Портрет Шаляпина В Шубе

Один из известнейших портретов великого Шаляпина – портрет работы Бориса Кустодиева, на нём артист изображён на фоне русской ярмарки в роскошной шубе. Одним из самых известных портретов великого певца Федора Ивановича Шаляпина является работа художника Бориса Кустодиева, на которой артист изображен в шикарной шубе на фоне традиционной русской ярмарки.

Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи

— Шуба-то хороша, да возможно — краденая. — Как краденая. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Кустодиев с молодых лет восхищался талантом Шаляпина. Недаром Федор Шаляпин говорил, «.

Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом — русский город. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.

Шаляпин и Кустодиев 
— два гения иодин 
портрет

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Я занялся актерами. Предложили мне выбрать.

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. 1932. Пошел в магазин.

Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух».

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА 
Борис Кустодиев

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев

Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.

его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Таким образом индивидуальность позирующего раскрывается через окружающий ее мир. Любовью и пониманием творчества Кустодиева пронизаны слова Шаляпина: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски.

Портрет Шаляпина, 
1922, Кустодиев 
– описание картины

Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины

Его Портрет художника И. Я. Первоначальное название картины — «Новый город». Знаменитого артиста рисовали часто (В. А.

На заднем плане высятся деревянные горы с ледяным скатом трепещет флажок над каруселью. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Париж, «Современные записки». Пошел в магазин. Больше всего народу собралось у балагана. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.

Федор Шаляпин: робкий 
великан, ставивший 
втупик королей

Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей

Он работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы и варианты. На ногах модные ботинки напуговках серая замша и черный лак. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. — Да как же это случилось. Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже.

Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.

Мне несомненно понравилось это произведение. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34.

его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. — говорю я ему.

Никто и не оспаривает, что кровь его матушки от Сурикова и Кончаловского. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.

Шуба у вас больно такая богатая. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию.

Сочинение по картине 
Портрет Шаляпина 
Кустодиева 8 класс

Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс

Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Серов, Л. О. 1921 год, зима. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. На руках у Марины обезьянка. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе. Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе». Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)».

Сайт о жизни и творчестве 
художника

Сайт о жизни и творчестве художника

И появляется ощущение, что это произведения совершенно счастливого человека, онсоздавал портрет-идеал на фоне картины-идеала. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Недаром ФедорШаляпин говорил: ". На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Я отправился к нему с этой просьбой. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник.

По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Но если я когдалибо видел в человеке действительно великий дух, так это вКустодиеве. БорисКустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Произведения отличались неповторимым ярким, праздничным стилем. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул. Посмеялись и условились работать.

Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Чуть поодаль внимательный зритель разглядит афишу с именем великого баса: в этом новом городке Федора Ивановича Шаляпина ценят, любят и ждут.

Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Их кистью, карандашом и резцом сохранен в веках облик артиста и образы им созданные. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

У входа на ярмарку— столб, на котором афиша с именем Шаляпина, возвещающая о таком большом событии для провинции— приезде великого певца и свидетельствующая о том, что его здесь ценят, любят и ждут. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Именно тогда, видимо, Кустодиев рассказал Шаляпину о своём желании написать его портрет, но певец сослался на нехватку времени для позирования, в то же время заручившись согласием художника создать портрет своей жены — Марии Валентиновны Шаляпиной13. Помог Федор Иванович Шаляпин, не словами, а тональностью своих воспоминаний.

Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром.

Оригинал, принадлежавший Шаляпину, хранился в его парижской квартире на авеню дЭйло. Не мог выбрать похуже — выбрал получше. — Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. С какой теплотой он смотрит на людей. Для Кустодиева портрет Шаляпина – первое и последнее обращение к личности артиста. Уменьшенный портрет неоднократно представлял творчество Кустодиева на художественных выставках в Швеции, Канаде и Америке1478.

Басков в краденой 
шубе Шаляпина

Басков в краденой шубе Шаляпина

Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.

Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно.

В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Что именно не так, я не могла сформулировать. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Все боятся подойти к нему.

Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Только неимоверная любовь к России могла одаритьхудожника. Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Певец озирается вокруг – Новгород для него город незнакомый, здесь будут гастроли, а вот его дочки с головой окунулись в народное гуляние.

После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Борисом Михайловичем Кустодиевым. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве". На его плечах теплая шуба, на голове шапка из меха, рука его опирается на трость.

О великом русском 
художнике и портрете 
Шаляпина

О великом русском художнике и портрете Шаляпина

Интересна история создания этой картины. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Ряд других разбросаны по различным коллекциям, музеям и частным собраниям, в том числе в Москве, а также в Национальной картинной галерее Армении79. В 1922-м артист увез его с собой за границу.

В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. По неизвестной причине у него отнялись ноги. Недаром Федор Шаляпин говорил:. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами.

Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Ему казалось, что весь город знает о его позоре. На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

  1. Описание картины «Портрет Шаляпина»
  2. Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  3. КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
  4. Краткое описание Портрет Шаляпина

Экий я мерзавец—буржуй. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского. Кстати, волнение и застенчивость, несмотря на мировую славу, так и остались в его характере. Написал быстро1.

  1. Описание настроения картины Портрет Шаляпина

В его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русскиечерты, однако это не та Русь, которая встает с полотен художниковпередвижников. Борис Кустодиев открыл ее другую сторону: в его картинах нет показа тяжестинародной жизни изображенная им Русь радостная, где во всем чувствуетсяматериальный достаток, царят звонкие краски и яркие узоры. На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы свеселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народнымигуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скукепрозаической жизни. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжалработать. Кустодиев взялся исполнить четыре эскиза декораций и эскизы всех костюмов и гримов к опере А. Н. Серова «Вражья сила», которую ставил Шаляпин1. Приятно ее написать. — Ловко ли.

Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. Премьера оперы состоялась в 1920 г. Это был один из лучших спектаклей тех лет. Экий я мерзавец — буржуй. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.

Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Тяжелаяболезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».

Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве. Ходить в них по снежным склонам трудно иШаляпин опирается на дорогую трость. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Дворищина.

Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. Так что барин в роскошной шубе он только внешне, внутренне он тот же крестьянский мальчишка, который начал петь из-за побоев отца. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку— под нею виден строгий концертный костюм. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно.

Описание картины 
«Портрет Шаляпина»

Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м.

Должно быть, решение пришло в голову, когда он побывал в Лавре. Оно притягивает не только своим величием, но и праздничной атмосферой. Обладая твердым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.

Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Давно ли они думали, что зимой у нас по улицам медведи бродят.

На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Портрет был закончен в 1921 году и сразу же приобретен Шаляпиным. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Солидный мужчина, своим видом вызывает восхищение и восторг у окружающих.

Пастернак, К. А. По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

Коровин, И. Е. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (произведениям Лескова: «Штопальщик», 1922 «Леди Макбет Мценского уезда», 1923). Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.

Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. 2 Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре.

— Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Здесь духовный центр России. Но в театре приняли условия русского баса. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Что же получилось: автопортрет или, может быть, портрет России.

Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. В этой шубе и изобразил артиста Кустодиев. На пальце— перстень.

Пастернак, К. А. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный.

Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Среди нее снуют сбитенщики, лотошники, продавцы воздушных шаров. В том же году Кустодиев сделал для себя авторскую копию картины и не расставался с ней до самой смерти. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Предложили мне выбрать.

Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле. В марте 1968-го по просьбе дочерей Шаляпина Марфы и Марины портрет Кустодиева был принят на хранение в Ленинградский государственный театральный музей, а с апреля 1985 года выставлен в Большой гостиной Мемориальной квартиры-музея Шаляпина в Петербурге. Серов, Л. О.

Шутите, Федор Иванович. — Да так, — говорю, — недели три назад получил ее за концерт. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – российский художник, портретист, театральный художник, декоратор. Его «Портрет художника И. Я. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Сейчас она экспонируется в Государственном Русском музее. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая.

На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом.

У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». Шаляпина" находится в Париже, а в Русскоммузее выставлен портретповторение 1922 года. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковке из которых можно выделить отличный по мнению критиков рисунок головы Шаляпина5. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. И вот не какой-то веселый, русский, но неузнаваемый город видим мы на портрете.

Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе.

Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Шаляпин оглядывается. В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель).

Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»2017Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он ещеучился в Академии художеств в Петербурге. В 1902 г. писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам — «властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, «исправить ту жестокую несправедливость жизни, что испокон веков тяготеет над певцами и актерами», создать из произведений Ф. И. Шаляпина «прекрасную долговечную статую». Борис Кустодиев любил Шаляпина с юных лет. В том же году Кустодиев создал для себя уменьшенную копию-повторение портрета, которая впоследствии активно выставлялась по всему миру, тогда как оригинал хранился в личной квартире Шаляпина в Париже. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки.

Точнее, дебют этот не состоялся. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Портрет создавался эпизодически в период с 1920 по 1922 год в трудных для Кустодиева условиях: чтобы объять кистью весь двухметровый холст, художнику приходилось писать его по частям, полулёжа, с помощью специально разработанного устройства, позволяющего наклонять полотно до нужного положения.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Коровин, И. Е. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.

В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. 1 Портрет исполнен в 1920—1921 годах. его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы вообще все эти типичнорусские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителюнеобыкновенное чувство радости. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.

И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Самой историей дышат могучие стены и башни Лавры, ее соборы и церкви. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.

Преданно смотрит на хозяина белыйпородистый мопс Ройка. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Над торговыми рядами — вывески с аршинными буквами.

И начались репетиции.

В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Билибина был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене.

С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. И писать его приходилось по частям, не видя целого. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе». Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление.

В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.

такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображениирусских людей". Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве БорисКустодиев не мог. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. И в ней работаБориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. которая была так близка Ф. Шаляпину.

А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Чем нарушил этикет. Академик живописи. Его "Портрет художника И. Я.

Повсюду оживленная толпа. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Возможно.

Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). И он рисовал, рисовал много.

Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Через два года Кустодиев и создал этот «зимний» портрет. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.

.