Призвание Варягов Картина Васнецова Описание

Васнецов Виктор «Призвание варягов»

Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института Российской Истории РАН было обращено внимание, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно». В предании летописи не все ясно и достоверно. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др. ) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов).

Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др. -рус. «нарядникъ» — как «распорядитель, начальник, руководитель», «назначающий людей на работы и следящий за их исполнением»20. «Старорусскую русь», существовавшую, по его мнению, ещё до призвания Рюрика, Фомин локализует на территории всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь»31. Так слово «наряд» можно понимать и как «порядок», в смысле «благополучие», «благообразность» и даже ещё проще и ближе к современному значению – «красота». В этой же летописи сказано, что в Новгороде население постепенно сменилось на варяжское, «а прежде были словене».

Для прекращения межплеменных конфликтов, представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. В былое время варяги, приходя «из замория», брали дань с Новгородских славян, с кривичей и с соседних финских племен. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН было отмечено, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно»32. «Наряд» в данном случае рассматривается исследователями как порядок, в том числе правовой порядок, отсутствие которого восполняется заключением договора («ряда») с правителем который должен рядить (править, управлять21) по ряду, по праву (в соответствии с «рядом» — договором и правовыми нормами)910. Соединив мотивы средневековья с атмосферой сказки, преобразовал русский исторический жанр.

Укажите какой эпизод 
славянской истории 
запечатлен на картине

Укажите какой эпизод славянской истории запечатлен на картине васнецова призвание варяжских князей

Разночтение состоит в склонении слова «русь» во фразе «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В этой повести рассказ был расположен по годам (считая годы или «лета», от сотворения мира) и доведен до 1074 г., до того времени, когда жил сам «летописец», то есть составитель этой начальной летописи. Известны договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Но в 862 г., как гласит «Повесть временных лет», варягов изгнали. В число варягов включены свее (шведы), урмани (норманны), аньгляне (англичане), готе (готландцы).

Другие историки считают, что «варяжская» легенда вполне соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии. Выражение «наряда въ ней нтъ» понимается, как указание на отсутствие порядка. Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Пришли братья Рюрик, Трувор и Синеус. Принципы «русского стиля» развиты им также в области архитектуры и дизайна.

репродукция картины 
«Призвание варягов»

репродукция картины «Призвание варягов»

Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. Но Тимковский, обаянный шлецерианизмом, находя в этих приведенных нами словах летописи абсолютное неиспровержение идеи скандинаваманов, придумал для соглашения летописи с мнением Шлецера извратить текст под видом исправления так: «реша Руси Чудь, Словене и Кривичи». Кузьмин исключительно славянские названия, например: Новгород, Изборск, Белоозеро (последнее к тому же было расположено в землях угро-финского племени веси, куда еще не проникли славяне). Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик.

На «начальной летописи» дело не остановилось: ее несколько раз переделывали и дополняли, сводя в одно повествование разные сказания и исторические записи, тогда существовавшие в Киеве и других местах. Стал известен как основоположник «русского стиля» в искусстве. Когда у них появился интерес к прошлому, они стали собирать и записывать ходившие между ними предания о былой жизни славян вообще и русских в частности и стали искать справок в греческих исторических сочинениях (византийских «хрониках»), переведенных на славянский язык. Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. «Словарь русского языка XI—XVII веков», опираясь на большое число примеров из исторических источников, определяет «нарядъ» как «порядок, устройство, правопорядок, организация», «деятельность по устройству, организации чего-либо, руководство, управление, надзор», «приказание о посылке на работу, на службу, задание, назначение, приказ, распоряжение» и др.

васнецов призвание 
варягов описание 
картины

васнецов призвание варягов описание картины

Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами и в договорах между скандинавскими конунгами и знатью. Лингвисты Р. А. Агеева, В. Л. Васильев и М. В. Горбаневский считают, что первоначальное название города (Руса) происходит от гидронима — реки Порусья, которая в древности называлась Руса. Имя реки, в свою очередь, осталось от ранее проживавших здесь балтийских племен35. Согласно Лаврентьевскому списку ПВЛ и Новгородской летописи это был Новгород, однако по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «срубил» Новгород. По старинному преданию, первым летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Рассказ о призвании варягов в Повести временных лет, по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др. ), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Старший из братьев Рюрик основался в Новгороде, другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске (близ Пскова). При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником— судья, правитель княжества. Число летописных сводов постепенно возросло всякая местность имела своих особых летописцев, которые начинали свой труд «повестью временных лет», а продолжали его каждый по-своему излагая историю главным образом своей земли и своего города. И они решили найти себе князя, который бы владел ими и устроил у них справедливый порядок. В то же время в древних языках одно слово несло больше значений, чем сегодня. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке5.

