Портрет Тропинина

Василий Андреевич Тропинин (1930марта1776, с. Карпово, Новгородская губерния, Россия— 315мая1857, Москва, Россия)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. В мужских же портретах-типах в 1840-1850-е годы Тропинин вплотную подходит к критическому осмыслению действительности через правдивый показ обездоленного человека. Но, быть может, без жизненного опыта, приобретенного им на этом пути, Тропинин не достиг бы того прозрения, которым освещен портрет Пушкина и другие полотна.

Портрет, написанный в 1827 г., был заказан Тропинину самим Пушкиным для приятеля С. А. Портреты Тропинина простые, «домашние», в них всегда есть правда характеров и той обстановки, в которой живут его герои. Ранние произведения Тропинина характеризуются интимностью образов, нежной, но в то же время очень выдержанной красочной гаммой, которую он использовал, рисуя этюды-портреты своих хозяев – семьи Морковых.

Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Тропинин Василий Андреевич (1776 г. – 1857 г. ) – выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Тропинин писал портреты московских дворян, купцов, деятелей культуры, представителей простонародья. В отличие от работы Кипренского, портрет Тропинина более скромный, но не уступает первому ни в живописной силе, ни в выразительности. Если вы хотите разобраться, чем романтический портрет отличается от реалистического, то творчество Тропинина в качестве примера подходит для этого как нельзя лучше.

В мужских же портретах-типах в 1840 — 1850-е годы Тропинин вплотную подходит к критическому осмыслению действительности через показ обездоленного человека. Василий Андреевич Тропинин (1780 – 1857) – живописец-портретист, родился в селе Карповка Новгородской области крепостным человеком графа А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю. Вскоре Тропинин приобрел славу лучшего портретиста Москвы.

Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам и должен выявлять достоинства, а не недостатки человека. При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания назначенного в академики за картины Кружевница, Нищий старик и Портрет гравера Е. О. Скотникова. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. «казачок» же стал одним из самых замечательных портретистов первой половины XIX в. — Василием Тропининым, оставаясь крепостным до 47 лет. В последующие годы Тропинин продолжал жить в Москве, преподавал, писал множество портретов.

В созданной Тропининым портретной галерее — крестьянские дети, дворовые девушки, прославленные собратья по искусству — писатель и историк Н. Карамзин, художники К. Брюллов, Н. Уткин, П. Соколов, актер В. Каратыгин, наконец, А. Пушкин. Помимо ставших классикой портретов Тропинина и Кипренского, существуют и другие изображения Пушкина. Особое место в творчестве Тропинина занимают портреты детей, которых он с особой любовью писал.

При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания назначенного в академики за картины Кружевница, Нищий старик и Портрет гравера Е. О. Небольшое количество сохранившихся эскизов Тропинина, разрабатывающих мотивы бытового жанра («У гадалки», «Сбитенщик» и др. ), дополняют представление о нем как о художнике-реалисте, сложившееся на основании рассмотрения основной группы его произведений — портретов. 30 марта исполняется 240 лет со дня рождения одного из главных портретистов в истории русской живописи Василия Андреевича Тропинина. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым.

Женские образы в портретах художника Тропинина

Также типичен Портрет Е. В. Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне. Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели. Елена Дмитриевна не любила все эти обеды и вечера. Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике.

(В то же время Портрет А. А. Перовского в халате у окна мог быть написан Брюлловым под влиянием московских впечатлений и в частности от произведений Тропинина. ) Особенно необычна для Тропинина условно-романтическая характеристика персонажа: Зубов смотрит в сторону, никак не общаясь со зрителем. В это время гитара стала пользоваться необычайной популярностью. Отметим, что жена и его единственный сын Арсений оставались крепостными еще пять лет. С особенной любовью Тропинин работал над портретами украинских крестьян (имение графа Моркова находилось на Подолье, неподалеку от Винницы), стариков нищих с изрезанными морщинами лицами, обаятельных в своей душевной чистоте девушек-мастериц: золотошвеек, прях, кружевниц.

Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве. Кого бы ни писал Тропинин, он никогда не унижал и не льстил своим моделям. Сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли В. А.

Аналогичных картин Тропинин написал много. (Устим Кармелюк. ) 1820е г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, МоскваДля В. Тропинина обращение к народным типам было естественным. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Весь склад дарования Тропинина как нельзя более подходил для решения поставленной перед ним задачи. В самом Брюллове художник сумел разглядеть черты душевной теплоты, увидел не тем горделивым и несколько надменным создателем «Последнего дня Помпеи», каким он обычно изображался на многочисленных портретах.

На портрете мальчику около десяти лет. Когда же был организован музей А. С. Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами. Не смотря на то, что у Тронинина был мягкий характер, он был настойчив и твёрдо шёл к своей цели.

Щепкина, П. С. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. Все это пытался показать зрителю, создавая портрет Пушкина, Тропинин. В 1830-е годы портрет окончательно установился как основной жанр в творчестве Тропинина. Ираклий и Николай – с боевыми наградами Как и генерал Н Н. Раевский, Морков брал с собой на войну сыновей, младшему из которых – Николаю – только что исполнилось четырнадцать лет. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.

К 1825 году относится восстание декабристов, подготовлявшееся в течение ряда лет. Сразу отметим, что указанный год рождения оспаривается некоторыми искусствоведами. В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. Но наиболее ярким примером является «Кружевница» (1823).

10 неизвестных: 
"Кружевница", портрет 
Брюллова и другие

10 неизвестных: "Кружевница", портрет Брюллова и другие работы Василия Тропинина

Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др.

Произошло это в 1793 году. Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой. Нужно подчеркнуть подлинную демократичность данных образов, близких и родных художнику, вышедшему из среды крепостного крестьянства. В 1804 году появляется на выставке его произведение «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке». Пушкина.

Женские портреты 
Василия Тропинина 
 (1776-1857)

Женские портреты Василия Тропинина (1776-1857)

Гитарист (Портрет Моркова). Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. Своего рода выражением авторского кредо является «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» (1844), на котором Тропинин изобразил себя на фоне национальной русской святыни. В 1807 году в новой церкви, расписанной художником, его обвенчали с Анной Ивановной Катиной, местной уроженкой. В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира. Сходство налицо.

Отсюда – определенное сходство палитр художников. В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств. За него просили генерал, герой 1812 года и коллекционер Александр Тучков исторический художник, академик живописи Николай Майков и многие другие государственные деятели и художники. В созданных одновременно с картиной этюдах Портрет графини Натальи Ираклиевны Морковой (1813) и Портрет Николая Ирклиевича и Ираклия Ираклиевича Морковых (1810-е) художник не ставил перед собой сложных композиционных задач.

Портрет Тропинина 
и портрет Кипренского

Портрет Тропинина и портрет Кипренского

Среди тропининских автопортретов (1810-е, 1824, 1830-е) наиболее символичен Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844). На страницах «Капитанской дочки» или «Станционного смотрителя» читатель встретится с людьми, показанными с той же теплотой И мягкостью, сердечностью и особенным добродушием, с какими писал их Тропинин. На деле же все получилось иначе. Маковский же и привел Брюллова в мастерскую Тропинина. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Портрет Н А Зубовой. 1834г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва Графиня Наталья Александровна Зубова (1775-1844) – дочь генералиссимуса А. В. Суворова, жена Николая Александровича Зубова (1763-1805). От брака с княжной Варварой Ивановной Прозоровской (1750-1806) Суворов имел двоих детей: дочь Наталью, которую ласково называл Суворочкой, в замужестве графиню Зубову и сына Аркадия (1784-1811) – генерал-лейтенанта, трагически погибшего при переправе через реку Рымник. По поводу отношений учителя и ученика высказываются разные версии.

В том же 1827 году Н. А. Полевой в журнале «Московский телеграф» писал: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог абсолютно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Князь Голицын покровительствовал Тропинину. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений. Такие произведения, как портрет графини Зубовой (1834), показывают вместе с тем, что умение видеть в человеке в первую очередь положительное ничего общего не имело у Тропинина с какими-либо проявлениями лести художника по отношению к порой весьма влиятельным заказчикам и заказчицам портретов. Тщательно и с любовью написан натюрморт — кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Художник создал целую галерею образов своих современников: портреты В. М. Яковлева (начало 1830-х), молодого человека в зеленом халате (1839), П. С. Мосолова (1856) и др.

