Разборчивая Невеста Федотов Описание
Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым.
Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». ».
Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». ассигнациями в месяц». Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.
После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Перезревшая невеста, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. Нет никакой поэзии, никакой романтики. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.
Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Свидание это было знаменательно. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Ж-4521)8910.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». / Нет, в светлицу уйду. »46. РР СРРСРР РР РСРСРРРС, Р РРРРР РРРССРР РРССРлРРСРСР РРРС.
Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
Описание картины «Разборчивая невеста»
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. / По-старинному— в сизом платочке. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.
Эта работа была написана художникам по мотивам одноименной басни И. А. Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных. «Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Картина Разборчивая невеста Павла Федотова
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Почтовая марка СССР из выпуска «Русская живопись XIX в. П. А. Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто57.
Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
Павел Федотов «Разборчивая невеста»
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». / Никогда с ними я не бывала». Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. От горестных мыслей спасала живопись.
Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. «Разборчивая невеста»1847г. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. На марке изображена репродукция картины «Разборчивая невеста» (1847, Государственная Третьяковская Галерея, Москва). Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
02650 Федотов 1934 Разборчивая невеста сватовство мезальянс горбун жених живопись чистая
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. РР РРР»С РРР»СРССС РРР СилиРРС, РРССРСРРё Рё ССРССС. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Как она называется. Р–РРРёС РРСРРССР, ССРРлиРСР Рё СРР Р»ССРССРёР.
Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.
Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам.
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы. В ней борются противоречивые чувства. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа.
Весьма сатирично и в то же время не без сочувствия характеризует он своих персонажей. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3.
Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5.
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Он в который раз был обласкан великим князем. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Выражение томного восторга написано на ее лице. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты.
Сочинение по картине Федотова «Разборчивая невеста»
Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Холст, масло. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены— как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка.
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.
Картина Сватовство майора: описание картины
Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая.
Описание картины Павла Федотова «Разборчивая невеста»
Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Кроме одного. РРССРёРР Р. Р. РРРРСРРР «РРРРРССРёРРС РРРРССР» РёРРРСРРРРС СРРСРСС ССРРС СРРСРРССРР. Федотов».
В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
В музей – без поводка / Павел Федотов Разборчивая невеста
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перед этим Брюллову были доставлены на квартиру картины Федотова «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.
- Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
- История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
- Родоначальник критического реализма в живописи
- Федотов Павел АндреевичКартины и биография
- Картина Федотова РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА
Крылова. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку.
В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.
- Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Отправить запрос на изготовление копии
- Мораль басни Разборчивая Невеста Крылова (анализ, суть, смысл)
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак».
На полу— кошка, «намывающая» гостей28. «Все это очень хорошо. Как она называется.
заданный автором Папироса лучший ответ это Федотов Павел Андреевич "Разборчивая невеста"Федотов пишет картину "Разборчивая невеста" на сюжет одноимённой басни Крылова. «Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали». Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. «Все это очень хорошо. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.
Картина П. А. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. / Ой, стыд какой. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем.
У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка. РРСРР РРР РР РРРРР РРР»РРР ССРРёС РРР»РРРРРРРСР РРРРёС. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий.
Подобные браки случались тогда повсеместно. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Картина Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства.
После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Он в который раз был обласкан великим князем.
РРРРёСРли ССР РРРРёРРСС Рё С РРСРСРРРРёРР РРСС РР РСРРСР. чужой. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных. Федотов показывает решающий момент объяснения. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. ассигнациями в месяц». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.
/ Никогда с ними я не бывала». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться.
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. РРР РС РРё РСР» ССРРлиРРРРРёС, СРРРРССРёРРР РРРРССР РР РёР РРРР РРР»ССР РСРРёСРСС. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». РРРРРСР РРССРРР»РРР РРСРРРР СРРРРР РРРРР»СС, РРРСС РР ССРРёС РР»РСРР С РССРРСР РРРСРРРР. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом. Свидание это было знаменательно. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.
РСРСРСР РР СРР СРСР»Р, Р РРР СРР Рё РРёРРС С СРРРёСРР»СРРё Рё РР РСлРРРРСРРР. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем.
— стыд какой. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. РСРСРёРР РРР»РРС ССР»ССРСС РРРРСРСС ССРРС: «Р СРРР»РСРР. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Ж-4521)8910. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. «Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали». Выражение томного восторга написано на ее лице. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. «Разборчивая невеста».
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. РР СРРССРёС РР РРРРССС РРРР»СРРР РРР»РСР РРРёРРРРёС.