Во-первых, по рассказу летописи, Рюрик с варяжским племенем русью пришел в Новгород в 862 г. Между тем известно, что сильное племя русь воевало с греками на Черном море лет на 20 раньше, а на самый Царьград (Константинополь) русь в первый раз напала в июне 860 г. Стало быть, хронология в летописи неверна и год основания княжества в Новгороде летописью указан неточно. Летописи перечисляют народы, которые входят в общность именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне ини и готе, тако и си» (Повесть временных лет1). Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг или от полян или от хазар или от дунайчев», по другой версии — Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен потомок «из чрева средние дочери его Умилы», то есть Рюрик.

Репродукция картины 
Призвание варягов

Репродукция картины Призвание варягов

И вызвались три брата с своими родами и с дружиною (летописец думал, что они взяли с собою даже все племя русь). В тексте летописи приводятся имена послов от киевских князей в Грецию эти послы — «от рода русского» и их имена не славянские, а норманские (таких имен известно почти сто).

Через некоторое время между племенами начались усобицы. Его свод, носивший название «повесть временных лет», переписывался в разных городах и также дополнялся летописными записями: Киевскими, Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и т. д. Заметим, что когда в летописи речь идет о стране, то Русью называется Киевская область и вообще области, подвластные киевским князьям, то есть славянская земля. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение.

Описание картины Виктора Васнецова «Варяги»

Однако вне зависимости от связи со Старой Руссой «варяги-русь» могли участвовать в призвании других «варягов-руси», поскольку в летописях упоминается о том, что местное население и до призвания Рюрика платило дань неким варягам, а археология фиксирует скандинавское присутствие на данной территории уже с середины VIII века10. В ряде поздних источников появление варягов их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Истоки таких сюжетов прослеживаются у разных народов. Значит, люди, называвшиеся русью, говорили по-скандинавски и принадлежали к северогерманским племенам (были «gentis Sueonum», как сказал один немецкий летописец IX в. ) а страна, которую звали Русью по имени этих людей, была страною славянскою.

Кроме того, название этого поселения (Руса) известно только с середины XI века, которой датируется берестяная грамота 526: «На Бояне въ Роусе гр (и)вна, на Житоб (о)уде въ Роусе 13 коуне и гр (и)вна истине»34. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Однако в первоисточнике слова «порядок» нет. Для того чтобы их прекратить, решено было призвать князя со стороны. Как гласят некоторые полулегендарные источники, после смерти одного из новгородских князей (посадников) на территорию словен пришли варяги.

  1. Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
  2. История государственности в искусстве
  3. Словене: племя, которое основало Великий Новгород
  4. Истина Древней Руси и Великой России
  5. 1869 Академический рисунок Два натурщика

По краткому, но наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси. Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси. Так имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти». По краткому и наиболее раннему и авторитетному изложению Повести временных лет, было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси: «И ркоша: «Поищемъ сами в соб князя иже бы володлъ нами и рядилъ по ряду, по праву»1.

Виктор Михайлович 
Васнецов1848-1926

Этот сын и был Рюрик. Племенные союзы, в которые входили и словене, в середине IX века платили им дань. Ему принадлежат росписи киевского Владимирского собора. Существование Старорусской руси ещё до призвания Рюрика В. В. Фомин напрямую связывает не только со Старой Руссой, но и с территорией всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь».

Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов. Так произошла династия, объединившая под своею властью племена русских славян. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг или от полян или от хазар или от дунайчев».

Хазары не властвовали в России далее Оки: Новогородцы, Кривичи были свободны до 850 года. Старший, Рюрик, начал княжить в Новгороде. Но между ними начались усобицы и встал город на город и не стало в них правды.

Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской первой летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» (построил) Новгород36. При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — правитель княжества. Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году с полным доверием и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Следует отметить, что изначальное предположение Классена о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными.

Между тем известно, что греки не смешивали знакомое им племя русь с варягами также и арабы, торговавшие на Каспийском побережье, знали племя русь и отличали его от варягов, которых они звали «варангами». Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова18: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие.

О более раннем названии поселения ничего не известно.