Раковина Врубель

Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют).

Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»

Это была как бы воплощаемая в жизнь эстетическая утопия. Пронзительно остро передано движение. Согласно Морису Дени, «картина, прежде чем стать боевым конём, обнажённой женщиной или какой угодно сценой, восновном плоская поверхность, покрытая красками, расположенными вопределённом порядке» (цит. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со еловом «раковина». Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Он исключает и посторонний взгляд на себя.

Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. То был Пабло Пикассо. Первое впечатление: сумасшедший. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.

Жемчужная раковина, 
Михаил Врубель

Жемчужная раковина, Михаил Врубель

Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые можно пересказать словами: такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899) — лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна-Лебедь (Русский музей) — большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Теперь отреставрированная работа находится в запасниках. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Правда, на выставке 1906 года не было «Демона (сидящего)» (ГТГ), которого одного было бы достаточно, чтобы отнести возникновение кубизма к1890году. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Частная коллекция, Милан) или, например, скартиной Н. С. Гончаровой «Велосипедист» (1913.

На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство.

Автопортрет с жемчужной 
раковиной

Автопортрет с жемчужной раковиной

Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Рядом с этим автопортретом вспоминается только его автопортрет 1889 года — на пороге московской многообещающей жизни, — в котором «дендизм» Врубеля получил полное выражение. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Но ещё раньше вкачестве такой образцовой формулы врубелевский метод «готико-барочного кубизма» явлен вграфических иакварельных этюдах цветов (1886–1887).

Он считает, что «Врубель принадлежит к самому отрадному, что создала русская живопись, вернее, русское искусство ибо Врубель был одинаково хорош в живописи и в скульптуре и в той сфере, которая у нас так неудачно и глупо называется художественной промышленностью». concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Вот эти до-предметные конфигурации суть прообраз авангардистской изобразительности. В 1906 художник ослеп.

Гадалка Врубеля (1895), один из его шедевров, переносит нас в атмосферу неги и красоты, влекущей загадочности Востока, в мир узоров ковров и тканей. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега.

С. 347–348). Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Живопись этого полотна совершенно непохожа на живопись картин «Сирень» и «К ночи». В одном из них, который можно было бы назвать «Любовь», пронзительная выразительность и самобытная новизна не только в «молниевидном» штрихе, очерчивающем взбитое платье женщины, остро сочетающееся с полосатым мужским костюмом, в «кубизированном» построении женского головного убора, но во всем решении образа. Слово «конха» (греч.

Сон как будто бы стал продолжительнее. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Богатыри в горящей «как жар» чешуе во главе с морским дядькой кажутся, действительно, порождением морской стихий. Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.

Купить картину Жемчужная 
раковина, Михаил 
Врубель

Купить картину Жемчужная раковина, Михаил Врубель

В его даровании раскрылись универсальные возможности. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Врубель, Врубель ибез конца Врубель // Аксёнов 2008. (Крусанов 1996.

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со еловом «раковина». В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

  • Жемчуг — мифы, легенды история
  • Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
  • Самые гипнотизирующие картины русских художников
  • «Ухо мира» — в день памяти Михаила Врубеля
  • История гениального художника Михаила Врубеля

В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. гаку — «оболочка» лат. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.

Так или иначе, они должны были познакомиться к этому времени — поэт и художник. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.

  • Минутка искусства: Михаил Врубель и его демоны
  • Врубель Михаил Александрович "Жемчужина" 1904
  • «Адам и Ева» Баранова-Россине (1912)
  • «Формула весны и действующие силы» Филонова (1927–1928)
  • Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»

»Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. То он сидит на земле с заломленными руками и печалью во взоре (картина, 1890, Третьяковская галерея), — образ истомленного тоской Титана, которого можно сравнить с Мыслителем Родена, то он с густыми, закрывающими лоб кудрями, с полными чувственными губами и огромными широко раскрытыми глазами смотрит прямо перед собой, как прекрасный древний бог (майоликовая скульптура, 1900).

Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). В спиральной раковине наутилуса видели образ Вселенной — модель космоса, восходящее и заходящее Солнце или «лунную спираль». Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. ГРМ «Ворон. Вот таким образом он прежде, в «Истории русской живописи в XIX веке», упрекал Врубеля в экстравагантностях мозаичной манеры, вот таким образом в статье он призывал его сосредоточиться, углубиться, «сковать технику» в связи с картинами «Сирень», «Ночное», в которых художник доходит, кажется, до вершин мастерства в глубине, сдержанности и содержательности живописного выражения. Прим. 6).

Художник признавался, что писал этот портрет для отдыха. Сквозь безумие проглянул гений». Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.

Жемчуг — мифы, легенды, 
история

Между салонным «сделайте мне красиво» исамозабвенным служением «культу глубокой натуры», где натура– не сумма вещей, абесконечность вселенских метаморфоз– вэтом промежутке несовместимых противоположностей располагается парадокс совмещающего их «врубелизма», коим подтверждается пушкинское «гений– парадоксов друг». «Врубелевская готика» ипри этом «кубист до кубизма»– таков, по характеристике Аксёнова (Аксёнов 2008. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Еще в «Истории русской живописи в XIX веке» Бенуа характеризовал эту картину как «одно из самых поэтичных произведений в русской живописи». Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

area — рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина «морского гребешка», была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно.

В нем особенно ясно видно, как близок был Врубель к реальному. Усвоенный Врубелем ещё вмастерской Чистякова приём рисования, аименно– приближение кискомой пространственной конфигурации изображаемого предмета «методом отнимания» предлежащих участков перспективной пирамиды, выказывает поражающее сходство хронологически совсем далёкой врубелевской акварели «Несётся конь быстрее лани» иособенно рисунка кней, скомпозициями первых футуристов Карло Карры («Красный конь». Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством.

Это уже готовый вариант авангардистской беспредметности, где существенной особенностью является абстрагирование от какой-либо миметической мотивации изображения сюжетом «из жизни» уВрубеля сюжетом является интеллектуальное приключение на тему «форма– главнейшее содержание пластики». В сопровождении трубящих тритонов изображают Посейдона, нимфу Галатею и богиню Фортуну. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Парадокс втом, что, приобретая характер обобщающего «изма» искусство Врубеля поднимается на уровень понятийных универсалий, где становится равновеликим таким «глобалитетам», как «реализм», «символизм», втом числе ивроде бы отмежёвывающийся от него авангардизм. Савву похоронили на Байковой горе. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой.

Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Работа не привела к улучшению. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.

В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Да и название выбрано не случайно. ГТГ «Рука художника, держащая платок».

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Но дело не в этих свидетельствах. pinna — «моллюск»). Насколько созданное Врубелем отвечает тому статусу, которым оно наделено втитуле «врубелизм».

Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Здесь же совсем рядом– ларионовский лучизм. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. по изд. : Ален Безансон.

Они осуждают «Мир искусства» за замкнутую келейность и узость его художественной доктрины, за рафинированный эстетизм. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Однако скорее всего художник создал собирательный образ, в котором преломились черты Э. Л. Праховой— былого объекта поклонения и Н. И. Забелы, а может быть и ещё чьи-то123.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Врубель снова здесь обращается к приему, который использовал год назад в своих карандашных портретах, — ставит модель против света и как бы «проясняет» ее, погруженную в тень. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.

Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Демон (сидящий) был окончен в 1890 году. Выдающийся русский художник Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). Т. I. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное.

В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Видимо, он никогда не оставлял художника в покое. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Высшее озарение, состояние экстаза увидено глазами художника, выражено на языке живописи. Центр такой раковины считали «пупом мира».

С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Тогда художник вписывает в картину морских царевен.

Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81.

Так случилось, в частности, с акварелью «Тридцать три богатыря» — эскизом панно для столовой в доме Алексея Викуловича Морозова, который попал в другие руки — к Гиршману. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. konche — «раковина»). На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет.

Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». «Форма– главнейшее содержание пластики»– так ещё вакадемические годы Врубель отмежёвывался от прежнего, свойственного передвижникам представления осодержании вискусстве. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Ивкотором из этих воплощений авангард представлен вполноте своего эйдетического замысла. Жизнь все больше это на деле доказывает. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.

konche — «раковина», лат. Однако впарижской экспозиции присутствовали упомянутые эскизы кросписям киевского Князь-Владимирского собора (1887), вкоторых стилистика картины 1890года прочитывается полностью как формула изобразительного метода. Своего рода магистральным «содержанием» футуристической «формы» оказывается как раз «содрогание» пространства, пространственные «вихри» икалейдоскопическое мелькание пространственных «планов», запечатлённых вскоростном режиме. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Не следует забывать, что в России время его возникновения было кануном великих событий. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

«Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Михаил Врубель. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Абсолютно понятно, что художник создает зрительный эквивалент весьма популярного верования– вморской раковине, если приставить её кушной «раковине», слышится гул океанской бездны, где глаголет невидимое всё. Раковина (праслав. Кушает хорошо— и в своё время.

По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. Представители рода Врубелей (от польск. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Большую часть холста занимает зелено-синяя «стеклянная» масса воды играющая в свете и ветре.

Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. Из этого узора выделяются гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Он представлял собой все те задачи и давал те возможности, с которых мог только мечтать Врубель, убеждаясь, что «поиски его исключительно в области техники». И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Т. I. См. Больной, полубезумный художник, одержимый «бесами вожделения», воплощает в нем свое понимание любви с непостижимой по глубине прозорливостью и возвышенной одухотворенностью. 1881.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Есть особенная правда в небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных ею на ковер. В это время разворачивались новые события. В раковине Врубель замечает, как из переливов перламутра рождаются стройные фигуры женщин. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.

area — рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина «морского гребешка», была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Кирилле», «Св.

Запретный образ. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Как яркие вспышки удивительных прозрений появляются эти рисунки Врубеля. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Не вспоминал ли Врубель в то время слова своего любимого Гете: «Глаз обязан своим существованием свету Свет вызывает к жизни орган, который должен стать ему подобным, так глаз образуется на свету для света, дабы внутренний свет выступил навстречу внешнему» Теперь при взгляде на раковину, на ее странную слоистую фактуру, которая напоминала морскую зыбь и так неразрывно слилась с перламутровыми, волшебно неизъяснимыми переливами, было ясно — эта раковина должна была полностью удовлетворить всю его тоску художника, тоску его карандаша по цвету, линии, по форме и пространству и их бесконечной содержательности. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. 1915. Гадалка Врубеля (1895), один из его шедевров, переносит нас в атмосферу неги и красоты, влекущей загадочности Востока, в мир узоров ковров и тканей. ГРМ). Этот журнал — орган молодого поколения художников и поэтов его приверженцы во многом антагонисты «Мира искусства».

А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. ГТГ «Снежный сугроб». Во «владимирских эскизах» Врубеля кристалловидность формостроения, предрекающая кубизм, вполне очевидна. В эпоху Итальянского Возрождении исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д. ).

На этом фоне Врубель– принципиальный архаик. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Вэтой области специалисту надо потрудиться остальное сделано уже до меня, только выбирай».

В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Слава его растет. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В эпоху Итальянского Возрождении исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д. ).

molluskus — «мягкий, мягкотелый») — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Здесь не обошлось без болезненной издевки (торчащие детали, в том числе пальцы-рожки за головой мужчины).

Вот почему одна мысль о том, как черным и белым, светом и тенью он нарисует эту раковину, овладев Врубелем, доставляла ему невыразимое наслаждение, давая ему ощущение того, что здесь, в этом парадоксе выражения самого цветного на свете — радуги — черно-белым, он достигнет самой последней глубины в воплощении «мира гармонирующих чудных деталей» и бесконечной красоты. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Следующим годом датируется рождение кубизма вискусстве Пикассо иБрака. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне.

Беклемишев много берет на себя. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. 1913. Работая над «Демоном (сидящим)», он писал сестре: «Одно для меня ясно, что поиски мои исключительно вобласти техники. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.

Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. И всё же при таком сопоставлении характер авангардизма и«врубелизма» обрисовываются как абсолютные противоположности. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.

С «сюрреалистической» иллюзорностью нарисованы прижавшиеся друг к другу лица. На 8-й выставке НОХ (1912–1913) вчисле поздних работ демонстрировалось «Видение пророка Иезекииля» (1906. С. 32).

Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам. 1904. На базе «Мира искусства» и предприятия выставок «36-ти художников» возникало новое объединение, которое будет называться «Союз русских художников» и Врубель принимает участие в этих событиях. Причём сама пастель представляет собой изысканное салонное дивование, которое Врубель вэтом самом качестве изображает в«Автопортрете» (1905. Через несколько дней он полностью ослеп155. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Для Врубеля «жреческая», высокорадостная и мученическая миссия служения красоте неразрывно связана с ее особыми свойствами и эти свойства властвовали над ним, не позволяли успокоиться. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.

Прошение было удовлетворено157. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Он, не только не хочет увидеть самого себя со стороны. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. также: И. А. Аксёнов.

В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Вкаталоге выставки «Золотое руно» (1909) Врубель сВ. Э. Борисовым-Мусатовым причислены кпровозвестникам русского искусства новейшей формации, каковыми вевропейском искусстве признаны Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году).

ГРМ). Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.

Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Портрет этот был заказан Врубелю для нового журнала «Золотое руно». Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Он напоминал о цветах и красках картины «К ночи». Да.

Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. Он отказывается от упреков в «гениальничании», которые бросал Врубелю в «Истории русской живописи в XIX веке», вышедшей ранее. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. А Врубель дважды участвовал на выставках этого общества, глубоко почитаемый его членами.

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики. Для Н. С. Гончаровой, например, академизм из которого вышел искоторым во многом солидарен Врубель, есть свойство неприемлемое: она попрекает им даже недавних союзников– «бубновых валетов». В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Но вкомплексе поздних импровизаций Врубеля есть ещё одно событие– во исполнение того завета, который он получил во время последнего своего пребывания вКиеве перед собственными росписями вКирилловской церкви: «Вот то, кчему ядолжен вернуться». Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.

Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. То он сидит на земле с заломленными руками и печалью во взоре (картина, 1890, Третьяковская галерея), — образ истомленного тоской Титана, которого можно сравнить с Мыслителем Родена, то он с густыми, закрывающими лоб кудрями, с полными чувственными губами и огромными широко раскрытыми глазами смотрит прямо перед собой, как прекрасный древний бог (майоликовая скульптура, 1900). «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.

К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Если воспользоваться этой метафорой, то искусство Врубеля иесть такая раковина, которая вибрирует под натиском веяний со стороны грядущего авангарда иэти вибрации близким идалёким эхом отзываются висторическом лабиринте изобразительных художеств, напоминая отом, что буквально все авангардные «выкрутасы» имеют прецедент втрадиционных стилевых метаморфозах, равно как вбесконечных модификациях природного формотворчества. Вглазах современников раннего авангарда Врубель– это отброшенная назад тень кубизма: по свидетельству С. Ю. Судейкина, на выставке русского искусства впарижском Гран-Пале (1906) взале можно было видеть коренастого человека, часами простаивавшего перед произведениями Врубеля. Институт Карнеги, Питтсбург) иУмберто Боччони («Атака улан». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. В форме спиральной раковины рисовал проект «идеального города» Б. Палисси. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. konche — «раковина», лат. В этом различие между Врубелем с его верой в человека и многими его современниками. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Всамом деле: рисунок, акварель, станковая картина, монументальная роспись, декоративное панно, скульптура, театральная декорация сюжеты: Гёте, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Эдмон Ростан, Анатоль Франс, древняя мифология, русский былинный эпос стилистические реминисценции, включающие Византию, венецианский колористический комплекс, мозаику ивитраж, Ренессанс ибарокко, готику истилистические формы изобразительного «фольклора»– таков разворот врубелевского репертуара. Весь мир как бы отторгает его. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.

По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Богиню любви Афродиту изображали стоящей на раковине морского гребешка иначе «пинна» (греч. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Хорошо нести художника по выставке, так подходит, это была его жизнь.

Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. М., 1999.

Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. С XVI в. в Италии, Франции и Германии мастера практиковали резьбу по белой раковине, аналогично резьбе гемм из твёрдого камня. Фантазия по Э. По», 1905. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.

Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Разумеется, ему не могла не доставить удовольствие статья лидера объединения Бенуа о его творчестве, опубликованная на страницах «Мира искусства».

С именем Кокала (происходит от слова «кохлос»), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». С. 191. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Их подчеркивает и скупая геометрия фона. И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.

С именем Кокала (происходит от слова «кохлос»), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Асдругой стороны– что есть авангардизм вавангарде, особенно от места встречи с«врубелизмом». Они мечтают о монументализме и синтезе, о «соборном действе». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Тот, кто видел Дон-Кихота Домье, будет всегда его вспоминать, читая Сервантеса. В кружевной пене волн игре преломлённых лучей впрозрачных льдинах, переплёте ветвей, узорах морозного стекла природа плетёт, ткёт, вяжет орнаментальные фигуры, подобно тому, как вкристаллизациях инея на окне возникают пышные леса иоранжереи растительного царства– такова философия врубелевской «Жемчужины» (1904.

Чуть намечена фигура Нептуна. Врубель был не только художником-мыслителем, но и живописцем, поэтом краски и линии. То, наконец, этот демон со скованными руками лежит поверженный среди своих павлиньих крыльев, которые голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор (панно, 1902, Третьяковская галерея). Центр такой раковины считали «пупом мира».

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Они поселяются в доме на Театральной площади рядом с театром недалеко — Екатерининский канал, «Новая Голландия» и весь старый классический Петербург — Петербург его юности. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Есть особенная правда в небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных ею на ковер.

В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

Это произошло благодаря сочетанию природной одарённости Врубеля и его позднему приобщению к художественному миру России вообще172. В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму.

Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Интеллектуальная история иконоборчества. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.

Итак, вхороводе этюдов под названием «Раковина», пастель «Жемчужина», вертикально поставленная, – точный абрис ушной раковины. Это уже восхищает и поражает. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В августе 1904 года Врубель покинул клинику доктора Усольцева.

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Даже жизненные пути их в это время как-то скрещивались или проходили рядом.

Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. И снова маленький деревянный домик в Петровском парке в Москве, Усольцев с его безумными глазами — «добрый дьявол», как его называл больной Врубель Он изобразил своего «доброго дьявола» в портрете. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.

Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Бенуа не видел в этой: технике ее внутреннего содержания. pinna — «моллюск»). Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра.

Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. ГТГ).

Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. То есть на новом «витке спирали», на пороге грядущего авангардизма, это обращение кглубокой архаике, киконописным византийским ликам, но вдетски-наивном лубочном варианте– до сих пор изумляющее пророчество иконописных стилизаций вконтексте неопримитивизма, которыми врусском искусстве отмечено начало авангардной эпопеи. Раковина была как бы овеществлением всех стихий мастерства — высшего мастерства самой природы и ассоциировалась со строкой поэта Верхарна: «Море сверкало бесполезной красотой», которую Врубель часто повторял. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. 1904. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.

Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Он может и должен обнять и выразить пластически эту бесконечность, «объять необъятное». С. 30. раковиной, принесшей Божественный жемчуг».

Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые можно пересказать словами: такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899) — лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна-Лебедь (Русский музей) — большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника.

Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). molluskus — «мягкий, мягкотелый») — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов. ГРМ) до поздних композиций («Кампанулы». Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111.

Такого рода «странные сближения» оказываются возможными, поскольку во всех случаях изобразительная иллюзия некоего известного предмета или существа есть не что иное, как визуализация метафоры– «сдвиг», «складка», «излучение», «завихрение», «гул-ритм» невидимой субстанции, каковой является не предметный объём, асамо пространство, отношения пространственной протяжённости. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Сдругой стороны, Врубель впроцессе самоутверждения авангардной изобразительности провоцирует скептическую реакцию: бытовало даже ироническое определение– «врубелизм» (Крусанов 1996. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.

И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Нет, не стоит писать. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Предельно точен художник в передаче всей пластики лица: вздернутый, но не «курносый» нос, странно асимметричный рот, — в котором Врубель, быть может, хочет уловить «предсказание» заячьей губы своего Саввочки и русалочьи, слишком светлые глаза с неопределенным и в то же время «прозревающим» выражением.

ГРМ). И этот доведенный до крайности индивидуализм, «самозамкнутость» человека в самом — себе тоже придают образу печать трагизма. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Вэтой ипостаси Врубель– совершеннейший антиавангардист. Он отмечен какой-то парадной торжественностью.

Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Сразу выражение его лица изменилось. Художник сотворил легенду, как творили её древние народы, обожествляя людей и очеловечивая богов. И какое богатство чувств запечатлено на этих лицах.

Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича.

Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Блок сказал речь на кладбище, назвав эпоху начала нового века эпохой Врубеля. Например, вискусстве Гончаровой. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.

А свет также дает о себе знать. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Иесли «Жемчужина» являет один полюс вварианте сугубо традиционной для XIX века салонной эстетики, то этюды кней предъявляют саму природу как «лоно» авангардной нефигуративности– за шесть лет до её возникновения впервых опусах такого рода уВ. В. Кандинского.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Сверкающая белизной жемчужина в христианском искусстве стала символом чистоты Девы Марии. — Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками». Да. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он снова воскрес. С. 33). Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Такого рода двойственность присуща и образу Брюсова, созданному Врубелем. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. На выставке НОХ присутствовало девять исполненных карандашом иуглём этюдов кней под названием «Раковина»– если представить их вместе, то они образуют исключительно последовательный цикл: изображается сама материя, чреватая превращениями.

Вообще путешествия влабиринтообразные недра складчатых структур уВрубеля можно наблюдать ссамых ранних академических штудий («Обручение Марии сИосифом». 1903–1904. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.