Призвание Апостола Матфея Караваджо
Сегодня я хотел бы поговорить с вами о картине Караваджо «Призвание апостола Матфея», выполненной им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году. «призвание апостола Матфея» (итал. Vocazione di san Matteo)— картина Караваджо, выполненная им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году.
Картина «Призвание апостола Матфея»
Казнь была назначена на пятницу 17 февраля. Человеку, прожившему такую яркую, наполненную, но и беспутную жизнь было всего 37 лет. «. 11:3). Восемь человек в ужасе разбегаются и только один из них застыл и смотрит с печалью и мукой на эту сцену.
Другой, по-настоящему отличный от местной компании. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства. Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке.
()Закрываемый, как щитом, мощной кряжистой фигурой апостола Петра, Христос появился лишь на миг, чтобы тут же удалиться. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Проведя семь лет в Тор ди Нона, а затем в подземных казематах замка Сант-Анджело, великий узник не пал духом, проявил стойкость и отверг все восемь статей обвинений в ереси и вероотступничестве.
Загадка Караваджо: «Призвание апостола Матфея»
Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо. Перечитав пожелание кардинала Контарелли, он решил перенести акцент со святости на жестокость учинённой расправы. В этом мгновении «остановки действия» содержится огромный эмоциональный накал картины. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари дАрпино (Cavalier dArpino), бывшим хозяином Караваджо и его соперником.
Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. Vocazione di san Matteo) – картина Караваджо, выполненная им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году. По завещанию богатого строительного подрядчика Матьё Контреля (Маттео Кантарелли) капелла в честь евангелиста Матфея в церкви французской общины Сан-Луиджи-деи-Франчези должна была быть оформлена фресковыми росписями. Он внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта. Однако бурный темперамент художника Караваджо, его дерзость и несдержанность постоянно становились причиной больших неприятностей.
Описание картины «Призвание апостола Матфея»
Torino, 1995). Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. Для понимания замысла и композиции в целом следует обратить внимание на другое. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие. Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно.
Один из них, оседлав скамейку, сидит спиной к зрителю. Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными.
На коленях у него лежит раскрытая рукопись, а рядом стоит женоподобный ангел, который направляет движение его пишущей руки, словно евангелист не знает грамоты. Иисус продолжает настаивать на своем несмотря ни на что. «Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом.
Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше. К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
«Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. Вскоре подошёл и Манчини.
Караваджо, "Призвание апостола Матфея"
Когда работа над первым полотном была завершена, перед её отправкой к месту назначения в мастерскую пришёл кардинал с братьями. Увы, всему приходит конец. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться. Всё было готово.
И он встал и последовал за ним». Но счастливый владелец никому её так и не уступил. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека. Действительно, на картине Караваджо именно он пересчитывает и сгребает деньги к себе.
Жест Иисуса остается неизменным. В тот же вечер он слёг в горячке.
Подгоняемый нахлынувшими на него воспоминаниями, он подошёл к воротам богадельни. С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу. «Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне». Двое помощников, сидящих слева от Леви, так увлеклись подсчетом денег, что даже не заметили (или не захотели заметить) прихода Иисуса.
Караваджо «Призвание апостола Матфея»
Иисус на минуту зашёл в помещение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ». Если вначале её основные усилия были направлены на борьбу с суевериями, предрассудками и ересью, то в эпоху Контрреформации сфера деятельности инквизиции значительно расширилась и главным противником церкви считалась любая форма опасного инакомыслия, чреватого самыми серьёзными последствиями. Через пару дней неожиданно пришла помощь. Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу.
Он же в 1598 году подписал знаменитый Нантский эдикт, открывший эру веротерпимости в новой истории европейской культуры. Но здесь еще есть намек на возможное спасение. Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду.
Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. Работа великолепна и по композиции и по исполнению. Столь важное историческое событие ускорило решение затянувшегося вопроса с оформлением капеллы Контарелли во французской церкви. И он встал и последовал за Ним».
Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Лишь ставня окна на стене – в итальянских домах, как и в русских избах, она всегда снаружи – указывает на то, что изображенные на картине люди, сидящие за столом после трудов праведных, удобно расположились в тенечке перед таверной, что так характерно для римского быта в летнюю пору, хотя место события не играет здесь существенной роли. () Рыжебородый мытарь или сборщик податей Левий подсчитывает собранную дневную выручку с помощью старика в очках.
Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен. Стало быть, не напрасны были его муки и старания. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Бегство, скитания по Италии, скандалы, картины – гениальные картины.
(одна из них погибла в 1945 г. ). Перепуганные ребята побежали утром за Манчини. Вскрытые данные помогают также понять, какое глубокое волнение и душевный трепет испытывал Караваджо, рисуя столь удавшийся ему вдохновенный профиль Спасителя и сколько раз он переделывал написанное, пока не добился нужного результата с помощью контрастных светотеневых переходов. () Как поясняет средневековый писатель Иаков Ворагинский в известном сочинении «Золотая легенда» имя «Матфей» в переводе с греческого означает не только «дар быстроты», но и «рука Господня».
Матфей здесь — продажный чиновник, плут. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. Им был понятен драматический пафос нового произведения. Это сам Караваджо. Со всех сторон посыпались заказы.
После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа. Даже сейчас, в XXI веке, картина производит на зрителя очень сильное впечатление, а 400 лет назад она была взрывом, скандалом, вызовом всем нормам и традициям. А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. Неожиданно возникла проблема с натурщиком. В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом.
Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу. Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей. Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону. Перед нами убогая обстановка. Лишь бы это пошло ему на пользу.
Призвание апостола Матфея — Караваджо
Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов. В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Небольшая рыночная площадь Кампо ди Фьори вместо торговых рядов с разнообразной снедью и цветами, давшими ей название, украсилась сколоченным на скорую руку эшафотом из досок, пахнущих ещё смолой, с высоким столбом посредине. Традиционно в живописи этот сюжет трактовался по-разному. Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок. Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз. Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак.
Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст.
Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари дАрпино (Cavalier dArpino), бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Почти полтора десятка раз его имя попадало в списки нарушителей закона в Риме. Иисус появился лишь на мгновение— его босые ноги повёрнуты к выходу.
Мученичество апостола Матфея, Микеланджело Караваджо
Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея:.
В 1608 году он арестован испанскими властями на Сицилии, на этот раз по недоразумению. Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне. Хотя в детстве Караваджо изучал в приходской школе катехизис, при работе над картинами библейского содержания полученных в школе знаний было явно недостаточно. И каждое из полотен вызывает в обществе скандал. Да так как праведники не нужны Спасителю.
Призвание апостола Матфея Караваджо
В Риме Караваджо провёл несколько тяжёлых лет, пока его не взял под своё покровительство кардинал Франческо дель Монте. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём.
Именно в такой драматической обстановке ему придется принять решение. Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту.
По странной иронии судьбы (), жизни французского монарха и великого художника трагически оборвались почти одновременно. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183). Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества.
В одном исподнем его повели на эшафот. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати. Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог. И он встал и последовал за ним».
Караваджо Призвание апостола Матфея
Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме. «Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. И он встал и последовал за Ним. Но Фульвиан еще более разозлился.
В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости. Александр Махов в своей биографии Караваджо изданной в серии ЖЗЛ, так объясняет содержание картины: «По давно заведенной традиции во время рождественской литургии читается именно Евангелие от Матфея. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века.
Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением. Через секунду последует реакция, но это будет потом. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею. Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку. Справа в тени появляется в сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за Ним. Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак.
Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. С замечательной картиной произошло непредвиденное. Это был воистину великодушный жест поддержки в трудную минуту, когда художник хотел всё бросить и бежать куда глаза глядят. Справа в тени в сопровождении апостола Петра появляется Христос.
Произведения на сюжет «Призвание апостола Матфея»
Обмениваясь шёпотом мнениями, они не отрывали глаз от происходящего на полотне, точка зрения которого расположена на уровне глаз человека и как бы становились его соучастниками, живо и заинтересованно обсуждая между собой происходящее на их глазах. И он встал и последовал за ним». Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. () Все сидящие за столом объединены замкнутым контуром, близким к овалу, составляя компактную группу. Помимо всего прочего он единственный, кто сидит на стуле, остальные же сидят на скамейке.
Поскольку по Риму ходить с деньгами небезопасно, то у мытаря трое молодых охранников при оружии, одетых по тогдашней моде. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа и другого не будет (Мф. Правой рукой он пересчитывает монеты, которые ему отдает взрослый мужчина с бородой. Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось.
Произведение Караваджо считается одной из самых значительных картин на редко встречающийся в изобразительном искусстве евангельский сюжет о призвании Матфея. Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение – Мф. Можно даже считать, что получением заказа, сыгравшим столь важную роль для его дальнейшей карьеры, Караваджо косвенно обязан королю Генриху IV. Legenda aurea. Стоящие фигуры образуют вертикальный блок, сидящие вокруг стола — горизонтальный.
Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным. Пригубив вино, Караваджо вышел из трактира и направился в сторону Капитолия. Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно.
Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли. В изумлении, он вопросительно указывает на себя, ожидая подтверждения. Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел».
Напишите отзыв о статье Призвание апостола Матфея
Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. Вспомнилась картина «Юноша с корзиной фруктов», только на сей раз он сам, а не Марио, понёс корзину в богадельню Консолационе, где когда-то провёл немало времени и каким-то чудом выжил.
Такого барана при желании нетрудно было заполучить на время, особенно перед Рождеством, когда по римским улицам под звуки шарманок и пастушьих рожков бредут тучные отары овец и коз, перегоняемые через весь город с летних пастбищ на зимние стойбища. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Почему к нему. О детстве его известно не очень много.
Отрывок, характеризующий Призвание апостола Матфея
В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой.
Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Он направился на другую половину дворца, чтобы проститься со старым товарищем, к которому питал искреннюю симпатию.
Именно благодаря ему Караваджо и получил свой первый крупный заказ – картину «Призвание святого Матфея», Известно, что Караваджо исключительно презрительно относился и к боготворимой в то время античности и к Титанам Возрождения. Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом. Не исключено, что эта книга могла попасть в руки Караваджо в библиотеке дворца Навичелла. «Природа – единственная наставница, в которой я нуждаюсь. ».
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Призвание апостола Матфея»
Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Вскоре Спада станет его верным последователем, за что получит прозвище «обезьяны Караваджо», которым немало гордился. Хочется бежать от этой картины как можно дальше.
Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Теперь на лице юноши мы читаем всю драму происходящего.
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Апостол и евангелист МАТФЕЙ (60)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
- Словари и энциклопедии на Академике
Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр – лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне.
Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. По странной иронии судьбы (уже в который раз вновь приходится говорить о загадочных и почти мистических совпадениях), жизни французского монарха и великого художника трагически оборвались почти одновременно. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола.
Матфея. Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343). Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров.
Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа. Символически такое поведение лишает их возможности получить «вечную жизнь», которую Христос обещает дать всем верующим в Него. Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св.
Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. Запахло гарью и палёным мясом. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Настал день расставания с дворцом Мадата. Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав.
Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. Есть основания предполагать, что семья была довольно обеспеченной, хоть и не богатой.
Учителем Караваджо был известный в своё время художник Симоне Патерцано. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо.
Через секунду ему придется совершить выбор и он понимает всю серьезность данного решения. Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». В обстановке, в которой все обстоятельства говорят против, кроме сердца Матфея, которое в итоге ответит «Да». Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста. Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда.
Но с радостью повесил в рабочем кабинете дар братьев к своему юбилею — «Святого Иеронима» кисти Караваджо. Вот когда для римлян открылась заманчивая возможность сравнить эти фресковые росписи с картиной Караваджо в Сан-Луиджи деи Франчези. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
В переполненной церкви находился и Караваджо. А вот для заказчиков и прежде всего для римской курии основополагающим являлось первое значение имени, связанное со скоропалительным обращением французского короля Генриха IV из гугенота в католика, когда он произнес свою историческую фразу изумившую всю Европу: «Париж стоит мессы». По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку. В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих. На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан.
Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. Три картины, посвящённые апостолу Матфею, были написаны для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме в 1597—1600 гг.
Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично. Лишь ставня окна на стене — в итальянских домах, как и в русских избах, она всегда снаружи — указывает на то, что изображённые на картине люди, сидящие за столом после трудов праведных, удобно расположились в тенёчке перед таверной, что так характерно для римского быта в летнюю пору, хотя место события не играет здесь существенной роли. В центре на затемнённом фоне выделяется четырёхлистник, образованный чуть ли не соприкасающимися головами Христа и трёх учеников.
«Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. Но пламя растопило идолов, как воск и опалило Фулвиана. Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ». А вот для заказчиков и прежде всего для римской курии основополагающим являлось первое значение имени, связанное со скоропалительным обращением французского короля Генриха IV из гугенота в католика, когда он произнёс свою историческую фразу изумившую всю Европу: «Париж стоит мессы».
Да, он знал как выглядит насильственная смерть, какой ужас охватывает невольных свидетелей.
Утратив всякий интерес к окружающему миру, учёный ещё глубже погрузился в математику, отвлекавшую от грустных мыслей. Петра. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Он несколько раз попадал в тюрьму.
Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве.
Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия».
Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы. Художник не ошибся в выборе. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Иногда Матфей изображался сидящим за столом, а Христос заглядывал в комнату через окно.
Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия. Судьи в обмен на отмену смертного приговора предложили несгибаемому мыслителю прилюдно принести покаяние за свои крамольные идеи, но Бруно ответил решительным отказом. Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась. Все движение на полотне направлено от центра к краям. Слева в потоке света идущего из правого верхнего угла картины, за столом сидит сборщик налогов Леви (так звали Матфея прежде чем он сделался апостолом) в окружении четырех своих помощников и подсчитывает выручку, полученную за день.
Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании. За наемником и Матфеем виден алтарь.
Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа. Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека.
(. ) Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу.
Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. (одна из них погибла в 1945 г. ). Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна».
Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу.
Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи.
Как поясняет средневековый писатель Иаков Ворагинский в известном сочинении «Золотая легенда» имя «Матфей» в переводе с греческого означает не только «дар быстроты», но и «рука Господня»54. Но его мнением Караваджо пренебрёг. Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал. Не исключено, что эта книга могла попасть в руки Караваджо в библиотеке дворца Навичелла.
Разделенные черной пустотой, эти две группы символически объединяются вытянутой рукой Христа. А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан. Зеленщик аккуратно уложил всё в плетёную корзину. Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями.
Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид. Святой Петр жестом пытается унять его чрезмерную подозрительность. — Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль». Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. Братья предложили всем зайти погреться в принадлежащий их семье доходный дом, чьи балконы смотрят прямо на место события. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова.
В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус. ». А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет».
И только Матфей понимает, что сейчас произошло. Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Наиболее интересна композиция Призвание апостола Матфея (1599—1600 гг. ).
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Противопоставление подчеркивается разницей в одежде персонажей. Обычно именно хозяин заведения сидит в самом дорогом кресле, его же «клиенты» вынуждены ютиться на чем получится. () Известно, что у ворот Капернаума Христос повстречал мытаря Левия и призвал его стать апостолом. (Jacopo da Varagine. Его притягивал этот образ непокорного, дикого, слившегося с природой вольного человека, довольствовавшегося немногим. Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак.
Кончилось всё это как нельзя более печально: в ссоре из-за игры в мяч Караваджо убил человека. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты. Свадебная фата и платье Маргариты превратились в мокрую тряпку, а румяна и тушь вперемешку со слезами расплылись ручейками по детскому лицу.
Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Вокруг полутьма. Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея». Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Но с того ужасного февральского дня он возненавидел церковников за ханжество, двуличие и жестокость. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Композиционно картина делится на две части. Здесь о страданиях не говорит вообще ничего.
Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Кардинал Маттеи немало сил отдавал благотворительности и работе с паствой. Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида». Иисус появился лишь на мгновение – его босые ноги повёрнуты к выходу.
Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. Вон на стене висит его карандашный рисунок.
Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности. Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём. Его тело осталось невредимым. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко. В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь.
Едва апостол Матфей повернулся к алтарю, воздев руки к небу, как наёмник вонзил ему в спину свой меч». Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие.
Ждать пришлось недолго. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Иисус появился лишь на мгновение – его босые ноги повёрнуты к выходу.
Раздался страшный вопль, заглушаемый криками толпы и диким ржанием лошадей, пришедших в волнение при виде полыхающего костра.
Что же не устроило в картине церковный клир. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. Что знаменательно, Спада даже не подумал останавливаться у Аннибале Карраччи имея в кармане рекомендательное письмо к нему, а прямиком направился к Караваджо, кумиру всех молодых художников. Караваджо симпатизировал гостеприимному хозяину и был ему признателен за предоставленные прекрасные условия для житья и работы.
Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении. Все предельно реалистично.
Растерянный и неуверенный Матфей, видя Христа, указывающего на него, отвечает жестом, как бы вопрошая: «Меня. Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. «Призвание апостола Матфея» (итал.