Портрет Шаляпина Коровин Описание

Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина

Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Художники из разных стран с понятным нетерпением ожидали результатов работы жюри. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики».

Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). От России участвовали все творческие объединения, кроме двух: «Бубновый валет» и «Петербургское общество». Актриса приняла революционные преобразования в стране.

Сочинение-описание 
картины Коровина 
«Портрет Шаляпина»

Сочинение-описание картины Коровина «Портрет Шаляпина»

Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Начиная с 1930 года Надежда Ивановна много выступала на концертной эстраде с художественным чтением, ставшим ее основным занятием по возвращении в Ленинград.

Шаляпин изображен сидящим возле стола. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Шаляпин регулярно приезжал домой к Кустодиеву, рассматривал черновые эскизы до написания их маслом, радуясь тому, что художник понял его замысел24. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.

Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Владимир Аркадьевич хорошо знал композитора и пианиста А. Г. Ходили слухи, что певец намерен даже привлечь художника к суду. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1.

Саму картину художник написал во Франции, куда поехал лечиться. На гастролях в Лондоне с труппой Сергея Дягилева Шаляпин исполнял партию Бориса Годунова в одноименной опере. Его «Портрет художника И. Я. Качалов и его жена Н. Н.

  1. Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина
  2. Описание картины «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина»
  3. Сочинение по картине Коровина Портрет Шаляпина
  4. Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  5. Портреты друзей Константина Коровина
  6. Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс

Как бы то ни было, его работы ценятся и находятся во многих частных коллекциях. Он женился на ней в 1890 году, когда она была овдовевшей баронессой Фелейзен (урожденной Миллер) и имела троих детей. В 1889 г. юноша вступил в труппу В. Б. Серебрякова. Портреты Шаляпина, созданные Коровиным, при всем их глубоко интимном подходе художника к модели, не носят печати чисто субъективной оценки личности артиста.

Остаток жизни Коровин провел во Франции. А. Римского-Корсакова, мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского, Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки, Мефистофель в «Фаусте» Гуно и др.

Весь его облик, ышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дня. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Все они были куплены Шаляпиным лично у Кустодиева, а на память о знакомстве и совместной работе певец подарил художнику автопортрет и ещё несколько рисунков22. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Народная песня «Дубинушка» в его исполнении многими воспринималась как призыв к решительным действиям.

Коровин ценился далеко не всегда. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Нельзя же назвать художника безыдейным, если своими работами он хочет приносить людям радость. «Я никогда не видал более веселого и жизнерадостного человека, – писал Константин Алексеевич о своем друге. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. В 1922 г. он отправился в длительные гастроли за границу.

  1. О жизни и творчестве выдающихся художников
  2. Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
  3. Импрессионизм в творчестве Коровина
  4. Описание картины Константина Коровина «Портрет Шаляпина»
  5. Сочинения по картинам 5-9 класс

Владимир Аркадьевич получил прекрасное по тому времени воспитание. женская головка колоритна и набросана с настоящим вкусом» 14. Когда Федор Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала с предложением исполнить на этой сцене партию Мефистофеля в опере Бойто, певец поначалу решил, что это розыгрыш. Самолюбивого и мнительного художника все время одолевали сомнения: не думает ли Шаляпин, что он приходит, чтобы попросить взаймы. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. В пользу рабочих певец передавал сборы от своих выступлений.

Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В портрете Шаляпина (1911) Коровин не отошел от своего принципа. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Это время отмечено творческими успехами Н. И.

Ряд других разбросаны по различным коллекциям, музеям и частным собраниям, в том числе в Москве, а также в Национальной картинной галерее Армении79. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Коровин и Шаляпин в жизни были друзьями.

  • Описание настроения картины Портрет Шаляпина

Асафьев, много раз видевший Шаляпина в спектаклях, оформленных Коровиным, отмечал: «Очень характерно, что такие яркие артистические индивидуальности, как И. Ершов и Ф. Шаляпин, в условиях коровинских сценических живописных пространств и коровинской красочной иллюзорности не казались «выскакивающими» из декоративного оформления или же скованными декоративным узором». Вдохновенно, с потрясающей силой пел он в этот вечер Досифея. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.

Долгое время Коровина считали художником неглубоким, поверхностным и удивлялись его замечательно удававшимся портретам. Высокий, светлобровый, светловолосый, он весь был каким-то лучезарным, жизнеутверждающим, мажорным». Еще до закрытия выставки, в декабре, Россия вместе с Англией, Францией, Германией и Австрией предполагала отказаться от участия в работе жюри и от наград для своих отделов «из-за несоответствующих обещаниям условий экспертизы и мизерности премий» 16.

Пастернак, К. А. Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый. Литовцева, М. Ф. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Певец сидит, положив правую ногу на левую.

Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад.

Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Дарование Шаляпина соединило в себе неповторимый голос и яркий артистизм. Точнее, дебют этот не состоялся.

Портрет артиста 
Федора Ивановича 
Шаляпина

Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор.

Наконец, не согласившись с условиями конкурса, вышли, объявив себя «hors concours», Франция, Англия, Америка и Германия. Ермоловой (в комедии норвежского писателя Б. Бьернсона «Когда цветет молодое вино»). Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Федя, Федя, а ведь я его люблю, ведь гений, а странный такой стал, грустный, что я его не узнал». Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Много внимания уделил художник бытовой живописи.

В этом театре развился талант Шаляпина, здесь он создал галерею выразительных образов оперной классики: Иван Грозный в «Псковитянке» и варяжский гость в «Садко»Н. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. В своих «Дневниках» 26 сентября 1899 года он записал: «Шаляпина ждет большая будущность. Недаром Федор Шаляпин говорил, «.

Например, весной следующего года он познакомился с К. А. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. Герье, (специализировалась по русской и зарубежной литературе) и одновременно школу МХТ (1902 – 1905). В картине преобладают светлые тона, создающие радостное, немного ленивое летнее настроение. В пользу рабочих певец передавал сборы от своих выступлений. Именно тогда, видимо, Кустодиев рассказал Шаляпину о своём желании написать его портрет, но певец сослался на нехватку времени для позирования, в то же время заручившись согласием художника создать портрет своей жены — Марии Валентиновны Шаляпиной13.

Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

Но не бойся, не попрошу. Перед Октябрьской революций она играла в Камерном театре. На руках у Марины обезьянка. Приняв предложение М. Ф. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Здесь состоялось его первое вокальное выступление.

В доме отца частыми гостями были художники, музыканты, певцы. Но происходили странные вещи. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. В Москву в течение 1920 года ей удалось съездить только один раз – повидать больного отца. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо.

Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Константин Алексеевич был недоволен портретом: «В лице нет сияния», – говорил он на своем своеобразном языке художника» 18. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Шампанского.

Лучезарная улыбка озаряет лик музыканта. Ему было 46 лет, когда он встретил актрису Надежду Ивановну Комаровскую (урожденную Секевич, 1885 – 1967). Рубинштейна, а с его братом Н. Г.

Шаляпин был признанным артистом с мировым именем.

Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. Шаляпин – певец не Большого и не Мариинского театра, а певец мировой. Фигура Шаляпина дана крупным планом и занимает основную часть полотна. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры.

Коровин, И. Е. «Портрет удивительно передает ощущение силы, свежести и здоровья, которыми дышала в то утро вся фигура Шаляпина», писала Н. Комаровская. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Синеватый шелковый бант выдает его артистическую натуру. Счастливое выражение лица порождается утренней свежестью наступившего нового дня.

Вполне возможно, что именно об этом замечательном портрете писал в рецензии на 7-ю выставку СРХ 1909-1910 годов С. С. Таким же образом он «завладел» и Ф. И. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59.

Ведь именно там в 1911 году было представлено семь тысяч экспонатов, отражавших общий уровень современного искусства того времени. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Владимир Аркадьевич был счастлив в браке. Ясные глаза открыты навстречу заоконному миру.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Головина, дружила с ними. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Владимир Аркадьевич Теляковский (1860 – 1924) был сыном теоретика фортификации генерала-лейтенанта Аркадия Захаровича Теляковского – ученого с европейской известностью, участника нескольких военных кампаний. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти.

Так или иначе, Шаляпин не вернулся в Россию, хотя до конца своих дней мечтал об этом. Долгие годы Коровин общался и дружил с Ф. И. И можно предположить, что жизнь его с разрывом душевных сил между семьей, где рос сын Алексей (1897 – 1950), любимой женщиной и максимальной отдачей жизненной энергии творчеству была подобна свече, «зажженной с двух концов», как говорил когда-то К. П. На лице артиста счастливая улыбка. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.

«Федор, ты стань здесь», «Федя, приподними руку», «Федя, не забудь поворот», «Федор, сделай несколько шагов», — заботливо командовал Коровин и Шаляпин послушно повиновался словам художника». Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.

Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Вместе с тем всё это самозабвенно увлекло бескомпромиссного и требовательного Шаляпина, да так, что он свёл к минимуму гастрольные поездки по российским городам и стал лично заниматься проведением репетиций, в ходе которых сам показывал интонации для ролей участников массовых сцен. Народная песня «Дубинушка» в его исполнении многими воспринималась как призыв к решительным действиям. Мамонтова, где Константин Алексеевич был декоратором. Он жил открыто, на широкую ногу.

Коровин знал и любил Кавказ. Таким он и изобразил почти пятидесятилетнего артиста. В конце 1911 года умер В. Серов. Декорации исполненные по эскизам Коровина, создавали ту романтическую атмосферу, в которой, как и в поэме Лермонтова, реальность сливалась с фантастикой, а вымысел воспринимался как действительность. И он сумел в своих Эскизах к «Демону» передать лермонтовское ощущение «вечной красоты» этого горного края: высоко в темно-синее небо уходят зубчатые хребты, мерцая ледяными вершинами крутые обрывы и глубокие ущелья окутаны лиловато-сизой мглой как бы вросшие в громаду гор высятся темные стены и башни монастыря и над ними сверкают огромные всевидящие звезды. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. «В исполнении г-жи Комаровской роль получила всю прелесть, всю красоту и поэтичность, которых так долго Софья была лишена на сцене, – писал 26 апреля 1911 года известный критик С. Яблонский в газете «Русское слово». 17 Таким образом, выставочная судьба портрета нуждается в дальнейших исследованиях. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии.

Он непринужденно закинул ногу на ногу. Коровин всегда и везде писал с натуры. Шаляпин загорелся. А потом глядит. Таков в его изображении Федор Шаляпин.

Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Шаляпиным. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.

Однако обстановка в стране, по-видимому, начинала тяготить певца. Пронеслись слухи о его сочувствии эмигрантам. В его творческом наследии известно более двадцати из сохранившихся автопортретов: это и шаржи на самого себя и зарисовки, созданные в поисках сценического образа и даже бюст, который он вылепил однажды (в 1912 году), открыв в себе дарование скульптора. Коровин не пользовался таким признанием, работы его покупались мало. Свет падает слева из открытой двери. Привезли свои произведения и художники имена которых упомянула актриса.

Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26.

Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Некоторое время спустя певец приехал к художнику с дирижёром Мариинского театра Даниилом Похитоновым17. Какой была Надежда Комаровская.

Он наслаждается бодрящей свежестью погожего дня, струящимся светом и теплом солнца. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. И даже ученик Коровина – Б. В. Пронеслись слухи о его сочувствии эмигрантам.

Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Чем нарушил этикет. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Коровин показал пейзажи «Весна», «На пристани» и портрет «Женская голова» 15.

Шаляпиным. Анна Яковлевна уже не делает пирожки с вязигой.

Впоследствии работал в Императорской русской опере в Москве (Большой театр). Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. друг мой, Костя. Художник не спросил на это разрешения самого Шаляпина, что того огорчило. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.

Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин – он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. На сияющей белой скатерти сгруппированы ваза с ярким свежим букетом роз в пышной зелени, стеклянное изысканное блюдце с фруктовым ассорти, красивый графин, большая бутыль вина и бокал с налитым алым вином. Федор Иванович одет в светлый костюм.

что-то я уж и не понравился, а вдруг взаймы попрошу. Ее педагогами были режиссеры В. И. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял».

Не мог ли портрет побывать на Всемирной выставке в Риме. Хвалебные отзывы слышны крайне редко. Мужчину окружает французская терраса. Перед ним расположен стол, о который Шаляпин облокотился правой частью тела. События революции 1905 г. вызвали у Шаляпина живой отклик.

Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна. Еще с детства она мечтала стать актрисой.

«Вместе они намечали внешний облик Досифея. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Здесь ее первой ролью была Софья в «Горе от ума». Однако обстановка в стране, по-видимому, начинала тяготить певца.

Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Постоянное общение помогало им в работе, побуждало к новым художественным поискам. Правой рукой Шаляпин небрежно облокотился о столик.

Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Андреева и А. М. Об этом говорит праздничный фон народных гуляний, в круговороте веселья которого Шаляпин, артист яркой и темпераментной натуры, чувствует себя будто в родной стихии, стихии русского народа.

Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Декорации Коровина будили воображение артиста, давали необходимую «эмоциональную настройку», создавали нужную исполнителю среду. Так или иначе, Шаляпин не вернулся в Россию, хотя до конца своих дней мечтал об этом. Главная ценность картины – ее живописность. По поводу второго портрета Н. И. Таков в его изображении Федор Шаляпин.

Лицо изображено практически в профиль, лишь слегка повернуто в сторону зрителя. Художник долгое время жил думами о выполненной работе и в 1922 году создал для себя копию картины, авторское повторение портрета в уменьшенном формате514234. Нет сомнения, согласившись на абсолютно новый вид деятельности в 1898 году, Теляковский, прежде всего, заручился поддержкой своей жены Гурли Логиновны (1852 – 1922). Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года.

Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Она много и с успехом играла, в том числе в 1910 году с самой М. Н. Коровина и А. Я. Костя-то сер.

Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Влияние Коровина сказалось и при работе над сценическим рисунком роли. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Даже слепил собственный бюст.

На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. В одну из таких встреч Коровин и написал картину Портрет Шаляпина. Близкие к художнику люди прекрасно знали, что Коровин – натура нервная и впечатлительная. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».

В детстве пел в церковном хоре, однако затем мальчика отдали в ученики к сапожнику. Ощущение праздничности подчеркнуто убранством стола, украшенного букетом роз, живописно сервированной вазой с фруктами, хрустальным графином, высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, в котором, как рубин сверкает вино. Брюллов. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. В 1929 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Немирович-Данченко и К. С. Многие художники писали Шаляпина. Позднее, в 1916 году, Е. Б. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков.

Как и ее муж, Гурли Логиновна была поклонницей талантов К. А. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Это был незабываемый вечер содружества, совместной работы двух больших художников».

Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Владимир Аркадьевич любил театр, но не был знатоком абсолютно нового для него дела. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковке из которых можно выделить отличный по мнению критиков рисунок головы Шаляпина5.

Явление певца такой величины оказало значительное влияние на мировое оперное искусство. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Горький, оказавшие впоследствии влияние на ее дальнейшую судьбу.

Серов, Л. О. Я ужасно рад, я чувствую гения. » 1. Коровиным и после долгих уговоров «переманил» художника из Русской частной оперы С. И. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Эта тема нередко становилась предметом злословия в обществе, в печати и за кулисами сцены. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. К нему туда приехал его друг музыкант и они ежедневно встречались.

Выступая в Русской Частной опере, Шаляпин приобрел громкую известность. 12 февраля 1900 года Теляковский в «Дневниках» отметил: «Одно появление Коровина, его беседы об искусстве и театрах для меня имели громадное значение – эта польза трудно измеряется на аршины, она открывает известный взгляд на современное искусство, его цели и стремления, словом, дает то, что может дать только талантливая натура» 2. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Только серебро седины в мягких волосах напоминает о пройденном долгом и трудном пути. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт.

Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) родился в Казани в семье крестьянина из древнего вятского рода. Лучезарная улыбка озаряет лик музыканта. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Весной 1909 года актриса перешла в Малый театр (1909 – 1916). А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.

По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Шаляпин ясно понимал, что он и Коровин делают общее дело. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина. Левая рука чуть согнуть в локте, ладонь упирается в бедро. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи».

Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Мамонтов: «. Рубинштейном, директором Московской консерватории, в 1880-е годы играл и в четыре руки и на двух роялях. Он непринужденно закинул ногу на ногу.

В 1922 г. он отправился в длительные гастроли за границу. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова.

Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Станиславский, друзьями – В. И. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Замечательной чертой дружбы Шаляпина и Коровина была чуткость и деликатность.

В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. С 1922 жил за границей. В искусстве — соратниками. На полотне Шаляпин изображён в богатой барской шубе и шапке на фоне зимнего пейзажа и народного празднования масленицы.

Но в театре приняли условия русского баса. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Шаляпин в непринужденной позе сидит на низком стуле боком к зрителю. Готовый портрет Коровин продал коллекционеру М. И. Терещенко.

Вахтангов говорил ей: «Ваши данные – внешность, голос, пластика движений – все для большой сцены. » 12. Лядова. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно.

Поза его свободна изящна, вместе с тем спокойна. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Комаровской. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». А были и те, кто называл его работы мазней. Перед ним расположен стол, о который Шаляпин облокотился правой частью тела.

Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.

М. В. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею.

В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Да и сам Федор Иванович, как известно, прекрасно владел карандашом, кистью и пером. Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.

Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Его не остановила разница в возрасте: Гурли Логиновна была старше на несколько лет.

Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам.