Пряхи Веласкес

По возвращении в Мадрид Веласкес продолжал писать портреты членов королевской семьи, но в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника: «Менины» и «Пряхи». «пряхи» Д. Веласкеса — одна из самых загадочных картин в истории европейского искусства. В первой главе будет рассказано о стиле барокко и его особенностях в Испании, вторая познакомит с биографией и творчеством художника, третья глава будет полностью посвящена анализу картины Диего Веласкеса «Пряхи». Этот известный сюжет изложенный Овидием, перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – арахны.

Картина «Пряхи» – это последняя крупная тематическая картина Веласкеса, своеобразный итог его творческой деятельности. По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше, чем в «Менинах». В этой статье мы подробно остановимся только на двух работах, которые написал поздний Веласкес – картины с названиями «Менины» и «Пряхи». Но поистине уникальным произведением Веласкеса является его последнее крупное произведение – картина «Пряхи», которая посвящена испанскому трудовому народу. Из-за того, что трудно определить отношение Веласкеса к мифологическим темам, до сих пор остается непонятной самая значительная и последняя из написанных им картин со сложной композицией – «Пряхи».

Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «пряхи» — картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника.

Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Определение слова «Веласкес» по БСЭ:Веласкес – Веласкес де Куэльяр (Velбzquez de Cuйllar) Диего (1464-1524) испанский конкистадор. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Веласкес дважды совершил путешествие в Италию. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара.

Искусствоведы называют эту работу Веласкеса одним из лучших образцов реалистического портрета. Ему дорого их здоровье и самочувствие. Для этого внимательно посмотрим на саму картину, отрешившись от предыдущих версий.

Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство. Необычайна интересна композиция этого произведения. В «бодегонах» прослеживается влияние караваджизма. Эту суетливую работу он проводил в своей голове.

Ортега-и-Гассет замечает, что Веласкесу «удалось создать полотно, в котором одновременно есть что-то итальянское, что-то голландское, а все вместе — веласкесово». Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон). Композиционно полотно состоит из двух частей. Движения ее точны и экономны, это движения много пожившей опытной женщины. Разумеется, нет. Особенно важной для творчества художника была первая поездка (1629-1631годов), когда он соприкоснулся с итальянским Ренессансом. Веласкес оттачивает мастерсто, копируя Леонардо, Микеланджело и великих венецианцев. Веласкес изобразил на заднем фоне гобелен, совместившей в себе одновременно картину Тициана «Похищение Европы», связанную с одноименным мифом и концовку другого мифа об Арахне.

Здесь фабула древнегреческого мифа тесно граничит с идейным содержанием картины. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе.

Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Мне кажется, Веласкес, до сих пор сам бывший внутри этой истории, разрывавшийся между «тезисом» и «антитезисом», вдруг овладел «синтезом». Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. В них часть персонажей, обязательно, должна была взаимодействовать со зрителем (направляя на него взгляд или адресуя ему жест). Перед ней на столе лежит чеснок, на тарелках рыба и яйца, стоит кувшин. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью.

Но при ближайшем рассмотрении данная версия не может быть принята как окончательная1. Вероятно. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Сестры, оставив свои домашние дела, слушают речи Христа. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.

Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Итак, содержание картины – круговорот жизни, ее содержание и закономерности. А почему в мастерской находится инфанта. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Картины тесно связаны между собой по содержанию и символике. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.

На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею. Присутствующие на сеансе инфанта Маргарита, менины и карлики в церемониальных позах готовятся приветствовать царственных особ. Становится понятен и странный, как было отмечено выше, наряд главной героини. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон).

Эта идея должна быть отклонена, поскольку известны только три Парки (Нона, Децима и Морта), а на картине на первом и втором планах мы видим по пять фигур. В картине присутствуют два плана. Вот таким образом границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить. Ряд исследователей указывает на то, что в качестве формального источника фигур Афины и Арахны Веласкес использовал обнаженные фигуры сикстинского потолка, а также станцы Рафаэля. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.

  • «Пряхи», Диего Веласкес — описание картины
  • Описание картины «Пряхи или Миф об Арахне»
  • Диего Веласкес и анализ картины Пряхи
  • Веласкес: картины с названиями и описанием
  • Картина Пряхи (миф об Арахне) Диего Веласкеса
  • 5 главных картин Диего Веласкеса
  • Известные картины Диего Веласкеса

В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. В. писал без предварительных набросков, прямо на холсте, сливая воедино непосредственные впечатления от натуры, строгую продуманность композиции, свободу кисти и органичность всей живописной системы, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). Границы империи простирались далеко за пределы одного материка.

Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему.

  • Диего Веласкес "Пряхи" / Аллегория
  • Особенности композиции живописного решения картины «Пряхи» Диего Веласкеса
  • Место Веласкеса в мировой живописи
  • Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Аникин Михаил Александрович
  • Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Аникин Михаил Александрович,
  • Текст научной работы на тему ««Пряхи» Веласкеса в свете античной мифологии и литературы (к новому истолкованию сюжета)»
  • Отправить запрос на изготовление копии
  • Произведения раннего периода творчества Веласкеса (Севильский период (1617-1622)

Но прежде всего Веласкес – художник. Она изображена в открытом чёрном платье. Первый – темный, где показан труд Арахны и второй – светлый, на котором висит освещенный гобелен с изображением триумфа ее соперницы. Процесс захвата и присоединения земель происходил настолько быстро, что удерживать над ними контроль стало большой проблемой и главнейшей задачей Габсбургов. Его картины очень многоплановы. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.

  1. Произведения первого мадридского периода (1622-1629)
  2. Итальянские путешествия Веласкеса
  3. Поздний период творчества Диего Веласкеса
  4. Диего Родригес де Сильва- и- Веласкес: Картина «Пряхи»
  5. Наталья Буяновская: Масло, ноябрь 2018
  6. Наталья Буяновская: Я дарю вам сирень
  7. Наталья Буяновская: Цветы октября
  8. Наталья Буяновская: Вспоминая Ашдод
  9. Описание картины Диего Веласкеса «Пряхи»

Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. А еще возможно это даже фрейлины королевы. Уже название, впервые упомянутое в инвентаре 1664 года («Сказка об Арахне»), отсылает нас к греческой мифологии, хотя Веласкес, как всегда, погружает миф в современную ему действительность, заставляя миф работать на концепцию картины3. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.

Даже не так. (Если под таким углом посмотреть и на молодую пряху, то можно предположить, что итальянская возлюбленная успела окружить Веласкеса каким-то временным уютом, сумела свить для него «птичий домик», подобный непрочной вертушке, с которой она сматывает шерсть). Наиболее распространенным является мнение, что художник обратился в своем произведении к античному мифу об Арахне (этой точки зрения придерживались Энрикетта Харрис, Ангуло Иньигес, Шарль Тольнай, Энрике Лафуенте-Феррари и другие специалисты). С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев.

Прялка— не просто прялка, а сложный механизм с дополнительной полочкой, с резными ножками. Последние намекали на возможность мирного урегулирования конфликта, так как вызывать богов на состязание (а Арахна сделала именно это), было в высшей степени дерзко и подлежало наказанию. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес.

«Пряхи», Диего Веласкес 
— описание картины

Мы видим пять женщин-прядильщиц, каждую занятую каким-то своим делом. Он пишет простых людей за работой и передает красоту этого труда, воспевая его. Никто не отрицает удивительного сходства молодой пряхи, сматывающей клубок, с «Венерой перед зеркалом».

Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Полная же цитата откровенного полотна Тициана является, по существу, признанием (в условиях крайнего пуританства испанской культуры) могущества стихийной чувственной витальности жизни, гениальными поэтами которой были как сам Тициан, так и современник Веласкеса П. Рубенс, а в перспективе прошлого — мастера античного искусства. Картина кажется жанровой, но ее иконография относится к мифу об Арахне из «Метаморфоз» Овидия, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов самой Афине. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.

Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. На мальчика свет падает слева – это утро.

Мало того, что они таким образом лишний раз указывают на то, кто же здесь хозяйка. На втором показана мастерская художника.

Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Черты лица Арахны размыты. Подведем итоги. Эта картина мифологического жанра имеет и другое название «Легенда об Арахне».

Возле ее босых ног, мы видим, уютно приютившуюся кошку. Согласно данной интерпретации, Д. Вела-скес изобразил в «Пряхах» сюжет-притчу о разумных и неразумных девах (тех и других было по пять). К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. Кошка, спасающая добро от грызунов, всегда ассоциируется с идеей дома. В построении картины он достиг большой естественности.

Интересно, что картина Веласкеса «Завтрак», где минимум один из персонажей имеет благородной происхождение, на что указывает висящие на стене короткополая шляпа и шпага, отличается от других «бодегонов» тем, что, несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость молодости. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций.

Веласкеса называют «главой и князем всех испанских живописцев». Это период, когда Испания правила миром. Испанский искусствовед И. Д.

На заднем плане, в арке на подиуме, готовую продукцию осматривают дамы. В 1511 начал завоевание Кубы и был назначен губернатором острова (оставался им до конца жизни). В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.

Творчеством Веласкеса восхищались Мане, Пикассо, Бэкон.

И нет этому конца и нет покоя. Но портреты Веласкеса — явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности.

В них часть персонажей, обязательно, должна была взаимодействовать со зрителем (направляя на него взгляд или адресуя ему жест). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Изображена на холсте королевская ткацкая мастерская на улице Санта Исавель2. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. И недаром именно под ногой пряхи в темном, чувствуя в ней хозяйку, дремлет кошка, символ домашнего уюта.

Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Картина «Пряхи» наглядно объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса — путь к красоте через обыденную действительность. Веласкес изобразил на заднем фоне гобелен, совместившей в себе одновременно картину Тициана «Похищение Европы», связанную с одноименным мифом и концовку другого мифа об Арахне.

В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше.

Найти их нетрудно. Высокая лестница, читающаяся за фигурой пряхи Пенелопы, также имеет глубокий смысл.

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Ничуть не бывало. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что объять необъятное. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). Полотно хранится в мадридском музее Прадо. «Автопортрет» 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Он подвел итог своего давнего внутреннего спора о приоритетности «художественной» (эстетически формализованной по законам красоты) и «естественной» (натуралистически-портретной) формы предмета, высокого стиля «историй» и низких истин бодегонов, условной красоты итальянской классики и антикрасоты бытового жанра, мифа как «высшего проявления свободы фантазии» и «тюремной клетки» (Х.

Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Время не имеет лица. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.

Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. богини судьбы Парки4. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник.

Так как с остальными двумя более или менее все ясно. С ними античный бог вина Вакх и фавны. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

На это указывает отражение в зеркале. Зато за его образом на разных стадиях бытия закреплена символика определенных цветов. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса «Автопортрет 1639 г» Взгляд художника внимателен и суров. Он светлый и противопоставлен первому.

Гордые испанские гранды с утонченными лицами, строгой выправкой образуют компактную группу, над которой победоносно высится лес копий. Таким образом, противопоставлены два плана. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Они изображены на переднем плане, в центре картины.

В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра.

Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене. Окаймленная черная сфера, располагающаяся над всем, что изображено в картине, призвана символизировать необратимый круг человеческой жизни. Если принять эту точку зрения, тогда следует предположить, что миф развертывается перед нами в разных временных (начало и конец) и пространственных (земное бытие и Олимп) срезах, совмещенных в оптически единую композицию. Они писали о чём угодно, только не о деталях, например, картин, если речь шла о живописи.

Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Однако художественное пространство пока еще достаточно плоское и слабо энергичное. Наброшенное на голову «блестящее покрывало» (оно упоминается в «Одиссее» Гомера) — общеизвестный признак замужней женщины (но не вдовы). Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.

Веласкес – изумительный портретист, раскрывший новые черты современного ему человека. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти.

И все же думается, что легенда о Пенелопе и Одиссее наиболее соответствует по своему духу, красоте, величественности и значению для европейской культуры тому, что видит зритель в «Пряхах». Ортега-и-Гассет) реальности. Особого внимания заслуживает художественна жизнь эпохи – чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за рамки XVII в. Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильва Веласкеса (Diego Rodriguez de Silva Velazquez) (1599—1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Веласкес рисовал так называемые «бодегоны» (в переводе с испанского «bodegon» – съестные лавки).

«После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте.

Картина кажется жанровой, но ее иконография относится к мифу об Арахне из «Метаморфоз» Овидия, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов самой Афине. Необходимый же динамизм сцене придает вращающиеся колесо пряхи. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Несмотря на сюжетную неявность, в отличие от «Менин», где прямо заявлена проблематика «Художник и его творчество», проблемы искусства в «Пряхах» разработаны на более глубинном, философском уровне и, что самое главное, языком самого искусства.

Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного).

Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. На первом же плане гобелена Веласкес изобразил двух женщин в античных одеждах. Композиция носила открыто-замкнутый характер. Идеальный мир высокого искусства, живописи, театра и музыки (ее знаком является виола да гамба, прислоненная у края сцены) светозарным розово-голубым невесомым видением парит в атмосфере сумрачно-оливковых стен среднего плана. Фигуры второго плана явно соотносятся с первым и недаром так же второй слева (и также с покрытой головой) стоит на втором плане Афина, покровительница женских ремесел и домашнего очага.

Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Здесь лежащая на тарелке рыба олицетворяет символ Христа, а старая женщина, приостановив молодую кухарку, указывает на картину-зеркало, в котором узнается сюжет «Христос в доме Марии и Марфы», напоминая ей, таким образом, о вечных ценностях, также как Христос, пришедший домой к Марии и Марфе. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Это напряженная композиция, основанная на равновесии разнонаправленных движений. И почему другие пряхи не имеют на головах подобных платков-вуалей.

Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Так, груда белого полотна за героиней в левой части картины напоминает о том погребальном саване, который Пенелопа ткала для своего свекра Лаэрта и благодаря которому ей удавалось в течение трех лет обманывать навязчивых женихов. Подразумевалось, что читатель их сам знает, как бы видит их внутренним зрением. Во время 2-й экспедиции X. Колумба прибыл вместе с ним на Гаити (1493). Найти их нетрудно. И не только неуважение это, а и насилие над свободой восприемника произведения. Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений.

Ортега-и-Гассет считает, что на переднем плане представлены парки (богини судьбы), так, как они описаны в поэме Катулла «Свадьба Фетиды и Пелея»: «Левая рука держит прялку с намотанной мягкой шерстью, между тем как правая легко тянет шерсть, свивая нить согнутыми пальцами, а опущенный вниз большой палец вращает веретено У их ног стоят тростниковые корзины с белой спутанной шерстью». Выступив в начале своего творческого пути против всякой условности и идеализации (противопоставление бодегонов искусству романистов), Веласкес наконец-то находит гармоничную формулу включения итальянской стилевой концепции в свою собственную — она вошла в тривиальность быта как знак преобразованного искусством художественного образа или как знак идеального в реальном бытии. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Возле ее босых ног уютно приютилась кошка. Одновременно с этим он подводит некий итог своего творчества.

Перед ней на столе лежит чеснок, на тарелках рыба и яйца, стоит кувшин. 306. ). К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: Продавец воды (находится у лорда Веллингтона), Поклонение волхвов (в лондонской Национальной галерее) и Поклонение пастырей (в Мадридском музее) – картины, уже замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения. Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы.

