Портрет Вольтера

Гудон понимал, что такие оценки портрета Вольтера несправедливы.

Скульптурные портреты Растрелли

30 мая 1778 года Вольтера не стало. Если в XIX веке в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже XIX века— в Италии, куда войска генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина, отчасти в Англии, где борец против Священного союза, Байрон, прославил Вольтера в октавах «Чайльд-Гарольда», потом— накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. Менялись глаза.

Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». «Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке. Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта. Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика.

Екатерина II, состоявшая в пере писке с философом, заказала Гудону статую Вольтера. Вольтер, даже мертвый, даже мраморный, был ненавистен. Вот что стоит подчеркнуть. В ЕвропеXVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха. Картина старости дана с беспощадной правдой.

  • Вольтер — великий насмешник эпохи Просвещения
  • Вольтер: краткая биография, основные идеи и философия
  • Вольтер – поэт, драматург и сатирикавтор: / дата: 2015-11-01
  • Сенсационные детали, о которых не расскажут наставники «простодушных»
  • Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды
  • Описание картины «Портрет Вольтера»

В вольтеровской библиотеке преобладают книги по истории, прежде всего по истории Франции (около четверти общего числа) примерно столько же – книги по литературе и искусству (довольно полно представлена художественная литература и французская драматургия XVII – XVIII веков). Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона. В 1781 году работа была закончена. Казалось, они видят то, что скрыто от других. Одно из них, Ферне, стало местом настоящего паломничества представителей «новой» интеллигенции, осуждавшей патриархальные устои старой Европы. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764).

А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего. Однажды библиотеку посетил НиколайI, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. Не сомневаясь в успехе, актер и драматург самоуверенно дал ему имя «Блистательный». Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в «Орлеанской девственнице» (La Pucelle dOrlans), едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»). При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. Там, мужчина познакомился с маркизой дю Шатле, с которой прожил 15 лет.

  • Философ Вольтер – просветитель и борец с клерикализмом
  • ВОЛЬТЕР- ВЕЛИКИЙ НАСМЕШНИК ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  • Основные идеи Вольтера (кратко)
  • Философские труды, преследования
  • Известные цитаты Вольтера Править

Не зная, кого представляет фигура, можно было бы принять ее за идеализацию старости. презрение к христианству и безудержную рекламу антикатолицизма— и как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов образ императора в трагедии «Гебры»). Трудящимся вот таким образом незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера).

Библиотека Вольтера насчитывает 6814 томов, включая рукописи. Сначала Екатерина II приказала поместить ее в зале Антиков в Царском Селе. Как писал Рудольф Минцлов в книге «Прогулка по С. -Петербургской императорской публичной библиотеке», «при Императоре Николае I этот друг Екатерины не принадлежал уже к числу особенно любимых обитателей зимнего дворца.

  • Поэзия на службе русской экспансии
  • Русская античность подкрымским солнцем
  • Исаак и Авраам: две интерпретации
  • Политические и правовые взгляды Вольтера

Строганов. Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Из Лотарингии ему приходится бежать в Нидерланды, чтобы избежать нового тюремного срока за обвинение в издевательстве над религией.

Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера. Через несколько месяцев молодой человек покинул негостеприимную Францию и уехал в Англию. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Там, философ изучал гуманитарные науки и работал над своей первой книгой. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд. Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. Вольтер весь преобразился.

Вольтер — великий 
насмешник эпохи 
Просвещения

Словом, хитрый лис Вольтер умел ладить с сильными мира сего – и всегда в свою пользу. Но больше всего Вольтер мечтал тесно подружиться с всемогущей русской императрицей. Р. Минцлов писал: «Поднимаясь в верхний этаж и остановившись на половине лестницы, вы с удивлением видите перед собою мраморное изваяние, статую Вольтера. К Мольеру, его биографии и творчеству, в тяжелый период жизни обращался автор «Мастера и Маргариты».

«Комеди Франсез», уступая просьбе своей племянницы и домоправительницы мадам Дени, Вольтер соглашается позировать знаменитому скульптору Гудону для портрета. Но вскоре в связи с французской революцией статую отправляют в Эрмитаж. Однако не прошло и четверти века, как было основано Британское и зарубежное библейское общество (1804 год).

Все остальные расположены вокруг зрачка их глубина различна. В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку. Видимо, скульптор вкладывал в это понятие еще и иной смысл, его интересовала психология человека, его состояние.

Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Dlices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и – на границе с Францией – Ферней (1758), где жил почти до самой смерти. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. Однако она попалась на глаза императору Николаю I и ее чуть не уничтожили. Не менее удался ему и портрет Вольтера.

Размеры статуи значительны. Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину. Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Разрешение Николая I было получено. Пушкин смог получить личное разрешение царя для работы с книгами философа. Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства.

После смерти Вольтера (1778 год) русская императрица Екатерина II выразила желание приобрести библиотеку писателя и поручила своему агенту в Париже обсудить это предложение с наследниками Вольтера. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. Выступ снизу ограничен полукружием радужной оболочки. Хотя литейщики обычно указывали на изделии дату создания модели, а не дату отливки, Гудон поступал наоборот.

Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др. Каждая вещь, вышедшая из его рук, заставляет забывать о ремесленной стороне искусства. Отсюда наметился естественный переход к прозе, к философскому роману («Видение Бабука», «Простодушный», «Задиг» или Судьба, «Микромегас», «Кандид или Оптимизм», «Царевна Вавилонская», «Scarmentado» и другие, 1740—1760-х гг. ), где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает тонкую диалектику взаимоотношений случайности и предопределенности («Задиг»), одновременной низменности и величия человека («Видение Бабука»), нелепости как чистого оптимизма, так и чистого пессимизма («Кандид») и о единственной мудрости, заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой сад» или, как похожим образом начинает понимать Простодушный из одноименной повести, заниматься своим делом и пытаться исправлять мир не громкими словами, а благородным примером. Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы— как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П. С.

Любопытно, что негативную окраску они приобрели лишь после Великой Французской революции, когда Екатерина II повелела конфисковать все книги Вольтера, – до этого же его труды свободно переводились и издавались в России (и даже в провинции. ), а сама матушка-государыня называла великого французского просветителя, с которым активно переписывалась, «своим учителем». В 1726 году в поисках коварной Гадины, похищающей самых красивых принцесс, Вольтер был вынужден переехать в Англию, где он, как любой настоящий француз, почти три года жалобно скулил о дерьмовой пище (за это время количество цитат, выпущенных Вольтером в отношении паршивой английской кухни выросло почти в четыре раза). Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа— удивительных по своей моделировке. Полнота впечатления возникает не сразу, а постепенно, по мере обхода статуи. Существует легенда, что особым предметом ненависти императора была, наряду с Библиотекой Вольтера, его мраморная статуя работы Ж. -А.

Трагедия в ту пору становилась ведущим жанром благодаря необычайному успеху «Сида» Корнеля. Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном. Также важно знать, видно ли Женевское озеро из окон замка и с какой стороны расположена гора Юра», – писала императрица своему литературному и политическому агенту Фридриху-Мельхиору Гримму. Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее.

Именно эта коротенькая надпись определяла ту огромную сумму, за которую оригинальная работа французского мастера могла быть продана на аукционе. Когда пьесы Булгакова запретили, он заинтересовался судьбой великого комедиографа и написал документальный роман «Жизнь господина де Мольера». При дворе Людовика XV его приняли хорошо. Поместье Ферней стало его небольшим государством, где он творил расправу и суд, уподобляясь «просвещенным монархам». Тварь оказалась живучей и прыткой, но несколько сильнейших ударов Вольтер ей всё же нанёс.

Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Однако дружбы как-то не случилось.

