Портрет Сумасшедшего

Портрет сумасшедшего (Клептоман)

Гоголя особенно волновала эта проблема, так как будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям имеющим более низкий чин. Это высказывание можно считать программой романтизма, обратившегося к передаче чувств, настроений. Но как обстоят дела с актерами Театра имени Гоголя, все более-менее ясно и нынешний «Портрет» новых штрихов не добавит. ХХ век — это время, когда появляются художники, которые не сошли с ума, а, наоборот, стали художниками, будучи уже сумасшедшими. Булгакова является тесная связь с русской классической литературой XIX века. Из письма Гоголя Ивану Дмитриеву от 30 ноября 1832 года, а также из письма Плетнёва Жуковскому от 8 декабря 1832 года можно усмотреть, что в ту пору Гоголь был увлечён повестями Владимира Одоевского из цикла «Дом сумасшедших», вошедших позже в цикл «Русских ночей» и, действительно, посвящённых разработке темы мнимого или действительного безумия у высокоодарённых («гениальных») натур.

Ощущение драматизма усиливает бурное небо, освещенное вспышками выстрелов. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Я читал тоже в газетах о двух коровах, которые пришли в лавку и спросили себе фунт чаю».

  1. Портрет сумасшедшей, Теодор Жерико, 1822
  2. ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
  3. ТЕОДОР ЖЕРИКО: БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ (Компиляция из различных источников)
  4. 15 русских художников, которые сошли сума
  5. Жерико ТеодорКартины и биография
  6. ЖЕРИКО ТЕОДОР Портрет сумасшедшей

Лувр. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Несомненно, что его первые работы «Ладья Данте» и «Хиосская резня» написаны — при сохранении независимости — прежде всего под стилевым влиянием Жерико. И на следующий год попал в петербургскую психиатрическую больницу.

Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Из того же увлечения романтическими сюжетами Одоевского возник, очевидно и неосуществленный замысел «Записок сумасшедшего музыканта» непосредственно связанные с ним «Записки сумасшедшего» тем самым связаны, через «Дом сумасшедших» Одоевского, с романтической традицией повестей о художниках. Там его сумели привести в относительный порядок. (Лувр купил полотно только в 1921 г. ). «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». ещё канцелярское прозвище Шнейдера: «проклятая немчура» и «проклятая цапля» в «Записках».

  1. Арт-брют: картины, созданные душевнобольными
  2. 15 русских художников, которые сошли с ума
  3. 10 по-настоящему страшных картин великих художников
  4. Портрет Безумного Шляпника в пастели

Среди этих людей и подлинные портретные изображения — инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савинъи (оба — оставшиеся в живых очевидцы катастрофы). И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон, действительно можно сойти с ума. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.

Исследователи не раз обращали внимание на основу фамилии героя «Записок сумасшедшего». Жерико многое сближало с классикой и классицизмом. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид. Ну да, фаустовский контракт рисовальщика с не материализующимся, в отличие от Аделаиды Ивановны, но явно витающим поблизости дьяволом: талантливый, но непризнанный художник променял свое дарование на суетный житейский успех, на деньги, на славу и вскоре, столкнувшись с произведением по-настоящему великим и художественным (для большей доходчивости воспроизводится видеопроекция «Явления Христа народу» Иванова), не пережил испытанного от разочарования в себе шока. Немного странное видение окружающего мира очень влияло на текст его произведений.

Вечером он отправился в горшечный сарай, где повесился. Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном (Крушение Дон Жуана), пишет Взятие Константинополя крестоносцами (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Париж. Недаром, напомним именно в этом Салоне был впервые признан Энгр.

Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Автор приходит к выводу о том, что поэтика Н. В. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Поприщин хорошо знает о разного рода аномальных явлениях. Его ценности фальшивы, ведь в них нет ни истинной любви, ни божественной искры призвания, ни целеустремленности ума. Скончался Тыранов от туберкулеза в 51 год.

  • ТОП-20 самых страшных картин известных художников (20 фото)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Михаил Тихонович Тихонов (1789–1862)
  • Михаил Тарасович Марков (1799–1835)

«Портрет» в этом смысле, конечно, посвежее будет — правда, как водится в таких случаях, свой спектакль к юбилею Гоголявроде бы должен скоро выпустить РАМТ, но хоть в чем-то Театр имени Гоголя в юбилейный год обошел коллег. Гоголя оказала существенное влияние на творчество М. А. Среди русской диаспоры циркулировали слухи о его душевном нездоровье. Во время одного из конфликтов 41-летний художник был вызван в волостное правление, которое его приговорило «за грубости и ложные слухи» к трехдневному аресту. Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомство Делакруа с живописью Констебла.

В Салоне 1812 г. Жерико заявляет о себе большим полотном-портретом, носящим название «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку». Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. – портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга-психиатра Жорже (1822-1823). Забавно, но главный герой этой повести Нос. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. В «Афонино» благодаря руководству психиатра Владимира Гаврилова, который верил в арт-терапию, Лобанов начал рисовать. Ощущение глубокого отчаяния является одним из важнейших мотивов его творчества.

Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». Жерико болезненно переживал критику. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».

На ее губах можно заметить подобие улыбки. В Англии же Жерико создает серии литографий на бытовые темы (литография была абсолютно новой техникой, которой в XIX в. предстояло большое будущее), делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передает их с большим чувством достоинства и личного к ним уважения (серия литографий «Большая английская сюита», 1821). — прямо наводит нас на фамилию героя Грибоедова, то есть на Молчалина»6. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.

Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Коллежский асессор Ковалев, проснувшись однажды утром, обнаруживает пропажу собственного носа. У Федотова были галлюцинации и бред, состояние его ухудшилось. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. » — оказывается в итоге риторическим.

  • Яков Максимович Андреевич (1801–1840)
  • Александр Андреевич Иванов (1806–1858)
  • Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859)
  • Григорий Васильевич Сорока (1823–1864)
  • Алексей Филиппович Чернышев (1824–1863)
  • Павел Андреевич Федотов (1815–1852)

В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Весной 1852 года началось острое психическое расстройство. М. О. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. Булгакова. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.

Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Жерико, обладая пылким воображением, живо представлял себе муки людей, у которых почти не осталось надежды на спасение. Тема безумия одновременно в трех аспектах (социальном, эстетическом и лично-биографическом), которые находил в ней Гоголь, естественнее всего могла быть развернута прямой речью героя: с установкой на речевую характеристику, с подбором острых диалектизмов ведущего свои записки чиновника.

Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Художник страдал тяжелой формой депрессивного расстройства, что видно по картинам его последнего периода, полным пессимизма и разочарования, например по циклу «исторических кошмаров». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Одной из особенностей художественного мира М. А. В 1863 г. Делакруа умирает.

  • Михаил Александрович Врубель (1856–1910)
  • Анна Семеновна Голубкина (1864–1927)
  • Иван Григорьевич Мясоедов (1881–1953)
  • Сергей Иванович Калмыков (1891–1967)
  • Александр Павлович Лобанов (1924–2003)
  • Владимир Игоревич Яковлев (1934–1998)

Ученик Добужинского и Петрова-Водкина, по легенде изображенный последним в «Купании красного коня». Она отмечала сходство Мастера с Гоголем во внешности («острый нос», «свешивающийся на лоб клок волос»), в образовании (историк по образованию), поступках и действиях (поглощен целью написать роман, много говорит о своей болезни, сжигает рукопись). Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов —Паганини (около 1831), Шопена (1838), в поздние годы исполняет несколько декоративных работ (купол библиотеки Люксембургского дворца (1845—1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850—1851), капеллы св.

Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. 1817, Лувр, Париж). В дальнейшем Чартков окажется в эпицентре интереснейших событий: пропажи носа, похищения шинели и всего прочего, случайно встреченный на Невском проспекте майор Ковалев отчего-то требует от Чарткова разместить в газете объявление, слуга Чарткова Никита валяется в отсутствии барина в его постели и отказывается идти просить хозяйку об отсрочке уплаты долга, так что собственная, чартковская «невероятная история» (так обозначен официально жанр спектакля) забалтывается, отходит на задний план и прочитывается во всем этом бесовском хороводе в лучшем случае в самых общих чертах. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).

К его мнению прислушивались, его произведения охотно издавали. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. На деле же два с половиной часа (с антрактом, правда) по сцене прыгает и кружится в танцах толпа народа, грохочут о подиум массивные картинные рамы с вставленными в них полотнами и без оных, а также с зеркалами («себя как в зеркале я вижу и это зеркало мне льстит», хе-хе), мелькают фонари на длинных шестах, пугают карнавальные маски в стиле скорее хэллоуинском, почти беспрерывно надрывается фонограмма с музыкой Шнитке («Ревизская сказка» — еще один косвенный привет «Мертвым душам»), мозг со всех сторон бомбардируется элементарными частицами, по отдельности, вероятно и несущими какие-то заряды смысла, но завершенной картины не создающими, а вопрос, который Чартков/Сhartkov ставит в прологе — «А был ли у меня талант. Разум не выдерживает столкновения реального и ирреального, вот таким образом от душевной болезни страдают отдельные люди (Босой, Лиходеев, Мастер, Бездомный, Варенуха и др. ) и организации (служащие Зрелищной комиссии).

Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Самая знаменитая из женщин-скульпторов Российской империи во время учебы в Париже дважды пыталась покончить с собой из-за несчастной любви. Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма. Этот образ не раз фигурировал в «Петербургских повестях». Хотя болезнь прогрессировала, его мягкая натура вернулась кнему ионпродолжил рисовать.

Мир безумия, словно врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. 1831), Шопен (1838): в поздние годы исполняет несколько декоративных работ: купол библиотеки Люксембургского дворца (1845-1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), капеллы Святых ангелов в соборе Сан Сюльпис, 1849-1861), пишет натюрморты, пейзажи. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.

  • Картины и рисунки душевнобольных
  • Другие виды творчества душевнобольных
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Описание картины Теодора Жерико «Портрет сумасшедшей» (Умалишенной)
  • Главные герои и их характеристика

Гоголя не являются здесь исключением. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Не случайно Шарль Бодлер говорил, что романтизм — это «не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный строй». Поприщев воплощает в себе это понятие. Культивировавшиеся Гоголем до и после «Записок» формы повествования к данному замыслу были неприложимы. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Холст, масло.

Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.

Один из них — Лобанов. Вспоминаются слова Делакруа из «Дневника»: «. И «Записки сумасшедшего» становятся самым трагичным произведением из всего цикла. Жерико увлекался лошадьми и скачками и умел быстро схватывать самую сущность движения.

Вскоре Врубель был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства. Тогда он уже стал влиятельной и заметной фигурой в литературном мире. Алексей ухаживал за Михаилом и на свою академическую пенсию возил его по Европе. Чудако-ва отмечала: «.

Портрет сумасшедшей, 
Теодор Жерико, 1822

Ее привлекли к суду как революционерку, но отпустили как душевнобольную. Булгакова. Событие, произошедшее столь недавно, помнили зрители и в разгоревшихся вокруг полотна спорах не было равнодушных.

Больничная одежда свидетельствует то том, что героиня находится в закрытом заведении для сумасшедших. Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. Например, одна из картинок рассказывает, что 6 апреля в Париже была поймана удивительная птица— «оная величиною какъ фазанъ, носъ ея какъ у индеискаго петуха, голова и уши наподобие мышеи 4 имеетъ крыла, на спине— гробница, вкоеи— две мертвые кости съголовою, все тело ея какъ бархатъ, перьевъ кроме крылъ не имеетъ, а на хвосте— перья какъ у утки»4. Наконец, в Англии он находит тему своей последней большой картины Скачки в Эпсоме (Дерби в Эпсоме, 1821) – произведения, в котором он создал любимый им образ летящих, как птицы, над землей коней.

Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. — Т. И. ) были выразителями революционных тенденций и это их сближало. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. 292 x 194 см.

Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Аксентий Иванович недоволен своей должностью, над ним, как над всяким сумасшедшим, довлеет одна идея— идея поиска своего неведомого «поприща». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.

Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Вскоре Академию художеств известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов». В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. В повести «Портрет» умопомешательство характерно для всех покупателей портрета демонического ростовщика. В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт).

Жерико видел перед собой не столько пациентов, сколько индивидуально неповторимых людей, пусть больных изолированных от общества (Гиена Сальпетриер, Безумная старуха, Клептоман, Похититель детей). В Риме художник проводит целый год. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин романтизм. Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомство Делакруа с живописью Констебла. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).

В лубочной письменности имелось значительное количество сообщений об аномальных явлениях, причем в качестве источника информации авторы лубков указывали газеты. Пусть даже и за свой счет. Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. —портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга—психиатра Жорже (1822—1823).

-одна из сквозных тем романа. Ее помыслы так же мелки и суетны, как внутренний мир говорящих собачек. В самом герое заключен протест против несправедливых общественных устоев, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года».

