Портрет Вари Адоратской Фешин
«портрет Вари Адоратской» – самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881 – 1955), о котором Репин в 1926 году сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный». «портрет Вари Адоратской» – одна из наиболее известных и узнаваемых картин Николая Фешина. Одной из самых известных картин Фешина стал «Портрет Вари Адоратской», написанный в 1914 году в Казани, где до середины 20-х годов ХХ века жил и работал художник.
Модель картины— Варвара Адоратская
Позднее, после выхода повести Трифонова, все стали называть его «Дом на Набережной». Технику живописных работ Ф. отличает декоративизм экспрессивных мазков, для моделей характерны театральность поз, для композиции– использование элементов салонной развлекательности, для стиля– влияние академизма и импрессионизма («Черемисская свадьба», 1908, Нац. Оно вызвано необычайностью композиции и неожиданностью расположения модели.
Она помогала отцу в научной работе, делала для него переводы, печатала на пишущей машинке, трудилась под его руководством над переводами для Института Маркса-Энгельса-Ленина (так был переименован Институт К. Маркса и Ф. Энгельса после объединения с Институтом Ленина), где её отец с 1931 до 1939 года был директором. На сеансы юная натурщица ходила более месяца три раза в неделю. Фешин подчёркивает использование художником тёмные фрагментов, выполненных мазками ультрамарина, когда Фешин использует оригинальный оптический эффект (смешение — на расстоянии ультрамарин сливается с рядом лежащими цветами в один тон, но при приближении он создаёт резкие контрасты). Передача картины состоялась в 1964 году22.
Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками. Портрет вызвал у советского искусствоведа в памяти лучшие детские портреты русской живописи второй половины XIX века. Позднее, после выхода повести Трифонова, все стали называть его «Дом на Набережной». Семья Адоратских жила в большой квартире, в доме на ул. Она задумчиво вертит его в ладошках и довольно строго смотрит на работающего мастера.
Она завещала портрет племяннице— Варе Адоратской, которая послужила для портрета моделью. колонию Таоса (1927–33), где построил дом с элементами неорусского стиля по собств. «Портрет Вари Адоратской» выполнен в технике масляной живописи по холсту.
В Москве у С. Н. Разумова, который был близким человеком В. В. Адоратской и унаследовал коллекцию картин Николая Фешина после её смерти в 1963 году, сложилась крупное собрание работ художника. Картина продолжает традицию детских образов, частью которой являются Алиса Льюиса Кэрролла (1865) и Вера Мамонтова на картине «Девочка с персиками» (1887) Валентина Серова, передающие «счастливую беззаботность детства»13. Эмигрировал в США (1923), где обрёл популярность как портретист рос. Казалось бы, очень благополучная судьба. Контраст цветовых гамм выявляеn, по мнению Тулузаковой, её хрупкость, «почти нематериальность». После смерти Адоратской и перехода её коллекции к Сергею Николаевичу Разумову переговоры пришлось начинать заново, но в конце концов он согласился на предложение продать работы Фешина казанскому музею. музее изобразит.
Контраст цветовых гамм выявляеn, по мнению Тулузаковой, её хрупкость, «почти нематериальность». Иллюстрировал сатирич. АХ уИ. Е. Искусствоведы Государственного Русского музея отмечали, что она «смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьёзный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка».
О семье Адоратских и о портретах Фешина
Она не воспринимается как пустота, а расширяет пространство и даёт «выход» из картины. Художник и искусствовед С. Н. Воронков писал, что композиция картины построена на контрастах, гармония и спокойствие в образе девочки противостоят хаосу натюрморта на столе (по его мнению это могло быть рефлексией на происходящие в то время в России события). Эта картина сейчас хранится в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казани, располагающей лучшей и самой полной коллекцией полотен Фешина в России. Казалось бы, очень благополучная судьба.
Инвентарный номер полотна в собрании— Ж-9381. Художник создал композицию портрета с учётом её восприятия зрителем (большую роль при этом играют цвет и его эмоциональное воздействие). Семья Адоратских жила в квартире в Доме Правительства (он же— «Дом на набережной»). В руках у неё разрезанная мускатная дыня. Во взгляде Вари Адоратской Давтян прочитала недоуменный вопрос ребёнка к странным взрослым: «И зачем вы меня сюда посадили. ».
- Николай Фешин «Портрет Вари Адоратской»
- Описание картины «Портрет Вари Адоратской»
- Сочинение по картине «Портрет Вари Адоратской»
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)
- Дети в творчестве Николая Фешина
- Описание «Портрета Вари Адоратской»
- В оценке искусствоведов и зрителей
Взгляд девочки направлен на зрителя. Оранжевая гамма (апельсины и их корки, цветы бегонии на подоконнике, алый цвет губ девочки)— как радость детства. По мнению Г. П. Тулузаковой, «Портрет Вари Адоратской» является не повторением более ранней картины Валентина Серова, а собственной вариацией художника на тему предшественника. При развороте композиции она, по мнению Воронкова, потеряет равновесие и смысл. Деборин отказались, а В. В. Г. П. Тулузакова писала, что с первого появления на выставках картину Николая Фешина зрители непроизвольно связывали с известным полотном В. А. Серова «Девочка с персиками». В руках Варенька держит персик, взятый ею из стоящей на столе вазы с фруктами.
Художник прекрасно передал своеобразную посадку гибкой фигуры девочки. ин-те среди учеников– А. М. Этот эффект Фешин использовал при изображении волос и карих глаз девочки. Искусствовед, специализировавшаяся на живописи Серебряного века, С. Г. Капланова отмечала серьёзность и душевную мягкость образа девочки, которую художник написал «словно внезапно».
Главный акцент художник сделал на «пытливых глазах ребёнка». Внимание Корнилова привлёк «Портрет Вари Адоратской», хотя на выставке были представлены и другие значительные работы художника, в том числе «Бондарка» и «Портрет жены». Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину.
- Картина «Ия с дыней»— парафраз «Портрета Вари Адоратской»
- Описание картины Николая Фешина «Портрет Вари Адоратской»
Внутри этого, по мнению Воронкова, воображаемого кругового движения взгляда находится светло-серая стена (окрашенная полупрозрачно, широким флейцем). Адоратский должен был эвакуироваться с ИМЭЛ из Москвы, но по состоянию здоровья (тяжёлая болезнь, кровотечение из почек) не мог ехать, как прочие сотрудники, в товарных вагонах. Варвара Владимировна Адоратская родилась в Казани в 1904 году.
Сам художник при этом серьёзен, в его работах отсутствует умиление перед детством. Тем не менее, он продолжал работать. Фешин с увлечением писал портреты на пленэре. Чёрная краска (чёрные туфли, чайник, коробочка на столе, волосы куклы, косички девочки игольница, рамка миниатюры, горшки на подоконнике), подобно оранжевой гамме, кругообразно проходит по холсту. Варе приходилось ухаживать за матерью.
Благодаря этому внимание зрителя сосредоточено на лице девочки (хотя её головка смещена от геометрического центра и геометрическим центром оказывается апельсин в руках Вари)32. Этот эффект Фешин использовал при изображении волос и карих глаз девочки. Так ли это было на самом деле. богемы («Портрет Д. Д. крестьян и жителей Бали («Балийский старик», 1938, частное собрание, США). В настоящее время (с 2005 года) «Портрет Вари Адоратской» экспонируется в зале Николая Фешина на 3 этаже постоянной экспозиции Национальной художественной галереи «Хазинэ»5. В галерее находится самая большая коллекция картин Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) – блистательного русско-американского художника, непревзойденного мастера угольного рисунка, великолепного резчика по дереву, скульптора.
То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Фешин во время беседы высказал сомнения в их целесообразности, находя его манеру условной. За ним последовала жена с дочерью.
Но Н. И. В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году от Разумова С. Н132. Г. П. Тулузакова отмечала в её личности «контраст присущих женщине способностей тонко понимать и чувствовать прекрасное и одновременно явно мужского склада ума и энергичного характера»7. По мнению Серякова, при использовании «нон-финито» общие формы изображения на «Портрете Вари Адоратской» хорошо «читаются», но при «детальном рассмотрении картины начинают вибрировать и местами распадаться на хаотичную гущу мазков». У самой Вари в юности были туберкулез и базедова болезнь, это помешало ей завершить высшее образование (и выйти замуж, по всей вероятности, тоже).
(1904–07). В картинах «Портрет девочки» (Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых), «Девочка в розовом платке» (она долгое время находилась в частной коллекции хирурга-онколога академика Н. Н. Блохина), «Крестьянская девочка» (частная коллекция, США). Спустя многие годы Адоратская пыталась узнать о судьбе Николая Фешина, эмигрировавшего в США, через посредство своих друзей (Письмо В. В. Адоратской к Н. Н. Ливановой от 20 октября 1955 года в личном архиве Н. М. Валеева)21. А для родственников и простая рисовая каша была недосягаемой мечтой. Фигура девочки, как и на «Портрете Вари Адоратской», сдвинута в сторону, лицо дано вполоборота, глаза опущены. Чёрная краска (чёрные туфли, чайник, коробочка на столе, волосы куклы, косички девочки игольница, рамка миниатюры, горшки на подоконнике), подобно оранжевой гамме, кругообразно проходит по холсту. Сквозь него просвечивают лежащие на столе фрукты. Это— одна из причин единства композиции картины31.
Одна из бесед была посвящена так называемому «плоскостному» фону в портрете, Сапожникова была ученицей не только Фешина, но и Кеса ван Донгена, вот таким образом часто в своих работах апеллировала к его наставлениям. Она отметила карие задумчивые, внимательные и ясные глаза ребёнка, своеобразную посадку гибкой фигуры девочки «с чудесной, мягкой но линиям, шейкой»27. Живописная гамма построена на градациях светлых тонов. Среди них: 43-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок в 1915 году, экспозиция «От Казани до Таоса», проходившая с ноября 2011 года по февраль 2012 года в Национально-художественной галерее ГМИИ РТ. Натюрморт играет роль живописного центра полотна «Портрет Вари Адоратской». «Это было в марте-апреле 1914 года в Казани Я очень любила тетю Надю (прим. По её мнению, картина— одно из самых гармоничных созданий художника, ясное и по мысли и по конструкции, визитная карточка русского периода творчества художника89.
Художественный критик и поэтесса Лариса Давтян писала, что первоначально восприняла героиню картины как «огромную куклу с очень человеческим лицом», поскольку девочка сидит в полный рост на столе. По возвращении из Юго-Вост. В 30-е годы Адоратский получил дачу на Николиной горе, рядом с дачей Михалковых. Фигурка девочки изображена детально и материально в противовес эскизному натюрморту. Сериков считает, что в этой картине Фешин обращается к эффекту намеренной незаконченности («Нон-финито»), но здесь этот эффект имеет «более сдержанное звучание», чем в других его картинах, «тяготеет к естественной условности живописной манеры»34.
Путешествовал по Мексике (1936), где встретился сД. Риверой, Японии, на острова Ява и Бали (1938), сделал много фотографий, позднее использованных в живописи, скульптуре и графике. Переехал в худож. Оранжевая гамма (апельсины и их корки, цветы бегонии на подоконнике, алый цвет губ девочки)— как радость детства. Чл.
Картина вызвала в памяти Корнилова работы Валентина Серова24. Золотисто-русые волосы двумя косичками струятся за спину. В картине «Киса», портретах Нины Белькович и Миши Бардукова представлены дети из иной социальной группы, но отношение автора к своему герою не меняется11. Натюрморт он писал иногда без меня. В Соединенных Штатах Америки Николая Фешина ставят в контекст искусства Юго-Запада, связывая в первую очередь с Таосской художественной колонией. Никто из семьи не был репрессирован. Российский искусствовед считал картину «Портрет Вари Адоратской» примером композиционного и живописного мастерства, опирающихся на интуицию и анализ художника33.
Для этой выставки группа детей создала свою версию картины «Портрет Вари Адоратской». Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика Было решено, что Н. И. Художник создал композицию портрета с учётом её восприятия зрителем (большую роль при этом играют цвет и его эмоциональное воздействие). как портретист. Композиционную асимметрию картины Воронков считал характерной для эпохи модерна. Семья Адоратских жила в большой квартире, в доме на ул.
Фешин подчёркивает использование художником тёмные фрагментов, выполненных мазками ультрамарина, когда Фешин использует оригинальный оптический эффект (смешение — на расстоянии ультрамарин сливается с рядом лежащими цветами в один тон, но при приближении он создаёт резкие контрасты). Портрет выдержан в нежной, радостной цветовой гамме. Был выявлен круг людей, у которых могли храниться его произведения. Она писала о чувстве недоумения, которое порождает знакомство с картиной. С другой стороны, эти предметы являются важными цветовыми и фактурными акцентами.
Среди наиболее ценимых художником и часто приглашаемых натурщиков Николая Фешина были дети. Репина (1901–09). Голубые глаза девочки не по-детски серьёзны, в них зритель чувствует её интерес к миру32. Художественный критик и поэтесса Лариса Давтян писала, что первоначально восприняла героиню картины как «огромную куклу с очень человеческим лицом», поскольку девочка сидит в полный рост на столе.
Картина «Ия с дыней» (1923, долгое время картина находилась в коллекции и выставлялась в Галерее Форреста Фенна, Санта Фе, США), по мнению Тулузаковой, является парафразом «Портрета Вари Адоратской». Дочь художника (в будущем американская балерина, арт-терапевт и искусствовед Ия Фешина) сидит на столе. Фешин изобразил девочку сидящей на столе, что делает её частью «изысканного натюрморта». журналы «Шут», «Леший» и др. Небрежные мазки (благодаря этому они рельефны и свободны), передают не только форму предметов, но и предметные качества материалов: серебро чайника, прозрачность вазы, фактуру апельсинов или винограда.
Фигура девочки, как и на «Портрете Вари Адоратской», сдвинута в сторону, лицо дано вполоборота, глаза опущены. Развёрнутость стола и «прорыв стены подоконником» усиливает глубину пространства. Натюрморт на картине Капланова называла «прекрасно написанным», он включает чайник на спиртовке, апельсины, гранаты, орехи, вазу с фруктами и куклу в голубом платье16. С фигуры Вари взгляд зрителя переносится на миниатюры и рисунки на стене, на цветы на подоконнике и вновь возвращается к натюрморту (написанному живописно, насыщенно, пастозно, фактурный мазок здесь соединяется с тонкой лессировочной живописью в стиле французского академиста XIX века Жана Огюста Доминика Энгра использован эффект свечения белого холста). Натюрморт на картине Капланова называла «прекрасно написанным», он включает чайник на спиртовке, апельсины, гранаты, орехи, вазу с фруктами и куклу в голубом платье16. Воронков отмечал, что несмотря на хаотичность изображённых объектов, «в картине ничего нельзя убрать или добавить без ущерба для композиции».
С одной стороны, это— атрибуты повседневности, воссоздающие атмосферу семейного уюта. Учился в петерб. Равновесие, несмотря на асимметрию, достигается контрастами фактуры мазков, цветовыми и тоновыми контрастами, разностилевыми приёмами, за счёт соотнесения светлых и тёмных тонов (сыграли свою роль просчитанные художником размер и количественные соотношения цветовых пятен). Композиционную асимметрию картины Воронков считал характерной для эпохи модерна. Голубые глаза девочки не по-детски серьёзны, в них зритель чувствует её интерес к миру30.
Кандидат искусствоведения Д. Г. Серяков оценивал картину как произведения стиля модерн35. Вот таким образом его приобрела Н. М. Сапожникова. Развёрнутость стола и «прорыв стены подоконником» усиливает глубину пространства. Он считает, что картина Николая Фешина — яркий пример того, что «нон-финито», «являясь гиперболизацией закономерных условностей изобразительного языка (где неизменно присутствует художественный отбор главного от второстепенного и выразительность начального технического элемента — красочного мазка — естественным образом живет в общей структуре картины), может проявиться не только как прямой путь к нарастанию абстрактного начала в произведении, но и как в целом свойственный реалистической манере изображения стилистический подход»33.
