Портрет Шаляпина Серов

Отражением дружбы трех явился портрет Шаляпина, написанный в 1907 г. совместно Коровиным и Серовым, который хранился в парижском собрании артиста до конца его жизни. Серову принадлежат и несколько портретов Шаляпина в ролях. Самое красноречивое свидетельство творческой близости Шаляпина и Серова — двадцать одна работа художника: портреты и зарисовки друга-артиста в ролях, эскизы костюмов и грима1.

Согласимся с критиком: «В истории русского портрета серовский портрет Шаляпина всегда будет знаменовать расцвет искусства, а образ Шаляпина сохранится на вечные времена». Серов и Репин это понимали Илья Ефимович после долгой работы самолично уничтожил свой портрет Шаляпина, посчитав его неудачей. Наиболее ранний серовский портрет Шаляпина, выполненный углем и мелом, относится к началу работы певца в Русской частной опере. Хотя сам Серов был недоволен портретом: «Это только часть Шаляпина, а я задумал дать его всего. » (Свидетельство Грабаря. ) Собирался писать портрет Шаляпина заново.

В портрете Шаляпина Серов достиг сочетания монументальности и лиризма, создал покоряющий образ увенчанного мировой славой артиста и человека, которому знакомы и понятны все трагические противоречия окружающей жизни. Может быть, Серов и прав — на портрете «только небольшая часть Шаляпина», но и в этой «части» возникала личность Артиста, Художника, Мастера во всей мощи его вдохновения и великого дарования. Портрет Шаляпина — одно из лучших произведений Серова.

Список портретов работы Валентина Александровича Серова

Можно привести здесь и мнение Б. В. Асафьева (И. Глебова): «В рисунке Ф. Шаляпина В. Серов не мог удержаться, чтобы тонко не отметить, что в высоком росте великого артиста, столь прекрасно выразительном на сцене, заключается нечто нелепое при сюртучном оформлении». Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи.

Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета. Тот, кто знаком с творчеством Коровина, сразу заметит «похожесть» этой работы Серова с работами изображенного коллеги художника.

В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». В бродячих театральных труппах житейский опыт и сценическое мастерство передавались «из уст в уста», перетекали от одного поколения к другому — зримо, наглядно, в репетициях и спектаклях, наскоро собранных предприимчивыми антрепренерами, в неустроенном быте постоялых дворов. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде».

Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Сходство поразительное» (Русский голос. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». 11 апреля).

Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух абсолютно различных лиц. Федор Иванович Шаляпин — фигура в той же мере реальная, сколь и легендарная, воссозданная в исследовательской и художественной литературе, в богатом мемуарном, эпистолярном, кинематографическом, «звуковом» наследии, наконец — в устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение. Он показал неразрывную связь артиста с народом: в этом круговороте веселья Шаляпин свой в родной ему стихии. В портрете-картине художник изобразил и свою страну детства. Работа над картиной, вместе с этюдами, заняла три года. Ни одного в сторону раскинутого движения. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни.

  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  • Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  • Серов Портрет Шаляпина Описание
  • Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  • Сочинение по картине Валентина Серова «Портрет Шаляпина»
  • Сочинение по картине Серова «Портрет артиста Шаляпина»

Суть шаржа, высмеивавшего обывательское понимание образа Олоферна, раскрывает надпись, сделанная рукою художника: «алаферна злая пятнистая. » (стрелка указывает на Шаляпина) «то ли дело сия душка» (стрелка указывает на Корсова). Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. «При этом, — вспоминал Станиславский, — по своей актерской привычке он показал, как Федор Иванович жрет знания, сделал из обеих рук и пальцев подобие челюсти, которая жует пищу». Т. 1.

Так началось формирование нового художественного образа. Участвовал в Русских сезонах СП. Шаляпину очень нравилась артистичность Серова его «умение. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». 11 апреля).

