Рафаэль Диспута

«диспута» – первая фреска, выполненная Рафаэлем в Станце делла Сеньятура. Но, как уже говорилось, великие свойства Рафаэлевой «Диспута» и частные условия ее воздействия — это всё общие моменты.

Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. — отвечает художник в «Сикстинской мадонне». Кроме Гомера, Виргилия и др. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил. Необычайно выразительна не только динамика жестов, но и освещения. Рафаэль написал более двадцати мадонн, начиная с юношеской картины «Мадонна Конестабиле» и кончая «Сикстинской мадонной», которую он создал, будучи уже зрелым мастером и каждая из них пленительна по-своему. Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния.

Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. Самые выдающиеся работы из этого цикла Рафаэля Санти – «Диспута», «Парнас» и «Афинская школа». Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

  1. ВИДЕО-Рафаэль Надаль показательно отшлепал Де Минаура при родной публике
  2. Описание фрески Рафаэля Санти «Диспут»
  3. Фреска "Диспута" — Рафаэль Санти, 1509-10, станца делла Сеньятура, Ватикан
  4. Портреты других исторических личностей

Апостолов девять. Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. Еще незаконченные произведения настолько понравились Юлию II, что он поручил художнику роспись следующих трех станц (комнат), приблизительно такой же площади. Но единая линия указующих вверх рук двух апостолов, проходящая через яркое световое пятно пурпурного плаща стоящего ученика Христа и завершающаяся, как копьем, его поднятой рукой с воздетым указательным пальцем, — ярче, сильнее.

Нынешний «культурный» год в России, в отличие от предыдущего французского с легким белорусским акцентом, посвящен двум средиземноморским державам — Испании и Италии. Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей. С обеих сторон от них на облаках расположились апостолы Павел и Петр, почитаемые итальянские святые Антоний Падуанский и Франциск Ассизский, библейские персонажи: Моисей, Адам, Иаков и другие. Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке».

  • Уникальный и неповторимый Рафаэль
  • Рафаэль Надаль показательно отшлепал Де Минаура при родной публике
  • Хачанов прошел дальше, чем в прошлом году, но на пути встал мощный Баутиста
  • Финиш мужской эстафеты, которым Бё расстроил трибуны Рупольдинга
  • Павлюченкова на опыте обошла Саснович и оставила Белоруссию без

Кстати, данный визит можно рассматривать и как ответный жест прославленного римского музея, связанного с ГМИИ имени А. С. Пушкина узами давнего партнерства: недавно именно в Галерее Боргезе экспонировался предмет гордости «пушкинцев» — картина Лукаса Кранаха «Плоды ревности» («Серебряный век»). Это собор Петра, который пока находится на первых этапах постройки. Фреска имеет такую форму, так как была размещена на куполе. В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто.

Извиняясь в недостатке времени, он говорит, что мог бы поручить исполнение своего портрета кому-нибудь из учеников, с тем чтобы потом самому закончить его, но, прибавляет он, «этого не следует делать напротив, будет гораздо лучше, если всякий убедится, что я в самом деле не могу сравниться с вами». Апостол растерян и испуган этим натиском. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, – в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. «Никто более не страдает душою, — замечал Вазари, — когда ему не верят или не понимают, высшим его наслаждением кажется это то, когда он может учить других и сам от других учиться. » Рафаэль талантливо учится у Перуджино, Леонардо, Микеланджело И направляет своих многочисленных помощников, которые вместе с ним создают фрески, участвуют в строительстве грандиозного собора св.

  • Хитрейший Зверев поймал свечу соперника в кармашек
  • Джентльмен Сеппи передал жене полотенце, чтобы она не промокла под дождем
  • Эти 3 минуты дадут тебе понять – Шарапова вернулась всем хейтерам назло
  • Шарапова перешла на удар с левой и взяла изумительный розыгрыш
  • Федерер вынес Фритца, переоделся и еще раз вынес Фритца
  • Убийственный бэкхенд Шараповой, который дал понять, что Возняцки ничего не светит
  • Анисимова вытащила нереальный розыгрыш космическим ударом

В то время папа Юлий отпустил длинную бороду, столь несвойственную римским понтификам и громогласно объявил, что не сбреет её, пока «не освободит Италию от варваров». Среди них были да Винчи и Микеланджело, трудившиеся в это время в городе. Его первые самостоятельные работы, в том числе хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна Конестабиле», лиричны исполнены тонкой поэзии. В его живописи живут и действуют люди с совершенно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино.

Работа над «Диспутом» изрядно утомила Рафаэля. Это – та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали. Семнадцати лет Рафаэль приехал в город Перуджа и стал учеником художника Перуджино. Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени. Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики. Над главной троицей возвышается Бог Отец, одной рукой держа сферу, Он другой благословляет действие, происходящее на земле, гарантируя тем самым присутствие высших сил в таинстве Церкви. В церемониальном облачении он стоит в полный рост сразу за писцом, с правой стороны от престола (с точки зрения зрителя).

  1. Шварцман идеально почеканил мяч ногой и фанат заслуженно показал ему футболку Месси
  2. Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  3. 20 фотографий для новогоднего настроения
  4. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  5. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  6. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне

Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими – богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием». Он пользовался такою любовью учеников, что они всюду ходили за ним огромной толпой. Это — та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали. На переднем плане картины изображены три журавля. Речь о Споре о Причащении между номиналистами и реалистами.

