Рембрандт Флора
«типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)»1. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний. Картина Рембрандта Флора: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
саския в виде флоры картина в эрмитаже ее описание
Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину. Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (1596—1656).
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Флора». Рембрандт гордо и радостно смеялся. Многие считают картину пророческой. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда.
- Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»
- Перейти к полному тексту работы
- Смотреть полный текст работы бесплатно
- Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
- Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
- Портрет Саскии ван Эйленбюрх, Рембрандт, 1633
- Флора (портрет Саскии в виде Флоры)
С образцами жанра 20—30-х гг. Кассель. Главная тема искусства Рембрандта — мир человеческих чувств. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх». После четырёх вариантов этого мотива художником было создано непосредственное дрезденское изображение в картине «Саския в виде Флоры» (1641), таким же образом возник первый вариант «Данаи» (1636).
Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний. сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
- Рембрандт Харменс ван Рейн Флора
- Эскизы и наброски с изображением Саскии
- Портрет Саскии в аркадийском костюме
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Литературный портфельчик Искуссницы
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы.
При этом возвышающийся над остальными апостолами Христос оказывается на фоне среднего, самого большого окна. Картинная галерея. «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии. Кассель. В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Отправить запрос на изготовление копии
- Купить картину Флора, Рембрандт
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Примерно до начала 40-х годов Рембрандт был самым популярным художником в Голландии. Когда началась жизнь его с Саскией, полная безумия и радости, он рисует ее так же, как до того рисовал себя, с тем же блеском и роскошью. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии. В России это, прежде всего, Пушкин, в Германии – Бетховен, в Австрии – Моцарт, в Англии – Шекспир, во Франции – Вольтер, в Италии – Микеланджело, в Испании – Сервантес, в Польше – Шопен, в Голландии – Рембрандт ван Рейн.
Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. В темнице его волосы отросли. Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант.
Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста».
Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир.
Идеолог передвижничества, художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов называл Рембрандта великим родоначальником нового европейского искусства, а идеолог враждебного передвижникам течения Мир искусства, художник Александр Николаевич Бенуа считал творчество Рембрандта чудом в истории человечества. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ). Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ).
К подобным экзотическим вещам Рембрандт всегда питал настоящую страсть. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. Картина была начата и завершена в 1654 году (Амстердам). Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели.
Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Неоднократно менялось и название картины.
Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена — Саломон фан Рейсдаль (1600— 1670). Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы.
Работа художника также известна как «Саския в образе Флоры» (не путать с картиной «Саския в виде Флоры», 1641, Картинная галерея, Дрезден). Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.
Герои произведения — простые люди Голландии. 1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года Неверие апостола Фомы, выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
Лицо ее безмятежно, с легкой затаенной улыбкой, с прозрачным, ласковым и внимательным взглядом, направленным немного ниже и левее зрителя. Этот выход задрапирован тяжелыми материями.
Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) — вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. По контрасту с неопределенными переливами шелка особенно яркими кажутся цветы в руке Саскии, ее белая рубашка и корсаж, то есть жесткий пояс юбки, шитый золотом и голубым. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье.
«флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов.
Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (1626—1679) – увлекательная повествовательность. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
Но для нас важно другое. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
Но для нас важно другое.
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен.
Композиция картины по-шекспировски динамична. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Барокко. А за последние десятилетия в западной литературе все чаще можно встретить утверждение, что во всем художественном творчестве человечества только русский роман девятнадцатого века дает психологический анализ подлинно рембрандтовской глубины. последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.
В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) – Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности. Так Рембрандт вплетает спираль – символ познания – в естественную систему вещей и натурализирует его, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу.
И перед тем, как распластаться на полу в молитвенном исступлении, он в последний раз всплескивает сложенными руками. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. Они вошли в историю мирового искусства как самые обаятельные и меланхолические. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне.
Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)». В искусстве Голландии этого времени возникла мода на пасторальные сюжеты, которой мог следовать художник. Рембрандт фан Рейн (1606—1669).
В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Тематика его офортов очень широка.
Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей Говорящей книги, объединенных общей темой – Рембрандт. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Это ступени одного и того же скорбного пути. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). В 1630—1640-е гг.
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».
Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после Урока анатомии другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого Ночного дозора, то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Девять лет отделяют эти портреты друг от друга, а между тем кажется, что они задуманы в один и тот же час и если ничто в первом портрете не напоминает о том робком, прилежном и сухом желтоватом периоде, самым значительным образчиком которого остается "Урок анатомии", то ничто также, решительно ничто во втором портрете не несет в себе следов тех дерзких опытов, которые начал Рембрандт "Ночным дозором". Это все термины самого Леонардо. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. А еще один, навалившись богатырю на грудь, самозабвенно высверливаем ему правый глаз кинжалом.
В 1633 году 21-летняя Саския приехала в Амстердам, чтобы погостить у своей кузины Алтье ван Эйленбюрх. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). 1652—1654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ).
Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. В начале 1640-х гг.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Фон черноват паркет – серый. В ряду великих мастеров мирового искусства, – пишет советский искусствовед Евсей Иосифович Ротенберг, – имя Рембрандта всегда было окружено особым ореолом. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
Работа художника также известна как «Саския в образе Флоры» (не путать с картиной «Саския в виде Флоры», 1641, Картинная галерея, Дрезден). Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Размер картины 125 x 101 см, дерево, масло. Его влекло к военному делу. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере.
Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Оно было далеким от классических норм. Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет).
Холст, масло. Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635 – 1636) впервые появляется мотив блудного сына.
Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей Говорящей книги, объединенных общей темой – Рембрандт. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Такой прием обуславливает ощущение необычайного простора, подчеркивая в то же самое время равнинный характер голландского ландшафта.
Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына. Здесь большую роль играет пейзаж. Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний. Он был в моде.
Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Это все термины самого Леонардо. Жемчужина коллекции — Даная (1636 г. )—написана на довольно распространенный в искусстве XVI—XVII вв. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. Также вдобавок существует рисунок, который хронологически расположен между берлинским рисунком и эрмитажной и лондонской картиной.
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Таковы Портрет старика в красном (ок. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. В них тонко охарактеризован внутренний мир человека.
Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. XVII в. знакомят картины Дирка Хальса, Виллема Дейстера, Якоба фан Фельзена, Якоба Дюка, которые изображали веселящееся общество, пирушки в тавернах, домашние концерты игру в карты и трик-трак, бытовые сценки, преимущественно из жизни зажиточных бюргеров и военных. – Здесь царит задушевность, покой и уют.
Тело Христа, жалобно повисшее изогнулось и его вид – напряженная правая рука, за которую его еще держат наверху и висящая мертвая левая, его только что качнувшаяся окровавленная голова и складки туловища израненные ноги – вызывает не благоговение, а щемящую тоску и человеческое сочувствие равного равному. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
"Флора" из Национальной галереи в Лондоне старше ее всего на год, однако это уже сознающая свою силу молодая женщина, которая легко и свободно исполняет роль богини. В евангельском мифе рассказывается, что после казни Христа близкие испросив разрешения у иерусалимских властей, ночью сняли с креста его тело и захоронили. Мадонна — немолодая изможденная крестьянка — падает на руки заботливо подоспевших друзей. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». За этим именем возникает образ художника трагической, но прекрасной судьбы, образ человека, никогда не изменявшего тому, во что он верил, не способного поступиться даже самым малым в искусстве, если это шло против высшей человеческой правды. Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )—прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок. В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем».
«Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения.
Из-за этого спустя 12 лет Рембрандт не смог узаконить отношения со своей последней возлюбленной Хендрикье Стоффелс. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
«флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (1596—1667) известнейшего портретиста своего времени. также картину в Метрополитен музее)1. Так как цветы являются символом жизни, отданную маргаритку многие считают тем самым последним годом до преждевременной кончины Саскии, ведь картина была написана в 1641-м. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. также картину в Метрополитен музее). Пожалуй, наиболее характерен из них лист Благовестие пастухам (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Через три дня после обручения, 8 июня 1633 года, Рембрандт делает рисунок: Саския изображена на нем в широкополой, украшенной цветами шляпе и с цветком в руке (Берлин, Кабинет графики).
Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (1610—1685), посвятивший свое творчество изображению крестьян.
Вторая ранняя вещь—Портрет старика-воина (ок. Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/29—1682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. 1629—1630 гг. ).
Украсив ее белую круглую шею ожерельями, он обвивал широкой цепью золотые душистые волосы Саскии, так что ее головка, еще более прелестная, чем всегда, начинала клониться под тяжестью сверкающего груза. Все писавшие в последнее время о Рембрандте, – так начинает свой очерк о художнике великий бельгийский поэт Эмиль Верхарн, – мерили его аршином своей точной, рассудочной, ученой критики. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (1580—1666).
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде.
Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Фон черноват паркет – серый. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.
По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города. Поросшее цветами и листьями кувшинок болото окружают развесистые могучие деревья: сухой дуб печально простирает к небу свои голые сучья, а рядом с, ним ствол старого дерева, поверженного бурей тишину нарушает лишь внезапный шум крыльев вспорхнувшей стайки уток да легкий шорох шагов охотника, забредшего в эту таинственную чащу, куда редко заглядывают лучи солнца. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.
Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – Ослепление Самсона (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635 – 1636) впервые появляется мотив блудного сына. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – Воскрешение Лазаря, 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Мы называем их вечными спутниками. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Необычайно богата коллекция жанровой живописи, получившей в Голландии такое широкое развитие, как ни в какой другой стране Европы. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).
Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Вещие слова сказаны. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Начиная с 1652 года, портретист создает целую серию женских образов, лицом которых стала Х. Стоффелс. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. 1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса. Кроме того, постановка фигуры и поворот головы молодой женщины характерны для портретных композиций.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров).
Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. Замысел берлинского рисунка и поза дрезденского портрета как бы объединились в картине Эрмитажа.
Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).
И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Офорты середины тридцатых годов отличаются сугубо внешней драматизацией и подчеркнуто зрелищной композицией.
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Этим же годом помечен и ее замечательный погрудный портрет (Дрезден, галерея). Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Большинство сцен, подобно Снятию с креста, погружено в глубокий мрак предметы выступают, словно вырванные из тьмы ярким лучом, упавшим на тело распятого или потерявшую сознание Марию. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб.
Какой ослепительный праздник любви. 175, 5 x 210, 5 см. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью.
Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Стол накрыт. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)»1. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками.
Нидерланды (Голландия). Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
Они старались разобрать его жизнь год за годом, радость за радостью, несчастье за несчастьем. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Годом создания картины стал 1634 год. Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. Над полотном художник работал меньше года.
В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) – Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности. Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений. Так простой жанровый мотив приобретает у Рембрандта наводящую на раздумья значительность с вещей словно спадает пелена, в них раскрывается глубокий внутренний смысл. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного.
На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку.
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, коллекция Дж. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. К вечеру в четверг, когда сгущавшийся сумрак мог избавить от наблюдения вездесущих доносчиков, Спаситель с двенадцатью учениками незамеченным вошел в Иерусалим.