Рембрандт Саския

В июле, когда они с Саскией находились во Фрисландии, куда после свадьбы уехали погостить у её замужних сестёр, Рембрандт получил известие о смерти своего брата Геррита. 14 июля 1642 года умерла Саския, оставив Рембрандта с девятимесячным сыном Титусом. Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. Рембрандт наряжает Саскию в парчовые ткани и покрытые узором корсажи, придумывает ей широкие шляпы с перьями, покрывает ее сверкающим плащом, увешивает ее шею ожерельями, а руки – звенящими браслетами.

Интересно, что изначальная версия полотна была больше и, помимо Саскии на коленях Рембрандта, присутствовали другие персонажи. 8 июня 1633 года Рембрандт и Саския стали женихом и невестой, а спустя год, 22 июня 1634, обвенчались. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся. В эти переживания вложено много личного: Рембрандт здесь – Плутон, Аид как и бог подземного царства, он похищает свою невесту, Саскию. «жизнь Христа» и «Жизнь Саскии» – два пути, на которые Рембрандт вступил на двадцать седьмом году жизни.

Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник. Рембрандт создавал картины, на которых Саския была едина и многолика. Рембрандт встречался с Саскией не только на сеансах, но и на вечеринках, увеселительных прогулках с друзьями. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе.

В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание. История любви Рембрандта и Саскии – классический случай мистической связи между художником, картиной и моделью. Рембрандт может слегка изменить черты лица, сделать русые волосы Саскии светлее или темнее светлее – бессознательно из желания изобразить ее еще более красивой темнее – намеренно, в соответствии с колористической гаммой картины. Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии.

После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбур) 1612 — 1642 — жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин и рисунков. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612 (1612-08-02), Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. Помимо большого количества картин Рембрандта с Саскией изображенной на них, большой интерес для исследователей жизни и творчества великого художника представляют его простые изображения супруги, выполненные карандашом.

Гравюрное изображение Саскии и Рембрандта на фото представлено выше.

Бесстрастное лицо ничего не говорит о плодородии. Барокко.

Образ любимой женщины вышел за рамки того, что сама она считала границами своих владений. Он был в моде. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Он предложил беременной супруге умереть.

Одни получают больше света, другие меньше, одни получают его под одним углом, другие под другим, одни хорошо отражают свет, другие поглощают. Саския – блудница, Рембрандт – развратник. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Его продолжают привлекать герои из самых низших, порой люмпен-пролетарских слоев населения.

Но для нас важно другое. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Переодевание.

Вместо великолепных, атлетически сложенных, гибких в своих движениях героев Рубенса – нескладные фигурки простых людей, суровых в охватившем их горе. Этот эстамп теперь известен под названием Трех дерев. Стол накрыт. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Со временем это превратилось у меня в некую манию и я выучила заодно имя его второй жены – Хендрикье Стоффельс, а там уже и имена обеих жён Рубенса – Изабеллы Брант и Елены Фоурмен.

  • Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
  • Саския и Рембрандт: мистическая история любви
  • Портрет Саскии ван Эйленбюрх, Рембрандт, 1633
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Рембрандт ван Рейн и Саския ван Эйленбург
  • Саския ван Эйленбюрх — жена и муза Рембрандта история любви

И вот на этой тихой, хотя и людной улице, поскольку здесь проживал важный в Республике человек – Пенсионарий Бореель, родился их первенец, мальчик, которого 25 декабря 1635 года торжественно отнесли в Олдекерк (Старую церковь). Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх». Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.

В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Позднее, когда Саския ждала ребенка, он писал с нее фигуру плодородия. Саския – с ударением на первом слоге.

В тени между лицом и цветущим жезлом разверзается бездна – опасная каверна, зияющая тьмой. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Однако эта гипотеза явно неудачна. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).

В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Но если в "Симеоне" он, удалив в глубину людскую группу, противопоставил ее богато детализированному и гигантскому окружающему пространству внутри храма, то в "Неверии Фомы" он, резко снизив уровень освещенности, приближает действующих лиц настолько близко к зрителю, что они, частично загораживая друг друга, занимают, в то же время, почти все видимое внутри рамы картины неглубокое пространство. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.

В 1633 году 21-летняя Саския приехала в Амстердам, чтобы погостить у своей кузины Алтье ван Эйленбюрх. Размеры картины: 161х131.

  1. АВТОПОРТРЕТ С САСКИЕЙ Рембрандт ван Рейн
  2. Рембрандт: Портрет жены художника
  3. Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»
  4. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)
  5. «Автопортрет с Саскией» картина Рембрандта
  6. Эскизы и наброски с изображением Саскии

Налет эпатажа, бурлескности, явно присутствующий в картине, – это последняя вспышка молодого бунтарства, которое характерно для всех произведений Рембрандта 1630-х годов. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы.

Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Снизу он загорожен фигурой окончательно пораженного чудом самого близкого к нам ученика на первом плане, который, потеряв сознание, пал на колени перед деревянной скамьей. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Он и его жена Скаукье Озинга произвели на свет восемь детей, четверо из них были дочери.

Фон черноват паркет – серый. Позднее она стала героиней иезуитов и папистов. Но в Автопортрете с Саскией (или в Похождениях блудного сына) основная идея – гимн человеческому счастью.

  1. Портрет Саскии в аркадийском костюме
  2. Литературный портфельчик Искуссницы
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Зримая чувственность Рембрандта

Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. В отдельном кабинете. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. В этой картине есть все, что было принято в искусстве барокко для создания героической эпопеи и в первую очередь есть бурное движение. 175, 5 x 210, 5 см.

В темнице его волосы отросли. На этой встрече в отдельном кабинете настоящая любовь не сорвала с них маски. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Самое главное, он еще никогда не изображал ничей смех. Хотя он успел прославиться и как очень строгий педагог, считающий, что занятия живописью не должны соседствовать с развлечениями.

  • Напишите отзыв о статье Эйленбюрх, Саския ван
  • Отрывок, характеризующий Эйленбюрх, Саския ван
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике

Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы.

Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Через нее просеивается протекающая жизнь. Итак, он посадил женщину себе на колени.

  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • Галереи, серии картин, портретов
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Даже в самых жестоких сюжетах, которые он изображает. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Открытое, светлое лицо Саскии позволяет понять, насколько она любима и какие яркие, вдохновенные мысли и образы она подсказала своему мужу.

Почти так же, как белая повязка на ее голове, бледно ее омертвевшее от страдания изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть тянущейся к сыну правой руки. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже восточные одежды натурщиков. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью.

Три музы Рембрандта 
– Саския, Гертье, 
Хендрикье

Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Чередование покорной и властной Саскии – образ переходящей власти внутри семьи. Что еще нужно.

Через мгновение все потребности будут удовлетворены – голод, жажда, желание. Его влекло к военному делу. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Он желал, чтобы у них было лицо Саскии. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину Солдат и его девка. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.

Принято считать, что в эти годы внутренняя, духовная жизнь модели не вызывала глубокого интереса художника. И добавил золотую цепь, прикрепив ее на плече богатым неграненым самоцветом. Художник явно хочет показать хрупкость, эфемерность мифологического существа. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.

От смеха у нее выбилась прядь волос, появились морщинки у глаз и ямочки на полном лице. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм.

Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Не в роли статистки, хотя в его «Проповеди святого Иоанна Крестителя» кисть улавливала сходство – то с матерью в капюшоне, то с Саскией в экзотическом костюме. Композиция картины по-шекспировски динамична.

Теперь он пишет ее маслом. И первым станет смех Саскии. Они оба разыграли сатирическую комедию нравов. В следующем году Саския скончалась от чахотки. Нож лежит на столе.

Убранство и костюмы изысканны, но во всем этом чего-то недостает. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. Он занимает первый план. Тематика его офортов очень широка. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).

В новом, еще полупустом доме Рембрандт запечатлел событие на рисунке. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы.

Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Всего лишь маскарад.

Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Рембрандт, в силу своего страстного и необузданного темперамента, должно быть, принадлежал к числу мужчин, которые охотно признают себя побежденными перед взором женщины хотя бы потому, что они чувствуют себя слишком сильными. Детали ее портрета явятся повсюду.

Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.

Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Художник работает с тем, что осталось. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.

Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Рембрандт, уже под хмельком, посмеивается. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.

Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Картина – это сито. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью.

Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. В 1639 г., благодаря многочисленным заказам, Рембрандт смог приобрести новый дом на улице Йоденбрестрат, в еврейском квартале, куда и переехал вместе с женой (ныне там расположен Музей Рембрандта). Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Саския была младшей сестрой, а потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), братья заботились о ней до тех пор, пока она не достигла того возраста, когда смогла получить свою долю отцовского наследства.

Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, Автопортрет в шлеме, Саския в виде Флоры и др. ).

Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта— «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Вложил ей в руку бумажный свиток – прошение.

Но Саския будет и Эсфирью, сумевшей отвратить от евреев избиение, подготовлявшееся персами имевшей мужество открыть своему повелителю, что она сама еврейка и что изменник визирь обманывает его. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.

В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Она украсила себя как могла, спрятав под покрывало уши, которые считала некрасивыми. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.

По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Почему они не смеются вместе.

Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). В мае того же года Рембрандт организовал перевозку вещей супругов в новый дом на АнтонисБрестрат. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин.

Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Впрочем, нравится ей эта игра или пугает, она не может от нее отказаться. К вечеру в четверг, когда сгущавшийся сумрак мог избавить от наблюдения вездесущих доносчиков, Спаситель с двенадцатью учениками незамеченным вошел в Иерусалим. Голландский художник Рембрандт ван Рейн был создателем множества талантливых произведений, его гениальные картины широко известны миру. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Обрисовка обстановки сведена к минимуму.

Себе он оставил только шляпу с пером. Тогда он подносил ей зеркало и оба они, молодые и шаловливые, дружно смеялись над чудесными превращениями, которые он придумывал для нее. В том же 1632 году Рембрандт познакомился с Саскией ван Эйленбург, родственницей своего домохозяина.

Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Путь от Саскии-Флоры, написанной в период первой беременности, к этой, познавшей горести и утраты всего за семь прошедших лет, будто бы отражен в символе цветка – единственного, оставшегося от прежнего пышного венка-букета.

Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Мальчика назвали Ромбартусом в честь отца Саскии. В обстановке, в которую он поместил их обоих, он мрачен.

Трое их детей умерли вскоре после рождения. Здесь Рембрандт разрешает сложнейшую задачу светотеневой организации листа, распределения на нем света и теней, направления и ширины черных штриховых линий и белых фрагментов между ними. Но ведь и он прячет бородавку под усами. Кассель.

Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье исповедовавшей кальвинизм.

Становятся понятными слова, приписываемые Рембрандту: "И на самых ничтожных вещах можно научиться осуществлять основные правила, которые окажутся пригодными для самого возвышенного". Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. И она – почему, сидя у него на коленях, она так напряжена, так чопорна. Рембрандт ни в чем не изменил своего образа жизни. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Здесь большую роль играет пейзаж.

Вещие слова сказаны. Достаточно потаенного смысла очертаний, тени и света. Завершая работу над полотном, он все-таки написал и шлем, но поместил его за спиной богини, рядом с копьем и щитом.

Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына». Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Жемчуга и ожерелья – не только украшение ее прелести, но и знак ее могущества.

Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.

Апостолы привстают на цыпочки, нагибаются, вытягивают или втягивают шеи, раскрывают рты, таращат глаза, опускаются на колени. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Он пишет с каким-то самозабвением, без устали гравирует любовь Саскии, безоблачное счастье их молодого супружества рождают в нем чувство всемогущества. Но человек порой задумывается о том, что отвергает художник: например, об утрате смеха.

Саския бесстрашно подхватила игру. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Разительным контрастом к этим выразительным, но как бы еще не вполне одушевленным фигурам слева от Христа и находящегося справа от него Фомы, оказывается коленопреклоненный апостол справа на втором плане.

Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Красавица. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.

Назидательную. Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Годом создания картины стал 1634 год.

Но смех Рембрандта донельзя печален. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Глядя в зеркало, он видит художника с резцом в руке за гравировкой, с усилием вычерчивает себя на меди, врезается в нее, чтобы получить насыщенный, глубокий черный цвет. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги.

Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Полотно демонстрируется в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, здесь все ценители искусства живописи могут полюбоваться этим великолепным произведением. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Ее след будет заметен в его творчестве и после ее смерти.

Наверное, это именно он отступил посреди картины. Он спрашивает себя, не получится ли так, что его непримиримость, неистовство, бесчинства в искусстве (а на самом деле сила, побуждающая его вкладывать в каждое произведение такое богатство чувств, что изображение всегда становится неоднозначным благодаря соединению страдания и наслаждения), не случится ли, что трагизм его темперамента сделает жизнь Саскии полной опасностей. Иоганн был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал гравюру с его портретом.

Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью.

22 сентября 1641 г. был крещен их сын Титус. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Предполагая, что Рембрандт всегда будет в состоянии содержать Титуса, Саския добавила условие, что в случае повторной женитьбы вдовца её состояние переходит не к Титусу, а к одной из её сестер.

С самой свадьбы они жили у дяди Хендрика Эйленбюрха. Холст, масло. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином — признак достатка. Возможно, впоследствии Саския сказала ему, что на этом портрете она выглядит печальной.

Конечно, Рембрандт рассказал Саскии историю Софонисбы. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Это все термины самого Леонардо. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым.

Смех для нее, кираса для него – что это, маски. Ибо он хотел показать печаль греха.

Неужели у Саскии такие длинные волосы, что покрывают ее до пят. Она царит в его мыслях. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.

Он не пристал окружающей роскоши. Заготовлены другие бокалы. В настоящее время находится в Дрезденской галерее.

Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. И подобно этому трагедия Бога стала чисто человеческой трагедией всех собравшихся здесь людей и зрителя. Он вызеленил перо, чтоб оно сочеталось с ее платьем. Ее распущенные волосы струятся до самого пояса.

Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Однако с появлением ребенка потребуется более просторное жилище.

Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Это полотно было преподнесено автором своему покровителю, поэту и государственному секретарю Гюйгенсу в 1636-ом году ныне картина находится во Франкфурте-на-Майне. В то же время не мешало бы и для мастерской подыскать более подходящее помещение. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной.

Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. На женщине шелк Флоры, бархат дамы в шапке ландскнехта. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.

В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Рембрандт хотел, чтобы она поселилась в его живописи. Богиня весны и цветов. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Грустную.

Дела шли все хуже. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Многие считают картину пророческой. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.

Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Он изобразил ее сидящей с распущенными волосами, с лицом, выражающим решимость и доверие. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. Но их усилия оказались тщетными.

Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Он изобразил гуляку. Нидерланды (Голландия).

В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Памятником любви к Саскии является шедевр мастера – «Даная».

Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.

Подчас исследователи творчества Рембрандта пытаются увидеть черты той или иной знакомой им модели в картинах, для которых позировала не Саския. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Саския едва улыбается. Выше было сказано о трех полотнах, но существует еще одна картина Рембрандта под названием Флора. Путешествуя вместе с художником по окраинам города, мы попадаем на какую-то загородную, может быть, деревенскую улочку, уходящую в глубину к стареньким, полуразвалившимся одноэтажным строениям.

Их брак ввел художника в высшие круги амстердамского бюргерства. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома.

«Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Сильнее всего ликование выражено в насыщенном колорите картины, в игре тонко подобранных красочных сочетаний, в движении светотени. Судорожная гримаса пробегает по его оживающему лицу – и всеми этими превращениями управляет стоящий на опрокинутой к нам каменной могильной плите, слева от Лазаря, в центре изображения, спиной к нам, Христос. Рембрандт гордо и радостно смеялся.

Рембрандт предложит ей многие другие. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Занавеси скоро будут задернуты. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином.

Саския вновь оказалась в положении девушки, которую испытующе изучает мужчина, выбранный ею в суженые, девушки неуверенной и заинтересованной в результате – в том, какой образ выйдет из-под его кисти. Точнее, свершится грех чревоугодия и сладострастия. Картинная галерея. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).

Она погляделась в зеркало, рассмеялась и сдвинула берет на ушко. Это уже настоящее признание. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.

Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.

Это ступени одного и того же скорбного пути. Да, поскольку они примеряют на себя образы героев легенд и так же легко с ними расстаются.

Вот они, разгримированные актеры, снявшие с себя облачение роли.

Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.

Это был самый радостный период в жизни художника, годы постоянного художественного маскарада. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен.

Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. Так через три года после "Симеона во храме" Рембрандт вновь изображает группу одухотворенных происходящим на их глазам событием. Окружающий сцену пейзаж – громадный просвет чистого синего неба в левой половине картины, а под ним – буйная зеленая растительность, а вверху справа – верхушка фантастического дерева – дан драматически. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.

Заказов становилось все меньше. Иаков, почтенный патриарх, охарактеризован со сдержанным, величественным достоинством, в то время как Иосиф и его жена наблюдают за ним со смирением и благочестивым почтением. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. Посулы весны выражены лишь натянувшейся на животе тканью. Должна ли любовь присутствовать в их игре.

Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Теперь смеялся он сам играя роль блудного сына, предающегося разврату.

Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.

Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска.

Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Так как картина называется именно автопортретом, всё же многие склоняются к версии, что на картине изображён сам Рембрандт со своей супругой. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Эсфирь была любимым образом протестантов, когда они подвергались гонениям за веру. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.

Кто из них двоих не захотел довести опыт до конца. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне.

«Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Так, стремясь найти соответствие тому потрясающему психическому волнению, которое, по его мысли, овладело живыми существами и сообщилось чуть ли не всей природе, Рембрандт всячески преувеличивает элементы движения. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.

Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.