Вскоре после Второй мировой войны ее обнаружили строители в скромном и ветхом жилом доме. Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет.

  1. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  2. Зимние пейзажи выдающихся художников
  3. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  4. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  5. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии

Такое сочетание двух фигур было создано Рафаэлем неспроста. н. станц) Ватиканского дворца. Среди безымянных фигур фреска Рафаэля заключает изображения нескольких узнаваемых лиц. Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).

Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. Глядя на его сложные, многофигурные построения фресок «Изгнание Элиодора», «Освобождение апостола Петра из темницы» или «Месса в Больсене», словно читаешь своего рода «знакопись» развернутых психологических ситуаций. В этом священнодействии Санти запечатлел Сикста IV, дядю правящего папы. 500 x 700 см. Это название часто переводится как «когда (ко мне) приходит любовь», хотя на самом деле все гораздо конкретнее: «когда приходит моя любимая».

Пифагор, окруженный учениками, пишет на таблице свои законы гармонии звуков. вы можете запросить все в системе с коробкой. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.

  1. Кейт Мосс: андрогинный стиль как ступенька на пути к Олимпу
  2. «Глупец хвалит сам себя»: башкирские пословицы и поговорки
  3. Фильмы Ренаты Литвиновой: как сновидения известной актрисы стали явью
  4. Женский меч никогда не ржавеет: ассирийские пословицы и поговорки
  5. 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов
  6. Народная мудрость африканского народа ашанти

Колорит: золото, белый, голубой. Но как это улетание согласовать с темой преображения. В Евангелии от Матфея (гл.

Множество оживленных людей, молодых и старых, собраны в просторном нефе. Я желал бы воскресить чудные Формы античных сооружений» Он мечтал о «воскрешении Древнего Рима»- титаническом предприятии, достойном художника Возрождения. Ныне термин этот лютеранскими богословами оставлен. 9, ст. Автор копии: Ф. В. Виганд. Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний.

  • Напишите отзыв о статье Диспута
  • Отрывок, характеризующий Диспута
  • Станца дель Инчендио ди Борго ( )
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Последние комментарии (всего 4)

И совсем скоро Рафаэль выступит с концертом в России. Прожив лишь 37 лет (1483-1520), он оставил богатейшее изобразительное и архитектурное наследие, несоизмеримое с такой недолгой творческой деятельностью. Сохранившиеся подготовительные рисунки к «Диспуту» показывают, что Рафаэль первоначально и, видимо, с натуры, набросал большинство фигур обнаженными, в соответствующих позах и поворотах, проверив анатомию, а затем уже облек их в одежды в рисунках, представляющих эти же фигуры уже задрапированными. «Диспут о причастии» — это теология, богословие.

ВИДЕО-Рафаэль Надаль 
показательно отшлепал 
Де Минаура при родной

Оригинал находится в Ватиканском дворце (Станца делла Сеньятура). В библиотеке книги могли распределяться по эим традиционным отраслям. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. С помощью жестов и света художник ведет взгляд зрителя в нужном направлении.

Первой написана фреска «Диспут о причастии». Параллельные реальности или причуды гения. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ).

Рафаэль использует в картине портретные изображения (Платон – Леонардо да Винчи Эвклид – Браманте Гераклит – Микеланджело). Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. Не добиваясь дружбы прославленных художников, Рафаэль успешно осваивает более совершенные технические приемы, параллельно работая над многочисленными образами «Мадонны с младенцем», которые принесли ему вскоре широкую известность.

Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). признаться, среди этих прекрасных женщин, олицетворяющих красоту материнства, ни одна, кроме «Сикстинской мадонны», не волнует лично меня так, как «Мадонна Темпи».

Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»). На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Ромб не замыкается. Так, многозначительно не завершены зримым синтезом во фреске «Афинская школа» учения двух величайши философов античности — Платона и Аристотеля. Такое сочетание двух фигур было создано Рафаэлем неспроста. Рим. Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали.

Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. На ней изображены два плана: небеса, где правит Бог и земля, царство людей. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче.

Точно так же — и в обоих «Преображениях Джованни Беллини (1465 г., Венеция, музей Карреро 1485 г., Неаполь, Национальный музей). Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» – одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности.

Нет, этот резкий жест руки, с острым навершием воздетого укйзательного пальца, звучит как жесткое приказание, как повелительное «вон. ». Он учился у признанных мастеров своего времени. Ему вторит такой же старец по другую сторону алтаря.

Но измученное сердце мастера не выдержало. которому поручено строить собор св. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу – в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз – в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Одна из картин Рафаэля этого времени «Сон рыцаря» (конец ХУ в. ) Юноша уснул на распутье.

На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией. Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель Инчендио, 1514—1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Р. К ватиканским фрескам примыкают работы Р. над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515—16 итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и др.

В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен. Кстати, устоявшийся в российской практике перевод названия песни и фильма – «Сорванец» представляется не совсем адекватным. Возрождение. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.

Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Троицы и т. д. ).