В своих портретах художник проявил проницательность психолога и остроту социального мыслителя он стремится к правдивому раскрытию каждой конкретной реальной личности, в ее связях со средой, в противоречивости ее качеств. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. И именно эту фигуру художник пишет с максимальной степенью обобщенности, прячет ее лицо в широкой тени, необъяснимой просто манерой «сокращенного письма». Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Сами полотна имеют темный, чаще всего условный фон. «Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» – картины парные.

Вспомним основные из них. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».

Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. А искусствоведа дело лишь сообщать мысли, обобщающие это внутреннее видение.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На фрейлину она не обращает внимания. Свидетельством этого является его произведение «Менины» (1656 год). Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Это самый лучший образ на этой картине. Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой.

Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше, чем в «Менинах». Они изображены на переднем плане, в центре картины.

Афина изображена величественно, победительницей. Умер от лихорадки похоронен в Сантьяго-де-Куба. 1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол. Композиционная находка Веласкеса — сопоставление двух различных по характеру сцен дало возможность правдиво выразить представление художника о многообразии реального мира, о красоте жизни, сочетающей обе реальности — поэтическую, сотворенную руками простых работниц, прославивших пряху Арахну, наделенную творческой силой и материально осязаемую, конкретную, воплощенную в созидательницах прекрасных ковров. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет.

Бытовой жанр приобретает новое звучание. «Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Характерно, что занавес этот благородно-красного цвета (цвет Марса вообще занимает значительное место в данном произведении, не являясь при этом подавляющим). Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. Ярким примером такой работы может служить картина «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон).

Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Это напряженная композиция, основанная на равновесии разнонаправленных движений. Кроме того, высокая лестница в доме Одиссея упоминается и в тексте Гомера. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.

За гордыню всемогущая Афина превратила ткачиху в паука. В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.

Веласкеса называют «главой и князем всех испанских живописцев». Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Ее свободной позе передает естественную красоту и человеческое достоинство. Быть может импровизированная репетиция уже идет, так как две из дам разыгрывают сцену из «Метаморфоз» Овидия о состязании в мастерстве ткачества богини Афины (фигура слева в шлеме) и простой смертной, Арахны (фигура справа, анфас). «Разность потенциалов» еще увеличивается членением темного холста на три части светлой нишей второго плана.

Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. Может быть, он забыл о работе. До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Почему же картина (всем своим строем неуловимо напоминающая корабль), была написана только через шесть лет.

Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Богиня Афина сказала Арахне :- «Послушайся моего совета : стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание» Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну.

Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. Но прежде всего Веласкес – художник.

На многофигурном полотне с двумя планами изображена гобеленовая мастерская. Справа от нее мы видим двух других, тоже молодых прях. О ситуации на картине можно сказать, что работницы мануфактуры заняты прядением шерсти. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Своим творчеством художник повлиял на многих, хотя действительно его учеником был его зять Хуан Баутиста Мартинес дель Масо.

В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией.

– Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Их позы имеют большую естественность, а выражения лиц – большую индивидуальность. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. Главное лицо в картине намеренно скрыто от нас— отсюда ощущение таинственности, несомненное для всякого, рассматривающего «Миф об Арахне». В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить.

В левой части картины изображен сам художник. Не может простой человек превзойти бога. Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику изощренную декоративность. Главное лицо в картине намеренно скрыто от нас— отсюда ощущение таинственности, несомненное для всякого, рассматривающего «Миф об Арахне». Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.

Сын небогатого дворянина. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. В аллегории картины прослеживаются политические убеждения автора. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны.

Но можно предположить и это будет более в духе мышления Х VII в., что женщины тянут из кудели нить бытия и сматывают ее сначала на вертушку общей судьбы, а затем в клубки судеб индивидуальных. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.

Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». В основе этого произведения лежит миф о состязании между Афиной-Паладой, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, и гордой пряхой Арахной, которая дерзнула утверждать, что в ткацком искусстве она превосходит богиню. Подобно современной литературе и театру, Веласкес ввел в изображение простых граждан, что стало широко распространено под влиянием работ Караваджо. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка.

Одна из них тянет нить бытия (старуха за прялкой), другая измеряет срок жизни (фигура справа), третья — подбирает обрывки завершенных судеб (женщина в центре). Две Мойры, две богини судьбы художника, спорят о его душе. Придворные дамы в глубине ярко освещенной комнаты любуются ковром изображающим миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.

Ему 57 лет. Живопись плотным слоем непросвечивающих красок, контрастное освещение фигур, придвинутых к переднему плану композиции интерес к точной фиксации внешних особенностей натуры сближают эти работы с традициями М. Караваджо. Пенелопа скорбит по пропавшему Одиссею, потому и носит одежду черного цвета. Неуважение-де это к читателю, который и сам с усам и не нужно его так опекать. Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва (1599—1660) родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье.

все — 1631—48, Прадо). В картине «Венера с зеркалом» (ок.

Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Дополнительный смысл приобретает изображение кошек, присутствие которых трудно оправдать в контексте других трактовок сюжета (кошек здесь две: одна у ног Пенелопы, а вторая, черная, сидит у нее на коленях). Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Уже название, впервые упомянутое в инвентаре 1664 года («Сказка об Арахне»), отсылает нас к греческой мифологии, хотя Веласкес, как всегда, погружает миф в современную ему действительность, заставляя миф работать на концепцию картины3.

Время возникло из небытия тьмы и оттого одеяния старухи чернее ночи. На первом плане изображены пять женщин, занятых работой с пряжей и полотном. Есть и другие отличия пряхи «в покрывале» от остальных четырех фигур.

Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Всех троих объединяет сияние белого цвета, цвета начала начал. Прялка— не просто прялка, а сложный механизм с дополнительной полочкой, с резными ножками.

Ее лицо наклонено и повернуто в сторону Афины. Окончательно эту меру определяет третья фигура. Удвоенную изображением на гобелене «итальянскую» картину Веласкес вписал в атмосферу быта ремесленной мастерской — «голландского» жанра. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.

В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Это все взято с картины Тициана. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. В картине «Венера с зеркалом» (ок.

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Первая — это персонаж из ранних бодегонов, в которых столь же внушительно-загадочные пожилые женщины священнодействовали над яичницей («Женщина, приготовляющая яичницу») или наставляли молодых и неопытных («Христос в доме Марфы и Марии»). Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.

На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. Окончательно эту меру определяет третья фигура. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии.

Здесь фабула древнегреческого мифа тесно граничит с идейным содержанием картины. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Барокко (итал. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.

Они писали о чём угодно, только не о деталях, например, картин, если речь шла о живописи. Но три пряхи в греческой мифологии— это Мойры, богини судьбы. Кто эти женщины, зачем они сюда пришли. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Снарядил ряд завоевательных экспедиций на Юкатан, во Флориду и Мексику. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок.

Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его. Вот где кроется даже не ирония, а горечь сожаления великого мастера.

Лишенные мистической окраски, они напоминают больше бытовые сцены. Веласкес картины писал в особенной манере. Марфа. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику.

Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Придворный театр был любительским. При этом каждому, кто внимательно подойдет к рассмотрению данного шедевра испанского гения, становится ясно, что «Пряхи» — едва ли не программное произведение, в котором должны быть исключены какие-либо случайности, семантическая невнятица или плохое знание иконографии5. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Возле ее босых ног уютно приютилась кошка.

Интересно, что картина Веласкеса «Завтрак», где минимум один из персонажей имеет благородной происхождение, на что указывает висящие на стене короткополая шляпа и шпага, отличается от других «бодегонов» тем, что, несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость молодости. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Из пяти женщин переднего плана три явно главные героини, а две (по краям) только прислуживают им.

Это и красноречивый жест «Афины» на втором плане и как бы только что откинутый театральный занавес в левой части картины. Среди сохранившихся коллекции ковров испанских Габсбургов можно найти гобелены с сюжетами из «Метаморфозы» Овидия. скажи ей, чтобы помогла мне.

До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.

Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. ность и непринужденность.

И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Рассмотрев картину «Пряхи» или «Миф об Арахне» Веласкеса, как самое позднее крупное его произведение можно лишней раз убедиться в его состоятельности не только как выдающегося художника, но и как настоящего Человека. Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Однако художественное пространство пока еще достаточно плоское и слабо энергичное.

Веласкес восхищается земной красотой, но в то же время интригует зрителя изображением в зеркале: кто же эта Венера Веласкеса. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). Веласкес дважды совершил путешествие в Италию.

Родился в г. Куэльяр (провинция Сеговия) в знатной богатой семье. Его картины очень многоплановы. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью.

Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Чтобы это не бросалось в глаза и не вызывало неприязнь, Веласкес поместил рядом с девочкой её воспитательницу – карлицу Мари Барболу. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса.

Возможно, они подбирают подходящий для театральной постановки гобелен. А позади, в тени, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, видны сложенные стопкой уже готовые гобелены (один из видовдекоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией). Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Картина хранится в мадридском музее Прадо.

Безусловно, эта вертикаль призвана композиционно направить взгляд зрителя из дальнего светлого плана обратно в полумрак мастерской. Игра светом снова используется для расстановки акцентов – лица мужчин обеих армий, выписанные светлее остальных, одинаково благородны. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем.

Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Черты лица Арахны размыты. Картина «Пряхи» наглядно объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса — путь к красоте через обыденную действительность. о символике цвета в 21/2005). С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Сюжет с изображением обыденной жизни простолюдинов вызвали презрительное отношение севильской публике к работам Веласкеса, они сочли его живопись не достойной для высокого названия «искусство». Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо).

Рядом тоже молодая женщина внимательно наблюдает за ее работой. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.

Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Однако мы полагаем, что последняя трактовка не менее спорна, чем все предыдущие.

О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Попытаемся определить, к какому же сюжету обратился в этом выдающемся произведении Д. Веласкес. Справа, по центру – Арахна, слева Афина Паллада.

Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. И в этом особенный трагизм. Та, не снеся унижения, повесилась. В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества. Итак, время действия – 1656 год.

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Веласкес говорит нам: загадка картины— это загадка третьей мойры. Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили.

В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Он стал писать их слуг, придворных карликов и шутов. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. Молодая пряха в «Мифе об Арахне» написана с тем же личным отношением— она не просто молода и красива, она, без сомнения, любима.

На многофигурном полотне с двумя планами изображена гобеленовая мастерская. Но портреты Веласкеса — явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Если предположить, что крест пририсовал ему сам Филипп, то это всё равно не укладывается в концепцию картины. В монументальной композиции «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены сцены труда (испанские пряхи за работой — на переднем плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие великолепный гобелен, — на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне), вытканный на гобелене, повешенном на стене дальнего плана. А почему в мастерской находится инфанта.

Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Посмотрим теперь на женщину в темном платье, на старшую пряху. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им.

Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре.

создается скупыми, но выразительными средствами. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).

Картина Веласкеса пропитана благородным гуманистическим смыслом. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Движения ее точны и экономны, это движения много пожившей опытной женщины. Наряд несколько необычный для простой труженицы. Он стал писать их слуг, придворных карликов и шутов.

Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. В свете античного мифа о Пенелопе становится понятной связь между первым и вторым планами произведения. Две эти фигуры расположены симметрично относительно центральной оси холста.

Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм. Победа в состязании обернулась для неё наказанием. Словом, очень много вопросов, ответы на которые может дать только раскрытие сюжета. В 1617 получил звание мастера. Своеобразная аллегория, возможно, на сей раз имеет политические нотки.

Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи. Справа – на спине белого быка Юпитера виднеется Европа. Фигуры второго плана явно соотносятся с первым и недаром так же второй слева (и также с покрытой головой) стоит на втором плане Афина, покровительница женских ремесел и домашнего очага. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо. Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство.

Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

Возле ее босых ног уютно примостилась кошка. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Сам этот сумрак тоже несколько странен. Среди них выделяется женственной прелестью девушка справа. Она слегка постарела, ожидая своего мужа с Троянской войны, но все же жива еще в ее жестах и грации та мудрая сестра Елены Прекрасной, которую и выбрал себе в жены по совету Афины хитроумный герой.

Никто не отрицает удивительного сходства молодой пряхи, сматывающей клубок, с «Венерой перед зеркалом». Она очень мила. Итог, которого для нее печален – искусная прядильщица была превращена в паука. В «Менинах», (1656 год), как мы видим, напряжение достигает предела. Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж).

Что касаемо связи с мифом об Арахне, то можно предположить, что в левом углу картины Веласкес изобразил Арахну во время разговора с Афиной Палладой, перевоплотившуюся в старуху, справа во время своей работы над полотном, а по центру уже после состязания. В 1657 году художник просит разрешения снова поехать в Италию, но король не отпускает его. В 1512 основал гг. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде.

В самом деле, от Продавца воды до его последней картины (будь то Пряхи или портрет Марианны Австрийской), Веласкес постоянно оттачивает технику отрицания. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Полотно хранится в Лондонской Национальной галерее и является единственным сохранившимся изображением обнаженного женского тела, написанным Веласкесом. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни. Не менее важными цветами в картине являются золотисто-охристый и голубовато-белый.

"В самом деле, от Продавца воды до его последней картины (будь то Пряхи или портрет Марианны Австрийской), Веласкес постоянно оттачивает технику отрицания. Так, в 1657 году Веласкес пишет свою знаменитую картину «Менины», которую сложно отнести к какому-либо жанру, так как она соединила в себе элементы бытовой сцены и групповой портрет. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса.

В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. В монументальной композиции «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены сцены труда (испанские пряхи за работой — на переднем плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие великолепный гобелен, — на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне), вытканный на гобелене, повешенном на стене дальнего плана. Ему дорого их здоровье и самочувствие. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой.

Веласкес картины писал в особенной манере. «Прях» также можно интерпретировать, как аллегорию искусства, требующего и божественного вдохновения (Афина) и усердного труда (Арахна). Именно это и есть «веласкесово». Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651).

Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Таким образом, данная картина по композиционному строю представляет собой классический вариант «картины в картине», где два сюжета тесно перекликаются по смыслу. Инфанта держится с несвойственным ее возрасту спокойствием, ничем не выдавая радость находиться рядом с родителями или интерес от необычной обстановки в мастерской художника.

Но, как Арахна, он превращён в насекомое и, подобно ему, вечно ткущему паутину, должен до самой смерти быть прикованным к королевскому двору с его вечными подковёрными интригами, хитростью, кознями. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Разумеется, нет.

На вид ей около пятидесяти лет. На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи. В молодой пряхе легко угадывается та же модель, которая позировала для картины «Венера перед зеркалом». В них ярко отразилось уважение художника к человеческому достоинству, внутреннему миру обездоленных. Погруженная в полумрак прозрачных теней среда напоена мерцающим золотистым светом.

Посмотрим теперь на женщину в темном платье, на старшую пряху. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр.

Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина.

И не случайно этот мир находится под знаком абсолютной во всех отношениях фигуры круга (круглое окно или люнета) и над ним возносится символическое небо арки (ренессансная иконография помещает под аркой персонажей Святого Писания). Две фигуры —старухи и молодой женщины в зеленой юбке — свидетельствуют об этом. Не может простой человек превзойти бога. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Правдиво передавая духовную и физическую неполноценность Веласкес раскрыл в их образах человечность и поднялся до скорбного трагизма.

Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Пряхи». Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.