Проводы Покойника
Картина «Проводы покойника» была создана первой после возвращения Перова из-за границы. Проводы покойника. Картина «проводы покойника» стала первой работой, выполненной в рамках критического реализма.
За «Проводы покойника» В. Перов был впервые награжден премией. Картина Василия Перова Проводы покойника: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865
Приходящие для прощания люди обычно не разуваются. Возможно, с этой смертью дети потеряют навсегда детскость мыслей и чувств.
Ее хмурое лицо с потерянным взглядом выглядит крайне эмоционально. Мать и дети объединены одним скорбным чувством. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Написано полотно на холсте масляными красками. Хоронили умерших «не своей» смертью за оградой кладбища, отдельно от остальных ибо верили в их принадлежность к нечистой силе, предписывая им свойства колдунов, чертей или ведьм.
Даже они оказываются погружены в атмосферу бессилия и отчаяния. Ангелы должны помочь душе преодолеть греховные преграды на пути в иной мир.
Описание картины «Проводы покойника»
Поминки проводятся на 9 и 40 день. Похороны завершаются поминальным обедом, на который приглашаются все желающие. Считается, что душа умершего не сразу покидает землю.
Это особенно подчеркивают приоткрытые губы. С раздачей подаяний связаны и обычаи раздавать слезные платки, пироги, сладости. Существовал обычай подарить соседу петуха, чтобы он пел за грехи усопшего. Подтверждением того, что душа покинула тело, считалось отсутствие дыхания, потому в изголовье умиравшего ставили чашку с водой, чтобы душа «омылась».
В обычном виде этот ритуальный предмет изготавливается из досок, современные материалы (ДСП, пластик и т. п. ), металлы могут использоваться только для отделки и украшения (исключение составляют цинковые гробы в определенных случаях). Несмотря на то, что фигуры людей в отдельности от фона вызывают только чувство жалости и сострадания, пейзаж на заднем плане еще острее дает этому чувству раскрыться. (1868). Под голову подкладывается маленькая подушка.
Проводы покойника, Перов – обзоры картин
Такой поворот весьма не свойственен творчеству художника, ведь до возвращения в Москву Василий Перов (1864 год) писал сатирические изобличающие сюжеты. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Фигура испытывает наиболее сильное потрясение. Черный платок женщины носят в течение 40 дней после похорон. Особенно боялись мести умерших неестественной смертью: самоубийц, утопленников.
Иногда женщины при жизни готовят себе подушечку в гроб, набитую собственными волосами. Серые тучи на бледном небе нагнетают обстановку, а вместе с темной линией горизонта создают психологическое давление на смотрящего. Последующий комплекс поминальных ритуалов связан, прежде всего, с воспоминаниями о покойном, о его поступках и делах.
Первая картина, написанная в новом для автора жанровом стиле и сразу же успех у публики. В очерке женской фигуры она достигает наибольшей красноречивости, здесь она особенно отчетлива, так как женщина помещена художником на фоне самой светлой части неба. Гроб опускают в могилу на длинных полотенцах. В древности гробы могли изготавливаться цельными из ствола дерева. Впереди погребальной процессии шла пожилая женщина, которая разбрасывала зерно для птиц (символы душ умерших) на помин преставившейся души.
Самая дальняя фигура, отвернувшаяся от зрителя, скорбно склонила голову. Пока тело умершего находилось в доме, нельзя было подметать и мыть полы, чтобы покойник «не увел из дома остальных». «Вытье» было обязательным этапом похоронного обряда, за исключением погребения маленьких детей, которые еще не успели нагрешить, а бедной матери не разрешалось плакать о смерти своего ребенка, чтобы не утопить его в своих слезах. Состоятельные родственники могли сделать крупные пожертвования на новый колокол (считалось, что колокол может вызволить грешную душу из ада).
Описание картины Василия Перова «Проводы покойника»
Изготовление гроба входило в обязанности зрелых мужчин общины, чаще всего об этом просили соседей, близких знакомых, хороших плотников. Голосили обычно родственницы умершего: одна женщина вела, две «подголосницы» помогали. Поминки служат не только для напоминания об умершем, но и олицетворяют продолжение жизни. Поминальная трапеза имеет определенные особенности в выборе и последовательности блюд.
Разбежавшийся по нему тенями различной интенсивности серый цвет, холодный, безжизненный, главенствует в колорите картины, определяя ее тональное звучание. Поминки проводятся в форме поминальной трапезы. В ногах ставили блюдце для сбора поминальных денег. Считалось, что земля не принимала тел, умерших не «чистой» смертью в течение семи лет. С этой же целью в доме на 40 дней завешивались все зеркала.
Перов проводы покойника Анализ картины
Подаяние обычно вручали на дороге – своеобразная аллегория пути в «иной», загробный мир. Создатель первоначально не определяет душу ни в ад, ни в рай. Традиционный поминальный стол обязательно включал в себя кутью из распаренных зерен пшеницы с медом, а также щи, борщ, куриный суп, пироги с капустой, рыбой, картофелем, грибами, блины или сладкие пироги и кисель. Такое «самоотвержение, — писал святитель Игнатий Брянчанинов, — основывается на вере во Христа». Воспетое Перовым «самоотвержение» придает всей картине высокий духовный смысл, в котором раскрывается святая святых русской души — ее покорное, смиренное приятие Божией воли.
Важным элементом погребального обряда был поминальный вой (причитание). Тело помещается на белое покрывало — простынь или материю. К моменту доставки тела к месту захоронения могила должна быть готовой. Для изготовления могут быть использованы любые породы дерева кроме осины. Погребение должно закончиться до захода солнца.
Воду и хлеб можно установить на подоконнике. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». По истечении этого срока умерший терял свою индивидуальность и переходил в число предков, почитавшихся в виде единого «пантеона» родственников в специальные дни календарного цикла, полностью подчиненного аграрным нуждам и заботам. Свечи могут быть установлены в углах домовины. На крышку гроба каждый участник похорон сыпал по три горсти земли. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».
Картина Проводы покойника Василия Перова
Выносили покойника из дома «ногами вперед», чтобы тот не имел возможности, когда его похоронят, вернуться назад. Вообще, милостыня незнакомцам рассматривалась как способ общения с потусторонним миром.
До года и более соблюдают траур матери умерших детей, молодые вдовы. Внутри гроб устилается мягким материалом. Выставленная еда и питье могут отражать как языческое жертвоприношение духу покойника, так и христианские представления о пребывании души на земле после смерти в течение 40 дней — яркий пример переплетения языческих и христианских обрядов. Далее могилу засыпали и все молча возвращались с кладбища, не оборачиваясь. В ответ визави должен был молиться за умершего, а тот первым встретил бы на «том свете» принявшего хлеб, что должно было символизировать связь живых и мертвых, которые становились проводниками неофитов в загробном мире.
Одаренные должны были молиться за умершего, при этом считалось, что часть грехов они забирают к себе. В комнате с покойным вдоль гроба должны быть установлены стулья или скамьи. Она настолько обессилена горем, что физически не может даже сидеть. На третий день родственники прощались с покойным, причем считалось, что в этот момент можно было просить его передать что-либо своим прежде умершим родственникам и положить в гроб мелкие предметы – «передачу». Одаренный должен был помолиться за упокой души умершего.
Проводы покойника — Василий Перов
Например, традиция часто приписывала слепым умение предсказывать будущее (достаточно вспомнить старца Тиресия, сыгравшего ключевую роль в судьбе царя Эдипа), объяснять видения из потустороннего мира, вот таким образом закрытые глаза прекращали контакты умершего с миром живых. В старину существовал интересный обряд — потаенная милостыня.
По пути шествия с гробом разбрасывали зерно для птиц. Основой, головой питании в русских традициях выступал хлеб, мучные изделия. Подготовленный гроб можно рассматривать как имитацию постели, покойник укладывается с тем расчетом, чтобы было «удобно». Прощание осуществляется до момента выноса тела. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра.
Василий Перов — Проводы покойника, 1865
В течение 40 дней умерший замаливает свои грехи, проводится оценка содеянного добра и зла. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа.
Собравшиеся находятся рядом, держа в руках горящие церковные свечи. Можно кратко помолиться про себя со словами: Упокой, Господи, душу раба твоего новопреставленного (имя) и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное. Линия силуэта, прекрасно найденная художником, необычайно выразительна. При этом, снимая с покойника одежду, его лишали признаков живого (цвета, запаха), а нагота возвращала его в мир природы – пространство, в котором он пребывал до жизни.
Следующим этапом похоронного обряда было обряжение умершего в погребальную одежду. Безусловно, еще недавнее присутствие покойника в доме внушало членам семьи страх и боязнь. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Об умершем человеке говорили, что он «испустил дух» или «пар (душа) вон». Сам гроб считался последним вместилищем души человека, его жилищем для «жизни вековечной», а потому должен был обладать некоторыми элементами «бытового комфорта» для продолжения жизни в ином мире.
«Проводы покойника» — РФ, сегодня и 152 года назад
Замыкали шествие знакомые, соседи и женщина, разбрасывавшая еловые или сосновые ветки, «заметая» тем самым покойнику дорогу обратно. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе.
Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы. Художник избирает диагональное построение композиции, всегда предполагающее динамику, обоснованную здесь самим контекстом действия. Более продолжительные сроки траура характеризуют тяжесть утраты. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого. Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме "Мороз-Красный нос". Каждая из них раскрывает новую грань образа, помогая живее ощутить изображенное явление. Все это время мертвецы ходят по земле, пугая прохожих и навлекая на общину неприятности: если в деревне был утопленник, то ждали засуху если была непогода, то считали, что где-то человек повесился.
Поминки начинаются и заканчиваются блинами или оладьями с медом, кутьей. Присутствие птиц считалось добрым знаком иногда их отождествляли с душами умерших. После омовения уничтожались все предметы одежды умершего, кроме мыла, которое использовали в лечебных целях: считая, что как у мертвого ничего не болит, «не щемит, не слышно ни тоски, ни болезни», так и при использовании этого мыла ничего не будет болеть, «мертвячье» мыло прикладывали к больному месту. Совершают эту молитву и на поминальном обеде перед новым блюдом.
Спросите толкователя к чему снится Проводы покойника
.