Разборчивая Невеста Картина

Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Павел Андреевич Федотов в 1847 году представил своим почитателям новую картину Разборчивая невеста.

Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»

М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. РР СРРСРР РР РСРСРРРС, Р РРРРР РРРССРР РРССРлРРСРСР РРРС. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Биобиблиографический словарь.

На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Растопчиной. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.

В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. РРРё СРР СРРСРР РССРСлиСС РСРРСС РРСС РРРСР, Рё РРС РСРёСРР» РРСРРСРёРР»СРСР РРРРёС, Рё СРРРёСРли РРРРСССС РР РРР»РРРёСРР»СРСР РСРРС. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре. А. И. Сомов. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.

Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Хотя полотно «Вдовушка» и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. РСРСРёРР РРР»РРС ССР»ССРСС РРРРСРСС ССРРС: «Р СРРР»РСРР.

Слева, скрываясь за тяжелой портьерой, подслушивают родители невесты. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

Картина Разборчивая 
невеста Павла Федотова

Картина Разборчивая невеста Павла Федотова

Весьма сатирично и в то же время не без сочувствия характеризует он своих персонажей. Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. РР РРР»С РРР»СРССС РРР СилиРРС, РРССРСРРё Рё ССРССС.

Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны.

По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками.

В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. РРССРёРР Р. Р. РРРРСРРР «РРРРРССРёРРС РРРРССР» РёРРРСРРРРС СРРСРСС ССРРС СРРСРРССРР. — М. : Терра, 2001. и 4 доп.

Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Ж-4521)8910. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Павел Федотов «Разборчивая 
невеста»

Павел Федотов «Разборчивая невеста»

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. РРРРРСР РРССРРР»РРР РРСРРРР СРРРРР РРРРР»СС, РРРСС РР ССРРёС РР»РСРР С РССРРСР РРРСРРРР.

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Федотов показывает решающий момент объяснения. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Эта работа была написана художникам по мотивам одноименной басни И. А. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).

В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего. «Павел Андреевич Федотов» (отдельный оттиск из журнала «Пчела» за 1878 год), П. П. Гнедич «История искусств» М. : Молодая гвардия, 1980, Ф. И. Булгаков. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.

Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год., Художники народов СССР. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.

Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Таков ряд набросков изображающий Жизнь гениального живописца, которая начинается появлением звезды, возвышающей его рождение.

Описание картины 
«Разборчивая невеста»

Описание картины «Разборчивая невеста»

Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.

Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. тт.

чужой. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. ».

В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Подобные браки случались тогда повсеместно.

Сочинение по картине 
Федотова Разборчивая 
невеста

Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста

Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Ивановой, Н. Ю. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.

После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

Он в который раз был обласкан великим князем. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею1.

Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою «Женитьбу», опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Выражение томного восторга написано на ее лице. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. / По-старинному— в сизом платочке. Крылова.

Сочиненин по картине Федотова «Разборчивая невеста»

/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. РРРРёСРли ССР РРРРёРРСС Рё С РРСРСРРРРёРР РРСС РР РСРРСР.

На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины и новая, гораздо более совершенная — «Сватовство майора». Почтовая марка СССР из выпуска «Русская живопись XIX в. П. А. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт.

Сочинение по картине 
Федотова «Разборчивая 
невеста»

Сочинение по картине Федотова «Разборчивая невеста»

В ней борются противоречивые чувства. Для наиболее полного раскрытия сути своих персонажей художник придумывает такую ситуацию, при которой каждый герой находится в особых условиях, отдалённых от повседневного существования. Им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом». По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.

В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Она не молода, все претенденты на руку и сердце уже давно женаты, а она все ждала того идеального, которого так и не дождалась. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.

Перед этим Брюллову были доставлены на квартиру картины Федотова «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи.

Описание картины 
Павла Федотова «Разборчивая 
невеста»

Описание картины Павла Федотова «Разборчивая невеста»

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. В свободное от службы время Федотов занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей.

Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Сюжет взят из финала одноименной басни И. Крылова: «Чтоб в одиночестве не кончить веку, / Красавица, пока совсем не отцвела, / За первого, кто к ней присватался, пошла: / И рада, рада уж была, / Что вышла за калеку». Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Федотов добродушно подтрунивает над своими героями – персонажи его картины комичные, но не отталкивающие. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.

/ Нет, в светлицу уйду. »46. От горестных мыслей спасала живопись. Р–РРРёС РРСРРССР, ССРРлиРСР Рё СРР Р»ССРССРёР. «Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали».

«Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь. Перезревшая невеста, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты.

  • История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
  • Картина Федотова РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
  • Литературный портфельчик Искуссницы
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Отправить запрос на изготовление копии

РРР РС РРё РСР» ССРРлиРРРРРёС, СРРРРССРёРРР РРРРССР РР РёР РРРР РРР»ССР РСРРёСРСС. — стыд какой. «Все это очень хорошо. Судя по характеру сцены, переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее и мы видим первый визит будущего жениха в купеческий дом, где его ждут с большим нетерпением26.

Картина «Вдовушка» представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру. РСССРРРёР, ССР РР РСРёРРРРР» Р РРРРССР, РРРРССРС РСРСРёР» СРРРё РРСРё РР РРР» Рё РРРС СРСРРРёС СРРРРССРёРРР РРРРССС. Кроме одного. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.

За последнюю картину художника удостоили званием академика. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. После Федотова картин осталось немного. «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
  • Мораль басни Разборчивая Невеста Крылова (анализ, суть, смысл)

/ Ой, стыд какой. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна.

«Павел Андреевич Федотов и его произведения» (СПб., 1893). Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков.

Справа от жениха маленькая белая собачка, которая также как и он ждет, даст ли согласия уже не молодая женщина. / Никогда с ними я не бывала». Мордочка собачки у ног жениха забавно напоминает подобострастное выражение его лица. М., 1970, т. 1. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Все действующие лица, принимающие участие в изображённой на картине комедии брака, пронизаны единым действием. Федотов». Как она называется. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.

Полевого В. М. Нет никакой поэзии, никакой романтики.

Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». ассигнациями в месяц».

». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». РСРСРСР РР СРР СРСР»Р, Р РРР СРР Рё РРёРРС С СРРРёСРР»СРРё Рё РР РСлРРРРСРРР.

На марке изображена репродукция картины «Разборчивая невеста» (1847, Государственная Третьяковская Галерея, Москва). РРСРР РРР РР РРРРР РРР»РРР ССРРёС РРР»РРРРРРРСР РРРРёС. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

Но как он ошибается. Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться. Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак». Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера, шедевры), Габриэле Крепальди, М. :Омега 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах.

С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость.

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая. РР СРРССРёС РР РРРРССС РРРР»СРРР РРР»РСР РРРёРРРРёС. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.

По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Свидание это было знаменательно. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил «Сватовство майора» и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте.