Портрет Саскии

Таковыми являются, например, Портрет Саскии-невесты (1633), Саския с жемчужным убором в волосах (1634), Четыре наброска Саскии (1635), Саския в образе святой Екатерины (1638). Портреты Саскии не отличаются полным внешним сходством. Самый ранний портрет Саскии, принадлежащий галерее, написан в 1633 году.

«Автопортрет с Саскией» картина Рембрандта

Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Открытое, светлое лицо Саскии позволяет понять, насколько она любима и какие яркие, вдохновенные мысли и образы она подсказала своему мужу. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.

Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Предполагая, что Рембрандт всегда будет в состоянии содержать Титуса, Саския добавила условие, что в случае повторной женитьбы вдовца её состояние переходит не к Титусу, а к одной из её сестер. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно.

Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой.

Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Романтичная и невинная, легкая, в расцвете своей молодости предстает Саския перед зрителем. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. В Амстердаме продолжается период успеха, признания, богатства, совпадающий со временем личного счастья художника. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.

Если муж художник, 
или 5 самых известных 
портретов жен

Если муж художник или 5 самых известных портретов жен

С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками.

Изнемогает от горя мать Христа, Мария – она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым.

Рембрандт«Автопортрете 
с Саскией»

Рембрандт«Автопортрете с Саскией»

Весть о предательстве словно парализовала нежного юношу с мягким сердцем, любимого ученика Христа, Иоанна. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином — признак достатка. Оно было далеким от классических норм.

Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Здесь Рембрандт разрешает сложнейшую задачу светотеневой организации листа, распределения на нем света и теней, направления и ширины черных штриховых линий и белых фрагментов между ними. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.

На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Лишь маленькая красная маргаритка, которую женщина протягивает зрителю, осталась от предыдущего образа Флоры. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).

В 1630—1640-е гг. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне.

  1. Портрет Саскии ван Эйленбюрх, Рембрандт, 1633
  2. Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
  3. Саския и Рембрандт: мистическая история любви
  4. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)
  5. Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»

Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Большее, что мог предложить художник любимой жене, – портрет. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. А в XIX веке все было несколько иначе. Хендрикье тоже полюбила художника.

Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Он отступал шага на два назад и пытливо всматривался в нее затем открывал тяжелые дверцы резного шкафа, тщательно и придирчиво выбирал из ларца драгоценности, поглотившие значительную часть приданного Саскии, – но ведь все эти сокровища предназначались только для нее. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены.

  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Портрет Саскии ван Эйленбург Рембрандт Хармес ван Рейн
  • АВТОПОРТРЕТ С САСКИЕЙ Рембрандт ван Рейн
  • Рембрандт: Портрет жены художника
  • Эскизы и наброски с изображением Саскии
  • Портрет Саскии в аркадийском костюме

В темнице его волосы отросли. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное упоение всеми благами бытия — вот те чувства, которыми напоена картина.

В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».

Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет. Однако «Голова женщины» – это работа, наполненная нежностью и утонченностью как выражение чувств художника к его второй жене Жаклин Рок.

Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. Уродливая голова скитальца накрыта сверху большой грязной шапкой, щетина на подбородке дергается в такт его невнятно произносимым фразам. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Композиция картины по-шекспировски динамична.

Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято).

  • Литературный портфельчик Искуссницы
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече»
  • Словари и энциклопедии на Академике

Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Да и сборники голландской народной лирики сохранили немало вакхических песен тех лет, прославляющих Бахуса, вино и женшин.

Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц.

Неоднократно менялось и название картины. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.

Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).

Портрет Саскии ван 
Эйленбюрх, Рембрандт, 
1633

С какой радостью, с каким воодушевлением, с каким неистовством ввел Рембрандт Саскию в свой дом на Блюменграхте, где многочисленные ученики заполняли его мастерскую, являясь свидетелями признанного уже мастерства Рембрандта. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4.

В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына». Вместо великолепных, атлетически сложенных, гибких в своих движениях героев Рубенса – нескладные фигурки простых людей, суровых в охватившем их горе.

Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Путь от Саскии-Флоры, написанной в период первой беременности, к этой, познавшей горести и утраты всего за семь прошедших лет, будто бы отражен в символе цветка – единственного, оставшегося от прежнего пышного венка-букета. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.

У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.

Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). Это был самый радостный период в жизни художника, годы постоянного художественного маскарада. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения.

Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Это все термины самого Леонардо. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Подчас исследователи творчества Рембрандта пытаются увидеть черты той или иной знакомой им модели в картинах, для которых позировала не Саския. Однако нежная улыбка все равно свидетельствует о, наконец-то, обретенном счастье материнства.

Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Фон черноват паркет – серый. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. «Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования.

Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см.

Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.

Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Завершая работу над полотном, он все-таки написал и шлем, но поместил его за спиной богини, рядом с копьем и щитом.

В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, Автопортрет в шлеме, Саския в виде Флоры и др. ). Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. Многие считают картину пророческой.

Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Его влекло к военному делу. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится.

В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам.

"Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). В 1630—1640-е гг.

Так как цветы являются символом жизни, отданную маргаритку многие считают тем самым последним годом до преждевременной кончины Саскии, ведь картина была написана в 1641-м. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей.

Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Дела шли все хуже. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Университетское образование в университете Лейдена он быстро променял на обучение живописи у Сваненбюрха, от которого он перешел в мастерскую Питера Ластмана в Амстердаме.

В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Тематика его офортов очень широка. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана).

В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Следует вспомнить, что тема блудного сына появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов.

Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Но в Автопортрете с Саскией (или в Похождениях блудного сына) основная идея – гимн человеческому счастью.

Каждый из этих предметов ограничен кривыми или плоскими поверхностями и, кроме того, находится в разных условиях освещенности: падая на различные поверхности, лучи света осветляют их неравномерно. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской.

На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже восточные одежды натурщиков. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.

Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх». Однако эта гипотеза явно неудачна. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков.

Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Эта фризская девушка тоже прибыла в Амстердам после смерти отца, была так же одинока в городе, как и молодой Рембрандт. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Но их усилия оказались тщетными.

С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Среди тех, что толпятся в глубине, у выхода справа, сразу бросается в глаза ярко освещенный высокий и плотный человек в рабочей одежде и поварском колпаке, широко и нелепо раскинувший руки с растопыренными пальцами, который сейчас упадет навзничь, вглубь пространства офорта. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.

Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Вещие слова сказаны. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.

Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Кажется, что свет "отскакивает" от предметов и фигур, давая отзвуки, как если бы ножом стучать по разным камешкам. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Этот эстамп теперь известен под названием Трех дерев.

также картину в Метрополитен музее). Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5.

Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Рембрандт гордо и радостно смеялся. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.

Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.

Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло).

Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию.

Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков.

Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Авторы американского каталога картин Рембрандта считают, что в процессе работы над картиной из Эрмитажа художник оставил первоначальный замысел и решил изобразить именно богиню Флору. Девять лет отделяют эти портреты друг от друга, а между тем кажется, что они задуманы в один и тот же час и если ничто в первом портрете не напоминает о том робком, прилежном и сухом желтоватом периоде, самым значительным образчиком которого остается "Урок анатомии", то ничто также, решительно ничто во втором портрете не несет в себе следов тех дерзких опытов, которые начал Рембрандт "Ночным дозором". Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти.

Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Это уже настоящее признание. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы.

И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Неоднократно менялось и название картины. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Особое значение его произведений заключается в том, что он отобразил в них простых людей своего времени во всем многообразии и полноте их человеческой личности. Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний.

Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное упоение всеми благами бытия – вот те чувства, которыми напоена картина.

Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Оно было далеким от классических норм. Верхняя часть гравюры закруглена, ее края образуют как бы арочный проем окна, через которое мы с изумлением и невольным страхом наблюдаем действие. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.

В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Софья Крамская, супруга автора таких полотен, как «Неизвестная» (1883), «Неутешное горе» (1884), «Русалки» (1871), помогала мужу в «Артели художников», была первым критиком его работ и человеком, благословлявшим его на труд. Наверное, оттого и портрет жены «За чтением» получился наполненным умиротворением, тишиной и гармонией.

«Голова женщины», как и большинство работ Пикассо, не осталась забытой. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.

Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Тело Христа, жалобно повисшее изогнулось и его вид – напряженная правая рука, за которую его еще держат наверху и висящая мертвая левая, его только что качнувшаяся окровавленная голова и складки туловища израненные ноги – вызывает не благоговение, а щемящую тоску и человеческое сочувствие равного равному. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». «Ее черты прочерчены легкими, но необычайно точными линиями, словно художник обвел их кончиками пальцев, – пишет Саймон Шама в бестселлере Глаза Рембрандта, – Он быстро подметил ряд сокровенных деталей с пристальным вниманием любовника, тщательно запоминающего череду маленьких сокровищ: вот прядь волос, прильнувшая к ее правой щеке, вот детские складочки на шее, охваченной жемчужным ожерельем, вот чуть приподнятый кончик вздернутого носа, вот сборки на полотняной блузе, там, где ее грудь возлежит на правой руке, вот изящный, сужающийся к концу пальчик, слегка прижатый к левой щеке, вот видимая изнанка большого пальца, на который она опирается подбородком.

Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.

Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Как бы ни спорили искусствоведы и исследователи, но основная суть картины — в автопортретности именно в ней личное начало выступает с такой силой откровенности и с такой энергией самоутверждения. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Заказов становилось все меньше.

Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа».

Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Все с восторгом приветствовали пришествие юной и пламенной царицы, всецело преданной любви и ее триумфам, как новую эру добровольного подчинения веселому деспотизму. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1.

В настоящее время находится в Дрезденской галерее. Земля как бы поднимает гробницу против воли своей в каком-то катаклизме, потрясающем и побеждающем ее мы явственно видим, как захороненный поднимает голову, охваченную белой перевязью на лбу. В них можно проследить почти все периоды творчества художника. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома.

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов».

Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Однако в данном случае отсутствуют те детали, что считались обязательными в костюме пастушки— декольте, соломенная шляпка.

Он освещает передние планы со стороны дальних – главный световой поток несется из глубины, словно струясь от ослепительного диска наверху слева, на недалекую от нас опушку – своего рода предметную площадку, расположенную внизу в центре и справа. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г).

Другие утверждают, что это предыдущая возлюбленная художника – Гертье Диркс, но версия лишена смысла, ведь они расстались со скандалом и он вряд ли стал бы рисовать ее. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью.

Но для нас важно другое. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.

Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.

В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. В ряде мелких картин, так называемых "философах", около 1633-го года, парижский Лувр, Рембрандт снова, как и в написанном за три года до того "Апостоле Павле", затрагивает тему, которая впоследствии стала у него одной из главных. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Пикассо переживал разные творческие периоды.

также картину в Метрополитен музее)1. Размеры картины: 161х131. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину Солдат и его девка.

Думая о страдающих людях, Рембрандт воображал их себе людьми из своего окружения, но, отдавая дань своим представлениям о Палестине, где происходит действие, он одел в богатые восточные одежды стоящего спиной к нам рослого человека с посохом в левой руке, на переднем плане. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Стол накрыт.

Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Здесь большую роль играет пейзаж. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Впрочем, темные тональные пятна изобилуют и в верхнем правом и в нижнем левом углах офорта, что камуфлирует главный светотеневой замысел художника. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Рембрандт и его жена располагаются спиной к зрителю, однако разворачиваются, будто в комнату вошёл долгожданный гость.

Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Сегодня никого не удивит, что жена художника выполняет роль менеджера, ведет финансовые дела Так, например имя Эмилии Леках, жены, а также казначея и промоутера Ильи Кабакова, с 1990 года фигурирует даже в подписи работ наравне с мужем – «Илья и Эмилия Кабаковы». Это ступени одного и того же скорбного пути. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны.

«Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.

Крамской, как утверждают его биографы, был примерным семьянином. Он был в моде. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию.

Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.

Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.

Годом создания картины стал 1634 год. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств.

Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Сразу после этого Иуда, один из двенадцати апостолов, украдкой оставил своих собратьев и явился в Синедрион, совет старейшин и аристократов Иерусалима. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются.

Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Построенная пирамидально главная группа, ограниченная по сторонам диагоналями лестниц имеет своим смысловым и живописным центром мертвое тело, которое неловко, с трудом поддерживает забравшийся на самый верх плотный, коротко стриженый мужчина средних лет. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. До написания портрета Пикассо и Рок были вместе уже более двух лет. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.

Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6.