Портрет Репина Художника
Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников. Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова и многих других великих людей русской культуры.
Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника. За границей он написал ряд портретов: И. С. Тургенева, двух дам — Бове и Франкенштейн, художника А. П. Боголюбова, С. Г. Овденко, «Еврея на молитве», этюд девочки Веруни Репиной и др. В портретах И. С. Панова (1867), Васи Репина, младшего брата художника (1867), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868) и В. А. Шевцовой, невесты Репина (1869), можно проследить, как быстро из года в год росло мастерство художника. На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет – одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.
Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)
художественный музей им. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Зло, непримиримо горят на бледном лице глаза, сжаты губы, рассыпались по плечам волосы. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Затерявшись в толпе посетителей своих выставок, он мог, оставаясь неузнанным, услышать их искренние отзывы.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Написан портрет вдохновенно. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Он идет прямо к матери. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Репин встречал их по средам. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
Это лучше всех ваших академических работ. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Найдите 10 отличий: современники Репина на его портретах и в жизни
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Мне минутами становилось страшно». Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Вегетарианцем стал и сам Репин. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Биография художника Ильи Репина
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Как мог он забыть о ней. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Сходство черт лица и выражение поразительны.
И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Мысль о создании картины на тему русской истории появилась у Репина во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре. В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Казалось, она спит. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Художник Илья Репин/Мужской портрет
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей.
Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
- Илья Ефимович Репин – биография и картины
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Репин Илья Ефимович (1844-1930), часть 1
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
- «Отступничество» в картинах Ильи Репина
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
- «Торжественное заседание Государственного совета»
- Портрет премьер-министра Столыпина
Эта история получила название «бунт 14». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Убийство свершилось.
Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
- «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
- Самое интересное в виде мозаики
- Поездка за границу и жизнь в Москве
- Краткая характеристика творчества
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Комната небогатой интеллигентной семьи. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
При мне он работал не раз то с Еленой Киселёвой, то с Кустодиевым, то с Бродским, то с Паоло Трубецким. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. О картине появилось много статей в периодической печати. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
-— И. Г. ), они много смеялись». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Со дна моря достаньте. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Я согласен с вами — портрет неудачен»». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо.
Вот она вещь в уровень таланту. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Третьяков»109. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160.
Работал весь день, не замечая времени. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В Москву приехала В. С. Серова с сыном. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Репин же считал, что все должны знать в лицо одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи и все же уговорил его на портрет.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Там новые костюмы построены довольно верно. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
В Петербург к Стасову полетели письма: «. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Валентина Семеновна соглашается приходить позировать. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Рисунок уверенный, лепка твердая.
Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Будьте благодетель, пришлите мне костюм для царевны Софьи.
А свеча становилась ниже и тени менялись. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
В его глазах читается печаль, тоска. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Репин не раз предлагал своему другу Павлу Третьякову позировать ему для портрета, но галерист долго не соглашался: он был замкнутым человеком и не хотел, чтобы его узнавали. Л. Н. Толстого». Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Глаза ясные и добрые.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Она была закончена только в 1891 году. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. К тому же и погода благоприятствовала работе. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Репин считал сам эту картину красивой.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Это вы сами.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Не доносчик ли. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Они словно противопоставлены друг другу. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
Имя Репина стало широко известным. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. — Да это превосходно.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. И вот уже перед нами не царь, а отец.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Ведь вот где «натура» для его Софьи, пожалуй самая подходящая. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Рассмотрим "ближний круг".
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. На моих друзей она производила то же впечатление. Достаньте его в гардеробе Мариинского или Александрийского театра. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. К обоим Репин относился сочувственно.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Пятый факт.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Портрет производит яркое и сильное впечатление. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. В его взгляде осуждение и тревога.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной.
У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Мне минутами становилось страшно. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. И Стасов присылал портреты, добывал костюмы и охотно исполнял все поручения друга.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Отец ударил своего сына жезлом в висок. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Публике картина понравилась. Возможно, желание написать подобное произведение появилось, когда художник увидел на Неве нарядных веселых барышень, собравшихся покататься в лодке и одетых в лохмотья утомленных бурлаков, приподнявших грязный канат, чтобы проходившие девушки не испачкали светлые платья. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». За окном летний день.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Он перелистывает альбомы, радуется успехам мальчика, встрече с ним, смотрит на мать.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Судьбы детей Репина сложились по-разному. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". М. Бунакову. Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Много учился на написании портретов близких и друзей. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Берег Волги. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. «Как. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Спустя годы полотно опять было выставлено, но ему крупно не повезло: один из посетителей, психопат Балашов, бросился на картину с ножом и серьезно повредил холст в трех местах.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Но театральные костюмы не подошли. Подробность шекспировского комизма. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился.
Так в мастерской Репина рядом с привезенными из Чугуева начатыми картинами стала новая картина — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Ново-Девичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Так ли это – судить зрителям. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Крамской. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Возвращается в Россию летом 1876 года. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Начались поиски. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Репин, конечно, согласен. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Но он мечтает о большем.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Горестно, недоуменно смотрит на нее молоденькая черница-прислужница.
Евреинов и художник Ю. Анненков. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Первый факт.
Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. "Я родился военным поселянином. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Америка—Франция—Россия. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Этюд получился превосходный. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. И тут помог случай.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Общение с прежними друзьями было только заочным. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Все заняты. — сказал Крамской. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Внимание художника тяготит их.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. я работал завороженный. Стасов присылает ему все, что он просит. Она ушла из жизни в 1931 году55.