Портрет Мамонтовой

После окончания работы Серов подарил портрет Елизавете Мамонтовой, жене хозяина и матери Веры. Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой исполненный в 1882 году, является одним из самых пленительных женских образов в творчестве Ильи Ефимовича Репина.

Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. А теперь сравните портрет Веры с портретом ее двоюродной сестры Прасковьи Мамонтовой. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. Портрет Верочки Мамонтовой написан художником В. М.

Некоторое время Серов противился тому, чтобы картину называли так, какой ее увидел на выставке И. Грабарь, но затем принял этот вариант (сам художник назвал произведение просто – «Портрет Веры Мамонтовой»). За портрет Веры Мамонтовой Серов получил первую в размере 200 рублей.

Список портретов работы Валентина Александровича Серова

Одной из любимейших книг в юности у Саввы были «Детские годы Багрова внука» Сергея Тимофеевича Аксакова. Внучатая племянница Павла Третьякова, состоящая с Мамонтовыми в дальнем родстве, вспоминала об Иване Федоровиче так: «Если бы вы не знали, кто это, то сочли бы, что перед вами английский премьер-министр». Иван Федорович получил записку от анонимного доброжелателя. И так – изо дня в день», – пишет биограф Мамонтова Владислав Бахревский.

Хорош аристократ. Антокольский иронизировал, конечно: имея капиталы, отчего бы не полепить. Контраст ощутимый. Специально для панно Врубеля (1, 2), отвергнутых жюри промышленной выставки в Новгороде, Мамонтов, назло всем критиканам, выстроит отдельный павильон. Человеком, который, потеряв многомиллионное состояние, не потерял себя.

Абрамцево: девочка 
с портрета Серова

Абрамцево: девочка с портрета Серова

Реализм побеждает сухой, хотя и классический, академизм. При венчание Вера Мамонтова была в том самом платье что и на картине Васнецова. В 1917 г. он был выдвинут на свободную в это время митрополичью кафедру, вторым кандидатом был епископ Виленский и Литовский Тихон (Беллавин). Серов берет на себя все хлопоты по облегчению участи своего наставника.

Негодование достигает высшей точки: восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» и как взрыв – первая революция. Такой парадокс. В январе 1932 была арестована.

Абрамцево: девочка 
спортрета Серова

Абрамцево: девочка спортрета Серова

А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон. О знаменитых репинских «Запорожцах» скажет, что они «зачаты под небом Абрамцева». И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован. После революции он на короткое время стал директором Новгородского губернского архива. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Копирует, как и его предшественники, «Нарцисса, влюбленного в свое изображение в источнике».

Таким же природным и непреложным, как воздух Абрамцева. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования.

  • Верочка Мамонтова и картины Васнецова
  • Портрет Мамонтова, Врубель, 1897
  • Региональная общественная организацияЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО в Москве
  • Портрет Людмилы Мамонтовой кисти Серова выставят в Великом Новгороде

Серов увековечил Веру в «Девочке с персиками». Министр юстиции Муравьёв враждовал с министром финансов Витте, с которым сотрудничал Мамонтов и рассчитывал, что после публичного позора «московского Медичи» Витте не сможет сохранить под собою кресло. Интерес Е. Г. Мамонтовой к русской истории выразился в том числе в основании ею кружка по созданию коллекции предметов народного и средневекового искусства (1881 – 1900-е годы). Он увлекался театром, пропадал в опере и даже сам в частной постановке «Грозы» с успехом играл роль Кудряша.

Все начиналось с домашних постановок в доме Мамонтовых. И разорен: всё – и заводы и дома – лихо продали с аукциона. Его облик читается в Алеше Поповиче на васнецовской картине «Три богатыря». А пока – первые уроки сына под руководством требовательного педагога. Серьёзно изучал греческую драму, римскую комедию.

  1. Детское счастье и короткая жизнь Веры Мамонтовой
  2. История одного шедевра: «Девочка с персиками» Серова
  3. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова
  4. «Девочка с персиками» Валентина Серова
  5. Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова
  6. МАМОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА ГРИГОРЬЕВНА

Витте уходит в отставку, уступая место П. А. Столыпину. Он проживёт после ареста еще долгих 18 лет. Манифест от 17 октября 1905 года, разработанный С. Ю. Витте, народ не усмирил. Но Мамонтова это смущало мало: он был уверен, что служит высокому искусству. Дело двигалось к концу. В Баку Савва несколько недель, чтобы не тратиться на кухарку, питался одними сардинами, вникал в обстановку и скоро компаньон предложил ему лично (и в сопровождении телохранителя. ) отправиться в опасную Персию.

А где Илья Ефимович. Иван Федорович рассчитывал, что Савва получит хорошее образование, но сыну и здесь было не до учебы. Что мы видим на данной картине. Но это будут тёмные, «слепые» годы. Задачу поставил более реальную: выбрать наиболее востребованные. Родился Серов в 1865 году в Петербурге, в музыкальной семье.

  1. 12 интересных фактов о «Девочке с персиками»
  2. Серов Валентин Александрович (художник)
  3. Добавить комментарий Отменить ответ
  4. Вера Мамонтова: история жизни Девочки с персиками
  5. Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ

Какой капитал унаследовал 28-летний Савва, доподлинно не известно. Купеческие гены брали своё: торговля быстро начала приносить барыши. Конечно, он мог и просто ссудить денег. От давней болезни почек скончается сын Андрей, одарённый архитектор.

Однако чего только не узнаешь, если сильно захочешь. В 1900 году В. И. Ленин и Г. В. Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания. Вопреки зависти, предательству, неправде и благодаря страсти к делу и любви к Отчизне, чья колыбель в Ялуторовске, маленьком, но морозостойком городке на юге Тюменской области. Но дело жизни отца – железные дороги – стали главным делом сына. Сейчас «худрук», художественный руководитель – штатная должность, но в конце XIXвека Мамонтов изобрёл эту должность для себя сам. Не говоря, разумеется, о деньгах.

  • Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой
  • Посетителей за последние 7 дней
  • Самое интересное в виде мозаики

1. Когда в 1918-м году в возрасте 77-ми лет Великолепного Саввы не станет, Россия не заметит потери: охваченной войной и революцией, ей еще долго будет не до вклада в свою историю и культуру «русского Медичи». Говорили, что это слишком похоже на «любительский спектакль в очень богатом доме». При Мамонтовых традиции продолжились. Обратите внимание не его левую руку, которая упирается в подлокотник.

Верочка Мамонтова 
и картины Васнецова

Или ставить водевиль, где роль томной балерины будет отдана кряжистому Антоше Серову. Недоверчиво отнесся к Частной опере Мамонтова и его давний приятель Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов: «Знаете, это как-то несерьезно». Отец дотянул Северную дорогу от Москвы до Ярославля. Умирает его любимица Веруша – та самая, девочка с персиками.

В то время там затевалось строительство Ярославской железной дороги. В августе 1877 года, во время очередного приезда Серова в Абрамцево, девочка забежала с улицы и, схватив персик, присела за стол. Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой.

Тарабукин Н. М. Он был прекрасно образован, но не стремился к карьере. Отец Иван Федорович (1800-1869 гг. ) недюжинным трудолюбием и природной смекалкой из крестьян выбился в купцы. Друзья-художники нередко выступали в роли актёров – один только Виктор Васнецов отыграл роли от Мороза в «Снегурочке» до Мефистофеля. Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова. В провокациях немедленно обвинили студентов. Но, зная щепетильность друзей, находил для них заказы, подавал идеи, предлагал проекты.

Репрессивная полицейская машина заработала с удвоенной прытью. В то время там затевалось строительство Ярославской железной дороги. Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Создается такое ощущение, что он хочет встать. Хорошие отметки имел только по немецкому и Закону Божию.

Нелишним будет отметить, что перед тем, как стать живописцем, Цорн некоторое время занимался скульптурой. Здесь им были исполнены карандашные портреты многих обитателей этого гостеприимного дома, в том числе и Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1864–1920), (в замужестве Рачинской), племянницы Саввы Ивановича. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования.

Савва Мамонтов же впоследствии находил первых заказчиков для молодого художника. Во времена благостные и драматические. Жена Михаила Муравьёва историка, краеведа, генеалога, археографа, председателя Новгородского общества любителей древности (1908–1914, 1919–1925), первого директора Новгородского губернского архива (1919–1921). Умер Александр Дмитриевич в Костроме и похоронен на Александро-Невском кладбище. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский. Жена Михаила Муравьёва историка, краеведа, генеалога, археографа, председателя Новгородского общества любителей древности (1908–1914, 1919–1925), первого директора Новгородского губернского архива (1919–1921).

Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное». Драматургом и режиссером выступил сам Савва Иванович. В какой-то момент Савва решил, что готов к созданию профессиональной сцены – «Частной оперы», которая, давая обязательных Верди и Доницетти, сможет также популяризировать русское искусство, лучших русских композиторов – Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова. Поленова разрабатывала новые эскизы резной мебели и утвари для мастерской. Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней».

К 1882-му году она соединит Мариуполь и Юзовку (теперешний Донецк) с российскими промышленными центрами. Поленова. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас». Серов останется ему верен, несмотря на последующие увлечения импрессионизмом, модернизмом и авангардом. Однако Серов властно держал «за душу».

Создается такое ощущение, что он хочет встать. 2. Почти нищенствующего и болезненно неуверенного в себе Виктора Васнецова он буквально уговорил писать картины для кабинета правления Донецкой дороги (и в их числе «Трёх царевен подземного царства», символизирующих богатства каменноугольного бассейна), а когда правление откажется их оплатить, картины приобретут Савва с братом Анатолием. В 1869-м году Иван Федорович внезапно скончался от воспаления брюшины. И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны». Савва не раз говорил, что его идеальная мечта – Ренессанс русского искусства.

Проводить пришли лишь близкие люди. В его завещании будет особый пункт: на похоронах не должно быть Шаляпина. А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной. Двери Мамонтовых никогда не запирались. 9 января 1905 года – кровавое воскресенье в Петербурге. Редкое чутьё помогало Мамонтову удачно выбирать товар.

Чем. Контраст ощутимый. Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова. Дети Самариных с дедом С. И. Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова.

Мамонтов не занимался слепой благотворительностью. Все более популярными становятся портреты Огюста Ренуара. Такую атмосферу, которая не то чтобы вдохновляла – после позитивистстких 60-х «вдохновение» вышло из моды, а делала творческие заботы чем-то абсолютно естественным и единственно возможным для человека. Умрёт дочь Верочка. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. У Саввы оказался превосходный бас, он даже собирался дебютировать в миланской опере, готовил партии из «Нормы» и «Лукреции Борджиа», но не успел – внезапная охота жениться помешала.

Я же вскоре сделался чистеньким и аккуратным мальчиком». Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. Как и многие представители купеческого сословия, Мамонтовы происходили из старообрядцев: считалось, сугубая религиозность гарантирует их особую щепетильность и честность в делах. Смысл её был зловещий: «У вас есть сын Савва в университете, уберите его иначе может быть очень плохо». Будто перекрыли кран, откуда с изобилием прежде он получал богатство и успех. «Приезды к нам Саввы Ивановича, – вспоминала дочка художника Поленова Наташа, – не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства».

Мамонтов провел в тюрьме несколько месяцев.

Тарабукин Н. М. Пора, пора уходить. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать.

Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. В Париже. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону».

Девочка. Людмила Анатольевна Мамонтова (1874–1937) — дочь издателя, владельца типографии и книжного магазина в Москве Анатолия Ивановича и Марии Александровны Мамонтовых. Друзья приходили и приезжали без приглашения. Но Иван Федорович просчитался: в Италии Савва взялся за старое. Не меня одну – многих.

Во времена благостные и драматические. Значит, надо ехать к нему. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. В Италии Мамонтовы поначалу проводили не намного меньше времени, чем в России. Растрепанные волосы, румянец во все лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору. Тогда двадцатидвухлетний художник не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы.

И опять-таки с помощью самых талантливых его учеников: В. Серова, К. Коровина, А. Головина, удостоенных еще в 1900 году золотых медалей на Всемирной выставке в Париже. Может, не зря театром увлекался. Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. Розги исправно действовали. Более в Абрамцево А. С. Мамонтова была старая дворянская страсть – псовая охота, уже в советские годы он занимал должность судьи-кинолога во Всесоюзном охотничьем обществе издал уникальный «Словарь псовой охоты».

Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Не видел в этом смысла. Пошлина уплачена на границе Персии, по договору российского императора Александра и великого падишаха Персии несравненного Насреддина. » Иван Федорович тихо торжествовал: Саввушка торгует с приростом, дань на таможнях не платит изображает из себя большого человека. Тогда двадцатидвухлетний художник не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы.

Людмила Анатольевна Мамонтова (1874–1937) — дочь издателя, владельца типографии и книжного магазина в Москве Анатолия Ивановича и Марии Александровны Мамонтовых. А сердечные друзья Абрамцевского дома, где они, как и Серов, учились жить по Мамонтову.

Савва называл их кружок «русским землячеством». 1900-е гг. Наряду с ней – заботами Елизаветы Григорьевны – открылся цех художественной резьбы по дереву, где обучались крестьянские дети из окрестных деревень.

Однако Серов властно держал «за душу». Тогда вся Россия находилась на перепутье: старое отживало, новое властно заявляло о себе. Художник работал с упоением и безжалостно по отношению к себе, если ему не нравилось, как получается, он счищал краску и начинал заново. Не забыл Мамонтов и о театре. Когда люди будут думать только о хлебе насущном, пожалуй, не будет и хлеба».

Когда Савва бывал в ударе, он смешил всех до упаду, до колик и счастливых слёз. Дело прибыльное, да малознакомое. Благодаря Савве был открыт талант Шаляпина. Над Новой оперой насмехались, её критиковали. Савва переживёт многих из тех, кого любил. В Сибири сколотил небольшой капитал и подался в середине 19-го века в Москву. На это государь ответил: «Распоряжение уже сделано: Савва Иванович освобожден от суда до тюрьмы».

Напортрете кисти Цорна Мамонтов поражает силой иэнергией излучаемой всем его обликом. Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». В Абрамцеве Е. Г. Мамонтова много времени посвящала благотворительной деятельности.

Врубель рисовал «Демона» с сына Мамонтова Всеволода. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас». Фон, выполненный в темных тонах преднамеренно оттенён Серовым для того, чтобы подчеркнуть значимость фигуры Мамонтова. В 1900 году Серов пишет портрет Николая II.

Взгляд Саввы Ивановича Мамонтова выражает заинтересованность, страсть к любимому делу, словно в данный момент портретируемый занят не позированием, а внимательным рассмотрением очередной картины, созданной, к примеру, Врубелем. Похоронили его наспех. Со временем Серов приобрел репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что, хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации. Художник знал модель с младенчества. При Мамонтовых традиции продолжились.

Картина заняла свое место в той же комнате, где и была написана. Он привозил гастролировать лучшие голоса из Италии, Швеции. Не к лицу они столь значительной персоне, как председатель железной дороги. Прошло десять лет. Проходит у него школу классического рисунка.

В январе 1904 года объявлена русско-японская война за Маньчжурию и Корею. А декораторами и актерами – художники.

Витте промолчал. Растет недовольство среди нарождающегося пролетариата. И счет картин, о которых справедливо сказанное идет не на десятки – на сотни.

Россия тогда экспортировала туда ткани, стекло, а также серпы, косы, грабли. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное». Кризисные и переломные. Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. В Сибири сколотил небольшой капитал и подался в середине 19-го века в Москву. «Московскому дворику» дебютирующего в пейзаже Поленова Савва предречёт, что он станет любимейшей картиной москвичей.

В газетах об этом не было ни строчки. Художник здесь часто работал. Савве на тот момент было 23. И дать безвозмездно. Савва продолжит её до Вологды, Архангельска, Мурманска.

Дирижером Савва пригласил Рахманинова. А через минуту вскочит и побежит дальше. Картина была заказана художнику правлением Ярославской железной дороги ипредназначалась для здания Ярославского вокзала вМоскве. Всеволод Саввич (1870—1951) надолго пережил братьев.

Не к лицу они столь значительной персоне, как председатель железной дороги. Наблюдая за работой Поленова и Марка Антокольского, Мамонтов и сам увлёкся скульптурой.

Там живет, там работает. Живя в Ялуторовске (в этом северном городке в 1841-м родится Савва), Иван Мамонтов знался со ссыльными декабристами. Возродить все угасающие ремесла он, разумеется, не мог. При этом никогда не жалел денег для искусства.

Придумывал, например, мериться лысинами (как и отец, он облысел рано) с другом, доктором Спиро. Недосказанностью. Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. В 1885 году Савва Иванович поставил-таки театральную Москву на уши премьерой «Аида» в своей Частной опере. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым.

Он любил Италию, неплохо ориентировался в искусстве и, кстати, бывал на могиле Медичи. Но помешала болезнь: понадобилась операция на пояснице. Вера была страшной непоседой. От отвечал в театре за всё: единство замысла, подбор актёров, репетиции, декорации. А отец любил и умел доискиваться.

Начинается оборона крепости «Порт-Артур». Он хотел, чтобы мы догадались: его портреты – не просто портреты. Однако чего только не узнаешь, если сильно захочешь.

Или грантами. Он хотел, чтобы мы догадались: его портреты – не просто портреты. Дальнейшая судьба неизвестна. Серов создал три портрета Людмилы Анатольевны (1881, 1884, 1894). Отец Саввы, Иван Федорович, был потомственный купец.

Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль» : «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н. В. Муравьева, хотевшего также стать всесильным. Интерес к народной культуре побудил Мамонтову и Поленову к созданию серии иллюстрированных книжек – житий святых, сказок («Маша и Ваня», «Война грибов», «Сынко Филипко»). Он много времени проводил в их доме. Но для русской культуры эта купеческая блажь имела грандиозные последствия. Прахова о создании школ кустарного ученичества.

Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Оба – единомышленники в вопросах демократического обновления искусства. Коллекция Мамонтовой послужила образцом для собраний В. Д. Поленова, И. С. Остроухова и др. Самарин, был крупным государственным, общественным и церковным деятелем. Революция прошла мимо него. Веру Серов написал в просторной столовой, одной из анфиладных комнат усадьбы. До 1886 года в работе мастерской принимала участие художница Е. Д.

Даже маленькая Вера подшучивала над ним. Потом Мамонтов потеряет жену, внука и вместе с ними – смысл. Декорации для Новой оперы Мамонтова писали Поленов, Васнецов, Врубель. Уходит из жизни сын Сергей, супруга Елизавета Григорьевна.

И еще увлёкся пением – знаменитый итальянец давал ему уроки. Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). Гибнет крейсер «Варяг». У него обнаружилось нерядовое дарование.

В творческой атмосфере, среди близких по духу людей ему особенно хорошо работалось. Мамонтов «болел» театром страстно. Туда-то – торговать и торговаться с хитрыми персами и направил отец молодого Савву. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево. Вера терпеливо почти каждый день больше месяца позировала художнику. Эти, дескать, не обманут: Господь не велит.

Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). Интересна и необычна и история этих картин. Отец сушил голову, как быть с непутёвым сыном, но тут вмешался случай. Мне нужен не фигляр, а помощник. » «Ты совсем обленился, перестал учиться классическим предметам и предался непозволительным пустым удовольствиям – музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Здесь им были исполнены карандашные портреты многих обитателей этого гостеприимного дома, в том числе и Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1864–1920), (в замужестве Рачинской), племянницы Саввы Ивановича.

Бомонд попался на наживку: валом валил. В то же самое взгляд Мамонтова очень теплый и понимающий. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. Однако стараниями конкурентов Мамонтов за время ареста был почти разорён. И речь не идёт только о портретах.

Савва заработает миллионы. Ведь он следовал рекомендациям самого премьер-министра Витте. Онвкладывал вразвитие культуры огромные средства. Васнецов подарил лицо Андрея Алёше Поповичу из «Богатырей» (а его конь – это гордость мамонтовских конюшен, любимый жеребец Саввы, по имени Лис). И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины».

Увещевания отца до Саввы доходили плохо. Не уступал братьям и Всеволод: он Бирюч в «Снегурочке» постановки 1883 г. Вера играла Снегурочку в Прологе «Снегурочки», поставленной в 1886 г., Александра – Вениамина в «Иосифе» 1887 г., Волшебницу в «Волшебном башмачке»1888 г. и т. д. В 1928 г. по доносу она была арестована ОГПУ, но затем ее освободили по ходатайству К. С. «Утром, то есть от 9 до 12 мы занимаемся, – писала Вера брату Андрею в Киев, – после завтрака до трех мама читает нам Русскую историю, а после трех часто ходим куда-нибудь пешком». Многие полагали: блажь барина.

Еще какое-то время спустя – новое поколение художников: Нестеров, Серов, Коровин, Врубель. 1 ДЕВОЧКА. На ней изображен сидящий в глубоком кресле Савва Мамонтов, подогнувший под себя одну ногу. Хотя многие, как когда-то Саввин покойный отец, считали, что он стремится только «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Никто не мог объяснить: за что. После Серов говорил: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». Мамонтовой.

– «Это серьезнее железных дорог, – отпарировал Савва. После блестящей речи защищавшего Мамонтова знаменитого адвоката Федора Плевако (это, кстати, был принцип Мамонтова – всегда взаимодействовать только с лучшими в своей сфере: врачами, юристами, музыкантами) суд присяжных вынес оправдательный приговор. Целыми днями он объезжал римские древности, разглядывал часовни и соборы. Чуть позже в его доме появятся браться Васнецовы (1, 2). Иван Федорович Мамонтов подумал: мало ли, куда (по идеализму и склонности безоглядно увлекаться) мог вляпаться его Савва.

Он и стал, что называется, пробой пера. И сам писал водевили, комедии, мистерии. Слово «предательство» обретает для него вполне характерные черты. И советует, не мешкая, отдать его в ученики к И. Е. Репину, крупнейшему художнику той поры.

Но главное – Савва вместе со своей большой семьёй (у них с Елизаветой Григорьевной родится пятеро детей – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра, первые буквы их имён составят анаграмму «САВВА») создавал среду. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Еще бы: всегда элегантен, чисто выбрит, подчёркнуто вежлив и в цилиндре. Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы.

Художник знал модель с младенчества. А через минуту вскочит и побежит дальше. Жена отговорила. Художник знал модель с младенчества. Да и умница Антокольский воспринимал Мамонтова-скульптора вполне серьёзно.

Особое внимание уделено душевному состоянию портретируемого. Жила в Ленинграде. Опыт Абрамцева был положен в основу идеи А. В. Сочинял.

В одиночной камере он проводит пять долгих месяцев, не понимая, в чем его вина. Несчастья сыплются на него одно за другим. Подъезжая на лучшем скакуне во главе каравана с грузом к таможенному посту, где уже переминались мытари в ожидании бакшиша (почти неизбежной взятки), Савва приосанивался, сверкал глазами и уверенно гаркал: «Прочь с дороги.

Пел сам Ф. Таманьо – знаменитый итальянский тенор. В основном это были буржуа и аристократы. И прежде чем открыть свою Частную оперу в Газетном переулке, что в Москве, подготовил для нее почву – домашний театр в Абрамцево. Так, не завершив образование, Савва вступил во взрослую жизнь.

На основе собрания, пополнявшегося за счет «экспедиций» и заказов крестьянкам окрестных деревень, Е. Д. Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать.

В январе 1903 г. Вера стала женой Александра Дмитриевича Самарина (1868—1932), предводителя дворянства Богородского уезда Московской губернии. Но неуклонно растущие капиталы Мамонтова грели не только его самого: тому же Антокольскому он очень скоро, вникнув в его плачевные финансы, открыл кредит на 2 тысячи рублей. Он перестает узнавать родных и близких. В России царствуют передвижники: сюжетная живопись, мрачноватые краски. Да и стыдно было оставить начатое отцом дело. Или, живя в Неаполе, ехать смотреть на извержение Везувия (рядом с ними в тот день случился обвал, погибло около 60-ти человек и Савва долго не мог себе простить, что повёз жену «на бомбу»).

До замужества была профессиональной певицей, впоследствии – детской писательницей, журналисткой, предпринимательницей, владелицей магазина «Детское воспитание». А пока Савве был нанят немец-гувернёр, чтобы учил языкам и по необходимости порол.