Мне это очень не понравилось, так как было неудобно и даже больно сидеть – постоянно немели ноги. Тулузакова отмечает, что этот цвет на картине «приобретает качества перламутра, драгоценности»8. музей, Таос, штат Нью-Мексико). ТПХВ (1916–1922). Бурлюка», 1923, Худож.
Уже тогда Репин был высокого мнения о творчестве своего бывшего ученика. Кандидат искусствоведения Д. Г. Серяков оценивал картину как произведения стиля модерн33. Художник тщательно прописывает детали натюрморта, который воспринимается вполне реалистично в соответствии с портретным изображением девочки. Так ли это было на самом деле. «Девочка» (Panhandle–Plains Historical Museum (англ. )русск., США), «Катенька» (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) зритель может без труда определить, что персонаж принадлежит к социальным низам10. От него взгляд зрителя перемещается на девочку.
Под руководством заведующей сектором музейной педагогики М. С. Обшивалкиной дети также провели фотосессию по картине Николая Фешина, снимки которой стали экспонатами этой выставки13. Когда он писал, то пользовался большой палитрой у него было много кистей. Его отличает «сделанность», свежесть, кажущаяся лёгкость исполнения и не всегда характерная для Фешина сдержанность живописного темперамента. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. С 1914 года (после начала Первой мировой войны) вместе с отцом и матерью Варвара была интернирована19.
Портрет производит впечатление необыкновенной чистоты. Фешин изобразил на картине два разных уровня натюрморта: а) фрукты на столе и б) цветы на окне. Журналист Вл. эмигрантов и амер. Варе приходилось ухаживать за матерью. Размер полотна— 135 х 145 сантиметров (в каталоге выставки в московской галерее «Арт-Диваж» приводятся другие размеры— 138 х 147, 2 сантиметра2).
Его отличает «сделанность», свежесть, кажущаяся лёгкость исполнения и не всегда характерная для Фешина сдержанность живописного темперамента. Это касалось всех работ коллекции, кроме портрета Вари Адоратской, который он собирался передать в соответствие с волей умершей в Государственную Третьяковскую галерею. Воронков отмечал, что несмотря на хаотичность изображённых объектов, «в картине ничего нельзя убрать или добавить без ущерба для композиции».
Варвара Адоратская вспоминала: «Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть издали, потом опять возьмёт краску на кисть и снова бежит к холсту, движения у него были порывистые, работал он с большим темпераментом и увлечением». Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л. Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня. Присутствует также синий ультрамарин с его оттенками (голубая чашка и тарелки на столе, синее блюдце на подоконнике, голубизна глаз девочки). Движения у него были порывистые и работал он с большим темпераментом и увлечением».
Он стал первым советским философом, начавшим превозносить Сталина как «теоретика ленинизма и вождя мирового пролетариата». и амер. Тулузакова отмечала единство в картине фигуры и окружающих её «аксессуаров»8. После его смерти она работала в Институте Маркса-Энгельса-Ленина по договору13.
Н. М. Сапожникова играла важную роль в жизни Фешина. Портрет тонок по колориту и живописи. Творческий путь Фешина пришелся на первую половину XX столетия.
В детских портретах Фешин не делает различия между ребёнком «из простой» и «интеллигентной» семей— и те и другие в его картинах олицетворяют светлый образ детства. Душевная мягкость образа характерна для портрета Вари Адоратской (1914). В октябре 1943 г. Адоратские вернулись из эвакуации в Москву. Это даёт возможность автору подчеркнуть «естественную грациозность, нежность пластики детского тела». Фешин не только часто бывал в мастерской, но и активно участвовал в её оформлении в так называемом «русском стиле»7.
С фигуры Вари взгляд зрителя переносится на миниатюры и рисунки на стене, на цветы на подоконнике и вновь возвращается к натюрморту (написанному живописно, насыщенно, пастозно, фактурный мазок здесь соединяется с тонкой лессировочной живописью в стиле французского академиста XIX века Жана Огюста Доминика Энгра использован эффект свечения белого холста). Белый цвет (платье и скатерть) воспринимается Воронковым как символ чистоты и непорочности. Фигурка девочки изображена детально и материально в противовес эскизному натюрморту.
