Рассмотрите Портрет Рубинштейна Выскажите Предположение

В финале появляется широкая мелодия в русском стиле, блестяще и богато разработанная (285, 114). Портрет А. Г. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью. Сюжеты связаны с историческими событиями (Куликовская битва) и с библейскими (Маккавеи), с ориентальной романтикой (Фераморс) и русским историческим бытом (Горюша, 1888), с персидской сказкой (Попугай) Известно также, что в начале 50-х годов Рубинштейн принимался за оперу Стенька Разин, замысел этот не осуществился. Рубинштейна. Масштабность замысла проявилась здесь и в трактовке финала (третьей части): в нем звучат темы первых двух частей.

В своей подробной рецензии Чайковский отмечает изобилие, но недостаточную разработанность музыкальных мыслей, некоторую рапсодичность первой части и особенно выделяет финал, в котором обе первенствующие темы отличаются необычайною прелестью, вдохновенностью и огнем (282, 251). В. В. Сам музыкант статный, с целеустремленным, упорным, слегка устрашающим взглядом. У Рубинштейна в вокальной лирике проявляются более общие закономерности организации музыкальной ткани. Семейная жизнь Павла Михайловича и Веры Николаевны Третьяковых сложилась счастливо.

  1. «Презентация по искусству для 8 класса по теме «Портрет в искусстве России»
  2. Презентация – Портреты наших великих соотечественников
  3. Описание картины Ильи Репина «Портрет Антона Рубинштейна»
  4. Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (картина Репина, 1915)
  5. Презентация "Портреты наших великих соотечественников" 8 класс
  6. Роза Мира и новое религиозное сознание
  7. Описание картины Репина «Портрет Рубинштейна»

Настоящий романтический пафос выступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтикаЭжена Делакруа (1798—1863). 70 (1864). Наибольший интерес представляет работа Разговор о музыке (первоначально известная под названием Музыка и ее представители издана в 1891 году, перевод с немецкого языка). Чайковский, который был в Петербурге на премьере, в Москве – на спектаклях в 1883 и 1886 годах, в Киеве – в 1890 году, признавался, что Демона изучил основательно.

Одни, хотя были поставлены сразу или вскоре после создания, продержались на сцене недолго. В центре сцен (7-й номер из 14-ти) – проникновенный дуэт Миньоны и Арфиста (пример 25). по: 21, т. 1, 353). Подобного рода психологических решений, выраженных средствами музыки, в опере немало.

Многие сцены второй и третьей картин, связанных с линией Тамара – Синодал, спаяны общей начальной и другими интонациями (пример 3 а, б). stilleben, анг. В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сценыВинсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу.

25, сочиненного в 1850 году. Очень впечатляет в разработке (буква К) контрапунктическое сочетание темы вступления в двойном увеличении (половинными длительностями, тромбоны) – и темы главной партии на доминантовом органном пункте. Для понимания художественного кругозора и, главное, ориентации Рубинштейна, какими они проявились в его тексте 1855 года, показательны две более общие позиции: ошибочная характеристика русского песенного фольклора и непонимание диалектики национального и общечеловеческого в музыке.

Художник изобразил Рубинштейна дирижирующим невидимым зрителю оркестром. Они помогали в лавке, бегали по поручениям и выносили помои» 5. Он писал Балакиреву, что это одно и интереснейших и наиболее тщательно отделанных сочинений Рубинштейна (290, 249). stillleven, нем. Во время Великой Отечественной войны (19411945) этот орден вновь стал боевой наградой. Фильда и Ф. Гебеля (в сочинениях последнего Бородин находил влияние русской Москвы).

Фантазия из десяти номеров Бал, ор. Но сегодня, когда портрет уже почти готов, А. Г. Акцентируя необычное строение, новаторство Чайковского в процессах формообразования Четвертой симфонии, Н. В. Туманина отмечает: Наиболее характерная для сонатной формы грань между разработкой и репризой отсутствует, так как начало репризы и конец разработки как бы сливаются друг с другом в момент высшей кульминации (265, 459). (Тамара) Тут впору допустить, что и либреттист Пиковой дамы Модест Чайковский не избег влияния лучшей рубинштейновской оперы.

  1. Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись
  2. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  3. Слайды и текст этой презентации
  4. Дальнейшая история произведения
  5. О жизни и творчестве выдающихся художников

Между прочим, он сказал мне, что он хочет завещать, чтобы после его смерти исполнили в память его «Реквием» Шумана и чтобы в день смерти его устраивали обед, на котором будут являться все, помнящие его и с бокалом шампанского говорить: жаль, что с нами нет Ник Григорьевича. По воспоминаниям старшей дочери П. М.

Я была очень разочарована, что меня в консерваторию не пустили» 25. Очень красива песня Пастуха (2-я картина, Es-dur).

Плодовитый, жадный до освоения разных типов произведений и в этой сфере, Рубинштейн создал несколько относительно крупных сочинений для голоса с оркестром (иногда еще и с хором, например, Русалка на слова Лермонтова, близкая по типу оперной сцене) и свыше 160 отдельных или, чаще, объединенных в циклы вокальных пьес, которые он называл романсами, песнями, балладами, стихотворениями для голоса с фортепиано. Гениальный пианист, состязаться с которым – то же, что идти в открытый бой со львом (235, 1648) – это слова А. Н. Серова. Что понимают под народным. Рубинштейновские романсы и песни исполнялись очень широко издавались и отдельно и в составе разных серий (в том числе в репертуарных сборниках консерваторий) и, таким образом, ходили, как и другие сочинения этого музыканта, в основной фонд звучащей русской музыки. также 184).

Размер я желал бы не более Писемского (это самый удобный размер). Безусловно в контексте развивавшегося и давшего уже к началу 1880-х годов богатейшие плоды отечественного симфонизма, – хотя и отставая от его лучших образцов в глубине постижения и отражения центральных проблем жизни русского человека, – создавалась и Пятая симфония (1880). В 1882 году слышали мы его еще несколько раз. Это было величайшим событием в музыкальной жизни Москвы. » 16. И здесь важен не масштаб личностей художников, но тенденции.

Опус 3 публиковали русские итальянские, немецкие издатели. Оба портрета экспонировались в 1882 году на 10-й Передвижной выставке. Очень выразителен хор потомков Сима в дважды гармоническом ладу на фоне остинатного баса (пример 8).

Ариозо (романс) Ночь тиха и по ситуации (ожидание поразившего воображение демонического героя) и даже по тексту либретто (ночь) и по пульсирующим в оркестре терциям ведет к сцене Лизы и Германа, к ариозо Откуда эти слезы, к дальнейшим событиям этой сцены: Я тот, которому внимала – Прости, небесное созданье, О выслушай из сожаленья (Демон), Оставь меня, Молю, уйди. А на следующий год нас обеих с Сашей брала, когда играл «Николай Григорьевич». Как же происходит передача сообщения в искусстве. Рубинштейн думал о том же, но и в целом об усвоении ряда инструментальных жанров (еще раз подчеркнем, что обсуждается направленность, а не масштаб таланта) и о постановке музыкального дела в целом. Несколько позже то же произошло с Евгением Онегиным Чайковского» (12, 362). О времени создания Московской консерватории и роли в этом деле С. М.

Ее дети, как и все в семье, благоговели перед Рубинштейнами. Удивленные зрители словно слышат в действительной жизни. Кюи, обычно не жаловавший Рубинштейна-композитора, писал о Фераморсе, особо отмечая упоминавшийся кашмирский танец: счастливым следует считать выбор сюжета потому, что он восточный, а восточная музыка всегда удавалась Рубинштейну (135, 490). Чайковский, несомненно, знал это произведение и раньше. Через год был сочинен Второй концерт, F-dur, а последний, Пятый, ор.

  1. Папка Варианты вопросов на уроках искусства в 8 классе

Он счел необходимым иметь в своей художественной галерее портрет великого музыканта. Лев разминал свои царские лапы (256, 152). 29), Аренского, послужили подготовкой к симфонизации фуги (Чайковский.

Все же многое в русской музыке оставалось им недооцененным. Рахманинов говорит об особом одушевлении и вдохновении рубинштейновских интерпретаций, которое называет напряженным художественным интересом (216, т. 3, 239). «Александр.

«Презентация по 
искусству для 8 
класса по теме «Портрет

Не надо пустяков, а надо огорошить высоким (229, 104). Духовная опера – жанр для русской музыки необычайный и, вероятно, неорганичный. Программа, как видим, весьма обобщенная, хотя многим страницам присуща если не прямая звукоизобразительность, то некая пейзажность (ощущение пространства, передача переменчивости и т. п. ). Он работал едва ли не во всех сложившихся к тому времени жанрах.

«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник. Да в каком. Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735—1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Хоры Вавилонского столпотворения неизменно вызывали воссхищение критики и публики. Прежде всего, сюжет оперы органично вписывается в историческую тематику, столь характерную для 60-х – рубежа 70-х годов (Борис Годунов, Псковитянка, Воевода).

Уже в этих концертах юный пианист начал играть собственное произведение – этюд Ундина. Не случайно Асафьев, говоря о Царе Эдипе Стравинского – его сюжете, его монументальном стиле, считает необходимым вспомнить ту линию развития русской оперы, которая была намечена Серовым и продолжена Рубинштейном и Танеевым, то есть мастерами, которых он, как уже вспоминалось, относил к параллельным течениям (16, 53). Разговорное по функции обращение Тамары: Мой князь, очнись – замкнутая структура. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным и весенняя грязь тешит, радует взор. Вскоре оба музыканта поехали в Нидерланды, где слушали оратории Генделя и Гайдна.

Церковное искусствохристиан, напевы, на которых строился круг церковных обрядов, были сочинены как «Богом внушенное пение», а иконы, фрески, сама служба, не мыслимая вне храмового синтеза искусств, создавала определенную дистанцию между земным и небесным: привычным, обыденным, чувственным и идеальным, высоким, духовным. Самой знаменитой работой стал портрет, написанный после смерти известного композитора: «Портрет Рубинштейна». Гроб утопал в несметном количестве цветов. День почитания Святого Благоверного князя Александра Невского – 6 декабря.

Третьяков не мог ждать так долго. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. 118, написанный в год смерти, – мы встречаем тарантеллы, баркаролы, краковяки и мазурки, экспромты и колыбельные, скерцо и баллады, элегии, вальсы, серенады, чардаши и т. д. и т. п. Легко заметить, что здесь много танцевальных жанров. пример 12). Рубинштейновская плодовитость имела еще и специфически российское значение, при котором она трактовалась и воспринималась (разумеется, определенными музыкальными кругами, – именно, близкими к консерватории) почти как синоним профессионализма. Рубинштейна был написан Крамским только в 1885 – 1887 годах34, но П. М.

Рубинштейна стал учеником Антона Григорьевича. Она села и сыграла что-то. Но и на склоне лет, в Разговоре о музыке (Музыка и ее мастера) Рубинштейн не примирился ни с теорией, ни с художественным наследием Вагнера.

Отдельные же номера – как бы парные портреты: Маркиз и Маркиза (XVIII столетие), Боярин и Боярыня (XVI век) иногда – без указания на эпоху: Неаполитанский рыбак и неаполитанка и т. д. Ладогармоническая, ритмическая стороны музыкального языка в этой сюите подтверждают уже отмечавшуюся чуткость Рубинштейна к национальному. удалось не без труда.

Мордовский скульптор Степан Нефедов во всем мире известен под именем Эрьзя. В. В. Стасов вспоминает молодого Рубинштейна и всеобщее восхищение его игрой и его все более грандиозным, но бесконечно изящным, прелестным и страстным исполнением (256, 152), а затем описывает вечер у поэта Я. П. Полонского, состоявшийся уже в конце 1889 года. Замысел Стеньки Разина в этом ряду – один из самых ранних. Напев после мужской пляски (одна женщина) – восточный, но какой национальности – трудно сказать нельзя отказать Рубинштейну в более или менее правильной характеристике музыки с этнографической точки зрения что же касается разработки напевов, то ее талантливость давно общепризнана» (5, 5–6).

Небезразлично также, что Купец Калашников многими общими и частными сторонами вливается в основное русло оперности и является примером (пусть не слишком убедительным в художественном отношении) решения типовых задач, выдвигавшихся художественной культурой. Сходство черт лица и выражение поразительны. Трактовка восточного как еврейского (точнее, молдавско-еврейского) весьма характерна для Рубинштейна и в его творчестве художественные факты такого рода многочисленны (некоторые приводятся ниже, в связи характеристикой духовных опер и ораторий, см. Уговорить А. Г. Им владели помыслы высокого порядка.

Истоки интонационного содержания находятся в сравнительно большом (26 тактов) вступлении к первой части, которое можно трактовать и как относящееся к симфонии в целом (пример 15). 105). Даже в Баснях Крылова, где отмечается наиболее гибкое следование за литературным текстом, композитор строит достаточно строгую форму (например, Осел и Соловей – сложная двухчастная с расширением). Вряд ли в то время молодой музыкант знал музыку немецкого реформатора достаточно хорошо. Рубинштейн, большая часть жизни которого прошла в Москве. Задачи просвещения русской публики потребовали включения широкого круга произведений.

Антон Григорьевич пресимпатичный господин» 19. Чайковский. Философия позитивизма, оказавшая мощное влияние на разные сферы знания, на умы людей второй половины XIX века (и, в частности, труды главы культурно-исторической школы И. Тэна) историзм художественного сознания отразились и в суждениях русского музыканта. В 60–70-е годы впервые в русской музыке инструментальные жанры начинают играть столь заметную роль. Им же собрано и проанализировано огромное число откликов на выступления Рубинштейна.

В конце марта, в светлый весенний вечер, привезли из-за границы тело Николая Григорьевича и поставили в университетской церкви на Большой Никитской, на углу Моховой. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. 24 Шесть фуг в свободном стиле с прелюдиями, ор. Не случайно Николай Ге писал Третьякову: «Встречая в Вас мою давнишнюю мысль, я увидал осуществление ее в самых широких размерах и желание скорее слить все средства увлекло меня.

Он отворил окно. Композитор работал в жанре духовной оперы от молодых лет до конца жизни: Потерянный рай (1856), Христос (1893), а между ними – Вавилонское столпотворение (1869), Суламит (Суламифь, 1883) и Моисей (1891). Современники вспоминали о великолепном исполнении этой партии И. В. Ершовым.

Но перед этим тишина, она наполняет зал и тоже звучит. Казнь главного героя оперы напоминала о казни народовольца И. О. Млодецкого, стрелявшего в министра внутренних дел М. Лорис-Меликова и повешенного по распоряжению Александра III в день, который совпал с днем премьеры спектакля (306, 152). Наиболее удачны в них хоры. 17 сентября он писал жене: «В пятницу был в русском концерте (четвертом по желанию публики и в пользу рабочих).

Эта положительная оценка начатой переделки вдохновила Репина на дальнейшую работу. Книга в руках, деталь символичная, неслучайная. «Отчего вы эту симфонию называете первой русской.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью. Все эти черты проявились, в частности, в преподавании Рубинштейном инструментовки и сочинения в 60-е годы (соединение этих двух курсов отражало их практическую направленность).

Спустя короткое время после первого публичного выступления5 он исполнял уже около сорока пьес, в том числе Баха (Хроматическая фантазия и фуга и др. ), Генделя, Моцарта (Жига), Бетховена (Патетическая соната), Шуберта-Листа (в том числе Лесной царь. ), Мендельсона. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями. Опера Калашников, по моему мнению, лучшая из его опер» 18. 9 и настоящий счет идет от концерта e-moll, op. Для процветания лирической оперы на русской почве имелись свои предпосылки.

А. П. В Вавилонском столпотворении лучшие страницы – именно хоровые, рисующие споры, столкновения людей, ангелов и демонов (такой мотив возникнет и в Демоне, а образ мятежного Немврода, как уже ранее Люцифера из Потерянного рая, предвосхищает характерные черты главного героя лучшей рубинштейновской оперы) Декламационные фрагменты, в которых протекает действие, сверх меры статичны и, думается, сценическая реализация не изменила бы этого впечатления. Песня князя Синодала Обернувшись соколом также есть грузинский напев – баяти, как и хор Ноченька (в аккомпанементе) с Ярким солнышком (несколько претворенные автором). В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер.

В рубинштейновских программах ведущее место заняли концерты Баха и Моцарта, концерты и сонаты Бетховена, фортепианные и камерно-ансамблевые сочинения Шумана (многие из них прозвучали впервые в России), крупные произведения Шопена, пьесы Глинки, Балакирева. Портрет (франц. Отец, разумеется, воспротивился, не признавая совместного обучения. 14 – это, скорее, танцевальная сюита, не претендующая на цельность. Федора Степановича Рокотова (1735—1808)образовалсяособый эмоциональный словарь для выражения впечатле-ний зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живопис-ных новшеств, художник открывает новые возможности ка-мерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства.

Третьякова было две прекрасные пианистки: мать и дочь, обе Веры, обе поклонницы А. Г. Лейтмотивов как таковых в опере, пожалуй, нет, хотя две темы, неоднократно возникающие, связаны со сферой Демона: активная триольная тема оркестрового Введении сумрачная, зловещая, – в сцене боя, в момент гибели Синодала и утвердительная, почти гимническая, вокальная по своей природе мелодия, связанная со словами И будешь ты царицей мира (примеры 1, 2).

В рубинштейновских концертах участвовали А. Вьетан, Й. Иоахим, П. Виардо-Гарсиа, Э. Лало. Но и целиком все второе действие (В замке) демонстрирует эволюцию оперных форм в сторону развитых структур. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения. Однако летом 1877 года вопрос о работе над портретом снова стал активно обсуждаться в переписке.

Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Знаете, это опять будет тузовая вещь. Третьякова несколько легкомысленно отнеслась к словам Николая Григорьевича.

Внешняя точка соприкосновения: в разное время оба музыканта учились в Берлине у З. Дена. Книга в руках, деталь символичная, неслучайная. Крамскому. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник.