  1. Серов Валентин Александрович (художник)
  2. Добавить комментарий Отменить ответ

Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. Валентин Серов – прекрасный художник двадцатого века.

Острый взгляд художника, едва уловимая улыбка, полная доброй иронии. «Мой Шаляпин» — мог бы сказать о своей работе и Серов. И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Комиссаржевский). Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины.

29 апреля). За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Шаляпина вспоминала: «В большом зале, где стоял рояль и где работал отец, В. А. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». В этом портрете Серов пробует себя в новой для него эстетике.

Валентин Александрович говорил мне, что этого выражения, виденного в первую минуту на лице Александра III, он никогда не мог забыть» Серов по своему душевному и творческому складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Федор Иванович Шаляпин — фигура в той же мере реальная, сколь и легендарная, воссозданная в исследовательской и художественной литературе, в богатом мемуарном, эпистолярном, кинематографическом, «звуковом» наследии, наконец — в устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве.

Официальный блог 
Государственной 
Третьяковской галереи

Некоторые серовские портреты современники считали шаржами и даже карикатурами. Сходство поразительное», – восхищается другой. Портрет Серова создавался в московской квартире Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке.

А между тем, по воспоминаниям современников, Шаляпин словно стеснялся крестьян. Был в нем тот надрыв, который так свойственен русским людям. «Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз Грусть его изящна. Живопись портрета, горячая, золотисто-перламутровая, на просвечивающем красном подмалевке, оживляет воспоминание о колорите Рубенса и Ван Дейка. Разве в портрете этого нет. «Дорогой Антось – пишет артист, вернувшись с гастролей.

Дягилева. Вначале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. Шаляпину очень нравилась артистичность Серова его «умение. Шаляпин мгновенно вырос и его могучая фигура стала еще величественнее и монументальнее». Именно так, «под Веласкеса», написан портрет итальянского певца Анджело Мазини, выступавшего с гастролями в столицах.

I I Т. 2. «Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, абсолютно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906. Можно привести здесь и мнение Б. В. Асафьева (И.

Данный портрет исполнен по заказу МЛХК. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Таким Серова знали только самые дорогие ему люди. В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. Третий считает: «Серов дал в портрете то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником – душу, большую душу большого артиста».

«Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. И, конечно же, в рассказах, «случаях», воспоминаниях, невероятных поучительных историях побед и поражений, увлечений и разочарований, коварства и любви истины и лжи, преданности и вероломства, за которыми коротали время в долгих переездах и затянувшихся межсезоньях удачливые и невезучие вдохновенные и ревностные служители Талии и Мельпомены. Шаляпина вспоминала: «В большом зале, где стоял рояль и где работал отец, В. А.

Он всегда считал, что русские люди должны жить лучше. Этатрадиционная трактовка была развенчана подлинным драматизмом шаляпинского воплощения. Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста.

Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах – «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа». Произошло нечто изумительное. Когда Федор Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала с предложением исполнить на этой сцене партию Мефистофеля в опере Бойто, певец поначалу решил, что это розыгрыш. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». В бродячих театральных труппах житейский опыт и сценическое мастерство передавались «из уст в уста», перетекали от одного поколения к другому — зримо, наглядно, в репетициях и спектаклях, наскоро собранных предприимчивыми антрепренерами, в неустроенном быте постоялых дворов.

Часто такие посетители жестоко действовали на него и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт. » Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала». «А Серов был такой, знаете, скрытый сатирик. Летом они втроем уезжали в деревню, где занимались рыбной ловлей и охотой. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Но итальянская балерина Иола Торнаги, с которой он оказался в одной труппе, всерьез вскружила ему голову. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни».

