Портрет Композитора Мусоргский

Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге в 1881 г. Там за несколько дней до его смертихудожник И. Репиннаписал единственный прижизненный портрет композитора.

Портреты Мусоргского – этапы жизни великого композитора

Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских7. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребёнка ит. Он вернулся через три года и под влиянием руководителя «Могучей кучки» начал писать музыку с национальным славянским колоритом. Такому решению немало способствовало знакомство с М. А. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение».

Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. В 1858 вышел в отставку. Именно эти признаки придают картине драматичность. Через несколько лет после этого в Европе вышла его книга «Музыка в России» — первое сочинение о русской музыке.

вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа бывших людей, где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Среди его учеников, . Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. В феврале 1881 после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь (там, кстати, И. Е. Репин и написал известный портрет композитора). За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Из стен последней Модест Петрович вышел не только офицером, но и великолепным пианистом.

История всей жизни 
в одном портрете: 
какие тайны композитора

История всей жизни в одном портрете: какие тайны композитора Мусоргского удалось запечатлеть Репину

В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Среди его учеников, . В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору).

Верещагин создавал правдивые картины, посвящённые русско-японской войне, а в «Апофеозе войны» посвятил всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего пирамиду из черепов великий портретист Репин обращался также к пейзажной и исторической живописи. Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. на сцене московского Большого театра. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов.

Только однажды, в 1879 году, ему удалось вырваться в поездку по южным областям Империи с певицей Д. Леоновой в качестве ее аккомпаниатора. Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю и единственным – кроме вокальных циклов – крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874 широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В. А. Гартмана. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Он учился играть на флейте, фортепиано и виолончели.

Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, «эмпирическая» гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова. Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей.

Художник Илья Репин: 
портрет композитора 
Модеста Мусоргского

Художник Илья Репин: портрет композитора Модеста Мусоргского

Платоновой, настоявшей на исполнении произведения в свой бенефис, опера увидела свет рампы 27 января 1874 года. На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897г. Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. На мелкие вещи настроения нет впрочем сочинение маленьких пьес есть отдых при обдумывании крупных созданий.

В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом Могучей кучки. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада. Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Гоголю. Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго.

Творческие портреты 
композиторов МУСОРГСКИЙ 
МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ

Творческие портреты композиторов МУСОРГСКИЙ МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ

Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Живёт у разных друзей, в 1874 — у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле «Песни и пляски смерти»). С 1857 года Мусоргский пишет песни и романсы, большинство из которых – на народные темы.

Великолепен в заглавной роли А. Ф. Премьера первой оперы молодого композитора «Вильям Ратклиф» прошла в 1869 году в Мариинском театре. Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. Эпистолярия Мусоргского была издана в советское время неоднократно, неизменно с купюрами.

Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. О. Мессиан. Смелым экспериментом в области оперы явилась его Женитьба (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена).

  1. Портрет Мусоргского, Репин, 1881
  2. Краткая биография Мусоргского самое главное для детей творчество
  3. «Могучая кучка» русских музыкантов
  4. Илья Репин «Портрет Мусоргского»
  5. Самое интересное в виде мозаики
  6. Биография Мусоргского кратко для детей
  7. Описание картины Репина Портрет Мусоргского
  8. Основные достижения Мусоргского

так-то всё у меня в перекувырку идёт – сущая беспутность. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н. М. «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Автор книги мемуаров Далёкое близкое. В заглавной партии выступил И. А. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли.

Эта роль была отмечена Государственной премией СССР. Бородин первым ввел в романсы сюжеты русского богатырского эпоса. Ситуация складывалась неоднозначной – многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни.

Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Живёт у разных друзей, в 1874 – у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле Песни и пляски смерти).

  1. Важные даты биографии Мусоргского
  2. Интересные факты из жизни Мусоргского
  3. Общееколичествопросмотровстраницы

Но гением русским – с хандрой, нервным истощением и поиском успокоения на дне бутылки. Он был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. О новаторском характере своей музыки М. П.

Портрет Мусоргского, 
Репин, 1881

Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Под руководством матери он рано начал играть на фортепиано. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке»12, усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю.

Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. В. Бессель опубликовал оперу (в клавире). С 1849 постоянно жил в Петербурге.

В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. др. Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских Картинках с выставки, которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. Уже в сочинениях конца 50-х – начала 60-х гг. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова24, силами любительского Музыкально-драматического кружка.

О. Мессиан. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой Хованщина (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой Сорочинская ярмарка (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). Глядя на этот проникновенный портрет, сразу можно догадаться, что Мусоргский нездоров. Мельников, один из выдающихся вокалистов своего времени.

В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. А 28 марта композитор скончался. Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни Детская на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием Песни и пляска смерти (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях. Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца.

Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом «Могучей кучки». Уже в сочинениях конца 50-х – начала 60-х гг.

Борисов. В сюжете оперы отражены события 1682г. В группе происходит раскол.

Специальность Мусоргского— музыка вокальная. «Кавказский пленник» Кюи стал первой русской оперой в Бельгии, за музыку к «Флибустьеру» после парижской премьеры композитора наградили Командорским крестом ордена Почетного легиона Франции. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». Годы, когда появился замысел Бориса Годунова и когда создавалась эта опера, – основополагающие для русской культуры.

В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. 19 века, а в 70-х гг. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора.

Годы, когда появился замысел «Бориса Годунова» и когда создавалась эта опера, — основополагающие для русской культуры. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского – полька Подпрапорщик для фортепьяно. В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом Могучей кучки. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Пионером такой деятельности стал русский источниковед П. А. Ламм, в 1930-х годах издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», а также вокальные и фортепианные сочинения композитора— все в авторской редакции. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году.

Решающее воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д. С. Даргомыжским, М. Д. Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 – 80). В исторических сюжетах искал ответы на современные вопросы и М. Мусоргский. Мусоргского.

Так, он сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу Борис Годунов, поставленную в конце 1896 года. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета.

Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» (на стихи самого Мусоргского искусно стилизовавшего народный пятисложник) и мн. Уволившись из «лесного ведомства» (где с 1872г. За 8 лет репертуарной жизни опера была показана всего лишь 15 раз. А у меня отдыхом становится обдумывание крупных созданий. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование.

В Петербурге, находясь в постоянном денежном затруднении, живет у разных знакомых. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. ) – Светик Савишна, Калистрат, Колыбельная Ерёмушке, Спи, усни, крестьянский сын, Сиротка, Семинарист и др., которые, являясь этюдами к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Что касается музыки, то самым характерным в это время явлением была "Могучая кучка", которая поставила своей целью повысить значение национальной школы используя народные предания для создания романтизированной картины прошлого. Это моя задача.

Музыкальный кружок «Могучая кучка» возник в то время, когда в России наблюдался повышенный интерес ко всему народному в связи с революционным настроением, которое охватило к тому времени умы русской интеллигенции и которое закончилось цареубийством в 1881 г. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русское народное творчество (фольклор)и русское церковное пение, а затем в своих произведениях реализовывали свои изыскания. В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Благодаря поддержке оперной труппы Мариинского театра, в частности, певицы Ю. Ф. имуществ, а после – в Ревизионную комиссию Гос. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю. Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни Детская на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием Песни и пляска смерти (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях. Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке.

В сказочной опере «Садко» композитор описал с помощью музыкальных приемов и фантастический мир и морскую стихию. Окончив школу в 1856 году, Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку (в эти годы познакомился с А. С. Даргомыжским), потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле. Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков.

Своим главным сочинением Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. Что касается музыки, то самым характерным в это время явлением была «Могучая кучка», которая поставила своей целью повысить значение национальной школы используя народные предания для создания романтизированной картины прошлого. Это было необычно для светского музыканта тех лет. Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1874гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются по сути двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии. репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин10 по сообщению Э. Направника (который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента»11. Письма пестрят яркими (иногда с использованием обсценной лексики) стилистическими характеристиками современных музыкантов, критическими замечаниями по поводу музыкальных сочинений разных эпох и стилей.

Новаторское, неакадемичное и во многом революционное произведение композитора шокировало членов капельмейстерского комитета. О. Мессиан. В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868 – 1872) позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875 – 1877.

Его поместили в больницу. 28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Л. Яначек. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Эпистолярия Мусоргского была издана в советское время неоднократно, неизменно с купюрами. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".

19 века, а в 70-х гг. Модест Петрович был гением. С 1849 постоянно жил в Петербурге. В октябре 1870г.

репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин9 по сообщению Э. Направника (который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента»10. (хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии Царь Эдип Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. Богатой колоритностью отмечены песни Калистрат, Колыбельная Еремушки (слова Николая Некрасова), Спи-усни, крестьянский сын (из Воеводы Александра Островского), Гопак (из Гайдамаков Тараса Шевченко), Светик Савишна и Озорник (обе – на слова Мусоргского), Блоха и другие. занимал пост младшего столоначальника), он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. В 1881 году у него случился приступ белой горячки.

С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. А. Герке. При этом в эпистолярии (сохранилось около 270 писем) он проявляет себя как незаурядный и изобретательный литератор (показательны многочисленные неологизмы, в том числе с использованием славянизмов), отлично владеющий риторическими приёмами41. Я попытался разрешить ее в опере». «Борис Годунов» снова увидел свет— в редакции Н. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Вместе с тем, возродился интерес и к «оригинальному» Мусоргскому, появились издания, основанные на тщательном изучении первоисточников.

Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Я попытался разрешить ее в опере». – с такими течениями русской мысли, как народничество и др. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. Смелым экспериментом в области оперы явилась его Женитьба (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена).

Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова25, силами любительского Музыкально-драматического кружка. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи».

Одновременно брал уроки у пианиста Ант. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. Голенищева-Кутузова. Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. В. Бессель опубликовал оперу (в клавире). Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании.

Своим главным сочинением Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. После окончания Морского корпуса начинающий композитор отправился в кругосветное плавание, стал офицером. Письма пестрят яркими (иногда с использованием обсценной лексики) стилистическими характеристиками современных музыкантов, критическими замечаниями по поводу музыкальных сочинений разных эпох и стилей. Стасова в картине сыграл Н. Черкасов, а певицу Платонову – Л. Орлова. Он был дирижером симфонических оркестров и оперных спектаклей.

Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Первые попытки написать оперы остались незавершенными – это и «Саламбо» по Г. Флоберу и «Женитьба» по Н. В. В Петербурге, находясь в постоянном денежном затруднении, живет у разных знакомых. Сын помещика. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи». В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова Без солнца (1874), Песни и пляски смерти (1875-77), а также Детская (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепьянный цикл Картинки с выставки (1874).

Он широко применял типично фольклорные лады, свойственные старинному крестьянскому песенному многоголосию «пустые» аккорды и унисоны его метрически свободный, напевный речитатив тоже имеет источником народную речь и фольклорные повествовательные жанры. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1863-65 работал над оперой Саламбо (по роману Г. Флобера, не окончена). А 28 марта композитор скончался. Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки (Д. Д. Шостаковича, М. Равеля, В. Я. Шебалина, И. Маркевича, Э. В. Денисова и многих др. ) стали вполне репертуарными.

окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского – полька Подпрапорщик для фортепьяно. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, «эмпирическая» гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова.

Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» (на стихи самого Мусоргского искусно стилизовавшего народный пятисложник) и мн. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.

В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Ведь он не думал о смерти. С приходом Мусоргского формируется окончательный состав «Могучей кучки». Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями «Бориса Годунова».

Только в конце ноября 1896г. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю и единственным – кроме вокальных циклов – крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874 широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В. А. Гартмана. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе последние— на слова Мусоргского) и мн. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения.

Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику совершенно исчезает и остаются только образы универсального значения. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). Действительный член Академии художеств с 1903. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. ) – Светик Савишна, Калистрат, Колыбельная Ерёмушке, Спи, усни, крестьянский сын, Сиротка, Семинарист и др., которые, являясь этюдами к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры.

Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. – с такими течениями русской мысли, как народничество и др. Их международному признанию способствовало восхищённое отношение Дебюсси, Равеля, Стравинского, членов так называемой «Шестёрки», а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил оперы в начале XX века в рамках своих «Русских сезонов» (в Париже). Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. В том же году фирма Бессель и К издала её партитуру и клавир.

Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу.

Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). (хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. Среди его учеников, .

В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой Хованщина (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой Сорочинская ярмарка (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра.

Среди его учеников, . Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а вот таким образом на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Критического издания писем Мусоргского нет.

Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. Мусоргский, самый яркий представитель русской «Пятерки» – «Могучей кучки», был среди своих товарищей и самым пламенным патриотом. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. ) – Светик Савишна, Калистрат, Колыбельная Ерёмушке, Спи, усни, крестьянский сын, Сиротка, Семинарист и др., которые, являясь этюдами к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова Без солнца (1874), Песни и пляски смерти (1875-77), а также Детская (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепьянный цикл Картинки с выставки (1874). Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.

Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858 исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859 исполнен в 1861). В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868–1872) позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875–1877. Голенищева-Кутузова. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются, по сути, двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии20.

Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Специальность Мусоргского— музыка вокальная. С 1876 (а по некоторым данным – раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. так удавались портреты творческих людей.

Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. др. А. Герке. МУСОРГСКИЙ, МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ (1839–1881), русский композитор.

Родовым гнездом ему стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет. Ему 17 лет. Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику абсолютно исчезает и остаются только образы универсального значения.

Сочинения Мусоргского оркестровали Э. В. Денисов, Н. С. Корндорф, Е. Ф. Светланов, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин и другие известные композиторы. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Уволившись из «лесного ведомства» (где с 1872г. В настоящее время опера ставится преимущественно в этой редакции.

Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Большое влияние вокально-декламационного стиля Мусоргского испытал Ф. Пуленк27. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Необычен и замысел этого произведения и его масштаб. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А. А. Герке. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.

Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. на сцене московского Большого театра. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Публика неистовствовала и вызывала композитора около 20 раз на поклоны, критика высказалась и сдержанно и негативно. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя.

(хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии Царь Эдип Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». Такому решению немало способствовало знакомство с М. А. Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой – Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами).

Цезарь Кюи начал писать музыку в 14 лет. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада. Проявления «нервной болезни» сочетаются с пристрастием к алкоголю. Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А. С.

За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров. Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь»17 и др. ). К середине 60-х гг. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 – 80). Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь.

Пионером такой деятельности стал русский источниковед П. А. Ламм, в 1930-х годах издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», а также вокальные и фортепианные сочинения композитора— все в авторской редакции. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Специальность Мусоргского— музыка вокальная. Репин. Карамзина. Я попытался разрешить ее в опере».

Л. Яначек. Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П. А. Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года.

Одновременно брал уроки у пианиста Ант. Он проводит несколько лет в имении брата. Балакиревым, обучившим его основам композиции. Родился 9 (21) марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии.

Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867 более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе) сцены из двух опер – «большой» романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863 – 1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). Мусоргский не занимался музыкальной критикой (как Кюи) и музыковедением (как Одоевский). Вместе с тем, возродился интерес и к «оригинальному» Мусоргскому, появились издания, основанные на тщательном изучении первоисточников. Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. В «Могучей кучке» Балакирева считали руководителем.

Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 – в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 – в Лесном департаменте и Государственном контроле). Платоновой, настоявшей на исполнении произведения в свой бенефис, опера увидела свет рампы 27 января 1874 года. Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу. В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы.

Среди его учеников, . Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. В 70-х гг.

В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А. С. Даргомыжского. Модест Петрович больше не служил. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой. По желанию отца он стал военным, но продолжал создавать музыкальные произведения.

Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров. В 1968 в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского. В конце ноября 1896 г. она же была поставлена в Петербурге на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». В 1968 в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского. В частности, Мусоргского обвиняли в том, что он изобразил народ неуправляемой толпой пьяных, угнетенных и отчаявшихся, совершенно глупыми, простыми и ни на что не годными людьми.

Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. К середине 60-х гг. Первые попытки написать оперы остались незавершенными – это и «Саламбо» по Г. Флоберу и «Женитьба» по Н. В. Это моя задача. Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго.

Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). В 1863-65 работал над оперой Саламбо (по роману Г. Флобера, не окончена). Прошедшее в настоящем – вот моя задача, – писал он Стасову. Он работал также аккомпаниатором и преподавателем музыкальной теории на частных певческих курсах своей приятельницы – Дарьи Леоновой. О новаторском характере своей музыки М. П. Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция (которая не ставилась на сцене вплоть до середины XX века), сильно отличавшаяся от господствовавших во времена Мусоргского романтических стереотипов оперного представления.

«Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. В 1863-65 работал над оперой "Саламбо" (по роману Г. Флобера, не окончена). д. ). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.

Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Необычен и замысел этого произведения и его масштаб. Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям.

Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. Среди его учеников, . Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). Леоновой, талантливой певицей и другом композитора.

Из стен последней Модест Петрович вышел не только офицером, но и великолепным пианистом. Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку. В 70-х гг. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор вскоре Мусоргский познакомился с М. А. Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки») и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими).

10 февраля 1871г. Среди его учеников, . (хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии Царь Эдип Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности.

Смелым экспериментом в области оперы явилась его "Женитьба" (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских Картинках с выставки, которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. 10 февраля 1871г. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.

Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина»— на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских "Картинках с выставки", которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании.

Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 – 80). Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой – Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда.

Неужели это он. Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения. В конце ноября 1896 г. она же была поставлена в Петербурге на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Балакиревым, обучившим его основам композиции.

Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик). Однако для художника нет важнее такого объекта, как глаза. Все эти годы он писал музыку. В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. Первое опубликованное произведение – полька «Подпрапорщик» – увидело свет, когда ее автору было всего 13 лет. Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями Бориса Годунова.

В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно. Мусоргский Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор.

В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова Без солнца (1874), Песни и пляски смерти (1875-77), а также Детская (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепьянный цикл Картинки с выставки (1874). Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Великолепен в заглавной роли А. Ф. Ситуация складывалась неоднозначной – многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.

В 1852 издается первое сочинение Мусоргского – полька "Подпрапорщик" для фортепьяно. Но гением русским – с хандрой, нервным истощением и поиском успокоения на дне бутылки. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. В это время творили такие писатели, как Достоевский и Толстой и более молодые, как Чехов, художники-передвижники утверждали приоритет содержания над формой в своём реалистическом искусстве, воплощавшем нищету народа, пьянство священников, жестокость полиции. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С.

Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. Уже в сочинениях конца 50-х – начала 60-х гг. Александр Бородин получал домашнее образование.

По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. Прошедшее в настоящем – вот моя задача, – писал он Стасову. Любовная лирика как таковая привлекала его мало.

В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Решающее воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д. С. Даргомыжским, М. Д. Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. В 1858 вышел в отставку. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович.

Живёт у разных друзей, в 1874 – у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле Песни и пляски смерти). Я попытался разрешить ее в опере». Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 – в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 – в Лесном департаменте и Государственном контроле).

Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А. С. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки8. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.

Он был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком. Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения. Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. С 1849 постоянно жил в Петербурге. Эта роль была отмечена Государственной премией СССР. 19 века, а в 70-х гг. Мусоргский неоднократно упоминал в письмах.

2-я половина 1870-х, время после распада «Могучей кучки», совпала с творческим и личностным кризисом М. П. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. Родовым гнездом ему стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет. Хованскийпользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей».

Мусоргского, появлением нервного расстройства и алкогольной зависимости. Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» и др. ). При этом в эпистолярии (сохранилось около 270 писем) он проявляет себя как незаурядный и изобретательный литератор (показательны многочисленные неологизмы, в том числе с использованием славянизмов), отлично владеющий риторическими приёмами40.

Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874. В. В. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке»11, усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». В 1852 издается первое сочинение Мусоргского – полька Подпрапорщик для фортепьяно.

В 1958году Д. Д. Шостакович выполнил ещё одну редакцию «Хованщины». Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику абсолютно исчезает и остаются только образы универсального значения. Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских «Картинках с выставки», которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста.

Музыка к «Саламбо» полностью войдет в состав единственной законченной композитором оперы – «Бориса Годунова». Формальная причина отказа от постановки «Бориса Годунова» была в отсутствии центральной женской партии. В 1856 возник замысел (не осуществлен) оперы "Ган Исландец" (по В. Гюго). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. К середине 60-х гг. создает образ большой жизненности и впечатляемости. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович. 1872).

Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). Под руководством матери он рано начал играть на фортепиано. Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями Бориса Годунова. В 1858 вышел в отставку. Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику абсолютно исчезает и остаются только образы универсального значения. Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года. Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский. Верещагин создавал правдивые картины, посвящённые русско-японской войне, а в Апофеозе войны посвятил всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего пирамиду из черепов великий портретист Репин обращался также к пейзажной и исторической живописи.

контроля. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору)1819. Решающее воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д. С. Даргомыжским, М. Д. Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору)1718. Это придает портрету особую глубину и драматичность.

За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор вскоре Мусоргский познакомился с М. А. Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки») и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Родился 9 (21) марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии.

"Прошедшее в настоящем – вот моя задача", – писал он Стасову. Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику совершенно исчезает и остаются только образы универсального значения. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно. В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-77), а также "Детская" (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепьянный цикл "Картинки с выставки" (1874). Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ковырянье в этих малоизведанных странах и завоевание их – вот настоящее призвание художника.

Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина»— на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). В 1863-65 работал над оперой Саламбо (по роману Г. Флобера, не окончена). Биографический фильм о гении только один – «Мусоргский» Г. Рошаля, выпущенный в 1950 году. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются, по сути, двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии19.

Их международному признанию способствовало восхищённое отношение Дебюсси, Равеля, Стравинского, членов так называемой «Шестёрки», а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил оперы в начале XX века в рамках своих «Русских сезонов» (в Париже). В 10 лет Бородин написал польку «Hlne», а в 13 — концерт для флейты с фортепиано. 28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные измененения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность».

накладывает их очень легко жидко разведенной краской. 1872). Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858 исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859 исполнен в 1861).

Любовная лирика как таковая привлекала его мало16. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать, как он сам выражался, «музыкусом». Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. ) – "Светик Савишна", "Калистрат", "Колыбельная Ерёмушке", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист" и др., которые, являясь "этюдами" к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Мусоргский Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор. Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи». В 1872г. Мусоргский Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор. Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь.

Любовная лирика как таковая привлекала его мало15. Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка ит. д. ).

Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. А. Герке.

На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897г. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова, силами любительского Музыкально-драматического кружка. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (модализмы, линеарность, нестандартная аккордика, в том числе, квартаккорды), ритмике (сложные, «неквадратные» метры, оригинальные ритмоформулы), форме наконец, в разработке сюжетов, главным образом из русской жизни. 1872). В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения.

Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867 более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе) сцены из двух опер – «большой» романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863–1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). Это было необычно для светского музыканта тех лет. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П. А. Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). Мусоргский работал над народной музыкальной драмой "Хованщина" (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой "Сорочинская ярмарка" (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка.

Мусоргский— ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. В 1856 возник замысел (не осуществлен) оперы Ган Исландец (по В. Гюго). Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами.

Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. в Русской частной опере Мамонтова (на сцене Театра Солодовникова, с участием Ф. И. Шаляпина). Прошедшее в настоящем – вот моя задача, – писал он Стасову.

В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. – с такими течениями русской мысли, как народничество и др. Одновременно брал уроки у пианиста Ант. Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Призвание композитора постоянно побуждало его повышенно чувствительную, мятежную душу стремиться к новому, к открытиям, что приводило к непрерывному чередованию творческих подъёмов и депрессий, с которыми были связаны перерывы в деятельности или её растекание по слишком многим направлениям. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Проявления «нервной болезни» сочетаются с пристрастием к алкоголю.

Всё это сильно замедляло творческий процесс. Карамзина. Сын помещика. В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение».

Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца. Фирма Бессель и К в Санкт-Петербурге выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. В 1935—1937 годах в связи с реконструкцией и перепланировкой так называемого Некрополя мастеров искусств (арх.