Великого комедиографа тайно погребают ночью рядом с самоубийцами как отчаянного грешника. «Экорше»— гордость ваятеля. Этот старик смотрит, усмехается, ноздри его длинного носа трепещут, взгляд полон живой мысли, нервные пальцы вцепились в подлокотники, энергичен наклон тела. Они словно пронзали окружающее.

И в то же время в повороте тела, в движении рук чувствуется напряжение, упругость. На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала. Долгие годы статуя не привлекала к себе внимания. Честолюбию ЕкатериныII льстит надежда добиться славы гуманной властительницы.

Выйдя из заточения, будущий общественный деятель переехал в Англию. А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. Только А. С. Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Dlices), приобрёл затем ещё два имения: в Швейцарской ЛозаннеТурнэ и— рядом с республикой Женева во Франции— Ферне (1758), где жил почти до самой смерти. В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений.

Гудон в первую очередь — портретист. Увлечение пластической анатомией привело к тому, что в процессе изготовления скульптур мастер делал точнейшие измерения, чтобы достичь полного сходства с натурой. Одно из наиболее ранних упоминаний об этой легенде находится в книге Сиднея Коллетта «Писания истины»17, впервые опубликованной в Англии в 1905 году. 138 смИсточник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С. -Петербурге.

Создатель — не любящий отец, а жестокий тиран, почитать которого недостойно. Ферне стало местом паломничества для новой интеллигенции дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. Но убедительность образа— в его одухотворенности.

Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба. Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него— в пространство. Выс.

Помимо внушительного количества врагов, у него также появились влиятельные друзья. «Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству. 30 мая 1778 года, через два месяца после триумфального чествования в театре «Комеди франсез», Вольтер скончался.

Театр преображался, он отказывался от грубых самодельных фарсов в пользу настоящей литературы. Из Пруссии он перебрался в Швейцарию, где купил несколько поместий. Веяние мысли, вдохновляющей эти дряхлые формы, придает им красу».

Именно портреты известных деятелей разных стран, которые он передавал не только с большой живостью и точностью, но и с глубоким пониманием личности человека, прославили его на весь мир и обеспечили крупными заказами от знатных особ.

Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Dlices), приобрёл затем ещё два имения: в Швейцарской ЛозаннеТурнэ и— рядом с республикой Женева во Франции — Ферне (1758), где жил почти до самой смерти. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу и т. д. Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца.

Разумеется, собраны сочинения знаменитых мыслителей XVII – XVIII вв. Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах. После торжеств в театр. Уже в первых работах Гудон заявляет о себе как мастер, причем мастер монументальных форм.

Ферней стал местом паломничества для новой интеллигенции дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, как Фридрих II, возобновивший с ним переписку, как Густав шведский. Он получал несколько пансионов от власть имущих из разных стран мира. Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. Фигура дряхлого старца дышит жизнию и спокойствием исполненным достоинства. Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу. Всем знакомы термины-синонимы «вольтерьянство» и «вольнодумство», обозначающие широчайшее движение русской общественной мысли второй половины XVIII – начала XIX столетий.

Легенда гласит, что однажды знаменитая улыбка Вольтера вывела Николая I из себя и он приказал «убрать обезьяну». XVIII в. было довольно много в Эрмитаже Екатерины II. Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.

Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Екатерина умела распознавать людей. Больному Вольтеру лишь известия о победах Екатерины могли вернуть силы: он пишет, что умрет от горя, если она не завоюет Константинополь и что в покоренный город он готов отправиться даже «на носилках». Наследница (племянница Вольтера, вдова Дени) охотно согласилась, сумма сделки составила крупную по тем временам сумму в 50000 экю или 30000 рублей золотом. Христианское мифотворчество Вольтер считал обманом. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником.

В своих пьесах и памфлетах Вольтер высмеивал католицизм. В книгах встречаются загнутые верхние и нижние углы иногда страницы сложены вдвое. Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. Ферне стало местом паломничества для новой интеллигенции дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский.