Отец охотно позировал Валентину Александровичу. Хотя портреты Шаляпина были и ранее и таких мастеров, как Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровин. Почти единодушно мнение критики о том, что портрет этот лучший среди всех портретов написанных Борисом Михайловичем Кустодиевым. И особенно, что Серов прекрасно осознавал, человек склонен принимать определенную позу играть роль перед лицом художника образ и облик человека двоится между тем, что он есть и чем желает казаться. Видимо, даже такому проницательному художнику-психологу, как Серов, знавшему Шаляпина к тому времени уже более десяти лет, оказалось сложно художественно осмыслить и воссоздать внутренний мир артиста во всей целостности его духовной жизни. Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. «Это памятник Ермоловой. » – писал в марте 1905 года архитектор Федор Шехтель о серовском портрете выдающейся актрисы.

Более того, он утрирует приемы импрессионистов. Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного абсолютно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год.

Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. «Вот бы царь послухал, – говорили они. Эта мысль захватила всех. Часто такие посетители жестоко действовали на него и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт. » Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала». Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим.

Он как бы пытается проникнуть в их души, разгадать затаенную измену и скрытые козни. 29 апреля). – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина.

Портрет Серова создавался в московской квартире Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года. За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей.

В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. По-новому были решены Серовым и эскизы декораций. Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В этих каменных позах чувствовалось великое спокойствие, царственная медлительность и в то же время сильная динамичность».

У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Ее морда обращена к зрителю, а стоящие торчком «чуткие» уши придают ей выражение пристальной, настороженной внимательности. На всю жизнь запомнил Шаляпин выразительную жестикуляцию и мимику художника.

Он как бы пытается проникнуть в их души, разгадать затаенную измену и скрытые козни. Не проходило и дня, чтобы он с кем-то не поссорился. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». Главная ценность картины – ее живописность.

Серов написал его портрет углем, во весь рост. Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн «льющейся, текучей линии», приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. — В том невидимом и неблещущем ореоле опадали павлиньи хвосты и — сколь многих. Видишь, — сказал он, — точь-в-точь. я в Монте-Карло получил от моего друга художника Серова кучу газетных вырезок о моей «монархической демонстрации. ».

Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Указав на значение Серова, Шаляпин тем самым подчеркнул то, что их роднило в творчестве. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). «Изображённый Серовым Ф. И. Шаляпин стоит как живой.

Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного абсолютно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года. Рисунок безукоризнен. Ни одного в сторону раскинутого движения. Серову принадлежат и несколько портретов Шаляпина в ролях.

Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта». «Мой Шаляпин» — так могли бы выразиться те, кто, восхищаясь портретом Серова, делился своими впечатлениями об артисте и его портрете.

По словам дочери певца И. Ф. Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта». Художник, щедро одаренная природой личность, великий работник в искусстве. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. 11 апреля).

Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Каждый его портрет — почти биография». – Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была абсолютно пуста. Рисунок безукоризнен. Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости».

Нетрудно заметить, что в этой работе художник изменяет своей манере. Портреты Мазини и Таманьо образуют пару, представляя собой вариации на тему «артист в жизни и в искусстве». Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины.

В живописи каждого портрета можно найти аналогию в искусстве прошлых эпох, как если бы художник перевоплощался согласно своему представлению о модели: «Этого человека мог бы написать Веласкес – я напишу его, как Веласкес». Такова была атмосфера Серова, такова была моральная мощь его человеческих проявлений и творчества. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. «Стоит как живой. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. «Это человек от земли, от тех нижних слоев жизни, где каждый имущий власть стремится наступить на другого.

Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». Валентин Серов родился в артистической семье. Друзья же метко подмечали, что после ссор Шаляпин всегда пел великолепно. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад.

Указав на значение Серова, Шаляпин тем самым подчеркнул то, что их роднило в творчестве. Певец открыт всем. По словам дочери певца И. Ф. Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом». «А Серов был такой, знаете, скрытый сатирик. Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько играл себя и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский. И на этом фоне стоит подавляющая своей мощью фигура Шаляпина.

Альбомы художника говорят о длительной работе. «Серова предупредили, что царь будет с ним говорить в течение нескольких минут при выходе в сад на прогулку, – вспоминал Дервиз. И. Ф. Дескать, любишь – плати. Они отмечены, как писал Б. В. Асафьев, «ощущением монументального», что, несомненно, было подсказано шаляпинским исполнением роли. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской).

11). Из них особенно ценны те, которые изображают артиста в первых операх, спетых на московской сцене. Опера «Юдифь» была и в репертуаре Большого театра. Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом- русский город. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Но посмотрели бы вы этого удивительного «сухого» человека, когда он с Константином Коровиным и со мною в деревне отправлялся на рыбную ловлю: какой это сердечный весельчак и как значительно-остроумно каждое его замечание». Впрочем, это было трудно для всех, кто хотел запечатлеть Шаляпина — в слове, на холсте, в графике, в скульптуре. Чем нарушил этикет. ЗнакомствоШаляпина с произведениями искусства Древнего Востока натолкнуло его на мысль представить Олоферна «ожившим барельефом».

Один из них — беглая зарисовка певца в роли Головы из «Майской ночи» Римского-Корсакова, поставленной Мамонтовым в 1898 г. На другом портрете исполненном в технике офорта в апреле 1897 г., запечатлен шаляпинский Грозный в начале его многолетней сценической жизни. И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. Глебова): «В рисунке Ф. Шаляпина В. Серов не мог удержаться, чтобы тонко не отметить, что в высоком росте великого артиста, столь прекрасно выразительном на сцене, заключается нечто нелепое при сюртучном оформлении». Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Сходство поразительное» (Русский голос.

И жест руки его воспринимается как жест человека, доказывающего свою правоту. Абсолютные совпадения внутренней сущности модели и ее внешних проявлений редки, если вообще возможны и вряд ли они доступны внешнему наблюдению, еще реже они встречаются в портретной живописи имеющей дело только с образами, отражениями видимого. Что он видит. Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах — «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа».

«Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, абсолютно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906. Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – всемирно известный оперный певец, режиссер, мемуарист. Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов.

На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Яркий, лубочный пейзаж, – это ярмарка. «Стоит как живой.

Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. В 1906 году на выставке Союза русских художников портрет Ф. И. Шаляпина в центре всеобщего внимания. Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения.

Шаляпин сам рассказал об этом в книге «Маска и душа»: «Каково же было мое горестное и негодующее изумление, когда. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Разве в портрете этого нет. Шаляпиной, «после Алексея Максимовича Горького Фёдор Иванович больше всех своих друзей любил Серова – за его принципиальность и человеческое достоинство» (Серов в воспоминаниях. «Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», – пишет о своем друге Коровин.

Глубокое восхищение мастерством Серова заставило и самого Фёдора Ивановича взять карандаш. Во времена Серова эти полотна украшали московский особняк С. И. Щукина на Пречистенке. Валентин Серов, Константин Коровин и я. Рисовали, планировали, украшали», — вспоминал через много лет артист. Когда принесли показать театральные марионетки играл с куклами, как ребенок. Серовская художественная правда глубже внешней, кажущейся. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.

Горький – в активном действии, он словно спорит с кем-то, стоящим за рамой холста. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. Но в театре приняли условия русского баса. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным.

Так началось формирование нового художественного образа. Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Мамонтова и Большом театре в Москве, в Мариинском театре в Петербурге.

Рисунок безукоризнен. Портрет Коровина, несомненно, шутка великого Серова. Снимался в кино. Серов неоднократно рисовал Шаляпина. В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. Роль Олоферна исполнял артист Б. Б. Корсов в сентиментальной мелодраматической манере.

Но даже обиженные готовы были каждую минуту простить его заблуждения, настолько по существу они были честны и благородны». Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. На нем шуба, подбитая бобровым мехом и такая же меховая шапка с бархатным верхом. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Неожиданно отворилась дверь и Александр III вышел на лестницу один.

В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». 11). Пестрый астраханский мир. Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. 2).

У Шаляпина был скверный характер. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Серова и Шаляпина связывала крепкая дружба. Школа жизни Федора Шаляпина неотделима от школы театра.

Даже болезнь не превратила художника в солидного взрослого. «Мой Пушкин», — когда-то сказала о поэте Марина Цветаева, настаивая на собственном постижении и понимании гения. Точнее, дебют этот не состоялся. Здесь состоялось его первое вокальное выступление.

Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. Для него Федор Иванович специально запасался интересными «случаями из жизни».

1906. Мамонтова и Большом театре в Москве, в Мариинском театре в Петербурге. Коровин ценился далеко не всегда. М. В. Пестрый астраханский мир.

1906. Много лет спустя литератор Илья Груздев вспоминал разговор с певцом. С. 601). «Мой Шаляпин» — мог бы сказать о своей работе и Серов.

Очень соскучился по тебе». Именно то, как существенное, внутреннее проявляется, просвечивает во внешнем, составляет проблему портретного творчества вообще и ту — главную — коллизию серовского искусства, где художественная, она же гуманистическая проблематика артистического портрета смыкается с таковой же проблематикой портрета светского, особенно в его парадном варианте. И даже ученик Коровина – Б. В. «Валентин Серов казался суровым, угрюмым и молчаливым. Есть какая-то аристократическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца». Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах — «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа».

Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Навсегда остались с ним карусели, шары, балаганы, шарманка, нырянье под пароходы. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. 2).

– Сделай нерукотворное счастье – прибудь ко мне. Серов здесь выбирает манеру письма, напоминающую портреты Крамского: сумрачный фон, коричневые тона, суховатая живопись. ЗнакомствоШаляпина с произведениями искусства Древнего Востока натолкнуло его на мысль представить Олоферна «ожившим барельефом». С. 276). Если это писали в газетах, то что же, думал я, передается из уст в уста.

В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Но полностью изменить своей манере Серов не в силах. Торжеству нового на сцене был посвящен лукавый шарж Серова. Произошло нечто изумительное. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Много лет спустя литератор Илья Груздев вспоминал разговор с певцом. Нет ни интерьера, никаких деталей: «чистый холст», на нем – гордой птицей, «черной молнии подобной» – фигура Горького.

«Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», — вспоминал Сергей Маковский. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. Выступал в Русской частной опере СИ. Что мы видим на портрете. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую.

Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. И. Ф.

Участвовал в Русских сезонах СП. Среди «истолкователей» насыщенной событиями жизни великого артиста, ее интерпретаторов мы встречаем литераторов, артистов, музыкантов, критиков, художников, просто искренних почитателей и поклонников его таланта. Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. «Втроем строили мы этот деревенский дом. Об этом наглядно говорят его автопортреты и другие рисунки» (цит. Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее интимные, лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых).

Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Коровин лежит на какой-то богемной кровати. Эскизы Серова для постановки «Юдифи» в Мариинском театре более совершенны с точки зрения исторической достоверности и передачи восточного колорита. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле).

И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. Он одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. — В. Д. ) задумал дать его всего. Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне.

Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Как раз в «мамонтовский» период творчества, готовя роль Бориса Годунова, Шаляпин, по свидетельству певицы В. И. Страховой-Эрманс, слушал лекции выдающегося русского историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского, «не только ушами, но как бы ловил их ртом казалось, что Шаляпин тут же претворяет мысли Ключевского, облекая их в художественную форму для сцены». Терпеливо, день за днем, учился он у Серова рисунку и очень скоро достиг совершенства. » (Там же). его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Такой она останется на века ибо этой картиной «Девочка с персиками» художник обессмертил не только себя, но и Верушу Мамонтову, двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля.

я в Монте-Карло получил от моего друга художника Серова кучу газетных вырезок о моей «монархической демонстрации. ». Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». Лицо Коровина прописано мастерски точно. Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею.

И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. Именно таким образом — в рисунке — исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). И, конечно же, в рассказах, «случаях», воспоминаниях, невероятных поучительных историях побед и поражений, увлечений и разочарований, коварства и любви истины и лжи, преданности и вероломства, за которыми коротали время в долгих переездах и затянувшихся межсезоньях удачливые и невезучие вдохновенные и ревностные служители Талии и Мельпомены.

– Да, пожалуй, с виду он такой. Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. Для этого образа, нового в искусстве, Серов находит новые средства выражения. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Как раз в «мамонтовский» период творчества, готовя роль Бориса Годунова, Шаляпин, по свидетельству певицы В. И. Страховой-Эрманс, слушал лекции выдающегося русского историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского, «не только ушами, но как бы ловил их ртом казалось, что Шаляпин тут же претворяет мысли Ключевского, облекая их в художественную форму для сцены».

Н. И. На просторной заснеженной площади кипит веселый праздник широкой масленицы. 1906. 1906. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года.

Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Федор Шаляпин – выдающийся оперный певец, живший в начале двадцатого века. – И художник мчался к другу, чтобы послушать его пение, поговорить по душам. «Изображённый Серовым Ф. И. Шаляпин стоит как живой. Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. Портрет необычен по композиции, он динамичен.

Работа создавалась во время неформального дружеского общения двух талантливых художников. «Мой Шаляпин» — так могли бы выразиться те, кто, восхищаясь портретом Серова, делился своими впечатлениями об артисте и его портрете. В 1906 году на выставке Союза русских художников портрет Ф. И. Шаляпина в центре всеобщего внимания. Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного совершенно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок — в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни».

И в юные годы актерских скитаний и в пору своей фантастической славы Шаляпин всегда — душа компании, Человек Театра, неистощимый на выдумку. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года. Шаляпин мгновенно вырос и его могучая фигура стала еще величественнее и монументальнее». Он не пытался подбирать слова или сглаживать острые углы. – Может, поплакал бы, узнав крестьянскую жизнь». Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок — в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни».

«Мой Пушкин», — когда-то сказала о поэте Марина Цветаева, настаивая на собственном постижении и понимании гения. Сходство поразительное» (Русский голос. Императора Серов писал в основном по фотографиям, лишь раз получив возможность наблюдать царя «в натуре». Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом».

Видишь, — сказал он, — точь-в-точь. Постыдился бы». На всю жизнь запомнил Шаляпин выразительную жестикуляцию и мимику художника. «Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, совершенно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест.

Однако, единодушно признав безусловные достоинства портрета, критика видела и оценивала его очень по-разному. Один из них — беглая зарисовка певца в роли Головы из «Майской ночи» Римского-Корсакова, поставленной Мамонтовым в 1898 г. На другом портрете исполненном в технике офорта в апреле 1897 г., запечатлен шаляпинский Грозный в начале его многолетней сценической жизни. «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский. Третий считает: «Серов дал в портрете то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником – душу, большую душу большого артиста». (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет.

Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Но, по словам И. Э. Грабаря, художник остался недоволен портретом: «Это только небольшая часть Шаляпина, а он (Серов. — В. Д. ) задумал дать его всего. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

В портрете чопорная поза великого князя натянута и скованна – он застыл, выдерживая эту позу с чрезмерным старанием, точно не уверенный в том, правильно ли он это делает. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). по: Шаляпин. В выписывании ярмарки Кустодиев со всей щедростью разбросал запасы своей неистощимой наблюдательности, заполнив живописное пространство множеством фигур, предметов, движущихся линий переливающихся красок. Некоторые серовские портреты современники считали шаржами и даже карикатурами. Страна детства была родной и Шаляпину.

Петр дубиной укладывает и этого на месте: Будешь знать, как царя не признавать. «В его присутствии не было никакой возможности говорить без ощущения самокритики, — писал Андрей Белый. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.