Пустынник Нестеров Описание
Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
Впереди – высокий юноша, сухой книжник, будущий холодный догматик. Нет мирской суеты и заботы. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. На картине Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре.
Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. И на то была серьезная причина: он сам написал и выставил пустынножителя Монах, еще нестарый, «томится» где-то в лесу при закате летнего дня. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894). Старец слегка наклонил голову. Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу.
Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно.
Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алёши— по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Горожане его почитали. Я был тут же и видел, как минута за минутой приближалась смерть.
Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени. Родители были людьми глубоко верующими. «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Сначала художник колебался, принять ли это предложение.
Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой. Замысел цикла картин, посвященных жизни Сергия Радонежского, появился у Михаила Васильевича во время пребывания в Сергиевом Посаде. «Судьба», «суженая» – излюбленное слово их обоих в письмах. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы.
художник михаил нестеров пустынник – Самое интересное в блогах
Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. И правда, в «Пустыннике» ни краски, ни фактура не интересовали меня: я тогда был увлечен иным, но Суриков сумел убедить меня, что «если я захочу», то и живопись у меня будет. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. В конце концов мастер добился желаемого результата.
Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку. В природе – утверждает художник – ничто не безлико.
Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Впоследствии, однако, художник намеренно уйдет от портретности, наделяя монаха обобщенными чертами. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Из стариков лучше всех принял его Ярошенко, хуже других – Мясоедов. И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно.
Человеческие фигуры появились позже. Его все в городе любили, ставили в пример. Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Это один из тех, которые становятся впоследствии архимандритами и архиереями. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой.
- Сочинение по картине Нестерова Пустынник
- Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
- Описание картины Нестерова «Пустынник»
- Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Нет мирской суеты и заботы. И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Одежда его проста. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него.
Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Даже борода у старца цвета увядшей травы. Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест».
Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. Он – его часть, его продолжение. внизу с левой стороны картины. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». По свидетельству Михаила Васильевича Нестерова, на Передвижную выставку «Пустынник» был принят единогласно и очень многим понравился». Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси».
Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. Неизменные составляющие нестеровского пейзажа, повторяющихся в бесконечных вариациях на его картинах— это тонкие белостволые берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми, бархатисто-серыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, открывающиеся с холмистых берегов реки Белой и тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Ему нет надобности нести с собой много. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир.
Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. В 1888 году Нестеров создал картину «Пустынник», которая стала событием и впервые заставила заговорить о Михаиле Васильевиче как о состоявшемся художнике. Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность».
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Ему нет надобности нести с собой много. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Он счастлив, так как все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Нестеров долго не мог найти модель для отрока.
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Картина Пустынник Михаила Нестерова
- Михаил Нестеров — Пустынник, 1888
- Михаил Нестеров: художник, который писал «Душу народа»
- Другие картины Михаила Васильевича Нестерова
- Описание настроения картины Пустынник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви.
Молодежь особенно горячо его приняла. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого.
- «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)
- Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»
- Пустынник – картина Михаила Нестерова
- «Любовь ипотеря сделали меня художником»
- «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Эта картина стала первой из цикла, посвященного Сергию Радонежскому. Красота – она под ногами, как бы говорит мастер. Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим.
По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Но старцу все нипочем. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости.
- Отправить запрос на изготовление копии
На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. Там он знакомится с монахом Троице-Сергиевой лавры Гордеем, который становится прототипом героя. «пустынника» Нестеров рисовал с лаврского старца Гордея. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Обостренная композиция яснее выражает мысль художника.
Красота – она под ногами, как бы говорит мастер. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Булгакова и П. А. Успех «Пустынника» радовал Нестерова прежде всего потому, что самыми чуткими людьми в искусстве была почувствована та сердечная, углубленная правда о родине, о русском человеке и его стране, к которой Перов призывал своих учеников и в то же время это была правда художника о самом себе. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.
Старец слегка наклонил голову. В одной руке старик держит посох, в другой четки. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу.
Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Он – его часть, его продолжение.
Этот эпизод, случившийся в то время, когда Нестеров уже задумал «Пустынника», мог бы послужить сюжетом для картины, которая вряд ли уступила бы в яркости и остроте перовскому «Сельскому крестному ходу на Пасхе». С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой.
Художник относится к ним как к живым существам. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Он ценит каждый момент этой жизни. Оба монаха – мечтатели, писал Нестеров о своей уже законченной картине.
С того дня десятки раз я стирал написанное и у меня не только не выходила «живопись», но я не мог напасть на прежнее выражение. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор.
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Его лапти промокли и одет он не так тепло, как подобает. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
В полной мере это относится к его Пустыннику. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину.
И вслед за стужей обязательно придет тепло. В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию. Дорогой искусства он хотел вступить в прекрасную область познания человека и природы в их внутреннем бытии: как в человеке, так и в природе Нестеров всегда искал их «лица». Но уже при Екатерине II Иван Андреевич Нестеров, дед художника, сумел освободиться из этой неволи, став «вольноотпущенным дворовым человеком господ Демидовых». Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная Михаилом Нестеровым во время его жизни в Сергиевом Посаде.
Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость».