На ее губах можно заметить подобие улыбки. Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). Впервые Жерико обратил на себя внимание серией конных портретов наполеоновских офицеров, но бессмертную славу ему принесло полотно «Плот Медузы» (внизу), рассказавшее о страшной участи тех, кто плыл на этом погибшем фрегате. Упоминается тема сумасшествия, связанного с вмешательством дьявольской силы.

Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Генерал, мечтающий получить орден и поверяющий свои честолюбивые мечты комнатной собачке, дан уже в «Утре чиновника», то есть в уцелевшем отрывке начала комедии, относящемся к 1832 году.

О «ручевском фраке»— мечте Поприщина— говорится в письмах Гоголя 1832 году к Александру Данилевскому, тому самому «приятелю», который жил в доме Зверкова. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. А замечание, отпускаемое Поприщиным в момент, когда он вспоминает Софи (замечание, ставшее крылатым выражением): Ничего ничего молчание. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.

Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.

В повести затрагивается ряд довольно важных проблем. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшему на доски плота (натурой Жерико послужил Делакруа), к отцу, держащему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядящему вдаль и затем к более активной группе – смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Многие факты, свидетельствующие об умопомешательстве героя повести и стиль их изложения, были заимствованы Гоголем в «Северной пчеле» (Поприщин— регулярный подписчик «Пчёлки»).

Гоголь писал: «Угодно было некоторым провозгласить его сумасшедшим и распустить этот слух таким образом, чтобы он собственными ушами на всяком шагу мог его слышать». Поприщин, как видно, соотносится (в случае привлечения комедии) с Чацким после схождения с ума, то есть начиная с отрывка Год 2000, а до этого отрывка он сопоставим с Молчалиным: его обязанности и отношение к директору очень схожи с отношением к Фамусову Молчалина. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). ). Интерес к примитивизму, «искусству аутсайдеров» (арт-брют) создает им большую популярность. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.

Перед лицом опасности, которую нес «Школе» Делакруа, Энгр, конечно, становился столпом классицизма и не признать его было уже нельзя. Связанная, таким образом, с первым комедийным замыслом Гоголя, картина департаментской жизни и нравов в «Записках» восходит к личным наблюдениям самого Гоголя в пору его собственной службы из которых вырос замысел «Владимира 3-й степени». Но то, что место проклятое — общеизвестно. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.

Соответственно, больший вес получает и зыбкая любовная линия Поприщин-Софи (многократно усиливается ирония по поводу расположения Софи к Поприщину). А вот зал, в котором обычно едва-едва заполняют первые ряды пенсионерки, приезжающие на электричках Курского вокзала и спешащие на них же после спектаклей, на «Портрете» вместе с приведенными строем солдатами заполняется почти полностью, если говорить о партере, так как амфитеатр по-прежнему стыдливо задернут занавесочкой. Причастность собственных замыслов Гоголя в 1833—1834 годах к этим повестям Одоевского видна из несомненного сходства одной из них— «Импровизатора»— с «Портретом». Именно вот таким образом Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. Фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).

Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с его программным произведением эстетики романтизма «Гений христианства» (1800—1802), затем наиболее передовое крыло—Ламар-тин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве — Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли, —имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы. Последние одиннадцать месяцев жизни он был прикован к постели и умер в январе 1824 г., на 33-м году жизни (вследствие неудачного падения с лошади). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806). Особо при этом подчеркнутая в Каплунове грубость ещё сильней убеждает в том, что в него-то и метит Поприщин, называя нелюбящего театр чиновника «мужиком» и «свиньёй».

Романтизм. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «Школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Г. Лесскис и К. Атарова отмечают, что «сумасшествие. Однако труд всей жизни героя не только не принят, но и автор его осуждаем обществом. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.

Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798—1863). Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Он ходит по музеям, копирует великих мастеров, делает наброски с натуры на городских улицах. Он покинут всеми, никто не желает понять его.

Франция. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Но всё вышло совсем по-другому. Гоголь в Театре своего имени до недавней поры даже не ночевал, что пока тут думали, все его сочинения другими театрами разобраны, а на «петербургские повестии» и подавно особый спрос: в текущем репертуаре, если брать только самые основные площадки — и «Записок сумасшедшего» и «Шинелей» и «Носов» по несколько вариантов, на выбор.

Он написал Ладью Данте (Барка Данте, Данте и Вергилий, 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2 х 2, 5 м), вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Некоторые из этих публикаций попали в его дневник почти дословно.

