Портрет Герцога Лермы Рубенс

В Портрете Герцога Лерма 1603 года Рубенс использует Портреты Карла V Тициана, внося в свою живопись динамичность.

Описание картины «Конный портрет герцога Лерма»

Произведения же Рубенса понравились ему настолько, что он решил заказать ему свой портрет. В 1620–30-е годы Ф. Халс создал целую галерею выразительных образов своих современников: теплом и нежностью проникнут «Портрет молодой матери с ребенком» (1620, Государственные музеи, Берлин), светлыми тонами отмечен портрет «Смеющийся кавалер» (1624, собрание Уоллес, Лондон), оригинальностью и живостью — «Портрет молодого человека с черепом в руке» (ок. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.

1658) была выдана замуж за герцога Сегорбе, который унаследовал титул герцога Лермы. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Она чувствует силу своего очарования, повергающего к ее ногам и слуг и властителей. Луки, что давало ему звание свободного художника.

Луки. Уже в ранних портретах художника перед зрителем предстают образы простых людей: развлекающая девочку добродушная нянька («Кормилица с ребенком», ок. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Вероятно, что это произведение Рубенса (1577 – 1640), которое ранее было неизвестно искусствоведам.

  1. Лерма, Франсиско Гомес де Сандоваль
  2. Описание картины Питера Рубенса «Герцог Лерма»
  3. РУБЕНС – ТАЙНЫЙ ШПИОН ИСПАНСКОГО КОРОЛЕВСКОГО ДВОРА
  4. Читать онлайн Рубенс автора Авермат Роже – – Страница 18
  5. 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс

Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города». Его приветливый характер, прекрасные манеры, любовь к роскоши, «гуманистические» притязания — все это форма самозащиты.

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его и особенно Тициану сБрейгелем. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Михаила, где Изабеллу Брант погребли рядом с матерью художника, Марией Пейпелинкс.

Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

На более позднем портрете тот же коммерсант (начало 1640-х, Картинная галерея, Брюссель) выглядит совершенно по-другому. Спустя год была создана еще одна картина, рассказывающая о счастье немолодого художника, — «Прогулка» («Рубенс и Елена Фоурмен в саду», 1631, Старая пинакотека, Мюнхен), сочетающая элементы портрета и жанровой сцены. Вероятно, что это произведение Рубенса (1577 – 1640), которое ранее было неизвестно искусствоведам. Ее он писал и на многочисленных портретах. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку.

Внимание зрителя приковывает надменное и капризное лицо королевы и ее холеные руки. Он выехал за границу на заре своей деятельности. Работы Рубенса этих лет интересны не как подготовка к чему-то дальнейшему, совершеннейшему, а таят в себе самих немалую художественную ценность. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят». Он сидит на стуле, небрежно закинув ногу на ногу и сгибая руками тугой хлыст.

Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. В течение долгих лет дощечка, прибитая к разрушенному дому Рубенса на улице Ваппер, беззастенчиво утверждала, будто художник родился в Антверпене и только после того, как, воздав запоздалую дань рубенсовской легенде, антверпенцы построили новехонький «дом Рубенса», ложная надпись исчезла. Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Бельгийские историки искусства и критики Пьер Женар, Бартелеми Дюмортье, Ф. -И.

Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Перед смертью (1621) король его не помиловал, а его преемник Филипп IV, на которого влиял его собственный фаворит граф-герцог де Оливарес, велел посадить Лерму под домашний арест и взыскать с него миллион дукатов. «Жимолостная беседка» представляет полного собственного достоинства и уверенности в себе молодого человека. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу. 1627, Национальная галерея, Лондон).

  1. Сочинение-описание картины Рубенса «Герцог Лерма»
  2. Передачи и шоу / Гармония классики
  3. Творчество Питера Пауля Рубенса
  4. Словари и энциклопедии на Академике

В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Теперь ему тридцать три года. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В творческом наследии Рубенса множество портретных работ.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. В 1610-е гг. Ему посоветовали сесть на корабль в Ливорно.

На самом деле Рубенс всю свою жизнь носил маску. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Трудности с определением автора привели к виртуальной «заморозке» продажи, теперь она запрещена к вывозу из Англии официальным решением властей. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Пошли в ход первые вымыслы, в изобилии посыпались недостоверные подробности.

  1. Сочинения по картинам 5-9 класс

Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. С тех пор, как на престол взошел ФилиппIII, подлинным государем Испании стал Лерма. Лерма умер в 1625г. В любом труде можно прочитать, как безмерна была скорбь художника.

Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Однако он озабочен. Неизвестно. Все это в целом рисует малоприятную личность с посредственными талантами, в лучшем случае «властолюбивого эгоцентрика», как окрестил его Р. Авермат. При этом Рубенс постоянно растет: способности его отшлифовываются, кругозор расширяется. Вскоре его назначили придворным художником испанского короля Карла V. Монарх присвоил Рубенсу титул графа и пожизненную пенсию. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Так же скрупулезно Рубенс показывает красивое платье своей жены.

Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574 – 1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Фламандский художник коллекционировал полотна знаменитых живописцев, в его коллекции хранились портреты кисти Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Яна ван Эйка, Гольбейна, Луки Лейденского. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Его забрасывают заказами, к нему стекаются ученики. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608).

Лерма, Франсиско 
Гомес де Сандоваль

1620, музей в Далеме, Берлин) продающий селедку старик («Портрет Питера ван дер Морсха»), сидящая в кабаке красотка, которая пытается привлечь внимание приглянувшегося ей молодого человека («Веселое общество», 1616–1620, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Изображая представителей знатных итальянских фамилий, Рубенс располагал модели на нейтральном фоне или показывал их перед драпировками из тканей («Портрет А. Спинолы», музей герцога Антона-Ульриха, Брауншвейг «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606–1607, Национальная галерея, Вашингтон). Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Заступничество папы спасло бывшего фаворита от дальнейших репрессий (его главный конфидент и агент Родриго Кальдерон был казнён вскоре после смерти короля). Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.

В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса». Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Таким образом Рубенс-человек как бы спускается с вымышленного пьедестала, на который он был возведен многочисленными биографами, чтобы стать вровень с рядовыми людьми — своими братьями. 1658) была выдана замуж за герцога Сегорбе, который унаследовал титул герцога Лермы. Красивого, полного сил и энергии юношу видят зрители на «Автопортрете с мантуанскими друзьями». В этом портрете пока еще нет того чувства душевной близости, которая ощущается в «Жимолостной беседке». Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV.

Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности». 1620–1621, собрание Альбертина, Вена этюд головы девочки (Клара Серена Рубенс), собрание князя Лихтенштейна, Вадуц портрет Изабеллы Брандт, ок. Произведения Рубенса более красноречивы. Рубенс был и сам доволен и писал о картине как о лучшей своей работе. Это погрудный портрет девушки. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти.

Его дочь Марианна де Сандоваль (ум. Наиболее ярко талант Ф. Халса как художника-портретиста раскрылся в 1650–1660-х годах. О себе он упоминает лишь для того, чтобы сообщить, что лихорадка у него прошла.

Иезуиты этим преследовали совершенно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Губерта, Диану на охоте и подобное. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна.

Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина». Эта же комната служила и личным кабинетом. Здесь нет места фантастическим толкованиям или произвольному обращению с текстами. Откуда они это взяли. Мысли Рубенса заняты только политикой, он глубоко взволнован происходящими событиями.

Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». С этой целью были устроены две торжественные церемонии. Его дочь Марианна де Сандоваль (ум. 1623–1625 «Евангелист Лука», ок.

1626, галерея Уффици, Флоренция). В эти годы портретное искусство Ф. Халса приобретает более глубокое содержание. Церемониал определяет все стороны королевской жизни — и частную и общественную. 1626–1628).

В противном случае пусть ему лучше позволят вернуться в Мантую. В посмертной описи его картин перечислено свыше тридцати произведений этого жанра. Впрочем, он и с пером в руке продолжает защищаться. 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Николас Рубенс с коралловыми бусами», ок. Произведения Рубенса более красноречивы.

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками».

Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV. Главным действующим лицом его произведений стал человек. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.

Вскоре Рубенс принялся за конный портрет герцога Лермы. Иногда на заднем плане художник помещал колонны или другие архитектурные сооружения. В течение долгих лет дощечка, прибитая к разрушенному дому Рубенса на улице Ваппер, беззастенчиво утверждала, будто художник родился в Антверпене и только после того, как, воздав запоздалую дань рубенсовской легенде, антверпенцы построили новехонький «дом Рубенса», ложная надпись исчезла.

Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. В 1600 году по совету Венуса Рубенс отправился в Италию.

Трудности с определением автора привели к виртуальной «заморозке» продажи, теперь она запрещена к вывозу из Англии официальным решением властей. Более показательны последующие письма, которые Рубенс каждую неделю адресовал все тому же корреспонденту. Рассказывают, будто один итальянский дворянин, которому король посоветовал обратиться к первому министру, ответил: «Если бы я мог получить аудиенцию у герцога, я бы не пришел к Вашему Величеству». На ее цветущем лице светятся счастьем голубые глаза.

В 1598 он был принят в гильдию св. Новое единство церкви, провозглашенное Тридентским собором, находит таким образом свое эстетическое выражение. В них начисто отсутствует мистика.

Далее, работая с натуры, он подчинял реальные зримые формы канону, запечатлённому в памяти. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. До нас дошло довольно много писем Рубенса, относящихся именно к этому периоду. Большой нос, двойной подбородок, маленькие глазки — все это создает не слишком приятное впечатление.

В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом. С тех пор, как существуют художники, писать портрет всегда считалось честью. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Печальная улыбка и умные грустные глаза свидетельствуют об усталости и разочаровании.

Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Его отец, вначале радовавшийся его необыкновенной покорности, потом был ею напуган. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг.

По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить». Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.

В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма. С помощью различных атрибутов Рубенс старался подчеркнуть социальное происхождение модели. Это очень характерный пример. Брак был заключён с большой поспешностью. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской.

Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. Чтобы немного сократить расходы, муниципалитет продал некоторые полотна брюссельскому двору. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Он использует их умение, но сознательно опрокидывает все их художественные представления играючи вовлекая их в вакханалию своего воображения.

Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма.

Я счастлив, что могу представить Рубенса русским читателям. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. 1611, Институт искусств, Детройт), антверпенского бургомистра Николаса Рококса (1613–1615, Музей искусств, Антверпен), с которым его связывали дружеские узы, государственного секретаря Каспара Гевартса (Музей искусств, Антверпен), Людовика Нуньеса (ок. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр». Кажется, что в этот портрет мастер вложил всю свою страсть и свой восторг. У этого 2-го герцога Лерма сыновей не было. Рассказывают, будто один итальянский дворянин, которому король посоветовал обратиться к первому министру, ответил: «Если бы я мог получить аудиенцию у герцога, я бы не пришел к Вашему Величеству».

Король — мягкий набожный человек, но он абсолютно лишен энергии. в руках модели — инструменты для измерения. А ведь через него потом уже много лет спустя начнётся род португальских королей. Само собой, он согласен писать портреты, но только для того, чтобы «приступить к более крупным работам».

Это «Портрет мужчины 26 лет» (собрание Д. Лински, Нью-Йорк). О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.

Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса совершенно новым содержанием. Произведения же Рубенса понравились ему настолько, что он решил заказать ему свой портрет. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.

Он достиг вершины своего могущества. Художник исполнил портрет своего старшего брата, гуманиста Филиппа Рубенса (ок. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах.

После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Герцог Лерма был фаворитом и первым министром короля Филиппа III. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. По возвращении короля подарки были вручены тем, кому они предназначались.

Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Художник стремится отразить в своих картинах сложную психологическую характеристику модели. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.

Из него нельзя сделать решительно никаких выводов. Мысли Рубенса заняты только политикой, он глубоко взволнован происходящими событиями. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.

Было установлено, что мастерская Рубенса, где работали десятки молодых художников иные из которых, как Йорданс и Ван Дейк, в дальнейшем стали знаменитыми, представляла своего рода фабричный цех, в котором по беглым эскизам хозяина изготовлялись картины, причем один художник рисовал пейзажи, другой — населял их людьми, третий — добавлял животных и т. д., а сам «маэстро» в заключение проходился кистью по лицам, ставил свою подпись и получал деньги Отсюда, — утверждали критики, — и пресловутая «плодовитость» Рубенса. Он выехал за границу на заре своей деятельности. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста».

По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. До нас дошло довольно много писем Рубенса, относящихся именно к этому периоду. С тех пор, как на престол взошел ФилиппIII, подлинным государем Испании стал Лерма.

Здесь Питер Пауэл начал учиться живописи у Т. Верхахта и А. ван Ноорта. На соболезнования Дюпюи Рубенс ответил письмом, горячо восхваляющим покойную. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс») происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.

Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Вся композиция будущей картины представлена в полном объеме.

В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Спустя некоторое время герцог наконец разрешает Рубенсу выполнить оригинальную работу. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Под его влиянием церемониал приобрел необычайное значение при испанском дворе. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале.

Петер Пауль пускается на всевозможные ухищрения, чтобы его отправили в Рим. И к тому же — все на одно лицо. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля». С тех пор (и до настоящего времени) титул герцога Лерма принадлежит старшему из их потомков— главе рода Мединасели.

У них есть свои церкви и даже свое кладбище — Кампосанто деи Тедески е Фьяминги. Достигнув богатства, почета, получив дворянский титул, он бывает в обществе королей, принцев и министров. Откуда они это взяли.

Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Церемонии захлестывают храмы, занимают все большее место в общественной жизни. Цена миллион фунтов пока не привлекает будущих покупателей. К счастью, он полностью освободился от влияния романистов. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.

Он заранее возражает против нее. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).

Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный». Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником». Художник уделяет большое внимание одежде моделей. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.

Полагают, что на картине изображен архитектор или географ, т. к. Для министра это великолепное средство привлечь к себе испанских грандов играя на их слабой струнке — тщеславии.

М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Герцог — холодный, умный, не лишенный кокетства человек. В 1598 году Рубенс завершил обучение и был принят в антверпенскую гильдию Св. Заступничество папы спасло бывшего фаворита от дальнейших репрессий (его главный конфидент и агент Родриго Кальдерон был казнён вскоре после смерти короля).

В этих представлениях духовное переплетается со светским. На последнем автопортрете, написанном за год до смерти (1639, Музей истории искусств, Вена) зритель видит немолодого, усталого человека, глядящего на мир грустно и немного презрительно. Проницательные исследователи измеряли масштабы его влияния. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.

Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». На самом деле герцог был когда-то весьма видной фигурой в Испании.

В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Она стала настоящей музой художника. Первому министру Испании сорок восемь лет. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца). В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.

В списке названы также и копии, сделанные Рубенсом с портретов других мастеров (в частности, Тициана). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.

Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства. Молодая женщина, одетая в роскошное платье, сидит в кресле.

Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Цена миллион фунтов пока не привлекает будущих покупателей.

Увеличилось и количество заказов («Евангелист Матфей», ок. Итальянский период имел большое значение для творческого развития Рубенса. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Так, с портрета преуспевающего купца Виллема Хейтхейзена, написанного в начале 1630-х годов (галерея Лихтенштейн, Вадуц), на зрителя смотрит всего лишь зажиточный человек в парадном костюме. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Художник может поздравить себя с выдающимся успехом.

Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Естественно, такой Марию Медичи Рубенс не мог показать в своих живописных композициях. В этих представлениях духовное переплетается со светским. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях. Вскоре после бракосочетания появилась картина «Елена Фоурмен в свадебном наряде» (1630–1631, Старая пинакотека, Мюнхен).

Одна из самых известных картин художника — «Вирсавия» (ок. 1623–1625, обе — в Государственном музее западного и восточного искусства, Одесса). Показательными в этом плане являются такие произведения, как «Мужской портрет» (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург) «Портрет мужчины в широкополой шляпе» (ок. Это свидетельствует о том, что Рубенс тщательно изучал портретное творчество своих предшественников, добиваясь совершенства в собственных работах. Из него нельзя сделать решительно никаких выводов.

Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.

В пышных золотых волосах Елены — белый цветок. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Популярность художника возрастала с каждым днем.

Некоторые исследователи творчества Рубенса связывают его знаменитый шедевр — «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (середина 1620-х, Эрмитаж Санкт-Петербург)— с именем дочери художника, Клары Серены. Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен.

Это предположение по-прежнему остается в разряде гипотез, так как, кроме некоторого внешнего сходства, других доказательств того, что на «Портрете камеристки инфанты Изабеллы» изображена именно дочь Рубенса, в настоящее время нет. Неудивительно, что все его творения отмечены живописными штампами: женщины — рыхлые блондинки (копии его первой и второй жены), мужчины — красавцы спортивного типа с чрезмерно развитой мускулатурой даже Христос на кресте выглядит настоящим атлетом. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. За ее спиной — синее небо, балюстрада с колоннами и тяжелая портьера из бордового бархата. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).

Рубенс заботился о своих авторских правах. Он пробыл в этой стране восемь лет. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Этот брак был не менее удачным, чем первый. 1660, Картинная галерея, Кассель) и два групповых портрета регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме (1664, музей Франца Халса, Харлем). Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались.

До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. В ту пору он постоянно переписывался с Пьером Дюпюи. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску.

Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну».

К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Справедливости ради заметим, что в «критике» Рубенса мы собрали воедино материалы из разных работ XIX-XX веков. Здесь нет места фантастическим толкованиям или произвольному обращению с текстами. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.

У этого 2-го герцога Лерма сыновей не было. Неутомимый художник Рубенс принимал участие и в политической жизни своего времени, но хоть он и любил играть роль дипломата, эта игра меркнет перед величием его творческого гения. На двух более поздних автопортретах (1615–1618, галерея Уффици, Флоренция 1622–1623, королевское собрание, Виндзорский замок) перед нами — человек зрелый и опытный известный художник и дипломат. 1635, Картинная галерея, Дрезден). О Рубенсе много писали.

Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. До той поры эту честь оспаривали друг у друга Кёльн и Антверпен. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др.

Ему помогают одаренные сотрудники — каждый большой мастер в своей области искусства. Гуманисты любили выставлять напоказ безмятежность духа, достойную стоиков. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. В 1607 г. Сопровождает герцога Мантуанского в Геную, где тщательно изучает архитектуру генуэзских дворцов, результатом чего явилась позднее изданная большая двухтомная работа «Дворцы Генуи». Может быть их привлекает жизнь человека преуспевшего.

За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). «Рубенс в своей общественной и частной жизни всегда был таким же, как в яркий полдень своего творчества — ясным, блестящим искрящимся умом, полным радости жизни, горделивой грации и величия», — так начинает Фромантен свой панегирик. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины.

В 1607 году государство объявило себя банкротом, в 1609—1611 годах из Испании были изгнаны мориски (крещёные мавры) это решение, продиктованное религиозными и политическими опасениями, лишило государство значительной части доходов и практически разорило город Валенсию. Некоторые авторы даже утверждают, что он на время удалился в аббатство св. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Но тем больше у нас оснований его любить. Среди его друзей были и ученые иезуиты, также изображенные на портретах («Францисканский монах», Старая пинакотека, Мюнхен).

В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом.

Его творчество изучали и увлеченно и трезво и с энтузиазмом. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Лицо человека на «Портрете мужчины с перчаткой в руке» (1640-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург) выражает некоторую надменность, в его глазах и улыбке угадываются лукавство и хитрость. Его приветливый характер, прекрасные манеры, любовь к роскоши, «гуманистические» притязания — все это форма самозащиты. В любом труде можно прочитать, как безмерна была скорбь художника. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Петеру Паулю не удалось даже сделать безмолвный реверанс.

Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Полная сил, юная и прекрасная, Елена появлялась в его античных и библейских композициях.

Питер Пауль Рубенс «Герцог Лерма» (1603). О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».

Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло».

Влияние Лермы на короля так велико, что при дворе считают, что тут замешано колдовство. Затем он перешел в мастерскую О. Вениуса. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Пока английское правительство заблокировало до марта месяца продажу полотна Женский Портрет в надежде, что им заинтересуются Музеи и приобретут его.

Петер Пауль присутствовал на них, но ему не удалось сыграть ту роль, на какую он рассчитывал, зная, что герцог Мантуанский приказал синьору Иберти представить Рубенса королю. Это чуть холодноватое, немного торжественное письмо написано вполне в «гуманистическом» духе. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины.

Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).