В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои. Даже борода у старца цвета увядшей травы. Весной 1902г. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого.
Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). А еще необходимо показывать свою любовь, ведь мудрость, которую они накопили с годами, способны передать нам, в советах. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 – по Волге и Каме. Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва).
«Пустынник» выглядел, поставленный на место, оригинальным. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. Нестерова Пустинник. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. Вглядитесь в лицо старца на картине. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения.
В портретах С. Н. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. В одной руке старик держит посох, в другой четки. Нестеров Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва)Художник, график, монументалист.
Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва). На картине Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ.
Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Его мудрость позволяет ему находить нечто особо прекрасное в любой погоде, не ворчать на холод и дождь, а наслаждаться необычностью момента, его особенностью, ведь он – один такой удивительный и уникальный и этот момент никогда больше уже не повторится. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости.
Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Скольким людям приходилось слышать от него уверения: «Я – не художник. » – и никто никогда не слыхал от него: «Я – не художник». Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.
Вечереет. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. В 1905—1906гг.
Он не знает честолюбия. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного купеческого рода Ростовцевых. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова.
Автор «Пустынника» указывал с восторгом, что в «Борисе Годунове» Пушкин с равным художественным совершенством и жизненною правдою изобразил бродягу Варлаама и летописца Пимена. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта.
Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). Третьяков посоветовал Нестерову послать «Пустынника» на Передвижную выставку – и не ошибся: там он был принят единогласно. Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место.
Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой.
Отец, Василий Иванович Нестеров (18181904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Все предельно просто и это сближает природу и человека. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия.
И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца.
Это «я – не художник» повторялось даже тогда, когда то, что он художник, говоря грубо, выпирало из его полотен, как из портрета архиерея или из второго портрета А. Н. Кончилось тем, что накануне открытия выставки он свою картину снял вовсе на другой год выставил ее, но желаемого успеха не имел». Наступило другое – страшное, непонятное. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью. Художник был расстроен, т. к.
Мясоедов посмотрел на моего «счастливого» старца и начал что-то в своей картине переписывать. Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Третьякова» указывала на то, что еще до открытия выставки картина была приобретена знаменитым собирателем национальной галереи, а помещение в каталоге, во всю страницу, репродукции с первой и единственной картины экспонента-дебютанта означало, что художественные достоинства ее были высоки в глазах требовательного жюри Товарищества передвижников (из 186 картин, бывших на XVII выставке, лишь 45 удостоились воспроизведения в каталоге). Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина».
И лицо светится каким-то детским счастьем. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова.
Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. Одинокая елка уже почти зачахла, а гроздья красной рябины вот-вот опадут. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Зритель вместе с пустынником рассматривает землю.
И лицо светится каким-то детским счастьем. Член-учредитель Союза русских художников (1903). Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. За девушками следует старуха с девочкой. Скольким людям приходилось слышать от него уверения: «Я – не художник. » – и никто никогда не слыхал от него: «Я – не художник».
Чем-чем не поили. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Самой его умиротворенной картиной, буквально заражающей смотрящего на нее тишиной и покоем, можно определенно точно назвать его «Пустынника». Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии.
Однако в самой картине нет движения и динамики. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа.
Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). Затем художник побывал в Греции и Италии. Лето 1888 года Нестеров провел в Троице-Сергиевом Посаде, где много и плодотворно работал. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе».
«Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель».
Новой здесь оказалась не только манера подачи пустынника, но и окружающий его пейзаж, такой же тихий и одухотворенный. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»).
Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Здесь же церковь, часовенка. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Сколько в нем одухотворенности. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков.
Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Одежда его проста. Одухотворенный старец как бы говорит своим современникам и нам – далеким потомкам, что человек должен со смирением принимать все, что дано ему свыше и нести свою ношу без пререканий. И природа поддерживает старца, она так же скромно и невзрачно одета, без пурпура, без багрянца, без золота.
Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Молодежь особенно горячо его приняла. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.
Вглядитесь в лицо старца на картине. По свидетельству Михаила Васильевича Нестерова, на Передвижную выставку «Пустынник» был принят единогласно и очень многим понравился». Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. Родился в Уфе. Темные одежды подчеркивают мягкий свет, словно исходящий от лица старика.
Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». Лицо горит. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Сколько в нем одухотворенности.
Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестер и подруг, создал свой женский образ и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился пред нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью.
Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Все они написаны в традициях русского передвижничества.
В одной руке старик держит посох, в другой четки. И пусть увидят и поймут его люди века XXI. М. В. Нестерова Пустинник. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы.
Именно он, по мнению Нестерова, ближе всего к Богу, к Царствию Небесному, куда придут все, но одни быстро и радостно, другие же медленно, в серьезных раздумьях. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка».
Почти все крупные фигуры написаны с натуры. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Эта девушка в сарафане, рожденная Нестеровым из его скорби по утерянной подруге, повела за собою на его картины целую вереницу девушек и женщин исполненных внутренней красоты и чистоты, но всегда отмеченных «возвышенной стыдливостью страданья»». Пришлось переписывать все заново.
Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы.
Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста».
Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Сколько в нем одухотворенности. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу.
Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. Старец слегка наклонил голову. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы.
Задача была не из легких.