  1. Тропинин Василий АндреевичКартины и биография
  2. Тропинин Василий Андреевич картины
  3. Василий Тропинин: жизнь и творчество художника
  4. Тропинин Василий Андреевич (1776 — 1857)

Голицына (после 1828) – последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Кружевница стала буквально визитной карточкой художника. В 1823 году после многократных ходатайств влиятельных людей, хорошо знавших и ценивших художника, барин дал ему наконец вольную. Был Брюллов. Он пишет портреты героев Отечественной войны – генералов И. И. Портрет Моркова (первая половина 1820-х). Тропинин создал серию полотен, отразивших образы «незаметных» жителей Москвы.

В мастерской Щукина были заложены стилистические и технические основы живописи Тропинина. Однако художник, так долго мечтавший о полной независимости, решил жить самостоятельно и заниматься тем делом, которое любил больше всего. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно. Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. Написанные легко, свободно и вдохновенно, этюды, однако, больше, чем законченные произведения, дают представление о творчестве Тропинина тех лет Портрет Натальи Морковой – одно из самых вдохновенных произведений художника.

Снова потекла прежняя жизнь. Во второй половине 1830-х-1840-е годы Тропинин пишет ряд групповых портретов. Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики).

  1. Картины — Тропинин, Василий Андреевич
  2. Забытые имена русских художников — Василий Андреевич Тропинин
  3. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  4. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  5. Известные произведения Тропинина Василия Андреевича
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  7. Литературный портфельчик Искуссницы

Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. В 1821 году он покинул Кукавку и вместе с Морковыми перебрался в Москву. Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой. Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В. Голицын.

Живописная фактура приобретает плотность. Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля. Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву. На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Урусова, Ф. И. Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов.

  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Описание картины Тропинина Портрет Пушкина
  • Рядом расположены достопримечательности
  • Детские образы в творчестве Тропинина

Заказы сыпались на живописца один за другим. В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей.

Тропинин Василий 
АндреевичКартины 
и биография

1818). Портрет Арсения Тропинина (1818 г. ) написан рукой уже зрелого мастера. Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина.

В поздних портретах — М. Ф. Протасьева и Е. П. Протасьевой (1840-е), Е. А. Селивановской (1852), Левицкой-Волконской (. ) (1852) Тропинину удалось достичь редкой гармонии трезвой объективности с повествованием о бытовом окружении моделей. Дом его вскоре стал известен всей Москве, в нем перебывало множество знаменитостей.

Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. По его ранним рисункам можно сделать вывод, что он не изучал анатомии, мало посещал классы рисования с натуры, плохо владел перспективой и искусством композиции.

Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Работа эта произвела чрезвычайно благоприятное впечатление на посетителей выставки. Француз Ж. -Б. Казалось, судьба улыбнулась Тропинину. В 1856 году умерла Анна Ивановна Тропинина, с которой художник душа в душу прожил полвека.

Вместо этого юношу отправили в Петербург учиться на кондитера. Неизвестна датировка представленного портрета. Принятый в Академию в качестве «стороннего ученика», Тропинин усердно занимается под руководством известного в то время художника-портретиста С. Щукина. Воронцовой.

Однако Тропинину не совсем удалось справиться с большой портретной формой. Портрет подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно. Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста.

Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля. Среди них можно выделить Портрет С. С. Кушникова (1828) — бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М. Голицына (после 1828) — последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Родился в Подолии в семье крепостного крестьянина. Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна.

Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины. Позднее творчество В. А. Украинец. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Художник любовно выписывает фактуру тканей, бархат, мех, атлас, кружева чепцов и воротников.

Здесь он отходит от условностей, которыми отличались парадные портреты первой четверти XIX века: художник пишет образ не государственного деятеля или придворного, а близко знакомого человека, улавливая во внешности самые тонкие черты. Занимавшийся до сих пор урывками, самоучкой, он, попав наконец в настоящую художественную школу, с жаром принимается за работу, стремясь наверстать потерянные годы. Искусство в России всегда было делом государственным. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.

Но это не классик и романтик, как в портрете Кипренского, а скорее автор «Бориса Годунова» и «Арапа Петра Великого», «Графа Нулина» и деревенских глав «Евгения Онегина». Майкова, П. А. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «Кружевница» особенно ему удалась. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора. Искренняя задушевность присуща другой, более поздней работе — «Слуга со штофом». В том же году Тропинин избирается академией в «назначенные а в следующем – академиком.

Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, – говорил он. Карзинкиной (после 1839) решен как парадный. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. Вот таким образом Тропинин был определен «посторонним учеником», как сказали бы теперь «вольнослушателем». Мочалова, актера петербургской Александринки В. А.

Однако это обстоятельство вовсе не помешало его признанию. Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком.

В качестве такового они называют 1780 год. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. Психологизм и драматическая мощь этого портрета столь отличаются от умиротворенных и гармоничных образов других работ Тропинина, что можно предположить, будто сам неизвестный продиктовал верному натуре художнику глубину своего портретного образа.

На первом плане – обломки какого-то античного сооружения. Булахов одет по-домашнему, в халате. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. В равной мере ему претили и хвалебные оды и резкие эпиграммы.

В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. Колорит этих работ мягкий, приглушенный – преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.

Особенно хлопотали за Тропинина А. А. Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя.

В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира. Оба портрета дополняют друг друга. И действительно, «истинное понятие» об облике Пушкина мы имеем не на основе одного портрета, а двух. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. Тропинину было тогда сорок семь лет. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек».

Из живописцев это будут в первую очередь Кипренский, Сильвестр Щедрин, Венецианов и, конечно, Тропинин. Еще более глубокое осмысление народный характер получил у И. Н. Крамского. В начале 1790-х годов у юного Тропинина сменился хозяин. Ему предлагали профессорство в Академии, но художник, отказавшись, вернулся в Москву – в чопорном чиновничьем Петербурге он чувствовал себя неуютно, к тому же семья его оставалась в Москве.

Майков. В 1830-1840-е годы русский народный костюм был в большой моде. Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. Щукин.

Описание картины лишний раз доказывает, что ему это удалось. Печаль его было велика. Началась война с Наполеоном, граф Морков, как начальник московского ополчения, с двумя сыновьями, едет на войну. В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью Портрет Ираклия Моркова (1810-е).

Поэт сидит, его поза естественна и непринужденна. При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле.

Образ поэта становится мягче интимнее, доступнее. Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А. С. Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию.

Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, около Большого Каменного моста. Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины.

И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне. относятся к «портрету-типу».

Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка. Творчество Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма и во многом предшествовало появлению такого мастера, как Василий Тропинин, а его шедевр Последний день Помпеи стал одним из главных произведений русской живописи вообще. Умер Тропинин 3 мая (15 мая по новому стилю) 1857 года.

В ранних вещах художника красочная гамма построена на нежных переходах легчайших оттенков. Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Искусство в России всегда было делом государственным. Это нищие, отставные солдаты-ветераны, старики и старухи. Считается, что на портрете изображена мать или жена художника Анна Ивановна Тропинина. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь. С этой целью в 1798 году Тропинин приехал в Петербург, но, по академическому уставу тех лет, крепостные в Академию не принимались лишь в отдельных случаях особо одаренным позволяли посещать академические классы на правах «стороннего ученика».

В некоторых случаях к столь обычной для Тропинина доброжелательности характеристики модели прибавляется очень хорошая искренняя поэтизация ее (например портрет Шереметьевской, 1841). Однако граф Морков не спешил давать вольную своему крепостному живописцу, талант и человеческие качества которого он очень ценил. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века. Портрет Е. И. Карзинкиной (после 1839) решен как парадный.

Художник всегда старался найти в людях лучшие, привлекательные стороны. Популярность Тропинина как портретиста начинает расти. На Пасху 1823 года Тропинин получил свободу. Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины.

Портрет полно передает и внешность и духовную сущность поэта. Маковский привел Брюллова в мастерскую Тропинина. Тропинин очень любил «жанровый портрет».

Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Непосредственным преемником Тропинина стал В. Г. Перов. Образ человека раскрывается через предметную среду, вещи, которые его окружают. У этого портрета была странная судьба.

Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием. Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом. В нем действительно так много «детски кроткого, мягкого и нежного». В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности. В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой.

Аналогичных картин Тропинин написал много. Это было в 1798 году.

Кармелюк неоднократно попадал в руки царских властей, сидел в тюрьмах, был на каторге в Сибири. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину. (Содержание романа)Николай Михайлович был близок с семьей Пушкина, принимал живое участие в судьбе поэта. Пушкин в юности восторженно относился к Карамзину, но уже с начала 1820-х годов метод и поэтика сентиментализма становятся ему все более чуждыми, вызывают множество критических замечаний и отрицательных суждений. Однако Пушкин высоко ценил заслуги Карамзина в развитии русской словесности, а его «Историю государства Российского» называл «созданием великого писателя и подвигом честного человека». Памяти Карамзина Пушкин посвятил «Бориса Годунова»: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин».

Мраморная скульптура пухлого ангелочка, ваза с цветами, бархатная драпировка, восточный ковер на полу – все состоятельность заказчиков, сколько продемонстрировать мастерство художника, столь реалистично передавшего убранство комнаты. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. Только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело. Подобно знаменитому генералу Раевскому взяв с собой обоих сыновей (младшему было лишь 14 лет), граф выехал на войну.

В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Раннее творчество Тропинина весьма неровно. До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя. А вместе с домом – и практически все ранние работы художника.

Мосолова со служащими конного завода (конец 1830-х) и Портрет Д. П. Красоту национального малороссийского типа запечатлел он, несколько идеализированно, в картинах Украинская девушка с Подолья (1800-е), Мальчик с жалейкой (1810-е), Украинец с палкой, Пряха (обе 1820-е) и др.

Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». Среди них можно выделить Портрет С. С. Симпатия была взаимной. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной.

Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавший при пожаре. (первая половина 1820-х), холст, масло, 86, 5 x 69, 5смГосударственная Третьяковская галерея, Москва Одним из типов портрета, особенно полюбившимся современникам художника и прошедшим сквозь все творчество Тропинина, был образ гитариста. История сохранила нам образ художника как человека исключительной скромности.

Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. Впрочем, за столом Тропинин больше не прислуживал, в основном занимаясь живописью. Именно этим даром обладала издревле русская женщина. Возвращение в Москву было для него радостным.

Графиня Наталья Александровна не успела вовремя выехать из Москвы, занятой французами. Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. Автопортрет был написан по заказу Общества.

О Тропинине заговорили как о русском Грёзе. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений. По другой – Тропинин писал портреты осужденных, среди которых был У. Кармелюк. Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. и звучат почти открыто под скользящим прикосновением кисти, выявляющей детали. Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется.

Но и здесь перед нами образы, проникнутые глубокой человечностью. Так и с портретом Пушкина. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Старуха моя умерла, да и дверей тех нет. Портрет неизвестного с трубкой (1840-1850) – одно из лучших поздних произведений художника.

Конечно, Кипренский показывает живого, реального Пушкина, но и его костюм и его поза, Тропинин, напротив, пишет Пушкина таким, «как он есть»: «в домашнем халате, растрепанным». Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике. Тропинин мастерски использует цветовые переходы. По одной из них, Щукин всегда (и впоследствии тоже) помогал Тропинину, по другой – именно он каким-то образом оказался замешан в том, что в 1804 году молодого художника срочно вытребовал к себе граф Морков.

Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. В середине 1810-х годов ему позировал издатель П. П. Портреты сына, Булакова, Пушкина – великолепные достижения художника в этом направлении. Она звучала и в трактирах и в великосветских салонах. Талызина, П. И.

Тропинин сближается с несколькими товарищами по академии. в нем было много детски кроткого, мягкого и нежного». Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется.

Однако, расценивая явления искусства прошлого, мы должны подходить к ним исторически. Портрет Н М Карамзинa. 1818г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — поэт, писатель, переводчик историк, глава русского сентиментализма. В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста. Посетители нахвалиться не могли на обилие цветов, на щебечущих канареек, на обстановку. Здесь проявилось его подлинное мастерство: они интереснее по типажам, композиции, колориту.

Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Кружевница (1823) – одно из самых популярных произведений Тропинина.

Портрет Моркова (первая половина 1820-х гг. ). Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальном классах, но обучение продолжалось лишь до 1804 г. Это было граничит с тем, что в 1804 году, появившаяся на выставке картин а Тропинина, еще академического ученика, «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», дала повод говорить о способностях Тропинина очень влиятельным лицам, вхожим в высшие круги Петербурга. Среди работ этого периода сохранился групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы. При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле. Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему.

В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву. Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. 1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ).

Грибоедовым и был вхож в передовые общественные круги той эпохи. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.

Князь Голицын любил Тропинина и покровительствовал ему. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. Сила социального внушения эпохи всегда велика, а ее инерция почти неодолима. Здесь замечается та особо обостренная симпатия к «маленькому человеку», обездоленному и морально приниженному в условиях современной ему действительности, к «человеческому» в нем, которая так характерна для ранних произведений Достоевского. Пушкин дома, он одет в просторный халат, рубашку с мягким открытым воротом, вокруг шеи небрежно повязан платок. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров.

Аналогичных картин Тропинин написал много. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Тучкова (1843).

Его влияние на русскую литературу и язык было значительно. Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям.

Этим отличается Портрет А. А. Тучкова (1843). Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. Но Морков был человеком своего времени и это многое объясняет. Правая рука с двумя перстнями на пальцах лежит на столике, рядом с раскрытой книгой. Таким был поэт в жизни, таким его увидел художник и таким он остался в памяти народной.

Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами. Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом.

Тропинина и московских художников его времени, Москва) представляет собой жанровую сценку. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов. На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым.

К 1836 относится портрет Брюллова, написанный Тропининым. В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. Самый факт изображения человека в процессе работы является для того времени прогрессивным. В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру. Её подлинность была подтверждена Тропининым.

Это произошло только в 1823 году. Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника.

Художник любуется мастерицей. Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели. В руке девушка держит коклюши.

Через год, представив Портрет медальера К. А. Леберехта, Тропинин стал полноправным академиком. Кармелюк (Кармалюк) Устим Якимович (1787-1835), предводитель народно-освободительного движения на Украине. «Кружевница» была восторженно принята критиками, современник художника П. Свиньин отмечал: «и знатоки и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. В 1830 — 1840-е годы русский народный костюм был в большой моде. Тропининым написано огромное количество портретов.

Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок представляют собой жанровую сцену. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. В его Страннике и Фомушке-сыче развит художественный анализ тех качеств простых людей, которые впервые обрисованы в тропининских слугах, странниках, старых солдатах.

Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Грёз был тогда в России очень популярен. Парные портреты Протасьевых решены как парадные. В том же году Академия художеств выдвинула его за портрет Булахова в «назначенные» (то есть кандидатом на получение звания академика), а в следующем году утвердила его в звании академика за портрет Булахова и жанровую картину «Кружевница».

Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок (1842) представляют собой жанровые сцены из трех фигур изображенных в условно переданном интерьере с окном Общее решение портретов восходит к репрезентативному портрету XVIII века. Брюллов изображен на фоне эффектной панорамы, завершаемой подножием Везувия. Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина.

Один из которых – подарок Е. К. В начале 1850-х годов небывалая популярность Василия Тропинина стала угасать. Отличали его и профессора – за время учебы Тропинин получил две медали за свои работы. Здесь он и написал знаменитый портрет А. С. Пушкина.

Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой. Близкие Тропинину люди — художники Е. Маковский, Ф. Кюнель, К. Рабус, скульптор И. Витали — были учредителями Общества. Более прозаический характер имеют такие работы, как «Старик-нищий» (1823) или «Старик с палкой» (1834). Багратиона. Отсюда — определенное сходство палитр художников.

Живописная фактура приобретает плотность. Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья. Так как по-другому жить не умели (даже если и хотели).

От живописного стиля ранних работ он приходит к линейно-пластическому, с более четким контуром и корпусным наложением красок. Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. Портрет Д. П. Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. Василий Андреевич Тропинин родился 19 марта (30 марта по новому стилю) 1776 года в селе Карповка Новгородской области в семье крепостных графа А. С. Миниха. Однако по академическому уставу крепостные в число учащихся не принимались.

Он ценил её ум, женственность, мудрость, терпение и благодатную власть. Картина сильно пострадала. Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля.

Брюллов действительно высоко оценивал талант Тропинина и близко с ним дружил. Зубова). В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием. Одна рука держит коклюшку, другая вкалывает булавку. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: У вас есть собственный превосходный художник.

Вот таким образом в модном духе выполнен «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер» (1850, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск). Существует несколько версией появления портрета Пушкина, согласно одной из которых полотно было заказано другом поэта Соболевским, однако ученые люди, как бы не очень склонны к именно этому развитию судьбы с Тропининской картиной Пушкина. Это одна из лучших работ художника. Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей.

И в этой иерархии отец Троинина занимал довольно высокое место. За неоднократное неповиновение был отдан в солдаты, бежал и в начале 1813 года организовал повстанческий отряд из крепостных крестьян, призывая к расправе с помещиками. Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника.

Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву.

Колорит картины соответствует ее содержанию. Особенно близко сошелся Тропинин с Брюлловым.

Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности. Воейков Дмитрий Петрович был героем войны 1812 года. (В то же время Портрет А. А.

Дмитриев. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Всю жизнь между супругами была нежная преданность. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного и тот. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. В 1840 — 1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин — Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856).

В ответ Тропинин лишь взмахивал рукой: Ах, не говорите этого. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали.

Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. В портрете Тропинина нет поэтической присущей работам Кипренского, но зато он интимнее и мягче.

Происходят серьезнейшие сдвиги в идейной жизни передовых слоев русского общества. У Тропинина и его друзей появилась надежда, что теперь-то он несомненно получит «вольную». Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. Морков, у которого в крепостной собственности оставались жена и сын Тропинина (они получили вольную только через пять лет), предложил Василию Андреевичу остаться в его графском доме и обещал похлопотать для него о месте в военном ведомстве.

В 1821 году Тропинин переезжает в Москву. Этим отличается Портрет А. А. Однако, всё это не так. Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица.

Тут нельзя не вспомнить о пушкинской прозе. Алексеева, А. П. Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762).

По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. Здесь его творчество достигло наивысшего расцвета. Щукин ориентировал своих учеников на реалистическую живопись. Самарина – в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846).

Леберехта Тропинин был признан академиком портретной живописи. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка. У этого портрета была странная судьба. Портрет Е. И.

Ему благоволили профессора Академии. Роман о бедной девушке был очень популярен. Она же подчеркивает богатство внутреннего мира и одухотворенность поэта, которые вы прочитаете в его взгляде. Портрет Ираклия Моркова (1810-е).

Колорит выполнен в сближенных тонах. Его сын смог получить начальное образование – в новгородской народной школе, куда его отдал Миних и где он учился четыре года. 1820-30-е годы – время творческого расцвета Тропинина. Был Булахов.

В пределах данного жанра он обнаружил очень большую широту. Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания. Ему предписывалось ехать на Украину, в Подолье – в новое имение Морковых.

Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Долгая жизнь Василия Андреевича Тропинина не отмечена какими-либо эффектными событиями. Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне. Снова был Брюллов. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. Художнику требовалось срочно обеспечить себе социальную нишу и уже осенью 1823 года он за картины Кружевница, Портрет художника О. Скотникова и Нищий старик был утвержден в звании так называемого назначенного академика (то есть кандидата в академики).

С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Обязательно нужно вспомнить тропининский «Автопортрет» 1846 года, художник показал себя здесь именно таким, каким мы представляем его воспоминаниям современников и, главное, по самому характеру его творчества.

Но, узнав, кто ее отец, графиню отпустили с воинскими почестями. Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Тропинину шел ужа двадцать второй год.

Тщательно и с любовью написан натюрморт – кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Написав ряд так называемых «портретов в халатах» (П. Ф. Соколова (1838), П. Н. Зубова (1839), Тропинин показал характер московской жизни, ее размеренность, неспешность.

С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает.

Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А. При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания назначенного в академики за картины Кружевница, Нищий старик и Портрет гравера Е. О. Скотникова.

Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.

В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном: античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием.

Он первым исполнил алябьевского «соловья». Портрет П. Н. Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве. Рамазанов вспоминает: Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Росла слава портретиста известные люди ходотайствовали Моркову освободить Тропинина, дать ему вольную. Картина «Девушка с горшком роз» (1850, Музей В. А.

В числе лиц, одобривших упомянутую работу, были люди очень влиятельные. В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья. В 1824 году за Портрет медальера К. А.

Вслед за «Кружевницей», принесшей ему популярность мастера женских образов, Тропинин пишет картины «Золотошвейка» (1825), «За прошивками» (1830). В Москву он прибыл уже после страшного пожара, в котором сгорел и дом Моркова.

После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Был Витали. Детские образы были для него особенно привлекательны. Зимний пейзаж воспринимается как аллегория заката жизни. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И.

отозвал Тропинина из Академии. Такая социальная трактовка вряд ли корректна. Портрет П. Н. Начало ряду одноименных работ положил Гитарист в косоворотке. Раннее творчество Тропинина весьма неровно.

И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Вероятно, за этой игрой слов угадывается его любовная покорность Елене Дмитриевне. Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений. В картине этой впоследствии усматривали целый ряд недостатков. Каратыгина.

Тучковым. Дружил с А. С. Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком». Художник писал их в основном для себя.

Также типичен Портрет Е. В. Портреты 1820-х годов – Н. А. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы.

Это очень скромные и правдивые изображения людей, лишенные каких-либо устремлений к внешним эффектам: таковы, например, портреты (1823) и К. Г. Равича (1825). Детские образы были для Тропинина особенно привлекательны. В том же году он переехал на жительство в собственный домик в Замоскворечье.

Внизу веден фрагмент тонких кружев. Азы художественного ремесла он постигал в мастерской известного портретиста С. Щукина.

Уже оба изображенных старика, по сути дела, могут быть отнесены к этому типу произведений. Голицын. В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью. Очень часто портретируемые представлены, как и Пушкин, «в халате, растрепанными». и И. И. Морковых (1813 г. ).

С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Кушникова (1828) – бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М.

В детстве он посещал в художественную школу в Новгороде. Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти. Непосредственным преемником Тропинина стал здесь В. Г. Перов.

Портрет, написанный Кипренским, дает образ Пушкина — великого русского поэта. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву. Щепкину, попросту говоря, невероятно повезло, что он встретил и полюбил эту женщину. Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, — говорил он. Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника.

Но привычка к ежедневному труду не позволяла Василию Андреевичу Тропинину оставить кисть. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей. Но абсолютно очевидно, что самому художнику было куда интереснее работать с моделями из народа, которых не надо было приукрашивать.

Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд. Тропинин, возглавив обоз с морковским имуществом, двинулся вслед за ним. А. Горький назвал Кармелюка украинским Робин Гудом.

Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Художник внимательно вглядывается в лицо своего попечителя, коллекционера и друга, выписывает мельчайшие черточки лица, пытаясь за внешней оболочкой увидеть его сложный духовный мир. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И. Дмитриев.

На нем просторный домашний халат с синим воротником, на шее – длинный голубой шарф. Столь неожиданным результатом закончились все ходатайства об освобождении Тропинина из крепостной зависимости (а об этом просил, в частности и президент академии художеств граф А. Строганов). Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Кружевница (1823) — одно из самых популярных произведений Тропинина. Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. Всё это заслуженно, ведь своими делами они прославляли Россию.

В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру. Девушка «забыла» о том, что она позирует для портрета: она работает. Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. Самарина — в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846).

Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве. Начало этим жанровым картинам положил Гитарист. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Портрет был заказан самим поэтом для своего приятеля С. А. Соболевского, которому, по свидетельству современника «хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще». Существует несколько версий знакомства Тропинина с У. Кармелюком.

Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М. С. И в этом глубокая социальная историческая правда образов Тропинина, выражающих целую определенную эпоху в жизни русского общества. Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Портрет неизвестного с трубкой (1840 — 1850) — одно из лучших поздних произведений художника. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним.

Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М. А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Тропининский Портрет Ф. С. Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля. В 1840-1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин – Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856). Многократно варьирует он и свои автопортреты.

Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам и должен выявлять достоинства, а не недостатки человека. В портрете Тропинина А. С. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Его детали – картина, фигурка лошади на подоконнике в портрете Воейкова (владелец конного завода) – поясняют интересы изображенных лиц. В 1840-е годы Тропинин все чаще размышляет о закате жизни. После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. В нем нет и следа приниженности искательства, подобострастия.

Свиньин, Н. А. Весной 1827 года, Пушкина портретировал В. Тропинин. Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Карамзин написал несколько романов, в том числе Бедная Лиза (1792).