Портрет Старика В Красном Рембрандт
Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654
Искусство Рембрандта-портретиста – одна из вершин европейской живописи XVII века. Хендрикье, уже совсем больная, завещала все свое имущество маленькой Корнелии, а после ее смерти – Титусу. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Написанные годом позже «Иаков борется с ангелом» и «Моисей разбивает скрижали закона» (Берлинский музей) ясно доказывают, что ни время, ни несчастья не отняли у кисти бессмертного творца этих картин умения создавать световые эффекты и широкий взмах ее. Грубая действительность пробудила его от грез. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Этот мягкий, несколько тусклый колорит чрезвычайно гармонирует с сюжетом картины «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа». Заказы стали делаться реже кредит художника пошатнулся. – Последний коллективный портрет.
Как после «Ночного дозора» Рембрандт потерял свою кроткую жену, так вскоре после окончания «Портрета синдиков» он лишился своей скромной, но верной подруги (1662 год). Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи. – Памятники. Около 1645 года в его манере писать наметилась коренная перемена. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Странное название гравюры («В сто гульденов») произошло, как говорит один из современных писателей, по следующему случаю.
Талант Рубенса-портретиста, быть может, наиболее ярко проявился в эрмитажном «Портрете камеристки». Колорит сам по себе – целая поэма в красках. – Уплата долгов и признание Титуса абсолютнолетним.
И, тем не менее, долг за дом по-прежнему остается непокрытым. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). На каждом из этих лиц легко прочесть мысли, настроение и характер изображенной личности.
Он увидел, как шатко и непрочно его положение. Узнав об этом, кредиторы художника, рассчитывавшие на дом как на обеспечение его долгов, подали в суд к взысканию его обязательства. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ФАН РЕЙН 1606-1669 Портрет старика в красном
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Уже в 1647 году Рембрандт не мог вовремя внести срочный платеж за дом. Из тринадцати тысяч, требуемых в уплату за дом, мастер внес только семь тысяч гульденов. Смотрите, я все тот же, крепкий, могучий, непоколебимый, как дуб, не тронутый грозой».
Вероятно, Рембрандт писал этот портрет с какого-то человека, прожившего нелегкую жизнь, но в старости погруженного не в сожаления о прошлом, а в философские рассуждения и размышления. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Куда же они могли исчезнуть. Вместе с Титусом, Хендрикье и ее маленькой дочерью Корнелией он переехал в гостиницу «Императорская Корона», хозяин которой согласился содержать его в долг.
Художнику очень понравились эти гравюры но так как денег у него не было, то он отдал торговцу, вместо уплаты, копию своего «Исцеления больных». Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). – Гравюра с изображением Коппенола.
Описание картины Рембрандта Харменсаван Рейна «Портрет старика в красном»
Через величавое спокойствие художник передает психологическое состояние пожилого человека, его переживания и раздумья. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Общественное положение его пошатнулось. К тому же финансы Голландии в это десятилетие значительно, хотя и ненадолго, поколебались.
Великий труженик был объявлен несостоятельным должником. – Торговля картинами, основанная Титусом и Хендрикье. Но, без сомнения, первый шаг к сближению был сделан не со стороны Рембрандта.
– Фамильный портрет будто бы семьи Рембрандта. Ярким пламенем, как последние лучи заходящего солнца, вспыхнуло бессмертное вдохновение художника в картине изображающей чудную семейную группу: мужчину, женщину и трех детей (Брауншвейгский музей). В Петербургском Эрмитаже можно видеть его «Возвращение блудного сына» в музее Амстердама находится не совсем понятная, загадочная картина, почему-то названная «Еврейская невеста» изображающая молодую женщину в роскошном уборе она, видимо, ожидает приближающегося к ней пожилого мужчину. Благородное лицо мужчины написано широкими и смелыми взмахами кисти отделка правой руки по своей тщательности может сравниться разве что с руками «Джоконды» Леонардо да Винчи.
Описание картины «Портрет старика в красном»
Фигура героя занимает центр картины, она светлее, чем фоновое изображение. «Торговец, – прибавляет очевидец, – вероятно, хотел оказать известному живописцу любезность». Постановка фигур поразительна по своей правильности и целесообразности. Тут опекуны Титуса вступились за права малолетнего наследника Саскии ван Рейн.
(Ред. – Подчеркнуто Девятовым). Когда же друзья указали ему на этот поворот в воззрениях публики и убеждали его приспособиться к новым веяниям и писать так, чтобы его картины находили покупателей, он, несмотря на всю трудность своего положения, отказался, говоря, что Рембрандтом он родился и Рембрандтом умрет.
Маленькое произведение исполненное в сравнительно редкой у Рембрандта гризайльной технике (в коричневато-серых тонах), дополнило богатую коллекцию творений великого голландского живописца. Но дело только осложнилось. Рембрандту она предоставила право пожизненного пользования доходами с наследства и опеку над малолетней дочерью. – Вдова и сироты.
Начались сцены ревности, попреки памятью Саскии, грубые выходки со стороны старухи. Тихая, почти веселая улыбка освещает его лицо. Холст, масло. (Ред. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. В поисках выхода Рембрандт еще более запутывает свои денежные дела. Несколько сохранившихся эскизов позволяют нам судить о том, каким должен был быть оригинал.
«Портрет старика в красном» Рембрандта
Всякий другой сделал бы из этого сюжета самый банальный, скучный, ординарный портрет. – «Возвращение блудного сына» и «Еврейская невеста». Но, видимо, никакие рамки не могли остановить могучего полета гения Рембрандта даже покоряясь всевозможным указаниям, советам, требованиям богатых «суконщиков», он сумел сотворить создание единичное, цельное, перед которым еще долго, если не вечно, будут преклоняться знатоки искусства. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Его поведение не могло не внушать уважения к нему вскоре вокруг него собрался кружок друзей: Сикс, Франсен, богатый торговец произведениями искусства, Зоммер, собиратель эстампов, называвший художника своим «специальным другом», были его постоянными посетителями. Часто пожилой художник, увлеченный своим делом, забывал обед и закусывал, стоя перед мольбертом, куском сыра с хлебом или селедкой (пища самого бедного класса в Голландии). – «Поклонение волхвов».
– Женитьба Титуса. Статичность композиции, отсутствие каких-либо деталей обстановки использование света для концентрации внимания на главном и усиления эмоционального воздействия образа, виртуозная живописная техника, в частности использование в качестве выразительного средства различных способов нанесения краски на холст (жидкий, тонкий слой в тенях, корпусно написанные «света», пастозные мазки и целые сгустки краски при передаче узловатой, «корявой» поверхности старческих рук), наконец, горячий колорит, построенный на сочетании коричневато-черного цвета (среда из которой выступает фигура) с глубоким красным цветом одежды, – все служит целям психологической характеристики при создании Рембрандтом «портрета-биографии». Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви.
Считают, что это портрет некоего мудреца. В этом документе встречается интересная статья, по которой Рембрандту предоставляется право жить у ведущих дело, «не платя им за пищу и квартиру и стараясь быть им полезным». – Характеристика трех коллективных портретов. – Переселение на новую квартиру. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Что тогда. Выражение лиц становится более угрюмым, суровым. Но на ошибках и учатся. Здесь для семьи ван Рейн началась жизнь исполненная постоянного труда и строгой экономии. Ранняя работа Рембрандта «Поклонение волхвов» попала в фонды Эрмитажа из собрания Паскевича в 1923 году и считалась копией картины, находящейся в музее города Гётеборга (Швеция). Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Рембрандт недолго оставался в «Императорской Короне». Развитие его творческого гения шло вразрез с требованием рынка.
Рецензии на книгу «Рембрандт Портрет старика в красном»
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Старец с мудрым выражением сидит, сохраняя спокойствие. Черные кафтаны, оттененные белыми воротниками, широкие черные шляпы гильдейских старшин (один только слуга стоит с непокрытой головой) красиво выделяются на фоне темной деревянной обшивки стены.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта.
К концу сороковых годов XVII века наступил тот хаос в семейных и денежных делах Рембрандта, который привел к его полному разорению. Пытаясь выйти из затруднений, Рембрандт прибегнул к способу, свойственному всем непрактичным людям, к способу, так метко описанному Крыловым в его басне «Тришкин кафтан». В 1656 году Рембрандт написал для той же хирургической аудитории, для которой почти четверть века тому назад он создал свой бессмертный «Урок анатомии», коллективный портрет профессора Яна Деймана и восьми докторов, его слушателей. – Ее духовное завещание. Так, на заднем плане несомненно нидерландского «Канала с лебедями» красуются холмы, которых, конечно, ни один голландец не видал на своем горизонте.
Владельцы дома через нотариуса требуют немедленной уплаты оставшегося долга. Прошлое героя картины явно очень богато разнообразными жизненными ситуациями. Богатства они ему, во всяком случае, не доставили.
Во всяком случае, едва ли он остался внакладе. Чудное золотистое освещение смягчает слишком мрачный характер картины. И после ему часто случалось исполнять подобные поручения. Вот почему я и решил лучше довериться своей интуиции.
В 1658 году была окончена великолепная картина «Поклонение волхвов» (Бекингемский дворец). Начался процесс, продолжавшийся почти девять лет. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Таким образом он приобрел некоторую коммерческую опытность и навык. Годы сделали его еще энергичнее и духовно сильнее. – «Бичевание Христа» и последний автопортрет. «Большой пейзаж с развалинами на горе» (Кассельская галерея) – уже прямо плод богатой фантазии художника здесь красные черепичные крыши фермы и ветряная мельница, встречающиеся на каждом шагу в окрестностях Амстердама, виднеются рядом с остатками дорического храма и итальянской гондолой.
Широкими световыми плоскостями ложится облегающая фигуру красная одежда и наброшенный на левое плечо отороченный черным мехом плащ. – Два портрета. Рубенс создает в этом случае редкий для его искусства образец психологического портрета. С горьким чувством глубокой обиды покинул он чудный уголок, устроенный и украшенный его трудами, то гнездо, в которое он когда-то ввел свою «милую хозяйку» (надпись на первом портрете, выполненном через три дня после свадьбы), цветущую, прелестную Саскию. Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен. Патриарх хочет перед смертью благословить своих внуков.
Понемногу в уединенное жилище художника пришло довольство он жил скромно, но не бедно. Великолепным образцом психологического портрета может служить «Портрет старика в красном».
– Болезнь и смерть Хендрикье. Стол покрыт дорогим восточным ковром красноватого цвета. Торговля картинами продолжалась от имени Корнелии до самой смерти художника. Известно, что он занимал у своих друзей довольно значительные суммы.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Это десятилетие стало вершиной мастерства Рембрандта как портретиста. Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания. Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров).
Портрет старика с бородой Рембрандт Хармес ван Рейн
Кажется, что в нем движется особая жизнь духа и мысли. В 1867 году за одну из копий этой гравюры было заплачено 27 тысяч франков. – Стихотворение де Деккера.
Многие из комментаторов творчества Рембрандта утверждают, что эта картина – портрет его самого и его жены, Екатерины ван Рейн, на которой он женился вскоре после смерти Хендрикье. Как известно, редкая и ценная гравюра «Мост Сикса» явилась следствием шутливого пари за обедом у Яна Сикса, на его загородной вилле. Каждый день по-новому воспринимаешь портрет работы Рембрандта «Старик в красном».
Портрет старика в красном Рембрандт
Рембрандт использует особую художественную технику для придания образу выразительности. Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения. Доходы уменьшились, а расходы росли. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Хендрикье тоже полюбила художника.
Лицо камеристки кажется трепетным, живым. Но нельзя не указать на одну из его гравюр этого периода известную под названием «Лист в сто гульденов» или «Христос исцеляющий больных», Спаситель спустился в подземелье, мрачное и сырое, где ютится всякая беднота, бесприютная и обремененная недугами и нуждой. От фигуры окруженного сиянием Искупителя, фигуры вовсе не идеализированной, а поражающей своей правдивой простотой, на окружающих Его больных льется яркий свет божественной благости и милосердия. На первой стадии работы над портретом, мне это где-то местами удавалось и в общем портрет вроде бы в целом не плохо организовался (как мне кажется), но мне не удалась сама последовательность в работе – метод ведения холста последовательно к завершению. Картины, написанные в 1656 году. Бытовые эстампы «Евреи в синагоге», «Странствующие музыканты» и другие – все обозначены первым годом его вдовства. И он достиг своей цели.
Портрет старика в красном 1654. Но сломить меня вы не могли. С темного полотна бросает он гордый, суровый взгляд своих проницательных глаз на твердо сжатых губах усмешка, полная упрека и скорбного презрения. Этот путь оказался не таким последовательным и ровным.
Этот облик излучает вдохновение. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. – Отмечено Девятовым: «ХА. »). – Труд и экономия. – Подчеркнуто Девятовым).
Рембрандт Харменс ван Рейн, "Портрет старика в красном", фрагмент
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Нет сомнения, что в лице ребенка играющего на коленях молодой дамы, заметно разительное сходство с чертами автора картины но мужчина вовсе не похож на Рембрандта. Только в сердца книжников и фарисеев, пришедших испытать Учителя, не проникают его лучи они с презрением и насмешкой издали наблюдают эту сцену, сообщая друг другу свои замечания и выводы. Обнародованный в 1651 году Англией «Акт мореплавания», запрещавший голландским кораблям ввозить в Великобританию иноземные товары, до известной степени подорвал торговлю Соединенных Провинций, а несчастная война с Кромвелем опустошила их казну. Чтобы уплатить один долг, он делает другой. Теперь действительно убеждаешься в том, что многое значит в самом ведении работы и верного видения того, что ты пишешь.
– Смерть Рембрандта. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Стойкость, силу духа и покорность судьбе выражает лицо неизвестного мудреца.
Видно, что герой всю жизнь движется к самореализации. Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Благосостояние Рембрандта сильно поколеблено. Их живописная характеристика, с отказом от мелочной детализации формы и от иллюзионизма в передаче материала ткани служит средством усиления эмоционального воздействия картины. Все это были меры, вовсе не поправлявшие положение, а, напротив, только осложнявшие его. Его взгляд по-прежнему бодр и вдумчив.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Наконец Рембрандт потерял всякое терпение и отказал Диркс от дома. Ему стоило большого труда уладить это дело. 1657-м годом помечен первый из них.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). – Возвращение друзей. Да и сама мода под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии) изменилась с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию.
Ощущаешь его теплоту, нежную мягкую поверхность кожи, румянец на щеках.