Чернышев пытался лечиться в Австрии, Франции и Швейцарии, но положение его только ухудшалось. 1841). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.

Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Из замысла комедии о чиновниках, оставленного Гоголем в 1834 году, ряд бытовых, стилистических и сюжетных деталей перешёл в создаваемые тогда «Записки». На воле Сорока защищал свою общину, сочиняя жалобы на бывшего барина. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены.

Чего он хочет от жизни. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Но кто бы мог подумать, что его истории, собранные в цикл «Петербургских повестей», станут некой маленькой энциклопедией «маленького человека», которая откроет читателю дверь в мир, пронизанный болью и одиночеством. Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи, называемый «Гиена Сальпетриера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем». Он появляется на первой странице в роли атеистического писателя, поэта, но после встречи с Воландом и Мастером осознает чудовищность своего творчества («Я больше стихов писать не буду»).

Но при этом Жерико упорно и много работает. Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу. Но не только потому, что скоро все равно выходит «Портрет» в РАМТе, я свое «спасибо» пока попридержу для более подходящего случая. Следующий этан творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе Свободы на баррикадах (другие названия – Свобода, ведущая народ, Марсельеза или 28 июля 1830 года).

Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). Работы остались узнаваемыми, только более проработанными. Зато следующее большое произведение – Раненый кирасир, покидающий поле боя (1814) – потерпело полную неудачу ибо многие увидели в фигуре воина, с трудом спускающегося со склона и еле удерживающего коня, определенный политический смысл – намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политике Наполеона, которое испытывала французская молодежь. Картина не получила ни первой, ни второй премии.

В 1992 году почти 60-летнему художнику в Институте микрохирургии глаза Святослава Федорова отчасти вернули зрение — что любопытно, это не повлияло на стиль. Её похвалил М. -Б. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Она пришла в себя, но в течение жизни с ней случались приступы необъяснимой тоски.

«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Добиваясь и желая их, человек теряет себя. О новой повести Гоголя критики чаще отзывались доброжелательно. В 29 лет этот выходец из «солдатских детей» получил Большую золотую медаль и отправился на пенсию Академии художеств в Италию. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.

Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Приличия ради остается упомянуть исполнителей, заслуживают ли они того или нет, хотя Александр Лебедь очень старается создать узнаваемо гоголевский типаж, а Кирилл Малов, напротив, очень неожиданно выступает в роли Башмачкина, которого все привыкли видеть совсем немолодым и побитым жизнью существом. Во время восстания 1825 года служил при Киевском арсенале. Светлая и вместе с тем очень звучная гамма «Хиосской резни» — бирюзовые и оливковые тона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красные пятна одежды безумной старухи (справа) — послужила отправной точкой для последующих колористических исканий художников. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.

Гораздо ярче и глубже оказался отзыв Белинского (в статье «О русской повести и повестях Гоголя»): «Возьмите Записки сумасшедшего, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: вы ещё смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит и возбуждает сострадание»9. Повторил этот свой отзыв Белинский и в рецензии (1843 года) на «Сочинения Николая Гоголя»: «Записки сумасшедшего— одно из глубочайших произведений»3. Михаил Афанасьевич представил в романе судьбу художника, которому известна истина бытия. Картина Делакруа была освистана и в буквальном смысле и в переносном – в прессе (Лувр купил полотно только в 1921 г. ). наполовину написанные посиневшие трупы (Стендаль. ). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819).

Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Но через три года тот все-таки умер. Статья посвящена рассмотрению гоголевского влияния на воплощение мотива безумия в романе «Мастер и Маргарита». Маленький человек – основная тема «Записок».

Ощущение драматизма усиливает бурное небо, освещенное вспышками выстрелов. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).

Есть в повести и биографические подробности самого автора: «Дом Зверкова» у Кукушкина моста— это тот дом, в котором в 1830-х годах был приятель у самого Гоголя и где, кроме того, жил одно время и сам он. из признанных художников, кто готов был поддержать это новое поколение. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Там картина вызвала большой интерес.

Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Художника особенно поразил момент перед стартом: кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней, чтобы ринуться вперед. Дожила Голубкина до 63 лет. Современник пишет: «Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него».

Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. В своё время ЮрийЛотман отметил связь «Записок сумасшедшего» с лубком. В 1902 году семья уговорила его показаться психиатру Владимиру Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», что тогда лечили весьма жестокими средствами, в частности ртутью. Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).

