Портрет Валерия Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов написал стихотворение «Портрет» в 1912 году. Скульптурный портрет ВалерияБрюсова. На этой странице представлено стихотворение поэта Валерий Брюсов — Женский портрет.

Валерий Брюсов — Женский портрет

В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). Возможно, он не знал, что такое вдохновение. Особый интерес в кабинете поэта представляет его библиотека, в экспозиции более тысячи книг. Максим Горький называл его «самым культурным писателем России». Этого мало. Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник не указан 88 дней. «Портрет поэта-завоевателя» – так назвал эту картину Михаил Волошин.

Здесь стоит сделать ремарку. Среднее образование Брюсов получил в двух частных московских гимназиях: Ф. И. Всех – кроме него. Он лежал совсем низко и говорил вполголоса: нужно изящно страдать». Сборник вышел в 1916 году в Москве под редакцией Брюсова. А Брюсов даже никогда и не «бранился»: он только чуть-чуть, прикрыто и понятно, несколькими снисходительными злыми словами отшвыривал того, о ком говорил.

Пушкин и русская литература Серебряного века». Экспрессивно-драматичны и портреты (К. А тот, с кем он говорил, незаметно польщенный брюсовским «доверием», уже начинал чувствовать себя его сообщником. В Берлине я впервые увидел подлинные полотна Боттичелли (петербургское Поклонение волхвов я еще не умел ценить). Молодым в «родовом гнезде» выделили отдельную квартиру, которая превратилась не только в семейный очаг, но и в место сбора поэтов-декадентов. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году.

Валерий Брюсов — 
Женский портрет: 
Стих

Валерий Брюсов — Женский портрет: Стих

А потом «снова забывал о слепоте, бредил о великих замыслах и уверял, что перед новыми картинами все созданное им раньше покажется ничтожным». Завершив книгу, писатель стал охладевать к Нине. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Но Львова не могла примириться с тем, что Валерий был женат. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). Начались оккультные сеансы.

Но вернемся к Брюсову. Брюсов же был необычайно хитер. », 1903)39. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

Именно в этом доме великий поэт и провел большую часть своей жизни. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник не указан 88 дней. Вы встречали когда-нибудь поэта или вообще человека, который бы любил таблицу логарифмов.

Или – открыто сопротивляться «несправедливому» миропорядку, либо – создать собственный, протестный мир с его правилами, языком и прочей атрибутикой, в котором будут иные ценности. Ночью 9 октября Брюсов потерял сознание. Здесь при чтении мемуаров Судейкина патриотичные сердца должны затрепетать. Какой она была.

Здесь расположена та самая историко-литературная экспозиция «А. С. «В первое мгновение я подумала, что вижу сатану. Вот как описывает это Бунин: «Я увидел молодого человека с довольно толстой и тугой гостинодворческой (и широкоскуло-азиатской) физиономией. В это время в мастерскую вошел супруг Анны Петровны и разговорился с поэтом.

Некрофилия – или последствие повреждения мозга (например, после тяжелой физической или психической травмы) или же – врожденное качество, полученное в результате сбоя на уровне генов в момент формирования плода. У меня в голове груды стихов, но этих я никогда не предполагал возможными. Эта наука имеет в своей истории ряд доказательств.

Это все – смешно, но именно так я чувствовал тогда. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов37). Осень 1905 года. Собрание это красноречиво говорит о широте интересов Брюсова. «Тень несозданных созданий колыхается во сне, словно лопасти латаний на эмалевой стене.

Он не был гомосексуалистом, проблем с произношением у него также не было. С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора). Во время прогулки под ночным дождем сильно замерз, после чего занемог. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)33. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). Известно, как работал Брюсов: работа давалась ему тяжело, он не творил, а «высиживал» стихи. Вот запись от 2 октября 1897 г. «Недели перед свадьбой не записаны.

Скульптурный портрет 
Валерия Брюсова

Скульптурный портрет Валерия Брюсова

В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник не указан 88 дней. Это была, увы, не тютчевская цензура, не «почетный» караул у дверей литературы, а караул подлинно арестантский, тяжкое и низкое ремесло угнетателя духа. Заботы о похоронах взяла на себя свояченица Михаила Врубеля. Стояла, не шевелясь и пристально, злобно-насмешливо смотрела на меня. И когда же тупая ограниченность поймет высокую полетность.