Стасову: «С Антона Рубинштейна я сделал два портрета: прямо и сбоку» 39. Розенберга: «Мать была очень строга к нему, его учила и поколачивала и довольно чувствительно поколачивала – просто линейкой по чем попало. Коптяев учитывал некоторые тенденции, возникшие на рубеже веков и оценивал художественные намерения Рубинштейна как перспективные: его идея абсолютно преждевременна, он – пионер нового дела (85, 210).

Как и другие русские антивагнерианцы, Рубинштейн не избежал в своих духовных операх мощного влияния немецкого реформатора и, возможно именно в этом жанре искал противопоставлений ему (роль хора, отношение к оркестру и т. д. ). Разумеется, образ Демона (и опера Демон в целом) неизмеримо крупнее лирического героя (и всей лирики) Надсона, но само сопоставление, возникшее в той эпохе, характерно. До сих пор не забыла я подробностей, как он играл всех этих авторов. Большой оркестровый Антракт (204 такта, а Введение – Пролог к опере – 86), содержит тему, которая возникает затем еще дважды на протяжении акта, причем в самых драматических моментах: после сообщения о гибели жениха (Moderato assai, 2/4, d-moll) и затем, когда труп князя уносят (здесь, как в Антракте, – c-moll) наличие тональности целого действия (с – С) – таковы приметы этой тенденции. С ним Вера Николаевна была знакома с юности.

Положил свою руку на руку Елены Андреевны и начал дремать. Он начал играть вариации d-moll Генделя, фантазии c-moll Моцарта и перешел к сонате C-dur (Waldstein Sonate) Бетховена.

62, 101), Танеева (ор. В известном смысле здесь можно говорить о лейттематизме ибо тема, утверждающаяся в рамках первой части (в качестве темы главной партии и коды) играет, важную роль в качестве завершения сонаты в целом. Летом следующего года Рубинштейн отправился в Веймар специально, чтобы познакомить Листа с завершенной партитурой Потерянного рая.

Менее всего, пожалуй, в расширении функции фортепиано, – это произойдет в следующую эпоху. Рубинштейн хорошо знал Русалку (в частности исполнял увертюру и отрывки из нее в концертах РМО в 50–60-е годы) и считал, что она заключает в себе великие красоты (цит. Она, чтобы не тревожить больного, не отнимала своей руки и сидела тихо, долго-долго. Но прежде всего звуковой мир оперы надо охарактеризовать как романсовый. В качестве примера можно привести фрагмент из оркестрового вступления к пятой картине (пример 4). Певучая мелодия, обобщенная, лишенная детализации и речевой характерности, лежит в основе большинства вокальных пьес этого композитора. Но болезнь музыканта зашла уже слишком далеко, вскоре после приезда в Париж он совсем занемог.

Все же и в 1880 году Грозного с выдающимся успехом пел Ф. И. Стравинский, а Калашникова – Корсов Стравинский участвовал и в постановке 1889 года. Третьякова. Чрезвычайно приятное чувство ощущал я, слыша первый раз русскую музыку в столице Света. Рубинштейн вновь возвращается к ситуации, доставляющей ему много тяжелых переживаний: Для евреев я – христианин, для христиан – еврей, для русских я – немец, для немцев – русский, для классиков я – новатор, для новаторов – ретроград и т. д. (230, 186). Позднее в дневнике: Я считаю эту оперу лучшей из рубинштейновских (286, 132).

Последние же слова il canto получили непереносный смысл: впоследствии пьеса была подтекстована и издана Юргенсоном в качестве романса (русский текст А. Размадзе, немецкий – П. Эллерберга). Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Тема симфонии, как сообщал сам автор, – человек и стихия, победа человеческой воли конкретизируя программу первой части, он писал: Жизнь и движение воды и воздуха, волн и ветра (21, т. 1, 133 – 134). Пласт мелоса, берущий начало от городского бытового романса, обнаруживает себя в музыке Рубинштейна на протяжении всего творческого пути композитора (на конкретные его проявления обращено внимание в процессе анализа отдельных сочинений). Судьба опер Рубинштейна складывалась по-разному. В Музее А. Г. Рубинштейна, существовавшем при Петербургской-Петроградской консерватории с 1900 по апрель 1917, были собраны материалы, характеризующие огромную известность музыканта в разных уголках Земли (ныне хранятся в РИИИ).

В то же время фортепианное вступление к Нераспустившемуся цветку ассоциируется с инструментальными наигрышами, которыми полтора десятилетия спустя вдохновится в своем Исламее Балакирев (пример 28). Художник с особой любовью относится к «униженным и оскорбленным». Устроить согласие и сеансы может брат Сергей Михайлович, я ему пишу сегодня. » 35. В начале 1877 года это было окончательно решено, но у Крамского было очень много работы. И это обстоятельство невозможно объяснить только положением руководителя концертов РМО или репутацией как пианиста, – просто он писал больше, чем остальные, едва ли не вместе взятые (в 50–70-е годы во всяком случае).

То же можно сказать об исполнении его сочинений. Глаза ясные и добрые. Похоронили князя во Владимире. Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная. Современный исследователь высказывает не лишенное убедительности соображение о том, что черты драматургии Фераморса, в частности кульминация в финале, непосредственно переходящая в развязку, отразились в Евгении Онегине (267). Свидетель революционных событий в Германии (видел революцию, всех знал), он утверждал: Моя жизнь оттого и представляет некоторый интерес, что совмещает в себе две эпохи: до и после 48-го года (229, 74).

Об этих временах теперь и понятия не имеют» 7. Внедрение диалога внутрь бывшего вокального номера становится закономерностью, прослеживаемой затем вплоть до, например, опер Прокофьева. Рубинштейна, но так как мне близка к сердцу Ваша серьезная работа (она должна быть серьезная. ), а теперь время самое лучшее для нее, Рубинштейн же не такая огромная личность, чтобы уж так спешить с ним и к тому же мне желалось бы, чтобы Вы как можно с любовью окончили портреты Аксакова и Некрасова (за последним, т. е. Спустя почти два десятилетия Пятая (Русская) симфония вызвала нападки Кюи и других критиков, в частности, в связи с тематизмом медленной части, отзывавшимся жестоким романсом и т. п. Вместе с тем именно этот и подобный ему музыкальный тематизм чрезвычайно родствен мелодике Чайковского (сопоставительный анализ, подкрепленный нотными текстами, отчасти проведен в исследовании Баренбойма (см.

Я взял ее потому, что думал, что это еврейская народная песня или танец» (228, 32). Обе они тоже стали действительными членами Общества. Положение композиторского творчества Рубинштейна в современной ему русской музыкальной действительности, в ряду других композиторов, было весьма противоречивым и двойственным. Гитара— один из самых распространенных в мире струнных музыкальных инструментов.

portrait) — изображение определенного человека или группы людей. Князь, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: "Не в силе Бог, но в правде". Тематизм народно-песенного характера является основой ее крайних частей.

Павел Михайлович Третьяков систематического музыкального образования не получил, о чем сам говорил с горечью: «Не понимая и азов в музыке, можно ли рассуждать о музыкальном образовании. » 9 Тем не менее мать Павла и Сергея Третьяковых, по воспоминаниям А. П. «Принялись ли Вы за Потерянный рай. Владение Рубинштейна педалью было просто феноменальным и особенности исполнения финала b-mollной сонаты Шопена сохраняются в памяти как величайшие из редкостей, которые дарит музыка (216, т. 3, 236). 34, 1854) 16. Он представлял русскую музыку в концертах Петербурга и Москвы, но также и в других странах – в Западной Европе, в Северной Америке. Я тоже завещала НикГр исполнить «Реквием» в память мою, когда я умру, если он переживет меня» 23.

Но наиболее интересен творческий опыт Русского каприччио (ор. Автобиографический, точнее, дневниковый характер носит и Короб мыслей – несколько сот высказываний по самым разным вопросам искусства истории, политики, нравов и т. д., часто в форме афоризмов (в переводе с немецкого на русский впервые опубликованы в 1904 году). Пьесы Виллуана входили в репертуар юноши Рубинштейна. Протопопов характеризует темы: первую – в духе протяжных народных песен, вторую – ее обращение, третью – широкого распевного характера в духе молодецких песен и четвертую – напоминающую инструментальные плясовые наигрыши, которые подвергаются мотивной разработке и утверждает «воздействие приемов Русского каприччио на художественные замыслы Танеева» (215, 105). Рассматривая истоки и эволюцию оперного жанра в России, Асафьев отнес сочинения Рубинштейна к параллельным течениям (к таковым же отнесены оперы Серова, Кюи, Танеева, Аренского, Рахманинова и нескольких других композиторов) (16, 76).

Не случайна и авторская ремарка ben marcato ed espressivo il canto (пример 22). Не вызывает сомнения, что, например, народно-песенный склад финала его последней, Шестой симфонии (1886), а тем самым и концепция цикла не остались без влияния Четвертой Чайковского. Пляска мужчин есть горская лезгинка, женщин, первый напев – пожалуй, грузинский, второй – несколько под сомнением, третий же встречается у них, только в более развитом и законченном виде. Очень удачна стилизация Вельможа и дама (двор Генриха III), узнаваемы по интонационно-жанровому облику Казак и малороссиянка, Тореадор и андалузка. Во все времена для гитары сочиняли множество оригинальных произведений Н. Паганини, М. де Фалья, Э. Вила-Лобос, А. Сихра, А. Иванов-Крамской, В. Зинчук и др. Конечно интерес к Востоку – родовая черта романтического искусства в целом.

Антон Григорьевич, вспоминая об этом, говорил: «Вы спрашиваете о Николае Григорьевиче. Возражая против суждений такого рода, автор проводит аналогию с литературными процессами эпохи и заключает: И симфония и психологический роман 60-х годов выражают собой самосознание личности в сложных кризисных условиях российской жизни (3, 76). 1 Римского-Корсакова, это неверно: сам Римский-Корсаков опровергал такое утверждение.

Теперь Павел Михайлович подбирает и заказывает портреты интересующих его людей» 26. Павел Михайлович тоже не упускал возможности посетить концерты с участием Н. Г. Потом выразил желание отдохнуть.

Просто великолепно. 2). 53 Шесть этюдов, ор. На закате XVIстолетия в творчестве испанского художникаЭль Греко (1541 —1614) возникает новый тип портрета, в котором передается необычная внутренняя сосредоточенность человека интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир.

Пьесам Рубинштейна свойственна жанровая определенность. Исполнение было прекрасно (за исключением Белохи). Этот будущий портрет (когда будет кончен) – наверное, chef d39oeuvre. Он задуман как образ гения и созидателя. Высоко оценивали Вавилонское столпотворение западные музыканты – Лист, Ганслик, обозреватели венских газет. Оно собрано, проанализировано и прокомментировано исследователем биографии и творчества Рубинштейна, автором двухтомной монографии Л. А. Баренбоймом (21, 226, 227, 228).

Но, как увидим далее, основные жанры и черты отечественного пианизма, будь то фантазия на народную песню или даже особенности трактовки инструмента, сказались в фортепианной музыке Рубинштейна безусловно. Я была на одном таком вечере. По воспоминаниям А. П.

В этом отношении Океан восходит к программному симфонизму Мендельсона. Вероятно, тут действовала некая психологическая (или психическая) особенность этого музыканта, проявлявшаяся, кстати сказать, не только в количестве и степени отделанности сочинений, но и в их характере (выраженное фресковое письмо, общие планы) не только в сфере композиции, но и в исполнительстве (приоритет общего замысла или настроения по отношению к детальной проработке и технически-пианистическому выполнению). Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Ведь этот человек вложил в свою специальность особое понятие творческого призвания.

Но совсем другое дело – встретить подобную стилистику в симфонии классического типа. Но неправильно было бы думать, что к созданию оратории и позже духовных опер Рубинштейна побуждало лишь стремление сочинять музыку, вписывающуюся в европейскую традицию и легко могущую быть исполненной в любом немецком городе (что, впрочем и происходило: последняя духовная опера, Христос, была исполнена в Берлине незадолго до кончины композитора). На протяжении всей композиторской деятельности Рубинштейна звучал (и разрешался большею частью отрицательно) вопрос о том, является ли он – и в какой мере – русским композитором.

Это имеет веские обоснования уже в биографии Антона Рубинштейна. Не случайно в отечественной литературе сложился термин лирико-психологическая опера. Однако это было лишь частью правды, а потому не соответствовало истине. По характеру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским.

Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Его портреты написали В. Г. Перов, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, М. А. Врубель. Небольшие пьесы – музыкальные портреты тупого Осла, самонадеянно поучающего Соловья, бездарных и неумелых квартетистов, в которых воспроизводятся крики кукушки и осла, соловьиные трели.

Рубинштейн был знаком с Боденштедтом. 11 июля Третьяков писал Крамскому: «Портрет Рубинштейна я полагал отложить только в видах большей свободы для Вас, а так как Вы все равно ездите же в Ораниенбаум, то это еще лучше теперь писать, чтобы не пришлось зимой нарочно ездить в Петергоф» 32.

(Аналогичные упреки этот критик позже адресовал и Чайковскому и Танееву. ) Действительно, по многим причинам личностного, биографического характера, по масштабу и особенностям дарования этого композитора вряд ли можно отнести к числу национальных творцов, выразивших судьбы и чаяния страны, народа. Симфония Рубинштейна 2 (Океан), которую, по признанию Лароша, последний неоднократно разыгрывал с Чайковским в годы учения, содержала, например, в качестве темы побочной партии сонатного allegro типичный образец такого рода (см. Он задуман как образ гения и созидателя. Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях: -мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории А. Рубинштейн). Рубинштейна.

Лист или Рубинштейн. Характеризуя музыкальные вкусы Ганслика, Ларош пишет, что австрийский музыковед придирчиво оценивает в целом творчество Рубинштейна, но именно Океану или, по крайней мере, первой его части он отдает полную справедливость (172, 18). Вся опера имеет начальной и конечной точками d – F. Неоднократно возникают большетерцовые сопоставления D (d) – B (b) – например, в Прологе (D – b при первом вступлении Демона) или в пятой картине (d – b перед Обитель спит) нередки смены Е (е) – С. Еще одна примета эволюции возникает (опять характерным для послевагнеровской эпохи образом) в соотношении вокальной и оркестровой областей. Автор вложил много сил и всю душу в данную картину, трудясь над ней не малых 6 лет.

Особенно трудной оказалась судьба Купца Калашникова. Третьякова В. Г.

Так и прихлопнули по голове. А потому другое название натюрморта —штильлебен (голланд. Отношение к его композиторскому творчеству и музыкальной деятельности как к нерусским (а в крайне правой прессе – также и к личности) сопровождало Рубинштейна с той или иной степенью агрессивности на протяжении всей его жизни, с тех пор, как в 50-е годы он поселился в Петербурге и приступил к организации Музыкального общества и консерватории. Баренбойм в своей монографии очень точно указал, что секстовость – свойство мелодики, раскрытое Асафьевым и вслед ему Мазелем на материале музыки Чайковского, стала уже «в Демоне одной из важных основ мелодического единства крупного музыкально-драматического сочинения» (21, т. 2, 84 см. Достоверно известно, что Мусоргский был знаком с этой оперой Рубинштейна (слышал ее в авторском исполнении на вечере в доме Д. В. Стасова), Хованщина появилась несколькими годами позже и критики упрекали ее автора в заимствовании.

Вскоре недавний ученик Рубинштейна выполнил переложение и второй симфонической пьесы. Не получили завершения и опыты сочинения Мусоргским сонат на рубеже 50–60-х годов. Вторая симфония задумывалась как сочинение программное. Характерны и мелодические обороты и ладовое строение (мажор – параллельный минор) и квадратная структура плясовой.

Зилоти. Бесконечно сдержанный в выражении чувств Танеев в письме к А. С. Аренскому признавался: На меня игра Антона Григорьевича производит абсолютно особенное действие я испытываю нечто такое, что при других обстоятельствах мне никогда не случается испытывать: какое-то жгучее чувство красоты, если так можно выразиться, красоты, которая не успокаивает, а скорее раздражает: я чувствую, как одна нота за другой точно меня насквозь прожигает: наслаждение так глубоко, так интенсивно, что оно как бы переходит в страдание (259, 80–81). Дон-Кихот особенно нравился Петру Ильичу. Важнейшие особенности и достоинства Демона заключены в интонационной сфере.

Как-то раз, перед концертом, когда мы с Сашей, рядом с мамочкой, стояли у окна, подошел к нам Николай Григорьевич, поздоровался с нами и, глядя страшно мило на мамочку, сказал: «Да, прежде были две девочки: Зина и Вера а теперь – две девочки Вера и Саша» 21. Он играл, как лев, но тяжелое впечатление производило, что он плохо видел. А у нас, в России, это воздействие равно испытали и А. Рубинштейн и кучкисты и Чайковский, но каждый по-своему и очень по-русски» (11, 62). Два высказывания точно отражают сложность исторического местоположения Рубинштейна. Рубинштейна. Мы не видим самих лиц слушателей, они слиты в одну массу.

Его музыка звучала постоянно, – чаще, чем сочинения других отечественных авторов. В первой экспонируются в качестве тем главной и побочной партий и взаимодействуют протяжная и плясовая песни (примеры 14 а, б). Точно проработана композитором ритмическая сторона вокальной строки: лишь трижды на протяжении баллады встречается внутрислоговой распев (там, где герой вспоминает, как певал и пировал в доме Воеводы и целовался с его женой) у рассказчика и Воеводы – декламация, поддержанная скупым аккомпанементом.

76 5 и 6) в переводе на немецкий язык Э. Гейбеля. Современный исследователь установил, что Рубинштейн, работая над Демоном, обращался к сборнику Д. Эристави Попурри из грузинских песен (51, 110). А уже 2 ноября С. М. Поза, запечатленный жест, глаза— всё отражает порывистый, сильный характер музыканта.

Цвета, подобранные автором, передают дух торжества и восхищение зрителей. Бывая по делам в Петербурге, Павел Михайлович не упускал случая услышать сочинения А. Г. Третьяков выбрал анфас, этот портрет и был приобретен в галерею.