Он носил разноцветные штаны, желтый сюртук (привет футуристам. ) и кофту с привязанными консервными банками. Вспоминаются слова Делакруа из Дневника:. Мир его героев погружен в безумие. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Романтизм. Первые симптомы болезни появились у Врубеля в 42 года.

В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Но по болезни Сороку отпустили. В каждом можно попытаться разглядеть светлые черты, каждый заслуживает помощи и поддержки.

Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции. Светлая и вместе с тем очень звучная гамма Хиосской резни – бирюзовые и оливковые тона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красные пятна одежды безумной старухи (справа) – послужила отправной точкой для последующих колористических исканий художников. Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя саму Свободу босой девкой, бежавшей из тюрьмы, левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов – гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других – с аллегорической фигурой Свободы. С другой стороны, эстетический иллюзионизм, подсказавший Гоголю первую мысль подобных записок, сделал возможным включение в них элементов фантастического гротеска (заимствованной у Гофмана переписки собак) естественна была при этом известная причастность героя к миру искусства, однако предназначавшаяся сперва для этого музыка не мирилась с определившимся окончательно типом героя и место музыки в записках чиновника занял театр, — вид искусства, с которым одинаково удачно сочетались все три аспекта темы сразу. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Зрение у него сохранилось, но из-за искривления роговицы Яковлев видел мир по-своему — с примитивными контурами и яркими красками.

У юноши две страсти: живопись и лошади. Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы. «Портрет» как будто бы призван (ох, не он первый, не он последний) переломить ход истории, смело вынесен на основную сцену, хотя, казалось бы, ему самое место на малой (где, впрочем, уже идет моноспектакль «Записки сумасшедшего»), да и просто факт обращения к автору, чье имя носит театр, тоже знаковый и в своем роде ритуальный жест. Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. Автор «Мастера и Маргариты» также подвергает человека испытанию дьяволом. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Массовое безумие героев М. А.

И произведения Н. В. Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.

Мотив безумия, сумасшествие, традиция, «маленький человек», социальное безумие, гоголевские мотивы, «Мастер и Маргарита», безумие как метафора, патологическое состояние личности, романтизм, реализм. В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений. Все-таки спектакль — самостоятельное произведение, с собственными, автономными задачами — не просветительскими, не воспитательными, но художественными, которые — единственные — оправдывают и скрещивание одного сюжета с другими, в том числе посторонними (слава Богу, Яшин — не Еремин иначе «Портрет» Гоголя оказался бы одновременно портретом Дориана Грея и художника в юности, групповым с дамой и, до кучи, семейным в интерьере) и любые пластические экзерсисы и вообще все что угодно — в том, разумеется случае, если все они действительно на решение поставленных задач работают. Представители «Школы», академисты восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных констрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Но при этом Жерико упорно и много работает.

Например, это: «Какой-то мистик, — повествовала Северная пчела, — напечатал в баварском календаре, что 20 марта 1832 года в 3 часа пополудни начнется осень»5. От Закатищева (позже Собачкина) протягиваются, с другой стороны, нити к тому взяточнику «Записок», которому «давай пару рысаков или дрожки» Закатищев в предвкушении взятки мечтает о том же самом: «Эх, куплю славных рысаков Хотелось бы и колясчонку». Его рисунок каллиграфически выверен, контур объема четок, мазок неразличим, фактура гладкая, как эмаль, композиция строится по законам симметрии, все подчинено рациональному началу.

К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Работ его сохранилось крайне мало. Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид. Гоголем и М. А. Сюжет «Записок сумасшедшего» восходит к двум различным замыслам Гоголя начала 30-х годов: к «Запискам сумасшедшего музыканта», упоминаемым в известном перечне содержания «Арабесок» и к неосуществленной комедии «Владимир 3-ей степени».

В семь лет он переболел менингитом и стал глухонемым. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). И проблема уничижительной бедности является одной из главных. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).

Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден. Париж. Лувр. Друзья художника защищали его, утверждали, что это клевета. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом.