«Портрет Вари Адоратской» Тулузакова называет «наиболее полной и абсолютной формой образа детства в творчестве Фешина». Равновесие, несмотря на асимметрию, достигается контрастами фактуры мазков, цветовыми и тоновыми контрастами, разностилевыми приёмами, за счёт соотнесения светлых и тёмных тонов (сыграли свою роль просчитанные художником размер и количественные соотношения цветовых пятен). Владимир Викторович из-за ревматизма часто находился в больнице. Через 12 лет скончалась Серафима Михайловна. Её мастерская была одним из художественных центров Казани. худож.
Адоратский предложение принял и выступил в «Известиях» с соответствующей статьёй. Она писала о чувстве недоумения, которое порождает знакомство с картиной. Натюрморт играет роль живописного центра полотна «Портрет Вари Адоратской». индейцев, мекс.
Сериков считает, что в этой картине Фешин обращается к эффекту намеренной незаконченности («Нон-финито»), но здесь этот эффект имеет «более сдержанное звучание», чем в других его картинах, «тяготеет к естественной условности живописной манеры»36. Семья жила в Швейцарии, а затем в Германии. Работал в разных жанрах, но преим. Длинные русые волосы девочки заплетены в две плотные косички, схваченные голубыми лентами. ФЕШИН Николай Иванович, рос.
Миниатюра в тёмной рамке на стене— устойчивая цветовая доминанта на вертикальной оси и «мост» между головкой Вари и подоконником, образующий диагональную линию. В мастерской Сапожниковой (она была пристроена к располагавшемуся на Кремлёвской улице «Торговому дому М. Ф. Сапожникова», позже — здание Главпочтамта17), он находил убежище) часто собирались художники, они не только рисовали, но и вели разговоры об искусстве (о живописцах, о цвете, о грунтах и разбавителях). Пребывание в ссылках и в плену пагубно отразилось на здоровье всех членов семьи. Свет благодаря этому создавал едва заметное мерцающее сияние вокруг головы. При развороте композиции она, по мнению Воронкова, потеряет равновесие и смысл. Вслед за этим она поняла, что это и не исполнение роли куклы (подобно Суок из «Трёх толстяков» Юрия Олеши), поскольку выражение лица девочки серьёзно, она явно ощущает неуютность пребывания на таком подиуме.
Степанова. Наряду с картиной «Портрет Вари Адоратской» в него входили и многие другие значительные произведения, такие как портреты С. М. Адоратской (1910), портрет Миши Бардукова (1914), портреты Н. М. Сапожниковой (два этюда 1915 года и два большеформатных портрета 1916г. ), портрет Е. М. Конуриной (1917)22. АХ (1916). Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть и снова бежит к холсту.
Он считает, что картина Николая Фешина — яркий пример того, что «нон-финито», «являясь гиперболизацией закономерных условностей изобразительного языка (где неизменно присутствует художественный отбор главного от второстепенного и выразительность начального технического элемента — красочного мазка — естественным образом живет в общей структуре картины), может проявиться не только как прямой путь к нарастанию абстрактного начала в произведении, но и как в целом свойственный реалистической манере изображения стилистический подход»35. Фон представляет серая однотонная стена, которая создаёт контраст плоскостности и объёма. Два произведения имеют достаточно много общего: объект изображения, выразительные средства, настроение (атмосфера равновесия, гармонии и счастья353637).
Вслед за этим она поняла, что это и не исполнение роли куклы (подобно Суок из «Трёх толстяков» Юрия Олеши), поскольку выражение лица девочки серьёзно, она явно ощущает неуютность пребывания на таком подиуме. От него взгляд зрителя перемещается на девочку. Лицо девочки, как отмечает Галина Тулузакова, воплощает чистоту мироощущения ребёнка. Варя обратилась к сменившему её отца на посту директора ИМЭЛ М. Б. Преподавал в Казани (1909–23): в худож.
Серафимовича, который тогда назывался Домом Правительства. По её мнению, это— не просто дурной тон, а опасный вызов сакральному представлению «стол— Божий престол». Российский искусствовед считал картину «Портрет Вари Адоратской» примером композиционного и живописного мастерства, опирающихся на интуицию и анализ художника31.
художник, график, скульптор акад. школе, отделении Вхутемаса, Гос. По её мнению, это— не просто дурной тон, а опасный вызов сакральному представлению «стол— Божий престол». Но спорить с Н. И. Благодаря этому внимание зрителя сосредоточено на лице девочки (хотя её головка смещена от геометрического центра и геометрическим центром оказывается апельсин в руках Вари)30.
Азии поселился в Калифорнии, где купил мастерскую (1948). Она не воспринимается как пустота, а расширяет пространство и даёт «выход» из картины. Портрет этот вызывает в памяти лучшие детские образы русской живописи конца19 – начала 20 века.
Два произведения имеют достаточно много общего: объект изображения, выразительные средства, настроение (атмосфера равновесия, гармонии и счастья373839). У девочки, сидящей на столе, нет, по её мнению, того внутреннего равновесия, которое присутствует у девочки, балансирующей на шаре, на картине Пабло Пикассо40. Болезнь глаз не позволяла ему работать при искусственном освещении. Миниатюра в тёмной рамке на стене— устойчивая цветовая доминанта на вертикальной оси и «мост» между головкой Вари и подоконником, образующий диагональную линию.
Карие глаза ребёнка задумчивы, внимательны и ясны. Дочь художника Ия сидит на столе. Варвара Адоратская умерла в 1963 году19. проекту. Г. П. Тулузакова писала, что с первого появления на выставках картину Николая Фешина зрители непроизвольно связывали с известным полотном В. А. Серова «Девочка с персиками». Ввиду этого он был отчислен из ИМЭЛ. На картине Фешина «Портрет Вари Адоратской» изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей.
Внутри этого, по мнению Воронкова, воображаемого кругового движения взгляда находится светло-серая стена (окрашенная полупрозрачно, широким флейцем). работал как сценограф (эскизы декораций для оперы «Кармен» Ж. Бизе, ГЦТМ). С 1912 года Фешин участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. Портрет тонок по колориту и живописи. Фешин, по воспоминаниям К. К. Чеботарёва, не любил много говорить на таких собраниях, но внимательно слушал участников беседы, только иногда вставляя короткие реплики, «метко и чётко определяющие его отношение к предмету разговора».
При этом, лицо героини находится в оптически активной части холста11. В июле 1941 г. академик и недавний директор ИМЭЛ В. В. Через год её отец был арестован за революционную деятельность, сначала отправлен в ссылку, а затем выслан из Российской империи (на короткое время позже Адоратские возвращались на родину— в 1907 году в Казани в ателье С. Фельзер была сделано их семейное фото13). Как академик, Адоратский был эвакуирован с эшелоном АН СССР. Пенсионер АХ вЕвропе (1910).
По мнению Серякова, при использовании «нон-финито» общие формы изображения на «Портрете Вари Адоратской» хорошо «читаются», но при «детальном рассмотрении картины начинают вибрировать и местами распадаться на хаотичную гущу мазков». Она отметила карие задумчивые, внимательные и ясные глаза ребёнка, своеобразную посадку гибкой фигуры девочки «с чудесной, мягкой но линиям, шейкой»29. Картина «Ия с дыней» (1923, Fenn Gallery, Санта Фе, США), по мнению Тулузаковой, является парафразом «Портрета Вари Адоратской». Директор Института Маркса-Энгельса-Ленина академик Д. Б. Живописная гамма построена на градациях светлых тонов.
Рязанов и директор Института философии академик А. М. В 1920-егг. Фон— драпировка. музей ковбоев и наследия Запада США, Оклахома-Сити «Дама в лиловом», 1908, ГРМ «Капустница», 1909, Научно-исследовательский музей РАХ, С. -Петербург «Портрет Вари Адоратской», 1914 «Портрет Н. М.