И не напрасно: искусствоведы сразу опознали работу мастера начала XVI века Работа оказалась самой ранней копией «Изгнания Гелиодора из храма» Рафаэля — той самой ватиканской фрески, которая украшает одну из знаменитых лоджий. Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики. Причем жест этот не содержит намека на какое-либо смущение учеников Христа собственной неспособностью (не то, что жест старика-врача, признающего свое бессилие), ни тени милосердного сострадания. Доля участия учеников особенно велика в станце Инчендио. Это — сама Справедливость.

Только так изображали eго в одноименных картинах и Тициан и Савольдо и Гольбейн-Старший и молодой Рубенс, чье «Преображение» (1604—1605 гг., Нанси, Музей), писанное по заказу мантуанских иезуитов, создавалось как очевидный противовес творению Рафаэля. Завершает эту сюиту «Прекрасная садовница», в которой Рафаэль окружает группу полным сияния и радости пейзажем. Ave Mara – это версия Мануэля Алехандро (как все помнят, в репертуар Рафаэля входят две песни разных авторов с таким названием) с захватывающей музыкой, заставляющей отвлечься от некоторого противоречия в тексте. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Но грабителя настигла божья кара в виде ангела – прекрасного всадника в золотых доспехах. Он внимательно изучал, размышлял, сравнивал, копировал, учился.

В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи. Над ними парят архангелы. Гёте утверждал: Рафаэль «чувствует, думает и действует, как античный грек. » У его современников имя художника мгновенно вызывало представление об определенном мировосприятии, школе, кодексе эстетической и художественной жизни.

Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. В ней хранится гостия (облатка) – лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По его замыслу, который охотно поддержала давно известная своим пристрастием к итальянской культуре директор ГМИИ имени А. СПушкина Ирина Антонова, на Волхонку привезли один из знаменитых шедевров мирового искусства — «Даму с единорогом». Таково изображение в «Диспуте» Рафаэлем Санти земного действия, над которым он расположил сцену небесную.

В 1508 Р. через Браманте получает от папы Юлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце) в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. 27 ГОРАЦИЙ (65 – 8 до н. э. ) – римский поэт. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Члены семьи не очень ладили друг с другом. Кому, непонятно, что произведения салонной «продукции» в мировой истории культуры, несмотря на огромные форматы картин искрометный колорит, сотни жестикулирующих фигур искусно скомпонованных в артистичные мизансцены, — все это, несмотря на былой успех, а порою и высокие гонорары, все же со временем оказывалось пустопорожним хламом и находило свое место в объемистых запасниках музеев, а то и вовсе на свалке. Иначе не может свершиться рождение новой красоты.

В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. 25 Тибальди Антонио (1463 – 1527) – итальянский поэт и литератор. лунатика. И тем более — с темой исцеления одержимого. Прислонившись к колонне, стоит Демокрит, веселый философ, зло осмеявший человечество. Одна фреска за другой появляются на стенах.

Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут». Выше: что вы искали. Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости. Точнее, церковное право и светское правосудие. Вся работа декоративного характера была мастерски спланирована и выполнена. Он находится в толпе, немного ниже Папы, видна только его голова и плечо.

Фрески «Афинская школа». Рафаэль Санти изобразил сюжет, полное название которого переводится как «Прения о таинстве». И на земле и на небе – христиане, вместе образующие соборное тело церкви. Точно неизвестно даже время, когда картина поступила в Галерею Боргезе, но есть версия, что находится она там с самого момента возникновения коллекции, будучи куплена в 1606 году кардиналом Шипионе Березе вместе с грандиозной композицией Рафаэля «Положение во гроб» — этапным произведением, знаменующим начало его римского периода. Но вернёмся к его молодости. Покоя не было Ни на минуту не покидало его ощущение незавершенности задуманного. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками.

Абсолютно неудачен указывающий юноша по другую сторону, восходящий к (сохранившемуся в рисунке) мотиву Леонардо, так называемой «Беатриче». Из страданий и просьб рождается открытый протест. Она наступает и апостол тщетно пытается защититься от ее правоты.

Рафаэль последних лет жизни, несмотря на высокий класс картин, выпускаемых его «школой», все же иногда несколько холоден и риторичен. Рафаэль возразил им «Господа, разумеется, не ошибка, я написал так намеренно. В частности, он много работал над левой частью фрески. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Человек, с книгой в руках облокотившийся на перила в левом углу фрески – знаменитый архитектор эпохи Высокого Возрождения, создатель базилики Святого Петра в Ватикане и наставник Рафаэля Донато Браманте.

Здесь есть у кого учиться. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Работа в них была завершена лишь в 1517 году, за три года до кончины художника. Славу Р. приносят многочисленные алтарные образы его мадонны 1504—08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках («Мадонна Грандука», Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном («Мадонна в зелени», Художественно-исторический музей, Вена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» или т. н. «Прекрасная садовница»).

В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. И на земле и на небе – христиане, вместе образующие соборное тело церкви. Точно так же только эту сцену включает и запрестольный образ работы Себастьяно дель Пьомбо в церкви Сан-Пьетро ин Монторио в Риме (там, где прежде стояла картина Рафаэля), писанный венецианцем между 1517 и 1524 годами. Самое абсолютное произведение Р. — «Сикстинская мадонна» (1515—19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности.

Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. Его волосы, как и одежда, подхвачены ветром полета, а не легким веянием парения. За ними закрепились следующие названия: «Станца делла Сеньятура» («Зал Подписей»), которую он расписывал первой. Дальше святые ангелы, отцы церкви, ученые и философы, ведущие диспут. С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517).

Величественная и задумчивая «Мадонна дель Грандука» и «Мадонна с безбородым Иосифом» — обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем «Мадонна с щегленком» (1506 год). Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Православные причащаются квасным тестом, дрожжевым хлебом и вином, а католики причащаются только гостией. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства.

Взор и помыслы его — в небесах, куда он возносится отрешенно.

Но идея картины не сводима к означенной дидактике. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа»— одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Ныне термин этот лютеранскими богословами оставлен. Рафаэль должен был изменить проект, созданный Браманте и продолжить строительство. Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина.

В них как будто теряется нить образов его простодушных и милых мадонн раннего периода. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Эти фрески стали лучшей частью комплекса росписей, заполнивших стены четырех помещений Апостольского дворца и получивших название «Станцы Рафаэля». В этом же плане располагаются все пророки, включая Петра, Иоанна и Евангелиста. В глубине видна часть собора св.

Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями. Эта работа украсила собой один из монастырей Рима. У стоп Христа снисходит к дароносице Святой Дух. Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни.

Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». Но где же это противопоставление на картине. Начатая в конце 1508 года работа над всем живописным циклом Станцы делла Сеньятура была полностью завершена к 1511 году, о чём имеется пометка под фреской «Парнас». Когда Рафаэлю было всего 10-11 лет, скончался его отец. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона.

То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. Автор копии: Ф. В. Виганд. Оригинал находится в Ватиканском дворце (Станца делла Сеньятура). Сюжет: на фреске изображена беседа о таинстве причастия. Станцы Рафаэля – это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м. ), расписанные в 1508 – 1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.

Рафаэль Санти – один из гениев эпохи Возрождения. И не удивительно, что уже во второй половине XVI века картину Рафаэля нередко называют «Вознесением». Он так страдал, что утром не всегда мог встать с постели. Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково. Учится и работает. Так образуется как бы разомкнутый ромб. — и с содержавших тот же смысл жестов двух женщин, чьи руки, как стрелы, сходятся на груди больного юноши.

Эти фрески стали лучшей частью комплекса росписей, заполнивших стены четырех помещений Апостольского дворца и получивших название «Станцы Рафаэля». Над алтарем восседает в лучах света Иисус.

По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу. В верхних покоях – так называемых «станцах» – расположенных между двором Бельведера и старым двором папской резиденции, работал Рафаэль. Прославленный художник уже к тридцати годам достиг невиданного (даже в той благословенной для живописцев поре), грандиозного успеха.

На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Таинственное облако окутало его и раздался глас возвещавший, что это — сын божий. Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. 14 ПЕТРАРКА (1304-1374) итальянский поэт и гуманист. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Мир будет спасен и блажен, когда он забудет самого себя перед лицом духа».

Во 2-м зале (Станца дЭлиодоро, 1511—14), где с особой силой проявилось дарование Р. — мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы («Изгнание Элиодора», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). Последнюю мысль необходимо понимать в контексте шестой Песни «Рая» Данте, в которой упоминается о двух императорах Константине и Юстиниане как о правителях, передвинувших столицу христианского мира с запада на восток (Константин) и с востока на запад (Юстиниан). В церемониальном облачении он стоит в полный рост сразу за писцом, с правой стороны от престола (с точки зрения зрителя).

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) – помещения (станца – комната) в папском дворце Ватикана. В этом же плане располагаются все пророки, включая Петра, Иоанна и Евангелиста. Словно букет, полевых цветов — фиалок, незабудок, васильков — расцвел на стене.

Это случится уже в марте, 21-го числа в городе Санкт-Петербурге (Дворец Культуры имени Ленсовета) и 23 марта в Москве (Московский Международный Дом Музыки). Христос в Святых дарах, это транссубстанциация или консубстанциация. Но нет в них и бытовой случайности, отягощенности сиюминутным натуроподобием. Слева от алтаря восседает папа Григорий Великий, устремивший взор к небу. Недаром Рафаэль был и живописцем и зодчим: фреска своим построением похожа на архитектурное сооружение и неотделима от помещения, в котором находится.

Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Р., является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком. Здесь живёт его земляк, архитектор Браманте. Р. также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Р. архитектора Дж. У его входа беседуют знаменитые греческие философы и их ученики.

Но обратимся к самой картине Рафаэля. В угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение» («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона».

Санти исполнилось восемь лет, когда умерла его мать. Более того-один из них, Дж. служившей одновременно библиотекой и кабинетом папы, Рафаэль создал четыре фрески, одна из них называется «Афинская школа», вторая «Парнас», третья—«Диспута», четвертая—«Юриспруденция» Темы росписей—разные формы духовной деятельности человека: философия. Однако и здесь смещения не так уж велики. Первый, указуя перстом на небо, держит в другой руке текст «Тимея» -сочинения, в котором он изложил идеалистические представления о мироздании, Аристотель же простер ладонь над землей и несет свою книгу «Этика». Еще незаконченные произведения настолько понравились Юлию II, что он поручил художнику роспись следующих трех станц (комнат), приблизительно такой же площади.

