Портрет Екатерины Рокотов

Безусловно, портрет Екатерины II, созданный Федором Рокотовым, – одна из самых лучших работ в галерее ярких и интересных образов царицы. В 1763 г. Ф. Рокотов был приглашён в Москву для написания коронационного портрета Екатерины II. Коронационный портрет Екатерины II явился высшим достижением Федора Степановича Рокотова в области парадного портрета.

Екатерина говорила, что портрет кисти Рокотова — «из самых похожих».

Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи

Возможно, у художника слабело зрение. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста). Шувалову, основателю и первому куратору Московского Университета (ныне МГУ), а также Академии художеств и Эрмитажа.

А годом ранее, в 1873 году, в Петербурге перед Александринским театром был открыт памятник Екатерине II. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна.

Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа. Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Ни семьи, ни детей, только портреты, где взгляд притягивают лица, а не кружева и шелка. Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы».

Федор Рокотов происходил, скорее всего из крепостных, но выслужил дворянство по военному ведомству. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. Источник света помещен сбоку. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном.

Но об этом чуть ниже. Из Преображенского полка он вышел в отставку прапорщиком и навсегда осел в своей вотчине. Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749).

Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса.

10 неизвестных: 
история России в 
портретах Федора

10 неизвестных: история России в портретах Федора Рокотова

На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. 1780-е – нач. 1790-х – новый период творчества художника. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787).

Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. А на рисунке Валентина Серова (1865-1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту.

Портретный класс в Академии был основан в 1767 году. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712-1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. На портрете мы видим Софью Августу Фредерику Анхальт-Цербстскую в 11-летнем возрасте, но уже этот детский образ ясно показывает черты характера будущей российской государыни. Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку.

Этот портрет, бесспорно, одна из самых больших удач в галерее официальных образов государыни. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Фигура Екатерины освещена пламенем свечей, а выражение ее лица, холодное и даже надменное, – она как бы ухмыляется своей сдержанной улыбкой – демонстрирует ее безусловное превосходство над ситуацией, что не очень-то располагает зрителя к героине картины. 2017Федор Рокотов. Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения).

Становление русской 
живописи: портрет 
века

Становление русской живописи: портрет века

Женские портреты, как правило, овальной формы. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте.

Императрица шествует, опираясь на трость, в сопровождении любимой левретки Земиры, сдержанно улыбается, что вызывает симпатию, возникающую во многом и благодаря окружающей ее прелестной неофициальной обстановке. Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину.

Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица». Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление. С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого».

Его автор Михаил Микешин (1835-1896) уже один раз изобразил великую императрицу- на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности. На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя.

«Золотой век» екатерининской 
эпохи

«Золотой век» екатерининской эпохи

Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Женские портреты, как правило, овальной формы.

Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Целый ряд композиций носил подчеркнуто аллегорический характер, на других императрица показана почти в домашней, непринужденной обстановке – и все вместе они составили внушительную галерею образов, ярких и чрезвычайно интересных. И вот зал 4.

Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) -1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Живописное начало преобладает над рисунком. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели.

Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Екатерина II даже хвалилась перед иностранцами книгами, отпечатанными в типографии Струйского. В Рузаевке он построил дом-дворец, проект которого приписывается Растрелли имел большую библиотеку русских и французских книг, картинную галерею. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни.

Высшее достижение 
в области парадного 
портрета

Высшее достижение в области парадного портрета

Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь.

Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) и Владимир Боровиковский (1757-1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.

Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции.

Струйский был одной из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. На картине присутствуютвсе императорские регалии, обычный для парадных портретов. У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет.

Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Ломоносова к И. И.

При этом известно, что работал он не очень быстро. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Духовный мир ее богат и сложен. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность.

Парадные портреты 
петербургского периода

Парадные портреты петербургского периода

Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722 – 1782). В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Так начинал формироваться исторический портрет Екатерины 2, основными чертами которого стали волевой стержень, мужество, тщеславие, гордыня и хитрость.

Когда его карьера в Академии художеств не задалась, он в 1766 – 1767 годах переехал в Москву и родовитая знать старой столицы составила обширную клиентуру художника. Вернувшийся из Нидерландов Андрей Матвеев около 1729 года создал свой портрет с молодой женой. В подавляющем большинстве случаев героями портретов становились представители высших общественных слоев. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно.

«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. Она была счастлива в браке, стала гостеприимной хозяйкой в усадьбе Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии.

Екатерина II восседает на троне со скипетром в протянутой руке, мягкие черты лица делают ее профиль одухотворенным, а сама принятая ею поза скорее легкая, нежели тяжеловесная, – благодаря всему этому и создается ощущение некоего порыва, обращенности вперед, не вполне ожидаемое от парадного портрета. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца. Этот портрет, бесспорно, одна из самых больших удач в галерее официальных образов государыни. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь.

А лучшим и самым известным портретом И. И. Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Так, в 1760 году Рокотов по словесному приказанию И. И.

Золотой век екатерининской 
эпохи

Золотой век екатерининской эпохи

Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей. В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. «Портрет Екатерины II».

Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться. Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях.

  1. Описание картины «Портрет Екатерины »
  2. Портрет Екатерины (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов
  3. То, что время пощадило, то, что память сберегла
  4. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  5. Портреты женщин века художника Рокотова
  6. Федор Рокотов — Третьяковская галерея
  7. Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)

Рокотова от его современников. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763). юность проходит быстро. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость.

выше). Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839). Портрет неизвестной в розовом платье – один из лучших примеров этого периода творчества художника.

А годом ранее, в 1873 году, в Петербурге перед Александринским театром был открыт памятник Екатерине II. Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения.

  • Рокотов, Федор Степанович – Портрет Екатерины (2)
  • Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
  • Портреты Екатерины и ее приближенных
  • Сочинение-описание картины Рокотова «Портрет Екатерины 2»
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833-1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.

Теперь же Микешин создал памятник самой Екатерине, но композиционное решение новгородского монумента, которое оказалось чрезвычайно удачным использовал и здесь. Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус. Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага».

Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707 – 1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же -в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Наконец, та же Анна Розина де Гаек написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-па-жом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер.

  • Рядом расположены достопримечательности
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Фигура великой императрицы: путь к правлению
  • Лик Екатерины 2: традиции изображения

Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. О последних двадцати годах его жизни известно мало.

Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Пушкина» изображающая момент вручения императрицей письма Маше Мироновой о помиловании Петра Гринева.

  1. Федор Степанович Рокотов: жизненный путь
  2. Портретная галерея Фёдора Рокотова
  3. Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
  4. Портреты последнего периода жизни
  5. Отправить запрос на изготовление копии
  6. Видео: Екатерина Алексеевна Великая

Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины).

Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер. Жил в Москве на Пречистенской улице. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.

  1. Видео: Владимир Боровиковский "Портрет ребенка с яблоками"
  2. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  3. Мы все слышали эти слова: «Терпи, ты же христианка»
  4. Праздник для (не)механического человека
  5. Лучшие подарки – не в подарочной обертке
  6. «Поиск себя — это нормально»: ответ 36-летней незамужней
  7. «Я не обиженный, я счастливый»: история отца-одиночки

Работа исполнена в серебристой гамме, градации цвета подчеркивают белизну и свежесть лица, выделяющегося на темном фоне. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играёт одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831-1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки.

Для написания портрета императрица позировала Рокотову в Петергофе. Его происхождение не совсем выяснено. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Канцлер Гавриил Головкин – идеальный образ меритократической монархии Петра: выхваченную светом вытянутую пирамиду фигуры венчает овальное лицо в обрамлении парика. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Мать 18 детей, она пережила многих из них.

  • 3 самых вредных продукта, от которых стоит отказаться
  • Аллергия и бесплодие глазами психолога
  • Опасные родинки: 3 правила для предупреждения меланомы
  • Врут, ноют им все должны: психиатр о невыносимых людях
  • Субботнее путешествие: Северное Тушино от подлодки до Винни-Пуха
  • Лето в Альпах: отпуск, который невозможно испортить
  • В Эстонии: море, сосны и пирог с ревенем

На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Он печатал собственные произведения в своем имении Рузаевка, где создал первоклассную типографию.

Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Торжественности портрету придает стандартный парадный фон – колонна и драпировки.

Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757). Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Её образ – словно воздушный полунамек.

Его моделями становятся представители старой московской знати. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. С конца 1760-х гг.

  • На Мадейре: луковый суп, волны с перехлестом и никаких смартфонов
  • Отпуск в Италии: как сэкономить в поездке
  • Тоскана: место, где хочется стать лучше
  • Светлана Перотти: «Разрешаю себе быть разной мамой»
  • Добрая и веселый: два артиста в одном доме

Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». Это тоже XVIII век. Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный.

Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели. Именно Ф. С. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных.

  1. Дарья Ермакова: как многодетная мама создала успешный бизнес
  2. Олеся Лихунова: «Секрет семейного счастья прост»
  3. Рената Шакирова: «Русский балет — не просто техника, это танец души»
  4. «Директор я на работе, а дома я просто жена и мама»
  5. Тутта Ларсен: «Если мужчина зарабатывает меньше женщины, он не перестает от этого быть мужчиной»
  6. Галина Климова: «Гуманитарной сфере нужна бригада реаниматоров»

Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии.

Несмотря на, казалось бы, невысокий статус жанра из девяти окончивших Академию учеников первого приема пятеро выпустились как портретисты и лишь двое специализировались на исторической живописи. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета.

  • Что почитать с детьми на каникулах
  • Анна Каренина: грамматика нелюбви
  • Лучшие детские книги жанра нон-фикшн
  • Не покупать книги: миссия невыполнима
  • 4 идеи для рождественского застолья
  • Худший совет психолога по поводу ожиданий в браке

Различные по манере и духу, оба живописца заставляют увидеть в своих портретах не только изображения конкретных людей, но и ощутить живопись как таковую, которая воздействует мазком, фактурой, колоритом – вне зависимости от сюжета. формируется классический «рокотовский» стиль. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России.

Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Гениальный крепостной, ставший академиком. На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец.

Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). От сословного стандарта, зафиксированного в довольно ограниченном репертуаре поз и выражений лица, портрет идет к выстраиванию более тонких отношений между внешностью и внутренним миром персонажа.

Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия.

Более неестественное изображение и представить себе сложно. Облик государыни здесь скорее близок к тем, что мы видим на портретах Лампи, но существенно облагорожен. Но это Рокотов. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент.

  • Дмитрий Емец: «Моя жена не идеальная хозяйка, но это неважно»
  • Если парень нагрубил, дальше будет хуже
  • Многоразовые подгузники: они возвращаются
  • Папа делал «утютю» и считал долг отца исполненным
  • Счастливая мама несчастливого ребенка
  • Беременна вторым: 5 вещей, на которые я стала смотреть иначе
  • 3 книги о травле, которые должен прочесть каждый родитель подростка
  • Сочинения по картинам 5-9 класс

Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте.

Рокотова было много заказов от знатных особ. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. Вот таким образом у Ф. С. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке».

Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».

В этих портретах Аргунова тело персонажа сковано пространством, развернуто вдоль плоскости холста, а ткани и украшения выписаны с такой детализацией, что заставляют вспоминать парсуну с ее декоративностью и особым, поверхностным видением человеческого тела. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок. Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества.

Более неестественное изображение и представить себе сложно. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Растрелли. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека.

Описание картины 
«Портрет Екатерины 
»

Другое дело, что далеко не всем она шла. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Земная судьба А. П. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами.

Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735-1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783). По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов».

Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. Более того, портрет Боровиковского Екатерине не понравился и дворцовым ведомством куплен не был. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Впервые имя Рокотова упоминается в 1757 году в письме М. В.

По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто.

Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага.

Кстати, это же правило подтвердилось и при создании портрета кисти Боровиковского, прославившегося благодаря «Капитанской дочке». Ему этого и не дали сделать. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15.

В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма. На губах едва заметная полуулыбка. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684-1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Художественные ценности из дома Струйских будут вывезены, проданы и перепроданы.

Будь подобен ему. » Так, дворянский портрет в течение столетий представляет не только вельможу-деятеля, но и человека, которому присуща изящная непринужденность, то есть свойство, которое издавна служило телесным выражением благородства и воспитания, а следовательно, принадлежности к элите. Екатерина на них выглядит статичной куклой, как правило, с отстраненным выражением лица: ее черты не слишком привлекательны, а улыбка скорее натянута. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9.

Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»). Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Это была эпоха столетия ее царствования.

В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо.

Владимира и располагаться в царскосельской Софии, таким образом входя в идеологический аппарат Греческого проекта Екатерины. По его протекции Ф. С.

Светлый хитон жрицы символизирует чистоту ее помыслов и дел лавровый венок и морской пейзаж с кораблями – военные победы и успехи на ниве дипломатии маки, сжигаемые на алтаре Фемиды, – неусыпное попечение о правосудии, а орел с перунами придает величественному образу черты сходства с Юпитером. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Такой вариант ее репрезентации вряд ли соответствовал уже сложившейся официальной традиции живописного изображения царицы и его наличие в галерее образов государыни показательно. При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем.

Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы. Композиция полотна строится вокруг профильного поворота фигуры, сидящей в кресле. В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения.

Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754). Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. Но она была человеком своего времени. При этом художник остается верен натуре.

Любопытно, что на стенах зала, где разворачивается торжество, Якоби «развесил» картины екатерининского времени, в том числе аллегорические портреты императрицы кисти Торелли (в образе Минервы) и Левицкого (в образе жрицы богини Правосудия), хотя ни того, ни другого портрета в 1765 году еще не существовало. Н. Е. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент.

Таким образом, портрет принял на себя функции повествовательного исторического полотна, которое оформляет волнующие общество идеи и становится событием для относительно широкой аудитории. Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729-1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716-1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг.

Шувалова был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см. Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица».

В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Но европеизация изобразительных форм началась раньше.

Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. Судьба Струйской была не очень удачной. Потом он жил в Ревеле. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства.

Это была эпоха столетия ее царствования. От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности.

«Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает». В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет.