Портрет Старухи Рембрандт
Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессилено. Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры. Эти настроения были абсолютно чужды Рембрандту. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог.
Одетая в темные одежды она походит на вдову, которая скорбит по своему супругу. Галерее Бодуэна суждено было стать последней в ряду блестящих покупок русской императрицы, беспрерывно длившихся два десятилетия и удовлетворявших ее непомерную художественную манию. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. На них изображены седобородый старик и старушка в темных одеждах, сидящие со сложенными на коленях руками. Рембрандт — это настоящий и непревзойденный мастер библейских и мифологических тем, портрета и передачи светотени. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст.
Светом выделены лицо и кисти рук. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Хендрикье тоже полюбила художника. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
- Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654
Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Судьба этих произведений сложилась по-разному.
На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров. Едва ли не половину из них составляли портреты стариков. Она представляет собой старость таковой, какая она есть на самом деле.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. А вот описание фрау Кирхгоф, данное писателем Борисом Садовским в книге «Петербургская ворожея»: «полная, с орлиным носом женщина в белом платье». В творчестве Рембрандта (1606-1669) и его учеников изображения старых, умудренных жизнью людей занимают особое место. Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд.
В русле этой традиции оценивались и два экспонируемых полотна. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. После Мюнстерского мира (1648), принесшего Голландии официальное признание, а вкусившим все плоды победы богатым бюргерам -- чувство успокоенности и самодовольства, к искусству все настойчивее предъявляются требования идеализации буржуазной действительности.
Кожа старушки напоминает цвет дерева. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему -- человек наедине со своими думами. Она словно уходит в свою жизнь.
Фамильный герб или надпись с указанием возраста помогали идентифицировать модель. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. В эти тяжелые и переломные для любого человека годы, Рембрандт пишет картину «Ночной Дозор», которая принесла ему настоящую славу и является до сих пор одной из самых ярких картин всего его творчества. Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Ее взгляд действительно старческий.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Кресло на столько глубокое, что на картине видны лишь его подлокотники. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). На лице выражена горесть. Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто. Она спокойно встретит свою судьбу.
Однако это не портреты, хотя написаны с натуры. Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Необычайная духовная значительность свойственна этим образам. Чтобы придать её позе значительность, Рембрандт использует особый композиционный приём: даёт точку зрения снизу. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Популярные в Голландии заказные портреты создавались с мемориальной целью. Самым знаменитым портретом этого периода является «Старик в красном». Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Через посредничество агента императрицы Екатерины II, барона фон Гримма (1723-1807), граф сделал предложение русскому двору приобрести у него пинакотеку для Эрмитажа.
Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65). К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Лицо ее исчерчено глубокими морщинами. Когда наступит время уходить из этого мира, ей не будет страшно.
Понятно, почему работа так называется. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину «Возвращение блудного сына». Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Даже при беглом взгляде на эрмитажные картины очевидна их композиционная близость. Взгляд ее опущен вниз.
Довольно свежее лицо напоминало старушек Рембрандта. Часть из них и сегодня находится в Эрмитаже (помимо представленных на выставке полотен, это Портрет поэта Иеремиаса де Деккера (1666) и Молодая женщина перед зеркалом (1657).
В инвентарях их называли Философами, Учеными, Сивиллами, Пророчицами. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. контексте таких произведений отождествление изображенного лица играло важную роль.
В результате Эрмитаж, насчитывавший к тому времени около двух с половиной тысяч полотен, обогатился первоклассными картинами. Портрет старушки, 1654. Ночной Дозор — это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Победители щеголяли наградами и бесшабашной храбростью. Она прожила долгие годы, радуясь жизненным моментам и печалясь. Голову ее покрывает шляпа черного цвета. Образ старой женщины – это образ-судьба. Глаза ее темны.
Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Именно таковой ее пытался изобразить Рембрандт. Оживилась салонная жизнь, зачастили светские развлечения.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Она растила и воспитывала своих детей и внуков. Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились). В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Их владелец, граф Бодуэн (1715-1797), сделал военную карьеру, но в парижских кругах получил известность как гравер-любитель и страстный коллекционер. И одновременно напряженно нарастает в картине звучание красного цвета. Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ».
Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса. Картины написаны на холстах одного формата, обе датированы 1654 годом и происходят из одной коллекции. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Молодая служанка Хендрикье Стоффелоказалась очень достойной девушкой и её очень полюбил сын Рембрандта и Саскии Титус.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Позируя Рембрандту, Бартье принарядилась.
У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Отвергнутый аристократической Голландией, он еще более непримиримо развивает демократические стороны своего искусства, вновь (и теперь уже до конца жизни) подвергаясь нападкам за приверженность к «плебейским» вкусам и взглядам. Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Не успевшие отведать пороха юноши также желали доказать, что нисколько не уступают в лихости носителям эполет. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Возможно, лучший из портретов Рембрандта. На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). О том, как в действительности выглядела Шарлотта, остается только догадываться. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Русский литератор середины XIX века Петр Каратыгин в историческом романе «Дела давно минувших дней», вышедшем в1888 году, так описал знаменитую гадалку: «Вдова пастора, высокая ростом старуха лет шестидесяти, наружностью менее всего походила на колдунью. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее».
Женщина изображенная на холсте, очень стара. В «Портрете старушки» удивительным образом сочетаются живописное богатство и простота.