Позже, заканчивая работу над лицом, художник постепенно завершил и всю картину. Родченко и В. Ф. У самой Вари в юности были туберкулез и базедова болезнь, это помешало ей завершить высшее образование (и выйти замуж, по всей вероятности, тоже). Серафимовича, который тогда назывался Домом Правительства. В картинах «Девочка с персиками» Валентина Серова и «Портрет Вари Адоратской» Николая Фешина авторы запечатлели образ «надежды усталого, больного времени, чреватого социальными катастрофами»39, «глоток чистого воздуха среди скепсиса и разочарований, это желание обрести ясность среди сложностей и противоречий»11.
Денков в статье 1915 года даже утверждал: «для портрета Вари Адоратской несомненно послужила образцом серовская же В. Мамонтова (Девочка с персиками)— фрукты на скатерти, смуглое лицо, серая стена и кусок окна»25. было невозможно и приходилось покоряться. Слева внизу находится подпись художника и датировка полотна: «Н. Фон— драпировка. Также картина была представлена на выставке, посвящённой творчеству Николая Фешина, проходившей в Казани в 1963 и в Москве в 1964 годах, на выставке 1992 года, в 2004 году в галерее «Арт-Диваж» (Москва), а также в Казани на выставке 2006—2007 годов1. Художник и искусствовед С. Н. Воронков писал, что композиция картины построена на контрастах, гармония и спокойствие в образе девочки противостоят хаосу натюрморта на столе (по его мнению это могло быть рефлексией на происходящие в то время в России события). В портрете В. Адоратской ему нравились простота и ясность композиции, сам «образ миловидной девочки», натюрморт на столе и благородная серовато-перламутровая гамма, господствующая в картине.
Работу над натюрмортом Фешин продолжал и в отсутствие девочки15. Создал серию экспрессивных портретных рисунков с образами амер. Сапожниковой», 1916, обе– в Гос.
Во взгляде Вари Адоратской Давтян прочитала недоуменный вопрос ребёнка к странным взрослым: «И зачем вы меня сюда посадили. ». Фешин 1914»2. петерб. Цветовую гамму полотна Капланова охарактеризовала как нежную, радостную и одновременно изысканную. Это— одна из причин единства композиции картины33. Отец юной модели художника— активный участник революционного движения, член РСДРП с 1904 года, впоследствии— философ-марксист и историк, В. В. Адоратский высоко оценивал полотна Фешина, ставил его «ничуть не ниже В. Серова», но он не одобрял, что часто художник изображал натурщиков в достаточно «надуманных позах»15.
В картинах «Девочка с персиками» Валентина Серова и «Портрет Вари Адоратской» Николая Фешина авторы запечатлели образ «надежды усталого, больного времени, чреватого социальными катастрофами»37, «глоток чистого воздуха среди скепсиса и разочарований, это желание обрести ясность среди сложностей и противоречий»11. Никто из семьи не был репрессирован. Оно вызвано необычайностью композиции и неожиданностью расположения модели. Пребывание в ссылках и в плену пагубно отразилось на здоровье всех членов семьи.
Девочка сидит на белой скатерти в белом же батистовом платье, с голубовато-зелёным бантом. Искусствовед, специализировавшаяся на живописи Серебряного века, С. Г. Капланова отмечала серьёзность и душевную мягкость образа девочки, которую художник написал «словно внезапно». Видимо, девочке очень не хочется запачкать белую скатерть.
В её рамках была проведена выставка «Фешин, Варя и я», подготовленная семейной студией ГМИИ РТ. В 30-е годы Адоратский получил дачу на Николиной горе, рядом с дачей Михалковых. Присутствует также синий ультрамарин с его оттенками (голубая чашка и тарелки на столе, синее блюдце на подоконнике, голубизна глаз девочки). В своей книге о творчестве художника Галина Тулузакова противопоставляет жанровые композиции художника, где он показывал сложность и противоречивость человеческой натуры, далеко не идеальные качества и свойства людей, присущие им от природы, его же детским портретам, где по её словам, проявляется «его романтическая, возвышенная вера в человека». Позже, создавая «Портрет Вари Адоратской», он сам использовал плоско «покрашенную» серую стену, но она оказалась здесь не «условной, а реалистически обоснованной»18. Белый цвет (платье и скатерть) воспринимается Воронковым как символ чистоты и непорочности. В руках у неё разрезанная мускатная дыня.
.