Он обладает прекрасным слухом и знает, как руководить оркестром из сотни человек. Многие жанры вообще не существовали на русской почве. В этом плане должны быть упомянуты заслуги Рубинштейна – автора полифонических сочинений. «Меня здесь останавливает только «Демон», сегодня услышу его и завтра выеду в субботу пришли за мной лошадь» 17, – писал П. М.

Не случайно своей статье Их было трое, герои которой – А. Г. и Н. Г. Рубинштейны и М. А. Балакирев, Б. В. Асафьев дал подзаголовок: Из эпохи общественного подъема русской музыки 50–60-х годов прошлого столетия (10). Статья его опубликована в виде письма к Иосифу Левинскому (перевод на русский язык: 4, 27–34). Стремление воплотить Восток сказалось у Рубинштейна рано.

Само название цикла – Шесть басен И. Крылов – выдвигало литературный текст на первый план и этот приоритет слова отражен в музыкальных особенностях вокальной партии (сочетание пения и почти сухого речитатива, ритмическая свобода) и аккомпанемента (моменты звукоизобразительности). Так происходило с самых Ранних лет.

Разберемся в этом по аналогии с обычным сообщением, составленным в форме письма. Русский народ бережно хранит память об Александре Невском.

И – в более общей форме: Меня всегда интересовало исследовать – может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть отзвуком или отголоском времени исторических событий, состояния общественной культуры и т. д. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей (226, 112) 3. С. М. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. С другой стороны, речитативные фрагменты проникают внутрь номера. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения.

В. Н. Иногда это общность жанра (Три серенады, ор. со временем революционных перемен. Единственная чистая оратория – Потерянный рай – со временем тоже была переделана (сокращена) для сцены.

– Л. К. ) симфонии находится в довольно близком родстве с сочинениями последнего периода Бетховена (282, 251). Кроме того имеются сочинения для двух фортепиано и фортепиано в четыре руки. 18 и 19, трио 3, струнный квартет, множество фортепианных пьес, Персидские песни. Еще в 1850 году, получив от В. А. Соллогуба либретто Дмитрия Донского, молодой композитор обратился к другому литератору – В. Р. Зотову, который по его просьбе дописал второе действие – сцену у татар, Восток (229, 81).

7 июля 1855 года Антон Григорьевич сообщал Листу в Веймар: «Я пошлю Вам первую часть Потерянного рая в клавираусцуге, когда окончу ее будьте добры, возвратите ее с Вашими замечаниями ибо я чувствую, что эту работу можно выполнить лишь советуясь с теми, кто ближе всего к этим возвышенным сферам» (227, 71). Другие претерпели на пути к постановке в России большие затруднения (что, кстати, развеивает легенду о постоянном покровительстве высших сфер, которым якобы пользовался Рубинштейн). Не противопоставляя концертность камерности, Рубинштейн уже в 40–50-е годы заложил основу того реалистического лирико-героического концертного стиля, который в известной степени определил дальнейший путь развития русского фортепианного концерта (21, т. 1, 129). При огромном количественном и разнообразном в жанровом отношении наследии важнейшее место в творчестве Рубинштейна занимают оперы. Таковы и две испанские песни (ор.

Стасову: «Я теперь пишу портрет Антона Рубинштейна для П. М. Другое граничит с едва ли не самым драматическим мотивом его жизни: Положение мое странное: в Германии меня за русского принимают, здесь – за немца (229, 102). Прежде чем конкретнее охарактеризовать композиционные структуры оперы, необходимо ответить на фатальный для русской музыки 60–80-х (да и более поздних) годов вопрос об отношении композитора к Вагнеру. Русская императорская Дирекция театров меня всегда игнорировала официальный мир меня не почитает, – признавался композитор на склоне лет (229, 97, 98).

Репина. «Николай Григорьевич был большой шалун», – прибавлял Павел Михайлович с милой, лукавой улыбкой. » 2. В переписке с Листом возникает тема первой рубинштейновской оратории.

Различаютпарадный икамерный портреты. Легко угадываемые традиции восходят к Генделю и Мендельсону. Они по праву получили название портретов-биографий. К этому готовились все очень тщательно. Чайковский, откликаясь на исполнение отрывков из оратории в Москве, отмечал: Особенно хорош хор семитов, весь проникнутый мелонхолически-нежным настроением, свойственным мелодиям этого племени.

В народе говорили, что он был отравлен. Едва ли не ярче всех сказал об Антоне Рубинштейне В. В. Стасов, являвшийся, по собственному признанию, ревностным почитателем его истинно гениальной игры (246, 95). Баренбойм обосновывает суждение о том, что «в своем варианте оперного текста Рубинштейн прочел поэму Лермонтова глазами передового человека своего времени» (21, 2, 77). Во многих сочинениях Рубинштейна встречаем сложившиеся (вернее – складывавшиеся. ) у кучкистов ритмоинтонационные, ладогармонические комплексы, становившиеся знаком Востока.

Интересная голова, на льва похож жаль, времени у него мало и позирует он скверно» 36. Эта черта рубинштейновского стиля не осталась незамеченной современниками. Портрет А. Г. Боготворивший своих предков-крестьян, Эрьзя вобрал в себя культуру всей земли и поистине стал художником мира.

Сохранился весьма любопытный отзыв Рубинштейна о Гамлете Тома (1868). Рубинштейн утверждал, что, с одной стороны, «Демон принадлежит всем эпохам, всем краям», а с другой –если Лермонтов выбрал для своей поэмы Кавказ, то это потому, что виденный им Кавказ его прельстил своей красотой и своеобразностью, а не Кавказ древних времен, вычитанный им из книг (226, 61). Их племянница Вера описала в своих воспоминаниях кончину Н. Г. Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в XVIIIв. Позднее именно Сергей Третьяков стал на долгие годы близким другом Николая Рубинштейна. (Конечно, концертное исполнение все же практикуется, но требует приспособления. ) Другой романс (ариозо) – Не плачь, дитя – Демон поет не соло, а вместе с Няней, Гонцом, Гудалом, Слугой и хором этот ансамбль (с Тамарой) звучит довольно долго, сходя на ppp, когда – не то накладываясь на него, не то его прорезая, за сценой возникает голос Демона.

Вера Павловна вскоре вышла замуж за ученика братьев Рубинштейнов – А. И. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Все же и здесь есть важные признания и заметки. С какими громадными сложностями прорывался в зрелые годы Глинка к созданию циклической симфонии – и не мог преодолеть ощущения неорганичности связи национального тематизма с работой по немецким образцам. Очень важно, что в оркестре появляются структуры инструментальной музыки. То ли Павлу Михайловичу удалось заинтересовать художника, то ли Сергей Михайлович проявил большую активность, но дело пошло достаточно быстро. » 41.

Была ли в ней потребность и имеет ли она задатки жизненности – покажет время (227, 146). Это портретом Рубинштейна. Каковы бы ни были те или иные многочастные симфонии, сонаты или концерты Рубинштейна, они во всяком случае формировали представление о наличии (возможности, необходимости) русской симфонии, русской сонаты или русского концерта. 3, 1).

В 1883 году Б. Б. Корсов возбудил вопрос о постановке Калашникова. Отвергая чистое номерное строение, композитор формирует по музыкальным законам структуры больших масштабов. Оба они воспитывались родителями в строгости.

22, Шесть прелюдий, ор. Эту картину автор намеревался предпослать Третьему концерту в качестве программмы. Интересно, что Антон Григорьевич, вспоминая впоследствии свои детские годы, отмечал: «Я был ужасный, страшнейший шалун» 3.

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. Это касается жанрового состава и трактовки отдельных жанров, а также стилеобразующих процессов (синтез черт романтизма, классицизма, отчасти барокко). Об этих композиторах многообразно, проницательно говориться на страницах книги. В данном случае эти жанры следует рассматривать совместно. Музыка всегда звучала в их доме.

На склоне лет писал он С. К. Буличу: Вы желали бы, чтобы я сделал сонату. В первых же строках заявлен как бы пантеон – Бах, Бетховен, Шуберт, Шопен и Глинка. Образцы русского романса варламовско-алябьевского склада, вероятно, были Чайковскому известны, – их пели и играли повсеместно. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка имеет багровый оттенок.

открыли красоту родной земли. Ряд суждений отмечен глубиной – например, о третьем стиле Бетховена и его глухоте. Наиболее прямо выразил крайнюю точку зрения Кюи: Рубинштейн, хотя живет в России и пишет иногда оперы на русские сюжеты и по содержанию и по форме своих сочинений должен быть отнесен к западным, но никак не к русским композиторам (107, 247).

Когда Чайковский писал в связи с Онегиным, что имеет склонность к опере, где существа, подобные мне испытывают ощущения, мною тоже испытанные и понимаемые и что он ищет интимной, но сильной драмы (291, 21, 22), это был, в сущности, манифест русской лирической оперы. Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в1765—1782гг. Идея сопоставления протяжной и плясовой идущая от Глинки, в частности перебивка лирической песни наигрышем, перенесена композитором из оперной сферы в инструментальную музыку. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Постучался и вошел врач приблизившись к больному, нагнулся, послушал дыхание, поднял лицо, полное удивления и сказал: «Его уже нет с нами». Люди скромные, нуждающиеся, всеми забытые ему близки и дороги.

Павел Михайлович не ошибся в своих сомнениях. Ей очень хотелось получить хорошее музыкальное образование, в чем ее поддерживал П. И. Можно утверждать, что он – один из наиболее плодовитых авторов (если не самый плодовитый) второй половины XIX века. Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Это был живой интонационный пласт.

с. 107 – 111 настоящего тома), они составляют вклад композитора в русскую восточную музыку. В феврале 1880 года Павел Михайлович сообщал из Петербурга: «Слышал Калашникова, оперу Рубинштейна (шла первый раз – дирижировал сам Рубинштейн). 53) открыли дорогу фортепианным прелюдиям и фугам Чайковского (ор. В письме к Н. Ф. фон Мекк, утверждая, что тема новая и красивая может быть построена на нотах трезвучия, он указывает на темы из опер Вагнера и Верди и продолжает: «А какая прелестная свежая мысль первой части Океана Рубинштейна. » – и выписывает по памяти тему главной партии (291, 318). Активный интерес к национальным культурам не ограничивался у Рубинштейна сферой Востока.

С этим популярным инструментом вы не раз встретитесь и в живописи и в поэзии. В начале XX века писатель Боборыкин озаглавил свои воспоминания о Рубинштейне Melodie en fa (26). После панихиды мы долго оставались. Сходство с Мендельсоном обнаруживается и в музыкальном тематизме. 89 для фортепиано в 4 руки (1870).

Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Тогда же был учрежден орден Александра Невского. Композитор явно мыслит здесь масштабами сцены.

Это очень ясно слышится в Танце кашмирских невест (опера Фераморс, 1861), часто звучавшем в концертах, в пьесе Паша и Альмея (фортепианный цикл Костюмированный бал, 1879), Лезгинке (сборник национальных танцев, 1868), в других произведениях. Теперь в семье П. М. Петр Ильич не утратил по отношению к ней свежести восприятия. Я не знаю, оба были велики, оба несравненны и неподражаемы во веки веков навсегда (256, 153–154).

Прежде всего из нее – как бы в виде обращения – рождается первая тема Allegro, занимающая большое место и в разработке (пример 16). Когда мы бывали у нее, я не видела, чтобы она садилась за фортепиано» 10. Это создает активную диалогичность, столь характерную впоследствии для Чайковского. Затем Василий Иванович Якунчиков и Сергей Михайлович Третьяков.

Мы встречаем тут разные жанровые наклонения: лирическая (Фераморс, 1862 Демон, 1871), комическая (Среди разбойников, 1883, Попугай, 1884), традиционная большая опера (Нерон, 1876, написанный для парижской Grand Opera чертами большой оперы отмечены и такие разные оперы, как Купец Калашников, 1879 и Маккавеи, 1884). Общность тематизма при этом возникает не благодаря приближению вокальных мелодий к инструментальному типу (так будет, например, у Танеева), но, наоборот, вследствие певучести инструментальных. Картина наполнена стремительным драматичным движением.

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Мы, молодежь (смело пишу: «мы»), были поражены, обворожены, растроганы да этого впечатления не опишешь, его надо пережить. по 216, т. 1, 178).

Картина рубинштейновского оперного наследия весьма пестра. Не случайно определение, пусть в известной мере условное – петербургская школа – Рубинштейна не включает, не подразумевает. Отмечая моменты наследования, Протопопов высказывает предположение, что во время встречи двух музыкантов в Берлине в 1856 году, когда Глинка работал с Деном, между ними мог состояться обмен мнениями по поводу композиции фуг (215, 103). Точно просияло откуда-то солнце и весь холст заиграл изо всех углов холста. «Говоря о связи Рубинштейна с французской лирической оперой, следует отметить, что он отнюдь не был эпигоном течения, а его современником и во многом творческим попутчиком», – пишет Д. В. Житомирский (68, 88).

По воспоминаниям свидетеля этих занятий М. Б. Но наиболее значительная часть романсового наследия Рубинштейна находится в другом русле. Сколько наслушались от родителей об игре Антона Григорьевича. Характерное нанизывание триолей (Васина-Гроссман) в теме песни Клубится волною сочетается с пустыми квинтами и квартами в партии фортепиано, а все вместе – широкая, привольно льющаяся мелодия, тонкие тонально-гармонические краски, мягкие синкопы, выдержанный бас – создают музыкальный образ сладкого исполненного грусти томления (пример 29).

Вероятно, не случайно Демона в исполнении П. А. Хохлова (московская постановка 1879 года) некоторые критики сравнивали с лирическим героем стихотворений популярнейшего тогда поэта С. Я. Надсона – мятущимся, неудовлетворенным, стремящимся к счастью и не могущим его достигнуть. Исследователь отмечает, что жанр циклической симфонии оставался неосвоенным в России до тех пор, пока широкое общественное движение 50–60-х годов не сделало необходимым такое освоение имея в виду не только собственно музыкальные предпосылки, но и углубление субъективно-психологического мира у слушателей (3, 74). Первый из названных материалов (с заглавием Автобиографические воспоминания) публиковался при жизни Рубинштейна в стенографической записи и обработке редактора журнала Русская старина М. И. Семевского, причем, как установил Л. А. Баренбойм, мысли Рубинштейна подвергались достаточно существенному искажению (публикации 1889 года). Сычкова имела его встреча с И. Е. Репиным, состоявшаяся в 1892 году.

Ведь этот человек вложил в свою специальность особое понятие творческого призвания. stilllife) — тихая (безмолвная) жизнь. Взгляды и художественная практика Рубинштейна сложилась не сразу, были отмечены противоречивостью, – особенно в начале пути, но и в поздние годы также.

Сама же тема вступления, также звучащая в разработке, возникает и в эпилоге первой части. Репину портрет давался нелегко, художник не был удовлетворен, о чем Павлу Михайловичу сообщал брат Сергей: «Репин не доволен позой и выражением, по его словам, министерским и находит, что поворот почти в профиль будет гораздо интереснее» 38. Автором рецензии был Чайковский. Необычайно разнообразны литературные тексты избиравшиеся Рубинштейном. Но если в письменном или устном сообщении кодом (или шифром) является естественный язык, на котором общаются люди той или иной национальности, то в сообщении, которое содержится в произведении искусства, таким кодом становится язык искусства, его символы интернациональные по своей природе.

Ряд циклов явно восходит к шумановским, но, скорее, внешними чертами. В конце концов о его деятельности я знаю очень мало, спросите у Третьякова. » 12 К сожалению, Сергей Михайлович Третьяков не оставил воспоминаний и сведения о его дружбе с Николаем Григорьевичем очень обрывочны. Но взгляды музыканта запечатлены и в его литературном наследии2.

Трогательная, почти жалобная мелодия этого хора, удивительно верно рисующая тоску пришельцев по своей далекой и прекрасной родине, глубоко западает в душу слушателя (284, 39). В конце концов либретто сделал молодой литератор, впоследствии известный лермонтовед П. А. Висковатов (Висковатый). Третьяков и его жена буквально не отходили от больного. Сам он в тех же Рассказах вспоминал о своей ранней статье так: Глинку я вознес до небес, так как я его всегда почитал: сравнивал его с Бетховеном. Иван Николаевич Крамской собирался в это время начать работу над картиной «Хохот» («Радуйся, Царю Иудейский»), но все же ему хотелось написать и все обещанные Третьякову портреты.

К другим же отечественным музыкантам я отнесся весьма непочтительно (226, 83). Она красноречиво говорит о готовности зрителя окунуться в магию. Дети степей шли в Вене. В кульминации этого хора – мощный унисон высоких голосов и оркестра (пример 9). Однако, как справедливо полагает Г. Л. Головинский, сходство следует искать в определенном ладово-гармоническом комплексе, прочно ассоциирующемся и у того и у другого композитора с ориентальной сферой (45, 68). Пусть это послужит ответом тем, кто удивляется, почему при моей нерелигиозности предпочитаю работать над духовными сюжетами (230, 202–203). Взгляд дирижера сосредоточен, рука энергично взметнулась вверх, словно крыло птицы.

Композиторское наследие Рубинштейна огромно. Третьяков жене. Рубинштейн иначе не мог поступать: эти формы были тогда конструктивно прочны и четки, тогда как творчество русских композиторов было еще в стадии исканий» (16, 314). Один из возможных примеров – Русская и трепак из Сборника национальных танцев ор. за аксессуарами, дела не так мало будет, как кажется), то мне кажется, что Рубинштейна и Кольцова решительно нужно оставить до свободного времени» 29. По поводу оперы Дети степей (1860) Балакирев писал Римскому-Корсакову, что в ней автор подражал, как вы думаете – кому. Таковы, к примеру, Фатьма на слова Ф. Дана (1881) или известнейшая Азра (текст Г. Гейне).

В 1927-1950 годах он живет в Аргентине. Он писал пьесы в течение всей жизни. и Н. Г., Ауэром и Григоровичем. Сколько мы с детства навидались портретов Антона и Николая Григорьевичей. Решено было попросить взяться за эту работу И. Е.

Зал полон. Портреты великого голландца Рембрандта (1606—1669) не без основания считаются вершиной портретного искусства. В симфониях Рубинштейна прослеживается достаточно ясная эволюция. Первая сюита для оркестра) (215, 100).

Рубинштейн демонстрирует превосходную тематическую работу, впечатляюще выстраивает развитие, кульминации отдельные эпизоды очень выразительны, но скорее сменяют друг друга, чем объединяются в некое органическое целое. Уже в начале декабря художник сообщал В. В.

Он прямо связывает, например, появление Бетховена с французской революцией, а Шопена называет эоловой арфой польского восстания 1831 года (226, 123, 161). Вслед за Э. Гансликом, Г. Эрлихом, Л. Гартманом, Ла Марой, Л. Эскюдье, Г. Ларошем, Н. Кашкиным и другими критиками автор исследования особое внимание уделяет параллелям А. Рубинштейн – К. Таузиг и А. Рубинштейн – Г. Бюлов (21, т. 1, 39–42, 21, т. 2, 171–182). Триольные вокализы Зулейки действительно имеют много общего с контурами дойны (пример 27).

Автор сам не всегда их различал. 44 1) из цикла Петербургские вечера, на мелодию которого с удивительной естественностью впоследствии лег текст стихотворения Пушкина Ночь (начиная с 1881 года романс издавался и для инструментов и для голоса с фортепиано).

И так же, как потом у Танеева, новая тема, произведенная из начальной, звучит в финале цикла (буквы С и D) (пример 17). Программность толкуется расширительно, почти как синоним содержательности. Увидать его и услышать было таким волнением. В основе системы воспитания и там и там был упорный труд, приучение с юности к постоянной работе.

Не случайно многие прямо называются Романс или Мелодия. Часто они действуют на равных: тема-мелодия в основном виде проходит в оркестре, а голос то дублирует ее, то отходит от нее (таков, например, в упоминавшейся сцене Демона и Тамары фрагмент, начинающийся со слов Меня добру и небесам ты возвратить могла бы). Боткиной, «мило играла на фортепиано. Великий художник Илья Репин был известен своей необычайной тягой к музыке.

В критической статье 1873 года Чайковский называет Вторую симфонию кульминационным пунктом композиторской деятельности Рубинштейна, произведением кипучего, молодого, но вполне сложившегося таланта (288, 108). В Автобиографических рассказах он в одной фразе называет Потерянный рай и Вавилонское столпотворение то духовными операми, то ораториями (229, 97). Но Дети степей – опера, также имеющая лирическое (лирико-бытовое) наклонение, – написана Рубинштейном еще в I860, а в следующем году с успехом прошла в Вене.

Он создает Вавилонское столпотворение.

Репертуар Рубинштейна изменился с организацией Русского музыкального общества. В 1892 году Чайковский дирижировал Демоном в оперном товариществе И. П. Прянишникова. В литературе уже отмечалось сходство главной темы первой части Русской (Пятой) симфонии Рубинштейна (1880) с темой вступления к Борису Годунову (пример 14 а).

Перовым был написан портрет Николая Рубинштейна27. (39, 415). После трех мажорных она – первая из трех минорных симфоний Рубинштейна. Его статья О музыке в России (она охарактеризована в главе Музыкальное образование, т. 6), опубликованная в первом номере журнала Век за 1861 год, с точки зрения широко трактованного музыкального профессионализма ставила вопрос об открытии консерватории.

Знал он нас, двух сестер Зину и Веру, говорит, что мы были милые девушки. Елену Андреевну поразило, как незаметно подкралась эта тихая гостья – смерть. Новое качество явила Вторая симфония Рубинштейна Океан (первая редакция в 4-х частях – 1851). С течением времени, во второй половине XIX века (например, во французской музыке – от Давида к Бизе, Сен-Сансу и Делибу) музыкальный ориентализм приобретает большую конкретность, далекие страны оказываются представленными подлинными музыкальными темами, ритмами и т. д. Русская музыка о Востоке развивалась своим, особым путем. Именно благодаря картинеАлексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни. Бывают портретыпарные и групповые. Обычно имеется в виду романсовая – мелодическая и жанровая – природа вокальных партий: ариозо Демона прямо названы романсами, романсом же является, по существу, ариозо Тамары Ночь тиха.

Сравнение с Листом, величайшим пианистом первой половины прошлого века, еще не однажды возникает у Стасова, а также и у многих писавших о Рубинштейне и при его жизни и в последующие годы. Мамочка, знавшая Антона Григорьевича, взяла нас с собой в артистическую. Опера Фераморс, созданная еще в начале 60-х годов, была впервые (и затем многократно) поставлена в западноевропейских театрах, а в России на сцене Мариинского театра прозвучала лишь в 1898 году (до этого исполнялась в Петербурге силами Музыкально-драматического кружка, затем – учащимися консерватории). Даже Ларош, вообще очень высоко ценивший Демона, Ларош, не терпевший Вагнера, все же вынужден был признать (сойдясь в этом со своим антиподом – Кюи) малую выразительность рубинштейновских речитативов.

Композитор действительно предпринял попытку сочетать крупный философский план (решенные в ораториальном ключе хоровые Пролог и Апофеоз, где действуют надличные силы, где Демон ведет спор с Ангелом) и бытовую, даже этнографическую конкретность. Данное произведение является шедевральным. Отмечая, что как раз в произведениях на русские сюжеты (Купец Калашников, Горюша) проявляется условный и даже ложный русский пошиб (к каковому, между прочим, автор статьи здесь же относит Алябьева, Варламова и Гурилева), Кашкин заключает: Зато много других произведений, о национальности характера которых автор не заботился, смело могут быть отнесены к художественной русской музыке как по ширине общего рисунка, так и по обильно рассеянным в них чертам художественного реализма, составляющего характеристическую принадлежность русского искусства (75, 985–986). Однако для композиторской биографии Рубинштейна тут были, по крайней мере, две важные вещи. Иногда – особое жанрово-стилевое задание (Сюита, ор. Как раз в это время, в 1870 г., по заказу С. М.

Известно, что ее любил Чайковский (именно четырехчастный первоначальный вариант). Рубинштейна Павел Михайлович решил заказать И. Н. Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. Федора Степановича Рокотова (1735—1808)образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Разумеется, в исторической эволюции жанра действуют имманентные закономерности. Еще в 1854 году он сообщал своему другу М. Фредро, что абсолютно расходится с Листом по принципиальным пунктам его взглядов на музыку, которые заключаются в том, что он видит в Вагнере пророка будущего в опере (227, 54). 21, т. 2, 131–133, 294–296).

Это Автобиографические рассказы, Короб мыслей и Разговор о музыке (Музыка и ее мастера). Они, как уже говорилось, написаны в традициях Генделя и еще более – Мендельсона.

Бабушка играет. (Чайковский был на премьере в эти дни он дирижировал в Петербурге одним из юбилейных концертов Рубинштейна. ) В третьем действии Горюши в имении князя потешные немцы разыгрывают пантомиму с балетом, действующие лица которых – Аполло, Дафница, Венус, Купидо, Диана эта пантомима, музыка которой ориентирована на ранний классицизм и является его стилизацией, резко констатирует с драматизмом (даже мелодраматизмом) основного действия, дает эффект отстранения. Зинаида вышла замуж за Василия Ивановича Якунчикова, активно участвовавшего вместе с Н. Г.

81). Хорошая музыка дарила творцу душевное спокойствие и гармонию. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Он не был капризен. 94 – в 1874-м. В опере Суламит удельный вес хоров много меньше, возросло количество ансамблей в соответствии с сюжетом сильна вообще лирическая струя.

103). 118). Костюмированный бал, как и другие четырехручные двухфортепианные сочинения Рубинштейна, выводит этот исполнительский состав из сферы домашнего музицирования на концертную эстраду. 75, 6 и ор. В цикле участвуют Миньона (сопрано), Арфист (баритон), Фридрих (тенор), Аврелия (альт), Филина (сопрано) Реквием по Миньоне (Кто к нам стремится в тихую пристань. ) исполняют квартет мальчиков, мужской квартет и смешанный хор в сопровождении фортепиано и фисгармонии.

На другой день вечером мамочка поехала с нами обеими на панихиду. Все же закономерности инструментальной музыки сказываются в романсах и песнях Рубинштейна. С восторгом отзывался П. М. Лист после Сибирских охотников дирижировал Потерянным раем.

Так получилось, что к семье Третьяковых был ближе Н. Г. Можно высказать предположение, что акцент на общеевропейском характере всех жанров, кроме песенно-романсового, был связан со значительной укорененностью слухового опыта и идеалов музыканта в мире венского классицизма – стиля наиболее универсального и действительно всеевропейского. П. М. В опере Дети степей, например использованы наряду с цыганскими украинские песни.

Н. Ф. Финдейзен, первым обративший внимание на эту связь, утверждал даже, что оркестр рубинштейновской пантомимы более соответствует эпохе, тогда как в Искренности пастушки он чересчур роскошный (269, 85). В Аргентине он создал портреты Льва Толстого, Сократа, Микеланджело. В конце концов Крамской согласился с доводами заказчика, о чем сообщал в ответном письме: «Благодарю Вас за Вашу заботливость обо мне и о времени, которое мне остается для картины я послушаюсь Вас относительно Кольцова и Рубинштейна» 30. Насыщенность звучания отвечала пониманию Рубинштейном фортепиано как оркестра (вспомним Программу Третьего концерта). Им создано тринадцать опер и пять духовных опер-ораторий, балет, кантата, хоры a cappella для разных составов, шесть симфоний и другие сочинения для оркестра (три программные музыкально-характеристические картины, четыре увертюры, сюита), девять крупных произведений для солирующих инструментов с оркестром (в том числе пять для фортепиано, одно для скрипки и одно для виолончели).

Важную роль в творчестве Ф. В. Но, если говорить о тенденции, речитатив в Демоне распевается максимально, порой почти становясь ариозо (наиболее выразителен и ярок он в главной партии). 45, 70). Вероятно имело место и то и другое.

За небольшим исключением (волевые, действенные музыкальные образы Сатаны и особенно мятежников) музыка оратории не отличается ни яркостью, ни самостоятельностью. дал согласие Репину позировать еще для другого портрета в ином повороте – почти в профиль. Протопопов придает деятельности Рубинштейна исключительно важное значение в развитии русской полифонии имея в виду и педагогическую и исполнительскую и композиторскую стороны по справедливому суждению исследователя, фортепианные циклы прелюдий и фуг (ор.

В других случаях тема из вокальной партии уходит в оркестр, оставляя голос на втором плане в тематическом отношении (в этой же сцене далее: Что повесть тягостных лишений). Могут возразить, – продолжает Альшванг, – что первые русские симфонии – А. Рубинштейна (Первая симфония, 1850), Чайковского (Первая симфония, 1866) и Римского-Корсакова (Первая симфония, 1865) – явились лишь результатом западных влияний: один из названных композиторов научился писать симфонии, живя в Германии и научил этому в консерватории другого, а третий и не учась в консерватории, наигрался в юности классических симфоний и стал сам писать симфонию, введя туда, как русский музыкант, русскую песню (3, 75). Часто на их фоне появляется свободно текущий речитатив или диалог действующих лиц (например, двухчастная форма оркестрового вступления, варьированно повторенная в начале третьей картины). Поэма Д. Мильтона трактует библейские мотивы в тираноборческом плане: восставший против Бога Сатана (Люцифер) – самый яркий и привлекательный ее образ. Именно вот таким образом картина И. Е. Хотя лирической опере, как правило, не присуще адекватное воплощение всей глубины содержания литературного первоисточника, Рубинштейн все же предпринял попытку отразить философскую, богоборческую проблематику поэмы Лермонтова. Нетрудно заметить, что последние из названных черт проявятся и у Чайковского. Вы (по-всегдашнему), наверное, не подозреваете – чем.

Отец – Петр, сын – царевич Алексей (26, 466). О нем с восхищением отзывались Лев Толстой и Тургенев. Но, во-первых, в разных странах зазвучали и те сочинения Рубинштейна, которые органично вошли в основной фонд отечественной классики (Демон в 1882 и 1883 годах соответственно в Лондоне и Лейпциге, фортепианные концерты и другие пьесы весьма широко), а во-вторых, большое значение для складывающегося международного признания имел самый факт распространенности музыки композитора из России. Известно, что их охотно играл автор, в Москве некоторые прозвучали у Н. Г. Рубинштейна.

В этой музыке ясно слышится еврейский акцент (позже у Мусоргского Богатый еврей из Картинок с выставки заговорит в этом же ладу и тоже в октаву). А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями. Тут все верно необычайно. А слушательская аудитория охватывает практически все национальности и культуры мира. Светлый и чистый фон усиливает впечатление. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Среди них – музыкально-характеристические картины Иван Грозный (1869) и Дон-Кихот (1870).

Рубинштейна, но уже в превращении. Он отзывался об опере весьма объективно: «в Демоне есть прелестные вещи, – но много и балласту» (290, 372).

Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру Iфранцузского скульптораЭтьенна Мориса Фальконе (1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765—1782 гг. Вот уже более 50 лет (с 1957 г. ) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Мелодизм выступает коренной чертой музыкального мышления этого композитора. Этому способствовало ухудшение здоровья музыканта. Боткиной: «С Антоном Рубинштейном Павел Михайлович и Вера Николаевна встречались у Сергея Михайловича, где он бывал запросто, а также на устраиваемых больших вечерах, где он играл для родных и друзей хозяев. В половине 80-х годов он дал цикл «Исторических концертов» в Москве, Петербурге и за границей.

Оратория с большим успехом была исполнена под управлением Листа 1 марта 1858 года там же9. В настоящее время навряд ли найдется в Европе достойный соперник Рубинштейну понимание духа сочинения и верная его передача делают г. Рубинштейна действительно великим исполнителем (115). Авторское примечание Мусоргского к хору Иисус Навин (прежде – Песня ливийцев из Саламбо) прямо отсылает к народным израильским песням. Народный театр, где дают глупые сказки. Рембрандта называли поэтом страдания и сострадания. Мы жили тогда некоторое время на Пятницкой, до переезда на Ордынку» 1. Полагаю, что это будет произведение, наиболее способное завоевать Вам композиторскую славу», – читаем мы в письме от 3 июня 1855 года (209).

Дочь Павла Михайловича Третьякова, Александра Павловна Боткина, писала: «Сыновья Михаила Захаровича ходили в лавку и исполняли обязанности «мальчиков при лавке». Старшая дочь, Вера, вспоминала о своем знакомстве с известным музыкантом: «С 1872 года мамочка иногда по воскресеньям днем стала брать меня в Квартетные собрания в Малой зале Благородного (то есть Дворянского) собрания. 31 октября Репин сообщал В. В. Таким образом и этот романс номером не является. Последняя, Горюша, созданная в 1888-м, увидела свет рампы Мариинского театра в 1889 году. Талант А. Г. Это и в самом деле в сфере русской полифонии лежало на пути от Глинки к Танееву.

Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе. 10. 91 – «Стихи и реквием по Миньоне из Годов учения Вильгельма Мейстера» на тексты Гёте.

Примеры этой лейтинтонации оперы бесчисленны, приведем лишь некоторые, обозначив сценические ситуации: Тамара в счастливом предчувствии встречи с Синодалом (вторая картина, пример 5 а), над мертвым женихом (четвертая картина, пример 5 б), в келье с Демоном (шестая картина, пример 5 в), славление невесты (четвертая картина, оркестровое сопровождение хора, пример 5 г) дуэт-прощание Гудала и Тамары (четвертая картина, пример 5 д) первый романс Демона (четвертая картина, пример 5 е). С художественной, собственно музыкальной точки зрения духовные оперы Рубинштейна не представляют крупного интереса. Ему нравилось заводить знакомства с талантливыми людьми, которые всю свою жизнь посвятили музыке так же, как и он посвятил себя живописи. После этого были созданы три одночастные пьесы (Русское каприччио, фантазия Эроика и Концертштюк).

Декламационное начало выступает на первый план и в некоторых других произведениях, например известной по исполнению Шаляпиным и до сих пор сохраняющейся в репертуаре баритонов и басов балладе на слова Тургенева Перед воеводой молча он стоит (1891). Но помимо многообразного и доказуемого влияния А. Рубинштейна на этих мастеров (отдельные стороны и факты этого влияния будут упомянуты далее), в самих сочинениях Рубинштейна весьма отчетливо заметны особенности, которые мы связываем с творчеством именно московских музыкантов. У меня была Соната которую я пересочинял и всегда оставался неудовлетворенным13. Его дом на Пречистенском бульваре был одним из центров культурной жизни города. 82 (1868).

Обратные примеры крайне редки. Глядя на столь пронзительный взгляд дирижера, в голове рождается музыка. Рубинштейном и С. М. Они показывают чуткость, с которой Рубинштейн подходил к решению типовых задач времени. – При том дилетантизме, который господствует у нас, качество это составляет величайшую редкость быстрые шаги, делаемые г. Чайковским, в значительной мере объясняются его плодовитостью (152, 33).

Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемогованитас (vanitas— суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. 13 августа художник сообщал ему: «Рубинштейн отложен. » 33. Несомненно, Рубинштейн обладал тонким, цепким, чутким слухом. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. Третьякова и В. И.

Были долгие репетиции, пока не получилось каждому артисту довериться дирижеру. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью. А разве вы позабыли Ocean Рубинштейна и другие его симфонии», – возражал он Кюи в декабре 1863 года в ответ на письмо последнего (223, 253). Вторая из их, Пандеро – несомненная удача (пример 26). 21), Глазунова (ор. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне.

Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Однако задача дальнейшей ассимиляции западноевропейской культуры и школы, сама по себе важная, естественная, неизбежная, оказалась (и безусловно казалась) противопоставленной коренным задачам национальной композиторской школы. 82 для фортепиано (пример 24 а).

Но если братья Рубинштейны были бойкими шустрыми мальчиками, то из Третьяковых таким был лишь Сергей, старший, Павел с детства отличался некоторой основательностью.