Портрет Супругов Арнольфини

Искусно и убедительно выписанный интерьер освещённый игрой света на различных поверхностях, таких как одежда, стекло и медь сделал парный портрет супругов Арнольфини одним из самых значительных произведений в истории натурализма. Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи – Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг. ) в 1434 году.

История одной семьи и одного портрета

Цвета костюма женщины — синий и зелёный — в эпоху позднего средневековья символизировали молодость, красоту, верность и влюблённость62324. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)70. 1434». ). Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.

Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. Ц. Г. Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц.

Судьба портрета 
после наполеоновских 
войн

Судьба портрета после наполеоновских войн

Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»80, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8182. Уже в следующем 1423 году он продал шесть гобеленов герцогу Бургундии Филиппу III Доброму. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».

Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Джованна Арнольфини пережила супруга и скончалась в 1480 году в Брюгге. У окна лежат апельсины. Но восхищает и поражает не это, а удивительно свежий красочный колорит картин и глубокие тона, каких до сих пор не видели даже ни у одного из итальянских художников.

  • Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка
  • История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
  • Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини
  • Картина «Портрет четы Арнольфини»
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты
  • Портрет Джованни Арнольфини и его жены

Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. «Портрет четы Арнольфини» — одна из наиболее загадочных картин в истории европейской живописи. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.

На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета34.

На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Выпуклые зеркала были более доступны. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе.

  • Загадки легендарного «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка
  • Чета Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434
  • ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ Ян ван Эйк
  • Ян ван Эйк картина «Портрет четы Арнольфини»

Любой в обещаниях может стать богатым). Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии.

Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать».

  • Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
  • Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини" СОЛО
  • Описание картины «Портрет четы Арнольфини»
  • «Портрет четы Арнольфини», Ян Ван Эйк
  • Объясните на пальцах: «Портрет четы Арнольфини» ван Эйка
  • Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини

Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала36. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»78. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк.

По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.

  1. Ян ван Эйк — Портрет четы Арнольфини
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Литературный портфельчик Искуссницы
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. Одежда мужчины на картине ван Эйка
  6. Некоторые детали женского образа

Очень хочется представить себе, что это свидители бракосочетания. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Тогда ясно, почему бракосочетание проходит в маленькой комнатке, никак не соответствующей высокому статусу Арнольфини. Но существует и другое мнение. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.

Уникальность этой вещи состоит в том, что это, по сути, единственный из всего нидерландского живописного наследия XV в. образец портрета-картины, портрета с развитой композицией, со своим сюжетом, драматургией, с теми чертами, которые обыкновенно отмечают, когда определяют этот жанр. В 1426 году Джованни женился на Констанце Трента. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза.

  • Ян ван Эйк: «Портрет четы Арнольфини»
  • Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»
  • вспомним прошлое, вернемся к истокам
  • Происхождение семьи, социальный статус
  • Рождение, начало торговой карьеры, успешные сделки

Они у себя дома и речь, несомненно идет о какой-то торжественной церемонии, обряде, в котором они оба и участники и действующие лица". Она гласит: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»). Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой67 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)68 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.

Портрет четы Арнольфини: 
Секреты и зашифрованные 
символы в картине

Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.

И все-таки люди понимали, что семейный портрет охватывает намного больше, чем изображение группы людей, связанных родственными узами. Но некоторые косвенные свидетельства все-таки можно привести. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ванЭйка. Благодаря им стало известно, что большинство деталей картины, которым придаётся символическое значение, были написаны на завершающем этапе работы— ван Эйк не делал подготовительные рисунки для этих предметов. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму.

По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем). Так, на древнеримской фреске амуры венчают жениха и невесту, пожимающих друг другу правые руки.

От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Это особенно заметно по одежде. Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Джованни ди Николао Арнольфини (около 1400 года, предположительно, в Памплоне— после 1452 года)— купец из Лукки, города в области Тоскана, в Италии, который прожил большую часть жизни во Фландрии, входившей на тот момент в состав герцогства Бургундского. Неспроста здесь изображено зеркало. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.

Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк71. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета.

Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. На раме была надпись из Овидия (лат. ) (Будь осторожен в обещаниях: хоть что плохого в обещаниях. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».

Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета83. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла5051.

Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Её округлый живот, возможно, не является признаком беременности, как может показаться зрителю, незнакомому с идеалом женской красоты поздней готики21.

Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.

У ван Эйка и Маргариты по документам было десять детей. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Однако она по-городскому узка.

Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». На этих выполненных под заказ гобеленах были изображен сцены из жизни Богоматери. в «Гентском алтаре» и, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент.

Поясной портрет, срез фигуры ниже, чем на других портретах ван Эйка, — слегка ниже пояса. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8586. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.

Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы16. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы.

Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. На женщине платье (т. Существует много неясностей в творческой биографии Яна.

И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). В то же время многие нюансы указывают на то, что пара уже давно жената: волосы женщины собраны и спрятаны под убором (невесты изображались с распущенными локонами), а её поза свидетельствует о возможной беременности.

Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. все исследователи без исключения сходятся на том, что в «Портрете четы Арнольфини» запечатлен момент бракосочетания или обручения молодых. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.

Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»31. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. На женщине платье (т.

Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.

Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла.

Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. В 1422 году Джованни попытался продать очень ценное золотое ожерелье английскому королю Генриху V (неизвестно, насколько успешной оказалась эта сделка). Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.

Его супругой была девушка итальянского происхождения, Джованна Ченами и долгое время предполагалось, что именно ди Арриджио являлся прототипом для «Портрета четы Арнольфини», пока французский историк флота Жак Павьо в 1994 году не обнаружил ранее неизвестные документы, в которых было упомянуто, что герцог Бургундский подарил «Жану Арнольфину» два серебряных кубка в честь свадьбы в 1447 году.

Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Cамая знаменитая работа ванЭйка – «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл. 1). после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина.

В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину.

Одни утверждают, что это портрет Джованни с предыдущей женой, другие настаивают, что здесь изображен какой-то иной Арнольфини. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. Кровать – это и реальный предмет спальни и символ брачных утех. Это подпись художника. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus15.

Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины».

Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Арнольфини принадлежал к авторитетной и финансово благополучной семье (торговой династии) из Лукки, которая также была вовлечена в политические события, проходившие в городе. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.

Наоборот. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя70.

Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Второй Джованни по прозвищу «ди Арриджио», был несколько моложе своего двоюродного брата. Об этом свидетельствует письмо его отца Николао, написанное его торговому агенту в Брюгге, в котором им излагается просьба признать Джованни взрослым, вероятно, для того, чтобы тот мог в соответствии со средневековыми цеховыми правилами претендовать на более высокое и престижное звание подмастерья (а не ученика). Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». В XX веке, как и в случае с портретом «Человек в красном тюрбане» иногда делаются попытки уточнить или оспорить эту традиционную атрибуцию. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.

Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже». 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Что же может означать фраза «Ян ван Эйк был здесь».

Он был отправлен в Брюгге ещё ребёнком.

11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Арнольфини и его супруга изображены без обуви.

Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. 1434. ).

Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Это были последние упоминания о личности Джованни Арнольфини в письменных источниках. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского.

Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. В зеркале отражается художник и еще один свидетель.

Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Однако она по-городскому узка. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.

У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.

На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Для её написания он использовал тонкие прозрачные слои краски, которые накладывал один поверх другого. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук74. в то же время, Пановски отмечает, что, возможно, апельсины просто свидетельствуют о зажиточности супругов. По другой версии, это яблоки.

Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В. С. Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев.

Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. А женщина. Будучи текучим и прозрачным, оно сохнет значительно дольше темперы и позволяет наносить тончайшие новые слои краски на ещё не высохшую поверхность. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3839, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей39.

Живопись Италии и Нидерландов.

Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом.

В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты.

Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. И эта подпись трактуется иногда в очень широком смысловом диапазоне. Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый шелковый кружевной головной убор.

На картине изображена супружеская чета — Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Он клянется свое жене в супружеской верности. Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства.

Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев31. А женщина. Историк искусства предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.

По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени35.

Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота.

Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.

1434". ). Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)20.

Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества) на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.

Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Фрукты на сундуке и на подоконнике – яблоки, напоминающие о грехопадении прародителей. Доказать обратное трудно, практически невозможно. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.

Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину10. В городе Джованни называли «сыном Николао» (итал. di Nicolao) для того, чтобы отличить его от двоюродного брата, полное имя которого звучало как Джованни ди Арриджо Арнольфини. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. нидерл. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Стал прототипом образа мужчины на известном художественном произведении фламандского живописца Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 год).

Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Джованни Арнольфини изображен на двух портретах, написанных ван Эйком, — уже упоминавшийся портрет Арнольфини и его супруги (хранящийся в Лондонской национальной галерее на Трафальгарской площади), а также его одиночный портрет Джованни Арнольфини уже в более зрелом возрасте, который в настоящее время находится в Берлине. Обыкновенно Ян ван Эйк писал «fecit» («сделал») или «picsit» («написал»). При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».

Выпуклые зеркала были более доступны. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Впрочем, сложно судить, стал ли Джованни впоследствии ремесленником.

Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина. В 1442 году он подписал соглашение, по которому он получил статус бюргера (полноправного гражданина) Брюгге взамен на обещание прекратить купеческую деятельность, однако ему было предоставлено право заниматься бюргерским ремеслом. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. А вовлечь зрителя в картину всегда было очень заманчивой мечтой художников.

Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8767.

Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене17.

Впоследствии он снискал больше успеха, чем его кузен. Особого внимания заслуживает единственная горящая свеча в подсвечнике, рассчитанном на семь свечей. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане.

Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».

Это особенно заметно по одежде. Её округлый живот, возможно, не является признаком беременности, как может показаться зрителю, незнакомому с идеалом женской красоты поздней готики. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Из всего этого Костер делает вывод, что на двойном портрете изображены мужчина и женщина, уже вступившие в брак какое-то время назад, семейная пара6. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Эта картина была не просто новой, она была революционной.

Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 219. Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства.

Здесь нет двери, от которой мы видим фигуры, а в отражении она присутствует. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе37. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. В конце работы художник выполнил также и надпись. У нее одно лицо с Маргарэт ван Эйк, чей сохранившийся до настоящего времени портрет был написан Яном ван Эйком в 1439 году". Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.

Джеймс Хей, полковник-лейтенант 16-го полка лёгких драгун, был участником битвы при Витории. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».

Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц).

Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. По-разному трактуют и подпись художника, которая сохранилась и расположена в глубине под висящим на стене зеркалом. Манина «Д. Д. С тех пор среди ученых царит разброд. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр. Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент52. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк».

Если у истоков такого рода произведений стоит «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, то на вершине подобного рода экспериментов оказываются знаменитые «Менины» Веласкеса, где тоже все зеркально обыгрывается. То же лицо – неправильное, очень характерное, незабываемое в своей выразительности. На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись.

Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Наоборот.

«Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Впоследствии герцог передал их папскому двору. Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений.

Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Бургундские счетоводы упоминают о нём как о Jehan Arnoulphin le jeune. По мнению некоторых исследователей, левая рука, поддерживающая на животе тяжёлые складки платья, — это не более чем ритуальный жест, соответствующий отношениям к семье и браку и обозначает плодовитость, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары.

С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. 1434». Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев.

Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.

Согласно городским источникам, в 1446 и 1452 годах он выступил в роли третейского судьи в решении торговых конфликтов между несколькими луккскими купцами, обосновавшимися во Фландрии (одним из участников тяжбы являлся кузен Джованни ди Арриджо), которые судились по поводу имущественных вопросов. Он тоже прибыл во Фландрию с целью разбогатеть, занимаясь торговлей. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.

Художник, согласно этой версии, точно и проникновенно передал её образ на полотне. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей».

По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина87. Это особенно заметно по одежде. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк.

Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой.

1434». ). А женщина. Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов. начнем с того, что не туберкулезный. В конце работы художник выполнил также и надпись.

Авторская подпись отличается от тех, которые проставлял на своих картинах ван Эйк. Здесь иная форма. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.

Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Так же поступил и ванЭйк. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.

«И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – сказано в Ветхом Завете. Любой в обещаниях может стать богатым).

Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем. Мужчина и женщина стоят на некотором расстоянии друг от друга, он изображён почти анфас, она — в трёхчетвертном повороте влево. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь.

В итальянском искусстве такой стиль уже был устаревшим, однако ещё сохранял свою актуальность в Северной Европе3133. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».

На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. В городе располагалось большое число мануфактур, специализировавшихся на пошиве дорогой одежды (в этом отношении он являлся конкурентом Флоренции). А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.

Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать».