Портрет Семьи Арнольфини
Предполагается, что портрет был изготовлен по заказу изображённой на нём пары и несколько лет принадлежал семье Арнольфини.
Детали портрета четы Арнольфини
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством.
Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Стал прототипом образа мужчины на известном художественном произведении фламандского живописца Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе37. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Судьба портрета после наполеоновских войн
Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Специалисты-медики находят, что женщина на портрете ждёт ребёнка: её живот увеличен под самой грудью она стоит, отклонив корпус назад и положив руку на живот, как это обычно делают беременные её лицо несколько припухло и имеет выражение, характерное для беременных79. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент52.
Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо брошены рядом. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат.
История одной семьи и одного портрета
Впервые запись о двойном портрете из инвентаря Маргариты Австрийской соотнесли с картиной из Лондонской галереи искусствоведы Кроу и Кавальказелле в 1857 году, они же установили, что в инвентаре упоминается именно Арнольфини. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Это особенно важно для церемонии без священника.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Мужчина и женщина на картине как будто произносят клятву, а их руки соединены в знак любви и верности.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене17.
На картине изображена супружеская чета — Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Считается, что художник запечатлел момент заключения брака, но, по одной из версий, это вовсе не бракосочетание, а лишь обручение жениха и невесты или даже пара, которая уже несколько лет состоит в брачном союзе — волосы девушки на картине убраны как у замужней дамы, а рука лежит на округлившемся животе (она как будто ждёт ребёнка). Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
Такой человек действительно существовал, он был зажиточным купцом из Брюгге. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Выше: что вы искали. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Получилось пространство, наполненное символами. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета83.
Происхождение семьи, социальный статус
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина. У окна лежат апельсины. А женщина. Так кто же все-таки герой картины. Впоследствии он снискал больше успеха, чем его кузен.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
- Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка
- История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
- Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты
- Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини
- Картина «Портрет четы Арнольфини»
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук74. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Ведь картина Портрет четы Арнольфини была написана художником по случаю свадьбы представленной на ней пары.
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. начнем с того, что не туберкулезный. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Она должна была отказаться от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей, а взамен получала определённую сумму после смерти мужа. Где же они. На женщине платье (т. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка: есть ли связь между великой картиной и историей России
- Чета Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434
- ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ Ян ван Эйк
- Ян ван Эйк картина «Портрет четы Арнольфини»
- Портрет Джованни Арнольфини и его жены
- «Портрет четы Арнольфини», Ян Ван Эйк
- Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини" СОЛО
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Реализм подкреплен еще и техникой. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света.
Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину10. Человек изображенный на известном полотне художника Яна ван Эйка, – это богатый купец из итальянского города Лукки. Предполагается, что он использовал увеличительное стекло, для того чтобы изобразить мельчайшие детали, такие как блики на янтарных чётках, висящих рядом с зеркалом. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев.
- Самое интересное в виде мозаики
- Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»
- Одежда мужчины на картине ван Эйка
- Некоторые детали женского образа
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Ян ван Эйк: «Портрет четы Арнольфини»
- Механизация постели – эпидемия секс-роботов набирает обороты
Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Большой и богатый город, казалось, только и жил мыслями о выгоде и торговле, мало что общего имеющими с искусством.
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Согласно городским источникам, в 1446 и 1452 годах он выступил в роли третейского судьи в решении торговых конфликтов между несколькими луккскими купцами, обосновавшимися во Фландрии (одним из участников тяжбы являлся кузен Джованни ди Арриджо), которые судились по поводу имущественных вопросов. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. вы можете запросить все в системе с коробкой. Выпуклые зеркала были более доступны. Кроме того, такая мода могла возникнуть под впечатлением от восторженных рассказов итальянца Марко Поло, посетившего, в частности, Китай и рассказавшего европейцам о необычайной красоте тамошних женщин.
- Рождение, начало торговой карьеры, успешные сделки
- Словари и энциклопедии на Академике
- Свидетельство о заключении брака
- вспомним прошлое, вернемся к истокам
- Проблема идентификации персонажей
- Портрет четы Арнольфини Информацию О
Об этом свидетельствует письмо его отца Николао, написанное его торговому агенту в Брюгге, в котором им излагается просьба признать Джованни взрослым, вероятно, для того, чтобы тот мог в соответствии со средневековыми цеховыми правилами претендовать на более высокое и престижное звание подмастерья (а не ученика). 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. А мог и сам подарить по дружбе.
В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя70. На раме была надпись из Овидия (лат. ) (Будь осторожен в обещаниях: хоть что плохого в обещаниях. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Второй Джованни по прозвищу «ди Арриджио», был несколько моложе своего двоюродного брата.
- Примечания для Портрет четы Арнольфини
- Ссылки на Портрет четы Арнольфини
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. О социальном положении жениха говорит его одежда, ухоженные руки и узкие плечи. Что и говорить, красота – страшная сила. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
По всей вероятности, Джованни постоянно проживал в Брюгге, в городе, населённом преимущественно зажиточными торговцами и являвшемся главным городом бургундского двора. Это Ян ван Эйк. Джованна Арнольфини пережила супруга и скончалась в 1480 году в Брюгге. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака— морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). Кажется, что женщина беременна: живот увеличен, она стоит, отклонив корпус назад и положив руку на живот. Над зеркалом художник оставил необычную подпись: «Ян ван Эйк был здесь в 1434 году».
Для её написания он использовал тонкие прозрачные слои краски, которые накладывал один поверх другого. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8767. Как считает Кэмпбелл, кровать — ещё один предмет, который указывает на богатство хозяина дома.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета.
Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. На этих выполненных под заказ гобеленах были изображен сцены из жизни Богоматери. В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Её округлый живот, возможно, не является признаком беременности, как может показаться зрителю, незнакомому с идеалом женской красоты поздней готики21. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем). Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Портрет четы Арнольфини – совершенная иллюстрация этого мировоззрения.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6.
Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Однако она по-городскому узка. Однако документальные подтверждения того, что на портрете изображён именно Джованни ди Арриджо, не были обнаружены20953. В архивах города не сохранилось никаких свидетельств того, что Джованни ди Арриджо пребывал там до 1435 года. Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего туалета короля.
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»80, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8182. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Эта знаменитая фламандская техника рисования позволяла достигать особой глубины картины, насыщенности, впечатления реалистичности, достижения особых цветов. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.
Британцы, вместо того чтобы возвратить картины и статуи в Мадрид, погрузили их на корабль, отправлявшийся в Лондон. Cама формулировка необычна. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. 1434». ).
Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Ещё одной особенностью того времени стала мода на круглое лицо с раскосыми глазами.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»78. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Её округлый живот, возможно, не является признаком беременности, как может показаться зрителю, незнакомому с идеалом женской красоты поздней готики.
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Если не погружаться в подробности расследований, которые проводили многочисленные искусствоведы, основная версия, у которой больше всего сторонников, – Ян ван Эйк изобразил купца Джованни ди Николао Арнольфини с женой. До сих пор вопрос остается открытым.
Обычно из более низкого сословия происходила женщина. Художник подписывает свою работу не как автор, а как свидетель. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Их соединённые руки служат центром композиции и настраивают зрителя на торжественный лад. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Он клянется свое жене в супружеской верности.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
В 1426 году Джованни женился на Констанце Трента. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере.
Сохранившиеся изображения свидетельствуют, что во время этих церемоний жених и невеста соединяли в пожатии правые руки после обмена кольцами. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой.
И ван Эйк, живший на момент написания картины, в том же городе, вполне мог получить этот заказ. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Далее. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit.
Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Это особенно заметно по одежде.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. На женщине платье (т.
Он был отправлен в Брюгге ещё ребёнком. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала36. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)70. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Контрастность и цветовая схема довольно темны, но света, что выходит из окна, немного моделирует формы. Джованни Арнольфини изображен на двух портретах, написанных ван Эйком, — уже упоминавшийся портрет Арнольфини и его супруги (хранящийся в Лондонской национальной галерее на Трафальгарской площади), а также его одиночный портрет Джованни Арнольфини уже в более зрелом возрасте, который в настоящее время находится в Берлине. В 1442 году он подписал соглашение, по которому он получил статус бюргера (полноправного гражданина) Брюгге взамен на обещание прекратить купеческую деятельность, однако ему было предоставлено право заниматься бюргерским ремеслом.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Ноги невесты прикрыты платьем, но вторую пару обуви мы видим на заднем плане рядом с кроватью.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Любой в обещаниях может стать богатым). Однако она по-городскому узка. Мужчины были вынуждены носить тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Любой в обещаниях может стать богатым).
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. Впрочем, сложно судить, стал ли Джованни впоследствии ремесленником. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина87. При бургундском дворе и женская и мужская мода была экстравагантной. С этим произведением в нидерландском искусcтве появился новый жанр портретной живописи.
В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Взять хотя бы головные уборы. В зеркале по центру можно увидеть отражение двух свидетелей брачной церемонии. В 1422 году Джованни попытался продать очень ценное золотое ожерелье английскому королю Генриху V (неизвестно, насколько успешной оказалась эта сделка). Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени35.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. На женщине платье (т. н. В Европе господствовала бургундская мода, следовать которой было недешёвым удовольствием.
Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Ордой была завоевана вся Средняя Азия, Русь и пространство до границ с Литвой. В то время как итальянское Возрождение, создав культ абсолютной и свободной личности, возвысило человека над миром, на севере Европы, в самых богатых городах Нидерландов: Брюгге, Генте, Брюсселе, человеком овладевало горделивое сознание того, что это он сам – купец, владелец мастерских и кораблей, деятельный и предприимчивый, создает мир, угодный богу.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. в «Гентском алтаре» и, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Вместо— «Ян ван Эйк сделал» (лат. Johannes de eyck fecit), то есть написал этот портрет, стоит— «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434).
Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»31. Однако она по-городскому узка. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая («Исход», 3:5)Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй». Метелка говорит о порядке в доме и духовной чистоте. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8586.
Он тоже прибыл во Фландрию с целью разбогатеть, занимаясь торговлей. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Как утверждает Костер исследователи долгое время находились под влиянием непререкаемого авторитета Панофского, по мнению которого на картине изображён момент бракосочетания. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета.
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. Уже в следующем 1423 году он продал шесть гобеленов герцогу Бургундии Филиппу III Доброму. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Арнольфини принадлежал к авторитетной и финансово благополучной семье (торговой династии) из Лукки, которая также была вовлечена в политические события, проходившие в городе. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus15. Для чего же дамы стремились к бледности и отёчности лица. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Присмотритесь повнимательнее – их отражение можно увидеть в зеркале, висящем на стене.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый шелковый кружевной головной убор. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета.
На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Это были последние упоминания о личности Джованни Арнольфини в письменных источниках. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Это особенно заметно по одежде. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита.
Наоборот. В пользу этого предположения говорят некоторые детали картины. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3839, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей39.
В зеркале изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату. А женщина. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Впоследствии герцог передал их папскому двору. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром.
Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Неизвестно не только, кто изображён на портрете, но и что именно происходит на картине. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Художник, согласно этой версии, точно и проникновенно передал её образ на полотне. И это действительно революция в живописи и в портретном искусстве Возрождения.
Хрустальные четки говорят нам о благочестии. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 219.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. В городе располагалось большое число мануфактур, специализировавшихся на пошиве дорогой одежды (в этом отношении он являлся конкурентом Флоренции).
При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла5051. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».
Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. morgen – утро). Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». 1434». ).
От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Мужчина и женщина стоят на некотором расстоянии друг от друга, он изображён почти в фас, она— в трёхчетвертном повороте влево. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем). Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда.
Оно должно было напоминать монгольское или китайское. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой67 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)68 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев31.
Бургундские счетоводы упоминают о нём как о Jehan Arnoulphin le jeune. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его. Это особенно заметно по одежде. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Джованни ди Николао Арнольфини (около 1400 года, предположительно, в Памплоне— после 1452 года)— купец из Лукки, города в области Тоскана, в Италии, который прожил большую часть жизни во Фландрии, входившей на тот момент в состав герцогства Бургундского.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк71. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. В конце работы художник выполнил также и надпись.
Художник не мог видеть девушку и в 1434 году написать её портрет в паре с мужем, поскольку к тому времени она уже умерла, но вполне мог быть знаком с Джованни Арнольфини. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)20. В 1995 году были опубликованы результаты изучения снимков картины в инфракрасном излучении.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета34. Это особенно заметно по одежде.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Во-первых, мы видим, что композиционным центром являются не сами герои, а их так сказать отдельные части – руки, скреплённые в рукопожатии, во-вторых, странная одежда героев – для нас немного абсурдна, а в то время это была одежда для особого случая, чего только отделка из горностая стоит. В конце работы художник выполнил также и надпись. Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины— с мертвецами.
Постель – брачное ложе, а также место появления на свет и ухода из жизни. На картине мы видим мужчину и женщину изображённых в небольшой комнате.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Любой в обещаниях может стать богатым). Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы16.
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей.
В городе Джованни называли «сыном Николао» (итал. di Nicolao) для того, чтобы отличить его от двоюродного брата, полное имя которого звучало как Джованни ди Арриджо Арнольфини. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не на те руки и не на те пальцы одеты кольца. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Картина написана с необыкновенной тщательностью, поражает зрителя тонкостью письма и любовным отношением к каждой детали.
Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени. Его супругой была девушка итальянского происхождения, Джованна Ченами и долгое время предполагалось, что именно ди Арриджио являлся прототипом для «Портрета четы Арнольфини», пока французский историк флота Жак Павьо в 1994 году не обнаружил ранее неизвестные документы, в которых было упомянуто, что герцог Бургундский подарил «Жану Арнольфину» два серебряных кубка в честь свадьбы в 1447 году. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Портрет четы Арнольфини – это уникальное явление в европейской живописи того времени. Однако в последние годы жизни Джованни Арнольфини, скорее всего, пострадал из-за финансовых неурядиц, возникших при руководстве семейным предприятием и, вероятно, вынужден был оставить дело по пошиву одежды. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц).
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Правда и тут не обошлось без загадок. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). В конце работы художник выполнил также и надпись. Историк искусства предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
.