Усталый и больной старик тяготится ими. Гудона.

К счастью, это не было насилием над характером дарования скульптора. Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек. Особое место во взглядах Вольтера занимало отношение к христианству вообще. Иронично улыбающийся, одетый по французской моде XVIII в. в кафтан и парик, он напоминает скорее светского кавалера, чем великого философа. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение известное под названием вольтерианства.

1778 г. Мрамор. На этой основе Гудон создал ряд портретных бюстов (Houdon, Jean-Antoine Voltaire 1778 marble National Gallery of Art., Jean-Antoine HOUDON Voltaire 1778 Louvre). Выполненный по заказу Екатерины II в 1778 г., "Портрет Вольтера в тоге" – одно из лучших произведений скульптора. Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга. Вольтер в креслеГудон, Жан АнтуанФранция. Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы. Наиболее стойкие энтузиасты решили попытать счастья в провинции. По социальным воззрениям Вольтер— сторонник неравенства. Философ выступал в защиту ученых, обвиненных церковью.

Более трети книг имеют на себе читательские пометы Вольтера, так называемые маргиналии. 24 февраля 1832 г. поэт просил у шефа жандармов Бенкендорфа разрешения «рассмотреть находящуюся в Ермитаже библиотеку Вольтера, пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым для составления его Истории Петра Великого». «Блистательный театр», увы, просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. И надо сказать, чем больше поносил, тем больше получал пенсионных выплат.

Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством». Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель. Постановка его последней пьесы «Irne» превратилась в его апофеоз.

Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. В своем «Философском словаре» Вольтер писал: « вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают Тем не менее не следует их сжигать». Упорный труд по овладению приемами мастерства дал свои плоды. Вольтер начал в стиле классической эпопеи («Генриада», 1728 первоначально «Лига или великий Генрих»), которая однако, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн— на самом деле бывшая, вместо богов— аллегорические образы— понятия: любви, ревности, фанатизма (из «Essai sur la posie pique»). 30 мая 1778 года его не стало. Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими. Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и экзотику к драме Нового времени под напором растущего движения «третьего сословия», то аналогична его эволюция и как писателя эпического.

Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу. В опалу попадает и статуя Гудона. Вольтер оформил свои впечатления об Англии в сборник сочинений «Философские письма» и издал его сразу же по возвращении домой. Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью. Вольтер восседал в окружении античных философов. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве.

1781 г. Мрамор. Сеансы проходят вяло.

Правда, понимая, что дружба с Вольтером возвысит ее в глазах просвещенной Европы (вечно нам на Европу оборачиваться хочется. ), Екатерина заказала для своего Эрмитажа мраморную статую Вольтера, выполненную великим скульптором Жаном Гудоном (1741–1828). Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Могила писателя затерялась, а рукописи пропали. На рубеже XX века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса. Корф получил письменное уведомление министра Императорского двора, где говорилось: «Государь Император имея в виду необходимость в абсолютно новом размещении в Императорском Эрмитаже редких и драгоценных художественных и других предметов для достижения сего Высочайше соизволил предназначить: из находящихся в Эрмитаже библиотек, с Вольтеровскою включительно, оставить в оном лишь те издания, кои относятся до изящных искусств их истории и археологические, равно Библиотеку Русскую, для служителей учрежденную и затем все прочее из тех Библиотек, равномерно и все хранящиеся в Эрмитаже манускрипты, не исключая и украшенных миниатюрною живописью, передать в Императорскую Публичную библиотеку».

При дворе прусского короля он тоже прожил недолго, вызвав гнев монарха торговыми спекуляциями и рассорившись со всеми «учеными мужами» берлинской Академии наук. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, — «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов в особенности усердствовал Фрерон, которого Вольтер заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и вывел в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер – «фернейский патриарх» – мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее opinion, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка. Да потому, что «простодушный» философ (а именно таковым подавал себя Вольтер, так назвал и любимого героя Кандида) был скуп до неприличия.

Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Есть в книгах засушенные цветы, травинки и соломинки, также использованные в качестве своеобразных закладок. Вольтер улыбается самому себе.

Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, чувствуя себя во Франции не в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Ему покровительствовали сторонники просвещения, в число которых входили монаршие особы. При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Вольтер убедительно доказывает, что эта идея — главный обман, на котором строится религия.

Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста. Вольтер никогда не был атеистом (а такой стереотип бытового сознания существует), он был деистом, то есть, во всяком случае, не отрицал божественного сотворения мира. Просвещённый монарх— его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну» и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство— великая семья с отцом во главе.

Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну». Ж. Ж.

Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. Из царскосельского павильона, где ей было отведено почетное место, ее перевезли в Эрмитаж и поставили среди книжных шкафов, подальше от глаз. Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы.

В Париже о его жадности ходили анекдоты. Однако, увидев статую, проницательная монархиня окрестила ее «скупой старой обезьяной». Следующая точка зрения— самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому народу»10. Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство.

Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве. На этот раз – в Пруссию по приглашению Фридриха II. В возрасте 83 лет мужчина вернулся в Париж. Кажется, что движение не прервано. Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи.

Однако в 1887 г. статуя была возвращена в Эрмитаж. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в республике Женева (1753).

А затем сетует, что «турецкая раса еще не изгнана из Европы». 58 смИсточник поступления в музей: приобретена у автора Екатериной II. В это время Вольтер уже не скиталец, а суровый критик, авторитет которого непререкаем.

Почему скупой. Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму. Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году.

Гудон перешагнул через границу технических трудностей. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез». Вольтер и вольтерьянство оказались в опале.

Среди них была и одаренная трагическая актриса, возлюбленная Мольера Мадлена Вежар. Колло выполнила бюст Вольтера около 1770 г. по заказу Екатерины.

Изобразив старца в кресле, в широком плаще, скульптор придает фигуре монументальность, стабильность, подчеркивая при этом внутреннюю энергию наклоном головы и жестом рук, сжимающих подлокотники. Скульптуру спас граф Шувалов. В результате светотень приобретает большую подвижность. Есть закладки без текста (из подручного материала – игральных карт, записок, счетов, черновиков Вольтера и его секретарей, обрывков писем, газет, журналов, книг).

Пройдя подобный путь, Гудон как один из лучших учеников получил право на обучение в Академии в Риме. Поздравляя Екатерину со взятием Бендер, Вольтер удивляется, почему она все еще не в Адрианополе. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – "Вольтер в кресле" Жана Антуана Гудона. За этот подвиг его очень не любят пресмыкающиеся. Дружбой с ним гордились многие «сильные мира», в том числе Фридрих II (сменивший «гнев на милость»), Екатерина II (русская императрица), Мария – Терезия (австрийская императрица), Густав III (шведский король) и Людовик XVI, французский король, который и уговорил Вольтера, уже старца, вернуться в Париж.

Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции и в 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Борясь словом и делом (заступничество за жертв «религиозного фанатизма— Каласа и Сервета») против «господства и гнёта религиозных суеверий» и «предрассудков», против «клерикального изуверства», Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной «терпимости» (tolrence)— термин, означавший в XVIIIв. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Она углублена и темная тень впадины усиливает по контрасту свечение блика. В поэме «За и против» он рассматривает главную идею христианства — любовь к милосердному богу.

Вместе с несколькими актерами Жан Батист создал свой театр. Философ так много инвестировал в российскую монархиню, что непрестанно давал ей советы.

Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится.

Являясь сторонником эмпиризма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону» в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли— в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в республике Женева (1753). Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. Однако и уличный балаганный театр кое-чему научил Мольера. Но это длилось лишь несколько мгновений.

Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «crasez linfme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье») изъявляя, впрочем, своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди») с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не жалевшего слов для развенчания клерикализма.