До этого в Брюсселе Мясоедов написал портрет Муссолини, во время войны он тоже был связан с нацистами, в том числе из власовцев (немцев интересовало его умение подделывать деньги союзников). Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». После революции Калмыков жил в Оренбурге, а в 1935 году сбежал в Алма-Ату. Художник смог подойти к столь обнаженному изображению человеческого страдания в отдельном портрете имея за плечами опыт, накопленный в процессе работы над полотном Плот Медузы (1818-1819, Париж, Лувр). Но иллюзорный мир театрального эстетизма у Гоголя совсем иной, чем у Гофмана. Многие рецензенты разгадали величайший талант мастера и не раз описали его.

Как написано в протоколе — «от неумеренного пьянства и произшедшей от того грусти и с помешательством рассудка вследствие нажитого дела». Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Отказ затем Петрушевича и от бала и от «бостончика» намечает тот разрыв со средой, который приводит Поприщина к безумию. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).

Обосновывается мысль о том, что Н. В. В 23 года попал в первую психиатрическую больницу, через шесть лет — в больницу «Афонино», откуда не выходил до конца жизни. В скором времени Чартков погибает. Умер он в 54 года, нарочно простудившись. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Много копирует в Лувре. Ещё несколько десятилетий назад французский художник Жан Дюбюффе ввёл такой термин как «арт-брют», означающий собрание не только картин и рисунков, но и многих других вещей, созданных маргиналами (душевнобольными инвалидами, заключёнными и другими людьми, которые принимают минимальное участие в жизни нормального общества).

В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. И если в случае с Театром имени А. Пушкина или на Малой Бронной по крайней мере понятна, пусть на уровне мифологемы, предыстория «проклятия», то здесь вроде бы, никого так уж прямо ужасно не истязали, а все равно дело на лад ну никак не идет. «Пришлось перечитать» — формулировка, пожалуй, некорректная, перечитал я ее с удовольствием и вроде бы должен сказать «спасибо» театру, давшему к тому повод, какового могло бы и до конца дней моих не случиться. Ещё одна важнейшая проблема – одиночество. Однако зачастую люди, проигравшие в лотерею рождения, никому не нужны.

Эти несущественные и поддельные фантомы тоже вносят свою лепту в печальный финал.

Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Среди этих людей есть и подлинные портретные изображения – инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савиньи (оба – оставшиеся в живых очевидцы катастрофы).

Конечно, правительственная пресса во главе с Фаддеем Булгариным, та самая «Северная пчела», представленная в тексте книги, саркастически и злобно охарактеризовала новую работу автора, которого и так недолюбливали в официозных кругах. Использование Булгаковым гоголевской традиции прослеживается в освещении проблемы «писатель и общество». «Гиена Сальпетриер» — это старая седая женщина в белом чепце и больничном халате. Много копирует в Лувре.

Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с сто программным произведением эстетики романтизма Гений христианства (1800-1802), затем наиболее передовое крыло – Ламартин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве – Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли, – имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы. В их трагически-острой характеристике ощущается горькое сочувствие самого художника. Часто безумие у Гоголя граничит с дьяволом.

Наибольшей выразительности художник достигает цветом. Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру. Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством.

Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Изобразительное искусство Франции эпохи романтизма выдвинуло таких крупных мастеров, которые определили влияние французской школы на все XIX столетие. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. «Служил, служил и что же выслужил», говорит «с горькой улыбкою» Петрушевич, предвосхищая подобное же заявление Поприщина в самом начале его записок. Сравним также канцелярские диалектизмы комедии (например, слова Каплунова: «И врёт, расподлец») с подобными же элементами в языке Поприщина: «Хоть будь в разнужде» ср.

Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшему на доски плота (натурой Жерико послужил Делакруа), к отцу, держащему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядящему вдаль и затем к более активной группе — смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке. Холст, масло. я подумал о своем ничтожестве перед лицом этих повисших в пространстве миров. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.

Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Действие происходит в Петербурге. Постепенно художник становился все более раздражительным, буйным и многословным. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Марокканская тема еще долго будет занимать Делакруа. Всё существование главного героя сосредоточенно только в пределах собственной головы.

Вместе с тем, вышедшие из-под кисти большого художника, они являются как бы олицетворением человеческих судеб. Причёску начальника отделения, раздражающую Поприщина, отмечает Гоголь и в «Петербургских Записках», как черту, почерпнутую, видимо из личных наблюдений. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. «Записки сумасшедшего» именно как записки, то есть рассказ о себе героя, не имеют в творчестве Гоголя ни прецедентов, ни аналогий.

Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Настроение самого Жерико было противоречивым. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.

Делакруа отвергал данное ему звание романтика.