Он создал наглядное обозрение коллективного творчества лучших представителей цивилизации. Гордая, бесстрашная обличающая, она стоит несокрушимо, как скала (обращенная к апостолам левая сторона ее фигуры образует почти прямую вертикальную линию и так же вертикально ниспадает край ее плаща), впереди толпы, на самой грани того черного провала, который отделяет апостолов от народа. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» – одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. Двойственность картины настолько чужда высочайшему мастерству композиции, каким владел Рафаэль и привычной цельности и гармоничности всего его искусства, а бьющая в глаза контрастность двух сцен настолько не согласуется с благочестивой темой произведения, что многие объясняли эту несообразность участием учеников Рафаэля, после смерти мастера «доводивших» неоконченную картину. Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом.

Рафаэлевский дар организации развернулся здесь во всей всей силе. Под этой полукруглой картиной две основополагающие композиции: «Основание гражданского права», на которой император Юстиниан получает от римского юриста Трибония книгу законов, то есть Пандекты и «Основание канонического права» с портретом Юлия II в образе папы Григория IX, утверждающего свод церковных законов или декреталий. Он знал о ее изменах.

Программу изображения художник определял не самостоятельно. Такое место хорошо подходило, чтобы выразить идею картины, чтобы показать ее реалистичность, ведь небеса под таким ракурсом выглядели особенно реалистично. Это культурный проект «Без рамок», предполагающий появление широкоформатных репродукций картин на рекламных щитах в Тольятти. В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. Речь о Споре о Причащении между номиналистами и реалистами. С одной стороны герой признается, что давно забыл о Деве Марии, с детства не произносит ее имя, не молится и не приносит на алтарь красных роз.

Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Этот поборник благочестия, называвший Рафаэля «работником божьим», чье искусство служило прославлению церкви и религиозной веры в 1808 году впервые увидев «Преображение», обрушился на картину с горячей филиппикой. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».

В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, совершенно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. Станцы Рафаэля— это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6м. ), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Он продолжает огромную работу по росписи Ватикана. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Здесь Р. создаёт наиболее капитальное произведение — росписи парадных зал (т. Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью.

Эти четыре помещения в дальнейшем стали называться «Станцами Рафаэля». И он мог бы написать еще немало картин. После смерти Браманте Р. занял должность главного архитектора собора св. Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала.

Менее удалась Р. многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект («Положение во гроб», 1507, Галерея Боргезе, Рим). Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Во время дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов И все знают эпопею спасения «Сикстинской мадонны» советскими воинами во время второй мировой войны, вызволившими ее из подземного гитлеровского плена. Об этом же свидетельствует и несомненное художественное единство всего переднего плана. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Рафаэль Санти родился в маленьком городке Урбино.

В лучшем случае они признают, что в нижней сцене изображено море человеческих страданий, но настроение народа на картине истолковывают только как «просьбы и мольбы», Казалось бы, мольбы — атрибут веры должны радовать ее поборников, однако плохо скрыв немое неприятие этой сцены выдает, что смысл ее в общем-то понятен благочестивым критикам. Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников.

Вот таким образом они приносят богу к алтарю свои пожертвования. Здесь также все определяется соображениями нового видения. Присмотримся к ним ближе. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Это почтенное собрание принимает решение о церемонии совершения Евхаристии (Святое Причастие у католиков) источника и вершины христианской жизни. Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она – вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ). Но художник болезненно чувствовал свою зависимость: «что значит не иметь свободы и служить господину». С двух сторон от престола с дароносицей расположились две группы: ближе к середине сидят отцы Церкви, повлиявшие в свое время на установление догматов, дальше находятся папы и кардиналы, богословы, мыслители, верующие, полные религиозного трепета юноши.

Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку. Художник выразил свою мысль достаточно ясно, но она неприемлема для религиозных толкователей его творчества, чтобы отвергнуть очевидное, они вынуждены прибегнуть к парадоксальной «логике»: чем меньше благ получат от бога люди, тем больше будет в них веры. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель.

Пять фигур склонились над циркулем и грифельной доской, чтобы обсудить проблемы геометрии, а члены соседней группы (они держат в руках глобус и звездную сферу) беседуют об астрономии. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Чтобы избежать этого неприятного вопроса, некоторые искусствоведы старались доказать, что на картине Рафаэля Христос не возносится, что подобную «приподнятую» форму преображения можно встретить и на некоторых византийских иконах и отдельных картинах Раннего Возрождения. Святое Причастие (Вечеря Господня, Евхаристия) — христианское таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении. В 1508 году в Ватикане появился молодой человек.

Композиция делится на три части. Вот таким образом с осторожностью надо воспринимать эффектные, «шумные» картины, в них нет главного — музыки прекрасного, а есть лишь грохот и холодный расчет поразить чем-то зрителя. Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги. Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына идет по зеленому лугу. Сюжет: на фреске изображена беседа о таинстве причастия.

Позднейшим, неоконченным алтарным образом Р. является «Преображение» (1519—1520, Ватиканская пинакотека). Он также изображает постройку храма в углу фрески. На ней изображены два плана: небеса, где правит Бог и земля, царство людей. У алтаря проходит богословский диспут о Пресуществлении. Далее — «Мадонна в зелени» (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика.

Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме (1514). Вся работа декоративного характера была мастерски спланирована и выполнена. Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция. Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба. Судьба картонов была тоже не очень счастливой. Этот фальшивый штрих был вполне естественным в XVI веке.

Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров. Пятьсот весен расцвело. Древние философы, представленные здесь, упоминаются Данте в четвертой Песне «Ада», где повествуется о первом круге – Лимбе, куда попадают некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. Р. родился в семье живописца Джованни Санти.

Его вальяжная поза несколько нарушает картину чинно восседающих небожителей. На картине (размеры ее грандиозны: высота 4, 05м, ширина 2, 78 м) в самом верху Христос в белых одеждах широко подняв руки, плавно взмывает над землей, окруженный облаком, которое пронизано голубовато-белым клубящимся светом. Используя и апокрифические мотивы, как, например, в «Мадонне со щегленком», воссоздающей легенду об оживлении глиняной птички младенцем Христом, Рафаэль ищет в этом мотиве по преимуществу выразительность правды.

Пять фигур склонились над циркулем и грифельной доской, чтобы обсудить проблемы геометрии, а члены соседней группы (они держат в руках глобус и звездную сферу) беседуют об астрономии. Четверо путти удерживают надпись из того же Кодекса Юстиниана, которая гласит: lus suum unicuique tribuit («справедливость воздаётся каждому»). Транссубстанция – Догмат церкви о претворении хлеба и вина в тело и кровь Христову. Он также изображает постройку храма в углу фрески. Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. Ведь за прошедшие четыре с лишним столетия мировое искусство дало человечеству такие шедевры живописи, раскрыло таких мастеров колорита, композиций — невероятных по силе и экспрессии, что внешне весьма благозвучные, чтобы не сказать простые, по доступности изобразительного языка картины Рафаэля, естественно, могли «устареть», показаться «старомодными».

Относительно функционального назначения этого зала до сих пор идут споры. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Небезынтересно отметить, что в мрачную эпоху Контрреформации с её угрюмой подозрительностью, когда церковные мракобесы подняли голову и ожесточились против любой формы ереси, на одной гравюре, выполненной в 1552 году, фреска «Диспут» неожиданно обрела более ортодоксальный смысл и из неё исчезла фигура монаха в клобуке. У католиков вином и гостией причащаются только священники.

С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Самыми обогащенными являются, вместе со своими соседями, согнувшиеся фигуры по углам. Возможности, которые давала полукруглая форма стены, заданная архитектурой сводов, были замечательно использованы Рафаэлем. «Сикстинская Мадонна» станет в итоге вершиной и славой его мастерства.

Это почтенное собрание принимает решение о церемонии совершения Евхаристии (Святое Причастие у католиков) источника и вершины христианской жизни. Среди них были да Винчи и Микеланджело, трудившиеся в это время в городе. Именно с таким выражением смотрит на нас с холста Мадонна. Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими – богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием».

Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. Лица всех пришедших обращены на апостолов. Через год молодой талантливый художник переезжает в Рим, где приобретает покровительство и наставничество гениального Браманте, по протекции которого сразу же получает заказ от Папы Юлия II на фресковую роспись помещений (станцев) в Апостольском дворце Ватикана. Это и теперь мать одержимого, — но не только Это сама Немезида, сама Истина. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). Это неудивительно, поскольку к тому времени после решений Тридентского вселенского собора, объявившего войну протестантам и инакомыслящим, потребовавшего даже «приодеть» персонажей на фреске «Страшный суд» Микеланджело имя и труды Савонаролы попали в пресловутый Индекс запрещённых книг. Транссубстанция – Догмат церкви о претворении хлеба и вина в тело и кровь Христову.

В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, – в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. «Сикстинская мадонна» стала ярчайшим свидетельством этого духовного переворота в сознании и творчестве Рафаэля. Здесь в момент какого-то озарения, вызванного бытием живописца, его пониманием и осмыслением времени, накоплением опыта и происходит тот неуловимый и непредсказуемый пластический «взрыв», схожий с рождением новой звезды. Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. Самые выдающиеся работы из этого цикла Рафаэля Санти – «Диспута», «Парнас» и «Афинская школа».

И если бы не его великолепные портреты, особенно «Портрет Бальтазара Кастильоне», «Папы Юлия II», «Кардинала», «Донны Велаты», «Портрет папы Льва X с кардиналами», где во весь рост встает психолог, мастер и гуманист, мы могли бы вовсе забыть Рафаэля-станковиста. Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте». Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell39Incendio di Borgo) – последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг. ). В такой маскировке, приписываемая мастеру школы Перуджино, она «дожила» до 1935 года, пока реставрация не вернула флорентийке первозданный облик.

Яснее всего рисовальщик Рафаэль предстает в гениальных «Стансах». Возникает стойкое ощущение сопричастности одномоментных прозрений смысла жизни «здесь и сейчас» неизмеримо более широкому потоку движения всечеловеческого разума. Нет. В картине неопределимо ни время происходящего, ни пространственные его характеристики. 582 – ок. В чем феномен легендарной известности Рафаэля.

Примитивность была их отличительной чертой. Ватикан, Станца делла Сеньятура. Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения. Редкая растительность покрывает его лицо и голову. Так, над фреской «Диспут» помещена люнета с аллегорией Теология в виде женской фигуры с белым покрывалом и зелёным плащом поверх красной туники (цвета теологических добродетелей), а два путти держат таблички с надписью на латыни Divinarum rerum notitia из почитаемого гуманистами Кодекса Юстиниана, что означает «Знание божественных вещей».

Ее мотивы – сознательно культивируемое наслаждение чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма), а эмоциональный фон – тяготы старости и предчувствие смерти. Под нею ярко высвечена его рука, указующая на одержимого. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. В Риме достигает зрелости талант Р. -портретиста в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (около 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость «Женщины в покрывале» («Донна велата», около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастильоне, близкого друга Р. изнеженность папы-эпикурейца Льва Х («Лев Х с кардиналами», около 1518, Галерея Палатина).

В римских мадоннах Р. настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства («Мадонна Альба», около 1510—11, Национальная галерея, Вашингтон «Мадонна ди Фолиньо», около 1511—12, Ватиканская пинакотека «Мадонна в кресле», около 1516, Галерея Палатина). И Рафаэль, прибывший в Вечный город полный жажды достижения вершин искусства, создав за поразительно короткий срок фрески Ватикана — знаменитые «Стансы» и уже одной «Афинской школой» увековечивший свое имя, был завален бесчисленными иногда малозначительными заказами, многочасовыми, порою пустыми беседами, застольем и многими, многими, отнимающими силы делами. Главный на фреске поток течет к середине слева. Рафаэль Санти изобразил сюжет, полное название которого переводится как «Прения о таинстве». Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви.

При нем в Рим были призваны лучшие мастера и город начал украшаться памятниками зодчества, произведениями живописи и скульптуры. Никогда не забуду, как, пройдя бесконечные анфилады зал Ватикана, где шедеврам нет числа и, казалось, вся история искусства оставила свои лучшие создания для этого собрания, ошеломленный, уставший от всего увиденного, я вдруг оцепенел, увидев светлую и потрясающую своей юной неувядаемостью грандиозную «Афинскую школу». Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Уже в ранних произведениях Р., в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Ленинград все три — около 1500—02). Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями.

Все это — качества, определяющие достоинства композиции, но не частности рисунка. Прожив лишь 37 лет (1483-1520), он оставил богатейшее изобразительное и архитектурное наследие, несоизмеримое с такой недолгой творческой деятельностью. Его поэзия сохранилась лишь во фрагментах.

Но то, что он создал, по-своему прекрасно, хотя, мне думается, если бы Рафаэль написал лишь «Стансы», он никогда бы не был тем Рафаэлем Санти, который по праву увенчивает лаврами славы Высокий Ренессанс. В то же время художники, писавшие воскресение или вознесение, нередко прямо заимствовали для своей цели фигуру и движение взлетающего Христа из рафаэлевского «Преображения», это сделали Санти ди Тито и Джузеппе Валериано, трудно было найти лучшее изображение устремленного вверх полета. В книгах сатир, од, посланий – философско-моралистические рассуждения (в том числе о бренности жизни, бессмертии поэзии), наставления житейско-философского характера воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности – золотой середины (выражение, восходящее к Горацию). Наибольшее от нее уклонение имеет место в средней области.

Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики. В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем. Истинный всечеловеческий гуманизм он проявил, конечно, в последней, написанной им самим картине — «Сикстинская мадонна». Пифагора.

Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). здесь вновь можно видеть Данте. В планировке – резкое противопоставление неба и земли. 37—43). Гордым движением наклонив голову, она требует помощи.

То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). В центре композиции – фигуры Аристотеля и Платона.

У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. В угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение» («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона». Скажем, в «Диспуте» все элементы изображения устремлены к одному центру тогда как в «Афинской школе» дана, скорее, панорама отдельных самостоятельных групп, что в сравнени и выражает «характер независимой философской мысли» в отличие от соподчинения теологической иерархии (Б. Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена.

(Южная стена – «Утверждение канонического и гражданского права»). Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей. На одном из портретов Рафаэля — это старик, поражающий кроткой задумчивостью. Знаменитая фреска «Афинская школа» — это светская философия, естественная философия и природа этики, которые тоже причислялись к кругу философских наук.

Рафаэль и впоследствии всегда уделял внимание этому движению глаза. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. О Рафаэле можно говорить бесконечно. Прижав руки к груди, он с состраданием смотрит на муки больного. На то же направлено воздействие (пейзажной) линии фона, объединяющей стороны собрания и приводящей их в гармоническое соотношение с венцом фигур наверху. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Р. представил 4 области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера и Сила» с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне).

Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. Как же понять неслыханную противоречивость картины. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—20). «Сикстинская мадонна» поистине симфонична.

С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Где чудотворное могущество бога.

По мнению многих авторов, это Иуда. изучает анатомию, перспективу. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.

Иные искусствоведы часто задают вопрос: кто послужил прообразом Марии. За это время, формируя познание Вселенной, Галилей написал свой «Диалог», Ньютон «Начала», Эйнштейн «К электродинамике движущихся тел». Одним из таких людей и был Юлий II. Один из церковных патриархов что-то диктует писцу.

В ее центре – Троица: Бог Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову). Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик. В ней хранится гостия (облатка) – лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). Композиция «Диспута» напоминает огромную апсиду раннехристианского храма с широкими мраморными ступенями, ведущими к алтарю, на котором установлена дарохранительница с облаткой, называемой просвирой или ostia по-итальянски, как неотъемлемая часть евхаристии. Тем бесценнее встречи с картинами художника. В «Преображении» Утрехтской псалтири (IX в. ), как и в одноименной картине Фра-Анджелико (ок.

По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Георгий», около 1504—05, Национальная галерея, Вашингтон). Он ответил на этот вопрос достаточно определенно. Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело. В пространство стены, ограниченное, как и в остальных случаях, полуциркульной аркой, художник вписал сложную и в то же время ясную композицию.

На фреске «Афинская школа» (I509-I5II) изображен просторный, залитый солнцем храм. О Рафаэле можно было с полным правом сказать словами флорентийского князя Козимо Медичи: «Художник — существо небесное, а не вьючный осел». Остальные будут расписываться его учениками. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года.

Факт объединения в рамках общего художественного замысла образов христианской религии и языческой мифологии служит примером истинного отношения людей того времени к вопросам религиозной догмы. Италия. Они существовали уже при папе Николае V (1447 – 1455 годы). — во всяком случае «одержимого», «бесноватого»). В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.

На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания. Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Это было поистине творение гения.

Она не рыдает, не рвет на себе волосы, не молит. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Помимо картин в галерее размещена выставка скульптуры, предметов интерьера и мебели. А вокруг голубой и прекрасный мир. Все эти специализации, нередко еще несколько других, объединял художник. Передний план занимают фигуры апостолов.

Все, все лучшие качества современников, весь опыт античности, всю глубину философских идей своего времени претворил Рафаэль и воплотил в «Сикстинской мадонне». В геометрическом центре картины на темном фоне горы резко выделяется голова апостола. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».

Посмотрите внимательнее на «Сикстинскую мадонну». Оригинал датируют примерно 1511 годом, а копия была выполнена не позже 1527-го. Рядом с ним сидит блаженный Иероним со львом у его ног.

Он продолжал писать Форнарину в качестве модели для своих картин. Один из них, юный, с локонами до плеч, порывисто наклонился вперед. Три станцы (размер каждой из них – 8х10м. ) представляют собой анфиладу, с одной стороны оканчивающуюся башней Борджиа, а с другой примыкающую к угловому корпусу. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.

Апостол Петр осознает присутствие спасшей его высшей силы, увидев спящих стражников. По правую его руку находится Пресвятая дева, а по левую – Иоан Креститель. Данте дважды будет изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства, которые присутствуют при музицировании Аполлона и как теолог, как выдающийся богослов в избранном обществе во фреске «Диспута». Они расположены симметрически в двух обширных группах направо и налево от алтаря.

Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи. В этом священнодействии Санти запечатлел Сикста IV, дядю правящего папы. Рафаэль молча смотрел, как она возвращается по уграм навеселе.

собрания). Так, клерикальный автор Р. Бранка, вслед за М. Марангони, не видит в нижней сцене ничего, кроме «толчеи и скандального происшествия», называет ее «беспорядочной и площадной». В 1504 Р. отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.

Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Ясно и то, что Рафаэль допустил неслыханную вольность в обращении с священным сюжетом. Более всего его привлекает в это время образ мадонны с ребенком. Не стоит даже задумываться над тем, как выглядела бы фреска, когда бы общину верующих, составив ее из своих людей изобразил Леонардо. «Парнас» — это царство поэзии, шире говоря, царство искусства, так как и музыка тоже представлена на Парнасе, горе искусства. Фреска. В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность.

Знаменитый Памятник Горация породил множество подражаний (Г. При этом, при описании Чистилища (Песнь 1, стихи 23-27) Данте упоминает четыре звезды, символизирующие четыре естественные добродетели древнего мира – мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Затем последовали сюжеты «Парнас», «Добродетели и закон», «Афинская школа». До сих пор этот потрясающий певец, актер, танцор, а также обладатель «уранового» диска и сотен других премий и наград каждый раз на своих концертах собирает аншлаги. В ее центре — Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову).

На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Рим. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Работа продолжалась около трех лет (1508 – 1511) и первой из фресок была создана Рафаэлем Санти «Диспута», воплощающая богословие. Возможно, это Пьетро Ломбардо, ученик французского философа XII века Абеляра. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян.

Покинув мастерскую Перуджино, Р. создаёт алтарный образ «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей» композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. Счастье триумфатора было тревожным Хотя заказы сыпались как из рога изобилия. (Речь идет о «Мадонне Грандуке», ок. Изображенные Рафаэлем персонажи безупречно вписаны в овал чтобы не нарушить его, художник лишил изображенного слева херувима одного из крылышек.

Он не может выдержать негодующего взгляда женщины. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения.