылья ангелов, ризу Богоматери иБожественного Младенца.

Описание картины 
Дмитрия Левицкого 
«Портрет Екатерины

Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Екатерины 2»

Но роскошь. Владимира 1-й степени. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) и Владимир Боровиковский (1757-1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни.

Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный. При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. Портретный класс в Академии был основан в 1767 году.

Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Фигура Екатерины освещена пламенем свечей, а выражение ее лица, холодное и даже надменное, – она как бы ухмыляется своей сдержанной улыбкой – демонстрирует ее безусловное превосходство над ситуацией, что не очень-то располагает зрителя к героине картины. Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна.

Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения). Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок. Их разыскивали вудаленных старообрядческих скитах, среди заброшенных вещей наколокольнях, всараях среди мусора После реставрации они становились частью личных коллекций, попадали вмузеи.

Именно вот таким образом оно не могло развиваться свободно. Эти правила носят название «иконописный канон». Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. В первые годы правления придерживалась политики просвещённого абсолютизма, но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773 – 1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим.

В портретах художники достигли значительного совершенства. А Дмитрий Левицкий в 1783 году создал портрет императрицы как политическую декларацию. Низкий горизонт как бы возвышает, возвеличивает фигуру. Наконец, романтизм и эпоха 1812 года позволят – наверное, впервые в русском искусстве – родиться образу внутренне свободного человека. Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета.

Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей.

Именно вот таким образом картину можно назвать шедевром русской живописи. Новое произведение Левицкого стоит особняком в его творчестве. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия – Фемиды. В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Юлий Юльевич Клевер – известный русский художник-пейзажист.

Он носит характер некоего наказа императрице, в котором отразились прогрессивные представления дворянской интеллигенции об идеальной монархической власти. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург) Художник-портретист.

Их оснащали минами, которые укреплялись на длинных шестах. 1770-е – начало 1780-х гг. В живописи второй половины XVIII века академические стандарты сковывали самобытность художников, навязывая им определённые стандарты. Наконец, та же Анна Розина де Гаек написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-па-жом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Более неестественное изображение и представить себе сложно.

Пример ее удачного художественного воплощения является работа Д. Г. Левицкого «Екатерины- Законодательницы». Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Он не мог не понравиться Екатерине Алексеевне испытывавшей слабость к тонкой лести. Это создается именно благодаря пространственному решению. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург)Художник-портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1770).

Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. У ног Екатерины – книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию.

Умело использован почти квадратный формат холста, на котором удачно скомпонованы две фигуры. Первые иконы– священные изображения надосках– появились вВизантии вVIвеке. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х.

Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Портреты Екатерины Великой писали неоднократно. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия – Фемиды. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов.

Образ Екатерины II в портрете Левицкого является примером одического восхваления: монархиня наделена «благородной простотой», к которой стремились классицисты просветительского направления. выше). 1780-х). Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер.

Например, Екатерина II сравнивала себя то с мудрой Минервой, то со справедливой Фемидой. Тысячи репродукций с его многочисленных картин расходились по всей стране. Прежде русский портретист, подобно ренессансному подмастерью, учился ремеслу в мастерской практикующего художника или брал уроки у заезжей знаменитости.

«Золотой век» екатерининской 
эпохи

«Золотой век» екатерининской эпохи

Обе эти работы не понравились стареющей монархине.

От сословного стандарта, зафиксированного в довольно ограниченном репертуаре поз и выражений лица, портрет идет к выстраиванию более тонких отношений между внешностью и внутренним миром персонажа. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. – период расцвета творчества Левицкого.

Лик Екатерины 2: 
традиции изображения

Лик Екатерины 2: традиции изображения

Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Родился в Киеве. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста).

Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Таким образом, портрет принял на себя функции повествовательного исторического полотна, которое оформляет волнующие общество идеи и становится событием для относительно широкой аудитории.

Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Таким образом картина относится к жанру аллегорического портрета. Портрет относится к разряду аллегорических картин.

Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В картине отразились представления дворянской интеллигенции об идеальном монархе.

Например, регалиями ордена Святого Владимира, которым награждали за служение обществу. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику.

Писал иконы для московских церквей. Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. Тем не менее в истории мирового изобразительного искусства существуют интересные работы.

«Портрет Екатерины II — Законодательницы» с полным основанием может быть отнесен к разряду аллегорических картин. Впурпурном плаще всегда изображается Богоматерь.

Екатерина II Алексеевна (1733 – 1811)- императрица Всероссийская в 1762 – 96 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская. Показано, что портрет Левицкого отличается от многих ему подобных. Пословам Трубецкого, главное виконе– «радость победы Богочеловека надзверочеловеком».

Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину. Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Композиция картины в целом имеет не меньшее значение. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей.

Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. Екатерина не позировала Левицкому, это подтверждают камер-фурьерские журналы. В картине отразились представления дворянской интеллигенции об идеальном монархе.

Высшее достижение 
в области парадного 
портрета

Высшее достижение в области парадного портрета

Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Во-вторых, картина не обладает динамичностью, что свойственно портретам. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия – Фемиды.

Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем. Цель экскурсии – дать представление о живописном портрете, о его содержании и художественных средствах. Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. Портрет Екатерины II 1783 года открывал серию изображений кавалеров этого ордена.

  1. Описание картины «Портрет Екатерины »
  2. Екатерина Великая как жена художника Левицкого
  3. ИССЛЕДОВАНИЕ АЛЛЕГОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
  4. Екатерина – законодательница в храме Богини Правосудия
  5. Русский музей Дополненная реальность
  6. Портреты Екатерины и ее приближенных

Фемида, слова на жертвеннике «для общего блага»красноречиво и ярко свидетельствуют об этом. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Знаем мы только, что пребывает там Бог слюдьми ислужба их лучше, чем вовсех странах». На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца.

Картина написана по следам событий русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Она позировала преимущественно иностранным мастерам.

  • История создания Портрета Екатерины
  • Характеристика «Портрета Екатерины – законодательницы»
  • Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Екатерины »
  • Екатерина — законодательница в храме богини правосудия
  • Коллекция Государственного Русского музея

Это была эпоха столетия ее царствования. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Голубыми изеленоватыми тонами окрашиваются небесные сферы, где живут ангелы.

Картина «Лодки на берегу Финского залива» поступила в Художественный музей в 1918 году из собрания известного в Симбирске коллекционера, предводителя симбирского дворянства В. Н. Впервые века существования иконописи наРуси национальная школа еще небыла ярко выражена. Учился у А. П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см. Действительно, первое определение, которое хочется дать картине – это величественная.

  • Екатерина – законодательница в храме богини Правосудия
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Русская живопись половины века
  • Фигура великой императрицы: путь к правлению

Российский филолог и специалист по истории русского языка Виктор Маркович Живов считал, что культура просвещения в России – это мифологическое действо государственной власти. В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757). Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета.

Заказчиком данного портрета был канцлер А. А. Безбородко. Левицкого. Он должен был занять центральное место в интерьере здания Думы (совета) ордена. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства.

Но европеизация изобразительных форм началась раньше. Предпосылками для него стало формирование еще в Екатерининскую эпоху уникальной по качеству коллекции Эрмитажа, а также длительные поездки за рубеж успешно окончивших Академию молодых художников. С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться.

  1. Федор Степанович Рокотов: жизненный путь
  2. Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл

Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа. Вела победоносные войны с Турцией (1768 – 1774 1787 – 1792) и Швецией (1788 – 1790). Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо. Античные символы сочетаются на картине с реальными наградами Российской империи. Художник создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея.

Все это совпало сподъемом русской религиозной философии вначале ХХ века. Пейзажному фону в картине отведена небольшая роль. Левицкого. Учился у А. П. История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица».

Описание картины 
«Портрет Екатерины 
»

Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление. с 1762 – 96 годах – российская императрица Екатерина II. Которая является ярким воплощением юридической тематики.

21 августа 1745 г. Екатерина была обвенчана с великим князем Петром. Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность.

Лучшее, что дошло до нас от искусства XVIII века – это портреты и пейзажи. Престиж России в Европе многократно вырос. А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. Эти аллегории возводили её имперское начало к самому Августу. Имя художника было необычайно популярно среди собирателей русской живописи.

Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Екатерина изображена в храме Фемиды — богини Правосудия. Живопись его блестяща и торжественна в звучном, аккордном сопоставлении белого и красного. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Львов.

Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Прежде всего, в сословном обществе он – привилегия, маркер и одновременно гарант статуса модели.

На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Автор материалов – Наталья Дмитриевна СоколоваОбщие замечанияМузейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства». Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684-1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782).

Новгород иПсков избежали завоевания. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины).

По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. В 1783 году он и заказал художнику для своего петербургского дома парадное изображение государыни, в дальнейшем известное под названием «Портрет Екатерины II — Законодательницы». На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году.

Более неестественное изображение и представить себе сложно. Логическим центром портрета становится лицо князя. Он должен был занять центральное место в интерьере здания Думы (совета) ордена. Она одета в строгое белое платье с мантией, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь) и святого Владимира 1-й степени (лента и крест).

Писал иконы для московских церквей. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) -1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Эти не столь значительные изменения в композиции и цвете существенно меняют тот лирико-эмоциональный образ, который был найден Боровиковским в предшествующее десятилетие.

Редкий по глубине психологической характеристики живописный портрет П. В. Поливанова. Белая атласная одежда императрицы сродни античным одеяниям, обтекающим фигуру пышными ниспадающими складками. Таким образом, во имя и во славу государства и ее подданных императрица сознательно отказывается от собственного покоя и отдыха и полностью посвящает себяслужению народу и стране. Но Левицкий, будучи ярким, талантливым и точным портретистом, отображая образ «идеального монарха» очень метко показал свою и общественную веру в возможность этой идеи. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало.

Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита.

Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играёт одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831-1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Екатерина выросла в небогатой семье и получила посредственное воспитание. Русские иконы стали частью сокровищницы мирового искусства совсем недавно, около 100лет назад. Получила домашнее воспитание и образование в лютеранских традициях. Иконописные краски невсегда соответствуют краскам «видимого мира». Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. Существует мнение (например, Е. М. Кукина), что Левицкий опирался на портрет известного художника Ф. С.

У ног Екатерины – книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию. В картине отразились представления дворянской интеллигенции об идеальном монархе. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Екатерина-Законодательница – это портрет-идея.

Среди современников его пейзажи пользовались исключительно широкой известностью. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета. Однако сама традиция, сохраняемая словесностью в течение столетий, задавала способ восприятия портрета и напоминала о том, что он принадлежит не только миру искусства, но напрямую связан с проблемой человеческого существования. 16 июня 1877 года небольшое суденышко с несерьезным названием «Шутка» под командованием лейтенанта Николая Скрыдлова средь бела дня атаковало вражеский пароход, направлявшийся к российским понтонным переправам.

Другое дело, что далеко не всем она шла. Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия. Екатерина выросла в небогатой семье и получила посредственное воспитание. Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения.

Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729-1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716-1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. Он был наделен даром создавать полнокровные и благородные образы, способностью к завораживающе точной передаче разнообразных фактур – тканей, камня, металла, человеческого тела. Опираясь на группу гвардейских офицеров, Екатерина свергла мужа с престола. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу.

Портрет Екатерины II 1783 года открывал серию изображений кавалеров этого ордена. Просвещенным философом изобразил ее Федор Рокотов изящной красавицей – Стефано Торелли, благодушной дамой – Владимир Боровиковский. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В Ульяновском художественном музее хранится 12 произведений Худякова. Пословам летописца именно восторг послов киевского князя Владимира отвеличавой радости православного богослужения вглавном византийском храме Софии Константинопольской сыграл решающую роль ввыборе им православной веры. Своего рода «квинтэссенцией» классицизма является портрет Екатерины II в образе законодательницы – идеальный образ «просвещенной государыни», «первой гражданки Отечества», решенный в сугубо аллегорическом ключе. В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»).

С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. Эта вторая волна аллегорических изображений императрицы во многом была инициирована Николаем Львовым – архитектором, поэтом, музыкантом, рисовальщиком и гравером, а также другом Левицкого. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Зато предметы быта: одежда, гитара, ноты — занимают почти половину живописной поверхности.

Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы». Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). В первые годы правления придерживалась политики просвещённого абсолютизма, но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим.

С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого». Сэтого времени вРоссии начался бум собирательства икон. Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли.

Отчасти сюжет картины перекликается с «Наказом» Екатерины, в котором, следуя идеям французских философов императрица утверждала принципы равенства всех людей перед законом и выступала за свободу торговли. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой.

Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы.

Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. Львов.

Поток света охватывает высокий, прекрасно вылепленный лоб. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774 1787-1792) и Швецией (1788-1790). Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица». Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787).

Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса. Это была эпоха столетия ее царствования. В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер.

По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Родилась в немецком городе Штетине. Екатерина II (Великая 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.

Во времена античности Мак являлся символом покоя и безмятежности. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Когда его карьера в Академии художеств не задалась, он в 1766 – 1767 годах переехал в Москву и родовитая знать старой столицы составила обширную клиентуру художника. Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749). Не портретное содержание Екатерины II – Законодательницы сближает полотно с исторической картиной периода классицизма, прославлявшей гражданские доблести своих героев.

Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712-1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. Оно отличается, прежде всего, надуманностью литературного замысла.

В работе проанализирован яркий пример аллегорического портрета XVIII века – картина Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия». На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707 – 1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем.

Екатерина II (Великая 1729 – 1796) – урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. От темного фона предшественников Рокотов уходит к фону неопределенному, подобному дымке, не столько приближающему фигуру к зрителю, сколько впитывающему ее. Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным.

преобразованиями, оно было и неспокойным, требующим особой, выверенной и уравновешенной гражданской позиции от правителей огромной страны. В представленном парадном портрете художник выразил все надежны и чаянияпрогрессивного общества того времени: это своеобразный его «наказ» императрице, всето, чего от нее искренне и вдохновенно ждали интеллигентные и образованные людиконца восемнадцатого века. Его автор Михаил Микешин (1835-1896) уже один раз изобразил великую императрицу- на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком.

Все детали, вместе с маковыми цветами, сжигаемыми на жертвеннике, - аллегория образа справедливой, приносящий свой покой в жертву общественному служению правительницы. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер. Портрет наполнен пышной репрезентативностью и официозной торжественностью. Если сравнивать это произведение с другими аллегорическими портретами (например, портрет Стефано Торелли (см рисунок 2), то он отличается по многим параметрам: краски на картине Левицкого более яркие и насыщенные, в то время как у других цвета более блёклые у Левицкого Екатерина является единственным и главным действующим лицом, у Торелли же она является центральным, но не единственным персонажем у первого Екатерина не теряет своего человеческого облика, когда как на другом портрете она больше похожа на богиню, чем на себя. Очень редко виконах встречается черный цвет– символ ада исмерти. Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее.