Портрет Камеристки Инфанты Изабеллы Питер Пауль Рубенс
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
И Рубенс писал эти портреты. Композиционные решения Рубенса всегда отличаются разнообразием, а богатство красок и жестов на его картинах всегда впечатляют. Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Павел (вкрасном) напорист, решителен иуверен всебе, аПетр, напротив, — сомневающийся иколеблющийся Считается, что вобразе Павла Эль Греко запечатлел самого себя.
Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец». Художник, поражающий в своих полотнах открытостью светлого восприятия жизни. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Картина была передана вЭрмитаж измосковского собрания Государственного музея нового западного искусства в1948году. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. Неизвестно, когда ипри каких обстоятельствах картина была создана.
Идентичность моделей на венском этюде и на эрмитажном портрете не оставляет сомнений—та же внешность, схожее платье, та же причёска и выбившаяся прядь волос. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Модель облачена в тяжелое платье с жестким корсетом, его раструбы рукавов напоминают металлический рыцарский доспех. Другой подобной картины нидо, нипосле художник неписал.
Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки. Указывая на то, что Рубенс вновь и вновь возвращался к этому образу историки делали вывод о связи семейного или личного характера. Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей28. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Но секрет живописи Рубенса был не в этом.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы, Рубенс
Все это я вычитала в аннотации к картине. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Девушка хотя и держится как придворная дама, но, кажется, готова поведать нам о своём сокровенном. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Ещё один набросок рубенсовской школы— девочка, очень похожая на Клару Серену, — хранится в музее Метрополитен.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением отэтой работы написал оперу. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. В 1610-е гг. Одну изсамых известных иузнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766году.
Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Портрет камеристки инфанты Изабеллы Середина 1620-х.
В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
Но исследователи об этом до сих пор спорят. Парис решил похитить Елену. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни.
Картина «Площадь Согласия» была перевезена вРоссию после Второй мировой войны изБерлина — там она хранилась в частном собрании. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Недаром художники XIX века как бы вновь открыли Рубенса. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила.
Многофигурный портрет досих пор хранит всебе немало загадок. Но пока верная подруга художника жива, он запечатлевает ее молодой и привлекательной, с живыми, умными глазами и нежной улыбкой.
Описание картины «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
Рубенс владел оркестром палитры. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества— Бенуа) внаследство ототца. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. «Гомер живописи» – восклицал Э. Делакруа, «Рубенс – это Шекспир в живописи» – писал И. Е. Репин в письме В. В. Стасову. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. В них начисто отсутствует мистика.
- ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
- Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Творчество Питера Пауля Рубенса
- Портрет Людовика, короля Франции
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. Полотно Рембрандта стало вдохновением идля других творческих личностей. Чародей, раскрывший людям волшебный мир красок, радости бытия.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. В1914 году Эрмитаж приобрел унее эту картину.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10.
- Портрет Альберта и Николаса Рубенсов
- Портрет Елены Фоурмент с её старшим сыном Францем
- Портрет Елены Фоурмент с детьми
- Портрет Елены Фоурмент идущей к карете
- Последние комментарии (всего 6)
Она датирована примерно 1616—1618 годами. Дерево, масло. Рубенс не единожды обращался к данному сюжету используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».
Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения. Работа не подписана автором2. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
- Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы». Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия.
В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. В1870 году этот подарок обошелся императору в310 тысяч франков.
Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Он постарался передать духовный мир ихарактеры апостолов. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле.
В каждой области им созданы замечательные шедевры. «Камеристка» не нуждается в них. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в1876 году иненазаказ. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью.
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи.
(Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574 – 1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. Портрет этот — единственный в своем роде. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах.
Арежиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» водной иззаключительных сцен «Соляриса». Тайна его творчества проста. Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость».
Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. «КомпозицияVI» была создана в Мюнхене вмае 1913года — за год до начала Первой мировой войны. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (). В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Он знал и умел писать все. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11.
Фигуры людей, античных божеств, животных изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Остановившись перед ним в рубенсовском зале Эрмитажа, уже не замечаешь ни сияния красок, ни колдовского мастерства кисти, ни всего другого, чем отмечено искусство художника и чему мы только что отдавали дань восхищения. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Нуждаясь вденьгах, онпродал всеже полотно графу Лепику идоконца XIX века онем незнали.
Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе сдвумя дочерьми. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. 64x48 Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ееубродячего цирка. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения.
Луки. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин.
Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Рубенс не был великим портретистом.
Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника». mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em) на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Правда, только однажды. Рубенс.
В 1598 он был принят в гильдию св. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца.
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. 1750). Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
После его смерти Елена Фоурмент хотела уничтожить эту работу и многие другие, где Рубенс написал ее обнаженной, но кардинал-инфант Фердинанд уговорил ее через духовника не делать этого. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr). Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его и особенно Тициану сБрейгелем. «Мадонна сМладенцем»— одно изранних произведений Рафаэля, написано пусть инетак же мастерски, как остальные его работы, носбольшим чувством.
Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Слишком скудно. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Картину подарил музею в1911 году Петр Дурново. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Рубенс писал эту картину для себя. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Но что-то дрогнуло во мне. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку.
Динамичная яркая картина написана свободными иразмашистыми мазками. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына.
Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Рубенса интересовало другое. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).
В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
Рубенс, как никто, владел карнацией – искусством писать живое тело. Запечатлен первый ребенок Рубенса – дочка в первом браке с Изабеллой Брант, портрет является фрагментом, основной картины не последовало, ребенок ушел из жизни в возрасте 12 лет.
В этом лице — впервые у Рубенса. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. «Камеристка» не нуждается в них.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств.
Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914.
В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «».
Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Предполагают, что он сам в своих описях назвал ее «Шубка» и завещал своей жене. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Валентин Янин высказал гипотезу о том, что на портрете идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости. Полотно поступило вмузей изГосударственного музея нового западного искусства в1948году. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). ВЭрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Не это ли первый и главный признак шедевра.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр. Второе название происходит пофамилии владельцев картины. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа».
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Как символов Человека, Неба иЗемли. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства.
Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой.
В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Казалось, что мастер подмешивает в свои краски человеческую кровь.
Решил загадку валеров. Работа не подписана автором. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Глубину дарования Рубенса здесь можно сравнить с исполнительским мастерством Веласкеса и Вермеера. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526.
В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать. Рентгенограмма портрета показала авторское изменение формы серёжки1, заметное также невооружённым взглядом. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11.
Но такого Рубенса мы увидим. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Их поразили его живая, трепетная форма, блистательный прозрачный колорит. Вершина творчества последних лет жизни художника – картина «Шубка» из собрания Венского музея.
Поистине Питер Пауль Рубенс шагнул через века. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины.
Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. КОНТИНЕНТЫ. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс.
Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях.
Полотно интересно тем, что, содной стороны, это портрет, асдругой— типичная для импрессионистов жанровая зарисовка изжизни города. После падения Берлина в1945 году шедевр вчисле других «трофейных» произведений был отправлен вСоветский Союз иоказался вЭрмитаже. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Рубенс и себя не раз писал в ней. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Мог работать в одно касание – а-ля прима. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми.
На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Рубенс переживает самую счастливую пору своей жизни, он счастлив так, как только может быть счастлив смертный. Картина написана в поздний период творчества художника — состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
Собственность императрицы сразуже была выставлена вздании Эрмитажа. Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает активно работать в Антверпене. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Оптимизм образов Рубенса во многом выразил характер его эпохи, где много значила уверенность людей в сегодняшнем дне, хотя искусству этого мастера не были чужды и драматические чувства. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии.
Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.