Есть много выдающихся людей, которые признают оккультизм наукой изучают его. Но чувств своих не открывал. Анна Александровна отметила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться».

  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
  • Описание работы «Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова»
  • Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»
  • Сергей Малютин — Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1913
  • Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

Катя догадалась похлопотать, чтобы с покойного художника сняли маску (это сделал Петр Бромирский), ездила в траурный магазин, заказывала место на кладбище, оттуда поспешила на панихиду в академической церкви. Его произведения разбросаны по разным городам, вспоминаются только в перспективе лет. Осень – пора мудрости. Две стороны бытия, пожирающие друг друга, – какой-то потусторонний намек». В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Все формы вытянулись и углубились.

Лицо похудело и потемнело, черные глаза тусклы – а то вдруг странно блеснут во впадинах. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). (Все последующие сборники имели такие же «гламурные» названия и нарекались исключительно на иностранный манер – по-французски или на латинском. Возможно, вся его некрофилия – лишь следование модному течению. – воскликнет справедливый читатель. Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти.

Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. В справедливости этих слов Нина Петровская убедилась на собственном опыте: «Для одной прекрасной линии своего будущего памятника он, не задумываясь, зачеркнул бы самую дорогую ему жизнь». Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение14. Иногда – просто прозревать.

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Брюсов был одним из образованнейших людей своего времени. Например, сила, дерзость, агрессивность, картинное благородство, презрение «черни» и всего обыденного, демонизм и мистицизм. Брюсов на следующий день сбежал «по делам» в Петербург, затем в Ригу, э искренне любящая Иоанна Матвеевна сделала все, чтобы это дело как можно скорее замяли. Врубеля поместили сначала в роскошной клинике А. Г. Конасевича на Песочной улице, где по прибытии душевнобольной встретил свое пятидесятилетие.

– ответил мне Бальмонт. Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Мне мало. В начале 1900-х Брюсов увлекся оккультизмом и спиритизмом.

Свой бил своих. Человеку все казалось, что он как-то не вовремя сунулся со своей рукой. В Париже, в «Русской газете» на это известие откликнулся Саша Черный: «О грехопадении Брюсова писали за последнее время немало.

Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. Огненный язык, заключенный в теснящий футляр черного сюртука. В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника14.

Значительного внимания критики удостоиласьисточник не указан 88 дней и повесть «Последние страницы из дневника женщины»53. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике32. В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». В нем находятся принадлежавшие поэту вещи.

  1. Портрет Валерия Яковлевича Брюсова
  2. «Громадные пакеты исписанной бумаги»
  3. Посвящение «Вечности и искусству»
  4. Корреспондент, переводчик, профессор
  5. Исторические романы и концепции
  6. Интересные факты из жизни Брюсова

Врубель хотел созерцанием красоты и тайны «будить душу», а лидеры авангарда усомнились в ее наличии у толстокожих зрителей и действовали сильными средствами в обстановке, когда, как писал Дали, «всё, что тише взрыва, не доходит до слуха». Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». Не помню подробностей, помню только, что это была вариация на тему «Мертвый, в гробе мирно спи, Жизнью пользуйся живущий», а каждая строфа начиналась словами: «Умершим – мир. » Прослушав строфы две, я встал из-за стола и пошел к дверям. Однажды на публичной лекции Андрея Белого, «подошла ко мне одна дама (имени ее не хочу называть), вынула вдруг из муфты браунинг, приставила мне к груди и спустила курок. Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала.

Врачи чудом вернули ее с того света. Я стоял в зале Берлинского музея (то было еще его прежнее помещение, теперь занятое почти исключительно собранием чудовищно-безобразных мула-жей, опозоривающих едва ли не все лучшие создания мировой скульптуры), стоял в пестрой толпе, беспечно глазеющей на белокурую Афродиту, стыдливо потупившую глаза, – и чувствовал себя как бы государем, путешествующим инкогнито и узнанным некоей принцессой. Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1446. Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. Авангард неистово рвался вперед, а Врубель тормозил, дорожа строгой дисциплиной пластики. С каждым днем портрет оживал под его карандашами. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)40.

Бунин тоже познакомился с Брюсовым в середине 90-х и познакомил их Бальмонт. Вот, например, разместившийся в центре комнаты дубовый стол. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). И я часто говорю, полушутя, что стараюсь остаться похожим на свой портрет». Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»). И вдруг я узнала – да ведь это Брюсов.

На следующий день гроб с телом Врубеля был установлен в церкви Академии художеств. Тут же и первые издания «новых поэтов»: сборник «Русские символисты» (1894), журналы «Северный вестник», «Новый путь», книга стихов Бальмонта «Под северным небом» (1894).

  1. Мистика и трагедия Валерия Брюсова

Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»источник не указан 82 дня33. Все затаили дыхание – и не напрасно: первое же стихотворение оказалось декларацией. Он. В один из ноябрьских вечеров 1913 года Львова позвонила Брюсову и попросила приехать. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.

И все же рекордсменами по этой части можно с уверенностью считать поэтов-декадентов (позднее окрестивших себя символистами). Целенаправленный труд сотворил в истории немало чудес. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. Умным – может быть, но мудрым – еще вопрос. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство». Так есть».

Портрет поэта Валерия 
Яковлевича Брюсова, 
Врубель, 1906

Михаил Врубель иногда досадовал на возню Нюты со всякими «нищими», на эту филантропию в духе близких ей и чуждых ему идей нравственного подвижничества, но глубоко уважал и просто с детства любил свою «мамашечку». Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник не указан 88 дней, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Даже неглупый человек выносил из общения с Брюсовым из беседы с ним убеждение, что действительно Брюсов всех презирает (и поделом. ). Они Её слышат.

В этой бумаге Брюсов (в то время исполнявший должность цензора большевистской печати. Валерий Яковлевич умер от сильнейшей простуды. Недаром Марина Цветаева, назвала его «Героем труда». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов».

Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием). «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва14. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Найти путеводную звезду в тумане.

Брюсов являлся и членом Моссовета40. Потом пристрастился к морфию и Брюсов. Этот зал – нарочито эпатирующий, кричащий, провозглашающий полный разрыв с традицией.

«Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды знания, которая сжигает меня. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник не указан 88 дней. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)49.

В 1906 художник ослеп. Креймана (1885-1889 годы) и Л. И. Он искал одного – верности тому, что есть. Переступая порог, посетитель тут же погружается в атмосферу Серебряного века.

На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Далее – со слов Брюсова. Он просит Петровскую оставить его в покое. Тогда она позвонила к поэту Вадиму Шершеневичу: «Очень тоскливо, пойдемте в кинематограф». Такова была реакция деятелей русской культуры на геноцид армян 1915 года. Да не потряс, конечно, Врубель ни Пикассо, ни других парижских новаторов. Перед нами изображения А. С. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы.

Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». В 1907-1908 годах Брюсов писал исторический роман «Огненный ангел». Унизительной фазы превращения в бессмысленное подобие человека он не допустил, февральской ночью простудил себя, как пишет его сестра, «умышленным стоянием под форточкой» и получил воспаление легких, которое перешло в скоротечную чахотку.

Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. И здесь Брюсов умело использовал имя популярного поэта и писателя ради собственной славы. Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 50 и— в особенности— «Огненный ангел». Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)47. Кроме того уже давно, после Пана, после Тридцати трех богатырей, после Фауста я был страстным поклонником его творчества (Демона мне на выставке не довелось видеть).

Хотя вообще настроен был миролюбиво, эксцессы поведения проявлялись гораздо реже, чем прежде. Пролежав месяца два в постели и прохворав все лето, в конце ноября я решил переехать в Петербург, где мне обещали сухую комнату. В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Как и «Мир искусства» когда-то, журнал «Аполлон» объединил писателей и художников, в редакции устраивались не только литературные, но и музыкальные вечера с участием Игоря Стравинского, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, проводились и художественные выставки. Тютчева, И. С.

Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». С лета 1913 г. она стала очень грустна. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. Бранить с кем-нибудь всех других. В интерьерах находит отражение одна из основных черт модерна – стремление к синтезу искусства и повседневности, эстетического начала и практического подхода. Мне знакома каждая черточка этого лица, но какая перемена.

«Вот он сидит в столовой за столом. Впечатления от этой незавершенной работы художника встречаются во многих мемуарных текстах. После его смерти этот дом на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) перешел по наследству сыну Ивану, для которого в 1910 году и был перестроен. В 1909 году «Аполлон» сменил «Весы» и «Золотое руно».

С рисунков и фотографий смотрят на нас «старшие символисты»: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский. Прямота и честность были основными чертами его существа. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. Как почти всегда бывает в подобных случаях, «духовная дружба» переросла в нечто большее, причем со стороны Петровской. «Стоит ли.

Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. Главным редактором появившегося в 1904 году ежемесячника «Весы» был сам Брюсов. И поскольку чувство собственной значимости у молодого человека, еще незрелого в умственном и житейском отношении, но уже зрелого в половом, его социальный ранг явно не соответствуют его максималистским притязаниям (уважают ведь не за самомнение, а, например, за опыт, мудрость, возраст, звание, успех, богатство – за то, чего у юноши нет), то остается одно из двух.

Что же Брюсов. Поливанова (1890-1893 годы). Одна этажерка здесь полностью отдана гению русской поэзии.

Но в прозе, где труднее спрятаться, он без меры, с отчаяньем, подчеркивая «любовные» сцены, делает их почти. И я ее вижу: это декадентство. Мертвенный холод Брюсова в этой области достаточно ощутим и в стихах. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11.

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Андрей Белый вспоминал, когда «провожая Бальмонта в далекую Мексику, встал он с бокалом вина и, протягивая над столом свою длинную руку, скривясь побледневшим лицом он с нешуточным блеском в глазах дико выорнул: «Пью, чтоб корабль, относящий Бальмонта в Америку, пошел ко дну». Когда могилу засыпали, они как были, под руку, стали обходить собравшихся.

В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Особенно большое влияние сборник оказал на младосимволистов— Александра Блока, Андрея Белого, Сергея Соловьёва14. Были слезы, конечно. Он разбогател, обзавелся семьей. Вы просто не знаете этой науки и потому не имеете права говорить, что ее нет.

Вот собрание сочинений Поля Верлена на французском языке, модернистские журналы «Весы» и «Мир искусства», оккультная литература – этими книгами XVII–XVIII веков пользовался Брюсов при написании наиболее известного его романа «Огненный ангел». Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Но как страшно он изменился.

Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Как говорится, «говорите правду и никто вам не поверит». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. Это страшно.

В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженикаисточник не указан 82 дня. Неужели так уж совсем и не было в Брюсове ничего душевного, человеческого. И движение это не угасает. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн.

Что, собственно, Брюсов и сделал. В художественной витрине зала представлены обложка для «Мира искусства», созданная Марией Якунчиковой, акварели Сергея Судейкина и Василия Милиоти, карандашные автопортреты Мстислава Добужинского и Леона Бакста. Над проектом работал известный архитектор Владимир Чагин. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. некрофильскими. Шершеневич не мог пойти – у него были гости. Ведь не был же он совершенным негодяем. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189328 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов).

А также – непременно прочесть энное количество страниц книг и журналов. Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). Поэтесса звонила еще нескольким людям, но все были заняты. Но со временем Брюсов научился ладить с гимназистами.

Эту «детскую» болезнь левизны каждый переживает по своему. Брюсов приостановил чтение. Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. И он не ошибся в расчетах: математика – наука точная. Без перерыва курит.

Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Эта часть экспозиции включает также конверты издательства «Скорпион» и журнала «Весы» с логотипами, выполненными художником Николаем Феофилактовым, рукописи Брюсова и Блока. Открыла, например, поэту Владимиру Пясту, а через него — Александру Блоку ошеломившую их книгу Августа Стриндберга «Одинокий».

Даже лекарства полумертвый Врубель ощущал эстетически. Биографы Серова расскажут впоследствии, как часто эта античная покорность долгу заставляла его совершать поступки, которые с житейской точки зрения казались безумными. Брюсов здесь встает в один ряд с мистическими врубелевскими персонажами. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»).

Однако у некоторых, как у Брюсова, она протекает особенно остро и дает осложнения. Вот что пишет по этому поводу Гиппиус: «. Молодости, как известно, свойственна психическая неуравновешенность.

Тот протягивал свою. Однажды она показала мне револьвер – подарок Брюсова. Он начал отдаляться от Петровской и в роли ее утешителя оказался Брюсов.

«В последний сознательный день, перед агонией, — пишет Анна Александровна, — он особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал с благодарностью руки жены и сестры и больше уже мы с ним не беседовали: он мог только коротко отвечать на вопросы и раз только ночью, придя в себя, сказал, обращаясь к человеку, который ухаживал за ним: Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Она тут неслучайна. Так, например, его «Баллады» содержат описание едва ли не всех сортов сладострастия. Длинный большой нос, высоко отросшие волосы, когда-то постриженные ежиком. Первый сборник своих опусов он назвал, ни мало смущаясь, «Chefs doeuvre» – «Шедевры». «После этого портрета, мне других не нужно.

В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Еще в детстве он начал читать очерки, биографии и научные труды знаменитых ученых. Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы.

Лет в восемь он начал писать стихи и с их подборкой и письмом в редакцию в 1884 году Валерий дебютировал в детском журнале «Задушевное слово». – Когда же волки разумели пожираемых ими. В студенчестве, в 1897 году, Брюсов женился.

На первом этаже располагается мемориальный кабинет Брюсова, восстановленный по фотографиям и воспоминаниям современников. В нем такое напряженное беспокойство, что самому становится беспокойно рядом с ним». Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»23.

Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Брюсов умер 9 октября 1924 года в Москве. Брюсов с энтузиазмом и изобретательностью поддерживал этот образ «парящего над землей» поэта-олимпийца. (это Брюсов-то. ) и руки с неопрятным ногтями (это у Брюсова-то. ) так трясутся, что он сыплет пеплом на скатерть, в стакан с чаем, потом сдергивает угол скатерти, потом сам сдергивается с места и начинает беспорядочно шагать по узенькой столовой.

Да. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»14. Занимает она шесть залов, один из которых – Пушкинский. Умирая, он успел выговорить коченеющими губами: «Мои стихи. » – и смолк, не закончив мысли. Знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу», содержащий призыв «сбросить Пушкина с парохода современности», – организующий центр зала русского футуризма, наиболее ярко отражающего художественные и идейные споры того времени. Не таяло постепенно, нет, а исчезло вдруг, сразу, словно захлопнулась какая-то заслонка».

В его стихах все чаще звучала тема одиночества и самоубийства. Но за его глубоким интеллектом и умением безупречно себя подать окружающие видели порой некую сущность «без лица и названия». Что ж, наверное, не был. Затем рука Брюсова так же стремительно опускалась и хватала протянутую руку. По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник не указан 88 дней. Неприметной, невеселой, волевой, на редкость образованной, чрезвычайно начитанной. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»38.

Без него справились. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Раньше с Врубелем встречаться мне не приходилось.

Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.

Именно в это время он встретил писательницу и литературного критика Нину Петровскую. Тогда он «жестоко страдал, горько жаловался жене и сестре на судьбу и плакал, что не может их видеть». С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее).

Это ведь своего рода лесть и особенно изысканна. Перед рассветом на вопрос, что у него болит, Врубель ответил: «Ничего» Умер он тихо. Любовь Белого так и не вернули, но зато между Валерием и Ниной вспыхнула роковая страсть.

У нас нет даже ни одной обстоятельной монографии о Серове (приготовлена к печати и скоро должна выйти книга о Серове – И. Э. Грабаря). Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник не указан 88 дней его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». Анна Александровна не захотела говорить о менее красивых деталях немощи, заставлявшей ее брата мучиться и ворчать «хоть бы яду дали. ».

Много лет спустя, уже в эмиграции, Бальмонт писал: «Я вспоминаю ласково еще одного юного поэта тех дней (1894 – 1895), Валерия Брюсова. Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Она же едва ли не осью жизни сделала преданность «Мишуреньке». Проведя за работой всю ночь, он вставал из-за стола, умывался, спешно завтракал и. шел в редакцию – снова работать.

Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Брюсов не просто оценил портрет, он им гордился. др. )14. Грустно и неловко за эту триумфаторскую легенду и ее восторженные тиражи.

Согласно характеристике Андрея Белого48, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»23. И если «дневная норма» была не выполнена, работал ночью, засиживаясь часто до утра. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов42. В мучительном желании вернуть зрение он «придумывал разные аскетические искусы, отказывался от пищи, по ночам целые часы простаивал перед кроватью говорил, что в награду прозреет и глаза его будут из изумрудов». Показательны не только книги, но и картины, украшающие стены кабинета.

Он даже предлагал все старые книги дотла сжечь на кострах, «вот как Омар сжег Александрийскую библиотеку. » – воскликнул он. Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения38.

Признание настигло его незадолго до внезапной смерти: молодые литераторы – участники журнала «Аполлон» объявили его своим учителем, он стал самым почитаемым поэтом старшего поколения. В памяти Ольги Форш-Срезневской она осталась «прелестной старинной женщиной». Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Часов в 11 она звонила ко мне – меня не было дома.

Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Это признавали все, в том числе и лучший, по мнению многих, поэт серебряного века Александр Блок, который писал в письме к Брюсову: «Каждый вечер читаю «Urbi et orbi». Он даже пообещал Нине магическую помощь в возвращении возлюбленного. Потом – чик и все пропало.

В 11 вечера она застрелилась. И прозрачные киоски в звонко-звучной глубине вырастают точно блестки при лазоревой луне. Это был Пикассо».

В выборе жены Брюсов не ошибся. Живы одни глаза – провалы в дымно-огненные бездны. У психиатра Усольцева относительно Врубеля вывод: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми».

В 1893 году он пишет письмо (первое из известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения21. Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). На живопись Врубеля Дягилев, как говорится, делал ставку. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Еще одна хитрость – манера подавать руку.

Но у нас было много общих знакомых. Через несколько времени он вернулся в Москву, уже залечив душевную рану и написав новые стихи, многие из которых посвящались новой, уже санаторной «встрече». Его парадоксальность крепила и радовала мою собственную парадоксальность. С напускною бодростью, что-то шепча трясущимися губами, пожимали руки, благодарили. Она была готова умереть, чтобы Брюсов с нее мог написать смерть Ренаты.

Зато. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. И уж конечно не явился Врубель зачинателем «всех основ кубизма, конструктивизма и сюрреализма».

Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. И Брюсов здесь – в числе чемпионов. Все было в его словах крайне революционно (в смысле искусства), – да здравствует только новое и долой все старое. Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»60.

Почти так же развивались отношения Брюсова с Буниным. Петровская была замужем за издателем Сергеем Соколовым (Кречетовым), но состояла в своеобразной -духовной дружбе» с поэтом Андреем Белым. В этой почти оскорбительной для поэта характеристике есть и скрытое уважение. По Брюсову, революция была неминуема. В конечном итоге с Бальмонтом все так и вышло, как хотел Брюсов». – А. К. ) конфиденциально сообщал, что я – человек неблагонадежный».

Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)38. Никто с ними не был знаком.

За что. Редакции журналов и издательств играли значимую роль в литературной жизни того времени. «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике27. Надю хоронили на бедном Миусском кладбище, в холодный, метельный день. В дни болезни художница увидела перед своим окном силуэт странного человека.

В рукописном журнале «Начало», выходившем в третьем классе гимназии Креймана, Валерий, его редактор, публиковал свои стихи, там же увидело свет и его первое фантастическое произведение – повесть «На Венеру», написанная в подражание Жюлю Верну. Он отказался. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». Сестра знала: Врубелю это было бы больнее всего. – Как вы можете говорить, что такой науки нет. Разница в возрасте была велика. Это потому, что они были неделями счастья.

Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Он сказал, что не может, занят. Быть рядом с Вами я не надеюсь никогда. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. Литературные ляпы можно обнаружить практически у любого писателя или поэта.

Но не на троих – ради Брюсова Петровская уходит от мужа и прогоняет любовника. В лучшем случае, это было удивление Сальери перед Моцартом». Вот как описывает это «демоническое» ощущение от портрета Нина Петровская, жена и помощница владельца издательства «Гриф» Сергея Соколова, хозяйка литературного салона, принимавшая живое участие в богемной жизни начала ХХ века: «Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна испещренного иероглифами.

«Захотелось получить род аттестаций от Парижа, явилась потребность как-то экспортировать то, чем была духовно богата Россия», — пояснял идею выставки принимавший участие в ее формировании Александр Бенуа. На его страницах увидели свет статьи Вячеслава Иванова, повесть Андрея Белого «Серебряный голубь», драма Александра Блока «Незнакомка», многие стихотворения символистов. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в зажиточной купеческой семье. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Но Брюсов, «отдав дань Эросу», вовсе не собирается покидать свою жену. Их роману предшествовала сложная интрига. На закате лет принято подводить итоги, делать какие-то выводы. Народу собралось много. Поздним вечером она застрелилась. Так есть». Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство».

Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры». В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ). Конечно, Серов был реалист, в лучшем значении этого слова. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я».

Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник не указан 88 дней. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Брюсов систематически приучал ее к мысли о смерти, о самоубийстве. Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4445.

Тогда же он написал свое первое литературное произведение – комедию «Лягушка». В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник не указан 88 дней: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»35) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». Фигура стояла во весь рост и лицо было чуть более натуральной величины. Работа не клеилась.

Так продолжалось две-три минуты. Брюсов молодился, написал книгу в духе Игоря Северянина и посвятил ее Наде. Глаза с тяжелыми веками, упорно злые, не отрываясь, пристально смотрели на меня. – Брюсов протягивал человеку руку.

Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Главным для Брюсова всегда оставалась поэзия. В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Зал символизма открывают графические портреты Александра Блока (работы Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы, 1925), Андрея Белого (Леона Бакста, 1906) и Юргиса Балтрушайтиса (Леонида Пастернака, 1912). Я готов плакать, когда думаю о том, чего я не знаю».

Я к Валерию ничего не чувствую, кроме любви за его юный лик времен «Безбрежности» и «Горящих зданий» и кроме человеческой жалости к загубленной жизни, все время шедшей по ложным путям»». «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова14. Ибо не следует путать эрудицию, деловую хватку и природную хитрость с мудростью. В 1895-м здание с участком приобрел тут купец-обувщик Кузьма Баев. Вернулся в столицу, но болезнь прогрессировала.

В резком отрицании преемственности они ничуть не уступали футуристам итальянским. Поэт же много говорил с ней о смерти и самоубийстве. И, что не часто с ним случалось, прогадал. Особенно выразительна часть зала, представляющая фрагмент интерьера редакции журнала «Весы», находившейся в здании московской гостиницы «Метрополь». В 1897 году Валерий Брюсов женился.

Перебор по части авторского самолюбия был заметен едва ли не в каждой строке. В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу51. На нем – конверты с логотипами книгоиздательства символистов «Скорпион», а также искусно оформленная книга «Поэзия Армении». В качестве организаторов выступали в том числе Бенуа и Бакст, бывшие «мирискусники». Вспыхивает роман. Он, без колебания, не заботясь о последствиях исполнял то, что почитал своим долгом.

Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). В нем можно увидеть факсимильные листы рукописей поэта (это издание 1911 года было подготовлено великим князем Олегом Константиновичем, писавшим стихи, увлекавшимся музыкой и живописью он умер совсем молодым от раны, полученной в одном из сражений Первой мировой), прижизненные издания произведений Пушкина и копию знаменитого портрета работы Ореста Кипренского. Интересныисточник не указан 88 дней брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник не указан 88 дней (см.

Михаил Александрович Врубель, когда работал над портретом поэта, сказал, что глаза Брюсова похожи на «провалы в дымно-огненные бездны». Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»56. Это потому, что они были неделями счастья. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым. Очень действенный прием с людьми, пусть и неглупыми, но не особенно тонкими». Поэзия Бальмонта не что иное, как «парфюмерный блуд», книги Леонида Андреева – «грязная слизь»: такими определениями будетляне, как называли себя первые русские футуристы, награждали творчество своих предшественников. Когда его сверстники играли в войну или мяч, Валера увлеченно разглядывал географический атлас и представлял себя «то изобретателем воздушного корабля, то астрономом, открывшим новую планету, то мореплавателем, достигшим Северного полюса».

Читать маленький Валера научился практически самостоятельно еще в четырехлетнем возрасте. Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Брюсова и зарождения традиции Брюсовских чтений. «По дороге, — пишет она, — я купила синих цветов с длинным стеблем, мне хотелось, чтобы были цветы, как на врубелевской картине» У гроба было столько букетов: розы, лилии, охапки сирени и такая масса венков, что «гробовщик стал уже беспокоиться, как их повезут ими была занята вся погребальная колесница». Фиолетовые руки на эмалевой стене полусонно чертят звуки в звонко-звучной тишине. «В марте 1920 г. я заболел от недоедания и от жизни в нетопленом подвале.

Сейчас еще не время оценивать творчество Серова в его целом. Внутренние – выражаются в различного рода сексуальных отклонениях – от импотенции и эксгибиционизма до так называемой «нетрадиционной половой ориентации», ското- и труположства. В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». Об этом мне сообщили под утро. Но был ли Брюсов мудрым человеком. В них была угрюмость и злоба.

Привели они, между прочим, к ситуации, которую не кто-нибудь, а сам Пабло Пикассо определил так: «Живопись кончилась, а художники остались». В бородке целые седые полосы, да и голова с белым отсветом. Есть и не сексуальные признаки – ничем не обоснованный пессимизм, постоянная демонстрация крайних чувств – одержимости, нетерпимости, паники, резкие перепады в настроении, мания величия, мания преследования (и все прочие клинические «мании») интерес ко всему, что граничит со смертью.

В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами — Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Федором Сологубом. В то время как половые гормоны начинают бурлить уже в 14-15 лет. В Петербурге жена и сестра художника квартировали теперь вместе. «Огненный ангел» был посвящен Петровской. Если для читателя это грех – а для меня это грех несомненный, то насколько он страшен и заслуживает осуждения, пусть каждый решает для себя сам. В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)57. Анненский известный такими стихотворными сборниками, как «Тихие песни» (1904) и «Кипарисовый ларец» (1910), вошел в литературу, будучи уже зрелым поэтом, позднее других писателей-символистов.

Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)52. Брюсов – одно из них. Да и черты лица не обнаруживали в нем каких-то вырожденческих примет.

Его избранницей стала Иоанна Матвеевна Рунт, служившая гувернанткой сестер Валерия. Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Крайне ловкий от природы, он, по характеристике Гиппиус, очень хорошо владел собою: «он отлично видел людей и знал, на сколько пуговиц перед каждым стоит застегнуться».

«Она производила странное действие, – вспоминал Ходасевич. Молодые Судейкин и Ларионов предварительно подновили врубелевского «Микулу Селяниновича» — это исполинское панно открывало показ. Это уже не бахвальство, а искреннее признание. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Надо выбрать иное. Трудно восстановить ее образ.

Кстати сказать, ни у кого нет такого количества «некрофильских» стихов, как у Брюсова». Пушкина, бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна, Ф. И. Можно сказать, что этот журнал впервые объединил приверженцев символизма.

Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). Когда закрывали гроб, Анна Александровна стала на колени, как всегда покорная». То, что Вам известно, не знаю, доступно ли кому-нибудь еще и скоро ли будет доступно». Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. В 1903 году Брюсов познакомился с Ниной Петровской – женой владельца издательства «Гриф» С. Соколова и, «по совместительству», любовницей его друга, Андрея Белого.

Просто эти черты почему-то лучше других сохранились в памяти его современников. Но он. Ученице, которой Анна Александровна давала уроки немецкого языка, она запомнилась строгой и суховатой «фрау». После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность.