Рембрандт Автопортрет С Саскией

И в апофеозе счастья в 1633-ем году, вскоре после свадьбы, Рембрандт пишет свой всемирно известный "Автопортрет с Саскией на коленях", в котором синтезируются все его юношеские искания в автопортретном жанре. Картина Рембрандта Автопортрет с Саскией Эйленбург на коленях: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Автопортрет с женой Саскией, Рембрандт, 1635

Все это, безусловно, в ней есть. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Основная претензия к Рембрандту заключалась в том, что он давно не посещает службу в реформатской церкви. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка". А вот Саймон Шама полагает, на этот шаг Гертье вынудил сам Рембрандт, которого заело запоздалое раскаяние, что из рук Титуса навсегда уйдут драгоценности его матери, которые по справедливости должны бы достаться ему, а не любовнице его отца. Это период его восхождения. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).

Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Нидерланды (Голландия).

Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков. Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев". Это единственная картина голландского художника, на которой он изображен вместе с Саскией (хотя известен ещё офорт «Автопортрет с Саскией», нарисованный через год). На стене заметна грифельная доска, котороя в то время использовалась для записи долгов.

В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь "блудный сын" ушел из богатого дома. Розовеют освещенные щеки, поблескивает и переливается молочно-матовое жемчужное ожерелье, в прозрачной тени под шляпой мерцает левая сережка.

На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Налет эпатажа, бурлескности, явно присутствующий в картине, – это последняя вспышка молодого бунтарства, которое характерно для всех произведений Рембрандта 1630-х годов. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»).

Её дергали повестками еще и еще. Барокко.

«Автопортрет с Саскией» 
картина Рембрандта

«Автопортрет с Саскией» картина Рембрандта

Это уже настоящее признание. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Картина была создана в 1635 году, в самый счастливый период жизни художника.

Этой деталью Рембрандт напоминает о том, что за все когда-то придеться платить. На столе стоит блюдо с павлином, который символизирует тщеславие. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.

Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея – гимн человеческому счастью. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Экспонируется в Дрезденской галерее (Германия).

Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной.

Три музы Рембрандта 
– Саския, Гертье, 
Хендрикье

Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье

А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Выставляя себя в таком виде, он и не думает, что в этом можно усмотреть безвкусие.

Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Широкий силуэт ее фигуры кажется изящным, он свободно размещается на картине, оставляя много места справа и особенно слева освещенный куст зелени в правом углу и увитый яркими цветами жезл в левой части картины не заполняют пространства, а лишь подчеркивают глубину.

В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Учитель специализируется на мифологических исторических и библейских сюжетах, для его работ характерно пристрастие к деталям, яркости. На стене видна грифельная доска – символ того, что рано или поздно за всё придётся платить. Картина описывает известную притчу из Евангелия от Луки. По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Многие считают картину пророческой.

Торжественность значительного ветхозаветного события благословление Иаковом внуков выражена строгой композицией и яркими красками картины. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю.

Путь от Саскии-Флоры, написанной в период первой беременности, к этой, познавшей горести и утраты всего за семь прошедших лет, будто бы отражен в символе цветка – единственного, оставшегося от прежнего пышного венка-букета. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.

Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Её поступок биографы художника трактуют по-разному. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками.

Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Он пользовался ими в живописи, как антуражем, создавая полусказочное окружение героям картин и утоляя свою любовь к живописности — к глубокому тону, мерцаниям, переливам, вспышкам, к драгоценности пастозной, шероховатой красочной фактуры. Он был отличным рисовальщиком и гравером. Вот таким образом он решил создать семейный портрет. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили.

Познакомиться лично уже наслышанным друг о друге будущим супругам довелось дома у Хендрика ван Эйленбюрха – там Рембрандт в это время арендовал помещение, а Саския просто пришла навестить кузена. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны.

Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх».

Саския и Рембрандт: 
мистическая история 
любви

Саския и Рембрандт: мистическая история любви

Восхищенная королева наградила Барберини бриллиантом стоимостью в 4000 скуди. На картине Рембрандт играет роль блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. На полотне Рембрандт изображен в роль блудного сына, который растрачивает свое наследство. «Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях») – знаменитый автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне.

Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе.

Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью. Однако эта гипотеза явно неудачна.

Художник Рембрандт, 
автопортреты: описание, 
история и интересные

Художник Рембрандт, автопортреты: описание история и интересные факты

Она сдержана сидя к нам спиной на коленях силача-мужа, она чувствовала себя прекрасно, но, заслышав нас, повернулась к нам нежным личиком, еще озаренным светом улыбки, но уже смутилась. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Кассель. К подобным экзотическим вещам Рембрандт всегда питал настоящую страсть.

Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Хотя она не отличалась завидной красотой, а имела совсем обычную и невзрачную внешность, в ней всё равно было что-то особенное, что так привлекало Рембрандта.

Автопортрет с Саскией 
на коленях Рембрандт 
Хармес ван Рейн

Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн

Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.

Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Поверх богатого шелкового платья, схожего по цвету с аркадийским костюмом, с плеч Саскии-Минервы ниспадает богатый золотой плащ, символ римских правителей. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.

Сильнее всего ликование выражено в насыщенном колорите картины, в игре тонко подобранных красочных сочетаний, в движении светотени. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Сообщество «Волшебная сила искусства»

В настоящее время находится в Дрезденской галерее. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына.

Он был счастлив и в семейной жизни и решил создать портрет своей семьи. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.

рембрандт автопортрет 
с саскией на коленях

рембрандт автопортрет с саскией на коленях

Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам.

Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Он любил рисовать портреты именно Саскии, причем он радовал её этим как до свадьбы, так и после. Бюст прибыл в Оутлендский дворец в июле 1637 года и был восторженно принят «не только за мастерство исполнения, но и по причине чрезвычайной схожести с обличием короля». Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются.

В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.

В музей – без поводка/ Рембрандт Харменс ван Рейн "Автопортрет с Саскией на коленях"

На коленях у него сидит Саския, тоже в богатой одежде в роли блудницы. И в самом настроении и в облике Саскии и в том, как воспринимает ее Рембрандт, есть подлинная праздничность. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника.

Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Сейчас он достанет им до верхнего края полотна. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. И в семейной жизни у художника все было хорошо.

Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло).

Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Эта фризская девушка тоже прибыла в Амстердам после смерти отца, была так же одинока в городе, как и молодой Рембрандт.

К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. К теме блудного сына художник вернется год спустя в офорте «Возвращение блудного сына» и 31 год спустя – в финальной картине «Возвращение блудного сына».

Автопортрет Рембрандта 
с Саскией (1636)

Автопортрет Рембрандта с Саскией (1636)

Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином — признак достатка. Сейчас картина «Блудный сын в таверне» выставляется в Дрезденской галерее. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев».

Размеры картины: 161х131. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.

Автопортрет с Саскией 
на коленях

Автопортрет с Саскией на коленях

Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Ему и в голову не приходит, что они могут возмущаться, что его могут осуждать.

В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал.

Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения.

Теплый свет играет на лице и открытой шее. Изображения Рембрандта и Саскии глубоко индивидуальны, портретны по своей сути, хотя не всегда они отличаются полным внешним сходством. Завершая работу над полотном, он все-таки написал и шлем, но поместил его за спиной богини, рядом с копьем и щитом.

В музей – без поводка/ 
Рембрандт Харменс 
ван Рейн Автопортрет

В музей – без поводка/ Рембрандт Харменс ван Рейн Автопортрет с Саскией на коленях

Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ). Портрет Саскии должен ласкать и радовать глаз, он должен быть праздником для созерцающего. Картинная галерея. На его коленях сидит Саския, облаченная в богатую одежду распутницы. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»).

Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Холст, масло. Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. О богатстве людей на картине говорят и роскошные одежды, шёлк, бархат, дорогая шпага с позолотой.

Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом). Но одного сходства мало.

Картина Автопортрет 
с Саскией Эйленбург 
на коленях Рембрандта

Картина Автопортрет с Саскией Эйленбург на коленях Рембрандта

На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.

Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. 175, 5 x 210, 5 см. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына».

Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс.

А потому любой трактир для них может стать дворцом, где на дивном пиршестве жизни все счастливы и веселы. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой.

Притча о блудном сыне была востребованна Рембрантдом, который через 31 год напишет свою знаменитую картину «Возвращение блудного сына». Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Противопоставление духа и плоти получает здесь также и пространственную выраженность, но Рембрандт не удовлетворяется и этим.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Да и сборники голландской народной лирики сохранили немало вакхических песен тех лет, прославляющих Бахуса, вино и женщин. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Великолепием костюмов и роскошью обстановки Рембрандт словно провозглашает, что все богатства и вся красота — достояние обычных людей, таких как он сам — сын лейденского мельника — и его милая жена.

Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Самым частым атрибутом Минервы в живописи и скульптуре является шлем римского легионера, венчающий ее голову и олицетворяющий ее еще и как богиню войны. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится.

Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.

Вообще-то к моменту их встречи она по факту являлась вовсе не избалованной младшей дочкой бургомистра, а вот уже несколько лет — круглой сиротой. Головку Саскии венчает цветочная гирлянда, гармонирующая с нежным румянцем щек.

Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью.